Меню

Мастер и Маргарита анализ произведения

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание и анализ

Булгаков с конца 1920-х и до самой смерти писал один роман — «Мастер и Маргарита». Краткое содержание поможет получить представление о сюжете произведения, а анализ — понять его место и роль в литературе ХХ века. Расскажем о романе подробнее.

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание

Роман «Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам которого пересказать непросто из-за наличия двух сюжетных линий, состоит их двух частей. В первой — 18, а во второй — 14 глав.

Главы поочередно рассказывают о событиях в Москве в 30-е годы ХХ века и Ершалаиме (Иерусалиме) начала эры. Так, если первая глава начинается с событий в Москве, то вторая повествует о встрече Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри.

Одна из сюжетных линий — это роман в романе. История в Ершалаиме представляет собой главы книги, написанной Мастером, и воспоминания Воланда.

Краткое содержание «Мастер и Маргарита» — это череда событий:

Первая сюжетная линия. События в Москве

Вот наиболее важные события первой сюжетной линии романа:

  • Встреча Берлиоза, Бездомного и Воланда на Патриарших прудах.

Роман начинается с беседы двух литераторов в парке на Патриарших прудах. Редактор Михаил Берлиоз обсуждает с поэтом по имени Иван Бездомный проблемы религии. К их разговору подключается незнакомец. Он представляется как Воланд — консультант по черной магии.

Его интересует ответ на вопрос, поднятый в дискуссии литераторов, — кто управляет жизнью человека, если нет Бога? Берлиоз утверждает, что сам человек. В ответ Воланд берется доказать обратное и предсказывает, что редактору отрежет голову комсомолка.

Литераторы решают сообщить о подозрительном незнакомце властям. Бездомный остается за ним присматривать, а Берлиоз отправляется к ближайшему телефонному автомату. По дороге он поскользнулся на масле и попал под проезжающий трамвай. Транспортом управляла девушка-комсомолка. Пророчество Воланда осуществилось.

Иван Бездомный отправляется за иностранцем, но не может его найти. После череды странных поступков его отправляют в психиатрическую лечебницу. Ночью к нему в палату пробирается незнакомец. Он называет себя Мастером.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

  • События в театре «Варьете».

В квартире №50 на улице Садовой с тяжелого похмелья проснулся Степан Лиходеев. Он возглавляет театр «Варьете» и делит квартиру с Берлиозом. Открыв глаза, он видит странного человека и его свиту. Незнакомец предлагает ему опохмелиться и рассказывает, что накануне они заключили контракт на одно выступление. Спустя некоторое время Степан оказывается в Ялте. Так квартира лишилась второго постояльца.

Спутник Воланда по фамилии Коровьев договаривается с председателем местного жилтоварищества Никанором Босым о том, что в квартире временно остановится иностранный артист. В качестве вознаграждения вручает Босому деньги в сумме 400 рублей. Тот прячет их в вентиляционной трубе, но спустя некоторое время к нему приходит милиция. Вместо рублей она обнаруживает валюту. Председатель после нервного срыва оказывается в психиатрической клинике.

В театре, который возглавлял Лиходеев, финансовый директор Римский озадачен тем, что регулярно получает телеграммы. Они якобы подписаны директором, который просит подтвердить его личность и выслать денег в Ялту. Посоветовавшись с администратором Варенухой, финдиректор приходит к выводу, что руководитель где-то сидит пьяный в одном из ресторанов Москвы и шлет телеграммы.

Однако он решает подстраховаться и поручает администратору отнести полученные телеграммы в милицию. Бегемот и Азазелло — спутники Воланда — перехватывают Варенуху по дороге. Он оказывается в квартире Берлиоза, где его целует ведьма Гелла.

Вечером в театре «Варьете» публика собралась на представление. Пока Воланд сидит на сцене и размышляет о жителях города, его спутники показывают чудеса. Одаривают присутствующих червонцами, предлагают женщинам обменять наряды на новые прямо на сцене. Конферансье Бенгальскому, который мешал представлению, отрывают голову и ставят на место. Он попадает в лечебницу.

Сеанс заканчивается скандалом. Вначале на требование разоблачить трюки Фагот из свиты Воланда обвиняет требовавшего в неверности жене, а затем деньги, полученные зрителями, превращаются в бумагу, а наряды дам исчезают. Несчастные вынуждены возвращаться домой в нижнем белье.

«Мастер и Маргарита» — книга, в которой специалисты находят отсылки к другим литературным произведениям. В частности, сцена после представления напомнила критикам гоголевского «Вия». Несчастного финдиректора Римского в кабинете преследует Варенуха, ставший вампиром. Лишь с первыми петухами нечисть исчезает, а поседевший от страха Римский уезжает из города.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

  • История Мастера.

Следует вспомнить сцену знакомства Бездомного и Мастера в произведении «Мастер и Маргарита». Пересказ продолжает представление главного героя. Бездомный рассказывает новому знакомому, как стал пациентом. Мастер поясняет, что поэт и редактор встретили самого сатану.

Далее герой рассказывает свою историю. Ему повезло выиграть большую сумму денег в лотерею, и он оставил работу в музее, посвятив себя написанию книги. Она была посвящена Понтию Пилату. Однажды во время прогулки герой встретил женщину по имени Маргарита. Они полюбили друг друга. Именно Маргарита назвала его Мастером.

Она была несчастна в браке и навещала Мастера. Период работы над романом был самым счастливым в его жизни. Произведение опубликовали лишь отрывками, но этого хватило, чтобы на автора обрушились критики. Расстроенный Мастер попытался сжечь роман. Его возлюбленная успела спасти несколько листов. Она ушла, чтобы расстаться с мужем. Пока она отсутствовала, Мастер лишился жилья и попал в клинику.

  • История Маргариты.

«Мастер и Маргарита», краткое содержание которого не будет полным без представления героини, продолжает сцена знакомства Маргариты с одним из спутников Воланда Азазелло. Женщина встретила его в Александровском парке. Азазелло рассказал, что ей стоит прийти на встречу с неким иностранцем.

В надежде узнать хоть какую-то информацию о возлюбленном, Маргарита согласилась. Вечером, использовав волшебную мазь, она стала ведьмой и полетела на встречу. По дороге разгромила квартиру одного из критиков, который плохо написал о романе.

Маргарита прибыла в квартиру №50 и по просьбе Воланда стала королевой его бала. Ее задача состояла в том, чтобы встречать гостей, которые целовали ей колено. После бала героиня попросила вернуть ее и Мастера в их квартиру.

Тем временем в квартиру нагрянула милиция и увидела там кота с примусом, который устроил пожар. За ним последовали возгорания в одном из валютных магазинов и ресторане.

Вторая сюжетная линия. События в Ершалаиме

Параллельно с московскими событиями читатель узнает о том, что происходило в Ершалаиме. Пилат допрашивал осужденного на смертную казнь. Побеседовав с Иешуа, он пришел к выводу, что перед ним не преступник, а странствующий философ.

Первосвященник Каифа отказал Пилату в просьбе помиловать философа в честь наступающей Пасхи, мотивировав это тем, что слова философа опаснее действий разбойника. Иешуа казнили. Когда толпа разошлась, остался лишь ученик покойного Левий Матвей.

Раздосадованный Пилат поручил начальнику тайной службы по имени Афраний отомстить тем, кто виновен в гибели философа. Так был убит Иуда из Кириафа. Синедрион ему заплатил за возможность арестовать проповедника в его доме. Гонорар покойного подбросили к дому первосвященника.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

Финал. Соединение двух сюжетных линий

В финале две линии сюжета соединились. В Москве к Воланду прибыл Левий Матвей и сказал, что тот должен забрать Мастера и его спутницу. Когда Воланд поинтересовался, почему парочку не берут в свет, получил ответ, что Мастер заслужил лишь покой.

Азазелло прибыл в жилище, где после бала находились Мастер и Маргарита, и подарил им бутылку вина. Они выпили и упали без чувств. Одновременно где-то в психиатрической больнице умер безымянный больной, а в доме на Арбате — женщина.

В эпилоге герои, Воланд и его спутники несутся на волшебных конях. Мастер получает возможность увидеть Пилата и закончить свое творение, освободив персонажа.

Мастер и его спутница остались в доме, где проведут вечность вдвоем.

Кадр из сериала «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита»: анализ произведения

Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова — произведение со сложной судьбой, которое стало важным явлением в культуре ХХ столетия.

Вот особенности творения писателя, на которые обращают внимание критики:

  • История создания и замысел.

Роман «Мастер и Маргарита», читать который любят поклонники разных поколений во многих странах, писатель начал в конце 1920-х и завершил перед смертью в 1940 году, а опубликован был лишь в 1960-х.

Интересно, что вначале у Булгакова в набросках не фигурировали ни Мастер, ни Маргарита. Это было произведение о Воланде и Иешуа. В 1930 году писатель поступил с рукописью так же, как и герой его романа, — отправил в огонь. Причиной стала информация о запрете постановки одной из его пьес. По сути, Булгаков, как и Мастер, стал жертвой советской критики.

В развязке произведения Воланд заявляет Мастеру о том, что рукописи не горят. Это утверждение основано на опыте самого автора. В 1932 году он обнаружил уцелевшие листки сожженного произведения и продолжил работу. В последние годы Булгаков болел и вынужден был диктовать текст жене.

Произведение увидело свет спустя два десятилетия после кончины писателя.

  • Тема и конфликт произведения.

Булгаков «Мастер и Маргарита» задумал как произведение о противостоянии зла и добра. Через эту призму он раскрывает темы религии и атеизма, предательства, любви и ненависти, сущности человека и ряд других.

Одной из ключевых проблем произведения является проблема выбора. Она остро стоит перед Пилатом, который осознает, что Иешуа невиновен, и где-то даже симпатизирует ему, но в силу должности не способен отменить приговор.

В качестве раскаяния за свой поступок он приказывает убить предателя и проучить Каифу. Но это не дает ему облегчения, и он вынужден вечность ждать, пока Мастер не принесет ему свободу.

Противоположностью Прокуратору является Маргарита. Она без колебаний следует повелению сердца. Готова оставить нелюбимого мужа, стать ведьмой и выполнять просьбу Воланда, чтобы быть с любимым.

Важной мыслью является дуализм добра и зла. Автор подводит читателя к мысли, что тьма и свет не могут существовать друг без друга. Булгаков выбирает для героев третий путь. Устами Левия Матвея он заявляет, что герой не достоин света:

  • он не отстаивал свою точку зрения;
  • не боролся за любовь;
  • был пассивным и смирился с судьбой.
Читайте также:  Практическая работа Excel Создание электронных таблиц Расчетные операции

Но это не означает, что он обречен на тьму. Он достоин получить покой.

  • Особенности композиции и жанр.

В произведении две линии повествования. История Иешуа представляет «роман в романе». Автор в ходе повествования как бы раскрывает содержание произведения, которое написал Мастер. В финале линии сходятся, и прошлое с настоящим переплетается. Мастер встречает Пилата — героя собственного романа.

В произведении пересекаются несколько жанров — сатира на советское общество конца 1920-х с начинающейся подозрительностью и доносами, мистические сюжеты о Воланде и персонажах фольклора (ведьмах, упырях и прочих), а также философия, представленная диалогами Пилата и Иешуа.

«Мастер и Маргарита» считается одним из лучших романов не только в творчестве Булгакова, но и мировой литературе ХХ века. Его стоит почитать, чтобы в этом убедиться.

Источник

М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Жанр. Особенности композиции. Система образов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Жанр. Особенности композиции (три сюжетные линии). Система образов (хаполненние таблицы двойников)

Просмотр содержимого документа
«М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Жанр. Особенности композиции. Система образов.»

Жанр. Композиция. Система персонажей.

Жанр. Композиция. Система персонажей.

Жанр Мнения литературоведов разделяются относительно точного жанра ( поджанр романа ): бытовой, фантастический философский автобиографический любовно-лирический сатирический Авантюрный «Мастер и Маргарита» - роман-миф (в сюжет которого вплетены мотивы мифов, легенд )

Комопзиция В чем особенность композиции романа «Мастер и Маргарита»? Это « роман в романе » Какие два романа мы читаем? 1) роман О Мастере ( о человеке и его судьбе ), 2) романа ОТ Мастера ( роман Матсера «Понтий Пилат») Сразу ли мы встречаемся с главным героем романа? * Сколько сюжетных линий в романе? В романе три сюжетные линии: 1 – история любви Мастера и Маргариты; 2 – рассказ о похождениях Воланда и его свиты в Москве; 3 – повествование о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Как в канву основного сюжета вплетаются (вводятся) главы из романа Мастера? 2 гл . – рассказывает Волан Берлиозу и Бездомному; 16 гл .- видит во сне Иван Бездомный , находясь в сумасшедшем доме; 25-26 гл. – читает Маргарита воскресшие рукописи сожжённого романа.

  • Мнения литературоведов разделяются относительно точного жанра ( поджанр романа ):
  • бытовой,
  • фантастический
  • философский
  • автобиографический
  • любовно-лирический
  • сатирический
  • Авантюрный
  • «Мастер и Маргарита» — роман-миф (в сюжет которого вплетены мотивы мифов, легенд )
  • В чем особенность композиции романа «Мастер и Маргарита»?
  • Это «роман в романе»
  • Какие два романа мы читаем?
  • 1)романОМастере (о человеке и его судьбе),2)романаОТМастера (роман Матсера «Понтий Пилат»)
  • Сразу ли мы встречаемся с главным героем романа? * Сколько сюжетных линий в романе?
  • В романе три сюжетные линии:

1 – история любви Мастера и Маргариты;

2 – рассказ о похождениях Воланда и его свиты в Москве;

3 – повествование о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

  • Как в канву основного сюжета вплетаются (вводятся) главы из романа Мастера?
  • 2 гл. –рассказывает ВоланБерлиозу и Бездомному;16 гл.- видитво сне Иван Бездомный, находясь в сумасшедшем доме;25-26гл. –читает Маргарита воскресшие рукописисожжённого романа.

О Романе Мастера

  • Вспомним историю распятия Христа . Многие считают, что Булгаков пересказал евангельскую историю. Так ли это?* Почему?
  • Какие отличительные черты Иешуа от Христа мы можем выявить ( гл.2 , 16)
  • 1) возраст (33 года Иисусу, 27лет Иешуа)

2) происхождение (мать Иешуа — женщина сомнительного поведения, отец — сириец, родителей не помнит).

3) Иешуа не сын Божий, а нищий бродячий философ самого низкого происхождения.

4) Отсутствие учеников — не 12 апостолов, а только Левий Матвей* , неточно и невнятно записывающий некоторые слова и мысли учителя.

5) Отсутствие популярности в народе : Иешуа, когда он вошел пешим в Ершалаим (не въехал на осле как Хрстос), никто в городе не знал.

6) Изменен характер проповеди, оставлено лишь одно нравственное положение : « Все люди добрые » краткое обобщение всех призывов к добру в Нагорной проповеди.

7) После смерти тело похищает и предает земле Левий Матвей , единственный друг и ученик, который не смог выполнить своего главного намерения, сократить страдания Иешуа на кресте.

8) Иуда не повесился, а убит по приказанию Понтия Пилата, который хочет хотя бы этим успокоить свою совесть.

9) Оспорено божественное («боговдохновенное») происхождение Евангелий , которые имеют своим источником пергамент Левия Матвея , где « записанное представляет собой несвязную цепь каких-то изречений, каких-то дат, хозяйственных заметок и поэтических отрывков ».

О Романе Мастера

  • Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмыслениеписателем библейских текстов, полемику с ними.
  • Опротестовано божественное происхождение Иисуса и его смерти на кресте во имя искупления грехов человечества. Нет даже слов « крест » или « распятый », использованы грубые, приземленные « повесить » и « столб». Он всего лишь жертва системы правосудия того времени.
  • Если сюжет Евангелий определяется событиями жизни Иисуса, то у Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокураторПонтий Пилат, мучимого совестью .
  • Почему Булгаков модифицирует библейский сюжет?
  • Роман Мастера (и Булгакова) решаетне богословские проблемы, а человеческие. Да иглавный герой романаМастера не Иешуа, аПонтий Пилат.
  • Обратите внимание на отличиестилей романаБулгакова . В чем он заключается?
  • Автор использует три различных стилистических потока: 1)Москва преимущественно фельетонный стиль , элементы карнавала ; 2) развитие отношений Мастера и Маргариты изображены с использованием лирического начала ; 3)в романе Мастера преобладает высокий, строгий реализм

Система образов Несмотря на разницу во времени и пространстве, эти три линии идут параллельно друг другу , «отражаясь друг в друге». И мы может встретить на всех трех сюжетных уровнях геров-двойников (триады) . Группы героев Современный автору московский мир «Носители истины» Древний, ершалаимский мир «Ученики» Потусторонний мир Доносчики, предатели Правители,прини-мающие решения Первые помощники правителей «Палачи», карающие силы Животные Служанки Не связаны между собой Мастер Иешуа Мастер * Левий Матвей * Иван Бездомный Левий Матвей (И. Н.Понырёв) (ангел, посланец) Алозий Мог а рыч Иуда из Кириафа Барон Майгель проф-р Стравинский Понтий Пилат Воланд врач Федор Васильевич Афраний Коровьев-Фагот Арчибальд Арчибальдович * Марк Крысобой Азазелло пес Тузбубен собока Банга кот Бегемот Наташа Низа Гелла

Система образов

  • Несмотря на разницу во времени и пространстве, эти три линии идут параллельно друг другу , «отражаясь друг в друге». И мы может встретить на всех трех сюжетных уровнях геров-двойников (триады) .

Группы героев

Современный автору московский мир

«Носители истины»

Древний, ершалаимский мир

«Ученики»

Потусторонний мир

Доносчики, предатели

Правители,прини-мающие решения

Первые помощники правителей

«Палачи», карающие силы

Животные

Служанки

Не связаны между собой

Мастер *

Левий Матвей *

Иван Бездомный

Левий Матвей

(ангел, посланец)

Алозий Мог а рыч

Иуда из Кириафа

Барон Майгель

Стравинский

Понтий Пилат

Федор Васильевич

Коровьев-Фагот

Арчибальдович *

Марк Крысобой

пес Тузбубен

собока Банга

кот Бегемот

Система образов Можно ли сказазть, чо эти герой идентичны, точные копии друг друга? Почему?* Можно заметить «деградацию» : образы московской линии принижены , явяляются лишь бледными тенями, по сравнению с ершалаимским. Здесь нет высоких подвигов и сильных убеждений (ср. смерть Иешуа ради истины и заключение в клинику Мастера; масштаб предательства Иуды, подставившего чужую жизнь и донос Алозия Магарыча н Мастера ради жилплощади и пр. ) Кто из героев не имеет двойника ? Почему? У Маргариты нет дойника . Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, она решает разделить с возлюбленным даже смерть. Героиня проходит через все три сюжетные линии : 1) живет в Москве ; 2) читает роман о Понтии Пилате, живет этим романом, помогает Мастеру в его написании и пр.; 3) продает душу дьяволу , включая себя в потусторонний мир.

Система образов

  • Можно ли сказазть, чо эти герой идентичны, точные копии друг друга? Почему?*
  • Можно заметить«деградацию»: образымосковской линии принижены, явяляются лишь бледными тенями, по сравнению с ершалаимским.Здесь нет высоких подвигов и сильных убеждений(ср.смерть Иешуа ради истины и заключение в клинику Мастера; масштаб предательства Иуды, подставившего чужую жизнь и донос Алозия Магарыча н Мастера ради жилплощади и пр.)
  • Кто из героев не имеет двойника ? Почему?
  • У Маргариты нет дойника. Её образ неповторим. Она любит самозабвенно, до самопожертвования, она продаёт душу дьяволу, она решает разделить с возлюбленным даже смерть. Героиняпроходит через все три сюжетные линии:1)живетв Москве;2)читает романо Понтии Пилате, живет этим романом, помогает Мастеру в его написании и пр.;3)продает душу дьяволу, включая себя в потусторонний мир.

Домашнее задание Список (примерный) проблем , поднятых в романе (+ небольшой комментарий )

Домашнее задание

  • Список (примерный) проблем , поднятых в романе (+ небольшой комментарий )

Источник



Мастер и Маргарита — Михаил Булгаков

У книги очень сложная и даже роковая судьба. Булгаков занялся романов в начале 20-х прошлого века. Работа продолжалась в течение 20 лет. Вплоть до своей смерти в 1940, писатель дорабатывал и изменял свой роман. В один момент Булгаков сжег свою первую рукопись, но спустя время вернулся к работе над книгой (здесь можно провести явную параллель с Мастером из романа). Перед смертью завещал редактирование романа жене, которая дорабатывала роман еще 20 лет. Из-за этого роман опубликовали лишь в 1966.

Две сюжетные линии

«Мастер и Маргарита» — это роман в романе. Внешний роман берет начало в Москве 30-х годов. В обычный летний день столицу решает посетить дьявол. Он является не один, а вместе с самыми преданными слугами — своей свитой. Сатана регистрируется под псевдонимом “Воланд”. Пришествие Воланда ведет за собой череду необычных и мистических происшествий. Реакция и поведение людей на действия свиты является сатирой на строй общества.

Линия Мастера и Маргариты

Внутренний роман – это работа талантливого писателя. Писатель отказался от своего старого имени и просит называть его “Мастер”. Роман Мастера написан про иудейского прокуратора Понтия Пилата. Действие крутится вокруг казни Иешуа Га-Ноцри, прообразом которому послужил Иисус Христос. Написав роман на такую тему в советское время, Мастер подвергается суровой критике. Она почти доводит Мастера до безумия и он отправляется в психушку. Но ему не суждено надолго там задержаться. Мастера втягивают в круговорот событий, который вызвала темная сила, навестившая мир.

Добро и зло в «Мастер и Маргарита»

Главной фигурой романа является зло. Но Булгаков показывает зло иначе, чем мы привыкли его видеть. Зло Булгакова притягивает читателя. Оно властное, но в тоже время его силы имеют границы. Оно опечаливает жизнь людей, но делает это весело и с каким-то настоящим смехом. Зло не пытается заполучить контроль над миром или уничтожить его. Сатана со своей свитой просто существуют. Добро и зло устанавливают баланс в этом мире. Это как две составляющие чего-то большего, которые просто не могу существовать друг без друга.

В последних главах книги нам представлен диалог между Воландом и Матвеем Левием (ученик Христа). Он начинается с неприязни Матвеем всего темного и злого. На это Воланд отвечает: “Чтобы делало добро, если бы не существовало зла. Как будет выглядеть земля, если с нее исчезнут все тени. Ведь тени получаются от предметов и людей. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него все деревья, все предметы, все живое. Во имя своей фантазии, наслаждаться голым светом”.

Смелость и трусость в Мастер и Маргарита

Человек обладает множеством пороков, которые писатели пытаются отобразить через призму своего творчества. Булгаков не исключение. По его мнению главная беда и порок человечества – трусость. Роман «Мастер и Маргарита» не обошел стороной и эту проблему.

Трусость Мастера

Трусость в Мастер и Маргарита играет не последнюю роль. Именно из-за трусости нельзя назвать Мастера настоящим героем романа. Трусость Мастера губит всю его жизнь. Он может быть творцом, пророком, хорошим человеком, но не героем. Творец отказался от собственной рукописи, а ведь эта рукопись часть его самого. Он затратил на нее время и силы, влил в нее душу. При таких обстоятельствах, любой настоящий герой стоял бы на своем, но Мастер сделал наоборот. Он опускает руки и добровольно идет в психбольницу. Таким образом, Булгаков наказывает трусость Мастера разлукой с Маргаритой.

Читайте также:  Таблица размер резины шин

Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри

Но не один Мастер обладает этим пороком. Трусость проявляет и Понтий Пилат. Имея власть и авторитет, он боится потерять их. Он зависим от общественных масс, ведь он должен озвучивать их мнение. Под их гнетом он соглашается казнить Иешуа, хоть и сильно сомневается в его вине. А Иешуа Булгаков, наоборот, показывает смелым. В отличие от прокуратора, Га-Ноцри не боится своих высказываний. Он понимает, что рискует собственной жизнью, но продолжает держаться и разговаривать с Пилатом достойно.

Смелость Маргариты

В отличие от своего возлюбленного, Маргарите присуще смелость. Она идет на сделку с Воландом лишь с одной целью: узнать жив ли Мастер и попытаться вновь встретиться с ним. Отсюда читатель понимает насколько возлюбленный важен для нее. Она всегда была предана и верна своим чувствам. Видя храбрость девушки, Сатана вытаскивает из клиники Мастера и восстанавливает его роман. К концу романа, образ Маргариты для читателя становится символом верности и преданности своим чувствам.

Значение Мастера и Маргариты

Временами роман может наскучить, но следующая глава возобновит прежний интерес так, что он заиграет новыми красками. Повествование достаточно динамичное. Отлично прорисованы члены свиты Воланда. Их похождения не только увлекательны, а иногда и забавны. Множество людей, которые даже не читали роман Булгакова, не подозревают, что знают множество цитат из него.

Каждый раз, когда перечитываешь роман, открываешь для себя какие-то новые моменты. Это обусловлено богатой философской начинкой книги. Здесь есть отсылки и на Фауста от Иоганна Гете и на Божественную комедию от Данте. Евангелие, хоть и перефразированная Булгаковым, так вообще является одной из основных линий сюжета (Понтий Пилат и Иешуа).

Роман не должен разочаровать читателя. Исключением являются люди, которые просто не переносят мистику. Им книга может показаться скучной и немного бредовой.

Источник

Презентация «Сюжетные линии в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сюжетные линии в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сюжетные линии в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» Учитель литературы МАОУ СОШ №4 Дементьева И.В.

Знакомство с романом Булгаков начал его в 1928 году и писал до конца жизни, но так и не закончил. Это роман о добре и зле, о вере и неверии, о жизни, творчестве и любви. Идея романа — в восстановлении Бога в самом человеке.

«Мастер и Маргарита» — необычный роман. Его сюжет – сплав реального и фантастического. В романе 3 сюжетных плана. Первый – сатирический: в красную атеистическую Москву 1930-х годов, строящую «новый мир», прилетает сатана Воланд со своей свитой. Его интересует вопрос: изменились ли люди за прошедшую тысячу лет? Сохранилось ли в людях человеческое или даже божественное (добро, милосердие, любовь, сострадание)? Каждого человека Воланд и его свита проверяют на добро и зло. И потом вершат над ним суд и расправу. «Люди как люди! — приходит к выводу Воланд. – Только сильно испортил их квартирный вопрос».

Знакомьтесь: Воланд. Он же Сатана, Дьявол, Мессир, Князь тьмы. В истинном своём образе он предстаёт на балу. «Этот несуществующий сидел на кровати. Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотой искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Он одет был в рубаху, грязен, ужасен» Это истинное лицо дьявола – лицо зла, видящего всех и всё и ничему уже не удивляющегося.

Свита Воланда Знакомьтесь: Коровьев и кот Бегемот. Это симпатичные ребята, которые вносят много юмора во все события, ибо глумятся над неисправимо плохими людьми.

Свита Воланда Знакомьтесь: Азазелло и ведьма Гелла. Их роль – пугать и наказывать плохих людей.

Роль Воланда и его свиты в романе Советская Россия – страна, претендующая на мессианскую роль (Мы наш, мы новый мир построим…). И появляется Воланд со свитой, желая узнать, рухнул ли храм старой веры и перешли ли люди в царство истины и добра? И есть ли в человеке хотя бы капля Добра, изменились ли люди за прошедшие века со дня гибели Христа? Мессир отмечает (с помощью Бегемота), что изменилась одежда людей, изменился и город (появились автомобили, автобусы и т.д.). Но изменились ли люди? И появляются искушения, придуманные не дьяволом, а самими людьми. Летят с потолка деньги – и у людей появляется жадность и ненависть. В модном магазине раздают одежду – и люди хватают её, проявляя зависть, скупость, злость. Когда конферансье Бенгальский просит прекратить фокусы, люди требуют оторвать ему голову. Кот Бегемот исполняет их желание. Люди ужасаются содеянному и просят не мучить его и простить. И Воланд заключает: «Ну что же? Люди как люди! Любят деньги… легкомысленны, но и милосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… напоминают прежних… Кого же и за что наказывает Воланд?

Воланд – воплощение Зла. Но парадокс в том, что именно он совершает вместо Бога наказание людей за их зло, и только в том случае, когда их невозможно исправить. Сам он зла не творит. Всё делают его помощники. Кто же наказан? Глава МАССОЛИТа Берлиоз – трамвай отрезал ему голову; дядя Берлиоза, сосед-доносчик Мастера Алоизий Могарыч, Никанор Иванович Босой – их напугали; чиновник Николай Иванович – его превратили в борова; больше всех наказан шпион и наушник барон Майгель – его убили.

Человек не безгрешен. Каждый должен пройти свою Голгофу.

Источник

Сюжетно-композиционные особенности романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которому писатель посвятил 12 лет своей жизни, по праву считается настоящей жемчужиной мировой литературы. Произведение стало вершиной творчества Булгакова, в котором он затронул извечные темы добра и зла, любви и предательства, веры и неверия, жизни и смерти. В «Мастере и Маргарите» анализ нужен наиболее полный, поскольку роман отличается особой глубиной и сложностью. Подробный план анализа произведения «Мастер и Маргарита» позволит ученикам 11 класса лучше подготовиться к уроку литературы.

Краткий анализ

Год написания – 1928-1940 гг.
История создания – Источником вдохновения для писателя стала трагедия Гете «Фауст». Первоначальные записи были уничтожены самим Булкаговым, но после восстановлены. Они послужили основой для написания романа, над которым Михаил Афанасьевич работал в течение 12 лет.

Тема – Центральная тема романа – противостояние добра и зла.

Композиция – Композиция «Мастера и Маргариты» весьма сложна – это двойной роман или романа в романе, в котором параллельно друг другу ведутся сюжетные линии Мастера и Понтия Пилата.

Сюжет: два романа в романе

В «Мастере и Маргарите» евангельский сюжет проецируется на современность. И не только сюжет, но и персонажи, которые являются своеобразными моделями человеческого поведения, повторяющегося в веках, и это сопоставление двух сюжетов и персонажей древней и современной глав может служить ключом к прочтению романа:

Иешуа — символ нравственной стойкости и человечности, его судьба в античном мире трагична. Трагическим героем современных московских глав является Мастер, и он во многом повторяет крестный путь Иешуа;

Левий Матвей — ученик Иешуа, и ему соответствует в современной части романа «ученик» Мастера Иванушка Бездомный;

Иуда — символ черного предательства. Иуда есть и в современной части романа — это Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера с целью завладеть его квартиркой в подвальчике.

Два романа в романе объединены не только на уровне сюжетном, образном, но и на уровне символики. Особенно показателен мотив грозы, завершающий древнюю и современную сюжетные линии.

В ершалаимских главах романа гроза разразилась в момент смерти Иешуа, что соответствует Евангелию от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого» (27:45):

Гроза начнется, — арестант повернулся, прищурился на солнце, — позже, к вечеру.

Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… Опустилась с неба бездна. Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете… Все пожрала тьма… Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.

Смерть Иешуа и эта странная туча, пришедшая со стороны моря, с запада, несомненно связаны: Иешуа везут из Ершалаима к месту казни на запад. В момент же смерти Иешуа обращен лицом к Ершалаиму, то есть на восток. Эта символика традиционна для многих мифологических систем, в том числе и для христианства: запад — сторона захода солнца — связывался со смертью, потусторонним миром, адом; восток сторона восхода солнца — связывался с жизнью1, в данном случае с воскресением Иешуа, хотя само воскресение в романе и отсутствует. Противостояние добра и зла воплощается в романе и на уровне символики.

Аналогично грозе в древней части романа описывается гроза во второй части, завершающей московские главы. Эта гроза разразилась тогда, когда была завершена земная жизнь Мастера и Маргариты, и она пришла тоже с запада: «Черная туча поднялась на Западе и до половины отрезала солнце. накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. Все пропало, как будто этого никогда не было на свете. Через небо пробежала одна огненная нитка…».

Образ странной тучи в романе получает символическую интерпретацию в Эпилоге — сне Ивана Николаевича Понырева, где говорится о том, что такая туча бывает только во время мировых катастроф. Первая катастрофа — смерть на столбе (именно так в романе) Иешуа две тысячи лет назад, когда в мир пришел человек, открывший людям духовную истину и провозгласивший добро абсолютной ценностью. Современники остались глухи к его учению. Он был казнен. Вторая гроза-катастрофа происходит в Москве в наши дни. Мастер «угадал» правду о событиях в древнем Ершалаиме, об Иешуа, но его роман (а значит, и самого Иешуа) вновь не приняли, Мастер оказался в клинике Стравинского, его смерть трагична. «Между этими двумя катастрофами заключена двухтысячелетняя история европейско-христианской цивилизации, которая оказалась несостоя тельной и обреченной, подлежащей последнему, Страшному Суду… Жертва Иешуа Га-Ноцри оказалась напрасной. Это придает произведению Булгакова характер безысходной трагедии»2.

Читайте также:  Запрещенные и разрешенные продукты

В романе свершился Страшный Суд и над Михаилом Берлиозом, бароном Мейгелем и многими-многими другими. Недаром Воланд говорит в финале: «Сегодня такая ночь, когда сводятся счеты», «Все обманы исчезли», — эти слова относят ся ко всем персонажам романа, и к тем, кто с Воландом покидает землю.

В финале романа в свите Воланда оказывается шестеро всадников. Двое из них Мастер и Маргарита. Четыре же всадника, обретшие теперь свой обычный облик, могут быть сопоставимы с четырьмя апокалиптическими всадниками, о которых говорится в Откровении Иоанна Богослова (см. Апокалипсис 6:2-8). Их появления христианский мир ожидает со страхом и надеждой вот уже двадцать столетий.

Свист Бегемота и Коровьева на Воробьевых горах воспринимается в этом контексте как аналог трубного гласа, который должен возвещать о конце света — Страшном Суде (в таком случае понятно, почему в свите Воланда отсутствует Гелла — она нарушала бы традиционный семиотический евангельский код). Однако необходимо помнить, что Страшный Суд в романе вершит Воланд и его свита, что не может не восприниматься как травестирование сакрального мотива, пародирован ие священного ожидаемого события.

История создания

Впервые писатель задумался над будущим романом в середине 20-х годов. Толчком для его написания послужило гениальное произведение немецкого поэта Гете «Фауст».

Известно, что первые наброски к роману были сделаны в 1928 году, однако в них не фигурировал ни Мастер, ни Маргарита. Центральными персонажами в первоначальном варианте были Иисус и Воланд. Также было немало вариаций названия произведения, и все они крутились вокруг мистического героя: «Черный маг», «Князь тьмы», «Копыто инженера», «Гастроли Воланда». Лишь незадолго до своей смерти, после многочисленных правок и дотошной критики, Булгаков переименовал свой роман в «Мастера и Маргариту».

В 1930 году, крайне недовольный написанным, Михаил Афанасьевич сжег 160 страниц рукописи. Но спустя два года, отыскав чудом уцелевшие листы, писатель восстановил свой литературный труд и вновь приступил к работе. Интересно, что изначальный вариант романа был восстановлен и опубликован спустя 60 лет. В романе под названием «Великий канцлер» не было ни Маргариты, ни Мастера, а евангельские главы сводились к одной – «Евангелие от Иуды».

Булгаков трудился над произведением, ставшим венцом всего его творчества, вплоть до последних дней жизни. Он бесконечно вносил поправки, переделывал главы, добавлял новые персонажи, корректировал их характеры.

В 1940 году писатель тяжело заболел, и был вынужден диктовать строки романа своей верной супруге Елене. После смерти Булгакова она пыталась издать роман, однако впервые произведение увидело свет лишь в 1966 году.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мастер и Маргарита»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мастер и Маргарита»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» является сложным и невероятно многогранным литературным произведением, в котором автором было представлено на суд читателя множество различных тем: любви, религии, греховной сущности человека, предательства. Но, по сути, все они являются лишь частями сложной мозаики, искусным обрамлением главной темы – вечного противостояния добра и зла. При этом каждая тема привязана к своим героям и переплетается с другими персонажами романа.

Центральной темой романа, безусловно, служит тема всепоглощающей, всепрощающей любви Мастера и Маргариты, которая способна пережить все трудности и испытания. Внедрив этих персонажей, Булгаков невероятно обогатил свое произведение, придал ему совершенно иной, более земной и понятный читателю смысл.

Не менее важной в романе является проблема выбора, которая особенно красочно показана на примере взаимоотношений Понтия Пилата и Иешуа. По мнению автора, самым страшным пороком является трусость, ставшая причиной гибели невиновного проповедника и пожизненным наказанием для Пилата.

В «Мастере и Маргарите» писателем ярко и убедительно показана проблематика человеческих пороков, которые не зависят ни от вероисповедания, ни от социального статуса или временной эпохи. На протяжении всего романа главным персонажам приходится сталкиваться с нравственными вопросами, выбирать для себя тот или иной путь.

Основной мыслью произведения является гармоничное взаимодействие сил добра и зла. Борьба между ними столь же стара, как и мир, и будет продолжаться до тех пор, пока будут живы люди. Добро не может существовать без зла, равно как и существование зла невозможно без добра. Идеей вечного противостояния этих сил пронизано все произведение писателя, который видит главную задачу человека в выборе правильного пути.

«Композиция романа «Мастер и Маргарита».»

Михаил Афанасьевич Булгаков известный русский писатель. Любой человек, вспоминающий творчество Булгакова, назовёт в первую очередь «Мастера и Маргариту». Интересно, почему? Всё потому, что роман насквозь пропитан жизненными ценностями и различными вечными вопросами о добре и зле, о жизни и смерти, о милосердии и справедливости, о любви и всепрощении. Самое важное, что проблемы романа во все времена будут актуальны, что делает его вечным. Хочется рассказать о структуре «Мастера и Маргариты». Прежде всего, привлекает то, что автор применил такой композиционный приём как роман в романе, позволяющий читателю провести параллель между главами «пилатовскими» и московскими. Основная идея такого приёма — показать, что ход истории не меняет человека, это под силу только ему самому. Действительно, возможности человека безграничны, и их проявление зависит только от него. Размышляя над авторской идеей о человеке, становится ясно: Булгаков проявил себя, как писатель-пророк, хорошо чувствующий не только течение времени, но и людей. Поэтому и доносит до сознания читателей: человек имеет право ошибаться, но несмотря на это должен стремиться к чему-то светлому, что разрушит рамки его «постоянности» в жизни, что сделает его свободным. А что значит быть свободным? На этот вопрос Автор романа ответил, изобразив образ Понтия Пилата, на примере которого хорошо видно, что такое несвобода. В данном случае — это сильнейшие угрызения совести, от которых никуда нельзя подеваться. Побоявшись потерять свою власть, прокуратор Иудеи не нашёл в себе сил сказать ту истину, которая у него в душе, поэтому показывает свою человеческую слабость, тем самым обрекает себя на вечные нравственные муки, а такое наказание, бесспорно, куда хуже физического. Отсюда видно, что быть свободным — это не просто ни от кого не зависеть, а титаническая работа над собой, которая требует от человека проявления духовных сил. Только в процессе такого труда происходит осознание людьми истинных ценностей, понятие о которых абсолютно отсутствуют у бездельника и пьяницы Стёпы Лиходеева или жадного Никанора Ивановича Босого. Их наказывает Воланд- сатана, совершающий зло, за которым кроется добро. Этим дьявола в человеческом обличии как судью по нравственному закону. В итоге, мы ещё раз убеждаемся, что Булгаков не просто написал роман, но таким образом проник в саму душу человека. Вопрос, который, по-моему, больше всего интересует читателя: «Почему именно «Мастер и Маргарита»?». Как уже было сказано, для писателя наибольший интерес представлял человек и его внутренний мир. Булгаков упоминает в названии романа только двух героев неслучайно: именно любовь Мастера и Маргариты — это не только образец настоящей любви, но и протест против обычного пассивного существования. Она обладает целительной силой, способной спасти человека от обыденности, поглощающей жизнь. Если поразмышлять над тем, что такое обыденность, то в романе это затухание души «рядовых москвичей», стремления которых ограничиваются обыкновенными материальными ценностями: домами, деньгами, квартирами. В таком случае нельзя не выделить образ милосердной, жизнелюбивой и отважной Маргариты, стоящий, несомненно, выше этой «серой массы» людей, ведь она — единственный персонаж, решающийся на сделку с дьяволом, готовый рисковать чем угодно, лишь бы отыскать своего возлюбленного. На этом примере можно ещё раз убедиться, что поистине важно для Булгакова. Мастер же — художник, наделённый даром, не сумевший полностью осуществить своё предназначение, он сломлен, отрекается от действительности и поэтому ему нужен только покой, который предоставляет ему Воланд. Почему же в романе переплетаются дьявол и любовь? Для автора любовь — это вечное чувство, у которого есть сторона как зла, так и добра. Именно это чувство помогает двум главным героям романа не только выжить, но и обрести счастье и покой. Для этого то и Булгаков посылает повелителя сил Тьмы на помощь возлюбленным. В заключении ещё раз хочется отметить, что Михаил Афанасьевич Булгаков создал роман, уникальный своими вечными жизненными вопросами, размышлять над которыми люди будут веками. Кроме того, по-моему мнению, главное предназначение «Мастера и Маргариты» — воспитывать человека как личность.

Композиция

Композиция романа отличается сложностью и оригинальностью. По сути, это роман в романе: в одном из них повествуется о Понтии Пилате, во втором – о писателе. Поначалу кажется, что между ними нет ничего общего, однако в ходе романа становится очевидной взаимосвязь двух сюжетных линий.

В конце произведения Москва и древний город Ершалаим соединяются, и события происходят одновременно в двух измерениях. Более того, они происходят в одном и том же месяце, за несколько дней перед Пасхой, но только в одном «романе» – в 30-х годах ХХ столетия, а во втором – в 30-х годах новой эры.

Философская линия в романе представлена Пилатом и Иешуа, любовная – Мастером и Маргаритой. Однако в произведении есть отдельная сюжетная линия, до краев наполненная мистикой и сатирой. Главными героями ее являются москвичи и свита Воланда, представленная невероятно яркими и харизматичными персонажами.

В завершении романа сюжетные линии соединяются в единой для всех точке – Вечности. Столь своеобразная композиция произведения постоянно держит читателя в напряжении, вызывая неподдельную заинтересованность сюжетом.

Источник

Adblock
detector