Меню

МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ

МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СТАТИСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ

Использование статистических материалов развивает познавательную активность учащихся, самостоятельность в оценке географических фактов и явлений, знакомит учащихся с приемами научного познания — наблюдением, анализом, обобщением, вооружая учащихся научными принципами изучения естественных и общественных явлений, являясь в то же время опорой для обоснованных выводов и умозаключений.

Статистический метод – это совокупность приёмов по сбору, обработке, анализу и интерпретации количественных данных, характеризующих различные природные и социально-экономические явления.

Статистические показатели предлагаются не для заучивания. Методику работы впервые разработал Н.Н.Баранский. Её порядок заключается в следующем:

1. прочесть заголовок,

2. прочесть единицу измерения,

3. прочесть заголовки строчек и граф,

4. читать по строчкам и графам с округлением цифр,

5. сделать вывод о том, что узнаешь.

Статистические показатели представлены в учебниках географии в виде абсолютных, относительных величин и коэффициентов.

Абсолютные величины имеют осведомительное значение, с их помощью даются размеры географических явлений, например размеры территории, численность населения. Они выражаются в:

— Натуральных единицах измерения (тонны, килограммы, километры, квадратные метры…).

— Условно-натуральных (тонны условного топлива).

— Стоимостных (дают денежную оценку социально-экономическим явлениям и процессам).

Относительные величины выражают результат сопоставления абсолютных величин друг с другом, позволяют обнаружить определенные закономерности в изменении географических явлений, например средние температуры, плотность населения и т. д.

Коэффициенты — показатели, отражающие характерные особенности отдельных явлений. В учебниках географии этот вид статистических показателей представлен коэффициентами увлажнения, специализации экономических районов, темпами роста промышленного производства и населения и др.

Формы работы со статистическими материалами:

— сбор необходимых статистических показателей;

— сравнение статистических характеристик;

— определение обобщающих статистических показателей;

— анализ статистических материалов в графиках, диаграммах, таблицах;

— построение графиков, диаграмм, составление таблиц.

Сбор необходимых статистических показателей можно продемонстрировать на примере работы с календарём погоды.

Учебник по курсу «География материков» предусматривает работу учащихся по анализу статистических характеристик в климатических диаграммах и графиках. Задания учебника требуют определить ход температур, примерную амплитуду температурных колебаний, годовое количество осадков, их распределение по сезонам, а затем по сочетанию климатических показателей и тип климата.

Анализ графиков и диаграмм требует сравнительно высокого уровня развития мышления учащихся.

Действия по проведению анализа:

— определение обозначений осей координат;

— определение масштаба, отмеченного на осях;

— количественный анализ показателей графика (диаграммы);
— качественный анализ графика (диаграммы),

Важным методическим приемом осуществления качественного анализа является сравнение. Например, сравнение неизвестного типа климата с климатическими условиями своей местности.

В курсе физической географии России понятие «климат» больше дифференцируется на основе работы с обобщающими статистическими показателями: коэффициентом увлажнения, суммарной солнечной радиацией, поглощенной солнечной радиацией, испаряемостью. Изучение этого материала требует с систематической работы с учебником, где подробно разъясняет значение каждого показателя, последовательность действий по его определению, выполнение практических задач с использованием соответствующих показателей.

Таким образом, можно заключить, что работа со статистическими материалами в курсах физической географии эффектней при следующих методических условиях:

а) систематической работе с учебником;

6)актуализации межпредметных связей с математикой;

в)наличии красочных, наглядных описаний климатических погодных явлений;

г)тесной увязке наблюдений за погодой с понятиями «погода и «климат»;

д)проведении сравнения погоды и климата различных участков Земли и своей местности.

В курсах экономической географии наибольшее распространение получают анализ статистических материалов, сравнение статистических характеристик, построение графиков, диаграмм. Учащиеся впервые знакомятся со статистическими таблицами. Данные таблиц являются основным источником статистической информации.

Простые таблицы систематизируют материалы статистического наблюдения по таким частям и подразделениям, которые служат объектами планирования народного хозяйства. «Особенности хозяйственного развития экономических районов».

Читайте также:  Чемпионат Боливии Лига LFPB завершенные матчи

Групповые таблицы основаны на качественной или количественной группировках явлений, например группировка населения по полу или деление населения на городское и сельское. При этом дается подробная характеристика особенностей каждой группы. «Технико-экономические показатели работы крупных промышленных предприятий».

Комбинационные таблицы отличаются большей сложностью. Так, например, рабочая сила характеризуется не только по специальностям, но и по возрасту, полу. Комбинационные таблицы дают возможность сравнивать между собой подгруппы, различающиеся между собой по тому признаку, влияние которого подлежит изучению. «Экономическая эффективность промышленных комплексов (на примере лесной промышленности)».

Особое место в экономической географии занимает сравнение статистических показателей. Сравнение проводят на основе абсолютных данных. Например, сравнение объема ввоза и вывоза различных стран дает представление о роли каждой из них в мировой торговле, сравнение абсолютных показателей населения за разные годы позволяет судить о росте численности населения страны.

В курсах экономической географии использовать статистические материалы в обучении целесообразно при следующих методических условиях:

при использовании статистических материалов как самостоятельного источника экономико-географических знаний на основе обучения учащихся приему анализа статистической таблицы, построения графиков и диаграмм, проведения сравнений;

— при осуществлении связи теории изучаемого вопроса и его
статистическими характеристиками;

— при использовании межпредметных связей с математикой в ходе построения диаграмм, графиков, проведения вычислительных операций;

— при привлечении к работе со статистическими материалами текста учебника, карт;

— при использовании статистических материалов на уроке
в процессе изучения нового материала, а также для закрепления
как средства для конкретизации теоретических положений и как
базы для обобщений и раскрытия определенных экономико-географических закономерностей.

Требования программы предусматривают не только анализ статистических материалов, но и их построение. Наибольшее распространение в курсах экономической географии имеет построение секторных и столбиковых диаграмм и графиков, т. е. таких видов диаграмм, построение которых не требует объемной работы по определению масштаба.

Источник

Обработка статистических данных с помощью электронных таблиц

Урок 1. Элементы математической статистики

1. Задачи математической статистики

“Статистика знает все” – такими словами начинается вторая часть романа И.Ильфа и Е.Петрова “Двенадцать стульев”. “Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики… Известно, сколько в стране охотников, балерин… станков, собак всех пород, велосипедов, памятников, девушек, маяков и швейных машинок.

Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли, глядит на нас со статистических таблиц!” Зачем нужны эти таблицы, как их составлять и обрабатывать, какие выводы на их основании можно делать – на эти вопросы отвечает статистика (от итальянского stato – государство, латинского status – состояние).

Современную математическую статистику определяют как науку о принятии решений в условиях неопределенности. Можно выделить две основные задачи математической статистики:

  1. Указать способы сбора и группировки статистических сведений, полученных в результате наблюдений или в результате поставленных экспериментов.
  2. Разработать методы анализа статистических данных в зависимости от целей исследования. В связи с этим проводится:

Итак, задача математической статистики состоит в создании методов сбора и обработки статистических данных для получения научных и практических выводов.

2. Генеральная и выборочная совокупности

Выборочной совокупностью (выборкой) называют совокупность случайно отобранных объектов.

Генеральной совокупностью (ГС) называют совокупность объектов, из которых произведена выборка.

Объем совокупности – число объектов этой совокупности.

Например: из 1000 деталей отбирается 100, тогда Vг.с. = 1000, Vв.с. = 100.

3. Повторная и бесповторная выборки. Репрезентативная выборка

При составлении выборки можно поступать двумя способами: после того, как объект отобран и над ним произведено наблюдение, он может быть возвращен либо не возвращен в генеральную совокупность. В первом случае выборку называют повторной, во втором – бесповторной. Выборка должна правильно представлять пропорции генеральной совокупности – быть репрезентативной (представительной).

Читайте также:  Уроки 60 63 Информационное общество

4. Способы отбора

Отбор, не требующий расчленения ГС на части:

Отбор, при котором ГС расчленяется на части:

Источник



Задания на интерпретацию статистических данных, работа с таблицами
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс) на тему

Потапова Елена Васильевна

Данный метериал используется при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ по биологии. Задание 30- умение работать со статистическими данными. представленными в табличной форме. Приведены примеры таблиц с заданиями для отработки навыков и умений учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
ogeno30.docx 488.84 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЭ биология 9 класс. Потапова Е.В.
МАОУ СОШ №24 город Тамбов

Задания на интерпретацию статистических данных, работа с таблицами

Задание 30- умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.

Задание 30 высокого уровня сложности направлено на проверку не только предметных биологических знаний, но и общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Так, работа со статистическими данными, представленными в табличной форме, позволяет проверить умение находить и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, проводить сравнение, сопоставление, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям.

Данное задание побуждает учащихся к размышлениям, анализу и применению собственных знаний в новой ситуации.

30 задание предполагает умение работать с таблицей. 2 балла можно набрать, если ученик видит в таблице необходимые сведения (метапредметные умения). Третий балл за знание фактического материала.

При выполнении задания необходимо внимательно изучить статистические данные предложенной таблицы, прочитать вопросы, на которые необходимо дать ответ. Изучить таблицу и ответить на поставленные к ней вопросы.

30. Пользуясь таблицей 1 «Потери массы зерна с колоса при поражении пшеницы листовой ржавчиной», ответьте на следующие вопросы.

Потери массы зерна с колоса при поражении пшеницы листовой ржавчиной

Потери массы зерна с колоса при поражении пшеницы бурой листовой ржавчиной

Потери массы зерна с колоса при поражении пшеницы желтой листовой ржавчиной

Источник

Работа со статистическим источником информации

1. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начало и варианты завершения.

Естественный прирост населения в 1897 и 1913 гг., тыс.

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ

1) более чем в 2 раза

2) Европейской России

4) менее чем в 2 раза

5) Привислинских губерниях

A) Наибольшее количественное увеличение прироста населения в 1913 г. по сравнению с 1897 г. было зафиксировано в

Б) В 1897 г. количественный прирост населения в Европейской России был выше, чем на остальных территориях, указанных в таблице,

B) Наименьшее количественное увеличение прироста населения в 1913 г. по сравнению с 1897 г. было зафиксировано в

2. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начало и варианты завершения.

Смертность от инфекционных заболеваний в России

Годы Среднегодовое число умерших, тыс. человек
Скарлатина, дифтерия, корь, коклюш Оспа Тиф
1891—1895 404 73 113
1896—1900 365 57 78
1901—1905 347 42 78
1906—1910 308 42 72

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ

2) скарлатины, дифтерии, кори и коклюша

4) 1901—1905 гг. и 1906—1910 гг.

A) Во все периоды, представленные в таблице, наибольшей была смертность от

Б) Смертность от оспы оставалась на одинаковом уровне в периоды

B) Во все периоды, представленные в таблице, наименьшей была смертность от

3. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начало и варианты завершения.

НАЧАЛО СУЖДЕНИЙ ВАРИАНТЫ

A) Примерно одинаковое количество 1) городским

населения относилось к сословиям 2) дворян и мещан

Б) Население Московской губернии 3) купцов

в 1897 году было преимущественно 4) почётых фаждан и лиц духов.

B) Наименьшее количество населе- НОго звания

ния входило в сословие 5) сельским

4. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начало и варианты завершения.

Источник

Подготовка к ОГЭ

4. Задания на работу со статистической информацией (26)

1. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Государственный бюджет России за 1881—1894 гг. (млн руб.)

НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ

A) В 1881 г. доходная часть бюджета

Б) По сравнению с 1881 г. в 1894 г. доходы бюджета

B) В 1894 г. доходная часть бюджета

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ

2) уступала расходам

3) превышала расходы

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Промышленность России в первой половине XIX в.

Число крупных промышленных предприятий

Доля вольного труда

НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ

A) С 1800 по 1850 г. число крупных промышленных предприятий

Б) С 1800 по 1850 г. число рабочих

B) С 1800 по 1850 г. доля вольнонаемного труда в промышленности

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ

1) увеличилось в два с лишним раза

2) увеличилось в три с лишним раза

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Численность российского крестьянства в XVIII в.

доля от общей численности

доля от общей численности

доля от общей численности

НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ

A) В течение XVIII в. более 50% крестьянства составляли

Б) В течение XVIII в. доля удельных крестьян в общей численности крестьян

B) В течение XVIII в. доля государственных крестьян в общей численности крестьян

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ

1) крестьяне помещичьи

3) крестьяне удельные

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

4. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Грузооборот (погрузки и выгрузки товаров) торговых портов России в начале XX в. (в тыс. пудов)

НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ

A) Объемы грузооборота в Одесском порту за данный период

Б) В 1912 г. наибольший объем грузов вывозился через

B) В 1912 г. наибольший объем грузов ввозился через

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

5. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

на Западном фронте

на Восточном фронте

Личный состав (млн чел.)

Танки и САУ (тыс.)

НАЧАЛА СУЖДЕНИЙ

A) Большая часть военных сил фашистской Германии была задействована на

Б) Численность личного состава советских войск, задействованных против Германии, в сравнении с аналогичной численностью войск союзников была

B) Численность танков и самолетов советских войск, задействованных против Германии, в сравнении с аналогичной численностью войск союзников была

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЙ

2) Западном фронте

4) Восточном фронте

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Темпы роста производства в СССР в 1950—1960 гг.

Источник