Меню

Лабораторная работа Приспособление организмов

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный характер

  • повторение и закрепление знаний о движущих силах эволюции;
  • сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;
  • продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
  • сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.

Таблица “Приспособленность и ее относительный характер”, фотографии, рисунки, коллекции организмов растений и животных, карточки для выполнения тестов, презентация.

1. Повторение изученного материала:

В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы.

а) Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции.
б) Что является поставщиком материала для отбора в популяции?
в) Известно, что наследственная изменчивость, поставляющая материал для отбора, случайна и не направлена. Каким образом естественный отбор приобретает направленный характер?
г) Дайте объяснение с эволюционных позиций следующему выражению: “Отбору подвергаются не отдельные гены, а целостные фенотипы. Фенотип выступает не только объектом отбора, но и выполняет роль передатчика наследственной информации в поколениях”.

По мере постановки вопроса его текст выводится на экран (используется презентация)

2. Учитель подводит беседу к формулировке темы урока.

В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. (Вывод схемы на экран, учащиеся записывают в тетрадь)

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования.

(Сообщение темы урока, запись в тетради)

Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? (Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь, вывод на экран слайда)

Приспособленность организмов или адаптации – совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?

Значение: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства. (Запись в тетради, вывод на экран слайда)

Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

(На экране фотография слона и формулировка поставленного вопроса)

Предположительные ответы учащихся:

По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.

По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов.

По Дарвину: среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов.

Какое объяснение более реально? Попробуем описать механизм возникновения приспособлений. (На экране схема)

3. Многообразие адаптаций.

На столах учащихся рисунки, коллекции, иллюстрирующие различные приспособления организмов к окружающей среде. Работа парами или группами. Ученики описывают адаптации, называют их сами или с помощью учителя. На экране данные приспособления появляются по ходу беседы.

1. Морфологические адаптации (изменения строения тела).

  • обтекаемая форма тела у рыб и птиц
  • перепонки между пальцами у водоплавающих животных
  • густой шерстный покров у северных млекопитающих
  • плоское тело у придонных рыб
  • стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах

2. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (слайд).

(Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек).

3. Покровительственная окраска:

развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов (яйца у открыто гнездящихся птиц, кузнечик, камбала). Если фон среды не является постоянным в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску (заяц беляк, русак).

4. Предостерегающая окраска:

Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (муха-журчалка и пчела, тропические ужи и ядовитые змеи; цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению; яйца, откладываемые кукушкой). Подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл.

6. Физиологические адаптации:

приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.

  • накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)
  • железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря
  • сохранение воды у кактусов
  • быстрый метаморфоз у пустынных амфибий
  • теплолокация, эхолокация
  • состояние частичного или полного анабиоза

7. Поведенческие адаптации:

изменения поведения в тех или иных условиях

  • забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций
  • образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы)
  • отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс)
  • замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)
  • предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма

8. Биохимические адаптации:

связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту отврагов или нападение на других животных

  • яды змей, скорпионов
  • антибиотики грибов и бактерий
  • кристаллы щавелевокислого калия в листьях или колючках растений (кактус, крапива)
  • особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам)

и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячиз источниках, вулканических почвах, условиях вечной мерзлоты.

Относительный характер приспособлений.

Предлагается обратить внимание на таблицу: заяц. Незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Вместе с учащимися приводятся другие примеры: ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи; если кактус обильно поливать – он погибнет.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: любое приспособление целесообразно только в условиях, в которых оно сформировалось. При изменении этих условий адаптации теряют свою ценность или даже приносят вред организму. Следовательно – приспособленность носит относительный характер.

При изучении темы мы опирались на учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Оно объяснило механизм возникновения приспособленности организмов к условиям обитания и доказало, что приспособленность всегда носит относительный характер.

4. Закрепление знаний.

на столах учащихся листы с тестами и карточки для ответов.

1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

а) окраска пятнистого оленя и тигра;
б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;
в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;
г) окраска божьих коровок и колорадского жука.

2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:

а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды;
б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;
в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;
г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.

3. Явление. Примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

а) предостерегающая окраска;
б) мимикрия;
в) приспособительная окраска;
г) маскировка.

4. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) зеленая окраска листьев у большинства растений;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

5. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска цветка у розы;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела.

1. Главный эффект естественного отбора:

а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;
б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;
в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;
г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;

2. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) зеленая окраска листьев у большинства растений;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

3. Пример маскировки:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

4. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска у цветка розы;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

5. Пример мимикрии:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

Источник

Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу журчалки

Задание 1. Выполните лабораторную работу.

Читайте также:  Возможно ли отобразить таблицу внутри таблицы html

Тема: «Внешнее строение насеокомого».

Цель работы: изучить внешнее строение насекомых на примре таракана или крупного жука.

1. Убедитесь в том, что на рабочем месте есть все необходимое для выполнения лаболаторной работы.

2. Пользуясь инструкцией, приведенной в параграфе 26 учебника, выполните лабораторную работу.

3. Заполните таблицу.

Признак Особенности строения Функции
Покровы хитиновый хорошо защищает тело насекомых от воды
Размер тела очень малы, но и есть большого размера благодаря своим размерам они поселяются в разных укромных местах
Отделы тела голова, грудь и брюшко у каждого отдела своя функция
Органы головы пара сложных глаз, одна пара усиков с помощью глаз видят, с помощью ускиов чувствуют запахи
Органы груди три пары ног и, у большинства, крылья передвижение
Органы брюшка на брюшке нет ног в брюшке внутренние органы

Задание 2. Заполните таблицу.

Прндставители членистоногих
Сравниваемый признак Речной рак Паук-крестовик Черный таракан
Форма тела сегментированное тело продолговатое, овальное тело плоское тело
Покровы прочный хитиновый панцирь легкий и прочный хитиновый покров хитиновый покров
Отделы тела головогрудь и брюшко головогрудь и брюшко голова, грудь, брюшко
Число пар усиков две пары нет одна пара
Число пар ходильных ног пять пар четыре пары три пары ног на груди

Задание 3. Раскрасьте внутренние органы насекомого (красным цветом — кровеносные органы; желтым — органы нервной системы; зеленым — органы пищеварительной системы) и обозначьте их.

Заполните 4. Заполните таблицу.

Пищеварительная система, пищеварение, тип питаниярот, глотка, пищевод, желудок, кишка. Внеклеточное пищеварениерот, ротовая полость, глотка, пищевод,зоб, жев.желудок, средняя кишка, задняя кишка, анальное отверстиеОрганы чувствОрганы чувств

Сравнительная характеристика паукообразных и насекомых
Сравниваемый признак Класс
Паукообразные Насекомые
Распространение и образ жизни сухопутные и наземные членистоногие все среды обитания, кроме морей и океанов
Отделы тела головогрудь и брюшко, нет усиков, 2 пары рот.органа голова, грудь, брюшко; 1 пара сложных глаз, 1 пара усиков
Конечности: количество, расположение, строение 4 пары ходильных ног три пары ног или крыльев
Пищеварительная система, пищеварение, тип питания рот, глотка, пищевод, желудок, кишка. Внеклеточное пищеварение рот, ротовая полость, глотка, пищевод,зоб, жев.желудок, средняя кишка, задняя кишка, анальное отверстие
Дыхательная система легкие и трахеи трахеи
Нервная система головогрудный нервный узел крупный надглоточный узел
Органы чувств развиты хорошо, имеются несколько пар глаз развиты хорошо
Размножение и развитие оплодотворение внутреннее раздельнополые насекомые

Задание 5. Выпишите номера правильных утверждений.

1. К классу Насекомые относятся все трахейнодышащие членистоногие, имеющие три пары ног.

2. У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.

3. Ноги у насекомых находятся на груди и брюшке.

4. Насекомые живут не только на суше, но и в воде и в почве.

5. Насекомые едят все, что содержит органические вещества. Некоторые из них приспособились питаться даже шерстью, древесиной и пчелиным воском.

6. Наряду со сложными глазами у многих хорошо летающих несекомых имеются и простые глаза.

7. Усики насекомых — органы обоняния.

8. У водных насекомых развито жаберное дыхание.

9. Органы выделения насекомых — мальпигиевы сосуды.

10. Кровь у насекомых течет только по кровеносным сосудам.

Правильные утверждения: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 9.

Источник



Задание 3.

а.Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

б.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Тело божьей коровки полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое. Голова короткая с 11, реже 10 членистыми сяжками, прикрепляющимися по бокам переднего края головы и могущими подгибаться под голову. Брюшко состоит из 5 свободных члеников. Как взрослые божьи коровки, так и их личинки питаются тлями; некоторые божьи коровки, равно как их личинки, питаются растениями. В случае опасности жуки поджимают сяжки под голову, а ноги под туловище, притворяются мёртвыми и выпускают желтоватый сок, прежде употреблявшийся против зубной боли. Виды, имеющие более длинные ноги, в таких случаях стараются спастись бегством. Жуки зимуют под корой деревьев, под корнями и т. п. Весной самки откладывают желтоватые яички на листьях; из яичек вылупляются удлиненные, сзади заострённые личинки. Личинки божьих коровок часто имеют яркую окраску, бывают усажены бородавками и шипами; сяжки их 3-членистые, на каждой стороне головы находится по 3-4 простых глазка; ноги их довольно длинны. Куколки прикрепляются к листьям задним концом тела. Большая часть божьих коровок весьма полезна тем, что потребляет множество тлей, вредящих растениям, только очень немногие из них (напр. Epilachna), питаясь растительной пищей, бывают вредны.

Задание 4.Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде оби­тания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относи­тельность».

Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на осно­вании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникно­вения приспособлений и запишите общий вывод.

На основании изложенного ниже материала заполните таблицу

С глубокой древности натуралистов поражала гармония живых существ с окружающими их условиями жизни.

В процессе эволюции животным, растениям, грибам и т.д. предстояло выдержать не только жесткую конкурентную борьбу с соперниками, но и «спасаться» от врагов. Интересный способ самообороны можно наблюдать у крапивы двудомной (жгучей): эпидермис растения сплошь покрыт особыми заостренными ядовитыми клетками с хрупкими стенками, пропитанными кремнеземом. Каждая такая клетка возвышается на специальном многоклеточном основании и содержит в основном муравьиную кислоту. При малейшем касании растения ядовитая клетка производит укол, ее поверхностный хрупкий вырост обламывается и яд впрыскивается в посягнувшего на него «врага». Такое приспособление эффективно спасает крапиву от поедания травоядными животными.

У кишечнополостных животных есть так называемые «крапивные» клетки. Они названы по аналогии с ядовитыми клетками крапивы. Такие клетки еще называют стрекательными или книдами. При раздражении проплывающим животным особого чувствительного волоска, клетка с силой выстреливает нитью, усаженной направленными назад, как у гарпуна, шипиками. Уколы нити ядовиты и мгновенно парализуют мелких животных. Данное приспособление является у кишечнополостных средством самозащиты и нападения (так как они практически все – хищники).

Голожаберные моллюски – отдельная группа в классе брюхоногих. Утрата раковины чаще всего наблюдается у плавающих и наземных форм в связи с невыгодной для моллюска ее тяжестью. Хотя у голожаберных и нет тяжелой раковины, передвигаются они по субстрату очень медленно. При этом благодаря яркой окраске они хорошо заметны. Казалось бы, какая легкая добыча для рыб и прочих хищников, однако эти моллюски имеют серьезное средство самообороны. Так, у моллюсков из семейства Эолид стрекательные клетки (книды) расположены на концах спинных жабр. Если хищник схватит моллюска, то получит ожог от выстрела ядовитыми нитями стрекательных клеток. Так эти моллюски спасаются от неминуемой гибели. Но хорошо известно, что у самих моллюсков такие клетки не образуются…

Ярким и интересным примером является появление членистых конечностей у предков современных насекомых. Еще в начале палеозойской эры (более 570 млн. л. н.) предки нынешних членистоногих предприняли массовый «десант» из водной среды – на сушу. Иссушающее действие солнца в новой среде обитания вызвало защитное отвердевание покровов (иначе они с неизбежностью погибли бы от обезвоживания тела). Это не могло не сказаться на резком снижении подвижности древних животных. Кроме того, в наземной среде они в полной мере испытали на себе почти непреодолимое действие гравитации. Такие «тяжелые» условия способствовали постепенному совершенствованию опорно-двигательного аппарата членистоногих. Конечности современных членистоногих, представляющие собой систему подвижно соединенных друг с другом рычагов с большим числом степеней свободы, способны к разнообразным и совершенным движениям. Практически у всех членистоногих захват пищи осуществляется конечностями. В процессе эволюции ближайшие ко рту ножки, утратив двигательную функцию, специализировались на проталкивании пищи в рот, а затем на ее захвате и измельчении. Это привело к развитию мощной мускулатуры в головном отделе тела. У наиболее развитых из членистоногих – насекомых, такое скопление нервного вещества привело к формированию головного мозга!

Читайте также:  Сколько кошка должна съедать в день сухого корма

Итак, членистые конечности обеспечивали передвижение; наличие челюстей позволяло питаться иными способами, отличными от фильтрации (способа питания многощетинковых кольчатых червей – наиболее вероятных предков членистоногих). Но это только решение одной проблемы, тогда как, оказавшись на суше, предки членистоногих столкнулись с еще бÓльшим количеством проблем. Это и необходимость строжайшей экономии воды и более эффективного газообмена; сложности с наружным оплодотворением (половые продукты на воздухе быстро высыхают); невозможность быстрого роста из-за хитинизированного покрова и принципиальная невозможность достижения больших размеров тела; незначительные пищевые ресурсы и изобилие врагов и конкурентов в новой среде обитания и т.д.

Вода – природный минерал (минерал – природное химическое соединение, образованное в земной коре естественным путем). Ценные свойства воды определили ее значительную роль в жизни организмов. Например, высокая теплоемкость, из-за которой ее температура при нагревании и охлаждении изменяется незначительно. Поэтому большинству водных обитателей не угрожает ни сильный перегрев, ни чрезмерное охлаждение. Сила сцепления между молекулами воды весьма велика, благодаря чему вода может подниматься по сосудам и трахеидам растений, хотя земное тяготение, противоборствуя этому, тянет ее вниз.

Интересен пример с растением под названием «стрелолист» (род семейства Частуховых). Это растение, относящееся к многолетним водным или болотным травам, растет почти повсеместно в водоемах со стоячей или медленно текущей водой, по берегам. У водных форм стрелолиста встречаются листья трех типов: подводные – лентовидные; плавающие – длинночерешковые, овальные или яйцевидные; воздушные – стреловидные. Данное явление носит название гетерофиллия (от лат. hetero – разный; греч. phýllon – лист) – различия в форме, размерах и структуре листьев на одном и том же растении. Такая уникальная способность стрелолиста и других растений к развитию листьев разных форм в различных условиях освещенности – наследуется.

Растения способны как к поглощению, так и к испарению воды. Транспирация (испарение растениями воды) происходит через устьица. Существует огромное разнообразие форм растений, обеспечивающее (в зависимости от дефицита или избытка воды в окружающей среде) усиленное или экономное ее испарение. Например, такие суккуленты (от лат. suсculentus — сочный), как агава, алоэ (имеющие сочные листья) или молочай, кактус (сочный стебель), накапливают большое количество воды, поэтому способны переживать высокие температуры. Если растения теряют воду быстрее, чем корни подносят ее из почвы, то растение начинает увядать. Совершенно очевидно, что в условиях дефицита воды следует резко притормозить транспирацию. И действительно, устьица при этом несколько прикрываются, что уменьшает потерю воды. Однако полного прекращения испарения воды не происходит ни у одного растения! И даже в тех случаях, когда ее надо экономить…

Ярким и интересным примером гармоничных взаимоотношений некоторых цветковых растений (пролески, гусиного лука, хохлатки, чистотела, фиалки и др.) и муравьев является мирмекохория (от греч. mýrmēx — муравей и chōréō — распространяюсь). Мирмекохория связана с поеданием муравьями придатков (ариллоидов или карункулов) на семенах, остающихся при этом неповрежденными. В поиске пищи муравьи находят такие семена и волокут их в муравейник. После этого лакомство съедается, а выброшенное семя благополучно прорастает в богатой питательными веществами почве. В обычных условиях от такого сотрудничества выигрывают обе стороны — у муравьев есть стабильный источник пищи, а семена растений разносятся далеко (одна колония муравьев разносит десятки тысяч семян за вегетационный период на расстояние до 1000 м от муравейника), что снижает конкуренцию между материнским растением и его потомством.

Опираясь на данные закономерности приспособленности организмов к условиям среды, исследователи установили, что размеры семян чаще всего определяются величиной запаса питательных веществ и связаны с особенностями их распространения, а также условиями прорастания. Так, крупные семена содержат большой запас питательных веществ, необходимых для всходов в условиях сомкнутого растительного покрова. В мелких семенах содержится меньший запас питательных веществ (в данном случае благодаря небольшим размерам семена этих растений легче переносятся ветром подальше от родительского растения). Очевидно, запас питательных веществ является необходимым условием для развития проростка. Однако в природе встречаются такие растения, семена которых настолько мелки, что похожи на пылинки! Это семена некоторых представителей семейства орхидных: венерина башмачка, ятрышника, любки и др., произрастающих в лесной зоне Северного полушария с умеренным климатом. В них запас питательных веществ практически отсутствует…

Источник

Лабораторная работа «Приспособление организмов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа «Приспособление организмов»»

Лабораторная работа

Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания»

Цель: Сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания, выяснить черты приспособленности, направляющий фактор,биологическое значение

Задание1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу. Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Журчалки. Одно из наиболее обширных семейств короткоусых двукрылых, встречаются повсеместно, кроме пустынь и тундр и на всех материках, кроме Антарктиды. В мировой фауне — 6000 видов, в Палеарктике — 1600, в России — 800. Ископаемые журчалки описаны из эоцена. Похожи на ос, но на самом деле они безобидные. Очень быстро летают и машут крыльями. Некоторые виды журчалок связаны с общественными насекомыми. Например, члены некоторых родов обнаруживаются в гнёздах шмелей, муравьёв и термитов.

Журчалка Оса

Задание2. Прочитайте текст. Используя приведенные ниже слова для справок (список слов избыточен), вставьте пропущенные термины 1.2.3.4.5.6.7.(возможно изменение окончаний).

Направляющим фактором эволюции является __(1)_ ?, __отбор, в ходе которого у организмов формируется __(2) ?, к условиям обитания. Она всегда _(3)_ ?, , хотя часто может быть весьма совершенной. Основными ее формами являются: (4) ?, окраска, соответствующая общему фону окружающей среды; _(5)_ ? окраска, делающая живой организм хорошо заметным; _6)?_ , заключающаяся в подражании более защищенным организмам; и __(7) ? , подражающая отдельным предметам окружающей природы.

Слова для справки: естественный, искусственный, движущий, стабилизирующий, приспособленность, относительная, абсолютная, покровительственная, предупреждающая, мимикрия, внутривидовая, межвидовая, адаптация, селекция, давление, коэффициент, мутация, модификация, маскировка.

Задание3. Соотнесите приведенные примеры приспособлений с их характером:

а) окраска шерсти белого медведя; б) окраска жирафа; в) окраска шмеля; г) форма тела палочника;д) окраска божьей коровки; е) черные и оранжевые пятна гусениц; ж) строение цветка орхидеи;з) внешнее сходство некоторых мух с осами; и) слияние камбалы с фоном морского дна;к) чередование светлых и темных полос на теле тигра; л) некоторые виды неядовитых змей похожи на ядовитых; м) гусеница по форме напоминает сучок дерева или помет птиц;н) заяц периодически линяет, меняя цвет шерсти в зависимости от времени года.

Источник

Лабораторная работа Вариант 1 «Приспособленность организмов к среде обитания»

Лабораторные работы Лабораторные работы Аппаратура Лабораторное оборудование

Лабораторная работа

Вариант 1

«Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Одно из наиболее обширных семейств короткоусых двукрылых, встречаются повсеместно, кроме пустынь и тундр и на всех материках, кроме Антарктиды. В мировой фауне — 6000 видов, в Палеарктике — 1600, в России — 800. Ископаемые журчалки описаны из эоцена. Похожи на ос, но на самом деле они безобидные. Очень быстро летают и машут крыльями

Читайте также:  Как выучить таблицу степеней чисел

Некоторые виды журчалок связаны с общественными насекомыми. Например, члены некоторых родов обнаруживаются в гнёздах шмелей, муравьёв и термитов.

Episyrphus balteatus

Лабораторная работа

Вариант 2

«Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Медведка обыкновенная.

Медведка — насекомое, относящееся к семейству сверчковых. Тело толстое, 5-6 см длиною, сверху серовато-бурое, снизу темно-желтое, густо покрыто очень короткими волосками, так, что кажется бархатистым. Передние ноги укороченные, толстые, предназначены для копания земли. Надкрылья укороченные, с помощью них самцы могут стрекотать (петь); крылья большие, очень тонкие, в покое веерообразно сложены. Медведка распространена по всей Европе за исключением крайнего Севера; В естественных условиях медведка селится на увлажненных, рыхлых, богатых органикой почвах. Особенно любит унавоженную землю. Часто встречается на огородах и в садах, где приносит большой вред, повреждая корневую систему многих культурных растений. Роют многочисленные, довольно поверхностные ходы. Днем медведки держатся под землей, а вечером с наступлением темноты выходят на поверхность земли, причем иногда летят на свет. Особенно нравится медведкам селиться на высоких и теплых компостных грядах, где они зимуют и где весной делают в земле свои гнезда и откладывает яйца. А чтобы обеспечить тепло для своего потомства, они уничтожают растения, затеняющие почву от солнечных лучей вблизи их гнезд. Они подгрызают корни и стебли растений, опустошают грядку так, что приходится дополнительно подсеивать семена или подсаживать рассаду.

Лабораторная работа

Вариант 3

«Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Красноклоп бескрылый

Иногда весной или в начале лета эти клопы появляются в огромном количестве. Их можно встретить под каждой корягой, под каждым камнем. Но вреда сельскому хозяйству они не наносят, так как питаются органическими остатками, семенами иногда нападают на других насекомых меньшего размера. Облик красноклопа очень хорошо запоминается. Тело клопа достигает длины 9-11 мм, чёрного цвета, а редуцированные надкрылья (клоп не летает) красного с двумя большими чёрными пятнами и ещё двумя маленькими. Переднегрудь красная с чёрным квадратом посередине, который занимает большую её часть. Голова и сяжки полностью чёрные. Брюшко сверху красное Оплодотворённая самка откладывает яички на сырую землю под гниющими листьями или под камни. Из них вскоре развиваются личинки, которые похожи на взрослых клопов, но не имеют надкрылий. Если личинку раздражать, то она выделит жидкость с запахом жира. Личинки зимуют в почве и ранней весной превращаются во взрослых насекомых. Ареал: Евразия. Несколько клопов имеют похожий облик, но в отличие от красноклопа бескрылого имеют красную голову и развитые надкрылья.

Pyrrhocoris apterus - Красноклоп бескрылый

Лабораторная работа

Вариант 4

«Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Березовая пяденица

Пяденица березовая (меланист)

Размер бабочки — 22—28 мм. Типичный экземпляр этого вида бабочек имеет белый фон крыльев, густо покрытый черными пестринами. Встречаются также черные экземпляры (меланисты), у которых на каждом «плече» расположено белое пятнышко. Черная форма быстро распространилась в конце XIX—начале XX века в результате загрязнения воздуха и, как следствие, почернения стволов деревьев и зданий. Черные бабочки получили больше шансов остаться незамеченными.

Распространена по всей Европе, кроме севера. Обитает в лесах, на живых изгородях и в садах, обычна в городах. Кормовое растение гусениц — разнообразные листопадные деревья и кустарники. Лет бабочки в мае—августе. Зимует куколка.

Лабораторная работа

Вариант 5

«Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Обыкновенный богомол.

Обыкновенный богомол — типичный хищник-засадчик, мимикрирующий под окружающие растения. Подстерегая жертву, малоподвижен, при появлении её в пределах досягаемости захватывает передними хватательными ногами, удерживая её между шипастыми бедром и голенью. Поза его при ожидании, свойственная, вообще говоря, всем настоящим богомолам, и побудила Карла Линнея дать ему биноминальное название обыкновенный богомол в переводе с греческого означает «пророк», «предсказатель», жрец, так как в этой позе насекомое похоже на молитвенно сложившего руки человека.

Самки крупнее самцов (48—76 мм и 40—61 мм соответственно), при спаривании самка пожирает самца. При кладке яиц самка вместе с яйцами выделяет обволакивающую их клейкую жидкость, которая при застывании образует оотеку длиной

3 см и шириной 1,5— 2 см, содержащую 100-300 яиц. Развитие

Богомол обыкновенный

Богомол обыкновенный

Лабораторная работа

Вариант 6

«Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Род дневных бабочек семейства нимфалид. Верхняя сторона крыльев чёрная или бурая с белым рисунком; нижняя — ржаво-красная; задние крылья с зазубренным краем. Распространены в Северном полушарии, преимущественно в умеренной зоне и в субтропиках. Бабочки появляются в первой половине лета. Гусеницы питаются листьями деревьев и кустарников. Наиболее известны: тополевый, развивающийся на тополях и осине, а также малый и голубоватый, живущие на жимолости.

Размах крыльев до 8cm.. В год обычно дает одно поколение в июне-июле. Зимуют гусеницы младших возрастов. Кормовыми растениями гусениц являются ивы, осины, тополя. Бабочки никогда не посещают цветков, охотно присаживаются на влажную землю, на конский и коровий помет, очень пугливы и взлетают при малейшей опасности. Сильное влияние на численность оказывают паразитические насекомые, насекомоядные птицы, а также низкая среднесуточная температура в период размножения бабочек.

user posted image

Лабораторная работа

Вариант 7

«Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания.

Божья коровка.

Тело божьей коровки полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое. Голова короткая с 11, реже 10 членистыми сяжками, прикрепляющимися по бокам переднего края головы и могущими подгибаться под голову. Брюшко состоит из 5 свободных члеников. Как взрослые божьи коровки, так и их личинки питаются тлями; некоторые божьи коровки, равно как их личинки, питаются растениями. В случае опасности жуки поджимают сяжки под голову, а ноги под туловище, притворяются мёртвыми и выпускают желтоватый сок, прежде употреблявшийся против зубной боли. Виды, имеющие более длинные ноги, в таких случаях стараются спастись бегством. Жуки зимуют под корой деревьев, под корнями и т. п. Весной самки откладывают желтоватые яички на листьях; из яичек вылупляются удлиненные, сзади заострённые личинки. Личинки божьих коровок часто имеют яркую окраску, бывают усажены бородавками и шипами; сяжки их 3-членистые, на каждой стороне головы находится по 3-4 простых глазка; ноги их довольно длинны. Куколки прикрепляются к листьям задним концом тела. Большая часть божьих коровок весьма полезна тем, что потребляет множество тлей, вредящих растениям, только очень немногие из них (напр. Epilachna), питаясь растительной пищей, бывают вредны.

Божьи коровки

Божьи коровки

Смотрите также: Рефераты • Планы рефератов • Авторефераты • Курсовые работы • Контрольные работы • Дипломные работы • Проектные работы • Творческие работы и конкурсы

Источник