Меню

Методы исторического исследования

Методы исторического исследования — принципы, виды и структура

Общенаучные методы

Научный поиск базируется на традиционных принципах, подразумевающих работу с информацией, связанную с классификацией данных, установлением причинно-следственных связей и логических цепочек, выявлением различных признаков и характеристик объекта изучения, разложением све́дений на составляющие части, обобщением и описанием (анализ и синтез).

В отечественной методологии выделяют три уровня изучения объекта:

  1. Всеобщий. Можно использовать все познавательные процедуры, давать целостные характеристики и объяснять явления в их широком значении.
  2. Общий. Здесь акцент делается на осмыслении ключевых, отдельных сторон процесса или фактов.
  3. Частный. Внимание направляется на непосредственную связь с конкретным предметом, отражая его специфику.

В рамках любой науки можно по-разному классифицировать подходы к решению поставленных проблем, но в целом принято выделять две группы методов:

  1. Базовые.
  2. Прикладные.

Таким образом, классификацию по характеру обобщения можно представить как простую структуру.

Общенаучные методы исторического исследования:

Тип Вид
Общие Анализ и синтез информации. Индукция (от частного — к общему). Дедукция (от целого — к конкретике). Эксперимент. Наблюдение. Гипотеза и аналогия. Моделирование. Описательный и повествовательный (общеисторический).
Базовые Сравнительный. Генетический. Системный. Типологический. Динамический и хронологический. Ретроспективный.
Прикладные Статистический. Математический. Идеографический. Биографический. Реконструктивный.

В процессе изучения исторической реальности все методы взаимосвязаны, они дополняют друг друга и образуют единый механизм научной работы — методику, позволяющую придать фактам и знаниям конкретно понятную форму, устранить всевозможные противоречия, а также всесторонне раскрыть отдельные аспекты предмета исследования. Главная цель — наиболее объективно показать закономерности, связи и логику событий прошлого.

Специальная методология

Перед историком всегда стоит трудная задача выявления сущности, структуры, направленности и достоверного описания процессов минувших лет. Эта работа всегда начинается с накопления информации об объекте и фиксации первичных све́дений — так называемый эмпирический этап, за ним следует анализ фактов и источников, на котором основаны все специальные подходы к изучению действительности прошлого.

Можно выделить и соотнести название и содержание исторических методов исследования, решающих основные задачи:

  • Хронологический. Подразумевается рассмотрение явлений, движений и изменений событий поэтапно во времени.
  • Историко-сравнительный. С помощью аналогий осуществляется выявление сходств и различий по определенным признакам.
  • Синхронизация. Изучение процессов, происходивших одновременно в разных местах мира.
  • Историко-генетический. Раскрытие и описание свойств и функций объектов рассматриваемого периода.
  • Типологический. Систематизация материала по классам и типам на основе одинаковых характеристик и отношений.
  • Ретроспективный. Воссоздание картины прошлого по отдельным элементам, сохранившимся до наших дней.
  • Историко-системный. Анализ источников и событий как целостного механизма с собственной иерархией.
  • Статистический. Количественные измерения и вычисления при работе с многочисленными артефактами и проблемами социально-экономической области знания.
  • Диахронный. Использование четкой периодизации и наблюдение за изменениями, происходящими на разных этапах.
  • Актуализация. Синтез похожих признаков объектов и прогнозирование возможного развития ситуаций. Применение исторического опыта в настоящем времени.
  • Идеографический (нарративный). Биографический и психологический анализ конкретных людей. Описание их внешности, достижений, болезней, жизненного пути и мировоззрения. Отличительная черта — субъективность оценок сквозь призму собственного восприятия.

Все эти методы позволяют создавать уникальные концепции, придерживаясь главных условий: историзма, объективности и системности.

Прикладные способы

Обычно приемы, находящиеся на стыке наук, относят к прикладным. Среди таких подходов, реализуемых в рамках исторического исследования, можно отметить:

  • Контент-анализ.
  • Антропологический.
  • Палеонтологический.

Контент-анализ представляет собой сбор всевозможных количественных данных об объекте исследования. В качестве примера можно привести собрания законов, соборных уложений или сводов правил. Особенность, которая дает историкам огромные возможности для интерпретаций, заключается в разрешении считать документом любую коммуникацию, то есть не только официальные источники, но и объявления, аудиозаписи разговоров или речей, газеты, этикетки, рисунки и так далее.

Для успешной реализации этого подхода требуется значительная работа с огромными массивами информации.

Антропологический метод часто используется в учебных трудах — реферате или курсовой, где кратко, опираясь на данные об эволюции человека, можно делать обобщения относительно развития среды. Такие методы исследования в истории, как правило, применяются в рамках цивилизационного подхода, когда нужно создать представления о повседневности, социуме и культуре. Родоначальниками считаются Л. Февр и М. Блок, открывшие значение участия отдельной личности в массовых проявлениях, а также важность психологии свидетелей исторического процесса.

Проблемами определения древности и датирования занимается палеонтология. Речь идет об изучении окаменелых останков и осадочных толщ, позволяющих делать выводы о возрасте и практическом применении артефактов, а также об условиях существования в конкретные физико-географические эпохи. Палеонтологические методы включают в себя:

  1. Стратиграфический анализ. Сопоставление возраста культурных слоев.
  2. Петрографический прием. Изучение состава каменных, рудных и магматических пород в соседних разрезах.

Геологические технологии историки используют с учетом свойств местности, где проводились археологические раскопки.

Благодаря установлению возраста источника, часто можно сделать объективные выводы о произошедших событиях.

Альтернативные подходы

Постижением прошлого с помощью воссоздания детальной обстановки, духовной атмосферы и материальной культуры занимается реконструкция. Этот метод можно отнести к числу новейших, поскольку обращаться к нему стали относительно недавно. Главное направление — когнитивное. Историк пытается на ментальном и психологическом уровне понять условия и проработать жизненные сценарии минувших эпох.

Другим альтернативным методом по праву можно считать семиотику, занимающуюся вопросами механизмов формирования исторической реальности и осмыслением процессов прошлого с точки зрения современности. Таким образом, устраняется линейность в оценке событий и больше места отводится абстрактным представлениям, рассуждениям и интерпретациям. Семиотика предполагает, что каждый век сам создает о себе рассказ не в фактических картинах, а в символическом выражении. Задача специалиста — разгадать и разъяснить эту систему знаков.

Лингвистический анализ очень часто полезен при работе с текстовыми источниками как дополнительный инструмент воссоздания образа исторической действительности. Методы текстологии применяются, чтобы выявить явные противоречия в документе, возникшие из-за неточного перевода или ошибочной языковой трактовки. Классическим примером источников, при изучении которых нельзя обойтись без лингвистического анализа, являются летописи, памятники житийной литературы, библия и международные договоры. Идеологом этого подхода в историографии был Х. Уайт.

А. Д. Бочаров представил новую классификацию методов исторического исследования, основанную на теории научного поиска. А также он предложил развивать перспективную дисциплину — историческую информатику.

Выбор метода

При необходимости определить метод для исследования той или иной проблемы стоит помнить, что история по своей сути является документированным рассказом о различных фактах прошедших лет, поэтому прежде всего нужно обращать внимание на нарративные способы работы с материалом, в которых уже заложена последовательная логика изложения событий.

Очевидно, что описательно-повествовательные методы недостаточны для создания объективной, полной и адекватной картины прошлого, поскольку используются для первичного анализа. Не удивительно, что историко-генетический метод был настоящим прорывом и интеллектуальным переворотом в деле восстановления и трактовки фактов прошлого. Стало возможным изучение процессов в динамике, а также использование связанных с ним специальных эвристических и логических методов.

Читайте также:  Гепатиты симптомы и диагностика

Сравнительный анализ уже давно стал обязательным для каждого труда. Используются как индивидуализированные сравнения, так и вариативные. В первом случае автор должен обращаться к большому количеству источников и штудировать десятки историографических текстов.

А во втором — давать детальную характеристику конкретному происшествию с учетом различных стратегий.

Внимания заслуживают и современные методы моделирования исторической действительности, когда создается принципиальная теоретическая схема, способствующая развернутому объяснению и глубокому пониманию важнейших процессов, происходивших в обществе в определенное время. Для глобальных обобщений и качественного сравнения чаще всего применяются синхронистические способы работы с материалом, нацеленные на выявление взаимосвязей общемировых событий.

Таким образом, современная методология предоставляет историкам качественные, разнообразные способы исследования: от классических, утвердившихся в научной традиции, — до новейших, альтернативных подходов.

Источник

Методы исторического исследования

Сравнительно-исторический (историко-сравнительный) метод – проведение необходимых сравнений различных исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования.

Хронологический метод – анализ исторического процесса в хронологической последовательности, что позволяет вскрыть закономерности накопления и углубления исторических знаний.

Проблемно-хронологический метод – расчленение более или менее широкой исторической темы на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.

Метод периодизации – выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли, выявления новых элементов в её структуре.

Метод ретроспективного (возвратного) анализа (исторической ретроспективы) – изучение исторического процесса от совершенности к прошлому с целью выявления элементов, строго сохранившегося в наши дни знания, проверить выводы прежних исторических исследований данным современной науки.

Метод перспективного анализа – определение перспективы развития исторического процесса на основе анализа достигнутого современной наукой уровня и при использовании знания исторических закономерностей.

Историко-генетический метод – последовательное раскрытие причинно-следственных связей изучаемой реальности в процессе её исторического движения, последовательно от единичного к особенному, а затем – к общему и всеобщему.

Историко-типологический метод – выявление того единого, которое было присуще многообразию тех или иных сочетаний индивидуального (единичного) в историческом процессе, формирование исторических типологий.

Историко-системный метод – определение изучаемой исторической реальности как цельной системы, а также раскрытие внутренних механизмов функционирования исторических общественных систем, исходя из единства в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего.

Нарративный (описательный) метод – систематизация и анализ нарратива – повествовательных исторических источников и произведений (летописей, хроников, исторических повестей и др.); они передают исторические события в том виде, как они преломились в сознании их авторов, – в них исторические события нередко искажены, но, в то же время, они дают связный рассказ об исторических событиях.

Дискрептивные (отдельный, раздельный) методы – описание отдельных исторических явлений, объектов, исходя из представления о существовании самозамкнутых единиц, на которые распадается исторический процесс.

Исторический эксперимент – проверка исторических фактов на практике путём создания идентичной им ситуации.

Этапы развития истории

Интерес к прошлому пробудился у человека в глубокой древности, но представления о нем первоначально развивались в рамках мифологического сознания. В мифах и (позднее) эпосе в особой мифопоэтической форме осмысливались создание вселенной (космогония), происхождение богов (теогония) и людей, возникновение племён и государств, устроение общественной жизни и т. п. Отдельные элементы историописания уже можно обнаружить во II тыс. до н. э. на Древнем Востоке: в надписях, прославлявших деяния египетских фараонов, анналах ассирийских царей, позднее – в сюжетах Ветхого Завета (древнейшей части Библии).

Однако история как наука родилась в VI-V вв. до н. э. в наиболее развитых греческих городах на западном побережье Малой Азии (Ионии).

В эпоху Древнего мира вершиной исторической мысли стали труды греческих и римских историков. Их непосредственными предшественниками были логографы (греческое «слово, рассказ») – первые древнегреческие прозаики. В свои сочинения наряду со сведениями но географии, этнографии и мифологии они уже вводили описания реальных событий. Самым известным из логографов был Гекатей Милетский (VI-V кн. до н. э.). Труды логографов сохранились лишь в отрывках.

Первым историком – «отцом истории» – считается Геродот (480-425 гг. до н. э.), автор «Истории» в девяти частях (книгах), повествующей о греко-персидских войнах. Почти половина его труда посвящена описанию стран и народов, причастных к этим событиям. Собирая материал, автор объездил значительную чисть известного грекам мира (побывал в Египте, Месопотамии, Причерноморье). В своём изложении событий он старался следовать фактам и давать им объективное объяснение.

Многие считают первым подлинно историческим сочинением «Историю» Пелопоннесской войны Фукидида (451-396 гг. до н. э.). В ней впервые был поставлен вопрос о методе исторического исследования и сделана первая попытка ответить на него.

Знаменитый древнегреческий историк Полибий (200-120 гг. до н. э.) написал первую «Всеобщую историю» , которая охватывала события во всём известном ему мире – Средиземноморье. Её главная тема — завоевание Римом мирового господства, основной принцип – стремление к исторической правде. Великий римский историк Корнелий Тацит (55-120 гг.) в своих «Истории» и «Анналах» создал захватывающую по драматизму историю Римской империи, первым обратив внимание на роль личности в истории.

История делала первые шаги и на Древнем Востоке. В III в. до н. э. египтянин Манефон и вавилонянин Бёрос изложили истории своих стран. От обеих историй, написанных по-гречески по заказу эллинистических царей, сохранились лишь небольшие отрывки.

«Китайским Геродотом» часто называют придворного летописца Сыма Цяня (145-90 гг. до н. э.), автора прославленных «Исторических записок». Построенные как жизнеописания выдающихся деятелей, они освещают историю Китая с мифических времен до времени жизни автора.

В эпоху Средневековья на Западе господствовала иная, чем в античности, идея истории, основанная на религиозном миропонимании. Главной задачей истории стало подтверждение Священного Писания, а сама история превратилась в жанр христианской литературы. Основная её идея – провиденциализм (от латинского «провидение»), объясняющий судьбу всего сущего, в том числе ход истории, замыслом Творца.

Основы этого подхода заложил величайший христианский богослов епископ Аврелий Августин (354-430). В его грандиозном труде «О граде Божием» как человечество, так и «священная» всемирная история впервые предстали единым целым. Выдающимся историком раннего Средневековья был епископ Григорий Турский (VI в.), которого называют «Геродотом варварского мира». Его «История франков» в десяти книгах также представлена автором как часть всемирной библейской истории от «Сотворения мира».

Читайте также:  Росстат выдал окончательные данные по инфляции 2020

В эпоху Средневековья развитие исторической науки продолжалось и на Востоке. Сыма Гуан (1019-1086) создал огромный труд «Всепроникающее зерцало, управлению помогающее» – сводную историю Китая. Выдающимися арабскими историками были Табарий (ок. 839 – 923), автор истории стран Ближнего Востока («История пророков и царей»), и Якубий (? – 897), в сочинениях которого приведены сведения по истории Ассирии, Египта, Вавилонии, Арабского халифата, ислама. Позднее прославилась всемирная история («Книга поучительных примеров. ») величайшего арабского мыслителя Ибн Халдуна (1332-1406) – одного из первых теоретиков истории цивилизации.

Эпоха Возрождения утвердила антропоцентрическую концепцию мира и истории. Главное в ней – интерес к личности, народу, стремление отде­лить собственно историю от религии. Блестящий пример этого – трактат мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли (1469-1527) «Государь». Идея автора – делами мира управляют «естественные закономерности» времени и истории, которые человек может познать и использовать.

Достижением эпохи Нового времени был историзм – подход к истории как к прогрессивно развивающемуся процессу. С этой позиции просветителями XVII-XVIII вв. были написаны лучшие образцы «философской истории», например: «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе (1743-1794), «Опыт о нравах» Вольтера (1694-1778), «Письма об изучении истории» Болингброка (1678-1751) и др.

Однако историзму Просвещения была присуща двойственность, совмеще­ние рационализма и идеализма в понимании истории. Один из основоположников историзма итальянский историк Джамбаттиста Вико (1668-1744) и труде «Основания новой науки об общей природе наций» утверждал, что история имеет одновременно провиденциальный и объективный характер. Великий немецкий философ и историк Иоганн Гердер (1744-1803) в «Идеях к философии истории человечества», основываясь на идее исторического прогресса, считал, что последний предопределен Творцом, тождественным природе.

В России на Новое время приходится создание первых обобщающих трудов по отечественной истории. В XVIII в. вышли пятитомная «История Российская с древнейших времен» историка и государственного деятеля В. Н. Татищева (1686-1750) и сочинение с тем же названием, но в семи томах историка и публициста князя М. М. Щербатова (1733-1790). Событием в жизни России первой половины XIX в. стало издание в 12 томах «Истории государства Российского» известного писателя и государственного деятеля Н. М. Карамзина (1766-1826). Во второй половине XIX в. фундаментальную «Историю России с древнейших времен» в 29 томах написал С. М. Соловьёв (1820-1879).

Огромное значение для развития исторической науки имело формирование в XIX в. исторического материализма как метода исторического познания. Его последовательное воплощение связано с именами К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) и марксизмом.

В Новейшее время появились новые исторические дисциплины (история Древнего Востока и археология первобытности), которые значительно расширили пространство и время истории. Сложился ряд новых концепций исторического развития: «цивилизационная» А. Тойнби (1889-1975), «осевого времени» К. Ясперса (1883-1969), «индустриального общества» У. Ростоу, «постиндустриального общества» О. Тоффлера, К. Кларка и др.

Широкое распространение получили «цивилизационные» концепции. Само понятие «цивилизация» (от латинского «государственный, городской, гражданский») ввели ещё французские просветители в XVIII в. как обозначение организованного человеческого общества. В начале XIX в., с утверждением линейно-поступательной концепции истории, термин «цивилизация» стал обозначать определённую стадию в развитии общества. Поскольку выяснилось, что «цивилизованные общества» отличались друг от друга, появилось также понятие «локальные цивилизации».

В XX в. один из самых оригинальных вариантов «цивилизационных» концепций предстает в двенадцатитомном труде «Постижение истории» Тойнби. Автор выделил и классифицировал типы «локальных цивилизаций». Каждая из них, на взгляд автора, являла собой замкнутый организм, проходивший одинаковые стадии развития (зарождение, рост, надлом и распад). «Локальные цивилизации» (от 18 до 36) он и считал единицами всемирной истории.

КОНЦЕПЦИИ ТОЛКОВАНИЯ ИСТОРИИ

Религиозное-историческое истолкование

Религиозная парадигма – трактование истории как процесса, который приобретает смысл лишь при рассмотрении его в контексте вечности и осуществления Божественного замысла и Божественного провидения.

Главной чертой религиозных концепций исторического процесса являются дуализм (двойственность) и провиденциализм.

Провиденциализм (от лат. «providentia» – «провидение») – религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана «спасения» человека. Провиденциализм присущ всем мировым религиям.

Идея всемирной истории, совершающейся под воздействием универсальных закономерностей, общих для всех народов, включающихся в историческую жизнь. Тот факт, что различные народы живут в разном историческом времени, объяснялся различием сроков принятия христианства, в связи с чем была выделена магистральная линия истории, на которой находятся христианские народы, и тупиковые её линии, пролегающие по языческой периферии христианского мира.

Источник



Источники и методы изучения истории

Когда в глубокой древности эллинский писатель по имени Геродот начал сочинять свою знаменитую книгу о кровопролитных греческих войнах, в которой описывал обычаи и традиции окружающих его стран и их обитателей, даже в самых смелых своих мечтах он не мог представить, что потомки дадут ему громкое имя отца великой и невероятно интересной науки — истории. Как одна из самых древних и известных дисциплин, она имеет собственный предмет, методы, источники изучения истории.

Какая дисциплина называется историей

Что же такое история? Это увлекательная наука, занимающаяся изучением прошлого как отдельной взятой особы, так и всего человеческого общества. Исследуя разнообразные доступные ей источники, данная дисциплина пытается установить реальную последовательность тех или иных произошедших в далеком или же ближайшем прошлом событий, а также разносторонне изучать причины их появления и последствия.

Возникнув, как и многие другие науки, в Древней Греции, изначально история изучала жизнь выдающихся личностей, а также венценосных семейств, правителей и войн. Однако со временем предмет и метод изучения истории изменились и расширились. Точнее сказать, с годами история стала заниматься изучением прошлого не только отдельных отличившихся чем-либо людей, но и целых народов, различных наук, зданий, религий и многого другого.

Основные методы изучения истории как науки

Метод исследования истории – это способ изучения исторических процессов посредством разнопланового анализа фактов, а также приобретения новой информации на основе этих самых фактов.

Существуют две огромные категории, на которые делятся методы изучения истории. Это конкретные методы, а также общие методы для большинства гуманитарных наук.

Конкретные методы изучения истории

К данной категории методологии истории относятся три вида:

  1. Общенаучные методы.
  2. Частнонаучные методы.
  3. Методы, позаимствованные из иных наук.

Общенаучные методы бывают таких видов:

  • Теоретические, к которым относятся знаменитая дедукция, индукция, синтез и анализ, строение гипотез, моделирование, обобщение, инверсия, абстрагирование, аналогия и системно-структурный подход.
  • Практические методы изучения истории: эксперимент, наблюдение, измерение, сравнение, описание. Часто этот вид методов еще называют эмпирическим.
Читайте также:  Климатические пояса евразии таблица климатический пояс географическое положение

Частнонаучные исторические методы изучения истории:

  • Хронологический метод – исторические данные излагаются в их хронологической последовательности, от прошлого к современности.
  • Ретроспективный метод – исследование исторических фактов с помощью постепенного проникания в минувшее, чтобы обнаружить причины случившегося события.
  • Конкретно-исторический метод – фиксирование всех событий и фактов.
  • Сравнительно–исторический – событие исследуется в контексте аналогичных происшествий, имевших место ранее или позднее. Такой метод исследования дает возможность глубже изучить то или иное событие под разными углами.
  • Историко-генетический — исследование появления и развития определенного события.
  • Историко-типологический — классификация событий или объектов по их типу, признаку.

Кроме вышеперечисленных, довольно часто ученые используют для исследования истории иные методы, позаимствованные из иных родственных и не очень наук, например из статистики, психологии, социологии, антропологии, археологии и прочих.

Общие методы исследования и изучения истории

Для большинства гуманитарных дисциплин и истории в частности общие методы — это:

  1. Логический метод — рассматривает исследуемые явления на пике их развития, так как в этот период их форма становится наиболее зрелой, и это дает ключи к осмыслению предшествующих стадий исторического развития.
  2. Исторический метод – с его помощью процессы и определенные исторические явления воспроизводятся в хронологическом развитии с учетом уникальных особенностей, закономерностей и деталей. Наблюдая за ними, можно отслеживать определенные закономерности.

Исторические источники

Занимаясь исследованием истории, ученым приходится работать с предметами или явлениями, которых они чаще всего не могут увидеть собственными глазами, так как они имели место много лет, столетий или даже тысячелетий назад.

Между исследованием историков и реально произошедшим в прошлом фактом находится промежуточное связующее звено – это исторический источник. Исследованиями и классификацией источников изучения истории занимается наука источниковедение.

Виды исторических источников

Существуют различные виды классификаций исторических источников. Самой популярной является классификация по видам. Согласно ей выделяют 7 групп источников:

  1. Устные (народные сказания, песни, обряды).
  2. Письменные (летописи, книги, дневники, газеты, журналы и другие).
  3. Вещественные (остатки предметов оружия на поле боя, древние захоронения, сохранившееся предметы одежды, быта и так далее).
  4. Этнографические (материалы, относящиеся к культуре определенного этноса, чаще всего их предоставляет этнография).
  5. Лингвистические (названия городов, рек, местности, продуктов питания, понятий и другое).
  6. Фонодокументы.
  7. Фотокинодокументы.

Последние два вида источников исторических исследований стали доступными историкам сравнительно недавно, но благодаря им проводить исследования стало намного проще. Хотя благодаря достижениям современной техники подделывать фотографии, видеозаписи и аудиозаписи стало очень просто, так что историкам недалекого будущего будет сложно пользоваться этими историческими источниками.

Наука история, как и сама история человечества, взаимодействует с целым комплексом других дисциплин, часто используя их в качестве источников информации, а также пользуясь их методами, принципами и достижениями. В свою очередь, история тоже помогает другим дисциплинам. Поэтому существует целый ряд исторических наук, концентрирующих свое внимание на предмете той или иной дисциплины. Такие, например, как история философии, политики, культуры, литературы, музыки и многие другие. В связи с этим правильно выбранные методы и источники изучения истории очень важны, ведь именно от их выбора и использования зависит установление фактов объективной реальности, что влияет не только на «детище Геродота», но и на все остальные науки, связанные с ним.

Источник

Методика исторического исследования

МЕТОДИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ — элемент исторического исследования; совокупность методов, используемых в конкретном исследовательском проекте для достижения поставленной цели и решения научной проблемы. Методика исторического исследования всегда уникальна, так как разрабатывается исследователем с учетом изучаемого объекта и предмета, используемых исторических источников и авторской модели познания.

Структура методики исторического исследования состоит из используемых историком всеобщих, общих и частно-научных методов и характеризуется иерархичностью. Всеобщий метод раскрывает ведущий принцип познавательной деятельности (диалектический, метафизический). Общие методы позволяют накапливать, систематизировать и анализировать необходимый материал, а также придать полученным научным результатам — знаниям и фактам — логически непротиворечивую форму. Частно-научные методы предназначены для решения научной проблемы исследования.

При разработке методики исторического исследования следует обосновать базовый метод и уточнить дополнительные методы. Цель исследования определяет выбор базового метода исторического исследования, в качестве которого выступает обычно один из основных исторических методов (историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный, историко-динамический). Он формирует основные стратегические и тактические подходы к исследованию, задает его логический план. Принцип базового метода не исключает возможности и необходимости привлечения дополнительных методов для решения задач более низкого уровня, в том числе информационных (методов сбора и регистрации исторических данных, систематизации, моделирования) и содержательных (аналитических). В качестве дополнительных методов могут выступать как основные методы исторического исследования, так и вспомогательные / специальные методы.

При разработке методики исторического исследования очень важно выстроить иерархию используемых подходов и методов. Можно предложить следующую схему описания методики исторического исследования:

• с учетом цели исследования и изучаемой проблемы выделяется базовый метод, который в методологическом плане характеризуется как ведущий принцип исследования или подход (системный, сравнительный, типологический, причинно-следственный);

• в дополнение к базовому методу для решения проблемно-содержательных задач уточняются или привлекаются другие основные методы исследования;

• разрабатывается тактика исследования, которая включает решение информационных задач исследования и выбор соответствующих методов (методы выборки, формализации текстов источников, картографирования, схематизации, количественного анализа и пр.). При этом описание методики исторического исследования предполагает более подробную характеристику вспомогательных и специальных методов. Общепринятые процедуры поиска и логического анализа в детальной презентации не нуждаются, так как являются традиционными.

Методика исторического исследования должна отвечать требованиям эффективности, корректности, результативности. Особое внимание следует уделить характеристике достоверности полученных в ходе исследования результатов.

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 270-271.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М, 1984; БлокМ. Апология истории или ремесло историка. 2-е изд. М, 1986; Бочаров А. В. Основные методы исторического исследования: учеб. пособ. Томск, 2006; Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М, 1987; МазурЛ. Н. Методы исторического исследования: учеб. пособ. Екатеринбург, 2010; Поршнева О. С. Междисциплинарные методы в историко-антропологических исследованиях. Екатеринбург, 2005; Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки/ Пер. с итал. Е. Костюкович. СПб, 2004; Санцевич А.В. Методика исторического исследования. Киев, 1990.

Источник