Меню

Муниципальная власть и государственная власть понятие признаки разграничение полномочий и формы взаимодействия

Муниципальная власть и государственная власть: понятие, признаки, разграничение полномочий и формы взаимодействия

В каждой стране существует государственная власть, которая ведет политическую и управленческую деятельность. Она имеет несколько ответвлений для более эффективного управления. Одна из них муниципальная. Власть держит ответ перед гражданами. И вся ее работа должна быть направлена на укрепление страны и на реализацию воли народа. Рассмотрим, в чем заключается деятельность муниципальной власти и государственной власти, какие они имеют полномочия и формы взаимодействия. Приступим!

Государственная власть

Понятие власти существовало всегда. Описать его можно следующими словами: это альтернатива в навязывании обществу или человеку своих правил, несмотря на их желания. Методы могут быть основаны на разных принципах.

Так, для управления государством необходимо все общество настроить на один процесс. Уметь воздействовать на народные массы людей разного уровня. Самым главным составляющим управления является государственная власть. Понятие и признаки рассмотрим чуть позже. А пока изучим терминологию.

Вид управления обществом, основой которого является специальный аппарат силы, принято считать государственной властью. Объект и субъект имеют четкое разделение. Главное назначение государственной власти — это управление обществом, что является неотъемлемой отличительной чертой государства.

Признаки государственной власти

Выделим некоторые из них:

  1. Является постоянной и реализуется специальным государственным аппаратом.
  2. Вид власти официальный и политический.
  3. Не зависит от других властей внутри страны и за ее пределами.
  4. Имеет верховенство в принятии решений.
  5. Имеет права монополиста на территории своего государства.
  6. Формирует бюджет страны и устанавливает процессы налогообложения отдельных объектов и субъектов.
  7. Имеет силу для всех граждан и юридических лиц, которые находятся на территории страны.
  8. Создает законы, правовые документы и нормативные.

Определившись, что такое государственная власть, понятие и признаки, нельзя обойти стороной ее полномочия.

Компетенция

Полномочия государственной власти в отношении муниципальных советов следующие:

  • Согласно Федеральному закону государство наделило муниципальные органы полномочиями, осуществляет контроль за исполнением и за выделенными средствами для их реализации.
  • Государственная власть установила минимальные социальные стандарты.
  • Разработаны и приняты программы для развития муниципальных советов.
  • Муниципальная власть защищена на законодательном уровне.

Структуры

Органы государственной и муниципальной власти состоят из:

  1. Правительства РФ.
  2. Законодательных органов гос. власти.
  3. Судебных органов.
  4. Федерального собрания.

Муниципальные органы власти

  1. Местная администрация.
  2. Представительный орган муниципального образования.
  3. Глава муниципального совета.
  4. Контролирующий орган.
  5. Органы, решающие вопросы местного значения.

Остановимся на строении и значимости местных органов.

Муниципальная власть

Рассмотрим определение муниципальной власти. Этот вид управления обществом и государством и является частью структуры власти в России. Существует Статья 3 Конституции РФ, которая указывает на то, что народ выражает свою власть через местные органы.

Существуют муниципальные советы отдельно от государственных в пределах своих полномочий.

Муниципальная власть – это вид управления, который реализуется народом. Самостоятельно принимаются решения о распоряжении муниципальной собственностью.

Местные и муниципальные объекты это муниципальные образования.

Структура муниципальных органов

Местные органы формируются согласно следующим этапам:

  1. Собирается комиссия, комитет во главе с председателем и заместителем.
  2. Избирается глава.
  3. Создается администрация.
  4. Возникает контрольный комитет и иные подразделения.

Так, например, выбирается председатель сельсовета. Основываясь на принципе волеизъявления народа путем голосования. Структура муниципальных органов определена законом, а состав выбирается путем голосования.

Глава решает вопросы местного значения и отчитывается населению и представительным органам. Ему запрещается быть депутатом Госдумы Региона. Не имеет право заниматься предпринимательской деятельностью и совмещать некоторые должности. Так, председатель сельсовета не может быть депутатом.

Муниципальная власть является частью местного самоуправления.

Направление работы муниципальной власти

В чем заключаются ее функции:

  1. Руководство муниципальной собственностью.
  2. Обеспечивать вклад населения в принятие решений.
  3. Развивать прилегающие территории.
  4. Обеспечивать общественный порядок.

Все права защищены и гарантированы Конституцией РФ.

Муниципальные власти могут принимать решения:

  1. Через проведение референдумов.
  2. Через проведение собраний.
  3. На сходах.
  4. Путем выборов.
  5. При помощи выборных органов местного самоуправления.

Администрация областная является муниципальным органом власти. Все функции, перечисленные ранее, напрямую имеют отношение к ее работе.

Признаки муниципальной власти

Работа органов самоуправления основывается на Конституции РФ.

Аппарат муниципальной власти закреплен законом.

  1. Органы местного самоуправления.
  2. Местная администрация.

Муниципальная власть отличается демократией. Граждане имеет право высказать свое мнение на:

  1. Собраниях.
  2. Конференциях.
  3. Голосованиях.
  4. Публичных выступлениях.

Муниципальные органы независимы в принятии решений в пределах установленных законом полномочий.

Муниципальная власть имеет ограничение, это ее территориальные границы. На этих территориях самоуправление должно вестись, учитывая историю и местные обычаи.

Распространяется на всех субъектах, находящихся на установленной территории.

Полномочия муниципальной власти

Остановимся на том, какие возможности есть у областных администраций. Эти муниципальные органы:

  1. Устанавливают законы местного самоуправления.
  2. Принимают решения по вопросам правового урегулирования, по предмету общего ведения субъектов с Федерацией, обязательств и функций региональных органов и местного назначения.
  3. Назначают степень ответственности, прав и обязанностей руководителей местного самоуправления и ответственных лиц по решению муниципальных вопросов.
  4. Устанавливают правовые рамки для местных органов и ответственных лиц.
  5. Координируют вопросы по организации работы органов власти.
  6. Определяют права и обязанности муниципальных органов в принятии отдельных решений порученных законами субъектов РФ.

Принципы

Рассмотрим, каковы принципы муниципальной власти:

  1. Постановления местного значения принимаются самостоятельно в пределах полномочий Конституции РФ.
  2. Муниципальные советы не подчиняются друг другу.
  3. Представитель органов муниципального совета имеет приоритет в системе органов местного самоуправления.
  4. Открытая работа органов.
  5. Гарантирован государством минимальный местный бюджет.
  6. Обеспечивается муниципальным властям поддержка и гарантии.
  7. Государство предоставляет гарантии удовлетворения установленных социальных стандартов для населения.
  8. Граждане имеют право выражать свое мнение в принятии решений.

Работа муниципальной власти и государственной власти — это взаимодействие в процессе работы для предоставления населению необходимых социальных правовых свобод и прав граждан.

Единые признаки

Рассмотрим, какие существуют общие признаки между муниципальной властью и государственной властью:

  1. Самостоятельно формируют бюджет, а также вводят и собирают налоги.
  2. Являются формой всенародной власти.
  3. Наделены полномочиями для реализации, согласно Конституции РФ.
  4. У каждого вида власти присутствует свой аппарат управления.
  5. Власть осуществляет управление непрерывно, целостно и всесторонне.
  6. Каждая власть существует в пределах какой-либо территории. Это физическая основа.
  7. На регионе местного сообщества должны быть созданы органы местного самоуправления.
  8. Объединяет муниципальную власть и государственную власть, а также требует работы в одном направлении, единая политика.
  9. Имеют право определять степень юридической ответственности провинившихся, и приводить в исполнение принудительные меры, назначенные законом.
  10. Органы муниципальной власти установлены Конституцией РФ и охраняются законами государства.

В чем непохожесть

Рассмотрим, какие есть отличия государственной власти от муниципальной:

  1. Первая является верховенствующей и суверенной, а вторая подчиняется ей.
  2. Компетенция муниципальной власти и государственной имеют отличия.
  3. Местная власть не обладает суверенитетом.
  4. Муниципалитеты не устанавливают свои права.
  5. Источники финансов у государственной власти и муниципальной индивидуальны.
  6. Местные советы представляют только интересы местного значения, не могут отвечать за государство.
  7. Муниципальный совет решает вопросы местного характера, государственная власть – вопросы государственного уровня.
  8. У муниципалитета свои финансово-бюджетные средства являются муниципальной собственностью и муниципальным бюджетом.
  9. Государственный бюджет и собственность являются материально-бюджетной базой государственной власти.
  10. Муниципальный совет имеет более тесные контакты с населением, которое в свою очередь имеет право выражать свою волю. Не занимается практически политической деятельностью.
  11. Нормативные акты, которые не имеют отношения к законам, создаются муниципальными властями и являются подзаконными.
  12. Состав муниципальных органов народ выбирает путем независимого голосования.

Взаимодействие властей. В чем проявляется?

Рассмотрим формы взаимодействия государственной и муниципальной власти:

  1. Органы местного совета и верховенствующие тесно связаны.
  2. Решение возникающих общих вопросов требует создание комиссий и временных групп.
  3. Для постоянного сотрудничества создаются постоянные комиссии и группы.

Принципы взаимодействия государственной и муниципальной власти:

  1. Действовать согласно установленным законам.
  2. Работать, соблюдая рамки своих полномочий.
  3. Совместные решения должны приниматься на основе взаимных решений, предложений.
  4. Финансовая сторона и материальная в решении совместных вопросов обеспечивается.
  5. Все договора и соглашения заключаются на добровольной основе.
  6. Каждая сторона несет ответственность за выполнение соглашений, договоров по отношению к другой стороне.
  7. Вся информация доносится к сведению населению.

Взаимодействие на уровне закона

Соединены муниципальные власти и государственные на законодательном уровне.

  1. Согласно статье 133 Конституции РФ, права муниципальной власти не имеют ограничений.
  2. Опираясь на статью 12 Конституции РФ, муниципальные власти признаются и имеют гарантии на законодательном уровне. А также не входят в систему органов государственной власти, действуют в рамках установленных полномочий.
  3. Федеральный закон ч.5 ст. 14, ч.3 ст.17 гласит о том, что органы государственной власти и должностные государственные лица не имеют права руководить работой местных советов и вмешиваться в назначение должностных лиц муниципальных органов.
  4. Статья 9 Федерального закона гарантирует поддержку населения муниципальным советом для развития и осуществления самоуправления, создавая необходимую правовую материально-финансовую базу. Создаются федеральные и региональные программы для развития муниципальных советов.
  5. Согласно статье 133 Конституции РФ, существуют гарантии государственные для местных советов. Так, выделение дополнительных средств государством и компенсация расходов на реализацию каких-либо новых программ.
  6. Муниципальные органы наделены полномочиями на законодательном уровне для их воплощения передаются материальные и финансовые средства. Исполнение полномочий контролируется государством, согласно части 2 статьи 132 Конституции РФ.

Полномочия на благо народа

Государственная и муниципальная власть разграничение полномочий использует для реализации основных направлений взаимодействия:

  1. Осуществления контроля исполнения законодательства и правового регулирования.
  2. Принятие и создание новых программ развития.
  3. Разграничение компетенции государственных и муниципальных органов власти.
  4. Решение финансовых и материальных вопросов местных органов.
  5. Сохранение исторических и развитие местных традиций.
  6. Обеспечивать защиту прав населения муниципального образования.

Только совместная работа государственной и муниципальной властей гарантирует для народа благополучие и решение всех вопросов.

Источник

Местное самоуправление — что это, функции, права и обязанности

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Структура имеет иерархический принцип построения. Это значит, что более низкие звенья системы подчиняются более высоким (по принципу детской пирамидки).

Местное самоуправление

Власть в РФ подразделяется на органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сегодня мы рассмотрим, что такое местное самоуправление (МСУ), проанализируем его место в структуре власти и выясним, какие функции возлагаются на органы местного самоуправления.

Местное самоуправление — это …

Разберем термин «местное самоуправление» дословно:

  1. «самоуправление» – это управление чем-либо собственными силами, без привлечения каких-либо органов и структур со стороны;
  2. «местное» – значит, что самоуправление осуществляется «на месте», т.е. там, где проживают граждане.
Читайте также:  Анализ рынка обзор лучших практик

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность граждан по управлению определенной территорией и имуществом, на ней расположенном, в интересах жителей этой территории.

Территория, на которой осуществляется МСУ (т.е. административно-территориальная единица), называется муниципальным образованием (муниципалитетом). А имущество, расположенное на этой административно-территориальной единице, называется муниципальным имуществом.

Человечки

В чем заключается суть местного самоуправления:

  1. решение вопросов местного значения;
  2. управление муниципальным имуществом.

При этом главное в МСУ – соблюдение интересов граждан, проживающих на территории муниципалитета.

Воля граждан конкретного муниципального образования выражается через выборные органы МСУ, посредством референдума (это как?) или другими способами (о них – в статье далее). Структуру выборных органов определяет население этого муниципалитета.

А теперь все сказанное выше – на примере. Допустим, живете вы в селе или городе. Территория этого населенного пункта и прилегающие к нему земли называются муниципальным образованием (МО).

Управляет муниципалитетом (что это?) и, соответственно, муниципальной собственностью, специально созданный орган управления – городской или сельский совет. Он и является главным органом местного самоуправления, который выбирается населением соответствующего МО.

Местное самоуправление как субъект структуры власти

Проанализируем схему структуры власти в РФ (на рисунке ниже). Власть в государстве разделяется на 2 ветви – государственную власть и местное самоуправление.

Власть

*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На этой схеме выделены только 2 основных вида муниципального образования. На самом деле принято различать 8 видов МО. Наглядно они изображены на следующем рисунке:

Типы

Прочитать подробно о каждом из указанных МО можно по этой ссылке.

Законодательное обоснование — Федеральный Закон (ФЗ) 131

Самоуправление на местах осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ. В ст. 12 Конституции РФ сказано:

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 130 Конституции закрепляет за МСУ право на решение местных вопросов и управление муниципальной собственностью. Ст. 132 говорит о возможности передачи органам МСУ некоторых государственных полномочий и, соответственно, материальных (в т.ч. финансовых) средств на их исполнение.

Для того, чтобы права и обязанности МСУ были четко регламентированы (это как?), законодателем создан и утвержден Федеральный Закон (ФЗ) № 131 — ФЗ о местном самоуправлении.

В данном документе прописаны следующие моменты:

  1. право граждан на МСУ;
  2. полномочия МСУ;
  3. принципы организации органов МСУ;
  4. что относится к вопросам местного значения;
  5. правовое регулирование деятельности МСУ;
  6. формы МСУ;
  7. органы МСУ и их ответственность за свою деятельность;
  8. муниципальные законодательные акты;
  9. экономическая платформа деятельности МСУ.

Органы местного самоуправления

Местное самоуправление осуществляется посредством специальных органов, которые выбираются населением МО. Органы подразделяются на представительные и управленческие.

Возглавляет их глава МО. Наименование главы утверждается Уставом МО. Это может быть: «мэр», «глава», «староста» и т.д.

Представительный орган (Дума, Совет, Собрание) избирается населением МО.

  1. Если население МО ≤ 100 человек (имеются ввиду люди, обладающие избирательным правом), то представительным органом становится сход (собрание) граждан.
  2. Если население ≥ 100 человек, но ≤ 300 человек, то граждане вправе сами определить, создавать ли им представительный орган или осуществлять МСУ посредством схода жителей МО.

Органы

Глава МСУ избирается населением или представительным органом.

Органы МСУ не являются органами государственной власти. Как уже говорилось в статье ранее, они могут лишь быть наделены некоторыми полномочиями гос.органов.

Какие вопросы решает местное самоуправление

Основные функции местного самоуправления закреплены ст. 132 Конституции РФ, а уточнены в ФЗ № 131-ФЗ (ст. 14 — 16):

  1. управление муниципальной собственностью;
  2. формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  3. установление, корректировка или отмена местных налогов и сборов;
  4. выполнение функций нотариуса (это как?), если в МО нет нотариуса;
  5. охрана правопорядка;
  6. организация обеспечения населения коммунальными услугами;
  7. создание генерального плана МО;
  8. участие в выполнении кадастровых работ на территории МО;
  9. утверждение местных нормативов на проектирование кап.строений;
  10. осуществление контроля за использованием земель МО, в том числе – принятие решений об изъятии земельных участков у физических или юридических лиц, если они используются не по целевому назначению;
  11. контроль за использованием и сбережением лесных массивов и особо охраняемых природных зон на территории МО;
  12. выдача разрешений и документов на строительство в пределах конкретного МО, разрешений на ввод в эксплуатацию капитальных строений;
  13. присвоение и аннулирование адресов капитальных строений, наименований улиц, переулков и т.д.;
  14. принятие решений о сносах самовольных построек;
  15. обустройство и ремонт автодорог местного значения, обеспечение безопасности дорожного движения;
  16. строительство объектов муниципального жилого фонда;
  17. обеспечение малоимущих граждан МО жильем из муниципального фонда;
  18. обеспечение условий для развития сельского хозяйства и развития малого и среднего предпринимательства (это что?);
  19. организация транспортного обслуживания на территории МО;
  20. профилактика терроризма и экстремизма (это как?) на территории МО;
  21. участие в предотвращении ЧС (чрезвычайных ситуаций) и в ликвидации их последствий;
  22. организация мероприятий для предотвращения пожаров на территории МО, участие в ликвидации пожаров и их последствий;
  23. организация и функционирование аварийно-спасательных служб на территории МО;
  24. организация обеспечения населения услугами общественного питания, торговли, проведения досуга, почтовой связи;
  25. создание библиотек и организация их работы;
  26. создание условий для занятия физкультурой и спортом (в том числе – инвалидам), условий для развития народного творчества, условий для развития туризма;
  27. отлов бездомных животных;
  28. организация и содержание кладбищ;
  29. решение других вопросов МО.

Формы местного самоуправления

Далее выясним формы осуществления местного самоуправления и кратко остановимся на каждой из них.

    Местный референдум. Если кратко, то это голосование всех граждан данного МО, имеющих избирательное право, по поводу какого-либо вопроса, требующего решения. Проводится тайное голосование, решение принимается большинством голосов.

Референдум имеют право инициировать жители данного МО (посредством сбора подписей) или же представительный орган МСУ + глава местной администрации (посредством специального правового акта).

Референдум назначается не позже 30 дней с момента поступления документов в представительный орган МСУ. Решение референдума подлежит обязательному выполнению.

Муниципальные выборы. Проводятся для того, чтобы жители конкретного МО смогли выбрать членов представительного органа, который будут действовать в интересах жителей МО.

Выборы

Сход правомочен решать какие-либо вопросы, если половина людей на сходе имеет избирательное право. Инициатором схода может выступать глава МО или его жители (не меньше 10 человек).

Решение схода считается принятым, если за него проголосовало больше 50 % человек, присутствующих на сходе. Принятое решение схода обязательно к исполнению.

Общественное самоуправление. Такая форма МСУ подразумевает, что инициативная группа жителей МО выдвигает какие-либо задачи, затем предлагает их для обсуждения на собраниях или конференциях жителей МО. При этом выдвигаемые для решения проблемы могут быть актуальны только для ограниченного числа жителей МО.

Поясню на примере: допустим, гр.Иванов, проживающий в вашем подъезде, решил, что пора навести образцовый порядок на лестничных клетках. Он приглашает всех жителей вашего подъезда на собрание, посвященное этому вопросу.

Соседи обсуждают проблему, принимают решение и утверждают меры для наведения порядка, а потом, может быть, даже его наводят. Этот процесс и называется общественным самоуправлением.

  • Публичные слушания, обсуждения, собрания, конференции. Инициируются либо жителями МО, либо представительным органом, либо главой администрации. На публичных слушаниях заслушиваются важные для МО документы, например, проект устава МО, бюджет МО (проект и последующее исполнение).
  • Опросы жителей МО. Могут проводиться либо представительным органом и (или) главой МО, либо органами государственной власти. Результаты опроса не обязательны к исполнению, они носят только рекомендательный характер.
  • Обращения жителей МО в органы МСУ (коллективные и индивидуальные). Обязательны к рассмотрению органами местной власти и вынесению какого-либо решения по теме обращения.
  • Другие формы самоуправления, не противоречащие законодательству РФ.

    Праздник

    Краткое резюме

    Местное самоуправление – это эффективный способ управления муниципальными образованиями. От того, насколько активно участвуют жители в жизни своего города, села (и т.д.), зависит эффективность развития муниципальных образований и, следовательно – благополучие граждан, в них проживающих.

    Читайте наш блог, получайте новую информацию!

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Комментарии и отзывы (2)

    Органы местного самоуправления имеют какой-то смысл только в условиях децентрализации власти. В противном случае этот правовой институт имеет скорей номинальное значение и символический характер.

    Помогите меня Карпову Наталью Викторовну и моего сына выселяют из единственного жилья г.Бийск ул.Иркутская 90

    Источник

    

    Местное самоуправление и местная власть таблица

    Апрель 5th, 2017 Александра Воронова

    tili-mili-tryamdiya.ru

    Муниципальное право России
    Сибирский ин-т управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
    Оценка: 100 баллов.

    Вопрос 1. Составьте таблицу «Общие принципы местного самоуправления» по примерной схеме:

    Принцип Описание принципа
    Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
    (ст. 12 и 130 Конституции РФ.)
    Самостоятельность в осуществлении гражданами местного самоуправления реализуется путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Население самостоятельно определяет организационную форму, структуру и наименование органов местного самоуправления. Законодательно закрепленная финансово-экономическая самостоятельность муниципального образования.
    Организационная обособленность местного самоуправления: его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций (ст. 12 Конституции). Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.Местное самоуправление через свои органы взаимодействует с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, участвует в гражданском обороте в своем интересе и от своего имени.
    Между муниципальными образованиями исключается взаимоподчиненность. Должностные лица местного самоуправления не состоят на госслужбе.
    Обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материально-правовыми ресурсами (ст. 132 Конституции). Самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение бюджета. Признание и равная защита муниципальной собственности наряду с другими формами собственности.
    Гарантирование минимальных бюджетов на уровне не ниже минимальной бюджетной обеспеченности, установленной уполномоченным органам уровня субъекта РФ.
    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями происходит только с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
    Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
    Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления (ст. 131 Конституции) местный референдум; выборы депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; голосование по отзыву выборных должностных лиц, голосование по вопросам преобразования и изменения границ муниципального образования, сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрания граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального образования; иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта РФ.
    Гарантия права местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133 Конституции). Граждане, организации, органы и должностные лица местного самоуправления могут обратиться в суд о признании недействительными актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающих их права.
    ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением и государством; Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Ответственность наступает не только за принимаемые решения, но и за действия / бездействие. В отношении депутата ответственность может быть выражены в отзыве населением депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления. Ответственность перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, устава субъекта РФ, федеральных законов, законов субъекта РФ, устава муниципального образования, превышения полномочий.
    соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении местного самоуправления; Осуществление деятельности местного самоуправления исходя из гарантированных Конституцией РФ основных прав и свобод человека и гражданина (избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, знакомиться с документами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, обжаловать в суде решения и действия органов местного самоуправления, получать образование, медицинскую помощь и т.д.).
    законность в организации и осуществлении местного самоуправления; Прокурорский надзор за исполнением федерального, регионального и местного законодательства, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина. Обжалование в судебном порядке решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления, ущемляющих права юридических и физических лиц. Многообразие форм общественного контроля населения за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления; обращений граждан в органы местного самоуправления и к его должностным лицам; отчетов депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц.
    гласность при осуществлении местного самоуправления; Обязательность опубликования законов и любых нормативных актов, обеспечение возможности контроля населения за деятельностью органов власти и управления всех уровней, возможность гражданам влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы. Органы и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность знакомиться с документами, непосредственно касающимися прав и свобод человека, а также получать другую полную и достоверную информацию о деятельности органов местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны давать ответ по существу обращений граждан в течение месяца.
    10. сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении; Обязательное наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований. Коллегиальный порядок деятельности выборного органа. Гарантия коллегиальности — требование кворума.
    Свобода определения в уставе организации и деятельности иных органов местного самоуправления.
    11. Использование местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления. (ст. 131 Конституции РФ) Обращение к местным традициям и учет местных особенностей народностей, проживающих на территории муниципального образования при выборе модели местного самоуправления. При установлении и изменении границ муниципального образования (в т.ч. при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований) учитываются исторические и иные местные традиции. Обусловленность организации и деятельности местного самоуправления историческими традициями, которые привели к образованию на данной территории специфических институтов самоуправления; составом населения (национальностей, общностей, коренных жителей и т.д.); социально-экономическим развитием особых социальных групп со своими интересами и потребностями; культурными традициями, отраженными в наименовании и символике мун.образования; иными местными традициями (например, проживание в закрытых административно-территориальных образованиях).
    Читайте также:  Базы данных реляционные Понятие реляционной базы данных

    Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
    Проанализируйте ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 N 154-ФЗ (в ред. от 04.08.2000) и дайте обоснованные ответы на следующие вопросы:

    (a) В чём состоит предмет ведения местного самоуправления?
    (b) Какие выделяют группы органов местного самоуправления? Приведите примеры.
    (c) Какой порядок избрания главы муниципального образования предусмотрен законом и может ли местным законодательством или законодательством субъектов РФ быть предусмотрены дополнительные условия его избрания?
    (d) Каков статус исполнительного органа местного самоуправления?
    (e) Каковы полномочия органов местного самоуправления на приграничных территориях?

    Поскольку Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ утратил силу с 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, объектом исследования в данном письменном контрольном задании будет являться Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в актуальной редакции от 15.02.2016г. (далее – Федеральный закон о местном самоуправлении)

    а) В чём состоит предмет ведения местного самоуправления?
    Предмет ведения местного самоуправления заключается в вопросах местного значения, которые определены главой 3 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ. Отдельно выделяются вопросы местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городкого округа, внутригородского района.
    Вопросы местного значения — это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Их решение должно соответствовать управленческим и материально-финансовым возможностям муниципального образования.
    b) Какие выделяют группы органов местного самоуправления? Приведите примеры.
    Положениями статьи 34 Федерального закона о местном самоуправлении установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ.
    Тем самым, в структуре органов местного самоуправления всегда можно выделить две группы органов местного самоуправления: законодательные и исполнительные.

    Структура органов местного самоуправления города Улан-Удэ.

    Структура органов местного самоуправления города Улан-Удэ

    с) Какой порядок избрания главы муниципального образования предусмотрен законом и может ли местным законодательством или законодательством субъектов РФ быть предусмотрены дополнительные условия его избрания?

    В соответствии пунктом 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации. В зависимости от способа избрания, устанавливаются дополнительные ограничения. Так, например, глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа и полномочия главы местной администрации, только если это не сельское поселение и не внутригородского муниципального образования города федерального значения.

    d) Каков статус исполнительного органа местного самоуправления?

    Правовой статус исполнительного органа местного самоуправления установлен положениями статьи 37 Федерального закона о местном самоуправлении, где сказано, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий. Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

    e) Каковы полномочия органов местного самоуправления на приграничных территориях?

    Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются Законом от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 30.12.2015) «О Государственной границе Российской Федерации», определяющим режим приграничной территории. Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам. Помимо этого, органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством РФ оказывают помощь пограничным органам, Вооруженным Силам России, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию; предоставляют земельные участки для нужд защиты Государственной границы.

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

    2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Российская газета, № 202, 08.10.2003.

    3. О Государственной границе Российской Федерации: Закон от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 30.12.2015) // Российская газета, 04.05.1993г., № 84.

    4. О структуре Администрации г. Улан-Удэ: Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.03.2013 №671-56 [Электронный ресурс] URL: http://www.ulan-ude-eg.ru/admin-goroda/sostav/ (Дата обращения 03.05.2016г.)

    5. Об утверждении Положения о Контрольно-счетной палате г. Улан-Удэ: Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.09.2011г № 477-36 (от 26.11.2015 г. ) Официальный сайт органов местного самоуправления г. Улан-Удэ. [Электронный ресурс] URL: http://www.ulan-ude-eg.ru/kontr/norm_pravo/PolojenieNew29.09.11.php (Дата обращения 03.05.2016г.)

    6. Батычко В.Т. Муниципальное право России. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.aup.ru/books/m234/5_1.htm (Дата обращения: 03.05.2016г.)

    7. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. — М.: НОРМА, 2008.

    Источник

    Сравнительная таблица местных органов власти

    Автор: Grig • Июнь 18, 2018 • Практическая работа • 1,517 Слов (7 Страниц) • 4,757 Просмотры

    Местные органы власти

    Местные советы 1918-1990

    Органы местного самоуправления 1991-1993 гг.

    Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.

    Положение о губернских и уездных учреждениях (1890 г.)

    Городовое положение. 16/28 июня 1870 г.

    Городовое Положение от 11 июня 1892 г.

    Конституция РСФСР 1918 года, Конституция РСФСР 1925 года, Конституция РСФСР 1936 года, Конституция РСФСР 1937 года, Конституция РСФСР 1977 года

    Читайте также:  Основные этапы всемирной истории таблица

    Закон РФ от 06.07.1991 N 1550-1 «О местном самоуправлении в российской федерации».

    Губернии и уезды

    Губернии и уезды

    Губернские и областные города и посады

    Губернские и областные города

    Края, области, автономные области, автономные округа, районы, города, районы в городах, села, сельские населенные пункты

    Края, области, автономные области, автономные округа, районы, города, районы в городах, села, сельские населенные пункты

    Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа(исп.), Губернское Земское Собрание и Губернская Земская Управа(исп.), избирательные съезды

    Губернские и Уездные Земские Собрания, Губернские и Уездные Земские Управы, Земские избирательные собрания

    Городское общественное управление:

    1) городские Избирательные Собрания
    2) Городская Дума
    3) Городская Управа

    Городское общественное управление:

    1) Городская Дума

    2)Городская Управа, с состоящими при ней исполнительными органами.

    Местные Советы народных депутатов (Советы депутатов трудящихся), исполнительные органы Советов депутатов.

    Поселковые и сельские Советы, поселковая и сельская Администрация, Районный Совет и Районная Администрация, Городской Совет и Городская Администрация, Общие собрания (сходы), конференции граждан.

    Порядок формирования представительных органов

    Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избираемых:

    а) уездными землевладельцами;

    б) городскими обществами;

    в) сельскими обществами.

    Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, избираемых Уездными Земскими Собраниями на три года.

    Уездное земское собрание составляется из земских гласных, избираемых уездными избирательными собраниями и волостными сходами, а губернское земское собрание – из гласных, избираемых уездными земскими собраниями из числа гласных сих собраний. Гласные избираются на три года, в числе, определенном для каждого собрания расписанием, при сем приложенным. В городах С.-Петербурге, Москве и Одессе губернские гласные от сих городов избираются местными городскими думами из числа их гласных. (ст.14)

    Городская Дума составляется, под председательством Городского Головы, из гласных, избираемых на четыре года (ст. 16), в числе, соответствующем числу лиц, пользующихся правом голоса на выборах. В местностях, где число жителей, пользующихся правом голоса, не превышает 300, в Городской Думе должно быть 30 гласных. Там же, где число избирателей более 300, на каждые 150 человек свыше этого числа прибавляется по 6 гласных до тех пор, пока общее число гласных достигнет 72.

    Дума составляется, под председательством Головы, из гласных, избираемых на 4 года. В городских поселениях, имеющих не более 100 избирателей, должно быть 20 гласных. Там, где число избирателей более 100, на каждые 50 избирателей свыше этого числа прибавляется по 3 гласных до тех пор, пока число их достигнет: в столицах – 160; в губернских городах с населением свыше 100000 человек и в городе Одессе – 80; в прочих городах губернских, областных и входящих в состав градоначальств, а равно в более значительных уездных городах, – 60; в остальных городских поселениях – 40.

    Местные советы (по Конституции РСФСР 1937г. избирались сроком на два года, Конституция РСФСР 1978г. установила срок полномочий в 2,5 года, изменения в Конституции в 1989г.-срок полномочий определился до 5 лет). В соответствии с Законом РСФСР о выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов 1989г. в поселковые и сельские Советы избиралось до 50 депутатов, в районные-до 75,в городские-до 200.

    Выборы органов территориального общественного самоуправления населения могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства, а также на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам на срок полномочий местного Совета. Общее собрание (сход) или конференция жителей вправе установить и другой срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.

    Порядок формирования исполнительных органов

    Уездная Земская Управа составляется из Председателя и двух членов, избираемых на три года Уездным Земским Собранием из числа участвующих в нем лиц. Собрания могут, если найдут нужным, увеличивать число избираемых членов Управы до шести.

    Губернская Земская Управа состоит из Председателя и шести членов, избираемых на три года Губернским Земским Собранием из своей среды, с соблюдением правил, установленных в ст. 47-й.

    Губернская и уездная земские управы состоят из председателя и двух членов. Число членов губернской или уездной управы может быть увеличено по постановлению земского собрания до четырех, а в губернской управе, с разрешения министра внутренних дел, до шести. (ст.96)

    Городская Управа состоит под председательством Городского Головы. Число членов Управы определяется Городскою Думою и может быть ею же изменяемо, но не должно быть менее двух, сверх Председателя

    Городская Управа состоит, под председательством Городского Головы, из 2 Членов. Число Членов Управы может быть увеличено, по постановлению Думы: в городах губернских, областных или входящих в состав градоначальств, а равно в более значительных уездных городах, – до 3; в городах с населением свыше 100000 человек – до 4; в столицах – до 6. Дальнейшее, свыше указанных пределов, увеличение числа Членов Управы допускается не иначе, как с разрешения Министра Внутренних Дел.

    Исполнительные комитеты, избираемые местным Советом, в составе председателя, заместителей председателя, секретаря и членов.

    Структура местной администрации утверждается Советом народных депутатов по представлению главы местной администрации.

    Земския учреждения имеют право именем земства, на основании общих гражданских законов, приобретать и отчуждать недвижимыя имущества, заключать договоры, принимать обязательства, вчинать гражданские иски и ответствовать в гражданских судах по имущественным делам земства.

    Компетенция губернских и уездных земских учреждений была различной, распределение предметов ведения между ними определялось тем положением закона, что хотя те и другие ведают один круг дел, но в ведении губернских учреждений находятся предметы, касающиеся всей губернии или сразу нескольких уездов, а в ведении уездных — касающиеся только данного уезда (ст. ст. 61 и 63 Положения 1864 г.). Отдельные статьи закона определяли исключительную компетенцию губернских и уездных земских собраний.

    Губернским земским собраниям в пределах губернии и уездным в пределах уезда предоставляется:

    1) Производство выборов в указанные законом должности и определение размера содержания, присваиваемого сим должностям.

    2) Определение порядка действия земских исполнительных органов и снабжение их надлежащими инструкциями.

    3) Рассмотрение земских мест и раскладок денежных и натуральных повинностей.

    4) Определение размера установленных действующими узаконениями земских сборов. И др. ст 62 и ст. 64.

    К компетенции земств относились: «заведование местными губернскими и уездными повинностями. капиталами и имуществами, делами по обеспечению народного продовольствия, попечение об устранении недостатка продовольственных средств и оказание пособий нуждающемуся населению». Земство было обязано заботиться о содержании в исправности дорожных сооружений, пристаней, путей сообщения.

    Компетенция городского самоуправления была ограничена рамками чисто хозяйственных вопросов: благоустройство городов, попечение о местной торговле и промышленности, общественное призрение (богадельни, детские приюты и пр.), здравоохранение и народное образование, принятие санитарных и противопожарных мер.

    Городское общественное управление имело право от имени города приобретать и отчуждать недвижимые и движимые имущества и вступать в договоры на основании действовавшего законодательства (ст. 116), а имущественные обязательства, заключенные Городской управой в пределах предоставленных Думой полномочий являлись обязательными для города, который нес финансовую ответственность по таким обязательствам (ст. 117).

    Компетенция органов городского самоуправления и предметы его ведения по Городовому положению 1892 года в принципе не изменились относительно Положения 1870 года, но усилилась их подконтрольность губернатору. Губернатор получил право приостанавливать действие не только тех думских постановлений, в которых он усматривал нарушение закона, но и таких постановлений, которые, на его взгляд, не соответствовали общим государственным «пользам и нуждам», либо нарушали интересы местного населения. Таким образом, губернаторский контроль охватывал все действия городского управления.

    Полномочия местного Совета депутатов как советской государственной управленческой организации можно подразделить на две основных группы: 1) вопросы общего руководства государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на соответствующей территории; 2)полномочия исключительного характера, которые были присущи только данной организации. Речь, к примеру, шла о признании полномочий депутатов и решении вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов в соответствии с законодательством; об избрании исполнительного комитета местного Совета и изменении его состав. Деятельность исполкомов строилась по двум основным направлениям. Первое — организационное обеспечение работы местных Советов депутатов, депутатского корпуса. На исполкомы возлагались созыв, подготовка и проведение сессий местных Советов депутатов, организация выполнения решений местных Советов депутатов, координация работы постоянных комиссий, оказание содействия депутатам в осуществлении их полномочий. Второе направление состояло в обеспечении функций местных Советов депутатов по руководству государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством на соответствующей территории.

    Компетенция местного самоуправления прописана в главах 6-8 Закона. Советы и соответствующие органы управления наделяются настоящим Законом собственной компетенцией. Компетенция не может быть изменена иначе как законом. Советы могут на договорной основе передавать часть своих полномочий другим Советам.

    Взаимоотношения с органами государственной власти

    Как бы законодательство XIX в. ни отделяло органы местного самоуправления от органов государственного управления, но система хозяйства общины и земства была системой «принудительного хозяйства», аналогичная по своим принципам с финансовым хозяйством государства. (ст.6)

    В итоге земские учреждения стали одним из звеньев правительственной административно-хозяйственной системы.

    Как и земские органы, органы городского самоуправления в значительной степени зависели от государственных бюрократических полицейских учреждений. Таким образом, общественная теория самоуправления начала уступать место государственной, которая провозглашала тесную связь органов самоуправления с началом общегосударственного устройства и необходимость включения их в систему государственных учреждений, предлагала признать земское дело делом государственным, а основной задачей органов самоуправления — выполнение обществ. силами перепорученных им государством функций.

    Резко изменилось правовое положение должностных лиц городского самоуправления. Голова, члены управы и городской секретарь (секретарь думы) становились государственными служащими. Реформа городского самоуправления 1892 года превратила городскую управу в коллегию выборных чиновников, а думу — в простой совет при управе. Городское самоуправление, поставленное под жёсткий административный контроль, представляло интересы наиболее зажиточных горожан-собственников.

    Местные Советы депутатов рассматривались как органы местной государственной власти в границах следующих административно-территориальных единиц — край, область, автономная область, автономный округ, город, район в городе, сельский район, сельский совет, поселок.

    В 1992 г. впервые органы местного самоуправления были выведены из системы органов государственной власти. Однако их новый статус не был в достаточной степени уточнен.

    Источник