Меню

Консул это значимый пост в сфере международных отношений

Консул – это значимый пост в сфере международных отношений

Консул – это должностное лицо, которое назначается правительством с согласия другого государства. Консул осуществляет защиту интересов и прав пребывающих в другой стране подданных своей страны. Эта должность отличается от дипломатических агентов, так как защищает социально-экономические интересы.

Немного истории

Консульская должность впервые была введена в первом веке до нашей эры. Во время стремительного разрастания империи, бесконечных войн державе требовались новые государственные должности, упрощающие общее управление страной.

Консул в Риме – это одна из высоких коллегиальных должностей. Их было сразу двое, и избирались они сроком на один год. Учредили коллегию двух консулов уже после изгнания Тарквиния Гордого. Сначала консулов выбирали только из патрициев, но после борьбы между ними и плебеями последние также получили право быть избранными.

Права и обязанности консулов в Древнем Риме

В Риме консул — это человек, который обладал высшей военной и гражданской властью. Они могли набирать легионы и возглавлять их, созывать комиции и сенат, председательствуя там, назначать диктаторов и проводить ауспиции. Изначально консулы имели право вести все судебные процессы, затем оно перешло к преторам.

Консулы имели помощников (квесторов) и знаки отличия: тоги с пурпурной широкой каймой, кресло, украшенное слоновьей костью, постоянное сопровождение из 12 ликторов. По окончанию срока консульства они получали звание проконсула и провинцию в личное управление. Впоследствии консулы утратили свою основную власть, и должность перешла в почетный титул, а вместо выборной стала назначаемой.

В современное время в Риме консул — это должностное лицо, которое назначается постоянным представителем в районе или городе другой страны для того, чтобы защищать юридические и экономические интересы не только своей страны, но и своих подданных. Основное направление работы консульства – выдача виз и забота о гражданах, находящихся на территориях вверенных им государств. В основном функции, которые выполняет консул Рима, совпадают с теми, которые выполняют на той же должности и в России.

Обязанности консула России

Консул – это государственная должность, поэтому предполагает определенные обязанности, возложенные государством на должностное лицо:

Источник

Римский Сенат: его состав, функции и недостатки

Поначалу Сенат состоял из ста сенаторов, и все они были патрициями. Один из царей увеличил количество сенаторов до трехсот, что отражало появление новых избирательных триб, но при этом наследственные привилегии сенаторов оставались неизменными.

Ко временам Юлия Цезаря Сенат насчитывал почти восемьсот членов, но в основном это были сторонники Цезаря. Провинциальным кандидатам требовалось много времени, чтобы пробиться в Сенат.

Поначалу задачей сенаторов являлся выбор консулов из числа заметных политических фигур. Когда у консулов завершался срок пребывания на должности, они становились сенаторами.

Поскольку сенаторам не платили за их работу, многие из них стали торговать правительственными должностями, предоставляя их своим знакомым или близким родственникам. В конечном итоге это привело к целой эпохе коррупции, во время которой сенаторы заботились только о своих интересах, а не об интересах народа.

В дальнейшем Сенат стал подготавливать законодательные проекты, наблюдал за финансами, международными делами и государственной религией. Согласно римской конвенции о консультациях и спорах сенаторы на законном основании давали свои оценки готовящимся законам. И если они считали, что предложенные консулами законы наносят вред республики, то имели право отклонять эти законы.

Сенаторы носили туники с широкой пурпурной полоской и буквой «С», предположительно это означало centum( сто), изначальное количество членов Сената.

Когда политика императора вызывала неодобрение, в Сенате проводили чистки с целью устранения оппозиции.

Источник



Правомочия консулов и правомочия преторов

Рассмотрим особенности правомочий консулов и установим состав правомочий преторов.

Правомочия консулов

Консулы были высшими правительственными чиновниками в Риме. Они открывали заседание сената и выступали в нём в качестве председателя. Консул председательствовал и в центуриатных комициях. Правомочия консула при необходимости позволяли ему представлять государство во внешних отношениях.

Консулу принадлежали обширные судебные правомочия: он имел право приговаривать даже к смертной казни или крупному штрафу. Консул надзирал за осуществлением культовых мероприятий и т.д. При этом консульская власть представляла собой преимущественно военную силу.

Греческие авторы, которые побывали в Риме, именовали консулов стратегами.

Права и правомочия консулов в период войны в войсках обозначаются термином IMPERIUM MILITIAE.

Он осуществлял набор римских граждан в армию. После укомплектования войска воины приносили присягу консулу. После проведения религиозных обрядов войско выходило за пределы города, а консул наделялся правомочиями полководца.

Отдельная армия консула и театр военных действий, в пределах которого реализовывалась единоличная консульская власть, именовались «провинцией».

Он обладал правомочием назначать командный состав. В данном вопросе между Афинами и Римом имелось определенное различие. Консулы имели право объявлять войну тем народам и странам, через территорию которых проходили их армии. Однако объявленная им война не представлялась главной. Ею являлась война, которая объявлялась только сенатом, либо с его одобрения.

Сфера действий консулов определялась трояким путем: жребием между коллегами, соглашением между коллегами, по указанию сената.

Он имел и финансовую власть, так как сенат выделял для ведения войн огромные денежные ресурсы.

Консул реализовывал высшую уголовную и гражданскую юрисдикцию в войске. Он имел право на распоряжение захваченным имуществом.

Консул обладал правомочием на заключение перемирия с врагом Римского государства. Однако договор, который заключался им с противником, имел только предварительный характер и нуждался в ратификации сената.

Ограничения власти консулов

Однако власть консула не имела абсолютного характера, она сопровождалась рядом ограничений:

– срок данной магистратуры составлял один год;

– любой консул мог наложить запрет и приостановить распоряжение своего коллеги;

– приговор, который выносился консулом в пределах города, мог быть обжалован в народном собрании.

Сенат контролировал поведение консула на войне. Он должен был посылать сенату информацию о ходе военных действий, а также запрашивать у сената указания на сценарий поведения. Сенат прикреплял к консулу специальное лицо (квестора) для контроля над процессом расходования средств, которые выделялись для военных нужд.

Консул мог быть привлечён к судебной ответственности в следующих случаях: за потерю и гибель войска, за неудовлетворительный результат сражения, за неправильное и нерациональное расходование денежных сумм, выделенных на войну и т.д.

Правомочия преторов

В 367 году до нашей эры была введена новая должность – претора. Претор обладал рядом правомочий. Он в первую очередь выполнял административные функции. Претор был обязан следить за общественным порядком в городе. Соответственно, он представлял собой своеобразного градоначальника.

Претор считался младшим коллегой консула. В данном качестве он выполнял гражданские и военные функции консулов, т.е. командовал войском, выступал председателем в народном собрании и т. д.

Преторы избирались сроком на один год в центуриатных комициях. С 242 года до нашей эры стали избирать двух преторов. Один претор руководил делами римских граждан, а второй претор заведовал делами иностранцев.

Источник

История. 5 класс

Конспект урока

История, 5 класс

Урок 26. Устройство Римской республики

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Народное собрание в Древнем Риме.
  2. Сенат в Древнем Риме.
  3. Борьба плебеев за политические права.

Консул это выборное должностное лицо в Риме эпохи республики, обладавшее высшей военной и гражданской властью.

Народный трибун – должностное лицо, избирался из числа плебеев и призван был защищать их права, используя право вето (запрета) на решения патрициев.

Народное собрание высший государственный орган. В его полномочия входило принятие законов, решений о войне и мире, избрание должностных лиц.

Читайте также:  Как в СКД накрыть колонки шапкой

Патриции – изначально коренные полноправные граждане Римского государства, противостоявшие плебеям, позднее знатные роды римского общества.

Плебеи – неполноправные граждане Римской республики, постепенно добившиеся уравнения с патрициями, со II века до н.э. низший, бедный слой граждан Рима.

Сенат совет, в который входило 300 человек. Любой законопроект должен был быть обсужден в Сенате, прежде чем попасть на рассмотрение собрания. Обладал большой властью в Риме.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
  3. Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. – М.: Учпедгиз, 1993.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Установив республику, римляне создали государство как в греческой демократии, в котором власть принадлежала народу.

Народное собрание решало важнейшие дела республики, принимало законы. Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам – магистратам. Все магистраты избирались на один год. Свои обязанности они исполняли безвозмездно и были ответственны перед народным собранием. Таким образом, в республике сложилась система народного представительства.

Каждый год римляне собирались на Марсовом поле, чтобы избрать из числа коренных полноправных граждан, которых называли патрициями, двух консулов. Они были высшими должностными лицами республики. Консулы управляли государством, созывали сенат и народное собрание. Но главной их функцией было предводительствовать войсками. Даже годы в Риме назывались их именами.

В условиях войны и при других чрезвычайных обстоятельствах по предложению сената мог быть назначен диктатор сроком не более чем на шесть месяцев. Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и сенатом. Также избирались 8 преторов – которые должны были стать судьями. 4 эдила – наблюдали за порядком на улицах, рынках и устраивали зрелища. 2 цензора – руководили общественными работами, сбором налогов, заключали государственные договоры.

Наряду с народным собранием важную роль в управлении республикой играл сенат. Число сенаторов увеличилось со 100 до 300 человек, а в более позднее время до 600. Сенаторы были одними из самых знатных граждан республики, обычно их назначали из числа отслуживших свой срок высших магистратов.

Члены сената носили белую тогу с пурпурной полосой. Заседания сената проходили в специальном здании – курии, расположенном на Форуме. Сенат рассматривал различные проекты законов, которые затем утверждались в народном собрании. Сенаторы ведали отношениями с другими государствами.

Члены сената (инсценировка)

Звание сенаторов было пожизненным и очень почётным. От сенаторов требовалось безупречное поведение.

Ежегодно избирали десять народных трибунов. Ими могли стать только плебеи (неполноправные граждане).

Почему народным трибуном мог быть только плебей? Они защищали интересы простого народа, предлагали новые законы, а также могли наложить запрет на решения сената или консулов, произнеся лишь одно слово «вето» – что значит «я запрещаю».

Это стало возможным после продолжительной борьбы плебеев с патрициями за равенство в сфере власти.

В римской республике существовало рабство, но рабов было ещё немного. Рабы были совершенно бесправны. Они сами и их жизнь принадлежали хозяевам. Первоначально рабы были заняты преимущественно в домашнем хозяйстве. Со временем численность рабов возросла, их труд всё шире использовали на самых тяжелых работах.

Римляне создали многочисленную и боеспособную армию. Она делилась на легионы. Служба в армии была одной из основных обязанностей гражданина. Основную массу воинов-легионеров составляли землевладельцы. Безземельных жителей долгое время не набирали в армию. Римляне считали, что бедняки не знают, что такое собственность, а значит и сражаться им не за что.

В обычное время римляне набирали четыре легиона. В каждом легионе было около 4,5 тысяч человек: 300 из них – всадники, остальные – пешие воины. Также к легионам приписывались отряды «союзников» (из покорённых Римом земель Италии). В таком отряде было около 5 тысяч воинов.

Основное вооружение римского легионера состояло из короткого меча, копья, большого изогнутого щита. На тело надевалась кольчуга без рукавов или металлический доспех. Голову воина защищал шлем.

Перед боем основные силы римляне строились в три линии в шахматном порядке. Впереди находилась лёгкая пехота. Задачей этих воинов было метание дротиков в противника и быстрое отступление за спины легионеров. Первая линия состояла из юношей призывного возраста (в Древнем Риме он составлял 17 лет). Вторая – из воинов постарше и покрепче. В третьей линии находились самые надежные и опытные легионеры. Они вступали в бой, только если первые две линии не могли одолеть врага.

Римская конница во время боя защищала пехоту с флангов. При победе преследовала разбитого противника. В военных походах, даже останавливаясь на одну ночь, римляне строили укрепленный лагерь. В самом простом исполнении место ночёвки легиона окружалось рвом и валом, изгородью из подручных материалов. В том случае, если в лагере было нужно провести некоторое время, римляне возводили настоящую крепость, огражденную, помимо рва и вала, частоколом со смотровыми башнями. Внутри устанавливалась палатка командующего и палатки воинов. Такой лагерь был надежной защитой для отдыхающего войска.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».

Каждый год из числа патрициев избирали двух консулов.

В условиях войны народным собранием избирался диктатор.

Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами, но не над сенатом.

Пояснение: Если обратиться к тексту урока, то можно убедиться, что первое утверждение верное, действительно, каждый год из числа патрициев избирали двух консулов. Второе утверждение неверно: в условиях войны диктатор назначался не народным собранием, а по предложению сената и не более чем на шесть месяцев. Третье утверждение тоже неверно, диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и над сенатом.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам –___________.

Ответ: магистратам.

Пояснение: Постарайтесь внимательно изучить текст урока и вспомнить, что Магистрат (лат. Magistratus – «Начальство») – сословный орган городского управления. В Древнем Риме – должностное лицо, избираемое населением на 1 год, для безвозмездного исполнения государственных функций. В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и, совместная с сенатом, значительная часть административных функций.

Источник

Консул (Древний Рим)

Консул (Древний Рим)

Vexilloid of the Roman Empire.svg

    1 История

      1.1 Консулат в Римской Республике

    2 Консулы-суффекты 3 Консулы времен Империи 4 Полномочия и обязанности

      4.1 Обоьвязкы консулов ??во времена Республики 4.2 Гражданская сфера деятельности консулов 4.3 Военная деятельность консулов

    5 Предотвращения злоупотреблений 6 Губернаторство 7 Назначение диктатора 8 Права и обязанности консулов ??во времена Империи 9 Датировка

Введение

Консул ( лат. consul ) — Высший выборный магистрат в Древнем Риме.

Должность консула была коллегиальной, то есть консулов ??было сразу двое, избирались они на один год в центуриатных комициях. Каждый консул имел право вето на решение своего коллеги.

Согласно римской традиционной историей, консулы сначала выбирались только с патрициев, но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 г. до н. е. один из консулов ??стал избираться из плебеев (первым из плебейских консулов ??стал Луций Секста).

Консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, проводили ауспиции и т. д. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов ??неограниченными полномочиями.

Помощниками консулов ??были квесторы. В римской системе летоисчисления года обозначались именами консулов ??данного года (они именовались лат. consules ordinarii ).

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). После окончания срока должности консулы получали в управление какую-либо провинцию и звание проконсула.

В эпоху империи консулы утратили реальную власть, эта должность превратилась в почетный титул, а с выборной должность превратилась в ту, которая назначается.

1. История

1.1. Консулат в Римской Республике

После легендарного изгнания последнего этрусского царя Луция Тарквиния Гордого и конца Римского Царства, обязанности и полномочия царя в большей степени перешли к вновь созданного института консулов. Сначала консулов ??называли преторами («лидерами») согласно их обязанностями главнокомандующих. В 305 г. до н. е. наименование должности изменилось на «консул»; в латинском языке consulere означает «советоваться». Титул претора перешел к совершенно иной должности.

Считалось, что институт консулов ??берет свое начало от традиционной даты установления Республики в 509 г. до н. е., но в V веке до н. е. последовательность консулов ??не была непрерывной. В мирное время консулы имели широкие полномочия (административные, законодательные и судейские), а во время войны часто возглавляли армию. Дополнительные религиозные обязанности включали некоторые полномочия, которые через свою официальную важность, могли производиться высшими должностными лицами государства. Двое консулов ??избирались ежегодно, служили вместе, каждый имел право вето на действия своего коллеги. Считается, что изначально право стать консулом имели лишь патриции. Консулы избирались Центуриатные комиции, в которой преобладала аристократия. Однако, формально получали власть только после ратификации их кандидатур в куриатные комиции, которая предоставляла консулам империй согласно закону lex curiata de imperio.

Традиционно консулами становились лишь патриции, и только в 367 г. до н. е. плебеи получили право пребывания на высшем государственном посту по закону Lex Licinia Sextia, который устанавливал, что по меньшей мере один консул ежегодно должен быть плебеем. Первым плебейским консулом стал Луций Секста, которого избрали следующего года. Современные историки, однако, ставят под сомнение традиционную оценку положения плебеев времен ранней Республики, обращая внимание на то, что около трети консулов ??в Секстия имели плебейские, не патрицианские имена. Возможно, что существующая хронология была несколько искажена, но очевидно, что один из первых консулов, Луций Юний Брут, происходил из плебейского семьи. Другим объяснением этого может быть гипотеза о том, что в течение социальной борьбы в V веке, должность консулов ??была постепенно монополизирована патрицианской элитой.

Во время войны главным критерием отбора консулов ??было военное умение и репутация, но во все времена выборы должны политическое значение. Со временем консульство стало обычной конечной точкой cursus honorum — последовательности должностей, занимаемых лицо. Когда Сулла законодательно урегулировал cursus, минимальным возрастом для избрания консулом фактически стал 41 год.

Во времена Поздней Республики, после окончания срока полномочий, бывший консул обычно некоторое время занимал должность проконсула — губернатора одной из римских провинций подчинялись Сенату. Чаще из всех провинции для проконсульства избиралась Цизальпийська Галлия.

2. Консулы-суффекты

Если консул умирал до конца своего срока (что не удивительно, когда консулы находились на передовой линии и военных действий) или был снят с должности, на его место избирался консул-суффект ( лат. consul suffectus ), Исполнявший обязанности консула до следующих выборов.

Когда Октавиан Август установил принципат, он изменил политическую природу консулата, лишив его большей части военных полномочий. Хотя титул консула все еще был почетным и обязательным для некоторых должностей, много консулов ??уходили в отставку в течение года, позволяя другим становиться суффектамы. В результате, около половины чиновников в ранге претора имели возможность стать консулами. Иногда консул-суффект в свою очередь также уходил в отставку, тогда назначался новый консул-суффект. Своей высшей точки эта практика достигла при правлении Коммода, когда в 190 г. на должности консулов ??находилось последовательно 25 человек.

3. Консулы времен Империи

Императоры часто назначали на должность консулов ??самих себя, своих протеже или родственников, несмотря на возрастные требования. Например, император Гонорий стал консулом при рождении. Дион Кассий утверждает, что Калигула хотел сделать консулом своего коня Инцитат, но был убит до того, как смог воплотить свое намерение в жизнь.

Быть консулом было очень большой честью и эта должность оставалась главным символом недвижимого республиканского устройства. Возможно, для приобретения формальной легитимности, Галльская Империя, отделившейся от Римской, на протяжении своего существования ( гг) имела свою пару консулов. Перечень консулов ??этого государства пока неполный, составлен на основе надписей и монет.

Одной из реформ императора Константина I (правил в гг) было назначение одного из консулов ??к Рима, а другой — к Константинополя. Поэтому, когда Римская Империя разделилась на две части после смерти Феодосия I (правил в гг), император каждой из частей получил право назначать одного из консулов; также один из императоров мог по многим причинам позволить своему коллеге назначить обоих консулов.

В VI веке все реже стали назначать консулов, и в правление Юстиниана I ( гг) должность консула окончательно исчезла. В Западной Римской Империи последнее консулом в 534 г. стал Деций Павлин, а в Восточной — Аниций Фауст Альбин Базиля в 541 г. Датировка лет за консулами было отменено в 537 г., когда Юстиниан ввел датировки за годом правления императора и индикт.

Во времена Юстина II (правил в гг) назначение на должность консула стало частью процедуры коронации нового императора; последнее свидетельство о назначении консулом относится к 632 г., когда титул консула получил будущий император Констант II. Юридически должность консула существовала до начала IX века, когда Лев VI итоге ее отменил. С того времени греческие аналоги титулов консула и экс-консула, hypatos и apo hypaton, стали относиться к менее почетных.

Несмотря на это, в 739 г. титул римского консула был предложен Папой Римским Шарлю Мартель, однако тот отказался его принять.

4. Полномочия и обязанности

4.1. Обоьвязкы консулов ??во времена Республики

После изгнания царей и установления Республики, вся власть, принадлежавшая царям, перешла к двух ведомств: консулов ??и Священного царя ( лат. rex sacrorum ). Последний взял на себя функцию высшей духовной власти, тогда как консулам было предоставлено гражданскую и военную власть — империй ( лат. imperium ). Однако, с целью предотвращения концентрации власти в руках одного лица, империй был распределен между двумя консулами, каждый из которых имел право вето на решение своего коллеги.

Консулы представляли исполнительную власть в государстве и возглавляли республиканское правительство. Сначала консулы имели широкие полномочия в исполнительной и судебной сферах, но с развитием римской судебной системы некоторые функции перешли от консулов ??в других чиновников. Так, например, в 443 г. до н. е. консулов ??был лишен права на ценз, которое в свою очередь было предоставлено цензорам. Второй функцией, отобранной в консулов, стало право на судопроизводство. В 366 г. до н. е. позицию верховных судей вместо консулов ??заняли преторы. С тех пор консулы имели право выступать в качестве судей только в чрезвычайном случае и согласно специальным декретом Сената.

4.2. Гражданская сфера деятельности консулов

Большую часть времени власть распределялась между гражданской и военной сферами. Пока консулы находились в померии (в пределах города Рим), они возглавляли правительство, а другие должностные лица, за исключением плебейских трибунов, им подчинялись в своих должностей. Внутренний государственный аппарат республики контролировался консулами. Они также имели право вызовов в суд и арестов, которое однако было ограничено правом обжалования консульских решений.

В пределах своих исполнительных функций консулы были ответственны за осуществление постановлений Сената и законов комиций. Иногда, в экстренных случаях, консулы имели возможность действовать самостоятельно и по своему усмотрению. Консулы также выступали в качестве официальных представителей Римского государства в международных отношениях. До того, как любой посол другого государства попадал в Сенат, он встречался с консулами, которые представляли посланника Сенату и проводили переговоры между Сенатом и другими странами.

Консулы имели право созыва Сената и председательствовали на его собраниях. Каждый консул ежемесячно выступал в качестве председателя Сената. Они также имели право созыва любой из трех римских комиций (куриатные, Центуриатные и трибутные) и председательствовали над ними. Таким образом, консулы руководили выборами и выдвигали на голосование законопроекты. Если ни один из консулов ??не присутствовал в городе, их гражданские полномочия брал на себя городской претор ( лат. praetor urbanus ).

При каждой публичной появления консулов ??сопровождали двенадцать ликторов, которые символизировали величество консульства и выполняли обязанности личной охраны. Каждый ликтор держал фасции — связку прутьев, в котором находилась топор. Прутья означали право наказания, а топор — смертная казнь. В черте города ликторы убирали топоры с фасций, в знак того, что ни один гражданин не может быть наказан без судебного приговора. Заходя в Центуриатные комиции ( лат. Comitia Centuriata ), Ликторы имели опускать фасции, показывая, что власть консулов ??происходит от римского народа ( лат. populus romanus )

4.3. Военная деятельность консулов

За пределами Рима власть консулов ??была намного больше в качестве главнокомандующих всех римских легионов. Именно в этой роли консулы имели неограниченную власть. Когда по декрету Сената объявлялся военное положение, консулы проводили набор рекрутов на Марсовом поле. Вступая в армии, каждый солдат имел присягу на верность консулам. Также консулы контролировали сбор военных сил, выставленных союзниками.

В черте города консул имел право наказывать и арестовывать любого гражданина, но не мог наложить смертный приговор. Однако во время военной кампании, консул мог по своему усмотрению выносить любое наказание солдату, офицеру, свободном гражданину или союзнику. Каждый из консулов ??командовал армией, обычно состояла из двух легионов, с помощью военных трибунов и квестора, который отвечал за финансовую часть. В редких случаях, когда в поход выступали оба консулы, они командовали армией по очереди, ежедневно меняя друг друга. Типичная армия тех времен насчитывала примерночеловек и состояла из двух римских легионов и двух союзнических. Во времена ранней Республики противники Рима жили в центральной Италии, поэтому кампании продолжались несколько месяцев. С расширением римских границ, продолжительность военных действий увеличилось. Древний Рим был воинственной государством, и очень редко не вел войны. Поэтому когда консул приступал к исполнению консульских обязанностей, от него ожидали, что он победит врагов Рима и расширит государственные границы, а его солдаты надеялись вернуться домой с добычей. Если консул получил блестящую победу, его войска приветствовали его как императора, а сам он мог требовать право триумфа.

Каждый консул командовал армией так, как считал нужным, и имел неограниченную власть. Однако, в конце кампании, он мог преследоваться в судебном порядке за его преступления (например, ограбление провинций или хищение государственных средств)

5. Предотвращения злоупотреблений

Для предотвращения злоупотребления консульским властью каждом консулу предоставлялось право вето на решение своего коллеги. Поэтому, за исключением провинций, где один из консулов ??был командующим местными войсками, консулы могли действовать лишь в согласии, или, как минимум, не против друг друга. Если против одного из консулов ??предъявлялось обвинение, то его коллега мог подать апелляцию, и, если она имела успех, обвинения снималось. Во избежание нежелательных конфликтов, ежемесячно только один из консулов ??выполнял свои обязанности. Имеется в виду не то, что другой консул был временно лишен власти, а лишь то, что первый из них имел возможность действовать без помех. Следующего месяца консулы менялись ролями, и так продолжалось в течение всего срока консулата.

Другим средством контроля консулов ??был тот факт. что по окончании срока полномочий каждый из бывших консулов ??мог быть привлечен к ответственности за свои поступки во время пребывания на этом посту.

Также существовало три ограничения консульской власти: короткий срок полномочий (один год), четкое определение их обязанностей Сенатом и невозможность повторного участия в выборах консула сразу после окончания первого срока. Обычно период между консулат составлял десять лет.

6. Губернаторство

После окончания консулата, Сенат назначал консула на пост губернатора провинции. Провинции, куда предназначался каждый из консулов, определялись путем жеребьевки, которое проводилось в конце консулата.

Таким образом, консул по окончании своих полномочий становился проконсулом, а его власть ограничивалась одной из многочисленных провинций Республики и уже не распространялась на всю страну, а в других провинциях даже была незаконной. Также проконсул не имел права покидать провинцию до окончания срока своих полномочий или до приезда своего преемника, за исключением лишь редких случаев, когда на это был специальное разрешение Сената. Срок проконсульства составлял преимущественно от одного до пяти лет.

7. Назначение диктатора

Во время кризиса, особенно когда римские территории находились под угрозой вражеского нападения, консулы, по предложению Сената, назначали диктатора, которому предоставлялась верховная власть в государстве на период не более 6 месяцев. Течение диктатуры полномочия консулов ??временно прекращались.

8. Права и обязанности консулов ??во времена Империи

После того, как Октавиан Август стал в 27 г. до н. е. императором и установил принципат, консулы потеряли большую часть своей власти и обязанностей. Хотя это еще была самая высокая должность в государстве, в условиях абсолютной верховной власти императора консулы стали лишь символом республиканской наследия. Все чаще консульское должность обнималась самим императором и наконец стала чисто императорской, за консулами в Римской Империи, однако, осталось право председательствовать в Сенате. Также в исключительных случаях консулы имели право вершить правосудие и представляли игры в Circus Maximus и все торжественных церемониях в честь императора, проводившихся за их собственный счет.

По окончании срока полномочий бывшие консулы (проконсулы) обычно занимали должности губернаторов римских провинций, на которых служили от трех до пяти лет.

9. Датировка

Каждый год назывался по имени консулов, правивших в этом году (подобно года царствования в монархии), хотя существовало практичнее датировка «от основания города» (т. е. от даты основания Рима). Например, 59 г. до н. е. назывался «консулатом Цезаря и Бибула», ведь консулов ??этого года звали и Марк Кальпурний Бибул — хотя фактически вся власть принадлежала Цезарю, именно поэтому иногда этот год шутливо называют «консулатом Юлия и Цезаря».

В латинском языке для обозначения даты обычно использовалась такая конструкция как абсолютный аблатив. Как пример — «M. Messalla et M. Pupio Pisone consulibus», что литературным языком можно перевести как когда консулами были «Марк Мессалла и Марк пупе Пизон» (Caesar’s De Bello Gallico)

Источник