Меню

Классификация речевых нарушений сводная таблица

Классификация речевых нарушений

Классификация речевых нарушений

В логопедии выделяют две основные классификации речевых нарушений: клинико–педагогическую и психолого–педагогическую. Может показаться, что классификации противоречат друг другу, но это не так, они рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения: клинико педагогическая делает акцент на причинах речевых нарушений, а психолого-педагогическая — на проявлениях речевых нарушений, симптомах и методах коррекционной работы. Оглавление

  1. Клинико–педагогическая классификация
    1. Нарушения устной речи
    2. Нарушения письменной речи
  2. Психолого–педагогическая классификация
    1. Нарушения средств общения
    2. Нарушения в применении средств общения
  3. Сводная таблица речевых нарушений

Клинико–педагогическая классификация

Клинико–педагогическая классификация речевых нарушений

Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Виды нарушений устной речи

Нарушения внешнего высказывания

  • Дисфония (афония) — отсутствие голоса или расстройство речи вследствие патологических изменений голосового аппарата: голос либо совсем отсутствует (афония), либо происходят различные изменения и нарушения в силе и тембре, выражающееся в охриплости, слабости голоса, гнусавости.
  • Брадилалия — патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. При брадилалии речь сильно замедляется, становится нечеткой, теряется способность издавать расчлененные звуки, растягиваются гласные.
  • Тахилалия — патологически быстрый темп речи (около 20–30 звуков в секунду, это примерно в два раза выше нормального темпа речи), часто сопровождающийся повторением или пропуском слов, незамеченным говорящим. При тахилалии фонетическая, лексическая и грамматическая стороны речи не нарушаются.
  • Заикание — нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата и характеризующееся частым повторением или удлинением звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.
  • Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата, которое проявляется в заменах, искажениях и смешениях звуков родной речи. Это происходит по нескольким причинам: из-за несформированности правильного положения артикуляционного аппарата при произнесении тех или иных звуков, из-за неправильного усвоения артикуляционных позиций, из-за дефектов самого артикуляционного аппарата.
  • Ринолалия (гнусавость) — нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата: струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. При ринолалии речь ребенка становится монотонной, невнятной, гнусавой, нарушается произнесение все без исключения звуков родной речи.
  • Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи вследствии поражения центральной нервной системы. Чаще всего дизартрия связана с ранним детским церебральным параличом, но может возникнуть у ребёнка в любом возрасте из-за перенесенных им инфекций мозга.

Нарушения внутреннего оформления высказывания

  • Алалия — полное отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии чаще всего являются органические повреждения речевых зон головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевом периоде развития. Тяжелые степени алалии выражаются у детей в полном отсутствии речи или в наличии лепетных отрывков слов, в лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченным словарным запасом, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.
  • Афазия — речевое расстройство (утрата) уже сформировавшейся речи. Причинами афазии у ребёнка могут быть перенесённые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания нервной системы.

Виды нарушений письменной речи

  • Дисграфия — нарушение письма, не связанное ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма: искажение и замена букв, искажение звукослоговой структуры слова, нарушение слитности написания отдельных слов в предложении. Тяжёлая форма дисграфии называется аграфией и проявляется в полной неспособности к овладению письму.
  • Дислексия — нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, при котором у ребёнка нарушается сам процесс чтения: он не может правильно опознать буквы, в результате чего неверно их воспроизводит и нарушает слоговой состав слов. Из-за этого у малыша искажается весь смысл прочитанного. Крайняя форма дислексии — алексия, неспособность к чтению.

Психолого–педагогическая классификация

Психолого–педагогическая классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

Виды нарушений средств общения

  • Фонетико–фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.
  • Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Читайте также:  Парциальное давление паров воды таблица

Виды нарушений в применении средств общения

  • Заикание — нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией (удлинением) звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающее её ритмическое течение.

Нарушения письма и чтения в психолого–педагогическая классификация не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе фонетико–фонематического и общее недоразвития речи.

Классификация речевых нарушений (сводная таблица)

Источники:

  • «Логопедия: Учебник для студентов дефектолгических факультетов педагогических вузов», Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская;
  • «Логопедия в таблицах и схемах», Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская.

Источник

Наши статьи

Классификация речевых нарушений

Нарушения речи как у взрослых, так и у детей могут быть следствием «неправильного формирования» тех, или иных компонентов психической функции в детском возрасте либо нарушением работы уже сформированной речевой системы вследствие патогенного воздействия на нервную систему человека в более зрелом возрасте.

В зависимости от времени возникновения дисфункции, ее характера и интенсивности изменяются симптомы и качество речевых нарушений. Ниже приведены две наиболее распространенные классификации речевых нарушений, используемые в отечественной системе здравоохранения и образования.

Психолого-педагогическая классификация

Далее приведем пример еще одной классификации речевых нарушений (психолого- педагогическую), разработанную для комплектации детских речевых групп на основании симптома нарушения речи:

Нарушение средств общения

  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
  • Общее недоразвитие речи (ОНР), алалия, афазия

Нарушение применения средств общения

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений

Нарушения устной речи

  • Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте
  • Ринолалия (носовая речь) — нарушения звукопроизношения и тембра голоса из-за анатомического дефекта периферического отдела речевого анализатора
  • Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодической (интонация, мелодика, ритм, высота) стороны речи при недостаточной иннервации мышц, обеспечивающих речевую функцию
  • Дисфония – нарушение голоса (воспаление голосовых связок – ларингиты)
  • Заикание – нарушение темпа и ритма речи из-за судорог мышц речевого аппарата
  • Алалия – отсутствие или недоразвитие речи из-за органического повреждения мозга до 3-х летнего возраста
  • Афазия – отсутствие или распад речи в результате органического повреждения головного мозга после 3-х лет
  • Тахилалия – патологически ускоренный темп речи, повтор и пропуск слогов при сохранных грамматическом, лексическом и фонетическом аспектах речи. В чистом виде встречается редко – чаще в составе других речевых нарушений
  • Брадилалия – патологически медленный темп речи вследствие поражения головного мозга. Чаще встречается в составе других речевых нарушений

Нарушения письменной речи

  • Дисграфия – расстройство письменной речи, проявляющееся в специфических часто повторяющихся ошибках
  • Дислексия – недостаточность чтения. Ошибки восприятия букв
  • Дизорфография – невозможность автоматического применения на практике правил языка

В приведенной выше классификации расстройства устной речи разграничены в соответствии с органическими нарушениями, являющимися причинами этих речевых расстройств. Данные диагнозы ранее традиционно выставлялись врачами (неврологами), а не логопедами и психологами, несмотря на частую недостаточную компетенцию врачей в диагностике речевых нарушений. В настоящее время ситуация меняется и появляется все больше медицинских учреждений, где подобный речевой диагноз выставляется непосредственно речевым специалистом – логопедом, нейропсихологом.

Источник



Таблица «Классификация нарушений речи».

Клинико-педагогическая классификация нарушений речи .

( опирается на содружество с медициной, но виды речевых нарушений не привязываются строго к формам заболеваний; носит этиопатогенетический характер; основывается на совокупности психолого-лингвистических и клинических критериев ориентирована в основном на коррекцию дефекта речи, на разработку дифференцированного подхода к их преодолению, нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений, поэтому основывается на подходе от общего к частному ; направлена на раскрытие нарушения в целом.)

Нарушения речи.

Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи.

Расстройства фонационного оформления высказывания. (нарушение произносительной стороны речи)

Нарушения структурно-семантического оформления высказывания. (системные нарушения речи)

Дисфония — расстройство или отсутствие фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата . ( Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса(дисфония). Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.)

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата . ( Следствие органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелая степень дизартрии – анартрия — невозможность осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дефект проявляется в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о стертой форме дизартрии .)

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. ( неправильное звуковое оформление речи: пропуск звуков, в искаженное произнесение звуков, замена звуков или их смешение.)

Читайте также:  Таблица квадратов до 1100

Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. ( голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. К ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т.е. грубыми анатомическими нарушениями артикуляторного аппарата. Явления назализованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.

Брадилалия — патологически замедленный темп речи .

Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. (разновидности: баттаризм – ускоренный темп, сопровождающийся аграмматизмами, полтерн — ускоренная речь сопровождается необоснованными паузами, запинками)

Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. ( нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Не формируются фонематические, грамматические, лексические языковые средства; грубые семантические дефекты; нарушено управление речевыми движениями)

Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. (в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована, диагноз ставится после 3 лет).

Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения.

( затруднения при опознания и узнавания букв; затруднения при слиянии букв в слоги и слогов в слова; неправильное воспроизведение звуковой формы слова; аграмматизм, искажение понимания прочитанного . Алексия — несформированность процесса чтения (в ходе обучения), невозможность процесса чтения.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма.

( нестойкость оптико-пространственного образа буквы, смешение или пропуски букв, искажения звукослогового состава слова и структуры предложений. Аграфия — несформированность процесса письма (в ходе обучения). Невозможность процесса письма

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи (по Р.Е.Левиной ).

( Построена на основе лингвистических и психологических критериев, для применения в педагогическом процессе, в логопедическом воздействии для работы с коллективом детей (комплектование логопедических групп). Для этого необходимо было найти общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей. Принцип группировки нарушений — от частного к общему .)

Нарушения речи .

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР ) – недоразвитие фонетической стороны речи (нарушение звукопроизношения ).

Фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. (при сохранном слухе и интеллекте!)- нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарн.запаса и грамматического строя.

При УО – системные нарушения речи (СНР)

В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.

Заикание — нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения .

Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

Клинические данные для речевых нарушения КПК.

На каком фоне развивается (органическом или функциональном

В каком звене речевой функциональной системы локализуется; степень нарушения

Прогноз (положительный, частично положительный)

Источник

Тяжелые нарушения речи ТНР

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа нарушений, включающая целый ряд медицинских и логопедических диагнозов. Сюда входят все стойкие в своих проявлениях отклонения речевой системы у детей с нормальным развитием слуха и без первичных нарушений интеллекта.

Критерием для определения речевого нарушения в группу тяжелых служит невозможность ребенка самостоятельно осваивать стандартную общеобразовательную систему. Это обусловлено тем, что вслед за речью снижается вербальная память, отстает логическое мышление, появляются трудности выполнения устных инструкций, плохо развита моторика, а также снижена мотивация, зато у ребенка наблюдаются неуверенность в себе и раздражительность. Из-за тяжелого нарушения речи ребенок мало коммуницирует в обществе, у него нет нормально сформированной не только диалогической, но и монологической речи. Слуховая память, произвольное внимание и продуктивность запоминания также значительно снижены при формальной сохранности логики мышления.

Тяжелые нарушения речи, в отличие от общих, подразумевают полное отсутствие словесного общения или его резкое ограничение в районе 4-5 лет. Возможно произношение отдельных слогов или звуков, но при этом ребенок предпочитает общаться жестами. Такое отставание от разговорных норм развития становится наиболее заметным именно в районе 5 лет, когда нормотипичные дети умеют выговаривать большинство звуков, используют развернутые фразы и предложения. Диагноз ТНР ставится психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) прежде всего для того, чтобы направить ребенка в специализированное коррекционное учреждение. Конкретный медицинский диагноз, входящий в эту группу, может быть поставлен гораздо раньше. Но специалисты склоняются к мнению, что не стоит дожидаться постановки диагноза ТНР комиссией, любые коррекционные мероприятия лучше начинать как можно раньше, как только стали заметны первые трудности с речью ребенка, так как период полной реабилитации длительный. В некоторых случаях можно лишь улучшить речь ребенка, но не привести в норму.

Читайте также:  Самый тяжелый элемент таблицы Менделеева получил официальное название это коперниций с атомным числом 112

Диагнозы, относящиеся к тяжелым нарушениям речи

ТНР является собирательным понятием, где речевые нарушения включают разнообразные диагнозы. В зависимости от симптоматики и этиологии необходимы различные виды коррекции, успех которой во многом зависит от правильной диагностики.

У ребенка с нарушенной речью может быть:

  • алалия – недоразвитие или полное отсутствие речи, связанное с нарушением речевых зон коры головного мозга (бывает экспрессивная и импрессивная, сенсорная, моторная и сенсомоторная);
  • дизартрия (все степени, кроме стертой) – неправильное произношение звуков и интонаций, связанное с первичной недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическое поражение);
  • афазия;
  • логоневроз (заикание) – обусловлен судорогами речевого аппарата и проявляется нарушением плавности и ритмичности речи;
  • общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития);
  • ринолалия.

По некоторым источникам, к ТНР также относят дисфонию, афонию, тахилалию и брадилалию.

Все перечисленные формы нарушений имеют несколько степеней тяжести, что проявляется при диагностике и влияет на дальнейшую коррекцию. При самых тяжелых стадиях ребенок признается ограниченным в своих возможностях, и тогда поднимается вопрос социально-правового характера о предоставлении группы инвалидности.

При данных диагнозах рекомендуется перевести ребенка в специализированное учебное заведение – логопедический сад или в логопедическую группу сада комбинированного типа, где подбирается соответствующая как познавательная, так и коррекционная программа. Основные цели таких заведений сводятся к речевому и познавательному развитию, а также созданию социально-коммуникативной среды для детей с нарушениями.

Отдельно проводятся занятия по физическому воспитанию и художественно-эстетическому развитию как основных элементов общего развития. Важно с момента постановки диагноза регулярно посещать специалистов для наблюдения динамики и своевременной коррекции реабилитационной программы. В зависимости от вида нарушения и его тяжести ребенок может стоять на учете одновременно у нескольких специалистов: невролога, логопеда, детского психолога, дефектолога.

Коррекция тяжелых нарушений речи

Коррекция ТНР всегда длительна, часто требует участия команды специалистов. Поскольку многие диагнозы связаны с органическими поражениями, то необходимо медицинское сопровождение (психиатра, невролога, терапевта, педиатра). Помимо этого необходимы регулярные занятия со специалистами с педагогическим и психологическим образованием. Для снятия психологических блоков нужен детский психолог. Логопед занимается непосредственно коррекцией произношения, дефектолог помогает в развитии мышления, памяти.

Прогноз улучшений зависит от постоянства и регулярности занятий. Когда ребенок пропускает несколько уроков подряд, накопленные умения теряются,и специалистам приходится все начинать заново.

Сложность реабилитации также состоит в том, что для каждого ребенка составляется индивидуальная программа работы, включающая все его особенности. Сюда входят:

  • логопедические упражнения для коррекции основного нарушения;
  • логопедический массаж и артикуляционная гимнастика;
  • развитие высшей психической деятельности и моторики;
  • улучшение психо-эмоционального состояния и социальной адаптации.

Оптимальный возраст для начала занятий – 3 года. Именно в этот период есть возможность выровнять задержку развития речи и избежать постановки одного из диагнозов психоневрологической области.

Не каждое нарушение поддается коррекции, все зависит от ситуации и степени тяжести нарушения. Случаи с органическими поражениями коры и иннервационного аппарата требуют более длительной и серьезной коррекции. А логоневроз, обусловленный психотравмой, изначально имеет более благоприятный прогноз.

Немаловажна роль родителей, которым необходимо активно включаться во все этапы развития ребенка. Важно обеспечить строгое соблюдение режима дня и поддержание спокойной атмосферы в семье, так как эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно развита.

Специалисты центра Ember оказывают помощь детям с тяжелыми нарушениями речи на любой стадии. На консультации дефектологи и психологи дают рекомендации относительно смены модели взаимодействия с ребенком, что помогает улучшить взаимопонимание и облегчить выполнение домашних заданий. К примеру, мы применяем дополнительные наглядные материалы (карточки, игрушки) для улучшения восприятия вербальной информации.

Тяжелые нарушения речи требуют ежедневного внимания к деталям, постоянных коррекционных занятий и тесного сотрудничества всех специалистов и родителей.

Для успешной коррекции ТНР важно, чтобы детско-родительские отношения были гармоничными. Если родители испытывают чувство вины, повышенную тревожность, это может привести к гиперопеке ребенка и тормозить коррекцию его состояния. В этом случае рекомендуется проработать эмоции и страхи с семейным психологом.

В нашем центре есть все условия для успешной коррекции тяжелых нарушений речи.

Источник