Меню

Коуш для троса и каната надежная защита от повреждений

Коуш для троса и каната – надежная защита от повреждений

Коуш для стального каната или троса — это оправа, изготавливаемая из углеродистой стали высокой прочности, которая может иметь различную форму: круглую, треугольную или каплевидную. Предполагается, что такое полезное устройство, как коуш, изначально использовалось для оснащения корабельных канатов и тросов. Название данного приспособления, которое сегодня активно применяется в строительной сфере, имеет голландские корни и в переводе означает «чулок» (kous). Немудрено, что авторами данного устройства также считают голландцев.

Коуш DIN 6899B

Применение коуша для повышения надежности тросов

Петлеобразные концы тросов и канатов (огоны) надеваются на коуш и надежно удерживаются на нем за счет формы его сечения, которое имеет конфигурацию желоба. В зависимости от сферы применения, размеров огона и испытываемых нагрузок, коуш для канатов или тросов может иметь различные размеры. Некоторые модели коушей для судовых канатов, к примеру, могут весить до 40 кг, а устройства, используемые в строительной сфере и быту, отличаются небольшими габаритами и весом. Основной технологией, используемой при производстве коушей, является ковка.

На выбор размера коуша основное влияние оказывает диаметр троса, для которого он будет использован. К размерам такого устройства относится его диаметр, равный максимальному диметру круга, который можно вписать в его внутреннюю часть, а также радиус канавки его желобка, измеряемый в поперечном сечении коуша.

Разновидности коушей

Коуши по своему конструктивному исполнению и области применения подразделяются на круглые, вантовые, судовые, кислотоустойчивые, клиновые гнезда. Подробнее рассмотрим их особенности.

  • Круглый коуш для тросов — это оцинкованное изделие, имеющее форму цельного кольца. При использовании таких изделий петля троса имеет форму ровного круга.

Круглый коуш для тросов

Круглый коуш для тросов

  • Судовой коуш, имеющий каплевидную форму, производят методом горячей ковки. Такие изделия подразделяются на два основных типа: для использования в комплекте со стальными канатами (тип С) и коуши, используемые с канатами, изготовленными из растительных материалов (тип Р). В маркировке таких коушей, кроме обозначения их типа, также приведено значение максимальной нагрузки, которую способен выдержать такой крепеж. Судовой коуш, в маркировке которого присутствует, к примеру, цифра 400, способен выдержать нагрузку в 40 тс.
  • Вантовой коуш, отличающийся небольшим внутренним диаметром, сегодня используется не только для судовых канатов, но и в сфере строительства для фиксирования и закрепления различных механизмов и металлоконструкций.
  • Кислотоустойчивый коуш, которые отличается блестящей поверхностью, используется на производственных предприятиях, где велик риск их контакта с агрессивной средой. Производятся такие изделия из сталей, обладающих высокой устойчивостью к коррозии и воздействию кислот (М1-М12).
  • Полу-коуши — изделия, предназначенные для тросов больших диаметров, использующихся для подъема и буксировки грузов.
  • Клиновые гнезда или обоймы — устройства, с помощью которых тросы фиксируются в грузоподъемных механизмах. Такой коуш состоит из нескольких конструктивных элементов: обоймы, вставки и клина, за счет которого и происходит заклинивание каната между вставкой и корпусом обоймы.
  • Есть также коуши, которые используются только для тросов из синтетических материалов. Особенность конструкции таких изделий состоит в том, что боковая часть его желоба полностью закрыта, что не дает легкому тросу из синтетики выскальзывать из него.

Коуш для синтетического троса

Коуш для синтетического троса

Способы фиксации троса на коуш

Коуши для каната или троса будут бесполезны, если сам огон не обладает достаточной надежностью. Формировать петли на концах тросов можно различными способами. Если нагрузки, приходящиеся на трос, будут незначительными, то сформировать петлю можно при помощи обычного хомута или металлической трубки, которая расплющивается после того, как с ее помощью на конце троса сформирован петля. Посмотреть подробности такой несложной технологической операции можно на фото, которые не составит труда найти в интернете.

Для того чтобы сделать более надежную петлю на конце троса, вам потребуется расплести его на две части, приблизительно равные друг другу по толщине и количеству волокон. Распустить конец троса необходимо на длину приблизительно 30 см. Такую процедуру следует выполнять в перчатках, чтобы не поранить руки стальными волокнами. Две распущенные половинки троса перекрестно помещаются в желобок коуша и соединяются с нераспущенной частью троса. Самое главное, обеспечить такое соединение высокой надежностью. Для этого каждая половинка распущенной части пропускается между витками нераспущенной, для чего используется отвертка, с помощью которой витки раздвигаются, и в полученный просвет пропускается распущенная часть. Для большей надежности полученное плетеное соединение можно дополнительно усилить хомутами, расплющенной трубкой или проволочными закрутками.

Один из способов фиксации троса с коушем

Один из способов фиксации троса с коушем

Важность выбора канатов и тросов

Правильно подобрать и закрепить коуш для каната — это только половина дела. Не менее важной процедурой является и выбор самого каната, который должен выдерживать приходящиеся на него нагрузки. Основой конструкции любого стального каната или троса является проволока, которая определенным образом навивается на сердечник. Сердечник может быть изготовлен из металла или органического материала, который дополнительно пропитан смазывающим составом, значительно снижающим трение между металлическими волокнами троса.

Серьезное отличие стальных канатов от других заключается в способе свивки их волокон, которая может быть одинарной, двойной или тройной. Одинарная свивка, которая отличается наибольшей жесткостью, предполагает спиралевидное обвитие сердечника отдельными проволоками. Такая свивка выполняется в несколько слоев, при этом каждый слой навивается в противоположных направлениях. При двойной и тройной свивке вокруг сердечника навиваются не отдельные проволоки, а пряди из них. Отличаются эти типы свивок только схемой их выполнения.

Основным параметром, которым следует руководствоваться при выборе стального троса, является максимальное усилие на разрыв, которое он способен выдержать. От этого параметра напрямую зависит, сможет ли выбранный вами трос выполнять те задачи, которые вы собираетесь решать с его помощью.

Источник

ГОСТ 2224-93

КОУШИ СТАЛЬНЫЕ ДЛЯ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ

Stell thimbles for stell wire ropes. Specifications

МКС 53.020.30
ОКП 31 7829 3100

Дата введения 1995-01-01

1 РАЗРАБОТАН Госстандартом России

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

3 ВВЕДЕН ВЗАМЕН ГОСТ 2224-72

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2007 г.

Обозначение НТД, на который дана ссылка

Номер пункта, подпункта

Вводная часть, 1.1, 5.2, 5.3

Настоящий стандарт распространяется на кованые и штампованные коуши для крепления концов стальных канатов подъемно-транспортных устройств климатических исполнений У, ТУ, ХЛ, ТВ и ТС категорий размещения 1, 2, 3 по ГОСТ 15150.

Стандарт не распространяется на коуши, применяемые на атомных электростанциях, в авиастроении, судостроении, морском и речном такелаже, а также при подъеме судов.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1 Основные параметры и размеры

1.1 Основные параметры и размеры коушей должны соответствовать указанным на рисунке и в таблице. Коды ОКП коушей приведены в приложении 1. Размеры коушей по стандарту ИСО 2262* приведены в приложении 2.

Размеры в миллиметрах

Пример условного обозначения коуша = 45 мм:

Коуш 45 ГОСТ 2224-93

То же, коуша, предназначенного для эксплуатации при температуре окружающей среды ниже минус 40 °С климатического исполнения ХЛ категории размещения 1 по ГОСТ 15150:

Коуш 45 ХЛ 1 ГОСТ 2224-93

1.2 Предельные отклонения размеров: — Н14; остальных — ± .

1.3 Коуши выбирают по диаметру каната независимо от его технической характеристики.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2 Технические требования

2.1 Коуши должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2 Требования к материалам

2.2.1 Коуши, предназначенные для эксплуатации при температуре окружающего воздуха не ниже 40 °С должны изготовляться из стали марок: Ст3сп5, Ст3Гпс5 по ГОСТ 14637; С255, С285, С345 по ГОСТ 27772; 09Г2-12, 09Г2С-12 по ГОСТ 19281; К260В, К270В; К310В, К330В, К350В 5-й и 6-й категорий по ГОСТ 16523. Допускается применение стали Ст3пс5 толщиной до 10 мм, Ст3пс4 толщиной до 6 мм по ГОСТ 14637.

Коуши, предназначенные для эксплуатации при температуре окружающего воздуха ниже минус 40 °С, должны быть изготовлены из низколегированных сталей, имеющих нормированные значения ударной вязкости при нижней температуре эксплуатации.

Допускается изготовление коушей из стали других марок, обеспечивающих физико-механические свойства не ниже, чем для указанных марок стали.

2.2.2 Качество материалов, используемых при изготовлении коушей, должно быть подтверждено сертификатами предприятия-изготовителя.

2.2.3. Поковки коушей должны соответствовать группе 1 по ГОСТ 8479, припуски на механическую обработку и допуски на размеры поковок по ГОСТ 7505.

2.2.4. Поверхности штамповок и поковок не должны иметь трещин, складок, плен и других пороков, распространяющихся за пределы допуска на изготовление коушей.

2.2.5 Поковки и штамповки должны подвергаться отпуску.

2.2.6 По требованию потребителя коуши должны иметь покрытие. Вид и толщина покрытия — по ГОСТ 9.306.

Читайте также:  Восстановление MBR загрузчика Windows с помощью Live диска by Sergei Strelec

2.3 Маркировка

2.3.1 На каждом коуше с размером = 40 мм и более в месте, указанном на чертеже, должны быть нанесены наименование или товарный знак предприятия-изготовителя и обозначения коуша по настоящему стандарту.

2.3.2 Маркировка коушей с размером менее 40 мм должна выполняться на бирках каждой партии коушей.

2.3.3 Транспортная маркировка груза должна соответствовать требованиям ГОСТ 14192.

2.4 Упаковка

2.4.1 Перед упаковкой каждый коуш должен быть подвергнут временной противокоррозионной защите в соответствии с ГОСТ 9.014 по варианту временной защиты ВЗ-1 или BЗ-4. Консервация должна предохранять коуши от коррозии в течение 12 мес. Вариант внутренней упаковки определяется документацией изготовителя, утвержденной в установленном порядке.

2.4.2 Коуши должны быть упакованы в деревянные ящики по ГОСТ 2991. Ящики должны быть выложены внутри водонепроницаемым материалом. Масса ящика брутто — не более 50 кг.

2.4.3 В ящик упаковывают коуши одного типоразмера.

2.4.4 Допускается по требованию потребителя упаковка в один деревянный ящик коушей разных типоразмеров, упакованных в картонные ящики. В каждый картонный ящик укладывают коуши одного типоразмера. На картонном ящике должны быть указаны обозначение коушей по настоящему стандарту и количество коушей.

2.4.5 На деревянном ящике стойкой краской должны быть нанесены:

а) наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

б) обозначение коушей по настоящему стандарту;

в) количество упакованных коушей;

г) штамп технического контроля предприятия-изготовителя с указанием даты приемки;

д) номер или фамилия упаковщика;

е) дата упаковки.

2.4.6 В каждый ящик должен быть вложен документ со сведениями, содержащимися в 2.4.6, и указанием количества коушей каждого типоразмера.

2.4.7 При отправке коушей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности должны соблюдаться требования ГОСТ 15846.

3. ПРИЕМКА

3.1 Для проверки качества изготовления коушей и их соответствия требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемосдаточные испытания.

3.2 При приемосдаточных испытаниях у каждого коуша проверяют размеры (1.1), точность изготовления (1.2) и качество поверхностей (2.2.4). Кроме того, проверке подлежит правильность применения материалов (2.2.1, 2.2.2), состояние маркировки (2.3.2), тары и упаковки (2.4) каждой партии коушей, отгружаемых потребителю.

Проверка состояния маркировки коушей с размером = 40 мм и более (2.3.1) проводится на каждом коуше. К одной партии относятся коуши одного типоразмера и изготовленные из одной плавки стали.

4. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

4 Методы контроля

4.1 Размеры, точность изготовления и качество поверхностей (1.1, 1.2 и 2.2.4) следует проверять визуально с помощью универсального мерительного инструмента (линейка, штангенциркуль и т.п.), а также специальными шаблонами и приспособлениями.

4.2 Проверку правильности применения материалов (2.2.1 и 2.2.2) следует проводить путем сравнения сертификатов на материалы с требованиями настоящего стандарта и конструкторской документации.

4.3 Контроль наличия и качества маркировки и упаковки (2.3, 2.4) следует проводить визуально.

5. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5 Транспортирование и хранение

5.1 Коуши транспортируют упакованными в ящики согласно 2.4 настоящего стандарта всеми видами транспорта в открытых и крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на каждом виде транспорта.

Допускается транспортирование в контейнерах, а также транспортными пакетами по ГОСТ 24597, ГОСТ 26663.

5.2 Условия транспортирования в открытых транспортных средствах ОЖ 1, в крытых транспортных средствах — ОЖ 2 по ГОСТ 15150.

5.3 Условия хранения коушей — 5 (ОЖ 4) по ГОСТ 15150.

6. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

6 Указания по эксплуатации

Перед началом эксплуатации коуши необходимо расконсервировать в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014.

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7 Гарантии изготовителя

7.1 Изготовитель должен гарантировать соответствие коушей требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортировки, хранения и эксплуатации, установленных настоящим стандартом.

7.2 Гарантийный срок эксплуатации коушей должен быть не менее гарантийного срока эксплуатации крана, где применяются коуши.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). ПЕРЕЧЕНЬ КОДОВ ОКП КОУШЕЙ

Код ОКП коуша для эксплуатации при температуре

Источник



Таблица коушей для канатов

Параметры и характеристики кованых и штампованных коушей для крепления концов стальных канатов подъёмно-транспортных устройств определяются нормативами ГОСТ 2224-93.

Основные размеры коушей в соответствии с положениями ГОСТ 2224-93 (Коуши стальные для стальных канатов. Технические условия):

  • длина общая (L1);
  • ширина внутренняя (D);
  • диаметр каната (d);
  • толщина (В);
  • радиус закругления (R);
  • конструкционные размеры (L, S, S1).

Единицы измерения параметров коушей – миллиметры (мм).

Коуши, предназначенные для эксплуатации при температуре окружающего воздуха не ниже минус 40 (°C), должны изготовляться из стали марок: Ст3сп5, Ст3Гпс5 по ГОСТ 14637; С255, С285, С345 по ГОСТ 27772; 09Г2-12, 09Г2С-12 по ГОСТ 19281; К260В, К270В, К310В, К330В, К350В 5-й и 6-й категорий по ГОСТ 16523.

Допускается применение стали Ст3пс5 толщиной до 10 (мм), Ст3пс4 толщиной до 6 (мм) по ГОСТ 14637.

Коуши, предназначенные для эксплуатации при температуре окружающего воздуха ниже минус 40 (°C), должны быть изготовлены из низколегированных сталей, имеющих нормированные значения ударной вязкости при нижней температуре эксплуатации.

Важно: пример условного обозначения коуша с внутренней шириной 45 (мм): Коуш 45 ГОСТ 2224-93.

Коуши выбираются по диаметру канатов независимо от их (канатов) технических характеристик.

Поковки коушей должны соответствовать группе 1 по ГОСТ 8479, припуски на механическую обработку и допуски на размеры поковок — по ГОСТ 7505, вид и толщина антикоррозионного покрытия должны отвечать нормам ГОСТ 9.306.

Источник

Коуш для троса и каната – надежная защита от повреждений

Коуш – оправа для троса либо каната, относится к грузовому крепежу. Приспособление изготавливается из прочной стали и представлено различным внешним видом. Коуш может быть в форме круга, капли, треугольника.

Выбираем коуш по назначению

На сегодняшний день производятся коуши круглые, предназначенные для использования на суднах, вантовые, устойчивые к кислоте и клиновые гнезда.

Круглый коуш с цинковым покрытием представляет собой изделие правильной круглой формы, с помощью которого можно создать внутри каната ровную окружность.

Коуши, которые распространены в морском деле, чаще всего каплевидные и выполняются методом горячей ковки. Такие коуши бывают двух видов: С и Р. Первый тип применяется для работы со стальными канатами, а второй – с растительными. Коуши типов С и Р могут быть выполнены как из углеродистой, так и из маломагнитной стали. Наиболее габаритным крепежом типа С является коуш, который производится для тросов толщиной более 6 см в диаметре. При выборе данных изделий следует обращать внимание на маркировку, т.к. цифры показывают, какую нагрузку может выдержать тот или иной коуш. Так, С400 выдерживает нагрузку в 40 тс, а Р20 – 2 тс.

Вантовые изделия также имели непосредственное отношение к портовым работам. Но сегодня данный вид коушей все чаще применяется в строительстве для создания разнообразных растяжек, поддержек, при необходимости соединить элементы конструкций и механизмов. Отличительная особенность этого вида – небольшой диаметр.

Коуш для троса и каната – надежная защита от повреждений

Для изготовления устойчивых к различным кислотам элементов используют кислото- и коррозионноустойчивые стали М1-М12. Применение такого сырья гарантирует дополнительную прочность и надежность коушей на производстве. Данный вид несложно распознать – он имеет блестящую поверхность. Клиновые варианты коушей являются своего рода обоймами для фиксирования стальных канатов во время такелажных работ. Конструкция содержит клин, фиксирующий канат между еще двумя элементами коуша: обоймой и ставкой.

Полу-коуши предназначены для исключения возможности залома канатов большой толщины при малых радиусах изгиба, что часто встречается во время подъема и транспортировки грузов. Особенностью коуша для искусственных тросов является то, что его канавка – закрыта. Такое решение позволяет предотвратить выскальзывание троса из мягкого материала.

Способы крепления26.09.2019 10:16:46

Что представляет собой коуш и его виды

Коуш – это такая специальная оправка под петлю (огон) троса (стального или из мягких материалов), защищающая его от повреждений, излома и быстрого износа (истирания). В чем состоит и как на деле осуществляется защитная функция этого изделия? Внешняя сторона коуша выполнена в виде желоба (имеет канавку), в который и помещается, причем достаточно плотно, трос, то есть его петля. А сама эта оправка имеет форму, максимально близкую к контуру огона.

Что представляет собой коуш и его виды

Благодаря такой конструкции коуша трос, находясь в его канавке, не вступает в непосредственный контакт с деталью (элементом), на который крепится своей петлей. Форма и размеры оправки обеспечивают равномерное и без изломов прилегание к ней каната. Бортики канавки коуша не позволяют соскочить с него петле, а также защищают трос от повреждений сбоку, хотя там он меньше всего подвержен износу и другим механическим воздействиям.

Так как коуши используются в очень многих областях производства и жизнедеятельности человека, производят несколько их видов, которые приведены и коротко описаны в соответствующей публикации сайта. Это статья «Коуши – что это такое, основные характеристики и разновидности». В рамках данной публикации отметим только, что по форме (внешнему виду) эта оправка бывает круглой, треугольной или каплевидной. Коуши в последнем варианте исполнения самые распространенные и используются практически во всех случаях, когда необходима подобная защита троса.

Читайте также:  Что такое структура таблиц access

Производят коуши в основном из углеродистой стали, но есть и пластмассовые. Стальные изготовляют методом литья, штамповки либо ковки с последующей оцинковкой или покраской для обеспечения их защиты от коррозии. Конструктивно коуш может быть выполнен цельным либо составным, состоящим из нескольких деталей. Один из видов таких оправок на нижеприведенных фотографиях. Причем это каплевидный коуш.

Разумеется, для каждого каната (определенного диапазона диаметров) предназначен свой коуш, то есть с соответствующими наружными, внутренними и размерами канавки.

Причем для одного и того же троса размеры, габариты и масса коушей, производимых по разным ГОСТам, отличаются. Для примера можно сравнить два самых распространенных и наиболее востребованных вида оправок. Это каплевидные коуши стандарта 2224-93 и такой же формы, но производимые по ГОСТ 19030-73. Чертежи, по которым их изготовляют, представлены соответственно на Рис. 1 и 2. Взяты из этих ГОСТов.

Коуш для троса и каната – надежная защита от повреждений

Рис. 1. Коуши стандарта 2224

Рис. 2. Коуши стандарта 19030

Сравним характеристики этих двух изделий, предназначенных для троса диаметром 3 мм. По обоим стандартам производят коуши, используемые для защиты огона канатов с диаметрами в диапазоне свыше 2,5 и до 3,5 мм включительно. Но характеристики этих оправок отличаются, что видно из представленной таблицы.

Таблица 1. Размеры и масса коушей для тросов диаметром свыше 2,5 и включительно до 3,5 мм (в том числе 3 мм) стандартов 2224 и 19030

Обозначение размера на соответствующем чертеже и его значение, мм

Масса коушей этих стандартов под канат диаметром 3 миллиметра, как видно из таблицы, всего 8 и 1,1 граммов. Но вес оправок для мощных тросов измеряется уже в килограммах и даже десятках килограммов.

Варианты фиксации

Важно, чтобы огон был надежен, иначе коуш будет бесполезен. Для формирования петель применяются различные способы. При незначительных нагрузках допускается подготовка петли за счет хомута или трубки.

Коуш для троса и каната – надежная защита от повреждений

Важно правильно выбрать и установить коуш. Обязательно обращайте внимание на нагрузку и максимальное усилие на разрыв. Более прочными являются изделия с металлическими сердечниками. Также на надежность влияет разновидность свивки, которая может быть одинарной, двойной или тройной. Перед выбором определите поставленные задачи, чтобы быстрее найти подходящий вариант.

Выбор троса и коуша – что первично и какие правила надо соблюдать

Разумеется, сначала необходимо выбрать подходящий трос. При этом в первую очередь следует руководствоваться величиной максимального разрывного усилия каната. То есть такого усилия на разрыв, которое превышать недопустимо, и он его способен выдержать без каких-либо повреждений. Не менее важными также являются условия, способ и цель (для каких работ предназначен) применения троса. Только учтя все эти параметры, можно будет правильно подобрать нужные стальные канаты соответствующих ГОСТов либо мягкие из натуральных или синтетических материалов.

Выбор троса и коуша – что первично и какие правила надо соблюдать

Подборка нужных канатов для коуша

Только после выбора типа троса, а затем и его диаметра можно приступить к подбору подходящего коуша. Сначала его вида. При этом в первую очередь следует исходить из того, какой вид каната используется (стальной или мягкий) и, опять же, руководствоваться условиями, способом и целью его применения. В стандартах на коуши эта информация отражена, включая ограничения по использованию. И только определившись с типом оправки, можно приступить к выбору конкретного изделия, то есть под диаметр имеющегося троса. В стандартах на коуши есть таблицы их типоразмеров, в которых указано с какими размерами оправку нужно брать для каждой толщины каната. Так что при использовании ГОСТов или справочников процесс выбора коуша на всех этапах (от подбора по типу до размеров оправки) не вызовет никаких затруднений.

Если поиск нужного коуша проводится без использования нормативной документации на него и только по размеру, то следует руководствоваться следующими нормируемыми требованиями, которые обеспечат максимальный срок службы каната и безопасность работ:

  • Внутренний диаметр оправки (в приведенных выше рисунках и таблицах это D и d) должен быть больше толщины троса примерно в 4 раза. Для указанного в качестве примера каната толщиной 3 миллиметра у коуша D = 12, а d = 10 мм (соответственно по ГОСТ 2224 и 19030).
  • Размеры канавки на внешней стороне коуша должны быть такими, чтобы канат помещался в нее («утопал» в ней) от 2/3 своего диаметра до положения почти вровень с кромками.

Соответствие последнему требованию можно выяснить, приложив трос к оправке, либо расчетным способом – по замеренным толщине троса, диаметру канавки и ее глубине. Для указанного в качестве примера каната толщиной 3 миллиметра у коуша стандартов 2224 и 19030 соответственно диаметр желобка 4 и 3,4 мм. Делим на 2, чтобы выяснить радиус. Получаем 2 и 1,7 мм соответственно. Или замеряем глубину канавки: 2,5 и 1,7 мм соответственно. Судя по диаметру троса (3 мм), он полностью не поместится в желоб, а 2/3 его толщины равны 2 мм. То есть эти коуши подходят для каната с такой толщиной.

Не коушом единым – подбираем трос по назначению

Вместе с коушем подобрать по назначению нужно и современный трос. Это изделие в большинстве случаев состоит из проволоки, навитой на сердечник. Чем больше волокон будет на одну и ту же толщину троса, тем большей гибкостью он будет обладать. В качестве сердечника могут использоваться как органические материалы, так и металлические. Органические сердечники зачастую вымачиваются в специальной пропитке, которая постепенно выделяется в процессе эксплуатации каната и уменьшает трение между отдельными прядями и волокнами в самом тросе, тем самым продлевая срок эксплуатации.

На фото - трос для коуша, drive2.ru

По типу конструкции стальные канаты имеют множество различий, не заметных глазу. Например, только типов свивки существует целых три: одинарная, двойная и тройная. В случае с одинарной свивкой вокруг центральной проволоки или сердечника стальные проволоки свиваются по спирали в несколько слоев, причем если первый слой завит в одну сторону, то последующий завивают в другую. Когда же делают двойную свивку, то сначала проволоки свивают в пряди, и уже эти пряди завивают в трос, при тройной свивке процесс еще больше усложняют. Самая высокая жесткость – у одинарных, однако они и снашиваются быстрее в результате повышенного трения между волокнами.

Фото стального каната для коуша, uni-met.ru

При выборе очень важно учитывать максимальное усилие на разрыв, которое способен выдержать тот или иной канат. Например, оцинкованные изделия диаметром 2,2 мм обладают усилием на разрыв в пределах 300 кг, тогда как трехмиллиметровый канат практически удваивает этот показатель. Изделия диаметром в 5 мм способны выдерживать усилие на разрыв до 1800 кг!

Коуш для стальных канатов и для троса – надежный огон

Внешне коуш для каната представляет собой оправу треугольной, каплевидной или круглой формы, которая изготавливается путем ковки или литья из высокопрочной углеродистой стали. Изделия вставляются внутрь петли – огона, и не выскальзывают благодаря желобу, идущему по наружной стороне. Размеры такого изделия, как коуш, могут впечатлить – некоторые кованые судовые экземпляры весят сами по себе почти 37 кг и способны выдерживать огромную нагрузку. Конечно, в строительстве и быту используют экземпляры поменьше – все зависит от диаметра каната или троса, который необходимо укрепить на изгибе петли.

Так, при диаметре каната в пределах 2,5 мм вам понадобится коуш с диаметром в 10 мм и радиусом канавки в 1,5 мм. Под диаметром коуша в данном случае понимается расстояние между двумя самыми крайними точками круга внутри изделия. Если же толщина каната 10-12 мм, уже понадобится вариант с диаметров в 40 мм и радиусом канавки около 7 мм. То есть какой бы трос или канат вы ни выбирали, согласно требованиям, диаметр внутреннего круга коуша должен быть в 4 раза больше, а канавка должна быть такого размера, чтобы изделие «утопало» практически на 2/3 в ней. Благодаря этому вы обеспечите максимальную безопасность при работе и продлите жизнь тросу.

На фото - коуш, tritment.ru

Существуют судовые, круглые, вантовые, стальные и кислоустойчивые коуши, а также клиновые гнезда.

  • Судовые коуши для троса, как правило, изготавливаются путем горячей ковки и имеют каплевидную форму. Существует два типа судовых изделий – тип С используют при креплении стальных канатов, тогда как тип Р предназначен для растительных. Оба типа могут быть изготовлены как из углеродистых, так и из маломагнитных сталей. Самый большой представитель типа С предназначен для троса толщиной в 66,5 мм в диаметре. Цифры в маркировке после буквы обозначают, какую нагрузку способен выдержать крепеж, например С400 способен выдержать нагрузку в 40 тс, а Р20 выдержит нагрузку в 2 тс.
  • Вантовые варианты также пришли к нам из морской тематики, однако сейчас они чаще используются в сфере строительства в различного рода растяжках, поддержках, телескопировании и для соединения частей механизмов и металлоконструкций. Отличительной чертой вантовых изделий является меньший внутренний диаметр.
  • Кислостойкие элементы изготавливаются из коррозионно- и кислотоустойчивой стали М1-М12. Это обеспечивает дополнительную надежность креплений на производстве. Такие изделия легко узнать по блестящей поверхности.
  • Полу-коуши – применяемые для предотвращения изнашивания и залома канатов большого диаметра на небольших радиусах изгиба, что характерно при подъеме или буксировке грузов.
  • Круглый оцинкованный коуш – цельное круглое изделие, благодаря которому внутри петли троса или каната образуется ровный круг.
  • Клиновые варианты – обоймы для закрепления стальных канатов в грузоподъемных механизмах. Устройство состоит из обоймы, вставки и клина, который и заклинивает канат между стенками обоймы, вставкой и самим клином.
  • Коуш для синтетического троса характерен тем, что его канавка по бокам закрыта, что предотвращает выскальзывание мягкого синтетического материала.
Читайте также:  Кому и в каких сферах пригодится диаграмма

Разновидности коушей

Коуши по своему конструктивному исполнению и области применения подразделяются на круглые, вантовые, судовые, кислотоустойчивые, клиновые гнезда. Подробнее рассмотрим их особенности.

  • Круглый коуш для тросов — это оцинкованное изделие, имеющее форму цельного кольца. При использовании таких изделий петля троса имеет форму ровного круга.

Круглый коуш для тросов

Круглый коуш для тросов

  • Судовой коуш, имеющий каплевидную форму, производят методом горячей ковки. Такие изделия подразделяются на два основных типа: для использования в комплекте со стальными канатами (тип С) и коуши, используемые с канатами, изготовленными из растительных материалов (тип Р). В маркировке таких коушей, кроме обозначения их типа, также приведено значение максимальной нагрузки, которую способен выдержать такой крепеж. Судовой коуш, в маркировке которого присутствует, к примеру, цифра 400, способен выдержать нагрузку в 40 тс.
  • Вантовой коуш, отличающийся небольшим внутренним диаметром, сегодня используется не только для судовых канатов, но и в сфере строительства для фиксирования и закрепления различных механизмов и металлоконструкций.
  • Кислотоустойчивый коуш, которые отличается блестящей поверхностью, используется на производственных предприятиях, где велик риск их контакта с агрессивной средой. Производятся такие изделия из сталей, обладающих высокой устойчивостью к коррозии и воздействию кислот (М1-М12).
  • Полу-коуши — изделия, предназначенные для тросов больших диаметров, использующихся для подъема и буксировки грузов.
  • Клиновые гнезда или обоймы — устройства, с помощью которых тросы фиксируются в грузоподъемных механизмах. Такой коуш состоит из нескольких конструктивных элементов: обоймы, вставки и клина, за счет которого и происходит заклинивание каната между вставкой и корпусом обоймы.
  • Есть также коуши, которые используются только для тросов из синтетических материалов. Особенность конструкции таких изделий состоит в том, что боковая часть его желоба полностью закрыта, что не дает легкому тросу из синтетики выскальзывать из него.

Источник

1 Основные параметры и размеры

1.1. Основные параметры и размеры коушей должны соответствовать указанным на рисунке и в таблице. Коды ОКП коушей приведены в приложении 1. Размеры коушей по стандарту ИСО 2262 приведены в приложении 2.

Размеры в миллиметрах

Диаметр каната

Пример условного обозначения коуша D = 45 мм:

Коуш 45 ГОСТ 2224-93

То же, коуша, предназначенного для эксплуатации при температуре окружающей среды ниже минус 40 °С климатического исполнения ХЛ категории размещения 1 по ГОСТ 15150 :

Коуш 45 ХЛ 1 ГОСТ 2224-93

1.2 Предельные отклонения размеров: D — H 14; остальных — .

1.3 Коуши выбирают по диаметру каната независимо от его технической характеристики.

2 Технические требования

2.1 Коуши должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2 Требования к материалам

2.2.1 Коуши, предназначенные для эксплуатации при температуре окружающего воздуха не ниже 40 ° С, должны изготовляться из стали марок: Ст3сп5, Ст3Гпс5 по ГОСТ 14637; С255, С285, С345 по ГОСТ 27772; 09Г2-12, 09Г2С-12 по ГОСТ 19281; К260В, К270В; К310В, К330В, К350В 5-й и 6-й категорий по ГОСТ 16523. Допускается применение стали Ст3пс5 толщиной до 10 мм, Ст3пс4 толщиной до 6 мм по ГОСТ 14637.

Коуши, предназначенные для эксплуатации при температуре окружающего воздуха ниже минус 40 ° С, должны быть изготовлены из низколегированных сталей, имеющих нормированные значения ударной вязкости при нижней температуре эксплуатации.

Допускается изготовление коушей из стали других марок, обеспечивающих физико-механические свойства не ниже, чем для указанных марок стали.

2.2.2 Качество материалов, используемых при изготовлении коушей, должно быть подтверждено сертификатами предприятия-изготовителя.

2.2.3 Поковки коушей должны соответствовать группе 1 по ГОСТ 8479, припуски на механическую обработку и допуски на размеры поковок по ГОСТ 7505.

2.2.4 Поверхности штамповок и поковок не должны иметь трещин, складок, плен и других пороков, распространяющихся за пределы допуска на изготовление коушей.

2.2.5 Поковки и штамповки должны подвергаться отпуску.

2.2.6 По требованию потребителя коуши должны иметь покрытие. Вид и толщина покрытия — по ГОСТ 9.306.

2.3.1 На каждом коуше с размером D =40 мм и более в месте, указанном на чертеже, должны быть нанесены наименование или товарный знак предприятия-изготовителя и обозначения коуша по настоящему стандарту.

2.3.2 Маркировка коушей с размером D менее 40 мм должна выполняться на бирках каждой партии коушей.

2.3.3 Транспортная маркировка груза должна соответствовать требованиям ГОСТ 14192.

2.4.1 Перед упаковкой каждый коуш должен быть подвергнут временной противокоррозионной защите в соответствии с ГОСТ 9.104 по варианту временной защиты ВЗ-1 или ВЗ-4. Консервация должна предохранять коуши от коррозии в течение 12 мес. Вариант внутренней упаковки определяется документацией изготовителя, утвержденной в установленном порядке.

2.4.2 Коуши должны быть упакованы в деревянные ящики по ГОСТ 2991. Ящики должны быть выложены внутри водонепроницаемым материалом. Масса ящика брутто — не более 50 кг.

2.4.3 В ящик упаковывают коуши одного типоразмера.

2.4.4 Допускается по требованию потребителя упаковка в один деревянный ящик коушей разных типоразмеров, упакованных в картонные ящики. В каждый картонный ящик укладывают коуши одного типоразмера. На картонном ящике должны быть указаны обозначение коушей по настоящему стандарту и количество коушей.

2.4.5 На деревянном ящике стойкой краской должны быть нанесены:

а) наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;

б) обозначение коушей по настоящему стандарту;

в) количество упакованных коушей;

г) штамп технического контроля предприятия-изготовителя с указанием даты приемки;

д) номер или фамилия упаковщика;

е) дата упаковки.

2.4.6 В каждый ящик должен быть вложен документ со сведениями, содержащимися в 2.4.6, и указанием количества коушей каждого типоразмера.

2.4.7 При отправке коушей в районы Крайнего Севера и труднодоступные районы должны соблюдаться требования ГОСТ 15846.

3 Приемка

3.1 Для проверки качества изготовления коушей и их соответствия требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемосдаточные испытания.

3.2 При приемосдаточных испытаниях у каждого коуша проверяют размеры (1.1), точность изготовления (1.2) и качество поверхностей (2.2.4). Кроме того, проверке подлежит правильность применения материалов (2.2.1, 2.2.2), состояние маркировки (2.3.2), тары и упаковки (2.4) каждой партии коушей, отгружаемых потребителю.

Проверка состояния маркировки коушей с размером D =40 мм и более (2.3.1) проводится на каждом коуше. К одной партии относятся коуши одного типоразмера и изготовленные из одной плавки стали.

4 Методы контроля

4.1 Размеры, точность изготовления и качество поверхностей (1.1, 1.2 и 2.2.4) следует проверять визуально с помощью универсального мерительного инструмента (линейка, штангенциркуль и т. п.), а также специальными шаблонами и приспособлениями.

4.2 Проверку правильности применения материалов (2.2.1 и 2.2.2) следует проводить путем сравнения сертификатов на материалы с требованиями настоящего стандарта и конструкторской документации.

4.3 Контроль наличия и качества маркировки и упаковки (2.3, 2.4) следует проводить визуально.

5 Транспортирование и хранение

5.1 Коуши транспортируют упакованными в ящики согласно 2.4 настоящего стандарта всеми видами транспорта в открытых и крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на каждом виде транспорта.

Допускается транспортирование в контейнерах, а также транспортными пакетами по ГОСТ 24597, ГОСТ 26663.

5.2 Условия транспортирования в открытых транспортных средствах ОЖ 1, в крытых транспортных средствах — ОЖ 2 по ГОСТ 15150 .

5.3 Условия хранения коушей — 5 (ОЖ 4) по ГОСТ 15150 .

6 Указания по эксплуатации

Перед началом эксплуатации коуши необходимо расконсервировать в соответствии с требованиями ГОСТ 9.014.

7 Гарантии изготовителя

7.1 Изготовитель должен гарантировать соответствие коушей требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования, хранения и эксплуатации, установленных настоящим стандартом.

7.2 Гарантийный срок эксплуатации коушей должен быть не менее гарантийного срока эксплуатации крана, где применяются коуши.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перечень кодов ОКП коушей

Обозначение коуша ( D )

Код ОКП коуша для эксплуатации при температуре

Источник