Меню

Народные промыслы европейского севера района россии назовите центр изделия

народные промыслы европейского севера (района россии) назовите центр, изделия

напишите побольше центров, промыслов, изделий

  • район
  • россия
  • север
  • центр
  • изделие

Юлия Семёнова

Веник в баню, наличники на дома, деревянная мебель и более сложная художественная резьба по дереву, роспись по дереву (Палех и везде) , вышивка везде, но у меня на слуху Заонежская вышивка (Пудожский, Медвежегорские районы) , но вологжане, костромичи, ярославцы вышивали еще больше, Вологолодское кружево (Вологда и вся область) , обереги, изделия из Карельской березы, плетение корзин из бересты (шкатулки, корзины, туеса) , картины из бересты, плетение лаптей (но на севере распространено менее- там обувь делали более серьезную, кожанную) , производство валенок (весь Русский север) , сейчас там погубили овцеводство, а когда овец держали много (вязание, полушубки (Романово ныне Тутаев и др) , ткачество — все места, где выращивался лен, сейчас пожалуй осталось простейшее — ткут половики) , керамика — производство посуды в дом и чего еще для души не сделаешь. кузнечное дело (Псковичей за это даже зовут скобарями) . Резьба по кости и изделия из меха оленей — это уже сам север. Изготовление (шитье) лодок — особенно в поморских краях — Беломорье, Балтика, Карелия.

🙂Самыми известными на территории европейского Севера были:
— каргопольские игрушки (г. Каргополь) и пр. гончарные изделия;
— усольская финифть (г. Усолье) ;
— медное литье на Мезени.

Резьба по кости и дереву, кружевоплетение и меховое шить были повсеместно.

Источник

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

О России петь —
что стремиться в храм
По лесным горам,
полевым коврам…
О России петь –
что весну встречать,
Что невесту ждать,
что утешить мать…
О России петь –
что тоску забыть,
Что Любовь любить,
что бессмертным быть!
Игорь Северянин

Цели урока (слайд 2):

  • совершить заочное путешествие на Европейский Север;
  • познакомиться с влиянием Европейского Севера на развитие русской культуры;
  • узнать народные художественные промыслы населения Европейского Севера;
  • воспитывать любовь к Родине.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания:

Чаще всего, изучая какой-либо район, мы рассказываем о его хозяйстве: природных ресурсах, отраслях специализации. Давайте вспомним отрасли специализации Европейского Севера:

  • лесозаготовка,
  • рыбная промышленность,
  • горнодобывающая,
  • топливная,
  • металлургия.

Но является ли все это главным для Севера?

  1. Изучение нового материала:

Культурное наследие Европейского Севера огромно. Трудно перечислить все его стороны. Чтобы лучше познакомиться с этим, сегодня мы попробуем совершить заочное путешествие на Европейский Север.

У вас на столах находятся «Заметки путешественника» (Приложение 1), в которые вы будете заносить свои наблюдения по ходу нашего путешествия. Ваши записи помогут вам выполнить домашнее задание.

Север сыграл роль «заповедника» устного народного творчества, например, здесь в далёком прошлом возникли народные песни-руны, на основе которых был создан карело-финский эпос «Калевала», вошедший в сокровищницу мировой культуры.

Первыми русскими, поселившимися здесь, были переселенцы из Новгородских земель. В 13-14вв., спасаясь от татаро-монгольских набегов, люди подавались на север, за непроходимые болота и дремучие леса. Одной из магистралей этого движения стала Северная Двина. Предки живущих здесь крестьян и рыбаков не знали крепостного права. Крестьяне здесь были государственными, колонизация в значительной степени была монастырской. Вокруг монастырей по долинам крупных рек селились люди, занимавшиеся ловлей рыбы, пушным, соляным промыслом. Монастыри на Севере были центрами политической, хозяйственной и культурной жизни края. В суровых условиях Севера они создавали образцовые хозяйства, поражающие нас и сейчас уровнем организации, мудрыми решениями, техническими находками, любовью к земле.

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь (слайды 3-5).

Спасо-Преображенский монастырь расположен в северной части Ладожского озера, на острове Валаам. Название «Валаам» переводят с финского как «высокая земля». Монастырь находится на вершине довольно высокой утесистой горы.

Согласно Валаамскому преданию, первый из учеников Христовых – Св. Андрей Первозванный, просвещая славянские народы, отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест.

Монастырь был основан в 10 веке Преподобными Сергием и Германом Валаамскими. На рубеже 15-16 веков монастырь именовался «великою Лаврою». Монастырь неоднократно посещали императорские особы.

Монастырь не раз был сжигаем шведами, и возобновляем. В последний раз возобновлен в 1756 году после пожара 1744 года.

Обитель состоит из целой группы больших и малых островов, лежащих в северной части озера. На самом из них и центральном красуется во всем своем величии Валаамский монастырь, а на других островах уединились отдельные скиты: Авраамиев, Александрово-Свирский-Святоостровский, Всех Святых, Ильинских, Предтеченский, Коневский, Тихвинский, Николаевский и пустынька игумена Назария.

Монастырский соборный храм двухэтажный. В монастыре находятся мощи основателей. Скала, на которой построен собор, поднимается на 16 сажень над уровнем озера. Стиль постройки — византийский; колокольня — готической архитектуры, вышиною от уровня воды в 49 сажень; покрытая вызолоченными листами, она далеко видна с озера.

В монастыре жизнь строгая, с соблюдением самого строго отшельничества в скитах; при богослужении употребляется древнерусский столповой напев. При монастыре школа, больница, амбулатория, гостиница для богомольцев и разного рода мастерские. Монастырь имеет свои пароходы, на которых командиры и матросы – монахи.

Соловецкий монастырь (слайды 6- 8).

Соловецкие острова, расположены в Белом море. В 1429г. инок Зосима основал монастырь. Были построены деревянные церкви, Преображенская и Успенская, возведены деревянные крепостные стены.

В 16 в. развернулось грандиозное строительство каменных Соловецких соборов, сооружение каналов, соединяющих многочисленные озера в единую проточную систему.

Менялись игумены, восходили на престол новые цари, а рост монастыря продолжался. В царствование Бориса Годунова Соловецкий монастырь стал самой могучей русской крепостью на севере. В монастыре, затерянном среди студеного моря, постепенно складывался один из культурно-религиозных центров России.

Монастыри на Руси всегда использовались в качестве мест заключения. В Соловецких подземельях томились декабристы, революционные демократы. В 20 веке здесь был сталинский ГУЛАГ.

Соловецкие острова интересны не только монастырем, но и разнообразными замечательными ландшафтами. Участки лугов чередуются с березовыми, еловыми, сосновыми лесами с обилием ледниковых валунов. Длительное время на архипелаге велись работы по акклиматизации деревьев, цветов, одомашниванию пушных зверьков. Два острова соединены дамбой. В ней сделан проём, через который проходит движение воды. Зигзаги дамбы способствуют ее проточности, что имеет важное значение при сильных приливно-отливных течениях.

Множество небольших озер соединено каналами, по которым вода выводится в море. Это замечательное гидротехническое устройство 400 лет предохраняет остров от одной из главных опасностей северотаёжных ландшафтов – прогрессирующего заболачивания. Чистая проточная вода, заменив застойную воду замкнутых озерных котловин, способствует общему оздоровлению природы островов.

Соловецкие острова – не просто одно из красивых мест, каких много на севере. Здесь можно увидеть, как человек глубоко понял природу, бережно сохранил и улучшил своим трудом.

«Мерилом вкуса и мастерства всегда
будет служить традиционное народное
искусство и то тепло человеческих рук,
которым согрета любая вещь,
созданная народным мастером.»
И.Я. Богуславская.

Народные художественные промыслы на Севере – одна из составных частей народной культуры, сохранившейся здесь с давних времен. Один из наиболее известных промыслов – вологодское кружевоплетение.

Вологодское кружевоплетение (слайды 9-11).

Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространён в вологодской области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой (тесьмой, «вилюшкой»); они четко вырисовываются на фоне узорных решеток, украшенных насновками в виде звездочек и розеток. В основе вологодского кружева лежат народные узоры, напоминающие зимние узоры на окнах, иней, снежинки.

Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти 19 века. Начало промысла относится к 1820г., когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским. Скатерти, салфетки, занавески, разнообразные накидки, панно, перчатки, жилеты, косынки, шарфы, покрывала, мерные кружева и многое другое напоминает нам морозные узоры на зимнем окне и чудесную белизну березовых рощ. Оно вносит в современный интерьер благородство, возвышенность, сердечную теплоту.

Читайте также:  Сочетание цвета салона и кузова автомобиля

Среди других художественных промыслов далеко за пределами края известны шемогодская ажурная резьба по бересте, по дереву, резьба по кости, каргопольские глиняные игрушки, великоустюжское чернение по серебру и т. д.

Каргопольская глиняная игрушка (слайды 12-13).

Самой большой известностью в нашей стране пользуются дымковские, или вятские, глиняные игрушки. Но мало кто знает, что история дымковской игрушки тесно связана с Вологодским краем. В XVв. великий князь Иван III стремился подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга. Многих ремесленников из этого северного города переселили в глухие места на реку Вятку, в окрестности города Хлынова. Переселенцы основали слободу, которую назвали Дымково – так же, как называлась дорогая их сердцам местность под Великим Устюгом. Там, по преданию, и появились в конце XV–начале XVI в. дымковские игрушки.

Другим не менее известным центром глиняной игрушки стал Каргополь. Примечательная особенность каргопольской игрушки заключается в том, что наряду с традиционными фигурками мастера лепили и фантастических животных. Большинство изделий – отдельно стоящие фигурки. Но иногда создавались и несложные композиции с участием двух-трех персонажей, объединенных простым действием.

Каргопольские игрушки – это фигурки небольшого размера (8–14 см). Пропорции человеческого тела у персонажей несколько нарушены, что придает им грубовато-наивную выразительность. У них крупные головы, длинное туловище, а руки и ноги короткие.

Роспись каргопольской игрушки своеобразна. Ее цветовая гамма приглушена, по-северному сдержанна. Для нее характерны розовые, зеленые, сиренево-синие, желтые, оранжевые и красные краски неярких оттенков. Мастера применяли три приема росписи: 1) окраска отдельных частей фигурки одним цветом; 2) наложение цветовых пятен; 3) простой узор из прямых и волнистых линий. Каргопольская игрушка – искусство крестьянское, без ощутимых влияний городской культуры. В ней во всей полноте отразились представления русского крестьянства о жизни и красоте.

Шемогодская резьба по бересте (слайды 14-16).

Характерно устюжское народное художественное ремесло, известное здесь с конца XVIII века. По наименованию протекающей здесь речки Шемогсы, резьба по бересте именуется «шемогодской резьбой». В деревнях, расположенных по берегам Шемогсы, еще в XVIII веке крестьяне научились искусству сквозной прорези и тиснения по бересте. Художественные особенности резьбы по бересте обусловлены свойствами материала: береста от молодой березы, мягкая и податливая под ножом резчика, уверенная рука которого легко вырезает мотив рисунка по наметке, а иногда просто «по памяти». После этого пластина бересты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины (осины), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга. Шемогодскую резьбу отличал традиционный растительный мотив: тонкая ветвь вместе с листвой, плавно изгибаясь, заполняла все поле резьбы узорным кружевом. Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов — «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу четкой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки. Современные мастера Шемогодья, обобщая опыт предыдущих поколений, творчески развивая традиционные сюжеты и орнаменты, продолжают удивлять нас прекрасными произведениями искусства.

Резьба по кости (слайды 17-19).

Искусство резьбы по кости — яркое проявление народной художественной культуры Европейского севера России. Обработка кости имеет древние традиции, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований. Всемирно известный центр косторезного искусства находится в г. Холмогоры.

Для произведения косторезных изделий применяют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Форма кости, ее белый цвет и матовость поверхности дают возможность народным мастерам. Из кости делают различные бытовые предметы – ножи для разрезания бумаги, игольницы, карандашницы, шкатулки, вязальные крючки, гребни, заколки, шпильки. Также делают различные ювелирные украшения – серьги, кулоны, броши, бусы, браслеты и художественные плашки для ножей.

Мастера используют разные способы обработки кости — рельефную и ажурную резьбу, гравировку. Рельефная резьба заключается в следующем: на костяной пластинке по контурам нанесенного рисунка режущими инструментами выбирают фон, оставляя при этом выпуклые рельефы на поверхности кости. Ажурная резьба на проем отличается от рельефной тем, что в местах фона сверлят отверстия. При гравировке вначале на костяной пластинке делают рисунок, затем гравировальной иглой наносят линии различной глубины.

Народные мастера используют в своей работе, и ценные виды кости — мамонта и моржа. Холмогорский косторезный промысел существует уже на протяжении 400 лет. Центром производства таких изделий является г. Холмогоры Архангельской области и отдаленные деревни.

Великоустюжское чернение по серебру (слайды 20-22).

Русский художественный промысел, сложившийся в 18 веке в городе Великий Устюг. Изготовлялись серебряные табакерки, шкатулки, коробки, флаконы и прочее с поверхностью, украшенной чернью: в 18 веке — богатый орнамент и занимательные сюжетные рисунки; в 19 веке — более сухие, часто документальные изображения городов и географических карт.

В середине 19 веке получил развитие растительный узор, построенный на контрастах тёмного и светлого и сплошь покрывающий поверхность брошей, запонок и др.. К началу 20 веке промысел заглох. В 1929 начал возрождаться, с 1933 работает артель (с 1960 — фабрика) «Северная чернь», изделия украшаются тщательно выполненным черновым рисунком, равномерно заполняющим поверхность.

Еще одна гордость Севера и всей России – деревянная архитектура (слайды 23-24).

Мировую известность получил маленький островок в Онежском озере – Кижи. Вот уже два с половиной века здесь возвышается чудо деревянного зодчества – двадцатидвухглавый Преображенский собор. Преображенский собор был возведён в 1714 году в самый разгар Северной войны, когда Россия прочно утверждалась на берегах Балтики. Не случайно старинное предание прямо связывает строительство Преображенского собора с личностью ПетраI: «Петр Первый, путешествуя по Онежскому озеру, остановился у Рижского острова, заметил множество бревен срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план. Так ли это было, или нет, трудно сказать. Но в представлении народа сам факт сооружения собора и его идейно-художественный образ ассоциировались с личностью Великого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства.

Рядом с Преображенским собором расположен десятиглавый Покровский собор, поодаль– другие примечательные постройки из дерева. Произведения деревянной архитектуры поражают гармонией форм, совершенством исполнения, глубоким знанием свойств и возможностей строительного материала. Купола деревянных церквей кажутся серебряными потому, что покрыты пластинками из осины. Дерево другой породы для этой цели менее удобно и не так красиво.

Причина сильного эмоционального впечатления от Кижей – не только сами сооружения, но и расположение их на невысоком острове среди студеной воды:

Соборы, как серебряная брошка,
Приколотая к бархатной заре.
Онежская закатная вода,
Погост с позеленевшими крестами.
А.Пьянов

Малые Карелы (слайд 25).

Малые Карелы — государственный музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России. Расположен в Архангельской области, на правом берегу Северной Двины (в месте впадения реки Карелка), в 28км к югу от центра Архангельска. Площадь территории музея — 139,8га.

Основан в 1964 году, открыт для посетителей 1 июня 1973 года. С 1983 года музей является членом Ассоциации европейских музеев под открытым небом. С 1996г. включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В экспозиции музея находятся около 100 гражданских, общественных и церковных построек, самые ранние из которых датируются XVI (колокольня из села Кулига-Дракованово) и XVII веками (Вознесенская церковь из села Кушерека, Георгиевская церковь из села Вершины).

Читайте также:  Продукты компании Avast какие они бывают и как их загрузить

Среди экспонатов — крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы и т. п. Постройки для перемещения на территорию музея раскатывались по брёвнам, а затем заново собирались уже на территории Малых Карел.

Экспозиция музея разделена на Каргопольско-Онежский, Северо-Двинский, Мезенский и Пинежский секторы. В настоящее время создаются Поморский и Важский секторы.

В 2006 в честь музея Банком России выпущена серебряная монета номиналом 25 рублей.

Вот и подошло к концу наше путешествие по Европейскому Северу. Каким оно получилось решать вам, но мне кажется, мы с вами узнали много нового. Что же вам запомнилось? Надеюсь, ваши заметки получились очень интересными и помогут вам выполнить д/з. (Слайд 26).

По богатству и разнообразию культурного наследия Европейский Север занимает выдающееся место в России. Насколько беднее были бы наша история и культура, наше национальное самосознание без этих храмов, городов и сел, мастеров и традиций! Приобщение к наследию Севера, понимание его делает нас не «Иванами, не помнящими родства», а культурными людьми, истинными россиянами, сознательными гражданами своей страны.

Мы можем гордиться славными делами наших предков, но доказать, что мы достойны называться их потомками и продолжателями их дела, можно, только творчески продолжая и развивая их традиции.

  • Составьте туристический маршрут по Европейскому Северу;
  • Напишите статью в газету.

Использованная литература (слайд 27).

  • Григорьев А. А. Природные святыни России // География в школе. 1996. №1
  • Жогова М. Л. Изучение природных достопримечательностей России// География в школе. 1999. №1
  • Кудрявцева Т. А. «Я живу в России!»: Кн. Для семейного чтения- М.: Просвещение; СПб., 2001.
  • Ресурсы Интернета.

Источник



6 удивительных народных промыслов Русского Севера

Шемогодская резьба. Фото krassever.ru

«Промысел» — понятие широкое. Допустим, ловля трески, варка соли или добыча моржового клыка — это тоже промыслы, характерные для жителей Русского Севера. Но есть ремесла, занятия, которые переросли задачу «заработать на кусок хлеба», получить выгоду. Они настолько сами по себе красивы, эстетичны, что стали почти искусством. Точнее — прикладным искусством. Познакомимся с некоторыми видами северного прикладного искусства.

1. Вологодское кружево

Есть версия, что первые образцы кружева попали на Вологодчину в XVI веке по Северному морскому пути из Европы. Может быть, но ни в одной стране мира не было столь разнообразных кружев, как в России!

Наши мастерицы брали узоры из орнаментов традиционного ткачества, изгибов и переплетений резьбы по дереву, ажурных снежинок и геометрических орнаментов «вологодского стекла» — старинного искусства шитья белой бумажной нитью по белому полотну… Птицы и деревья, цветы и бытовые сценки — вологодские кружевницы на своих коклюшках умели делать всё. Вологодское кружево можно отличить по четкому делению «строения» на узор и фон. Работали кружевницы за станком по 16 часов в день. В одном узоре переплетали до ста нитей. Сегодня Вологду называют кружевной столицей России. Будете в городе — обязательно загляните в единственный в России Музей кружева!

Узнайте подробнее о вологодских кружевах и других интересных «фишках» Вологодчины:

2. Чернёное серебро

Древняя техника чернения серебра пришла на Русь с Кавказа и из Персии. Чернь для нанесения рисунка на серебряный фон готовится из сплава серебра, свинца, красной меди, серы, поташа, буры и соли. Рисунок на серебряной пластинке процарапывается, углубления замазываются кашицей из черни, при нагреве она расплавляется и соединяется с серебром. Лишнее счищают, рисунок остаётся. Устюжские ювелиры вывели рецепт особой черни: цвет, качество, прочность прославили город Великий Устюг и в России, и за её пределами. Чудом сохраненный после революции промысел сегодня успешно развивает предприятие «Северная чернь». Здесь вручную делают и черненую посуду, и столовое серебро, и ювелирные украшения, и церковную утварь.

О предметах церковной утвари, выполненных в технике северной черни узнайте здесь.

А вот подробный рассказ о технологии легендарной северной черни:

3. Вологодский лён

Единственная натуральная ткань, которую отечественные производители вырабатывают из нашего сырья сегодня — лён. Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина.

Лён хорош всем. Он «дышит», он экологичен, к льняной ткани не притягивается пыль — для астматиков, аллергиков это очень важно. Лён гигроскопичен — отлично впитывает влагу. В льняной одежде в жару — прохладно, в холод — тепло. Прочная льняная ткань не выгорает на солнце и не желтеет… Слава Богу, в России умеют лён выращивать, обрабатывать, ткать и шить из льняной ткани великолепные изделия.

Посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере:

4. Шемогодская резьба

Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на севере из бересты. А вот свободного времени на всякие безделушки у крестьян не было. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них. Деревня Курово-Наволок Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии — место возникновения самого известного берестяного промысла России. Шемогодская береста стала недорогим аналогом изделий из резной кости. Костяные шкатулки из «рыбьего зуба» — моржового клыка или бивня мамонта — ценились очень высоко, были в моде, но позволить себе такую вещицу мог не каждый. Другое дело — «деревянное кружево», берестяная шкатулочка, такая же ажурная и красивая, но на порядок дешевле.

Чайницы и пеналы, блюда и портсигары, тарелки и сундучки и бессчетное количество шкатулочек, коробочек — все это покрывалось и растительными орнаментами, и сценками из дворянской жизни, и юмористическими картинками, и сказочными существами. Шемогодскую резьбу узнают по традиционному симметричному растительному мотиву: изогнутая тонкая ветвь — «бегунок» с расходящимися в разные стороны побегами, розетками, ягодками, трилистниками.

Узнайте больше о Шемогодской резьбе:

5. Резьба по кости

Бивень моржа на севере зовется «рыбьим зубом». Его с давних времен добывали поморы в полярных морях. А еще они собирали по берегам Северного Ледовитого океана бивень зверя, который жил здесь тысячелетия назад, — мамонта. Кость — материал податливый и красивый. Когда поморы научились вырезать из него всякую красоту, доподлинно не известно, но первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку. И сразу — «вызываем в Москву!»: искусного «гребного мастера» Евдокима Шешенина и его брата Семена позвали в столичную Оружейную палату, где те стали лучшими косторезами!

За четыре века уникальный промысел, а точнее — искусство холмогорской резьбы по кости, достиг невиданных высот! Косторезам из Сольвычегодска и Великого Устюга, Архангельска и Холмогор уже мало было своего сырья: им привозили и слоновую кость, хотя они умели резать и коровью цевку. Кубки и браслеты, шкатулки и табакерки, гребни и шахматы, даже предметы мебели — изящные изысканные резные изделия приобретали цари, ценила европейская знать… Шедевры из кости и сегодня славят холмогорских мастеров по всему миру.

О промыслах поморов читайте здесь:

6. Мороз по жести

Уникальный промысел — «мороз по жести». С конца XVIII века он получил широкое распространение на устюжской земле. На тонкий лист жести наносился прочный рисунок с помощью особой химической обработки жести. Создавалась иллюзия морозного узора — радужные перламутровые «цветы» мороза. Из этой жести делались шкатулки и ларчики такой красоты, что мастера вывозили их на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, где «мороз по жести» влет расхватывали персидские, турецкие и китайские перекупщики. Жестью с «морозными» узорами обивали деревянные сундуки, ларцы, шкатулки и украшали их просечными железными накладками. Секрет «мороза по жести», увы, утрачен — и сегодня мы можем любоваться лишь изделиями старых мастеров в музеях и хранилищах.

Читайте также:  Постановление Правительства Республики Карелия от 4 июня 2020 г N 271 П Об установлении величины прожиточног

По ссылке — о народных промыслах и других секретах удивительного города Великого Устюга:

Источник

Презентация на тему «Народные промыслы Европейского Севера!

 Презентация на тему: «Народные промыслы Европейского Севера»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация на тему: «Народные промыслы Европейского Севера»

Народные промыслы Архангельской области: Борецкая роспись Вначале, как видно, существовал один центр росписи — село Борок . Наиболее часто используемые цвета в росписи: красный, зелёный, коричневый, оранжевый, жёлтый. Орнамент состоит из ромбиков, кружочков, капелек, треугольников. Все элементы обводятся чёрным контуром. Символ Борецкой росписи — Древо жизни . Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепития, гуляния. Мензенская роспись Мезе́нская ро́спись по де́реву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей, коробов, братин, сложившийся к концу XIX века в низовьях реки Мезень . Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы.

Народные промыслы Архангельской области: Каргопольская игрушка. Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Пинежью её возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе. Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскалённое изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. «Птица счастья» Основным местом происхождения считается Архангелогородская губерния, в которую до XX века входили территории современных Мурманской, Архангельской областей, беломорские районы республики Карелии и Ненецкого автономного округа (Поморье, Поморская сторона). Одно из оригинальных названий игрушки «Поморский голубок». Изготавливается из цельного бруска, щепки, без применения клея и крепежных элементов, путём нарезки тонких лепестков и специального метода изгибания, лепестки получившихся крыльев и хвоста могут соединяться нитками. Обычно делается из дерева сосны, еои, пихты или сибирского кедра. За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах и ведется сейчас не только по всей России, но и на Украине, Белоруссии, Литве и Чехии . Птица счастья вешалась в доме в качестве оберега, хранителя домашнего очага и благополучия.

Народные промыслы Вологодской области. Вологодская финифть. Вологодская финифть — красочная цветочная и сюжетная роспись по белому эмалевому фону. Начало этого промысла относится к середине XVII века – на Русском Севере в городе Сольвычегодске мастера создали свой неповторимый стиль росписей по эмали. Росписи получили название усольских эмалей, так как город Сольвычегодск в древних документах и описях назывался Усольском. Сейчас промыслом росписи по эмали занимается предприятие города Вологды -Творческая мастерская «Вологодская финифть» Великоустюгское чернение. По некоторым данным, мастера Великого устюга используют наиболее древнюю из известных на сегодняшний день технологий. Устюгское чернение всегда довольно ощутимо отличается от работ московских и петербургских мастеров: большой вес имеет сюжетная гравюра; рисунок весьма насыщенный, с гораздо более густым цветом. Выполненный штрихами фон образует своего рода сетку. Часто изображение дополняется резными или чеканными деталями. В большинстве случаев изображается общий абрис объекта, без мелкой детализации.

Народные промыслы Мурманской области: Резьба по кости. Искусство резьбы по кости — яркое проявление народной художественной культуры Европейского севера России. Обработка кости имеет древние традиции, что подтверждается многочисленными предметами, найденными в результате археологических исследований. Мастера используют разные способы обработки кости — рельефную и ажурную резьбу, гравировку. Народные мастера используют в своей работе, и ценные виды кости — мамонта и моржа. Вышивка народного костюма. Саамский народ можно увидеть в красивых варежках и сапогах, вытканных оловянными нитями. Вся одежда отдекорирована рисунками и узорами. А саамки, которые смогли достичь совершенства на этом поприще, пользуются огромным уважением в семье. Рисунки вышивки по-своему прекрасны и необычайно привлекательны. Как правило, в качестве узоров вышивают оленей, звезды, всевозможные цветы, фигуры и конечно, диких животных и птиц.

Народные промыслы республики Коми: Гончарство. Одним из древнейших занятий у коми было гончарство. Самодельная глиняная посуда встречается в употреблении повсеместно вплоть до наших дней. Глиняную посуду в основном делали женщины. Посуду лепили в жилых помещениях или на улице, обжигали в русской печи. Художественная обработка бересты. Одним из самых любимых и используемых материалов была береста (вид ремесла — художественная обработка бересты). Из неё делали разнообразную утварь, посуду и обувь. В основном изделия делали из пластовой бересты, и из берестяных лент шириной 1-3 см плели заплечные мешки для сбора грибов и ягод – это пестери, кузовки, корзины, ведра и мн. др.. Также широко использовалось плетение из коры липы (нинкöм), из которого делали лапти. Этот материал взбухал и в дальнейшем и не пропускал воду.

Народные промыслы республики Карелии: Резьба по дереву. Главным богатством территории Карелии всегда были леса. Древесина прочна и относительно легко поддаётся обработке. Поэтому для местного населения с самых древних времён дерево стало материалом, нашедшим своё применение в самых различных областях деятельности – от изготовлений орудий труда до строительства, кораблестроения и создания предметов культа, а также картин. Изготовление керамической посуды. Экспериментальными способами воспроизводятся технологические процессы изготовления старинной керамики, выдвигаются различные предположения, выдвигаются гипотезы. Керамика типа Сперрингс — это несложные керамические изделия, имеющие форму половинки яйца и сплошь декорированные оттисками рыбьих костей, веревочек с узелками и просто ямками. Поселения, в которых находят керамику данного типа, распространены в южной и центральной части Карелии, наиболее концентрируясь в бассейне Онежского озера.

Народные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа. Шитьё национальной одежды. Ненецкая меховая одежда отличается совершенно особой архитектоникой. Нередко ее декоративная выразительность достигается только за счет выделения цветной полоской конструктивных швов. Небогато расцвеченная узорами, почти не имеющая украшений, не расшитая бисером, она, тем не менее, красива своей строгостью, монументальностью. Красота эта основана на гармоничном сочетании всех элементов целого. С большим вкусом используются оттенки меха и отделочные материалы: сукно или ровдуга. На цветовое решение одежды мастерицы всегда обращали большое внимание, они избегали резких, грубых сочетаний цветов Изготовление орудий труда. Кроме изделий из меха и кожи, ненецкие мастера, правда, в небольшом количестве, производили изделия из бересты и дерева, из металла, из кости. Для производства деревянных изделий использовался главным образом плавун, который находили у берегов океана. Металла было очень мало, из него делали орудия труда, украшения для одежды. До нашего времени сохранилось совсем немного изделий из кости, хотя известно, что кость раньше была широко распространена. Сейчас из кости тоже делают некоторые предметы, нужные для оленеводства, охоты, рыбной ловли.

Источник