Меню

Модуль Основы мировых религиозных культур УРОК 29 Свобода долг ответственность труд УРОК 29 Свобода дол

Модуль «Основы мировых религиозных культур» УРОК 29 Свобода, долг, ответственность, труд. УРОК 29 Свобода, долг, ответственность, труд. 1. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемТарас Силичев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Модуль «Основы мировых религиозных культур» УРОК 29 Свобода, долг, ответственность, труд. УРОК 29 Свобода, долг, ответственность, труд. 1.» — Транскрипт:

2 Модуль «Основы мировых религиозных культур» УРОК 29 Свобода, долг, ответственность, труд. УРОК 29 Свобода, долг, ответственность, труд. 1

3 НРАВСТВЕННЫЕ ЗАПОВЕДИ В РЕЛИГИЯХ МИРА Единство всех религий проявляется в единстве нравственных заповедей В заповедях нравственные нормы, которые, по сути, являются нормой существования, законом жития каждого без исключения человека на нашей планете. 2

4 Свобода В ХРИСТИАНСТВЕ, ИСЛАМЕ, ИУДАИЗМЕ УТВЕРЖДАЮТ: ЧЕЛОВЕК ЯВЛЯЕТСЯ СВОБОДНЫМ,САМ ВЫБИРАЕТ ТОТ ИЛИ НОЙ ПУТЬ,НО В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ГОЛОС-СОВЕСТЬ. В ХРИСТИАНСТВЕ СОВЕСТЬ-ЭТО ГОЛОС БОГА. Свобода — в самом общем смысле, наличие возможности выбора. Человек сам решает, поверит он Богу или нет. 3

5 Православие о совести 4 Совесть признается в Православии как внутренний закон, как голос Божий, благодаря которому человек может судить о положительном или отрицательном достоинстве своих поступков. Совесть определяет внутреннее устроение личности и дает человеку способность нравственного суждения в каждом конкретном случае.

6 Ислам о свободе Свобода мысли обеспечивает свободу религии и убеждений, поскольку религия и убеждения являются вопросом совести и на них нельзя влиять силой или принуждением. Аят «Нет принуждения в вере. Уже [давно] истинный путь отличился от ложного» (Коран, 2: 256) указывает на то, что вера и принуждение несовместимы. 5

7 Буддизм о свободе Полная свобода сердца и ума на высочайшем из возможных уровней – цель и объект буддийской жизни и практики. Однажды Будда сказал: «Как у океана один вкус, вкус соли, так и у моего учения один вкус, вкус свободы.» 6

8 Иудаизм о свободе Человек наделен разумом и правом выбора, но и ответственен за свои поступки. Во времена Талмуда раввины- толкователи Библии понимали, что в основе свободы должен лежать закон. 7

9 Федеральный закон Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания 1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. 8

10 РАЗМЫШЛЯЕМ 9 Почему понятие «свобода» разбираем первым? Свободны ли вы? Что влияет на свободу? Приходилось ли вам слышать голос совести? Изменилось ли ваше представление о свободе?

11 Ответственность 10 Возлагаемое или взятое обязательство отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Только люди способны ответственно избирать свой образ жизни. Все религии мира придают большое значение индивидуальной ответственности человека в делах веры. Возлагаемое или взятое обязательство отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Только люди способны ответственно избирать свой образ жизни. Все религии мира придают большое значение индивидуальной ответственности человека в делах веры.

12 Православие об ответственности Писания утверждают, что каждый несет ответственность перед Богом. Мы обретаем свободу, лишь относясь ответственно к осуществлению цели своей жизни. Индивидуальная ответственность начинается с решения следовать истинному пути. Ответственность каждого по отношению к самому себе, которая не может быть переложена на чужие плечи, от которой нельзя освободиться под влиянием обстоятельств или отказаться, уповая на милость Спасителя. Писания утверждают, что каждый несет ответственность перед Богом. Мы обретаем свободу, лишь относясь ответственно к осуществлению цели своей жизни. Индивидуальная ответственность начинается с решения следовать истинному пути. Ответственность каждого по отношению к самому себе, которая не может быть переложена на чужие плечи, от которой нельзя освободиться под влиянием обстоятельств или отказаться, уповая на милость Спасителя. 11

13 Буддизм об ответственности Буддизм считает, что в своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность. Каждая личность это «светильник в самом себе»; каждый стремится спасти самого себя самостоятельно. Возможность делать и говорить всё, что не наносит вреда другим; в случае, если это наносит вред, должны быть веские основания, и вы ответственны. Буддизм считает, что в своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность. Каждая личность это «светильник в самом себе»; каждый стремится спасти самого себя самостоятельно. Возможность делать и говорить всё, что не наносит вреда другим; в случае, если это наносит вред, должны быть веские основания, и вы ответственны. 12

14 Иудаизм об ответственности 13 Ответственность- чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного соблюдения. Что случается с человеком, определяют его собственные поступки, с другой стороны– не исключено, что происходящее – следствие Б жественной воли. Ответственность- чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного соблюдения. Что случается с человеком, определяют его собственные поступки, с другой стороны– не исключено, что происходящее – следствие Б жественной воли.

15 Ислам об ответственности Для мусульманина должно быть предельно очевидным, что ответственность за себя, за свой народ и за эту землю является его прямой обязанностью, за которую он будет нести перед Аллахом ответ. Мусульмане помнят о том, что они должны заботиться о каждом человеке, о каждой мелочи, о каждом деле. Для мусульманина должно быть предельно очевидным, что ответственность за себя, за свой народ и за эту землю является его прямой обязанностью, за которую он будет нести перед Аллахом ответ. Мусульмане помнят о том, что они должны заботиться о каждом человеке, о каждой мелочи, о каждом деле. 14

16 Размышляем Какую ответственность несете вы? Как вы понимаете цитату из учебника: «Власть над всем остальным миром человек сохранил и после грехопадения»? Согласны ли с утверждение: что я несу ответственность за вас? Почему? Какую ответственность несете вы? Как вы понимаете цитату из учебника: «Власть над всем остальным миром человек сохранил и после грехопадения»? Согласны ли с утверждение: что я несу ответственность за вас? Почему? 15

17 Долг 16 Долг-это обязанности человека перед обществом, семьей, к которым он принадлежит. Эти обязанности вырабатываются той конкретной социальной средой, в которой живет и действует человек. Сознание и чувство долга воспитываются семьей, обществом в течение всей жизни. Поступок надлежит совершить в силу взятого на себя обязательства, либо потому, что человек свободно принял в качестве авторитетной для себя нравственную норму (правило, заповедь). Долг-это обязанности человека перед обществом, семьей, к которым он принадлежит. Эти обязанности вырабатываются той конкретной социальной средой, в которой живет и действует человек. Сознание и чувство долга воспитываются семьей, обществом в течение всей жизни. Поступок надлежит совершить в силу взятого на себя обязательства, либо потому, что человек свободно принял в качестве авторитетной для себя нравственную норму (правило, заповедь).

18 Иудаизм о долге 17 Вместе с Торой еврейский народ принял особый долг на все времена: быть свидетелями Предвечного, служить примером как народ священников и только так быть светом народов. Для потомков это порождает долг – свидетельствовать о Боге, быть перед Ним в ответе и следовать по Его Пути.

19 Ислам о долге Долг мусульман воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной пищи, напитков или вредных привычек. «Учение — предписанный долг каждого мусульманина и каждой мусульманки» Долг мусульман воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, приверженцам ислама следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной пищи, напитков или вредных привычек. «Учение — предписанный долг каждого мусульманина и каждой мусульманки» 18

20 Христианство о долге Христианство сохраняет этику долга. Чувство долга – это голос внутреннего закона, который говорит, что нужно делать, или наоборот, что делать человеку нельзя. Это голос Самого Бога, призывающий к исполнению заповедей. Люби страну свою, потому что таков долг праведного. Долг человека перед Богом, Родиной, семьей, работой, обществом. Христианство сохраняет этику долга. Чувство долга – это голос внутреннего закона, который говорит, что нужно делать, или наоборот, что делать человеку нельзя. Это голос Самого Бога, призывающий к исполнению заповедей. Люби страну свою, потому что таков долг праведного. Долг человека перед Богом, Родиной, семьей, работой, обществом. 19

Читайте также:  Таблица понятий античной философии

21 Буддизм о долге Человек должен исполнять свою Дхарму (Закон, Долг), которая в жизни связывается с нравственными представлениями. Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине. Долг сохранять чистоту семейных взаимоотношений и обязательно заботиться о жене, детях, родителях. Долг по отношению к себе, в частности ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике. Человек должен исполнять свою Дхарму (Закон, Долг), которая в жизни связывается с нравственными представлениями. Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине. Долг сохранять чистоту семейных взаимоотношений и обязательно заботиться о жене, детях, родителях. Долг по отношению к себе, в частности ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике. 20

22 Размышляем Что общего в понятии «долга» во всех религиях? Какое из высказываний вам труднее понять? Можно ли понятия «долг» и «ответственность» применить к учебе? Почему? Что общего в понятии «долга» во всех религиях? Какое из высказываний вам труднее понять? Можно ли понятия «долг» и «ответственность» применить к учебе? Почему? 21

23 Труд Труд целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей человека и общества. Труд направлен на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт. Труд целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей человека и общества. Труд направлен на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт. 22

24 Т Труд -основной долг христианина Христианство не разделяет работу на «черную» и «белую». Труд должен быть добросовестным, честным, полезным. Ибо трудящийся достоин награды за труды свои (Лук.10:7). Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес.3:10). Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера (Пс.103:23). Трудящийся достоин пропитания (Матф.10:10). Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов (2Тим.2,6). Христианство не разделяет работу на «черную» и «белую». Труд должен быть добросовестным, честным, полезным. Ибо трудящийся достоин награды за труды свои (Лук.10:7). Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Фес.3:10). Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера (Пс.103:23). Трудящийся достоин пропитания (Матф.10:10). Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов (2Тим.2,6). 23

25 Труд является весьма важной частью исламской практики мусульманина. Поскольку ведение земных дел на самых справедливых началах есть религиозная обязанность. В Коране однозначно заявлено, что Всевышний поможет только тем, кто трудится искренне и усердно: А тех, которые усердствовали за Нас, — Мы поведем их по Нашим путям.» Запрещено усердие лишь в запретных видах деятельности: производство и продажа алкоголя, наркотиков и свинины. Ислам отвергает безделье, запрещает аскетизм и порицает нищенствование. Поскольку ведение земных дел на самых справедливых началах есть религиозная обязанность. В Коране однозначно заявлено, что Всевышний поможет только тем, кто трудится искренне и усердно: А тех, которые усердствовали за Нас, — Мы поведем их по Нашим путям.» Запрещено усердие лишь в запретных видах деятельности: производство и продажа алкоголя, наркотиков и свинины. Ислам отвергает безделье, запрещает аскетизм и порицает нищенствование. 24

26 Будда считал труд важной стороной жизни. Будда указывал, что способы добывать средства к существованию честные, но если в их основе лежит мошенничество или алчность, они перестают быть таковыми. Любая работа, выполняемая в соответствии с буддийской моралью, является правильным средством к существованию. А еще лучше, если Ваша работа приносит пользу. Мирянам положено трудиться ровно столько,чтобы обеспечить себе жизненный минимум. Запрещен труд монахам. Они обязаны жить только подаяниями. Буддизм делает идеалом человека монаха, живущего за счет чужого труда. Будда указывал, что способы добывать средства к существованию честные, но если в их основе лежит мошенничество или алчность, они перестают быть таковыми. Любая работа, выполняемая в соответствии с буддийской моралью, является правильным средством к существованию. А еще лучше, если Ваша работа приносит пользу. Мирянам положено трудиться ровно столько,чтобы обеспечить себе жизненный минимум. Запрещен труд монахам. Они обязаны жить только подаяниями. Буддизм делает идеалом человека монаха, живущего за счет чужого труда. 25

27 Иудаизм учит почитать труд. Мишна -часть Устного закона, однозначно повелевает нам любить труд. «Даже тому, у кого есть независимый источник дохода, лучше трудиться — ибо тогда он будет работать не ради денег, а из любви к труду». Мудрецы Талмуда разъясняли : «Шесть дней трудись и выполняй всякую работу твою.» Иудаизм наказывает всякое праздное,не основанное на труде удовольствие. Мишна -часть Устного закона, однозначно повелевает нам любить труд. «Даже тому, у кого есть независимый источник дохода, лучше трудиться — ибо тогда он будет работать не ради денег, а из любви к труду». Мудрецы Талмуда разъясняли : «Шесть дней трудись и выполняй всякую работу твою.» Иудаизм наказывает всякое праздное,не основанное на труде удовольствие. 26

28 Размышляем 1.Отношение какой религии к труду вас удивило ? 2.Какое высказывание вас поразило? 3.Чем запомнился вам урок? 4.О чем вы расскажите родителям? 5.Какое домашнее задание по этому уроку вы бы выполнили? 1.Отношение какой религии к труду вас удивило ? 2.Какое высказывание вас поразило? 3.Чем запомнился вам урок? 4.О чем вы расскажите родителям? 5.Какое домашнее задание по этому уроку вы бы выполнили? 27

Источник

Конспект урока по ОРКСЭ на тему Долг, свобода, ответственность, труд.

Христианство Ислам Иудаизм Буддизм
Долг У каждого человека есть свой долг – круг обязанностей, которые необходимо выполнить независимо от своих желаний.
Христианство сохраняет этику долга. Чувство долга — это голос внутреннего закона, который говорит, что нужно делать, или наоборот, что делать нельзя, это голос самого Бога, призывающего к исполнению заповедей.
Люби страну свою, потому что таков долг праведного. Долг человека перед Богом, Родиной, семьей, работой, обществом. Долг воздержания от поступков, способных разрушить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной пищи, наркотиков или вредных привычек.
Учение – предписанный долг каждого мусульманина или мусульманки. Тора: Долг на все времена: быть свидетелем Предвечного, служить примером как народ священников и только так быть светом народов. Для потомков это порождает долг – свидетельствовать о Боге, быть перед Ним в ответе и следовать Его Пути. Человек должен исполнить свою Дхарму (Закон, Долг), которые в жизни связаны с нравственными представлениями. Будда учил отказаться от собственности, равенству всех людей, жизни в общине.
Долг сохранять чистыми семейные взаимоотношения и обязательства, заботиться о жене, детях, родителях.
Долг по отношению к себе, в частности, ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике.
Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.
— Приведите свои примеры. (Ответы детей).
— Родители несут ответственность за детей, а дети – за порученные им дела. Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу.
-Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.
— За что вы уже сейчас можете нести ответственность? (Ответы детей).
— Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.
— Запишем в таблицу.
Христианство Ислам Иудаизм Буддизм
Ответственность Возлагаемое или взятое обязательство отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия.
Только люди способны ответственно избирать свой образ жизни. Все религии мира признают большое значение индивидуальной ответственности человека в делах веры. Также человек должен заботиться о Земле, растениях, животных и других людях.
— А как отличаются понятие «ответственность» в различных религиях? Заполним таблицу.
Христианство Ислам Иудаизм Буддизм
Ответственность Возлагаемое или взятое обязательство отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия.
Только люди способны ответственно избирать свой образ жизни. Все религии мира признают большое значение индивидуальной ответственности человека в делах веры. Также человек должен заботиться о Земле, растениях, животных и других людях.
Писание утверждает, что каждый несет ответственность перед Богом. Мы обретаем свободу лишь относясь ответственно к осуществлению цели своей жизни. Индивидуальная ответственность начинается с решения следовать истинному пути.
Ответственность каждого по отношению к самому себе, которая не может быть переложена на чужие плечи, от которой нельзя освободиться под влиянием обстоятельств или отказаться, уповая на милость Спасителя. Ответственность за себя, за свой народ, за свою землю является прямой обязанностью, за которую он (человек) будет нести перед Аллахом ответ. Мусульмане помнят, что должны заботиться о каждом человеке, о каждой мелочи, о каждом деле. Ответственность – чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного выполнения.
Что случится с человеком, определяют его собственные поступки, с другой стороны – не исключено, что происходящее Божественная воля. В своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность. Каждая личность – это «светильник в самом себе», который стремится спасти самого себя самостоятельно. Можно делать и говорить все, что не наносит вреда другим, в случае, если это наносит вред, должны быть веские основания, и вы – ответственны.
Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

Читайте также:  Местоимения 3 лица единственного числа и их грамматические свойства

— Как вы понимаете смысл высказывания:
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна.» (из Книги Притчей Соломоновых).Ответы детей.
Работа с материалом учебника. Чтение текста учебника.
Как к труду относятся христиане? (Христианство не разделяет работу на «чёрную» и «белую». Оно только требует, чтобы труд был честен и приносил пользу.)
Что о говориться в иудаизме о труде? (Иудаизм учит почитать труд и порицает (неодобрение) всякое праздное удовольствие, праздность.)
— Как рассматривается труд в исламе? (Ислам призывает занимать активную позицию и выполнять своё предназначение: завести семью, родить детей, трудиться.)
— Как к труду относится буддизм? (Буддизм запрещает монахам трудиться, они обязаны жить только подаянием. А мирянам положено трудиться, но так, чтобы обеспечить лишь свой жизненный минимум.)

— Записываем всё это в таблицу.
Христианство Ислам Иудаизм Буддизм
Труд Христианство не разделяет работу на «чёрную» и «белую». Оно только требует, чтобы труд был честен и приносил пользу.
Труд укрепляет волю человека и облагораживает его.
(Для учителя:
«Ибо трудящийся достоин награды за труды свои» (Лук.10:7)
«Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3:10)
«Выходит человек дело свое и на работу свою до вечера» (Пс.103:23)
«Трудящийся достоин пропитания» Матф.10:10)
Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов» (2Тим.2.6.) Ислам призывает занимать активную позицию и выполнять своё предназначение: завести семью, родить детей, трудиться.
Отвергает безделье, запрещает аскетизм, порицает нищенствование. (Для учителя:
В Коране заявлено, что Всевышний поможет только тем, кто трудится искренне и усердно: «А тех, которые усердствуют за Нас, мы пошлем по нашим путям».
Запрещено усердствовать лишь в запрещенных видах деятельности: производстве и продаже алкоголя, наркотиков, свинины.)
Иудаизм учит почитать труд и порицает (не одобряет) всякое праздное удовольствие, праздность (безделье).
(Для учителя:
Мишна – часть Устного Закона – однозначно повелевает любить труд. «Даже тому, кто имеет независимый источник дохода, лучше трудиться — ибо тогда он будет работать не ради денег, а из любви к труду».
Мудрецы Талмуда разъясняли: «Шесть дней трудись и выполняй всякую работу твою».)
Иудаизм наказывает всякое праздное, не основанное на труде удовольствие. Будда считает труд важной стороной жизни.
Любая работа является правильным средством к существованию. А еще лучше, если ваша работа приносит пользу.
Мирянам положено трудиться, но так, чтобы обеспечить лишь свой жизненный минимум. А монахам запрещается трудиться, они обязаны жить только подаянием.
(Для учителя:
Будда указывает, что способы добывать средства к существованию – честные, но, если в их основе лежат мошенничество или алчность, они перестают быть таковыми.)
— Многие пословицы посвящены теме труда. Такие пословицы есть у разных народов. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
57150048260
Чтение и анализ пословиц.
— В русском языке много пословиц о труде. Сейчас мы с ними поработаем в группах.
Работа в группе.
— Соедините карточки, чтобы в вас получилось три пословицы о труде. Объясните смысл получившихся пословиц. (Приложение 2)
1 группа:
Кто не работает, тот не ест.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах
С молитвой в устах, с работой в руках
2 группа:
Что посеешь, то и пожнёшь.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Горька работа, да сладок хлеб
3 группа:
Маленькое дело лучше большого безделья
Сей, рассевай, да на небо взирай
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
4 группа:
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Лучше день подумать,
чем целую неделю трудиться впустую
Будешь упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.
Работа в группах, с последующим анализом и обсуждением смысла пословиц.
III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный).
-Давайте еще раз посмотрим на таблицу, которая у нас получилась, и постараемся ответить на следующие вопросы.
— Легко ли быть свободным? (Ответы детей)
— Почему нужно поступать ответственно? (Ответы детей)
— Какую строчку выбрали бы вы, говоря о своей ответственности и почему?
1. Я отвечаю за всё.2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)3. За все мои поступки отвечают родители.
— Как вы думаете, у всех ли людей есть долг? А у вас какой долг? (Ответы детей)
— Что мы можем сказать о человеке на земле, используя понятия, рассмотренные сегодня на уроке? (Человек внутренне свободен, но у него есть обязанности, ответственность и долг. Труд – основной долг.)
— Что самое интересное вам запомнилось из материалов урока? О чем вы расскажете родителям?
Задание на дом: Предлагается детям выбрать и выполнить одно из заданий:
Вспомнить произведения детской литературы, где говорится об ответственности, и подготовить аннотацию (краткий пересказ).
Подобрать три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объяснить значение этих пословиц.
Приложение № 1. Таблица «Долг, свобода, ответственность и труд в мировых религиях»
Христианство Ислам Иудаизм Буддизм
Свобода
Долг
Ответственность
Труд
Приложение № 2. Пословицы о труде.
Кто не работает, тот не ест.
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
С молитвой в устах, с работой в руках.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Горька работа, да сладок хлеб.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Сей, рассевай, да на небо взирай.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да.
Лучше день подумать,
чем целую неделю трудиться впустую
Будешь упорно трудиться — будет хлеб в закромах водиться.

Источник



Урок по теме «Долг, свобода, ответственность, труд».

date image2020-05-12
views image203

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

— Вы узнаете о важных и очень непростых понятиях, таких, как свобода, долг, ответственность, труд; узнаете, как эти понятия понимаются в разных религиях. Для начала обсудите с родителями, как вы понимаете смысл этих слов (долг, свобода, ответственность, труд).

А теперь прочитайте учебник на странице 106-108.

(Работа по учебнику, чтение текста)

— Ребята, вы прочитали текст. Ответьте теперь, пожалуйста, на некоторые вопросы(устно). Ответы на них вы можете найти в тексте.

О каких религиях написано в тексте учебника?

Как христианство определяет свободу? А иудаизм? А ислам? Как вы думаете, почему свобода определяется в данных религиях схоже?

Как вы думаете, можно ли утверждать, что совесть «руководит» ответственностью человека?

Как относятся к труду в разных религиях?

Таблица в тетрадь.

Домашнее задание: Тест по теме «Долг, свобода, ответственность, учение и труд

в мировых религиях»

Выбери правильный ответ.

В тетради записать номер вопроса и рядом букву с правильным ответом (н-р 1-А)

Читайте также:  Плотность керосина от чего зависит показатель и на что он влияет

1.Как рассматривается свобода в мировых религиях?

А) Христианство, ислам, иудаизм утверждают: человек не является

свободным, не выбирает тот или иной путь.

Б) Ислам, иудаизм утверждают: человек является свободным, сам выбирает

тот или иной путь. Но в душе у человека есть голос (совесть) важно его

В)Христианство, ислам, иудаизм утверждают: человек является свободным,

сам выбирает тот или иной путь. Но в душе у человека есть голос (совесть)

важно его слышать.

2. Как рассматривается долг в мировых религиях?

А)Долг проявляется во всех религиях. У каждого человека есть свой долг –

круг обязанностей, которые необходимо выполнить независимо от своих

Б) Долг проявляется только в христианстве. У каждого человека есть свой

долг – круг обязанностей, которые необходимо выполнить независимо от

В) Долг проявляется во всех религиях. У каждого человека есть свой долг –

круг обязанностей, которые необязательно выполнять.

3. Как рассматривается ответственность в мировых религиях?

А) Ответственность проявляется во всех религиях. Человек должен

заботиться только о себе.

Б) Ответственность проявляется во всех религиях. Человек должен

заботиться о Земле, растениях и животных.

В) Ответственность проявляется в исламе. Человек должен заботиться о

близких людях и животных.

4. Как рассматривается труд в мировых религиях?

А) Труд – основной долг верующего.

Христианство не разделяет работу на «чёрную» и «белую». Оно только

требует, чтобы труд был честен и приносил пользу. Иудаизмучит почитать

труд и порицает (неодобрение) всякое праздное удовольствие, праздность.

Буддизмзапрещает монахам трудиться, они обязаны жить только подаянием.

А мирянам положено трудиться, но так, чтобы обеспечить лишь свой

Б) Труд – основной долг верующего.

Христианство не разделяет работу на «чёрную» и «белую». Оно только

требует, чтобы труд был честен и приносил пользу. Ислампризывает

занимать активную позицию и выполнять своё предназначение: завести

семью, родить детей, трудиться. Иудаизмучит почитать труд и порицает

(неодобрение) всякое праздное удовольствие, праздность. Буддизмзапрещает

монахам трудиться, они обязаны жить только подаянием. А мирянам

положено трудиться, но так, чтобы обеспечить лишь свой жизненный

В) Труд – не является основным долгом верующего.

Христианство не разделяет работу на «чёрную» и «белую». Оно только

требует, чтобы труд был честен и приносил пользу. Ислампризывает

занимать активную позицию и выполнять своё предназначение: завести

семью, родить детей, трудиться. Иудаизмучит почитать труд и порицает

(неодобрение) всякое праздное удовольствие, праздность.

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 10. Свобода и ответственность

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Свобода и ответственность в деятельности человека
  2. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
  3. Свобода как осознанная необходимость.

Глоссарий по теме

Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки.

Необходимость — то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Ключевые слова

Свобода, ответственность, абсолютная свобода.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5- 35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63 – 70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Можно ли быть свободным от общества, живя в нём?

Одна из самых важных ценностей современного мира — свобода личности. Понятие свободы в современном понимании появилось в эпоху Ренессанса. Тогда человека провозгласили мерой всех вещей, а свободу личности неотъемлемым правом.

Эпоха Реформации сузила понятие свободы до права выбора дороги к Богу.

В XIX веке материалистическое понимание мира привело к восприятию свободы как права на свободную экономическую деятельность, передвижения и выбора образа жизни. Век Прогресса привел к сомнению в необходимости в духовной свободе. Английского философ Гоббс говорил, что люди ищут обеспеченности, а не свободы. Его слова стали основой программы наступающей материалистической цивилизации. Так что же такое свобода и есть ли в ней необходимость?

Осмысливая свободу, философы отводят ей центральное место в своих исканиях, но подходят к этой категории по-разному.

Люди, стремясь к свободе, понимают, что абсолютной свободы не может быть. Например, желание человека включить громкую музыку ночью нарушает право и свободу других людей получить полноценный сон и отдых. Или курящий рядом человек лишает другого возможности дышать свежим воздухом.

Французский философ Жан Буридан рассказал об осле, которого поставили между двумя равноудаленными друг от друга стогами сена. Обладая абсолютной свободой, не решив какую съесть, осел умер от голода.

Это говорит о том, что абсолютно свободным человек быть не может. Главный ограничитель свободы — свобода других людей.

Немецкий философ Г. Гегель сказал, что свобода есть осознанная необходимость . Этими словами философ хотел сказать, что все в мире подчинено необходимости. Если человек осознает ее, то он становится свободным в принятии решения. В этом выражается свобода воли личности.

Какова же природа необходимости?

Часть философов говорят о Божьем промысле.

Так религиозный реформатор Мартин Лютер говорил об абсолютном предопределении, что люди ничего не совершают по своей воле. А только по предопределению божьему. В данном понимании свобода полностью отсутствует. Существует другой, отличный от этого, религиозный взгляд на предопределение, что Вселенная задумана богом так, что самое ценное в ней – это свобода выбора между злом и добром.

Ряд философов считают, что необходимость – это объективные законы природы и общества, независящие от сознания человека.

Например, в сейсмоопасных зонах люди подвергаются опасности, чтобы уменьшить риск они должны строить сейсмоустойчивые здания. Об этом писал Ф. Энгельс, немецкий философ, что свобода не в независимости от законов природы, а в том, как их заставить работать в целях человека.

Сегодня человек находится в постоянном стрессе. Существуют разные средства, с помощью которых человек может расслабиться, в том числе алкоголь и наркотики.

Человек делает выбор, зная об опасности расплаты самым дорогим – собственным здоровьем.

Подлинно свободный человек не станет рабом сиюминутных настроений и изберёт здоровый образ жизни. Отклонение поведения человека от принятых социальных норм вызывает реакцию общества. А негативное отклонение влечёт за собой санкции, т.е. наказание. Такое наказание называют ответственностью человека за свои поступки и их последствия. Это вид внешнего воздействия на человека.

Но есть вид ответственности — внутренний регулятор наших действий – т.е. чувство ответственности и долга. Тогда человек поступает сознательно в соответствии с установленными нормами.

Бывает так, что чувство ответственности притупляется. Человек в толпе может повести себя совсем иначе. Это связано с влиянием массовости, чувства безнаказанности и потерей индивидуальности. Формируя свое чувство ответственности, мы защищаем себя от превращения в существо без самосознания.

Итак, рассмотрим внутренние ограничители свободы, которые человек устанавливает сам.

Христианский богослов Климент Александрийский (Тит Флавий), живший во II—III вв. правильно заметил, что ничто, ни похвала, ни порицание, ни просьбы не заставит человека сопротивляться, если его душа сама к этому не стремится и не сопротивляется.

Подлинная свобода в выборе поступка, принципов, действий, которые превращаются в убеждения. Такой человек даже при экстремальных общественных условиях, тоталитарном режиме не изменит своим принципам, веря в их торжество. Свобода означает состояние человека способного действовать на основе выбора.

Какое же общество может обеспечить такой выбор?

Свободное общество. Можно ли считать свободным общество, в котором государство не вмешивается в частную жизнь? В этом ли подлинная свобода? Не только. Дополнением к сказанному является ответственность, справедливость, т. е. ценности, которые должно обеспечить общество. Государство в таком обществе должно выполнять регулирующую роль, обеспечивая благосостояние и свободное развитие граждан.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о свободе личности:

1). Одним из проявлений свободы личности является осознанный выбор в соответствии с принятыми нормами.

2) Политика государства не влияет на свободу выбора человека в обществе.

3). Свобода личности — неотъемлемое право на проявление его внутренней духовной жизни.

4) Понятие «свобода» не является философской категорией.

Правильный вариант/варианты: 1,3.

  1. Восстановите смысловое значение предложения.

При осуществлении своих прав и ______ (А) каждый человек должен подвергаться только таким ____________ (Б), которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение ____ (В) других.

Варианты ответов: взглядов, действий, свобод;

Источник