Меню

Наблюдения в природе весной Научный дневник Плешаков 3 класс 2020

Наблюдения в природе весной — Научный дневник, Плешаков, 3 класс (2020)

Научный дневник для 3 класса - Плешаков (2020 г.)

Издание: 2020 г.

Оглавление

  • Наблюдения за погодой стр. 2-7
  • Наблюдения в природе осенью стр. 7
  • Наблюдения в природе зимой стр. 8
  • Наблюдения в природе весной стр. 9-10
  • Наблюдения в природе летом стр. 10-11
  • Охрана природы стр. 11

1. Понаблюдай и запиши, когда появились:

Научный дневник (Плешаков) - . Наблюдения в природе весной, ответ 1

2. Понаблюдай и запиши:

Научный дневник (Плешаков) - . Наблюдения в природе весной, ответ 2

3. Запиши дату первой грозы.

4. Понаблюдай и запиши, когда зацвели:

Научный дневник (Плешаков) - . Наблюдения в природе весной, ответ 3

5. Понаблюдай и запиши, когда начали распускаться листья:

Научный дневник (Плешаков) - . Наблюдения в природе весной, ответ 4

6. Отметь, когда впервые в этом году тебе удалось увидеть:

Научный дневник (Плешаков) - . Наблюдения в природе весной, ответ 5

7. Запиши, каких ещё животных тебе удалось увидеть весной.

Научный дневник (Плешаков) - . Наблюдения в природе весной, ответ 6

8. Другие наблюдения:

Научный дневник (Плешаков) - . Наблюдения в природе весной, ответ 7

9. Сравни свои записи с теми, которые были сделаны прошлой весной. Выдели сходство и различия.

Источник

Дневник наблюдений за природой

В советских школах ученикам младших классов нужно было вести «Дневник наблюдений за природой». Это, после прописей, была самая первая ТПО (тетрадь с печатной основой) тех времен. Сегодня во многих школах учителя не придают большого значения ведению таких дневников. И это плохо. Ведь наблюдать за природой очень интересно.

Для учеников ведение такого дневника — это своеобразный проект, даже, можно сказать, целая научная работа. Ведение записей не предполагает помощь родителей, маленький человек все делает сам. И это здорово!

Первая страница Дневника наблюдений

Ведение Дневника наблюдений организует ученика, заставляет его обратить внимание на природу, взглянуть по-новому на приметы погоды, учит определять температуру по термометру, узнавать какой сегодня ветер и что несут в себе облака. Изучая приметы погоды и заполняя дневник, ребенок будет понимать, что происходит с растениями и животными при сменах времен года и изменениях погодных условий. Все эти наблюдения и записи научат маленького человека организованности, помогут сопоставлять факты и выводить закономерности. Это важно и познавательно!

ЧТО ТАКОЕ ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

Календарь погоды

Итак, Дневник наблюдений — это тетрадь, где школьник будет записывать свои наблюдения за природой, делиться своими впечатлениями, делать опыты, выводы и зарисовки.

Я предлагаю не пользоваться готовыми печатными Дневниками наблюдений, а завести свой дневник. В этом случае маленькому исследователю не придется слепо следовать отпечатанным указаниям, и он не будет ограничен выделенным на страницах местом.

Свой дневник ребенок должен заполнять сам и сам решать, сколько места он потратит на запись, рисунок или вывод. Это творческий труд.

Лучше всего, по-моему, использовать для дневника альбом для рисования или большой блокнот с плотными листами. Это позволит наклеить на страницы листья разных деревьев, нарисовать картинку или даже написать маленький отчет.

Блокнот для дневника наблюдений

Можно начать вести такой дневник с начала календарного года (1 января) или с начала учебного года (1 сентября). Здесь нет большой разницы. Часто начало учебного года больше организует ученика.

Начинаем вести дневник наблюдений. Что писать в дневник?

Собирать сведения про погоду — интересное и увлекательное дело, которое помогает глубже проникать в тайны природы. Для этого я предлагаю школьнику вести свой дневник наблюдений. С чего же начать?

  1. Обложка.
    Чтобы тетрадка не потерялась и не запачкалась (а пользоваться ей нужно будет почти каждый день и иногда на природе), поместим дневник в подходящую обложку и напишем большими буквами «ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ». Можно указать свою фамилию (если хочется) и обязательно год, ведь в следующем году погода будет другая 🙂
    Для ребенка будет занимательно через несколько лет открыть тетрадку и посмотреть, что было в этот день, какая стояла погода.
  2. Первая страница
    Самую первую страницу дневника можно оставить под рисунок или попросить ребенка написать на ней (как в настоящем личном дневнике) для чего он и что туда будет записываться.
  3. Наблюдения
    Со следующей страницы начинаются наблюдения. Ставим число, месяц, год (если дневник начат с сентября) как в ежедневнике. Размечать каждую страничку сразу не стоит, ведь не известно сколько будет надписей в определенный день. Все зависит от настроения. Иногда будет всего лишь пару строк, а в другой день и двух страниц будет мало.

Итак поставили число — рядом записываем какая в этот день погода. Тут пригодятся условные обозначения. Ребенок может придумать их сам или воспользоваться уже готовыми.
Условные знаки погоды

Температура воздуха, направление ветра и его скорость, осадки, роса, изморозь, иней, туман, виды облаков и т.д. Все это маленький исследователь может изучать и записывать постепенно, знакомясь с явлениями погоды.

  • Рисунок или рассказ
    Мало просто одних условных значков. Иногда такое настроение, что хочется его выразить в рисунке, рассказе или даже стихотворении. И не нужно себя останавливать. Хочется — вперед к творчеству!
    Распустились головки одуванчиков — нарисуем их во всей красе. Опали листья с деревьев — соберем, высушим и вклеим их в дневник. Гуляли по лесу — запишем, что видели и слышали.
  • Задания для Дневника наблюдений

    Кроме всего вышеперечисленного, я хочу предложить еще задания, с которыми будет интереснее и веселее заполнять тетрадь. Эти вопросы разграничены по месяцам, но выполнить их можно в любой подходящий день. Ведь природа порой преподносит сюрпризы. Так снег может выпасть только в январе, или отлет птиц начнется раньше срока.

    ЗАДАНИЕ НА СЕНТЯБРЬ

    Собери опавшие осенние листья клена, осины, липы, дуба, березы и рябины. Высуши и вклей в дневник.
    Запиши, когда забагрянили осиновые листья. Наблюдай за образованием птичьих стай, — запиши день отлета птиц на зимовку.
    Отметь день, когда созрели плоды боярышника, облепихи, клюквы и других растений. Запиши как меняется поведение птиц и зверей в дни непогоды.
    Запиши день, когда увидел первый лед на лужах.

    ЗАДАНИЕ НА ОКТЯБРЬ

    Отметь начало массовою отлета птиц; какой формы стаи гусей, диких уток, журавлей и других птиц?
    Когда созрели плоды рябины? Отметь в дневнике дни с первыми заморозками.
    Когда появились наши зимние гости — снегири и свиристели?

    ЗАДАНИЕ НА НОЯБРЬ

    Запиши все ли растения сбросили листья к зиме. Зарисуй веточки нескольких деревьев. Отметь когда озеро, пруд или река покрылись льдом.
    Подготовь зимние кормушки для пернатых друзей. Отметь какие птицы прилетают к кормушке.

    ЗАДАНИЕ НА ДЕКАБРЬ

    Запиши какое чаще всего небо, какими оно покрыто облаками. Отличается ли зимнее небо от осеннего?
    Поймай на рукавичку или рукав пальто снежинку. Рассмотри ее. Зарисуй снежинку в тетради. Посмотри как лежит снег возле дома, в поле, на дороге. Где его больше? Зарисуй.

    ЗАДАНИЕ НА ЯНВАРЬ

    Отметь дни с самыми сильными морозами. Не забывай подкармливать птиц — следи, чтобы в кормушках вовремя появлялся корм для пернатых друзей.

    ЗАДАНИЕ НА ФЕВРАЛЬ

    Отметь самые холодные дни и дни оттепелей. Запиши как ведут себя птицы и звери в разную погоду. Какие птицы чаще прилетают к твоей кормушке? В какое время дня их больше всего?

    ЗАДАНИЕ НА МАРТ

    Записывай в свой дневник когда начался ледоход, сколько дней он длился. Голоса каких перелетных птиц ты слышал? Какие насекомые проснулись первыми? Когда зацвела ива и черемуха? Как ведут себя скворцы возле домика, который ты для них смастерил?

    Сделай наблюдение — повесь термометр на солнечном месте и запиши его показатели. Перевесь термометр в тень и через некоторое время также запиши какую он показал температуру. Сравни показатели, сделай вывод.

    ЗАДАНИЕ НА АПРЕЛЬ

    Запиши когда зацвели подснежники. Укажи их правильное название.
    Если знаешь, напиши когда зацвели: мать-и-мачеха, гусиный лук, медуница, ветреница.
    Отметь когда растаял последний снег на поле и в лесу.
    Отметь месяц в котором было много ручейков.

    ЗАДАНИЕ НА МАЙ

    Когда была первая гроза? Когда листья на берёзе развернулись? Когда впервые встретил майских жуков? Когда в первый раз куковала кукушка? Когда услышал первое кваканье лягушки?

    Напиши, что ты видел во время прогулки по лесу или парку.

    ЗАДАНИЕ НА ИЮНЬ

    Понаблюдай за цветами. Когда они раскрывают свои венчики? Ты помнишь, что делают эти цветы в определенное время? Например, тюльпан открывается в 6 утра и засыпает в 5 дня. А как ведут себя другие цветы?
    Отметь день, когда можно было купаться в пруду или на озере, реке.
    Отметь день, когда расцвел шиповник — это начало лета!

    ЗАДАНИЕ НА ИЮЛЬ

    Был ли ты в поле, на лугу, в лесу, на речке или озере? Запиши, что видел и какие знакомые растения встретил. Опиши 1-2 незнакомых тебе растения. Сфотографируй их или зарисуй. Дома выясни как они называются.

    Собери во время цветения немного чабреца, ромашки, душицы. Чай с ними зимой очень вкусен.

    ЗАДАНИЕ НА АВГУСТ

    Лето такое щедрое на разные события, невозможно за всем уследить. Но не печалься: лучше иметь меньше записей в дневнике, но, чтобы они были более детальные. Проследи за появлением плодов и семян у растений. Отметь период массового вылета мух жигалок и слепней. Не пропусти прощальных трелей соловья и последнего кукования кукушки.

    В конце года можно пролистать дневник и составить табличку, из которой станет ясно сколько дней в году была хорошая или плохая погода. Таблица погоды за год

    Сегодня в продаже имеются большие плакаты наблюдений за погодой на каждый месяц. Такой календарь погоды можно закрепить на стенд в классе и отмечать погоду там каждый день. А в конце года вместе со всем классом проанализировать, что получилось.

    Рекомендую это видео всем, кто любит творчество и оригами!

    Источник

    

    Апрель. Весна воды

    календарь природы апрель

    Месяц апрель

    Температура воздуха: от +1° C до +10° C;

    Световой день: 14 ч. 18 мин;

    Погода: Солнце, оттепель, дожди, ледоход;

    Живая природа: Прилет дрозда, цветение мать-и-мачехи; зацветают многие деревья.

    Апрель — вода хлынула отовсюду, понеслась ручьями с горок по дорогам, залила луга, затопила поля половодьем. Почва обильно пропитанная вот-вот пустит первые ростки, а на веточках раскрываются почки.

    Календарь природы

    I неделя: воздух прогревается лучами солнца и температура не падает ниже 0° C, прилетают скворцы

    II неделя: резкое уменьшение количества снега, обильное снеготаяние приводит к массовым образованием ручейков и сосулек

    III неделя: продолжение таяния снега и частичный прогрев почвы, появление первых травинок в солнечных местах, начало цветения мать-и-мачехи, на небе преобладают кучевые облака

    IV неделя: Солнце согревает воздух свыше +5° C, начинается природный рост, набухают почки, первый сок у берез, появляются первые признаки травы, прилетают основные виды птиц — журавли, утки, вскрытие рек и прудов

    Наблюдение за природой (апрель)

    Средняя дата

    Ледокол больших рек

    Просыпаются первые насекомые — мухи

    Массовый прилет птиц: чаек, коршунов, чибисов, трясогусок

    Первые сонные комарики

    Почти полностью сходит снег

    Цветение ольхи, орешника

    Облака становятся кучевыми

    Почва очищается от снега и льда

    В лесу появляются муравьи

    В водоемах просыпаются лягушки

    Первое жужание шмелей

    Комары уже могут начать кусаться

    * примерные данные, характерные для природы средней полосы России

    Источник

    Дневник фенологических наблюдений

    Осенние явления

    (должны отмечаться во II половине суток).

    Объект наблюдения: 1) Дерево _____________________________________________

    Осенние изменения у растений.

    Созревание семян и плодов

    Начало окрашивания листвы

    Полная раскраска листьев

    I -й иней на почве

    заморозок в воздухе

    Образование устойчивого снежного покрова

    В графы таблицы вписывают даты наблюдаемых явлений. При ненормальном начале листопада, или наоборот запоздалом листопаде указывают его причины.

    Зимние явления

    Выявление выносливости путем наблюдения за степенью перезимовки выбранных древесных растений.

    Объект наблюдения: 1) Дерево – 2 вида_______________________________

    Зимостойкость оценивают по 5-бальной системе по наличию повреждений и общему состоянию растений весной, в начале вегетации.

    Критерии зимостойкости

    Отличная зимостойкость (5) – признаков повреждений нет;

    хорошая (4) — следы обмерзания имеются, но очень слабые,

    не отражающиеся на жизнедеятельности

    растений (замедленное распускание почек);

    удовлетворительная (3) — наблюдаются слабые повреждения (легкое

    подмерзание цветочных почек, слабое по-

    темнение древесины или сердцевины побегов,

    подмерзание концов молодых проростков).

    плохая (2) — сильные повреждения, вызывающие длитель-

    ное заболевание или угнетение растения (ги-

    Источник

    Урок окружающего мира по теме «Весенние изменения в природе. Обобщение». 3-й класс

    Класс: 3

    Цели: обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в неживой и живой природе; развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями; воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе, бережное отношение к природе.

    Оборудование: запись песни “Весенняя капель”, тетрадь, учебник, видеопрезентация.

    “Первоцветы”, тетрадь с тестами.

    I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

    Звучит песня “Весенняя капель”. (Приложение 1)

    Как хорошо, что пришла к нам весна!
    Солнышко светит теперь допоздна.
    Дождик прольется, теплый, хороший.
    Только наденешь и снимешь калоши.
    Сверху набухли у всех на виду
    Почки зеленые в нашем саду.
    Скоро из почек, клейких, зеленых,
    Вылезут светлые листья на кленах.

    – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О весне.)

    – Сегодня мы подведем итоги и обобщим наши знания по теме “Весенние изменения в природе”.

    – Почему весну называют утром года? (Природа просыпается.)

    – Кто дает команду к пробуждению? (Солнце.)

    II. Актуализация опорных знаний.

    – Назовите весенние месяцы. (Март, апрель, май.)

    – Как изменилось положение солнца? (Солнце выше.)

    – Что является следствием изменения положения солнца? (День становится длиннее.)

    – Как изменилась температура воздуха? (Температура повысилась.)

    – Какие изменения в неживой природе последовали за повышением температуры? (Изменение облачности – больше ясных дней; потепление.)

    – Какие осадки характерны для весны? (Дожди.)

    III. Изучение нового материала.

    Первый месяц весны – март.

    Работа в парах (по тетради с.35, задание 45).

    – Нарисуйте положение солнца на небе в полдень. Укажите длительность дня и ночи.

    – Как вы думаете, почему ранней весной (в марте) еще холодно, несмотря на то, что солнце уже довольно высоко и световой день увеличился? (Много солнечной энергии расходуется на таяние снегов, льдов и на испарение талой воды.)

    – Следующий месяц весны – это апрель.

    – Апрель называют весной воды, потому, что в апреле начинает интенсивно таять снег на полях и в лесах, что приводит к появлению ручьев, наполнению водой рек.

    – Почему говорят: “Весной проснулись реки и леса”? (Когда говорят, что весной проснулись реки и леса, имеют в виду не только весенний шум вскрывающихся рек, всю зиму не слышных подо льдом, и не только ставшие шумными от шелеста распустившейся листвы и от гомона прилетевших птиц леса, но и то, что просыпаются от зимней спячки обитатели водоемов и лесов.)

    – Какие опасные природные явления могут происходить весной? (Ледоход, половодье.)

    Работа по тетради № 2 (задание 46, с. 35). – Посмотрите на рисунки и скажите, какие природные явления тут изображены. Подпишите. (Половодье, ледоход.)

    – О каких мерах предосторожности надо помнить, бывая весной на водоемах? (Нельзя выходить на лед.)

    – Итак, что же происходит в апреле в неживой природе? (Дети называют левый столбик, правый – закрыт.)

    – О какой природе пойдет наш разговор дальше? (О живой.)

    – Что изменилось в жизни растений с приходом весны? (Набухают почки, сокодвижение.)

    – Какие цветы появляются? Как они называются? (Первоцветы.)

    – Первыми покрываются весенними цветками места, открытые солнцу (на южных склонах холмов, на южных опушках рощ и лесов).

    – Посмотрите на некоторые первоцветы. (Приложение 2)

    – Итак, еще раз назовите, что происходит в жизни растений в апреле?

    (Открывается половина правого столбика таблицы.) Сокодвижение – набухание почек – развертывание листьев – цветение первоцветов.

    – Кто захочет, дома можно подготовить сообщение о любом первоцвете.

    – Комнатные растения тоже радуются весеннему солнышку.

    – Как реагируют комнатные растения на смену времен года? Прочитайте в учебнике на с.5

    (1 абзац.) (Начинают активно обновлять листья и корни.)

    – Как надо ухаживать за комнатными растениями весной? Ответить на вопрос помогут рисунки в учебнике (с. 5).

    – В апреле начинается массовый прилет птиц. Прочитайте в учебнике на с 5 (2 абзац), какие птицы прилетают в апреле. (Трясогузка, журавли, гуси, дрозды, малиновки.)

    – Где селятся птицы, прилетевшие к нам весной? (Чинят старые гнезда или строят новые.)

    (Открываются следующие строки таблицы.)

    Массовый прилет птиц – гнездование.

    – Следующий весенний месяц – май.

    – Какие изменения в неживой и живой природе происходят в мае? Давайте вспомним пословицы и поговорки о мае.

    • В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается.
    • Дождь в мае хлеба подымает.
    • Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
    • Май – пора сева.
    • Май – травник.

    – Что бывает в мае в неживой природе, как вы поняли из пословиц?

    А в живой? (Цветение растений, обилие травы.)

    – В чем еще заключаются особенности мая? (Животные спешат продолжить свой род.)

    – Посмотрите на схему. Назовите еще раз, что происходит в мае в неживой природе? В живой природе?

    • Март с водой, апрель с травой, а май – с цветами – Гласит народная поговорка.

    IV. Закрепление изученного материала.

    Групповая работа. Выполнение задания в тетради на с. 37, № 51.

    Вставьте пропущенные слова.

    Самостоятельная работа. Тест с.107. Работа № 11. Вариант 1. Задания с 1 по 5.

    Источник

    Читайте также:  Футболпл календарь турнирная таблица и результаты календарь