Меню

Мология все части речи таблица



Части речи

В современном русском языке 12 частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол, причастие, деепричастие, предлог, союз, частица, междометие. Причастие и деепричастие являются особой формой глагола.

Части речи делятся на самостоятельные , служебные , и отдельно выделяют междометия. В русском языке существуют также слова, не относящиеся ни к одной части речи: слова «да» и «нет», модальные слова, звукоподражательные слова . Модальные слова выражают отношение высказывания к реальности: несомненно, правда, факт, безусловно, пожалуй, наверно, может быть, авось, чай, кажется, вероятно и другие. Они обычно выступают в роли вводных слов. Это неизменяемые слова, не связаны с другими словами в предложении, поэтому не являются членами предложения.

Примечание. Многие учёные не рассматривают причастие и деепричастие как отдельные части речи и относят к глагольной группе. По мнению таких учёных, в русском языке насчитывается 10 частей речи. В ряде школьных программ (например, в учебнике Т.А.Ладыженской) выделяют ещё одну часть речи: категория состояния. Используйте материал данной статьи с учётом вашей школьной программы.

Схема частей речи

Самостоятельные части речи делятся на изменяемые (склоняемые или спрягаемые) и неизменяемые. Покажем части речи русского языка на схеме:

Таблица частей речи

Часть речи характеризуют: 1) общее значение, 2) морфологические признаки, 3) синтаксическая роль. Морфологические признаки могут быть постоянные и непостоянные. У неизменяемых самостоятельных частей речи, служебных частей речи, междометий есть только постоянные морфологические признаки. Самостоятельные части речи являются членами предложений, служебные части речи и междометия — не являются. С точки зрения этих характеристик рассмотрим части речи русского языка:

На страницах самостоятельных и служебных частей речи содержатся таблицы с подробным и сравнительным описанием значений, морфологических признаков и синтаксической ролью частей речи. Покажем обобщённую таблицу значений и морфологических признаков всех частей речи русского языка.

Морфологические признаки Синтаксическая роль
Имя существительное — предмет (первичное значение)
Начальная форма — именительный падеж, единственное число.
Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение.
Непостоянные признаки: падеж, число.
Подлежащее, дополнение, несогласованное определение, обстоятельство, приложение, именная часть составного сказуемого.
Имя прилагательное — признак предмета
Начальная форма — именительный падеж, единственное число, мужской род.
Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки: сравнительная и превосходная степень (у качественных), полное или краткое (у качественных), падеж, число, род (в единственном числе).
Определение, именная часть составного сказуемого, сказуемое (в краткой форме).
Имя числительное — количество или порядок предметов при счёте
Начальная форма — именительный падеж.
Постоянные признаки: простое или составное, количественное или порядковое, целое, дробное или собирательное.
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть)
Количественные — любой член предложения. Порядковые — определение, именная часть составного сказуемого.
Местоимение — указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их
Начальная форма — именительный падеж, единственное число.
Постоянные признаки: разряд (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное), лицо (у личных местоимений).
Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство.
Глагол — действие или состояние предмета
Начальная форма — неопределённая форма (инфинитив).
Постоянные признаки: вид, спряжение переходность.
Непостоянные признаки: наклонение, число, время, лицо, род.
Инфинитив — любой член предложения. Личные формы — сказуемое.
Причастие — признак предмета по действию
Начальная форма — именительный падеж, единственное число, мужской род.
Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.
Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (в полной форме), число, род.
Определение.
Краткие страдательные — именная часть составного сказуемого.
Деепричастие — добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
Начальная форма — неопределённая форма глагола.
Постоянные признаки: неизменяемая форма, совершенный и несовершенный вид, переходность*, возвратность*.
* В ряде школьных программ признаки переходности и возвратности не рассматриваются.
Обстоятельство.
Наречие — признак действия предмета или другого признака
Группы по значению: наречия места, времени, образа действия, меры и степени, причины, цели.
Степени сравнения: сравнительная и превосходная (если есть).
Неизменяемость.
Обстоятельство.
Предлог — выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов
Неизменяемость. Производные и непроизводные. Не являются членами предложения.
Союз — связывает однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного
Неизменяемость. Сочинительные и подчинительные. Не являются членами предложения.
Частица — вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования форм слова
Неизменяемость. Формообразующие, отрицательные и модальные. Не являются членами предложения.
Междометие — выражает, но не называет различные чувства и побуждения
Неизменяемость. Производные и непроизводные. Не являются членами предложения.

Материалы для презентации

Материалы по частям речи для подготовки презентации учащимися 5-7 классов. Кликните по нужной картинке — она откроется в отдельной вкладке, нажмите CTRL+S на компьютере или выберите иконку сохранения на мобильном устройстве, чтобы сохранить картинку.
Картинки со схемой: схема частей речи (белый фон), схема частей речи (прозрачный фон)
Картинки с таблицами: части речи , самостоятельные части речи , служебные части речи , междометие

Читайте также:  Создание новой таблицы с помощью Конструктора

21 комментарий Родион Полуянов Фууу
Родион Полуянов Отстой, пацаны
Иван Гусаков Спасибо огромное единственный сайт на котором есть вся инфа
Александра Прокофьева фууууууууууууууууууу
Игрок Игровой Отстой пацаны. Бесполезно.
Павел Крутских 28 апр в 0:57 Севиля Муратова фуууууууууууууууууууууууууууу
Мария Кот круто написано
Ярослав Костин класс 😉 😉 😉 😉 😉 😉 😉 😉
Ванёк Жигальцов очень классная штучка
DELETED

Источник

Части речи (таблицы)
материал по русскому языку (7 класс) на тему

Долженко Ольга Александровна

Удобные в использовании таблицы, содержащие материал обо всех частях речи русского языка

Скачать:

Вложение Размер
samostoyatelnye_chasti_rechi_tablitsa.doc 59 КБ
sluzhebnye_chasti_rechi_tablitsa.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Роль в предложении

Мама купила в магазине батон из зерна.

Москва – столица России.

Обозначает признак предмета.

Чей? Лисий, мамин – обозначает принадлежность предмета

Байкал глубже Балхаша.

Сколько? Пять, шесть книг — обозначает число или количество предметов.

Какой? Пятый – обозначает порядок предметов при счёте.

Семь плюс семь — четырнадцать.

Входят семь богатырей .

Тетрадь стоит пять рублей.

Кто? Что? Указывает на предмет.

Какой? Чей? Указывает на признак предмета.

Сколько? Указывает на количество предметов.

Я приду к тебе во всякое время.

О чём хочешь спросить?

Что делать? Работать.

Что сделать? Сдать.

Обозначает действие предмета.

в наст. и будущ.вр. в изъявит. накл.).

Учиться всегда пригодится.

Идём ловить коня.

Все просили её спеть.

Мечтаю о возможности летать.

Какой? Что делающий? Что (с)делавший? Плачущий ребёнок, написанная работа, открытое окно. Обозначает признак предмета по действию.

Что делая? Улыбаясь.

Что сделав? Посмотрев.

Обозначает добавочное действие при основном.

Я встал, наклонясь немного вперёд.

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Обозначает признак действия – идти вперёд; признак предмета — макароны по-флотски ; признак другого признака – очень тёплый

Прерывисто дул ветер.

Люблю макароны по-флотски.

Обозначает состояние внешней среды – тепло , состояние человека – Мне плохо.

Сказуемое в односост. безлич. предлож.

Предварительный просмотр:

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Выражает зависимость сущ., числит. и местоим. от других слов в словосочетании и предложении

Метались по небу

Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного предложения

  1. Сочинительный или подчинительный.
  2. У сочинит.: соединительный, разделительный или противительный.
  3. Простой или составной.

Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения

  1. Побудительные, эмоциональные, этикетные
  2. Производ. или непроизвод.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Выражает зависимость сущ., числит. и местоим. от других слов в словосочетании и предложении

Метались по небу

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный.

Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного предложения

1. Сочинительный или подчинительный.

2. У сочинит.: соединительный, разделительный или противительный.

3. Простой или составной.

Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов

1. Разряд (формообразующая, отрицательная, смысловая).

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения

1. Побудительные, эмоциональные, этикетные

2. Производ. или непроизвод.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила.

Части речи в таблицах. ОЧЕНЬ УДОБНО!

Из таких таблиц состоит учебное портфолио моих учеников. Очень удобно, если нужно повторить какую-нибудь тему, не рыться в учебнике, а открыть удобную папку.

Обобщающие таблицы по частям речи и таблицы по орфографии.

Таблица «Не с различными частями речи»

Таблица «Не с различными частями речи».

Таблицы-памятки в словарик по темам «Части речи», «Члены предложения»

Таблицы-памятки в словарик по темам «Части речи», «Члены предложения&quot.

Таблица «Части речи в русском языке»

Таблица включает в себя сведения о всех частях речи русского языка.

Обобщающие таблицы по теме «Части речи»

Данные таблицы представляют собой обобщенный материал по частям речи. Вся необходимая информация представлена на двух страницах: на первой странице представлен материал о самостоятельных частях .

Источник

Морфология все части речи таблица

Долженко Ольга Александровна

Удобные в использовании таблицы, содержащие материал обо всех частях речи русского языка

Скачать:

Вложение Размер
samostoyatelnye_chasti_rechi_tablitsa.doc 59 КБ
sluzhebnye_chasti_rechi_tablitsa.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Роль в предложении

Мама купила в магазине батон из зерна.

Москва – столица России.

Обозначает признак предмета.

Чей? Лисий, мамин – обозначает принадлежность предмета

Байкал глубже Балхаша.

Сколько? Пять, шесть книг — обозначает число или количество предметов.

Какой? Пятый – обозначает порядок предметов при счёте.

Семь плюс семь — четырнадцать.

Входят семь богатырей .

Тетрадь стоит пять рублей.

Кто? Что? Указывает на предмет.

Какой? Чей? Указывает на признак предмета.

Сколько? Указывает на количество предметов.

Я приду к тебе во всякое время.

О чём хочешь спросить?

Что делать? Работать.

Что сделать? Сдать.

Обозначает действие предмета.

в наст. и будущ.вр. в изъявит. накл.).

Учиться всегда пригодится.

Идём ловить коня.

Все просили её спеть.

Мечтаю о возможности летать.

Какой? Что делающий? Что (с)делавший? Плачущий ребёнок, написанная работа, открытое окно. Обозначает признак предмета по действию.

Что делая? Улыбаясь.

Что сделав? Посмотрев.

Обозначает добавочное действие при основном.

Я встал, наклонясь немного вперёд.

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? Обозначает признак действия – идти вперёд; признак предмета — макароны по-флотски ; признак другого признака – очень тёплый

Прерывисто дул ветер.

Люблю макароны по-флотски.

Обозначает состояние внешней среды – тепло , состояние человека – Мне плохо.

Сказуемое в односост. безлич. предлож.

Предварительный просмотр:

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Выражает зависимость сущ., числит. и местоим. от других слов в словосочетании и предложении

Метались по небу

Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного предложения

  1. Сочинительный или подчинительный.
  2. У сочинит.: соединительный, разделительный или противительный.
  3. Простой или составной.

Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения

  1. Побудительные, эмоциональные, этикетные
  2. Производ. или непроизвод.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Выражает зависимость сущ., числит. и местоим. от других слов в словосочетании и предложении

Метались по небу

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный.

Связывает однородные члены и простые предложения в составе сложного предложения

1. Сочинительный или подчинительный.

2. У сочинит.: соединительный, разделительный или противительный.

3. Простой или составной.

Вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов

1. Разряд (формообразующая, отрицательная, смысловая).

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства и побуждения

1. Побудительные, эмоциональные, этикетные

2. Производ. или непроизвод.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила.

Части речи в таблицах. ОЧЕНЬ УДОБНО!

Из таких таблиц состоит учебное портфолио моих учеников. Очень удобно, если нужно повторить какую-нибудь тему, не рыться в учебнике, а открыть удобную папку.

Обобщающие таблицы по частям речи и таблицы по орфографии.

Таблица «Не с различными частями речи»

Таблица «Не с различными частями речи».

Таблицы-памятки в словарик по темам «Части речи», «Члены предложения»

Таблицы-памятки в словарик по темам «Части речи», «Члены предложения&quot.

Таблица «Части речи в русском языке»

Таблица включает в себя сведения о всех частях речи русского языка.

Обобщающие таблицы по теме «Части речи»

Данные таблицы представляют собой обобщенный материал по частям речи. Вся необходимая информация представлена на двух страницах: на первой странице представлен материал о самостоятельных частях .

Источник

Части речи русского языка и таблица морфологического разбора

Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками.

В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.

На основании этих признаков в морфологической системе русского языка можно выделить следующие части речи:

Самостоятельные части речи

  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие
  • Предикатив
  • Причастие
  • Деепричастие

Служебные части речи

  • Предлог
  • Союз
  • Частица
  • модальные слова
  • междометия (и звукоподражательные слова)

Частями речи называют группы слов, имеющие:

  1. одно и то же обобщённое лексическое значение;
  2. одно и то же обобщённое грамматическое значение, или одинаковый набор морфологических признаков;
  3. одни и те же синтаксические функции.

В школе ученик должен

1 ) Уметь распознавать части речи

2 ) Анализировать и определять:

Морфологические признаки

  • Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  • Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение. У глаголов: вид, возвратность, переходность, спряжение
  • Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

Синтаксическую роль в предложении.

Части речи в школе изучаются с первого класса. С каждым годом каждая часть речи для ребенка раскрывается все больше и больше, и уже к концу четвертого класса дети могут делать фактически полный морфологический разбор.

Однако, не все так просто и радужно.

Дело в том, что последовательное углубление в материал по каждой части речи имеет один минус. Ребенок не успевает вникать и понимать, а так же видеть полную картину.

В четвертом классе дети знакомятся с новой частью речи — наречие.

В пятом-шестом классах с причастием и деепричастием. Только к окончанию школы у ребенка формируется полная картина.

Часть информации забывается, и ребенок не успевает сделать обобщение и видеть все части речи русского языка целиком.

Дети путают что нужно в какой части речи определять, забывают постоянные и непостоянные признаки, путают виды разборов. Не знают, какие части речи служебные, а какие самостоятельные и чем они отличаются.

И если взрослому человеку кажется, что это возможно, не важно и не мешает жить и писать грамотно, то для учащихся — это критично.

Из-за незнания частей речи и непонимая принципов организации структуры языка, дети ошибаются в контрольных и экзаменах. Имеют низкие оценки.

Многие выпускники к моменту ЕГЭ не знают, чем причастие отличается от деепричастия и не могут правильно ответить на вопросы теста.

Первый — выучить таблицу признаков и использовать ее

Части речи Постоянные признаки Непостоянные признаки
Имя существительное 1)одушевлённое – неодушевлённое

2)полное или краткое (у качественных)

2)количественное или порядковое

2)род (у порядковых)

2) время (в изъявительном наклонении)

3) лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении)

4) род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения)

2)значение: образа действия, места, времени, условия, цели, меры и степени, причины)

Второй — понять принцип и научиться «видеть» части речи целиком

Сегодня мы получаем столько информации в неделю, сколько двести лет назад человек получал за всю свою жизнь.

Потому что запомнить большой поток информации так же, как это делали люди раньше невозможно. Старые методы не работают.

Используйте техники эффективного обучения. Можно «разложить» части речи в интеллект-карту, объединив их и визуализируя признаки.

Используя склонность мозга функционировать в духе гештальта, т. е. целостного восприятия, можно попросту пририсовывать пустые ветви к ключевым словам, и рано или поздно мозг найдет способ заполнить зияющие пустоты.

Ребенок услышит в классе новую информацию про существительное — и она сразу же «запишется» к уже имеющейся, а не просто так где-то «просядет».

Такой подход позволяет добиться главного — понимания и полного запоминания информации для ее дальнейшего использования.

Так как не все из нас учителя русского языка и не каждый умеет составлять интеллект-карты правильно, в это воскресенье мы проведем тренинг, на котором разберем всю морфологию русского языка за один день и запомним ее!

Пройти программу могут как взрослые для повышения своей эрудиции и помощи детям, так и учащиеся старших классов для успешной подготовки и сдачи экзаменов.

Программа будет полезна преподавателям и репетиторам для повышения эффективности своей работы.

Для занятия вам понадобятся листы А4 и фломастеры.

Немного чувства юмора и отличное настроение. Занятие будет носить практический характер.

Записывайтесь на однодневный тренинг, который пройдет 9 апреля в 12:00 «Речьландия. Все части речи русского языка за день»

  • Раз и навсгда запомните части речи, вопросы, основные признаки, определения
  • Запомините деление частей речи на самостоятельные, служебные, особенные
  • Создадите свою персональную карту частей речи (все части речи на одной карте!)
  • Определите «место части речи» на карте
  • Навсегда запоминте признаки частей речи:
  • глагола, прилагательного, существительного, причастия и деепричастия. наречия, союза, частиц, предлога, междометия
  • Сможете эффективным способом показать ребенку как определить признаки частей речи и синтаксическую роль
  • Получите карту примеров частей речи и конечно, вопросов, на которые она отвечает
  • Алгоритм морфологических разборов, который требуют от учащися начальной и средней школы
  • По данному материалу выпускники школы могут освежить свои знания и систематизировать их для подготовки экзаменов и вступительных испытаний
  • Учителя русского языка и литературы, а так же репетиторы получат уникальную технику, благодаря которой все дети класса будут разбираться в частях речи на «отлично»

Сделайте инвестицию в обучение Ваших детей и она уже до конца этого учебного года окупиться хорошими оценками и сокращением времени на уроки

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник