Меню

Мониторинг качества образовательно воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования

Мониторинг качества образовательно-воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.

Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

В МОУ ДОД ЦДТ «Кежемский районный центр детского творчества» Красноярского края разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ.
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.

Программа мониторинговых исследований, проводимых в центре детского творчества в течение учебного года включает:

  1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).
  2. Мониторинг развития качеств личности обучающихся.

Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей педагогам предлагается методика «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе» [1].

Дважды в течение учебного года (ориентировочно в декабре и мае) педагог заносит данные о детях в диагностическую карту (см. Приложение 1).

Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики (см. Приложение 2).

Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана — развернутый вариант, либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант. Изложенные в систематизированном виде, эти показатели помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:
— теоретическая подготовка,
— практическая подготовка,
— основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.

Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоении ребенком программного материала и основных компетентностей – от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.

Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов». Данная графа может быть заполнена самим педагогом в соответствии с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества. Педагог может ставить «промежуточные» баллы (1,5б, 2,5б, 2,8б и т.п.), которые, по его мнению, в наибольшей мере соответствуют той или иной степени выраженности измеряемого качества. Это позволит более четко отразить успешность и характер продвижения ребенка по программе.

В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анализ проектно-исследовательской работы учащегося. Педагог может использовать обозначенные методы диагностики (подчеркнуть в таблице), либо предложить свои, которые применяются им в соответствии со спецификой программы.

В конце таблицы выделена специальная графа «Достижения воспитанников», выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой.

Мониторинг развития качеств личности воспитанников

Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.

В этой связи педагогам дополнительного образования предлагается психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой [5, 6].

В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программ дополнительного образования, реализуемых в Центре детского творчества:

  1. Активность, организаторские способности.
  2. Коммуникативные навыки, коллективизм.
  3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
  4. Нравственность, гуманность.
  5. Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.

Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты (см. Приложение 3). Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике (см. Приложение 4).

Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком. Руководители клубов, секций, студий, мастерских заполняют диагностическую таблицу трижды:
— в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь, октябрь),
— в начале второго полугодия (январь),
— в конце учебного года (апрель, май).

В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.

Методическое сопровождение мониторинговых исследований

Методическое сопровождение мониторинговых исследований осуществляют заместитель директора по научно-методической работе и педагог-психолог.

Заместитель директора по научно-методической работе:

  • организует методическую учебу педагогов по вопросам определения результативности реализации программ дополнительного образования через методические семинары, педагогические советы, консультации;
  • оформляет информационные, отчетные документы и методические рекомендации;
  • осуществляет аналитическую деятельность по результатам мониторинга, на основании которой вносит коррективы, руководит процессом совершенствования и развития программ психолого-педагогической диагностики качества дополнительного образования.
  • консультирует педагогов по вопросам заполнения диагностических карт на разных этапах программы;
  • консультирует педагогов по вопросам воспитательного подхода и коррекции детей, обнаруживающих низкий уровень развития качеств личности, недостаточное усвоение программы, отрицательную динамику; определяет причины выявленных проблем через углубленную диагностику; составляет и реализует индивидуальные программы работы с такими детьми либо всем детским коллективом в целом;
  • осуществляет статистическую обработку диагностических материалов к конце 1-го полугодия, учебного года; обобщает данные по образовательным программам отдельных направленностей и всем образовательным программам, реализуемым в Центре детского творчества;
  • участвует в анализе и корректировке программ психолого-педагогической диагностики, процессе их совершенствования и развития.

Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) по программе позволяет педагогу и специалистам Центра определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.

Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.

Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ Центра состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.

Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год. Так, сравнительные результаты данных мониторинга за 2009-2010 представлены на диаграммах. .

Разработанная в Кежемском ЦДТ система мониторинга качества дополнительного образования позволяет своевременно выявлять проблемные зоны образовательно-воспитательного процесса и учитывать их при дальнейшем планировании, координации деятельности всех субъектов образования, совершенствовании технологии и механизмов мониторинговых исследований.

  1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования: Материалы Интернет-сайта Оренбурского ИПК РО.-20.03.2002.
  3. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие/ Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой и др. – СПБ: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
  4. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
  5. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 1996 г.
  6. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результативности воспитания школьников // Классный руководитель, 2000 — № 6.
Читайте также:  Перемещение одного или нескольких столбцов через функцию Вырезать и Копировать Вставить

Источник

Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе.
методическая разработка на тему

Нехаева Валентина Ивановна

В данной методической статье описаны методики определения эффективности обучения по дополнительной образовательной программе,диагностика образовательно-воспитательного процесса на примере хореографического коллектива «Росток».

Скачать:

Вложение Размер
monitoring_vystuplenie_na_pedsovete.docx 116.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр творчества «Созвездие»

Составитель: педагог дополнительного образования

МОУДОД ЦТ «Созвездие»

Нехаева Валентина Ивановна

Методики определения эффективности обучения по дополнительной образовательной программе:

Методика «Педагогический дневник»

Методика «График моих достижений»

Методика «Карта самооценки»

Методика «Защита рефератов»

Методика «Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе»

Таблица проведения «Мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе»

Индивидуальная карточка учёта результатов обучения

Методика «Мониторинг личностного развития ребёнка в процессе освоения дополнительной образовательной программы»

Таблица проведения «Мониторинга личностного развития ребёнка в процессе освоения дополнительной образовательной программы»

Индивидуальная карточка учёта результатов личностного развития

Мониторинг образовательных результатов

Форма фиксации образовательных результатов

Мониторинг эффективности воспитательных воздействий

Форма фиксации результатов воспитательных воздействий

Мониторинг социально-педагогических результатов

Форма фиксации социально-педагогических результатов

Диагностика образовательно-воспитательного процесса на примере хореографического коллектива «Росток».

Постановка проблемы выявления результативности работы детского творческого объединения на первый взгляд может показаться надуманной, ведь если дополнительное образование — это свободный выбор ребенком вида и профиля деятельности, совместное творчество воспитанника и педагога, взаимная самореализация каждого из них и т.д., то как же можно проверить результаты всего этого? Сказанное абсолютно верно. Но если мы хотим, чтобы дополнительное образование было не просто формой проведения детского досуга, то давайте попробуем взглянуть на него с точки зрения общих требований к педагогической деятельности.

Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. К тому же сегодня все чаще в качестве одного из требований к деятельности учреждений и детских объединений дополнительного образования называется результативность. Все это актуализирует необходимость ее системного выявления в этой образовательной сфере.

Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, помогает детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе и повышает самооценку самого обучающегося. В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности обучающихся достаточно четко определен, в дополнительном образовании детей этот вопрос вызывает реальные затруднения у педагогов.

2. Методики определения эффективности обучения по дополнительной образовательной программе:

Существуют различные методики определения эффективности обучения по дополнительной образовательной программе:

2.1. Методика «Портфолио»

Одной из современных форм оценивания достижений и компетентности, в том числе творческих успехов обучающегося является формирование «портфеля» (Portfolio). Ведение портфолио развивает у обучающихся навыки рефлексивной деятельности (способность анализировать собственную деятельность, совершенствовать ее, проявлять инициативу для достижения успехов). Содержание и способы оформления «портфеля» могут быть самыми разнообразными – от полного собрания всех работ до альбома высших достижений.

2.2.Методика «Педагогический дневник»

Данная форма диагностики может быть использована педагогами, работающими с группами индивидуального обучения (сольное пение, инструментальные классы и т.п.). Педагогический дневник представляет собой документ, в котором педагог путем наблюдения и анализа отдельных характеристик обучающегося (например, уровень творческого развития, развитие интересов), изучает индивидуальную динамику развития данных качеств.

2.3. Методика «График моих достижений»

Данная методика позволяет сделать заключение о динамике процесса становления устойчивого интереса к предметной области в процессе реализации образовательной программы

По окончании учебного года кружковцам предлагается представить на системе координат в виде графика:

-) динамику собственного уровня достижений за время пребывания в детском объединении.

-) оценку изменения уровня интереса к изучению той или иной предметной области на протяжении занятий в дополнительном образовании.

На вертикальной шкале отмечается уровень достижений и интереса, на горизонтальной – временные показатели. Установлены условные показатели уровней достижений и интересов: минимальный – 0, максимальный – 10.

На основании индивидуальных графиков может быть составлен график, отражающий совокупность изучаемых показателей у данной группы детей. Сводный график изменения уровня достижений может сопоставляться с индивидуальными графиками.

2.4. Методика «Карта самооценки обучающимся и оценки педагогом компетентности обучающегося» (для 12-16 лет)

Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности. Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений. Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей

Что мною сделано?

Мои успехи и достижения

Над чем мне надо работать?

Освоил теоретический материал по темам и разделам (могу ответить на вопросы педагога)

Знаю специальные термины, используемые на занятиях

Научился использовать полученные на занятиях знания в практической деятельности

Умею выполнить практические задания (упражнения, задачи, опыты и т.д.), которые дает педагог

Научился самостоятельно выполнять творческие задания

Умею воплощать свои творческие замыслы

Могу научить других тому, чему научился сам на занятиях

Научился сотрудничать с ребятами в решении поставленных задач

Научился получать информацию из разных источников

Мои достижения в результате занятий

Дорогой, друг! Оцени, пожалуйста, по пятибалльной шкале знания и умения, которые ты получил, занимаясь в кружке (коллективе) в этом учебном году, и зачеркни соответствующую цифру (1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая)

Пункты 1, 2, 9 – опыт освоения теоретической информации.

Пункты 3, 4 – опыт практической деятельности.

Пункты 5, 6 – опыт творчества.

Пункты 7, 8 – опыт коммуникации.

Данную карту предлагается заполнить обучающемуся в соответствии с инструкцией. Затем данную карту заполняет педагог в качестве эксперта. Оценка проставляется педагогом в пустых клеточках.

Самооценка обучающегося и оценка педагога суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике.

2.5. Методика «Защита рефератов»

Одной из распространенных методик публичного представления воспитанником полученных результатов является защита рефератов в научно-практической конференции.

Реферат — самостоятельная работа (проект), требующая от воспитанника анализа и обобщения информации, самостоятельно найденной в различных источниках.

Более подробно остановлюсь на вопросе мониторинга результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе, используя различные методики и приёмы, опираясь на опыт работы в хореографическом коллективе «Росток».

2.6. Мониторинг результатов обучения ребенка

по дополнительной образовательной программе

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

  • Учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы;
  • Личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).

Ниже представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы .

Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.

Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе Педагог два раза в год (в начале и в конце учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у ребенка. Кроме этого, в конце карточки педагогу предлагается выделить специальную графу «Предметные достижения обучающегося», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые достижения ребенка в сфере деятельности, изучаемой образовательной программой. Здесь могут быть отмечены результаты участия ребенка в выставках, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку нужно прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддержит его стремление к новым успехам.

2.6.1. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Источник



Таблица мониторинга для дополнительного образования

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Мониторинг развития детей в системе дополнительного образования

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и педагогов-психологов образовательных организаций

Авторы составители: Кривошеева Л. Б., Еремина А. А., Чумакова И. М.

Для мониторинга развития учащихся в системе дополнительного образования предлагается использовать комплекс психолого-педагогических методик, направленных на определение уровня развития личности учащихся.

В состав диагностического комплекса включены методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. Психодиагностические методики имеют чёткое и содержательное указание своей диагностической направленности и по уровню сложности соответствуют возрастным особенностям исследуемых детей.

Рекомендованные психодиагностические методики могут быть использованы педагогами-психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав ребёнка от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для педагогов дополнительного образования предлагается метод структурированного наблюдения за поведением учащихся в процессе учебно-практической деятельности и его оценивание по определённым параметрам в таблице мониторинга. Возможно проведение обследования совместными усилиями психологов и педагогов и занесение обобщенных результатов в таблицу мониторинга. Мониторинг проводится системно: в начале, середине и конце учебного года.

Источник

Методическая разработка «Педагогический мониторинг освоения дополнительной общеразвивающей программы учащимися»

Педагогический мониторинг освоения дополнительной общеразвивающей программы учащимися.

Целью мониторинга является создание системы контроля качества знаний, умений и навыков учащихся

Для выявления результатов обучения по программе выделены

1.Теоретические знания учащихся.

2.Практические умения и навыки учащихся.

3.Общеучебные навыки учащихся.

Для выявления результатов личностного развития учащихся в процессе освоения программы выделены 2 направления.

1.Организационно-волевые качества учащихся.

2.Поведенческо-ориентированные качества учащихся.

Оценка результатов мониторинга производится путем проведения входного, промежуточного и итогового контроля по трехуровневой системе: низкий, средний, высокий уровни.

Оценивание уровня усвоения программы проводится по 10-ти балльной системе.

Низкий уровень усвоения программы: от 1 до 3 баллов.

Средний уровень усвоения программы: от 4 до 7 баллов.

Высокий уровень усвоения программы: от 8 до 10 баллов.

Критерии оценки.

1. Теоретические знания учащихся.

Низкий уровень — учащийся практически не владеет теоретическими знаниями по разделам, не владеет специальной терминалогией, предусмотренными программой.

Средний уровень — имеет небольшой ( примерно 40-50%) объем необходимых знаний.

Высокий уровень — имеет необходимый запас начальных теоретических знаний и знает практически все термины.

2. Практические умения и навыки учащихся.

Низкий уровень — учащийся владеет менее, чем 40-50%, предусмотренных умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с необходимыми инструментами и приспособлениями, не проявляет себя в самостоятельной творческой деятельности.

Средний уровень — работает с инструментами и приспособлениями с помощью педагога, объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%, не активен в самостоятельной творческой деятельности, но выполняет задания на основе образца.

Высокий уровень — использует инструменты и приспособления самостоятельно, не испытывает особых трудностей, владеет практически всеми умениями и навыками, выполняет задания с элементами творчества.

3. Общеучебные умения и навыки учащихся.

Низкий уровень — учащийся испытывает серьезные затруднения при самостоятельном выполнении задания и нуждается в постоянной помощи и контроле педагога, не способен самостоятельно организовать свое рабочее место и убрать его за собой, не аккуратен и не ответственен в работе.

Средний уровень — выполняет самостоятельные задания при частичной помощи педагога, понимает и соблюдает правила техники безопасности, предусмотренные программой, может организовать и убрать свое рабочее место, аккуратен и ответственен в работе.

Высокий уровень — работает самостоятельно и не испытывает затруднений, понимает и соблюдает правила техники безопасности, предусмотренные программой, может организовать и убрать свое рабочее место, аккуратен и ответственен в работе.

4. Организационно волевые качества,

поведенческо — ориентационные качества учащихся.

Низкий уровень — терпения учащегося хватает менее, чем на половина занятия, учащийся не способен побуждать себя к практическим действиям, не способен оценивать себя самостоятельно, избегает участия в коллективных работах, не проявляет инициативу, удовлетворительная дисциплина.

Средний уровень — терпения учащегося хватает более, чем на половину занятия, учащийся иногда не способен побуждать себя к практическим действиям, не способен адекватно оценивать себя самостоятельно (самооценка завышенная или заниженная), участвует в коллективных работах при побуждении извне, хорошая дисциплина.

Высокий уровень — терпения учащегося хватает на все занятие, учащийся способен самостоятельно побуждать себя к практическим действиям, способен оценивать себя самостоятельно адекватно реальным достижениям, активно участвует в коллективных работах, инициативен, отличная дисциплина.

Сроки проведения контрольных занятий.

Входной контроль осуществляется при вступлении в объединение.

Цель контроля определение уровня подготовки учащихся в начале учебного года.

спрогнозировать возможности учащихся для успешного прохождения программы.

Промежуточный контроль проводится в конце первого полугодия (декабрь месяц).

Цель контроля — подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения учащегося по программе.

-оценить уровень полученных знаний, умений, навыков учащимися по программе;

-оценить успешность выбора технологии и методики обучения.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года (май месяц).

Цель контроля — подведение итогов обучения по программе.

— определить уровень теоретической подготовки учащихся;

— выявить степень формирования практических умений и навыков учащихся;

— соотнести прогнозируемый и реальный результат учебно-воспитательного процесса;

— внести необходимые коррективы в содержание и методику обучения по программе.

Результаты контроля заносятся в таблицы (для входного контроля — таблица № 1, для промежуточного контроля — таблица №2, для итогового контроля — таблица №3 ). Затем на основании этих таблиц составляется протокол результативности обучения за 1 и 2 полугодие учебного года (таблица № 4).

Источник

Мониторинг объединения центра дополнительного образования в МАОУ СШ № 154 «Юный любознатель»

Красильникова Татьяна Сергеевна

Педагог дополнительного образования

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 154»

Красноярский край, г. Красноярск

Мониторинг объединения центра дополнительного образования в МАОУ СШ № 154 «Юный любознатель»

Краткое описание. В статье рассматривается разработанный проект мониторинга учебной деятельности объединения «Юный любознатель» в Центре дополнительного образования МАОУ СШ № 154. Разработана программа мониторинга по направлениям: качество дополнительной общеобразовательной программы, качество образовательных результатов (предметных и личностных), качество инфраструктуры и качество удовлетворённости обучающихся. Определены существенные условия и риски реализации проекта.

Основной текст. Современная модернизация содержания системы образования в значительной мере затрагивает систему дополнительного образования детей. Так например, национальный проект «Образование» в федеральном проекте «Успех каждого ребёнка» ставит целью на 2019 – 2024 гг обеспечение для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично-развитой и социально ответственной личности путём увеличения охвата дополнительным образованием до 80% от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования детей.

В своём докладе на августовском педагогическом совете министр образования Красноярского края Маковская С. И. обращала внимание на то, что приоритетом развития дополнительного образования Красноярского края является деятельность по обновлению содержания и технологий образовании.

При этом, важным также становится мониторинг образовательных результатов системы дополнительного образования. Если в общем образовании существуют единые образовательные стандарты, с которыми принято соотносить достигнутый уровень обученности, то в дополнительном образовании педагоги испытывают затруднения в оценивании образовательных результатов.

Для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей обучающихся в интеллектуальном, духовно-нравственном и физическом совершенствовании в МАОУ СШ №154 г. Красноярска был создан Центр дополнительного образования. Данный центр осуществляет свою деятельность в шести направлениях: техническом, социально-педагогическом, художественном, естественно-научном, туристско-краеведческом, физкультурно-спортивном. Представителем естественно-научного направления для учащихся начальной школы является объединение «Юный любознатель».

У понятия «социальный заказ» достаточно много определений, но в данной работе считается более приемлемым определение С. С. Пантюхина, который выделял несколько значений понятия: субъективный смысл означает, что он формируется каким-то субъектом (государством, обществом или самим педагогом) и представляет собой результат интерпритации потребности общества, объективный апеллирует к объективному отражению текущего состояния государства, общества, рынка труда, испытывающего потребности в определенных потребностях.

В данном проекте социальный заказ на мониторинг образовательных результатов объединения «Юный любознатель» формируется на основе недавнего введения данной программы в дополнительное образование школы и представляет собой интерпретацию потребности педагога в качественной реализации образовательной программы и потребности обучающихся в качественном образовании.

Таким образом, в данном проекте можно выделить следующие субъекты:

1. Педагог как источник формирования социального заказа и организатор образовательной деятельности.

2. Обучающиеся начальной школы как участники образовательного процесса и адресаты образовательной деятельности педагога.

Цель проекта – разработка системы мониторинга образовательной деятельности в объединении дополнительного образования «Юный любознатель».

К задачам проекта можно отнести:

Выявление направлений мониторинга образовательной деятельности объединения дополнительного образования.

Разработка методов оценивания образовательной деятельности в рамках выбранных направлений.

Разработка диагностического инструментария в рамках выбранных направлений.

Разработка системы оценивания успешности реализации образовательной деятельности объединения.

Ожидаемые результаты проекта:

В проекте сформированы цель, задачи, социальных заказ, субъекты проекта.

Разработана нормативно-правовая база проекта на разных уровнях образования.

Определенны направления мониторинга качества образовательной деятельности.

Для каждого из направлений подобраны или разработаны КИМы (контрольно-измерительные материалы), включающие показатели и индикаторы качества мониторинга.

Определены существенные условия и риски реализации проекта.

Сделан вывод о разработанной системе мониторинга.

Данный проект опирается на следующие нормативно-правовые документы:

На федеральном и региональном уровне:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. В частности, на статью 93 «Государственный контроль (надзор) в сфере образования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 г. N 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (с изменениями от 21 марта, 25 мая 2019 года).

Концепция региональной системы оценки качества начального общего образования в Красноярском крае от 03.08.2015 г.

Паспорт национального проекта «Обназование» на 2019 – 2020 годы от 24.12. 2018 г.

На муниципальном уровне:

Проект. Положение о мониторинге муниципальных образовательных учреждений г. Красноярска.

Дорожная карта реализации приоритетных направлений развития МСО г. Красноярска на 2019-2020 учебный год (проект для рассмотрения).

На уровне общеобразовательного организации:

Устав МАОУ СШ № 154.

Положение о структурном подразделении Центр дополнительного образования МАОУ СШ №154.

Положение о проведении внутришкольного контроля.

Положение о внутренней системе оценки качества образования МАОУ СШ № 154.

Данный проект предполагает проведение мониторинга педагогом для определения качества своей образовательной деятельности, поэтому анализ документов образовательной организации, регламентирующих правила проведения мониторинга и условия принятия решения о проведения мониторинга, стоить проводить с личной позиции преподавателя.

В положении о внутришкольном контроле в МАОУ СШ № 154 говорится о том, внутришкольный контроль осуществляет директор учреждения или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты. В ходе внутришкольного контроля в системе работы учителя учитывается:

выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ и др.);

способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

умение корректировать свою деятельность;

умение обобщать свой опыт;

умение составлять и реализовывать план своего развития.

Несмотря на то, что в положении о внутренней системе оценки качества МАОУ СШ № 154 говорится о мониторинге основных образовательных программ, там есть такие оценочные мероприятия, которые также можно применить и к дополнительному образованию, например мониторинг сформированности и развития метапредметных образовательных результатов, оценка уровня достижения обучающимися основных предметных и метапредметных результатов, мониторинг индивидуального прогресса обучающихся, мониторинд сформированности у обучающихся личностных УУД и т. д.

Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеобразовательных программ по параметрам:

соответствие тематики программы запросу потребителей;

наличие документов подтверждающих этот запрос;

соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования;

соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии);

наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы обучившимися.

При проведении данного анализа можно сделать вывод о том, что разработка системы мониторинга объединения дополнительного образования «Юный любознатель» возможна, если будет включать требования, которые содержатся в положениях внутреннего самообследования школы.

В связи с описанным выше было принято решение разрабатывать систему мониторинга по следующим направлениям:

качество дополнительной общеобразовательной программы;

качество образовательных результатов (предметные и личностные);

качество удовлетворённости обучающихся.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.

Очень часто в дополнительном образовании образовательная деятельность оценивается по предметным результатам ребёнка: участие в олимпиадах, конкурсах смотрах, получению спортивных разрядов. Такой способ опасен тем, что фиксация предметных результатов искажает диапазон истинных достижений ребёнка, так как его личностные результаты не учитываются.

Кроме того, успешность реализации образовательной деятельности в рамках дополнительного образования, так же зависит и от косвенных признаков, таких как качество дополнительной общеобразовательной программы, инфраструктура, микроклимата в объединении дополнительного образования и удовлетворённости учеников занятиями.

Качество дополнительной общеобразовательной программы. Для проведения мониторинга качества образовательной программы в объединении дополнительного образования «Юный любознатель» была разработана таблица, которая содержит в себе критерии оценки качества соответствующие критериям положения о ВСОКО МАОУ СШ № 154 (таблица 1).

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное число баллов

Соответствие тематики программы запросу потребителя.

Актуальность тематики программы не соответствует запросу потребителя – 0 баллов.

Актуальность тематики программы соответствует запросу потребителя – 1 балл.

Наличие документов подтверждающих этот запрос.

Программа не содержит документов подтверждающих запрос – 0 баллов.

Программа содержит документы подтверждающие запрос – 1 балл.

Соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования.

Содержание программы не соответствует заявленному направлению дополнительного образования – 0 баллов.

Содержание программы соответствует заявленному направлению программы – 1 балл.

Соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям школы.

Структура и содержание программа не соответствуют требованиям школы – 0 баллов.

Структура и содержание программы соответствуют требованиям школы – 1 балл.

Наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых результатов освоения программы обучившимися.

В программе отсутствуют формы и методы оценки результатов освоения программы обучившмися – 0 баллов.

Программа содержит формы и методы оценки результатов обучившимися – 1 балл.

Таблица 1 – мониторинг качества дополнительной общеобразовательной программы.

Графа «Критерии» (критерий — тоже, что мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка качества дополнительной общеобразовательной программы.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней реализации признака качества программы. Как видно из графы, если признак не выражен, то этот критерий оценивается в 0 баллов, если признак имеет место быть, то оценивается в 1 балл.

Графа «Возможное количество баллов» должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества.

В графе «Итого» нужно выставить сумму баллов по признакам. Максимальное количество баллов должно быть не больше 5.

Успешность реализации данного показателя может также выражаться в буквенных и цветовых идексах. Буквенные и цветовые индексы использованы по аналогии с положением о мониторинге МСО Красноярска. Так, баллы, буквенные индексы и цветовая раскраска связанны следующим образом:

индекс «А» присваивается при оценке «отлично» – жёлтый цвет – 5 баллов;

индекс «В» присваивается при оценке «хорошо» – зелёный цвет – 4 балла;

индекс «С» присваивается при оценке «плохо» – голубой цвет – 3 балла.

Данную таблицу педагог заполняет самостоятельно, не ориентируясь на количество обучающихся в объединение. Индексы и цветовая полезны дя наглядности результатов всего мониторинга и для упрощения анализа улучшений в дальнейшем.

Качество образовательных результатов (предметные и личностные). Для проведения мониторинга качества предметных и образовательных результатов были взяты таблицы из методики мониторинга результатов обучения Буйловой Н. Л. и Кленовой Н. В. (таблица 2 и 3). Одна из таблиц, в частности таблица мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе (таблица 2) была немного переделана под условия образовательной деятельности объединения «Юный любознатель». Педагог самостоятельно заполняет таблицу на каждого ребёнка, ориентируясь на личное наблюдение за обучающимися и проверку разработанных им проверочных материалов (тестирование, анкетирование, контрольные задания, наблюдение).

Источник

Adblock
detector