Меню

Лекция 2 Основные типы правопонимания и правовые теории

Лекция 2. Основные типы правопонимания и правовые теории

План

1. Сущность правопонимания и основные подходы к его классификации.

2. Основные типы правопонимания и правовые теории.

Литература

1. Бережнов А.Г. Теоретические проблемы правопонимания и формирования содержания права // Вестник Московского университета (далее — ВМУ). Сер. 11. Право. – 1999. — № 4.

2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.,1999.

3. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

4. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1996.

5. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

6. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.

7. Четвернин ВА Понятие права и государства: Учебное пособие. – М., 1997.

1. Важнейшие типы правопонимания

Право является одним из сложнейших и уникальных феноменов. Интерес к нему возник еще в Античном мире и с тех пор не только не ослаб, но даже усилился. Это означает, что проблема правопонимания относится к числу вечных.

Авторы учебника «Теория государства и права» под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова (М., 1997. – С. 217) считают, что правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Как следует из определения, субъектом правопонимания является конкретная личность. Это может быть рядовой гражданин, обладающий минимальными правовыми знаниями, профессиональный юрист, способный толковать и применять правовые нормы или ученый – правовед, занимающийся изучением права. Таким образом, правопонимание субъективно и оригинально, но оно может совпадать у представителей определенных социальных групп, что позволяет его изучать и классифицировать.

Объектом правопонимания может быть право вообще, право конкретного общества в конкретную эпоху, отрасль или институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание правопонимания – это знание субъекта о своих правах и обязанностях, общих или конкретных правовых дозволениях или запретах, а также их оценка и отношение к ним как справедливым и несправедливым.

С учетом многообразия представлений о праве, их нужно и можно типологизировать на основе определенных критериев. Так, если в основе классификации лежит особенность решения основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания, то выделяются идеалистический и материалистический типы правопонимания. Первый тип представлен теологическими учениями о праве, второй — различными научными теориями.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования – человеческая природа или государство – различают естественно-правовой и позитивистскийтипы правопонимания. Первый основывается на идее естественных, неотъемлемых прав человека, различении права и закона, естественного и позитивного права. Второй основывается на идее субъективного права, являющегося производным от объективного права, установленного государством, а также на отождествлении права и закона.

В зависимости от того, в чем усматривается основа права – в норме права, в правосознании или в правоотношении – выделяют нормативистский, психологический и социологический типы правопонимания. Нормативизм основан на представлении о том, что право – это совокупность норм, выраженных в законах и иных позитивных актах; что нормы права – издаются государством и в них выражается государственная воля, возведенная в закон; что от норм права зависит возникновение правоотношений, правосознание и правовое поведение.

Для психологического типа правопонимания характерно признание конкретной психической реальности – правовых эмоций человека, которые подразделяются на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Последнее выступает регулятором поведения человека и поэтому рассматривается как реальное право.

Для социологического типа характерно понимание права, как эмпирического явления, которое нужно искать не в норме права или психике человека, а в реальной жизни. В основу понятия права в этом случае положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона и правосознания не отрицаются, но и не признаются правом Они являются только признаком права, а само право – это порядок в общественных отношениях.

В зависимости от того, отождествляют или различают субъекты правопонимания право и закон, В.С. Нерсесянц и его последователи выделяют позитивистский и непозитивистский типы правопонимания. Позитивисты считают правом любые законы и иные нормативные акты, которые защищаются государством и обеспечиваются силой его принуждения. Субъекты непозитивистского правопонимания различают право и закон, обосновывают приоритет права перед законом.

2.1. Позитивистский тип правопонимания. Классический легистский позитивизм.

Теория классического позитивизма была разработана в конце XIX в., но и поныне сохраняет свое влияние в юриспруденции. Ее создателями были Остин (Англия), Лабанд и Бергмом (Германия), Шершеневич (Россия).

Основные идеи теории:

1) право в научном, а не в идеологическом понимании – это закон; законы содержат абстрактные, общеобязательные нормы, т.е. правила поведения, подкрепленные принудительной силой государства;

2) государство первично, право вторично; право есть продукт законодательной деятельности государства;

3) правоотношения (т.е. отношения, урегулированные правом) возникают только после принятия закона; не может быть дозаконо-творческих правоотношений;

4) отрицание естественных и неотчуждаемых прав человека, признание только основных прав и свобод граждан, установленных (дарованных) законодателем.

Достоинства теории:

— подчеркивает важное значение формально-юридических свойств права;

— обращает внимание на приоритетную роль государства в регулировании важных общественных отношений.

Слабые стороны:

— признает правовыми любые законы, в том числе и нарушающие права и свободы человека и гражданина;

— не признает правовыми отношения, урегулированные договорами частных лиц, при отсутствии соответствующего закона;

— ставит человека в зависимое положение от государства и его аппарата.

2.2. Нормативистская теория права

Эта теория права была разработана в ХХ в. Ен основоположником является Г. Кельзен, австриец по происхождения, создатель первого в мире австрийского конституционного суда, долгое время проживавший в США, где он спасался от нацистов.

Основные идеи теории:

1) право это система (пирамида) норм, на самом верху которой находится «основная (суверенная) норма», принятая законодателем (конституция), и где каждая низшая форма черпает свою законность в норме с большей юридической силой;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования все сферы норм долженствования. Поэтому юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты – решения судов, договоры, предписания администрации, которые относятся к праву и должны соответствовать основной норме.

Достоинства теории:

— она верно подчеркивает такое определяющее свойство права как нормативность и убедительно доказывает необходимость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

— она органически связывает нормативность с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями, сформулированными в юридических актах;

— она признает большие возможности государства влиять на общественное развитие, так как государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны теории:

— чрезмерное внимание формальной стороне права, игнорирование его содержательной стороны и связи с социально-экономическими и политическими факторами;

— преувеличение роли государства в установлении эффективных норм.

2.3. Социологическая теория права

Эта теория была разработана в ХХ в. Ее основные представители: Эрлих, Жени, Муромцев и др.

Основные идеи теории:

1) разделяет право и закон, но в связи с тем, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в сфере должного, то право – в сфере сущего;

2) под правом понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право – это реальное поведение субъектов правоотношений – физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной теории – теория «живого» права;

3) «живое» право формулируют прежде всего судьи. Они «наполняют» законы правом, выступают субъектами правотворчества.

Достоинства теории:

— ориентирует на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое осуществление;

Читайте также:  Простой способ транспонирования столбцов и строк в Sql

— обоснованно отмечает приоритет общественных отношений, как содержания, над правовой формой;

— хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления.

Слабые стороны:

— если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неравномерного, так как реализация может быть как законной, так и противозаконной;

— в силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентности и откровенного произвола со стороны должностных лиц.

2.4. Психологическая теория права

Данная теория была разработана в ХХ в. Ее основателями являются Петражицкий, Росс, Рейснер и др.

Основные идеи теории:

1) психика людей – этой фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право и государство;

2) понятие и сущность права выводятся не через деятельность законодателя, а через психологические закономерности – правовые эмоции людей;

3) все правовые переживания людей делятся на два вида – переживания позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть и не связано с первым. Интуитивное право выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как «действительное» право.

Достоинства теории:

— обращено внимание на психологические процессы, которые являются такой же реальностью, как экономические, политические и др. отношения. Отсюда, вывод, что нельзя издавать законы без учета социальной психологии и нельзя применять их без учета психологических особенностей людей;

— повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

— источник прав человека выводится не из законодательства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

— слишком сильный крен в сторону психологических факторов в ущерб другим, от которых также зависит природа права;

— в связи с тем, что «подлинное» (интуитивное) право практически оторвано от государства и не имеет формально определенного характера, в данной теории отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного, законного и незаконного поведения.

2.5. Естественно-правовая теория

Одной из основных правовых теорий ХХ в. является естественно-правовая теория или теория естественного права. Свою завершенную форму она получила еще в XVII-XVIII вв., в период буржуазных революций. Ее виднейшими представителями были Гоббс, Локк, Радищев и др.

Основные идеи теории:

1) разделяются право и закон, «неписанное», т.е. естественное и позитивное право, т.е. законы, принимаемые государством;

2) отождествляются право и мораль. Такие абстрактные нравственные ценности как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», приобретается от рождения, либо от бога.

Достоинства теории:

— это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, а в настоящее время – переход от тоталитаризма и авторитаризма к современной демократии;

— в ней верно подмечено, что законы могут быть неправовыми;

— она провозглашает источником прав человека природу или бога, и тем самым «выбивает» теоретическую почву произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

— понимание права как абстрактных нравственных ценностей «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется критерий законного и противозаконного, т.к. определить это с позиций справедливости, представления о которой могут быть разными у разных людей, весьма непросто;

— такое правопонимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть различным у разных людей.

Дата добавления: 2015-12-26 ; просмотров: 2794 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Понятие и классификация типов правопонимания. Основные типы правопонимания.

Правопонимание – представление о том, что представляет собой право, как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Тип правопонимания – определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения.

Плюрализм типов правопонимания связан с тем, что различные типы правопонимания соответствуют различным типам научной рациональности (в теоретическом аспекте), различным формам человеческой цивилизации (в практическом аспекте).

В практическом аспекте различные типы правопонимания соответствуют различным типам правовых систем, как в историческом, так и в географическом разрезах: обычно выделяют романо-германскую, англо-саксонскую (общего права), социалистическую, а также религиозно-традиционные (в том числе мусульманскую) правовые системы (Р.Давид).

В теоретическом аспекте различные типы правопонимания формировались созвучно последовательно сменявшим друг друга типам научной рациональности.

Классический тип научной рациональности – XVII-XIXвв. – человеческий разум является самодостаточным средством познания мира (в том числе социального), который воспринимается как внешний, противостоящий человеку объект, в связи с этим механистическая картина мира. В рамках классической научной рациональности сформировались естественно-правовой, этатистский, социологический типы правопонимания.

Ко второй половине XIXв. можно говорить о формировании неклассического типа научной рациональности (модерн) – изучается уже взаимодействие между субъектами, понимается относительность человеческого познания в социальной сфере. Типы правопнимания в рамках неклассической научной рациональности: феноменология (Э. Гуссерль, идея интенциональности сознания человека), экзистенциализм, герменевтика (язык, Хайдеггер), неопозитивизм, структурализм (Вебер), психологизм (Петражицкий).

В конце XXв. зарождается постнеклассический тип научной рациональности (постмодерн), который делает акцент на системном характере социальной действительности (синергетика), его коммуникативном аспекте (Ю. Хабермас, А. Поляков).

Хотя эта классификация – классический, неклассический, постнеклассический — справедлива только для европейской и американской правовой мысли.

4. Этатистский тип правопонимания.

от франц. “etat” – государство.

Формирование связано с возникновением западноевропейских абсолютистских государств (хотя мотивы встречаются еще у древнегреческих софистов – Ксенофонт), появляется как идеологический противовес юснатурализму как результат секуляризации государства и обоснование королевской власти.

Еще в XI-XIIвв. на основе римского права ряд терминов выработали в болонской школе.

В XIXв. теоретическую основу разработал О. Конт. Вслед за И. Кантом он полагал, что невозможно познать сущность вещей, поэтому следует избегать метафизики (того, что нельзя проверить эмпирически).

Право является созданием государства, обеспечивается его принудительной силой (Дж. Остин). Соответственно, источники права отождествляются с волей государства (законом)  правовой нормативизм (Г. Кельзен).

Основные признаки права: формальная определенность, защищенность публичной властью, которая способна принуждать к исполнению (В. Ленин).

Этатизм совместим с идеей произвольного установления содержания правовых норм государством либо (в большевистской волюнтаристской трактовке) господствующим классом. Это является причиной того, что этатизм обходит стороной ценностную проблематику в праве.

С другой стороны, этатизм автоматически не означает тоталитаризм и нарушения прав человека, просто в рамках этатистского подхода меру свободы с помощью права устанавливает государство.

Этатисты: в Европе – Д. Остин, И. Бентам, в России – Г. Шершеневич

5. Социологический тип правопонимания.

Социологический тип правопонимания формируется во второй половине XIXв.

Право – социальное явление, относительно независимое от государства (хотя часть правовых норм может санкционироваться государством), истоки которого следует искать в обществе.

Право – это собственно не адресованные субъектам и где-то записанные нормы («книжное право», «право в книгах»), но и реальное поведение субъектов, правовые отношения, которые на самом деле предшествуют правовым нормам («живое право», «право в жизни»), значительную роль в разграничении правового от неправового играет суд (поэтому очень многие американские ученые развивают различные аспекты социологического правопонимания).

«Социологи»: в Европе – Е. Эрлих, в США — Р. Паунд, в России – С. Муромцев, Ю. Гревцов

Вариации социологического типа правопонимания:

— право как сложившийся порядок общественных отношений;

— право как инструмент социальной инженерии в обществе, социального контроля;

— правовой реализм (прагматический инструментализм): ряд североамериканских ученых; право существует, чтобы служить потребностям людей; право является совокупностью социальных средств; судьи являются творцами права (О.Холмс); норма права является эффективной, если применяется судами; судьи должны отдавать приоритет телеологическому, а не буквальному толкованию подлежащих применению норм права; применение закона является успешным, если наступили намеченные последствия.

— право как средство социального контроля (Р.Паунд)

6. Психологический тип правопонимания.

Право – явление индивидуальной психики, императивно-атрибутивные эмоции (отсюда неизменная связь между правомочиями одного субъекта и обязанностями другого). Однако право при таком подходе становится уже не социальным, а скорее индивидуальным явлением, правовой статус получали, например, воровские законы, внутрисемейные отношения, игры детей в песочнице.

В связи с этим Петражицким выделялись позитивные правовые эмоции (правовой характер которых обеспечен чужими авторитетными велениями (например, монарха) либо иными внешними нормативными фактами (например, обычаем)) и интуитивные правовые эмоции (обеспечиваются внутренним переживанием субъекта).

Читайте также:  Простые числа картинки таблица

Развитие права (его атрибутивная сторона) порождает государство.

Ученик Петражицкого П.А. Сорокин увязал его концепцию с социологией, развив ее таким образом в коммуникативном направлении, признав объективные проявления права, его социальное бытие.

7. Юснатурализм как тип правопонимания.

Естественное (природное) право, в отличие от устанавливаемого государством, — разумная и совершенная константа, являющаяся воплощением справедливости, добра, нравственности и гуманизма, являющееся абсолютной ценностью.

Античные предпосылки юснатурализма отождествляли право практически с законами природы, в средневековье появилось религиозное обоснование, в эпоху Просвещения, когда сформировалась теоретически законченная доктрина естественного права, она обосновывалась разумно понимаемыми правами и свободами человека, естественным образом вытекающими из его природы (рационалистически-гуманистическая интерпретация).

Естественное право противопоставляется позитивному, устанавливая нравственные требования к нему.

Будучи рожденным в рамках классической научной рациональности, юснатурализм воспринимает право лишь как противостоящий человеку объект.

Юснатурализм (Ж.-Ж. Руссо, Б. Франклин, Ш. Монтескье, Дж. Локк) составил идеологическую основу буржуазных революций в западноевропейских странах в XVII-XVIIIвв., Декларации независимости США.

В XXв. идеи юснатурализма развивал Ж.Маритен, предложивший синтез неотомизма и естественного права, предложив теологическое обоснование неотъемлемых прав и свобод человека.

8. Интегральный тип правопонимания.

Интегральный тип правопонимания, начавший формироваться в зарубежном правоведении примерно в середине XXв., характеризуется стремлением соединить в единой концепции разработанные в различных типах правопонимания отдельные аспекты бытия права.

Основоположники интегративной концепции права – Дж. Холл, Г. Дж. Берман — полагали, что имеется достаточно оснований для синтеза этатизма, юснатурализма и социологической юриспруденции, сложив их достоинства и вычитая недостатки.

Невозможно создание непротиворечивой интегральной концепции права в рамках классической научной рациональности.

Поэтому надо найти главный объединительный принцип.

В. Нерсесянц (либертарная концепция – свобода)

А. Поляков (коммуникативная концепция – общение)

Источник



Классические типы правопонимания (юридический позитивизм, социологический позитивизм, юснутурализм)

1. Определение правопонимания

2.Определение типа правопонимания

3. Традиционные типы правопонимания (перечень и основная черта.Юснатурализм – источник права – природа, форма бытия – разумно-нравственная идея; юридический позитивизм – источник права – государство, форма бытия – норма;, социологический позитивизм – источник – общество, форма бытия — отношения)

4. Характеристика каждого типа по плану

Основные черты (идеи)

Критика (достоинства и недостатки)

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению

Каждая культура или цивилизация могут формировать свой образ права. Так же и в конкретный исторический период развития человеческой цивилизации, образ права приобретает свои черты в зависимости от накопленного знания о нем и развития научных методов познания.

Тип правопонимания – это определенный образ или обобщенная модель права, отражающая общие существенные признаки определенного множества теоретических представлений и понятий о праве и способов практического (ценностного) отношения к праву.

Традиционные типы правопонимания.

Естественно-правовые концепции права (юснатурализм)

Временные рамки: истоки – в античности. Концептуальное обоснование – век просвещения (17-18 вв)

Представители: Гуго Гроций, Джон Локк, Жан-Жак Руссо, П.И. Новгородцев

· Разделяют право на естественное и позитивное (установленное государством).

· Естественное право первично по отношению к позитивному и является критерием

правового характера закона и его справедливости.

· Источником естественного права является разумная природа человека и всеобщие

· Естественные права неотъемлемы. К ним относятся право на жизнь, собственность, свободу.

Право – это совокупность принципов, субъективных прав, вытекающих из природы человека, независимых от социальных условий, а также нравственных требований к позитивному праву, определяющих должное его содержание.

· Классические концепции. (Гуго Гроций, Джон Локк, Жан-Жак Руссо)

· Школа возрожденного естественного права (Борис Николаевич Чичерин, Павел Иванович Новгородцев, Евгений Николаевич Трубецкой)

Понимали естественное право как совокупность нравственных требований к действующему праву.

Сама идея права возможна только при признании человека основной ценностью и целью общественного развития.

Идея права основана на признании человека носителем абсолютного нравственного и разумного начала, обладающего в силу этого свободой и правом признания этой свободы другими.

· Естественное право с изменяющимся содержанием (Рудольф Штаммлер)

«Естественным правом с изменчивым содержанием» называются, отмечал Штаммлер, исторически складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном правосознании, требующие реформы права с точки зрения общественного идеала («конечная цель»).

· Неотомизм (Жак Маритен, ИоганнесМесснер)

Возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского.

Человек имеет естественные права и способен осознать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Признавая существование вечного и неизменного закона, Маритен считал, что естественное право раскрывается людям постепенно, по мере развития культуры и приближения человека к богу. Каждая эпоха имеет свой «исторически конкретный идеал». В связи с этим Маритеноценивал как бесплодные попытки составить полный каталог естественных прав индивида на все времена. Разделил естественные права на три категории: фундаментальные, политические и социальные. Разрабатываемые им классификация легла в основу международной доктрины прав человека.

Юридический позитивизм.

Позитивное – и означает установленное, положенное (не прирожденный, не естественный, а установленный людьми порядок).

Временные рамки: Истоки можно проследить в античности (Римская Империя). Как течение мысли в зачаточном виде появился в средневековье в болонской школе юристов (11-12 вв.). Как научное направление получил обоснование в 19 веке.

Представители: Джон Остин, Карл Бергбом, Иеремия Бентам, Габриэль Феликсович Шершеневич.

· Связь права с государством. Никакого иного права, кроме, опирающейся на государство системы нормативныхустановлегний не существует.

· Основой общественного порядка являются нормы – правила должного или возможного поведения. Они устанавливают не то, что есть, а то, что должно быть

· Обязательность норм обеспечивается принудительной силой суверена, а не соответствием их нравственности.

Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, выражающих государственную волю (классовую или общенародную), которые установлены, санкционированы и охраняются государством.

· Легизм (этатизм) – Д. Остин,

Право – это продукт государства (отсюда второе название – этатизм). Существует в форме приказа (команды, принудительного установления) официальной власти. Право сводится к принудительно-властным велениям, к формальным источника позитивного права (законам, указам, постановлениям, судебным прецедентам, санкционированным обычаям).

· Нормативизм – Ганс Кельзен (теория чистого права), Г.Ф. Шершеневич

В основе права лежат нормы. Государство есть лишь результат действия норм права, а само право рассматривают как совокупность норм, содержащих правила «должного поведения». Право – это нормативно-регулятивная система, имеющая собственное, очищенное от политики содержание. Признаками права являются системность и иерархичность его норм. Каждая верхняя система обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней и подчиняется ей. Принцип соответствия одной нормы другой означает строгий режим законности. На вершине иерархии стоит основная норма, закрепленная в конституции.

Социологический позитивизм

Временные рамки: Истоки — 19 век.

Представители: Евгений Эрлих, Роско Паунд, Сергей Андреевич Муромцев, Коркунов Николай Михайлович.

· Источником права является общество, а не государство. Право – возникает не по воле государства, а в силу объективных закономерностей общественного развития. Государство только наделяет юридической силой уже сложившиеся в обществе правила, которые в силу полезности обществу, полезны и для государства.

· Право существует не в нормах, а в правоотношениях. Сложившиеся в обществе отношения реализуются в типичных поведенческих моделях и только потом оформляются в качестве нормативных текстов (законах, судебных решениях и т.п.)

· Критерием права является их действенность, их реализация в конкретных отношениях. А не установленность государством. Установленная государством норма сама по себе не становится правом, если она не реализуется в действиях конкретных лиц – субъектов права.

Право – это система признаваемых и поддерживаемых в обществе отношений, направленных на урегулирование интересов индивидов и их групп и поддержание общественного порядка.

· Живое право (Евгений Эрлих)

Правовые нормы государства, по мнению сторонников теории — это лишь часть права. Наряду с ними существует «живое право», которое есть не что иное, как сложившиеся в обществе фактические отношения. Главное – изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В связи с этим обосновывается идея «гибкости права», т.е., возможность изменения правовой нормы в процессе ее применения. Отсюда – отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения.

Читайте также:  Калорийность Кунжутное масло Химический состав и пищевая ценность

· Теория солидаризма. Леон Дюги (фр. Юрист), Л.В.Корсаков, Ю.А.Смирнов.

Ее суть заключается в том, что индивид не должен противопоставлять себя другому индивиду либо целому коллективу. В свою очередь никакой коллектив не может, не имеет право распоряжаться индивидом. Нормы вытекают из общей для всех солидарности. Право выступает как выразитель этой солидарности, инструмент, охраняющий «общие интересы» всех групп.

Таким образом, солидаристская концепция права, рассматривая сущность права, представляет его как средство достижения социальной гармонии. Главное — понимание права как общественного порядка, основанного на общих интересах и солидарности людей.

· Психологическая концепция сущности права. Лев Иосифович. Петражицкий, Михаил Андреевич Рейснер, Габриэль Тард.

Петражицкий считал, что право имеет психофизическую природу и коренится в сфере человеческих эмоций и переживаний.

Отличительной чертой правовых эмоций считал их императивно-атрибутивный характер. Императивность предполагает индивидуально-личностное осознание обязанности (мы чувствуем себя обязанными). Атрибутивность предполагает осознание своего права требовать от кого-то поведения, соответствующего нашим притязаниям. Но это притязание оправдано, только если оно соответствует переживаемым другой стороной эмоциям долга. Другими словами переживаемая мной обязанность – одновременно переживается мной как чье-то право. Вот эта атрибутивность и является сущностью права.

Достоинство этой теории заключается в том, что она обращает внимание на психологическую сторону действия права, тесно связана с проблемой психологического механизма формирования правомерного поведения. Действительно, в сложной цепи перевода правовых предписаний в фактическое правомерное поведение чувства и переживания индивида, его психологические импульсы выступают тем последним звеном, которое непосредственно соприкасается с конкретным поведенческим актом, определяет его. И вообще, право не может регулировать поведение иначе, как через интеллектуально-психологическую сферу человека.

Другое дело, что нельзя весь сложный механизм формирования правомерного поведения сводить исключительно к психологической, эмоциональной сфере индивида и объяснять все только ею и из нее. Специально-юридические и общесоциальные факторы и механизмы имеют здесь не меньшее значение.

· Реалистическая школа права (Роско Паунд, Карл ЛЛевеллин, Оливер Холмс)

Одно из направлений американской социологической юриспруденции, возникшее в 20-х гг. 20 в. Право – это результат деятельности судьи и направлено на разрешение конфликтов. Отрицают ведущую роль закона в формировании и реализации права. Законодатель, чтобы создать эффективную норму, должен ориентироваться на заранее прогнозируемый результат. Отсюда право – это инструмент, предназначенный для получения заранее предвидимого конкретного результата.

Истоки такого подхода можно увидеть в теории Рудольфа Иеринга.

Иеринг предложил изучать прав не как оторванную от повседневной жизни систему правовых норм и понятий, а как действующий (реальный) правопорядок.

Он выделял в праве формальную и содержательную сторону. Формальная сторона – это нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением. С помощью норм создается упорядоченная защита социальных отношений. Содержательная сторона – это совокупность общих и индивидуальных интересов и целей. Право – это юридически защищенный интерес.

Его учение оказало влияние на формирование таких направлений американского правоведения как юридический прагматизм (Роско Паунд) и правовой реализм (Карл ЛЛевеллин).

Источник

Глава II

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

§ 1. Классические типы правопонимания

Историческим типам научной рациональности соответствуют исторические типы правопонимания. Тип правопонимания отра­жает парадигмальные черты современной ему научной картины мира и, несмотря на реальное многообразие вариантов правопонимания, принадлежащих к одному историческому типу научной рациональ­ности, их объединяют общие онтологические, гносеологические и аксиологические установки, формирующие типичные теоретические представления о правовой реальности.

Правопонимание — результат как рационального, теорети­ческого осмысления права в его онтологической (бытийной) сущно­сти, так и следствие его иррационального (эмоционального, цен­ностного, социокультурного) восприятия, так как понимание права всегда происходит в социокультурном контексте жизненного мира субъектов (о понятии жизненного мира см. § 2).

Тип правопонимания — это формирующийся в рамках опре­деленной культуры образ права, который характеризуется как пара-дигмально обусловленными теоретическими признаками права, так и культурно обусловленным практическим (ценностным) отношением к праву. Исходя из этого можно выделить два основания для класси­фикации типов правопонимания: практическое и теоретическое.

Практическое Правопонимание существует в общественном правовом сознании и правовой культуре в виде особого ценностного отношения к праву, характеризуемого специфическим социокультурным

Глава II. Исторические и современные типы правопоиимания

правовйдением и правочувствованием. Каждая цивилизация имеет собственное ценностное (практическое) Правопонимание. Так, в син­хронном аспекте можно выделить, например, практическое Пра­вопонимание Востока и Запада, а в диахронном — идеациональ-ный (религиозный), чувственный (светский) и идеалистический (включающий в себя черты как первого, так и второго) типы практи­ческого правопонимания (терминология П. А. Сорокина). Система­тизированное практическое Правопонимание выступает в форме правовой идеологии, несистематизированное — имеет форму правовой психологии.

Теоретическое Правопонимание характеризуется стремлением представить понимание права в виде научной теории. Постнеклас-сическое теоретическое Правопонимание стремится получить наи­более общие и достоверные правовые знания путем исключения ис­торически сложившихся ценностных правовых представлений, поскольку они отражают не общее в праве, а лишь его конкретные социокультурные особенности.

Историческое развитие типов правопонимания показывает, как изменения типов научной рациональности влекли за собой изменения в правопонимании.

В рамках классического типа научной рациональности, пред­посылки которого относят еще к эпохе античности, сформировалось три основных теоретических варианта правопонимания: естественно-правовой, этатистский и социологический.

I. Естественно-правовой вариант, или юснатурализм (лат. jus — право; natura — природа), — один из древнейших вариантов правопонимания. Он отражает характерные для мифологической и религиозной культуры представления о рациональном и соразмерном (законосообразном) устроении мира, природы, космоса. Согласно такому представлению миром правит закон, постигаемый челове­ческим разумом через усмотрение закономерного устроения универ­сума. Все, что существует в мире, существует закономерно, и это относится как к устроению всей Вселенной, включая мир животных, так и к устроению человеческого мира, в том числе права. В отличие от искусственного и изменчивого человеческого закона (позитивного права, создаваемого государством), постулировалось существование постоянного и неизменного, совершенного естественного (природного)

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

закона, именовавшегося также естественным правом. В силу припи­сываемого ему совершенства естественное право воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, нрав­ственности и гуманизма.

Однако представления о сути естественного права менялись вместе в развитием общества и развитием научного знания. Для античной правовой мысли было характерно восприятие мира как упорядоченного целого, космоса, которому противостоит хаос. Со­ответственно естественное право отождествлялось с разумными за­конами природы,которым подчиняется все живое — и люди, и звери. Таковы естественные законы, заставляющие людей защищать соб­ственную безопасность и свое имущество, вступать в брачные союзы, иметь детей и заботиться о них и т. д. Фактически естественное право отождествлялось с естественной закономерностью, такой же, как, например, рождение и последующая смерть (так называемая первая редакция естественного права).

Подобное правопонимание было характерно, например, для древнеримских мыслителей и юристов. Философы того времени стре­мились отождествить «право народов» с «правом природы». Стоики определяли естественное право как нравственный кодекс, заложенный в человека «природным разумом». Природа, считали они, представ­ляет собой соразмерную разуму систему, в котором все вещи про­никнуты логикой и порядком; этот порядок, спонтанно развиваю­щийся в человеческом обществе и достигающий самосознания в человеке, и есть природное, или естественное, право. Цицерон вы­разил эти представления в следующем пассаже: истинный закон — это правильный разум, согласный с природой, обнимающий всю Вселенную, неизменный, вечный. Мы не можем ни противостоять этому закону, ни изменить его. Этот закон один — для Рима и Афин, для настоящего и будущего. Он есть и будет непреложен для всех времен и народов. Тот, кто не подчиняется ему, отрицает самого себя и свою природу.

В европейской культуре Средневековья естественное право полу­чило теологическое (божественное) обоснование (вторая редакция естественного права).Естественное право трактовалось как воля Бога, которая находит отражение в человеческом разумеи в Свя­щенном Писании (ярким примером такого правопонимания являются

Источник