Меню

Литература Цитаты М Ю Лермонтов Герой нашего времени Г Печорин

Заполните таблицу жизненные принципы печорина выпишите цитаты

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

УРОК 54
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
(ГЛАВА «ФАТАЛИСТ»):
ФИЛОСОФСКО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ НОВЕЛЛЫ

Основное содержание урока
Мотив предопределения и судьбы. Образ Печорина в новелле и в романе.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Формулировка выводов о характере героя. Анализ ключевого эпизода новеллы. Обсуждение иллюстраций к роману.

I. Мотив предопределения и судьбы

— Зачем в романе новелла «Фаталист», если характер Печорина понятен, а его жизненная философия потерпела крах? Обоснуйте свой ответ.

— Почему «насыщенная гордость» не принесла Печорину счастья?

— Докажите, что в «Фаталисте» М. Ю. Лермонтов предстаёт как писатель-философ.

— Можно ли утверждать, что в новелле «Фаталист» автор стремится разгадать загадки самой Судьбы? Обоснуйте свой ответ.

II. Групповая работа:

Группа 1.
Проанализируйте эпизод игры в карты
с начала новеллы до слов «перестреливался с чеченцами».

Какую роль в раскрытии характера Вулича играет его портрет?

Какие черты его характера выделены автором?

Связана ли страсть героя к игре с верой в предопределение? Аргументируйте свою позицию.

Какие чувства вызывает образ Вулича: восхищение, удивление, страх, недоумение, любопытство? Обоснуйте свой ответ.

Группа 2.
Проанализируйте эпизод заключения пари между Печориным и Вуличем
со слов «Когда поручик Вулич подошёл к столу…» до слов «…не мог найти удобного случая».

*Почему Печорин предложил такое странное пари, а Вулич нашёл такое необъяснимое решение, как самоубийство?

С какой целью автор подчёркивает, что Печорин видел в лице Вулича «печать смерти»?

Ищет ли Вулич смерти? А Печорин? Почему?

Группа 3.
Проанализируйте эпизод возвращения Печорина на свою квартиру
со слов «Я возвращался домой пустыми переулками…» до слов «Она хотела что-то отвечать, но только вздохнула».

Какую роль играет в эпизоде пейзаж?

Докажите, что рассуждения Печорина о ночном небе носят философский характер.

Почему герой не верит, что небесные светила влияют на судьбу человека?

Какие чувства вызвал в его душе случай с Вуличем?

Группа 4.
Проанализируйте сцену захвата пьяного казака
со слов «Я затворил за собою дверь…» до конца новеллы.

Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу?

Почему, зная, что предопределение существует, герой хочет испытать судьбу?

Какие черты Печорина показаны в сцене захвата пьяного казака?

Каково отношение Вулича (Печорина, автора) к предопределению? У кого из них оно неоднозначно и почему?

Аналитическая беседа:

— К кому из героев относится название новеллы? Обоснуйте свою позицию.

Какой смысл при этом выявляется?

— Какие вечные проблемы автор ставит в новелле «Фаталист»?

— Какие качества характера героя помогают ему, веря в судьбу, всё же бросить ей вызов и победить?

— Чем различаются фатализм Вулича и фатализм Печорина?

III. Сообщения учащихся о выполнении индивидуальных домашних заданий:

— Сопоставить Вулича с пушкинскими героями Сильвио («Выстрел») и Германном («Пиковая дама»).

— Сопоставить язык и стиль начала повести «Фаталист» с первыми абзацами «Пиковой дамы» Пушкина.

IV. Образ Печорина в новелле и в романе

Чтение статьи учебника «Печорин» и составление её плана (тезисов). Cм. текст статьи ниже:

Примерный вариант плана статьи:

1. Три аспекта воспроизведения истории души героя.

2. Объективность изображения героя с помощью перемены рассказчиков и оценок других персонажей. Отображение души героя через его портрет.

3. Отражение в образе героя традиций европейского психологического романа: неисчерпаемый потенциал души героя при ничтожности духовных результатов. Печорин как жертва судьбы.

4. Раскрытие истории души Печорина не через социальные функции личности, а через родовые свойства человека и стороны его частной жизни. Статичность характера героя и его устойчивое отношение к миру.

5. Неспособность героя к любви и дружбе вследствие приоритета рассудка над чувствами. Принцип жизненного поведения Печорина — свободная воля, перерастающая в индивидуализм.

6. Противоречие необъятных сил и великого предназначения героя лермонтовской эпохи и ничтожности его жизненных итогов.

7. Сущность образа Печорина как духовного завещания автора читателю.

V. Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Образ Печорина в романе».

Заполнение цитатной таблицы:

Обобщающая беседа:

Каким предстаёт Печорин в его «Журнале»?

Почему Печорин — жертва судьбы?

В чём проявилось мастерство автора в создании психологического портрета Печорина?

VI. Обсуждение иллюстраций к роману.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Итоговый вопрос:

Почему новелла «Фаталист» — это философское произведение?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Составить письменную характеристику образа Печорина или ответить на итоговый вопрос урока.

Прочитать статьи учебника «Грушницкий», «Вернер», «Вулич», «Максим Максимыч» и определить их главные мысли.

Индивидуальные задания.

Выполнить задание из раздела учебника «Развиваем дар слова»; охарактеризовать Печорина, используя приведённые в задании слова и выражения.

Подобрать цитаты на тему «Печорин в системе мужских образов романа», проанализировав его отношения с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.

*Сопоставить характеры и судьбы Печорина и Онегина.

Найти в психологическом и философском словарях определение понятия дружба и выписать его .

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.

ПЕЧОРИН
В РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Печорин Григорий Александрович — главный герой романа. История его души составляет содержание произведения. Эта задача прямо названа в «Предисловии к «Журналу Печорина». История души воспроизводится в трех аспектах: во-первых, с точки зрения «внутреннего человека», когда утаенные от посторонних, но открываемые для себя мотивы поведения через цепь внешних поступков, приключений приобретают ясный, хотя и противоречивый характер; во-вторых, герой отдает себе полный отчет в мотивах и душевных движениях, служащих осознанию собственной личности и определяющих принципы ее самопостроения; в-третьих, история души отображается как объективное описание: Печорин записывает свои впечатления для себя и воспринимает свой дневник в виде объективного документа, отстраняясь от субъективных пристрастий, создавая дистанцию между собой действующим, мыслящим и автором. Как автор «Журнала. »? Печорин не страшится рассказать ни об идеальных порывах, присущих ему, ни о темных сторонах души, ни о противоречиях сознания.

Объективность письма достигается и присутствием других рассказчиков — Максима Максимыча, странствующего офицера, отдаленных от Печорина и приближенных к нему интеллектуально. Печорин воспроизводит и мнения о себе других лиц — Веры, княжны Мери, Грушницкого, Вернера. Все они с разной степенью проникновения в его внутренний мир создают объемный образ его личности. Задача Лермонтова заключалась не только в том, чтобы история души раскрывалась извне и изнутри, но и в том, чтобы дать возможно полное о ней представление. Все описания внешности героя тоже направлены на отображение души (через лицо, глаза, руки, фигуру и детали одежды). Печорин интересен Лермонтову в качестве обобщенного лица, а не как некоего казуса, изображенного иронически. Ирония как субъективное художественное намерение исключена, и если она становится результатом изображения, то повинна в этом не авторская воля, но сам тип личности, возникший в определенное время и в определенных обстоятельствах. В такой же мере несостоятельно мнение, отведенное самим Лермонтовым, будто Печорин — портрет автора романа.

Традиция, к которой непосредственно примыкает «Герой нашего времени»,— психологические романы Шатобриана («Рене»), Бенжамена Констана («Адольф»), Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»), незаконченный роман Карамзина («Рыцарь нашего времени») и роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Хотя психология героя все более углубляется от приключения к приключению, которые вносят новые штрихи в его внутренний портрет, духовно Печорин не растет. Его жизненный опыт существен не тем, что он каждый раз выходит из того или иного приключения обновленным, а тем, что он остается одинаковым. Однако при неизменности духовных результатов каждый эпизод всякий раз бросает свет на неисчерпаемый потенциал души. В этом состоит история души, ее загадочность, странность и нравственность. Равная самой себе, душа не поддается изменению и не имеет предела в своем углублении. Отсюда возникает видимое противоречие между богатыми внутренними возможностями к духовному самопо-строению, развитию, обновлению и скромными успехами героя, как правило кончающимися ощущением «скуки» и неудовлетворенности собой.

Печорин всегда чувствует над собой власть судьбы, которая выступает преградой, ограничивающей итоги его душевной деятельности и превращающей их в ничтожные, бесполезные и катастрофические по своим последствиям, угрожающие как самому герою («Тамань»), так и другим персонажам («Бэла», «Княжна Мери»). Печорин, ощущающий перст судьбы, воспринимает себя едва ли не демоническим существом, злым орудием судьбы, наказующей силой. Она выступает в его глазах проклятием, а он становится ее жертвой.

История души Печорина раскрывается через конкретные эпизоды, имеющие отношение не к его служебной или социальной сфере, но к родовым свойствам человека и интимным сторонам частной жизни (любовь, дружба, испытание воли, личная храбрость). Читатель всюду наблюдает, как проявляются человеческие качества Печорина и при этом намеренно отодвинуты социально-общественные функции личности (дворянин, светский человек, офицер).

Характер Печорина дан сложившимся и с устойчивым мироотношением. Из жизненного опыта герой вынес скептическое отношение к действительности и к окружающим людям. Всюду он видит одну и ту же банальность, тривиальность, но продолжает гоняться за жизнью, каждый раз думая, что очередное приключение окажется новым и необычным, освежит его чувства и обогатит его ум. Искренне отдаваясь новому влечению, он, однако, включает рассудок, уничтожающий непосредственное чувство. Скепсис Печорина становится как бы абсолютным: важна не любовь, не правда и искренность чувства — власть над женщиной. Любовь для него не поединок равных, но подчинение себе. Он видит удовольствие и наслаждение в том, чтобы быть «причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права».

Точно так же он не способен к дружбе, ибо не может поступиться частью свободы, что означало бы для него стать «рабом». С Вернером он сохраняет дистанцию в отношениях. Свою отстраненность он дает почувствовать и Максиму Максимычу, избегая дружеских объятий.

Свободная воля, перерастающая в индивидуализм, служит для Печорина принципом жизненного поведения. Она влечет героя к новым и новым впечатлениям. Он полон интереса и к людям, и к природе, ищет и находит приключения, создавая выгодные для себя ситуации, где его ум мог торжествовать победу. При этом герой испытывает не только других, зная их слабости и угадывая возможные реакции на его слова и поступки, но и себя, часто рискуя и подвергаясь опасности. Конечной целью жизненной активности становится познание смысла действительности и своей личности. Эта устремленность к высшим целям выделяет Печорина из среды, сообщает масштабность его личности и характеру. Однако опыты Печорина каждый раз демонстрируют ему бессмысленность бытия и роковую неопределенность цели его жизни.

Читайте также:  Домен что это такое уровни домена первый верхний второй третий

Ничтожность итогов и повторяемость их образует духовный круг, в котором замкнут герой. Отсюда вырастает мысль о смерти как наилучшем исходе из порочного и заколдованного, будто заранее предопределенного круговращения. В итоге Печорин чувствует себя бесконечно несчастным и обманутым судьбой. Великое предназначение, уготованное ему, необъятные силы, ощущаемые им, не только не стали для него благом, но обернулись страданием и мукой. Он мужественно несет этот крест и не может примириться с ним, предпринимая все новые и новые попытки изменить свою участь, придать глубокий и серьезный смысл своему пребыванию в мире. Вот эта непримиренность Печорина с самим собой, со своей долей свидетельствует о неуспокоенности и значительности его личности.

В романе сообщается о новой попытке найти пищу для души — Печорин отправляется на Восток. Его развитое критическое сознание обращено к сущностным проблемам жизни человека и мира. Оно не завершилось и не обрело гармоничной цельности. Лермонтов дает понять, что в России Печорин обречен на прежнее состояние. Путешествие в экзотические, неведомые страны также мнимо, ибо убежать от себя герой не может.

В истории души дворянского интеллигента середины XIX века изначально заключена двойственность: сознание личности ощутило свободу воли как непреложную ценность, но приняло болезненные формы, личность противопоставила себя окружающему и столкнулась с такими внешними обстоятельствами, которые рождали скучное повторение норм поведения, сходных ситуаций и ответных реакций на них, способных привести в отчаяние, обессмыслить жизнь, иссушить ум и чувства, подменить непосредственное восприятие мира холодным и рассудочным, вынести из всего этого горького опыта лишь отрицательный взгляд на мир.

К чести Печорина, он ищет в жизни положительное содержание, верит, что оно есть и только ему не открылось, сопротивляется негативному жизненному опыту и надеется на то, что история его души обогатится и обретет способность к свежему и здоровому восприятию бытия. В этом побудительном мотиве, относящемся в большей мере к читателю романа, чем к его герою, и состоит то духовное завещание, которое передано нам Лермонтовым.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим. », фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

Иллюстрация к «Княжне Мери». Рисунок П. Павлинова, 1938 г.
Литературный музей, Москва.
Источник: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»
– М.: Сов. Энцикл., 1981. Тетрадь между стр. 304–305.
См. Иллюстрации П.Я.Павлинова к роману «Герой нашего времени»

Источник

Литература. Цитаты. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».Г.Печорин

печорин

Григорий Александрович Печорин.

25 лет. Богатый дворянин, родом из Санкт-Петербурга.

На Кавказе оказался из-за дуэли, офицер. Воинское звание (чин) — прапорщик

Внешность.

«…он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»

«…карие глаза они не смеялись, когда он смеялся. »

Образ жизни.

«…я, который привык к хорошему обществу…»

Он хорошо изучил женщин и теперь видит их насквозь: «…она себя обвиняет в холодности Я все это уж знаю наизусть – вот что скучно. »

«Я стал читать, учиться — науки также надоели…»

Черты характера .

Странность и противоречивость. «…Вы странный человек! – сказала она потом…» (княжна Мери о Печорине)

Злой и бессердечный: «…она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия. »

Печорин осознаёт свою жестокость: «…За что она меня так любит, право, не знаю! Неужели зло так привлекательно. »

Безразличен к чувствам других, бессердечность: «…Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами…»

Язвительность героя: «…Вы опасный человек! – сказала она мне, – я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок…» (Мэри)

Настойчивый и упрямый: «…Долго бился с нею( с Бэлой) Григорий Александрович…» «…несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи, таков уж был человек: что задумает, подавай…» (Максим Максимыч)

Смелый и решительный: «…я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»

Не стремится к женитьбе, дорожит свободой. «…как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь. »

Сам понимает, что имеет тяжёлый характер.»…Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю…»

Безнравственность: «…Я сделался нравственным калекой…»

Властолюбие: «…первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает…»

Эгоизм: «…мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя…»

Злопамятство, мстительность, зависть: «…это Грушницкому даром не пройдет. » ; «…Я сделался завистлив…»

Любезность, воспитанность: «…отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой…»

Честность с самим собой: «…я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться…»

Г. Печорин о себе.

«…у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим – но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пустоЯ стал читать, учитьсянауки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно… Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями; – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где -нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог…»

«…У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку. Присутствие энтузиаста обдает меня крещенским холодом, и, я думаю, частые сношения с вялым флегматиком сделали бы из меня страстного мечтателя…»

«Я глупо создан: ничего не забываю, – ничего. »

«…я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть..»

«…я точно не люблю женщин с характером: их ли это дело. »

«…я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого- нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви…»

«…Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины…»

Читайте также:  Неправильные глаголы английского языка Скачать таблицу Упражнения

«…Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние! Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба?2

« ..я люблю врагов, хотя не по- христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов, – вот что я называю жизнью…»

«…Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне son coeur et sa fortune; но надо мною слово жениться имеет какую то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего. Право, ровно ничего.

«…Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; И, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего то нового… Смешно и досадно. »

«Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…»

«…Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник



Вопрос 39. Роман «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа

В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывает нам об одном из главных героев, Печорине. Михаил Юрьевич, показывает его с различных сторон. Мы узнаем о нем из диалогов персонажей. Автор показывает нам его переживания, мысли, действия, тем самым проводя анализ.

Если говорить о моем отношение к Печорину, то оно неопределенное. Так как в каких-то моментах он мне нравится, а где-то вообще появляется отвращение. В самом начале рассказа он предстает перед нами как герой, которого хочется любить и уважать. Но некоторые его поступки говорят о его скверном характере. И понемногу образ славного героя уходит от нашего воображения, а ведь мы привыкли к тому, что ключевой герой романа положительный и никак не может быть отрицательным персонажем. С каждым его поступком появляется все большее и большее отвращение к нему. По прочтению романа у него появляется болезнь, но не внешняя, там не грипп, не простая простуда, а душевная болезнь, которая у него появилась из-за разочарования в идеалах, скука от жизни, бесцельность существования, неумение найти смысл своей жизни, холодность чувств, самолюбие, безразличие. Может это и стало причиной болезни, которая до сих пор существует? С этого момента появляется некое сочувствие к герою романа.

Автор показывает нам его как некого злодея, который разрушает чужие жизни. Но если посмотреть с другой стороны, то Печорин одарён судьбой и талантами, которые не раз ему помогут. Нельзя сказать, что Печорин есть олицетворение бесчеловечности, ведь это далеко не так. Он просто не умеет любить, и дарить добро, из-за своего равнодушия и эгоизма. Но сам же Печорин часто обсуждает себя и свою жизнь, тем самым вынося себе приговор.

Печорин не однозначный персонаж, в каких-то моментах у меня появлялся страх, осуждение главного героя, сопереживание и где-то даже сочувствие. Ну а, чтобы если бы он использовал свои таланты во благо общества? То возможно Максим Максимыч не умер бы напрасно, а сам же Печорин стал положительным героем, который способен нести добро и стать счастливым, возможно даже никто не пострадал бы от его поступков.

Таким образом, мое отношение к Печорину расплывчато. Михаил Юрьевич Лермонтов сделал его интересным и загадочным персонажем, которого хочется узнать получше, но с каждой главой становится понятно, что не такой уж он и интересный, он такой же простой человек, как и все в то время. Лермонтов написал очень уникальное произведение, которое актуально и по сей день.

Другие темы: ← Путешествие на поле славы↑ ЛермонтовМцыри как романтический герой →

Знакомство Печорина и Грушницкого

Впервые Грушницкий и Печорин встречаются в полку К. на Кавказе. Первый из них при этом находится в звании прапорщика, а второй – в звании юнкера. Спустя некоторое время Печорин отправляется в Пятигорск, где вновь встречается с Грушницким. Как оказалось, юнкер находится здесь на лечении – во время военной службы он получил ранение и вынужден был отправиться сюда на реабилитацию. Их встреча была душевной и милой: «Мы встретились старыми приятелями. Я начал его расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах».

Предлагаем ознакомиться с характером Печорина в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени”

Печорин в Пятигорске проводит много времени с давним знакомым. Их отношения выглядят дружескими.

Особенности взаимоотношений Печорина и Грушницкого

Несмотря на видимое приятельство и дружеские отношения, говорить об истинных дружеских чувствах не приходится как со стороны Грушницкого, так и со стороны Печорина.

Печорин не верит в истинность дружбы, он считает, что описываемое чувство бескорыстной и преданной дружбы – это утопия. Для Печорина нет друзей. Люди, с которыми у него возникают приятные отношения в общении, он называет приятелями.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием повести “Княжна Мэри”, которая принадлежит перу Михаила Юрьевича Лермонтова.

Со стороны Грушницкого ситуация еще хуже. Он, в отличие от Печорина, считает, что истинная дружба возможна и реальна, но дружбы по отношению к Печорину не испытывает. Юнкер был выходцем из небогатых дворян, поэтому его жизненный путь часто страдал от недостатка финансов. Так, например, он не мог получить высококачественного образования, жить в свое удовольствие, предаваясь развлечениям и так далее. Грушницкий завидует Печорину. Его дружба показная и не соответствует действительности.

Печорин обладает проницательным характером – он способен увидеть не только достоинства Грушницкого, но и его негативные качества характера. Со временем Грушницкий понимает, что Печорин знает больше, чем ему нужно было бы, поэтому постепенно между ними развивается неприязнь и вражда.

Причина и повод к дуэли

Печорин уже давно догадывался, что сложные отношения между ним и Грушницким добром не кончатся – рано или поздно они столкнутся, и этот конфликт невозможно будет решить мирным путем. Повод для такого конфликта не заставил себя долго ждать. Причиной конфликта стала влюбленность. В Пятигорске Печорин и Грушницкий знакомятся с княжной Мери. Вскоре Печорин становится частым гостем у девушки, что приносит немало горестей и злости Грушницкому, который влюблен в девушку и намеревается на ней жениться. Однако Печорин, благодаря своему шарму и привлекательности постепенно все больше и больше начинает занимать сердце девушки.

В скором времени Мари уже совсем позабыла о Грушницком и была полна надежды на удачное развитие их отношений с молодым поручиком.

Огорченный Грушницкий решается отмстить девушке и ее новому возлюбленному – Печорину. Грушницкий распускает слухи о том, что между Мари и Печориным существует любовная связь. В то время, такие сплетни могли бы сослужить плохую службу для молодой девушки – окружающие могли бы всерьез подумать, что Мари ведет распутную жизнь и престали бы ее рассматривать в качестве, возможно, будущей жены, а значит, Мари бы осталась старой девой.

После того, как Печорин узнает об этих сплетнях, от решается вызвать Грушницкого на дуэль и таким образом защитить и свою честь, и честь княжны Мари. У молодого юнкера еще был шанс предотвратить дуэль – ему нужно было признаться, что его рассказы о распущенности Мари – выдумка и фикция, но гордый Грушницкий не решается это сделать.

Читайте также:  Как сделать горизонтальное меню разметка и примеры оформления

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой любимый город
    Мне кажется, каждый человек мечтает посетить свой любимый город, да и любимый город есть в общем то у каждого человека. Очень часто у людей являются любимыми городами те места
  • Сочинение Описание картины Утро Яблонской для 6 класса
    На своей картине Утро художница Татьяна Яблонская изобразила свою старшую дочку в собственной киевской квартире. Картина написана в 50-х годах предыдущего века и квартира
  • Сочинение на тему Летний день 3, 5 класс
    Мой летний день начинается в шесть часов утра. Наверное, на первый взгляд такое раннее пробуждение кажется странным, ведь в городе я просыпаюсь намного позже. Однако летом все меняется.

Дуэль

Ложными сплетнями подлость Грушницкого не закончилась, он решает опозорить Печорина на дуэли и положить ему незаряженный пистолет. Печорин, который случайным образом узнает о коварных планах Грушницкого, не оставляет события плыть по течению и обдумывает план по предотвращению такой несправедливости по отношению к себе.

Когда в следующий раз бывшие приятели снова встречаются друг с другом, (это происходит уже на месте проведения дуэли), то Печорин повторно предлагает Грушницкому отказаться от поединка и обналичить правду по отношению к Печорину и Мари, но и в этот раз Грушницкий отвечает отказом.

Понимая, что обоим им не выйти живыми из поединка, он показывает истинное отношение к Печорину. Бывший приятель утверждает, что ненавидит Печорина и трагедии в их взаимоотношениях избежать никоим образом нельзя – если они разойдутся сейчас мирно, то Грушницкий не покинет попыток лишить Печорина жизни, на крайний случай, он подстережет и нападет на поручика ночью в темноте. Понимая, что дуэль может быть лучшим вариантом окончания их взаимоотношений, Печорин требует предоставить ему полноценное ружье – обескураженному Грушницкому ничего другого не остается, как выполнить это требование. Печорин также меняет место дуэли – теперь дуэлянты должны были стреляться на краю обрыва – таким образом, смерть одного из противников была бы неизбежна – даже при незначительном ранении человек бы упал вниз, чем спровоцировал свою смерть. После выстрела Грушницкий получает ранение и погибает.

1.В предисловии ко всему роману Лермонтов осуществляет диалог между сочинителем и его читателями. В первом абзаце автор дает негативно- ироническую характеристику «нашей публики»: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ей не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии: она просто дурно воспитана». Читающая публика, по мнению автора романа, провинциальна, не принадлежит к порядочному обществу и чужда «современной образованности», она способна воспринимать лишь самоочевидные вещи, и то поданные в лоб, снабженные дидактическими поучениями. Именно поэтому «обыкновенно читателям дела нет до нравственной цели и до журнальных нападок, и поэтому они не читают предисловий». Предисловие к роману оказывается, с точки зрения автора, в принципиальной изоляции от не читающей предисловий публики, поэтому оно заведомо обречено на невостребованность. «Несчастная доверчивость некоторых читателей и даже журналов» (эта формула — своеобразный эвфемизм, истинное значение ее — невоспитанность и необразованность публики) — причина искаженного восприятия произведения, обид «иных» и замечаний «других». Фактически разницы между «иными» и «другими» читателями автор не видит. Они едины в неприятии сочинения и в ложном представлении о нем. С этим читателем-противником, читателем-тупицей и недоучкой и полемизирует в своем предисловии Лермонтов. Он внушает «милостивым государям» мысль о типичности Печорина, утверждает, что, привыкнув «любоваться вымыслами», они отворачиваются от Героя Нашего Времени потому, что его образ жизнен и правдив. В предисловии к роману позиция Лермонтова по сути парадоксальна. Он, прекрасно сознавая глухоту своей аудитории, ее примитивность и жажду дидактизма, во второй части текста почти навязывает прямое наставление своему читателю- неприятелю, правда, облекая его в форму спора: «вы мне опять скажете», «а я вам скажу»; «вы скажете» — «извините», «но не думайте» и т.д. Во втором абзаце предисловия к «Герою нашего времени» Лермонтов именует себя «сочинителем», в последнем — «автором», которому «весело рисовать современного человека». В заключительном абзаце авторского предуведомления к роману писатель декларирует тождество субъективного понимания «современного человека» и его объективной сущности. Иначе говоря, Печорин трактуется автором как тип современника, «каким он его понимает и… слишком часто встречал» . За названным персонально Печориным возникает перспектива схожих с ним людей, Печорин — обобщение, он имперсонален, его имя — лишь знак «Героя нашего времени».
более месяца назад

Роман «Герой нашего времени». Вопросы и задания

Кадр из фильма «Страницы журнала Печорина» (1975, реж. Анатолий Эфрос); в роли Печорина — Олег Даль

Лекция о романе «Герой нашего времени»

  1. Как Лермонтов объясняет выражение «герой нашего времени»? В чём отличие героя лермонтовской эпохи от героя эпохи Пушкина? Как соотносится идея романа со стихотворением «Дума»?
  2. Каковы жанровые особенности романа? Какие точки зрения существуют на этот счёт в науке?
  3. В чём своеобразие композиции? Как построение соотносится с авторским замыслом?
  4. Почему рассказ об истории любви Печорина и Бэлы ведётся от лица Максима Максимыча? В чём, по мнению штабс-капитана, странность характера Печорина?
  5. Почему лишь во второй главе описывается внешность героя? Какие детали портрета Печорина помогают читателю «угадать» характер героя?
  6. Что раскрывает в Печорине и Максиме Максимыче их встреча во второй главе? Кому из героев вы сочувствуете?
  7. Какие черты характера Печорина обнаруживаются в главе «Тамань»? Зачем Печорин вторгся в жизнь «честных контрабандистов»? Какова роль образов моря и паруса в этой главе?
  8. В чём необычность главы «Княжна Мери»?
  9. Почему по воле автора Печорин оказывается «на водах»? Что представляет собой «водяное общество»? Как относится к этому обществу Печорин?
  10. С какой целью Печорин вмешивается в роман Грушницкого и Мери? Как он сам это объясняет?
  11. За что Печорин презирает Грушницкого? Как в романе подчёркивается то, что Грушницкий – пародийный двойник Печорина?
  12. Как раскрываются характеры Печорина и Грушницкого в сцене дуэли? Чем похожа и не похожа их дуэль на поединок Онегина и Ленского?
  13. Какую роль в постижении характера Печорина играет образ Веры? О каких особенностях печоринской натуры она размышляет в своём письме?
  14. Какие мысли тревожат Печорина перед дуэлью и после прочтения письма Веры?
  15. Почему Вера призналась мужу в своём отношении к Печорину?
  16. Чем близок Печорину доктор Вернер? Почему и в чём доктор не понимает Печорина?
  17. Какие признания Печорина в главе «Княжна Мери» помогают понять мотивы его поведения? Что герой говорит о своих нравственных убеждениях? Как он относится к любви, дружбе, счастью?
  18. Выучите наизусть* отрывок из главы «Княжна Мери», характеризующий Печорина (не менее 15 строк).
  19. Почему роман завершается главой «Фаталист»? На какой вопрос пытается найти ответ главный герой в этой главе? Почему только Печорин решился на пари с Вуличем?
  20. Почему на Максима Максимыча не произвела впечатления история Вулича?
  21. Каков нравственно-философский итог романа? Выделите в характере главного героя положительные и отрицательные черты. Что вызывает сочувствие в герое?
  22. Заполните таблицу «Жизненные принципы Печорина» — выпишите цитаты:

Источник

Образ и характеристика Печорина из романа «Герой нашего времени» Лермонтова с цитатами

Григорий Печорин – главный персонаж романа. Уникальная личность, понять которую до конца не удалось никому. Такие герои встречаются в каждом времени. Любой читатель, сможет узнать в нем самого себя со всеми свойственными людям пороками и желанием изменить мир.

Образ и характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» помогут понять, что он за человек на самом деле. Как многолетнее влияние окружающего мира смогло наложить отпечаток на глубину характера, перевернув сложный внутренний мир главного героя.

Внешность Печорина

Глядя на молодого, симпатичного человека трудно определить, сколько ему лет на самом деле. Со слов автора не более 25, но иногда казалось, что Григорию уже за 30. Нравился женщинам.

Стройный. Великолепно сложен. Атлетического телосложения.

Блондин. Волосы слегка завивались. Темного цвета усы, брови. При встрече с ним все обращали внимание на глаза. Когда Печорин улыбался, взгляд карих глаз оставался холоден.

Нос слегка вздернут. Белоснежные зубы.

На лбу уже обозначились первые морщины. Походка Печорина вальяжная, слегка ленивая, небрежная. Руки, несмотря на крепкую фигуру, казались маленькими. Пальцы длинные, тонкие, свойственные аристократам.

Одевался Григорий с иголочки. Одежда дорогая, чистая, хорошо отутюженная. Приятный аромат парфюма. Сапоги вычищены до блеска.

Характер Григория

Внешний облик Григория полностью отражает внутреннее состояние души. Все, что он делает, проникнуто точной последовательностью шагов, холодной рассудительностью, через которые иногда пытаются прорваться эмоции и чувства. Бесстрашный и безрассудный, где-то слабый и беззащитный, словно ребенок. Он весь создан из сплошных противоречий.

Григорий пообещал себе, что никогда не покажет настоящее лицо, запретив проявлять любые чувства к кому-либо. Он разочаровался в людях. Когда он был настоящим, без лукавства и притворства, они не смогли понять глубину его души, обвиняя в несуществующих пороках и предъявляя претензии.

Печорин постоянно в поиске себя. Мечется, ища смысл жизни, и не находит. Богат и образован. Дворянин по происхождению, он привык крутиться в высшем обществе, но ему такая жизнь не по душе. Григорий считал ее пустой и никчемной. Хороший знаток женской психологии. Мог вычислить каждую и понять с первых минут разговора, что она собой представляет. Вымотанный и опустошенный светской жизнью, он пытался углубиться в науку, но вскоре понял, что сила не в знании, а в ловкости и удаче.

Скука разъедала мужчину. Печорин надеялся, что на войне тоска уйдет, но ошибался. Кавказская война принесла очередное разочарование. Невостребованность в жизни привела Печорина к поступкам, не поддающимся объяснению и логике.

Печорин и любовь

Единственной женщиной, которую он любил, была Вера. Для нее он был готов на все, но быть вместе, им не суждено. Вера замужняя женщина.

Те редкие встречи, что они могли себе позволить слишком компрометировали их в глазах окружающих. Женщина вынуждена была уехать из города. Догнать любимую не удалось. Он лишь вусмерть загнал коня в попытке остановить и вернуть ее.

Других женщин Печорин не воспринимал всерьез. Они лекарство от скуки, не более. Пешки в игре, где правила устанавливал он. Скучные и неинтересные создания нагнетали на него еще большее уныние.

Отношение к смерти

Печорин твердо уверен, что все в жизни предопределено. Но это не значит, что нужно сидеть и ждать смерти. Надо идти вперед, а она сама найдет того, кто ей нужен.

Источник