Меню

Направления развития педагогики

Таблица на тему » История возникновения педагогики».

Материалистическая концепция развития личности

« Что полезно для человека»

Витторино де Фельтрэ,

«Опыты», «О первоначальном воспитании детей»

«Мысли о воспитании»

«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми »

Иоганн Генрих Песталоцци

«Руководство к образованию немецких учителей»

Идеи народного воспитания, антропологичный подход к человеку и воспитанию

Методы учения посредством делания, эксперементальная педагогика

Идеи творчества и самостоятельности в воспитании

Воспитание личности в советской школе

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-994899

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Калининграде работникам образования выплатят по 10 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено ограничить продвижение готовых домашних заданий

Время чтения: 2 минуты

Половину домашних заданий школьников будет проверять ИИ к 2030 году

Время чтения: 2 минуты

Опубликован проект перечня олимпиад школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

Специалисты ВШЭ предложили по-новому рассчитывать зарплату учителям

Время чтения: 2 минуты

Искусственный интеллект предупредит студентов о грозящем отчислении

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

педагогика. Сравнительная таблица основных педагогических идей

Скачать 25.4 Kb.

Сравнительная таблица основных педагогических идей

http://site-3bac169.umi.ru/images/cms/data/i_4.jpg

Ян Амос Коменский (1592-1670) — чешский педагог-гуманист, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Краткая характеристика эпохи

XVII век – новое время, одна из самых бурных эпох европейской истории, эпоха освободительного движения в Чехии
30-летней войны, в ходе которой Чехия потеряла самостоятельность. Гонения протестантов, в т.ч. К., католиками. Английская буржуазная революция. Война между Польшей и Швецией, в ходе кот. г. Лешно(«приют» чешских протестантов), где жил Коменский был разрушен (погибли все его рукописи , его имуществ)
Развитие капиталистических отношений, науки.
Основа философских взглядов Коменского.:
«Естественная философия» Бекона;
воспитание в общине Чешских братьев: главное — уметь читать и писать на родном языке, плюс сельское образование;
демократическое движение и гуманная педагогика эпохи возрождения;
обучение в латинской школе (влияние на взгляд о форме обучения);
работа проповедником (религиозные нотки в обучении)

Факторы развития личности

Идея гуманизма.
Цели воспитания — подготовка человека к вечной жизни, становление человека в полном смысле слова с помощью воспитания на основе природных дарований: мировоззренческий аспект педагогики К. тесно связан с принципом природо-сообразности (природо-сообразность — универсальный закон мироздания), природная основа развития — сама способность к. Цели: умственное развитие, нравственное и религиозное.
В основе – пансофия.
Задачи воспитания.
1. знание человеком всех вещей и самого себя (полноценное образование)
2. человек должен быть образцом божьим (нравственное воспитание)
3. нужно видеть в божественном начале источник всего сущего (воспитании религиозности)

Цель и задачи воспитания

Идея гуманизма.
Цели воспитания — подготовка человека к вечной жизни, становление человека в полном смысле слова с помощью воспитания на основе природных дарований: мировоззренческий аспект педагогики К. тесно связан с принципом природо-сообразности (природо-сообразность — универсальный закон мироздания), природная основа развития — сама способность к. Цели: умственное развитие, нравственное и религиозное.
В основе – пансофия.
Задачи воспитания.
1. знание человеком всех вещей и самого себя (полноценное образование)
2. человек должен быть образцом божьим (нравственное воспитание)
3. нужно видеть в божественном начале источник всего сущего (воспитании религиозности)

Организация образовательного процесса

1.материнская школа (до 6 лет): в семье матерью, формируется начальные представления о мире,
2. школа родного языка (6 -12): обучение только на родном языке
3.латинская школа или гимназия (12-18): только для юношей, проявивших склонность к науке. 4. Академия —(18-24).
(В «Пампедии» — также «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь).
Девиз К.: «Человек должен быть воспитан для человечности».
Всеобщее обучение на родном языке; единая школа; классно-урочная система; распределение содержания по годам, месяцам; школьный год с делением на четверти; целостная система дидактики
Принципы обучения:
1.природосообразности
2. наглядности
3. легкости
4. прочности знаний
5. сознательности и актуальности
6.систематичности и последовательности
7. всезнания, всемудрости

Материнская школа: развитие органов чувств и нравственное воспитание
Школа родного языка (4 года): религиозное воспитание, знания по арифметике, географии, истории, экономике
Латинская школа (6 лет): изучение «семи свободных искусств» плюс математика, физика, естествознание
Академия: изучение всех обобщенных наук

Идея пансофии — всеобщей мудрости, отражения в сознании человека всего сущего (универсальное образование)

Учитель и требования к нему

Учитель, по К., должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.Гуманизм в отношении к ученикам. Быть учителем – дар божий. Коменский сравнивает учителя с садовником, акушером, полководцем. Учитель должен уважать себя и свою профессию. Государство должно заботиться об учителях и о том, чтобы ими становились люди почтенные, мудрые, набожные, деятельные. Учитель – это пример для ученика, его наставник и друг, организатор учения. Родители должны бережно поддерживать авторитет учителя в глазах ученика.
Учение К. об У. основано на глубоком понимании и утверждении его соц. роли, особенностях его личности, значения его как носителя культуры, обеспечивающего гуманистическую направленность дела воспитания, образования, обучения.

Отношение к наказаниям

Среди наказаний Коменскии рекомендует в первую очередь умеренно повышенный тон и увещания, чтобы ребёнок не допускал проступков. А в качестве второй меры наказания Коменский допускает и розгу.

http://site-3bac169.umi.ru/images/cms/data/i_1.jpg

Джон Локк (1632–1704) — Английский философ, общественный и государственный деятель, представитель эмпиризма и либерализма.

Читайте также:  Какие существуют линзы для очков

Краткая характеристика эпохи

Родился в доврянской семье.
На смену барочному рационализму XVIII века приходит романтизм.
Период, предшествующий французской революции.
1642-1649 гг. Английская буржуазная революция + период реставрации.
В Англии — реалистическая гуманистическая педагогия (Т. Мор), эмпиризм Ф. Бэкона. XVII век — духовное обновление => коренная ломка отживших свой век социально-экономических и политических порядков и окостеневших духовных (научн., нравств., эстетич. философ.) традиций. Возглавляемое Локком в Англии начинается просветительное движение (главная характеристика — всепроникающий дух рассудительности, убежденность в силе и могуществе разума

Факторы развития личности

Воспитание:(решающее значение): «человек рождается с душой чистой как доска» (tabula rasa), от природы все люди равны
Среда: воспитывает
Наследственнось (отрицал ее роль): выступал против врожденных навыков, дающих человеку привилегированное положение

Цель и задачи воспитания

Цель: становление гражданина, воспитание джентльмена, формирование человека. Задачи: теоретическое обоснование возникновения знания. Подготовка к ведению практических дел и привитие гражданственности и ответственности.

Задачи:
1. дисциплинирование характера
2. развитие воли, благоразумия, храбрости, искренности
3. приобретение опыта
4. формирование привычки 5. воспитание мышления, воли

Организация образовательного процесса

Все, что сковывает ребенка (тем более школьная парта) должно быть отброшено. Против школьного обучения и книжных знаний (искл. «Приключения Робинзона Крузо»).
Метод естественных последствий. Условия: природа и свобода.
Для детей богатых и знатных семей воспитание и образование должны быть организованы в семье, никаких школ, не жалеть денег на воспитателя. Дети трудящихся должны учиться в школах (необходимость заставлять детей рабочих посещать эти школы!). Обучение только ремеслу и религии.
Делил на физическое, нравственное и умственное.
1. Физическое: здоровье = основа счастья
2. Нравственное: твердый характер, воля, нравственное дисциплинирование (основа – привычки, закрепляемые упражнениями)
3. Умственное: основа — любознательность, интерес ребенка; давать то, что пригодится в жизни
Метод: убеждение (ребенок — разумное существо), развивающее обучение, развитие мысли

Традиционные: танцы, фехтование, верховая езда, плавание, музыка,
Дисциплины Локка (практико-ориентированный характер): право, этикет, стенография, бухгалтерия, родной язык, география, арифметика, геометрия, астрономия, история и законоведение, ремесло: столярное, токарное, парфюмерное дело.
Нет: риторики, диалектики, лат.языка (борьба со словесными знаниями: важно не знать, а мыслить)
Главное: единство умственного и физического воспитания

Учитель и требования к нему

Учитель – подготовленный, солидный воспитатель (лучше гувернер из разорившейся дворянской семьи); авторитетен, родители его поддерживают.
На воспитателя не надо жалеть денег.
Воспитатель (учитель) должен владеть искусством «ничегонеделания», т.е. уметь управлять ребенком не на прямую, тем самым, развивая его и пробуждая его потребность в знаниях.
Учитель- философ

Источник



Направления развития педагогики

Направления Представители
Народная педагогика Традиции, пословицы, поговорки, обряды, песни, потешки, мифы, сказания, предания и п.т.
Педагогические идеи в русле философских и религиозно-философских учений Сократ, Платон, Аристотель, Плутарх, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Авиценна, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.
Педагогические взгляды в рамках философско-педагогических учений Т.Мор, Т.Кампанелла, Р.Декарт, Ж.-Ж.Руссо, Дж.Локк, И.Гербарт, Г.Спенсер, Р.Оуэн, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, И.Кант, Г.Гегель, Л.Н.Толстой, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, В.В.Зеньковский, В.В. Розанов и др.
Развитие педагогики как самостоятельной науки Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистерверг, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, К.Н.Ветцель, А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили и др.

Итак, в современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей;

2) во многих странах создана система непрерывного образования человека;

3) педагогика включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до про­фессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

ПЕДАГОГИКА –это наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности.[1]

ПЕДАГОГИКА –это совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.[2]

«Наука о воспитании. » — так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.

Существуют, однако, и другие точки зрения, которые представлены в таблице 2.

Педагогика – это искусство Педагогика – это наука Педагогика — это и наука, и искусство, и технология
Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками, а только искусствами. . Искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства — не наука; теория не излагает законов суще­ствующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности. [3] К.Д. Ушинский Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, то есть в виде теоретической науки, может существовать педагогика.[4] П.П. Блонский Педагогика — прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Эго наука «об искусстве деятельности Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; упот­ребление же теории вос­питания на самом деле составляет педагогическое искусство.[5] А. Г. Ободовский Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось сначала.[6] В. П. Беспалько

Педагогика, как и другие науки, имеет объект и предмет.

Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его приумножения, гуманистическое воспитание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.

Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, подготовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом общественно-экономической обстановки в стране.

Особенностью предмета и объекта педагогики является то, что основное место в ней занимает:

во-первых, процесс формирования высокогуманистических взаимоотношений педагога и обучающихся, включающих взаимное доверие, уважение, разумную требовательность, заботу о всестороннем развитии каждого с учетом индивидуальности,

во-вторых, организация учебно-воспитательного процесса, который обеспечил бы творческое усвоение социального опыта и современной культуры по основным видам деятельности (человек, техника, природа, знаковая система, художественный образ), развитие творческой личности, а также гуманизация, демократизация и гуманитаризация обучения и воспитания.

Существование педагогической реальности, специфика ее закономерностей, феноменов и механизмов, их важная роль в жизни людей обусловливают необходимость существования и развития педагогики как науки.Педагогическая реальность, находясь вне осознания государством, обществом, вне ее учета и целенаправленных, научно-корректных усовершенствований нередко не благоприятно отражается на реализациипланов государственного строительства, жизни общества, состоянии экономики, морали, культуры, правопорядка, успехах деятельности организаций, руководителей, на жизненном пути каждого гражданина.

Читайте также:  История болезни краткая хроника опаснейших эпидемий XXI века Статьи редакции

Реальности жизни, относящиеся к педагогическим, способствуют максимальным успехам личности, групп и общества, когда становятся предметами целенаправленных усилий учителей, преподавателей, воспитателей, руководителей, работников средств массовой коммуникации, культуры, родителей, и др.

Изложенное определяет основные задачи педагогики:

1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;

2) разработка методологии и методики педагогического исследования;

Источник

История развития педагогики

Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)

Софисты «мудрецы» расширили программу образования за счёт изучения грамматики, диалектики, обучению искусства спора. Затем были добавлены ещё четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составляло в целом семичастную «эн-киклос-пацдейу» (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречие – риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага. Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ. Его главное дидактическое достижение – майэвтика «повивальное искусство» — диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

Согласно Платону, достижение знания и истины, — мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством. Педагогическая проблематика присутствует в трактатах «Диалоги», «Государство», «Законы». Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия – просуществовало более 1000 лет. Педагогические суждения Платона выросли из его философского видения человека и мира. По Платону, земная жизнь – преходящий этап движения человека к «истинному бытию – неким умопостигаемым и бестелесным идеям». Земная жизнь должна готовить человека к слиянию человека с «истинным бытием». Приобретение знаний, следовательно, является процессом воспоминания о бестелесном мире идей, откуда вышел и куда уйдет каждый человек. Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка. В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особенно выделив социальный функции воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать». Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (min трехлетнего) образования. Была сделана попытка объединить достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности (дифференциация образования сообразно призвания человека). Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.

Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика». Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако, настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием (педономы). Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику. Его трактаты служили в течение многих столетий.

Идеологи раннего христианства иначе, чем представители Античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из основных идей Античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, Античность ставила в центр земное существование, а христианство – вечные общечеловеческие ценности. Августин проявлял интерес к психологии ребёнка. Он утверждал, что античная традиция образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но не «вещей». Главное место в образовании должно занимать изучение Библии.

Витторино де Фельтрэ,

Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.

Читайте также:  Основные неисправности двигателя

Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.

В своём главном труде Э.Роттердамский – «О первоначальном воспитании детей» — заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.

Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.

Отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике. Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм»

Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение из состава философии.

В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию. Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.

Воспитание униженных и оскорбленных. Он предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.

«Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.

Работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность. Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура.

Белинский определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.

Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.

Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.

В педагогическом наследии Пирогова особое место занимает идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования, но вместе с тем ограничивал сферу применения женского воспитания.

Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо высказывал убеждение, что в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.

Ушинский основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции – принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук». Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность,2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания.

Д. Дьюи — лидер педагогики прагматизма в США. Им был разработан метод учения посредством делания.

Торндайк – один из создателей экспериментальной педагогики. Он стремился к освобождению воспитания от умозрительности, и опереться на изучение ребенка и его поведения.

Он стремился превратить педагогику в строго нормативную науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласно концепции трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира.

Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия., т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.

AnaraAnara Anara Responses: chingis_k@mail.ru

Источник