Меню

Неклассическая философия 19 20 вв

Неклассическая философия 19 -20 вв.

«Бессознательное» по З.Фрейду, функционирует на основе.

(+)первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия

(-)импульсов, исходящих из области сознания

«Воля к власти, влечение всего живого к самоутверждению есть основа жизни»,- утверждал.

(-)О.Конт (-)К.Маркс (+)Ф.Ницше (-)А.Бергсон

Выражение «философия техники» было предложено немецким философом

(-)Ленком в конце ХХ века (-)Ф. Дессауэром в первой половине ХХ века

(+)Э. Каппом в Х1Х веке (-)К. Ясперсом в середине ХХ века.

Особое внимание к системе эстетических ценностей уделяли в …

(-)психоанализе (-)аналитической философии (-)неотомизме (+)неокантианстве

Переход от классической к неклассической картине мира начался на рубеже …

(+)XIX-XX BB (-)XVI-XV BB (-)XII-XIII BB (-)XVI-XVII BB

Представителем философии жизни является …

(-)З.Фрейд (-)Вольтер (-)Гегель (+)Ф.Ницше

Термин «экзистенция» был введен

(-)М. Хайдеггером (-)А. Камю (+)С. Кьеркегором (-)Ж.П. Сартром

«Философия науки» как направление философского знания появилась в(во).

(+)второй половине 19 века в рамках неклассической философии

(-)Средние века (-)эпоху Возрождения (-)философии марксизма

«Человеку массы» противостоит «сверхчеловек», считал… (-)Ф.Энгельс

(-)Ф.Гегель (+)Ф.Ницше (-)Ф.Шеллинг

Экзистенциализм Персонализм Философская антропология

Автором книги «Иметь или быть» является

(-)Ф. Ницше, (-)З. Фрейд, (+) Э. Фромм, (-)Ф. Энгельс

В бунте против абсурда видел смысл жизни человека..

(-)З.Фрейд (+)А.Камю (-)М.Хайдеггер (-)К.Маркс

В своей трактовке сущности человека экзистенциализм исходит из того, что…

(-)поведение человека обусловлено природными факторами

(+)человек ответственен не только за себя, но и за других людей

(+)существование человека предшествует его сущности

(-)причины поступков человека находятся в его социальном окружении

(-)фундаментальной характеристикой человека является мышление

Представители _______ считают, что человек обретает свою сущность, в процессе своего существования.

(-)неотомизма (-)позитивизма (+)экзистенциализма (-)герменевтики

Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется.

(-)культурными традициями (-)философскими учениями

(-)социальными нормами (+)самим человеком

Представителями экзистенциализма являются

(+)Хайдеггер (+)Ясперс (-)Рассел (-)Кант

Разработка проблем философской антропологии в XX веке связана с именами…

(-)Б.Рассела (-)Т.Куна (-)О.Конта (+)М.Шелера (+)А.Гелена

С точки зрения экзистенциализма человек задумывается о смысле жизни в

(-)при обращении к вере (+) в пограничных ситуациях (-)от скуки (-)в состоянии опьянения

Философское направление, рассматривающее личность как ценность называется

(+)персонализмом (-)фрейдизмом (-)марксизмом (-)неотомизмом

Неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские», считают представители…

(-)экзистенциализма (-)неофрейдизма (-)марксизма (+)неопозитивизма

Одной из характерных черт современной философии является.

(-)анализ возможности построения коммунистического общества

(-)познание первоначал бытия

(-)познание абсолютного духа

(+)активное исследование проблем языка

Проблемы языка, науки, логика занимают центральной место в:

(-)экзистенциализме (+)аналитической философии (-)фрейдизм (-)прагматизм

Стремление унифицировать язык науки характерно для философии

(-) экзистенциализма (+) аналитической (-)психоанализа (-) неотомизма

Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой …

(-)М.Хайдеггера (-)З. Фрейда (-)Ж.-П. Сартра (+)Э. Гуссерля

Э. Гуссерль является создателем…

(-)психоанализа (+)феноменологии (-)герменевтики (-)персонализма

Герменевтика Структурализм Постструктурализм Постмодернизм

(-)толкование Священного Писания (-)теория языка (-)способ художественного осмысления мира (+)искусство понимания чужой индивидуальности, выраженной в тексте

Одним из направлений философии ,возникших в XX веке является .

(-)трансцендентальный идеализм (+)структурализм

(-)волюнтаризм (-)антропологический материализм

Согласно _______, проявлением отчуждения является «одномерность» современного человека.

(-)Ф.Ницше (+)Г.Маркузе (-)З.Фрейду (-)Н.Бердяеву

Характерной чертой философии постмодернизма является.

(+)замена объективной реальности знаков символическими картинами мира

(-)исследование предельных основ бытия

Автором работы «Слово о законе и благодати» является…

(-)Никон. (-)Мономах (+)Илларион. (-)Филофей.

В русской философии традиционно повышенное внимание уделялось ценностям.

(-)материальным (-)демократии (-)собственности (+)духовным

Главной проблемой, встающей перед личностью, И. А. Ильин считал проблему…

(-)творчества (+)борьбы со злом (-)самоидентификации (-)смысла жизни

Душа мира, связующее звено между Богом и его творением, по Соловьеву, есть

(-)Единое (+)София (-)Демиург (-)Логос

Идеализация русских самобытных начал характерна для.

(-)народников (+)славянофилов (-)марксистов (-)западников

Идейное течение, утверждавшее неизбежность развития России по пути западной цивилизации

(-)народничество (+)западничество (-)славянофильство (-)либерализм

Ключевой проблемой Русской философии в Х1Х века являлся поиск

(-)законов диалектики (+) пути развития России (-)методов познания (-)направлений научно-технического прогресса

К числу представителей анархизма относились…

(+)П. А. Кропоткин (-)В. И. Ленин (-)В. С. Соловьев (-)Г. В. Плеханов (+)М. А. Бакунин

Материалистическую позицию в отечественной философии XIX — XX вв. представляют.

(+)А.Герцен, В.Белинский, Д.Писарев

(-)Н.Трубецкой, Г.Флоровский, В.Ильин

(-)Н.Бердяев, В.Розанов, С.Франк

Начало материалистической традиции в русской философии положил …

(-)Сковорода Г.С. (-)Трубецкой Н.С. (-)Десницкий С.Е. (+)Ломоносов М.В.

Первые представления о философии на Руси сложились после.

(-)возвышения Московского государства

(+)составления «Русской Правды»

Первым теоретиком диалектического материализма в России был…

(-)П. Я. Чадаев (-)Г. Г. Шпет (-)П. А. Флоренский (+)Г. В. Плеханов

Появление светского типа философствования в России происходит в…

Представителями западничества являлись…

(-)А. С. Хомяков (-)К. С. Аксаков (+)Т. Н. Грановский (+)К. Д. Кавелин (-)И. В. Киреевский

Представители либерального направления в русской философии

(-)А.И.Герцен (+)К.Д.Кавелин (+)Т.Н.Грановский (-)В.Г.Белинский (-)М.А.Бакунин

Представителем антропологического материализма в русской философии был

(-)П. А. Флоренский, (+)Н.Г. Чернышевский, (-) В.С. Соловьев, Г (-)М.В. Ломоносов.

Представителем естественнонаучного направления в «русском космизм» является.

(+)В.И.Вернадский (-)А.И.Радищев (-)Н.Ф.Федоров (-)Н.А.Бердяев

“Рыцарем свободного духа” называл себя

(-)Ф.М. Достоевский (-)Л.Н. Толстой (+)Н.А.Бердяев (-)В.С. Соловьев

Русская идея с точки зрения Вл. Соловьева – это…

(-)идея мировой гегемонии (-)идея превосходства одной нации над другой

(+)идея национального предназначения: “это не то, что народ думает о себе во времени, а то, что Бог думает о нем в Вечности”

(-)идея объединения Востока и Запада

Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был…

(-)Бакунин М.А. (-)Чернышевский Н.Г. (+)Соловьев В.С. (-)Герцен А.И.

Создателем теории культурно-исторических типов, описанной в книге «Россия и Европа» является

(-)А.С. Хомяков (+)Н.Я. Данилевский (-)В.С. Соловьев (-)Л.Н. Гумилев

Сторонниками русского космизма – учения о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса – являлись…

(+)К.Э.Циолковсий (-)Н.П.Огарев (-)В.В.Розанов (-)К.Н.Леонтевьев (+)А.Л.Чижевский

«Техника убийственно действует на душу», — считал.

(-)Д.Белл (-)У.Ростоу (-)Э.Тоффлер (+)Н.Бердяев

Тема свободы как условия творчества является одной из центральных в работах

(+)Н. Бердяева (-)Э. Фромма (-)А. Бергсона (-)М. Бакунина

Философами(славянофилами), трактовавшими русскую историю посредством обоснования православия как начала всей русской национальной жизни, являлись…

(-)Г. В. Плеханов (-)Т. Н. Грановский

(+)Ю. Ф. Самарин (-)П. Я. Чаадаев (+)А. С. Хомяков

Философ русского зарубежья , автор исследования «О сопротивлении злу силой»- …

(-)Флоренский П.А. (-)Лосев А.Ф. (-)Франк Н.О. (+)Ильин И.А.

Христианско-экзистенциальное направление в отечественной философии представлено

(+) Л. Шестовым (-) В. Зеньковским (-)И. Ильиным (+) Н. Бердяевым

Характерной чертой русской идеалистической философии является.

(+)антропоцентризм (-)детальная разработка гносеологии(-)системность (-)строгость логических построений

Центральным понятием в философии С.Л.Франка было понятие…

(+)единения (-)разобщенности (-)соборности (-)общности

Направления и подходы в гносеологии

По мнению представителей __________________»знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать двояко и противоположным образом»

(-)агностицизма, (-)Гносеологического оптимизма, (-)Догматизма, (+) скептицизма.

Сторонниками позиции, согласно, которой человек познает только явления, но не сущности вещей, называют…

(-)гностиками (-)апогетами (+)агностиками (-)догматиками

Эмпиризм считает, что теоретическое мышление.

(+)не может выходить за пределы опыта (-)есть главный источник знания

(-)способность выходить за пределы опыта (-)не связано с эмпирическим познанием

Источник

Неклассическая Западная философия 19-20 в.: течение позитивизма, экзистенциализма, аналитическая философия

date image2015-05-27
views image1921

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии. Последняя, однако, имеет самое прямое отношение к возникновению этих течений, ибо она самим фактом своего присутствия и влияния на умы современников, стимулировала критическое отношение к себе и стремление ее преодоления.

Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.

ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА. В классической философии возник и утвердился культ разума. Мыслители этой эпохи пришли к широкому толкованию разума, предполагая, что природа, история, человеческая деятельность движимы внутренне присущей ей “разумностью”. Разум рассматривался как синоним закономерности, целесообразности природы и восходящего движения истории к некоей “разумной цели”, как высший судья над существующим, как носитель “подлинной” истины и гарант “высшей” нравственности. Концентрированным и логически завершенным вариантом философского рационализма классического типа является гегелевский панлогизм: согласно Гегелю, бытие определяется развитием Абсолютной идеи (“божественного разума”). “Хитрость разума”, по мнению Гегеля, в конечном счете, должна победить “косность” природы и случайности истории.

Экзистенциализм – философское направление, представители кот. выдвигают на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, невыразимую на языке понятий. В строгом смысле экзистенциализм не является философ. школой, этот термин используется по отношению к достаточно разным мыслителям, поэтому корректнее говорить не о направлении в философии, а об особом – экзистенциальном – мышлении.

Аналитическая философия— направление в философской мысли XX века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое колич-во разнообразных концепций и школ. Общими для аналитической философии явл-ся следующие моменты:

лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений; семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах значения; аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии.

Основателям аналитической философии являются Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн. Кроме того, сходная проблематика разрабатывалась в неопозитивизме Венского кружка.

Источник



Неклассическая философия XIX века.

1. Общая характеристика развития философии в период 19 века.

2. Философия марксизма.

3. Философские размышления А. Шопенгауэра.

4. Философские идеи Ф. Ницше.

5. Философия С. Кьеркегора.

1. 40–70-е гг. XIX в. являются той точкой отсчета, за которой начинается новая философская эпоха. В эти годы, в развитии европейских наук и искусства начинается «коренной переворот» и «переоценка ценностей», а в философии — ценностно-содержательное переосмысление классики.

Основные его тенденции:

1). Пересматривается статус разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к возникновению альтернативных рационализму форм осмысления бытия и человека.

2). В центр внимания выдвигается антропологическая проблематика, причем человек рассматривается уже не только как существо рациональнопознающее, но и практически преобразующее природу и социум.

3). Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного.

Читайте также:  Температурный режим и уровень влаги в инкубационный период

4). Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку, который становится более гибким, художественным, релевантным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания.

5). В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте — переходе от философии сознания к философии языка.

Неклассическая философия 19 века – это духовное образование, состоящее из весьма неоднородных, порой несопоставимых друг другу течений. Вашему вниманию будет предложено знакомство только с некоторыми из них, это: философия марксизма, философия Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора,

2. Марксистская философия обязана своим появлением на свет немецкому мыслителю Карлу Марксу (1818—1883) и его соратнику Фридриху Энгельсу (1820—1895). Используя разработанный Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем (1770 -1831) диалектический метод мышления, Маркс и Энгельс применяли к анализу объективной действительности, утверждая, что диалектика мышления есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества. Центральной категорией марксизма стала понятие практики, понимаемая как целенаправленная общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный характер отношения человека к миру. Практика также рассматривалась как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины. По мнению Маркса, идеи и теории пусть даже самые радикальные и благожелательные не могут служить причинами исторических изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благоприятные возможности.

История развивается путем смены общественно-экономических формаций.

В основе общественно-экономической формации лежит способ производства материальных благ, представляющий собой единство производительных сил и производственных отношений. В работе «Немецкая идеология» (1845-1846) Маркс устанавливает следующую периодизацию истории: племенная, античная, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая формация. Механизмом смены формации становится социальная революция, она является объективным результатом противоречий между производительными силами и производственными отношениями. В этом суть материалистического понимания истории. Философские взгляды Маркса по сути своей антропоцентричны, так как его интересуют, прежде всего, проблемы сущности человека и условий его существования в обществе.

Этому посвящена его ранняя работа «Экономическо-философские рукописи 1844 года», в которой он исследует условия отчуждения человека в обществе. В основе социального отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение человека в сфере экономике, связанное с возникновением частной собственности, что приводит к отчуждению человека от самого процесса труда и его продуктов, а также к отчуждению в сфере общения, к разрыву социальных связей. Процесс исторического развития рассматривается им как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе. Коммунизм как идеал общественного развития должен привести к ликвидации отчуждения и созданию условий для свободного и гармоничного развития человека. По сути дела создание основного труда Маркса «Капитала» (1867 год) было вызвано не просто интересом к анализу тенденций развития буржуазного экономического строя, но и поиском реальных условий освобождения человека от позорных последствий принудительного труда. Во второй половине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странах мира, и имел огромное влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке, особенно на судьбу России.

3. Артур Шопенгауэр (1788—1860) потерпев в молодости неудачу в соперничестве на академическом поприще с Гегелем, которого Шопенгауэр обозвал «убийцей истины» за то, что тот сделал из философии служанку государства, истине, не приносящей выгод, посвятил свою основную работу «Мир как воля и представление» (1844).

Творчески переработав идею Канта (1724 – 1804) о мире явлений (феноменов) и мире вещей в себе (ноуменов), Шопенгауэр создал свою теорию.

Мир у Шопенгауэра состоит из двух сфер: одна сфера – мир как представление; другая сфера – мир как воля. Над миром представления всегда господствует причинность, элементы мира представления рассредоточены во времени и в пространстве; мир воли же недоступен причинности, он спонтанен, ничем не стеснен и не обуздан, над миром воли не властвует ни время, ни пространство. И Мировая воли является абсолютным началом бытия. Воля слепа, бессознательна, иррациональна, это желание, и как любое желание она должна иметь предмет желания, но мировая воля не имеет ничего вне себя, поэтому она может желать только собственное существование. Мировая воля есть воля к жизни. Однако всякое желание – это неудовлетворенное стремление, недовольство, поэтому, утверждая себя как желание, мировая воля утверждает себя как бесконечное недовольство и неудовлетворенность, следовательно, как бесконечное страдание. Таким образом, в основе мира мы обнаруживаем страдание. Тем самым любая наша активность и самоутверждение приводят лишь к утверждению страдания. Выход состоит в подавлении в себе воли к жизни, любой активности. Не будет воли субъекта – не будет и представления как единства субъекта и объекта, не будет, следовательно, мира, не будет и страдания.

4. Центральное понятие Шопенгауэра «воля к жизни» Ницше (1844—1900) трансформирует в «волю к власти». Она у него понимается как универсальная сила, присущая всему бытию, в том числе и человеку.

Философия Ф. Ницше – само по себе сложное и неоднозначное явление. При этом оно часто подвергалось различным искажениям, в том числе и со стороны ведущих политиков. Его философская мысль может быть признана революционной по своей структуре и поднимаемым проблемам, хотя с реальной политикой она вообще никак не была связана. Просто она предлагает уникальный подход ко всему достоянию человечества.

В первый период своего творчества (относят произведения, написанные в 1871 —1876 гг.) Ницше создает «Рождение трагедии из духа музыки», в котором вводит разграничение дионисийского и апполоновского начала в культуре. Дионисийское начало – это необузданное, страстное, иррациональное, не имеющее никаких закономерностей и не ограниченное рамками стремление, идущее из недр самой жизни. Аполлоновское – это желание измерить, придать всему форму и гармонию, упорядочить хаос.

Проявлением апполоновского начала является философия Сократа, диалектика которого – средство навязать миру логические схемы. Идеальной культурой, как полагал философ, является та, в которой эти тенденции находятся между собой в гармоничном взаимодействии, когда существует своего рода равновесие. Таким образцом, согласно мысли Ницше, является досократовская Греция. Затем настала диктатура разума, аполлоновское начало затмило все, а дионисийское вообще было изгнано вон. С тех пор культура идет семимильными шагами к гибели.

Второй период своего творчества Ницше (1878—1880 гг.) охарактеризовал сам как «предполуденную науку». В это время он писал работы «Человеческое, слишком человеческое» (1878—1880), «Утренняя заря» (1881) и «Веселая наука» (1882). Ницше критикует современное ему общество, причем в основном эта критик направлена на христианство». Христианство разрушило всякую истину, которой жил человек до него, и прежде всего разрушило трагическую истину жизни досократовских греков. Христианство вступило в заговор против всего здорового – силы красоты, смелости. На ее место поставило чистые фикции: Бога, моральный миропорядок, бессмертие, грех, милость, искупление. Бог умер – эту мысль Ницше сообщает как факт Он не говорит «Бога нет», не говорит: «Я не верю в Бога».

Не ограничивается он и психологической констатацией растущего безверия. Нет, это факт, которым объясняются все отдельные черты эпохи, — его лицедейство и суетливая спешка, потребность в забвении и дурмане, двусмысленность и ложь. С разоблачением этих фикций человек обречен провалиться в пустоту — в Ничто — так глубоко, как он еще не проваливался ни разу за всю свою историю. «Возрастание нигилизма, — предсказывает Ницше, — составит историю двух ближайших столетий».

В третий период своего творчества (1883 – 1888) Ницше создает учения о сверхчеловеке. Сущность этого учения философ более последовательно раскрывает в работе «Так говорил Заратустра» через речи Зараустры, сам же Заратустра, по Ницше, – это образец личности сверхчеловеческого типа. «Сверхчеловек» – это кто-то возвышающийся над человеком. Используя теорию Дарвина, «продолжая» ее, Ницше полагает, что эволюция еще не достигла своего предельного пункта, она должна пойти дальше, – от человека homo sapiens к другому биологическому виду, homo supersapiens (сверхчеловек), стоящему ступенью выше на биологической лестнице. «Сверхчеловек» по отношению к человеку будет тем же, чем является человек по отношению к обезьяне, следовательно, будет превосходить его по своей психофизической организации. Процесс превращения человека в сверхчеловека – очень долгий, Мыслитель выделяет три стадии этого процесса или метаморфозы человеческого духа. Первая стадия – состояние верблюда — состояние рабства, связанного с выполнением навязанного обществом долга, который давит человека, как тяжелая ноша. На второй стадии – стадии льва – человеческий дух сбрасывает с себя эту ношу и создает новые ценности. Время превращения человека в льва – это время начала эволюции человека в сверхчеловека. На следующей стадии лев превращается в ребенка. Состояние младенчества у Ницше – это символ начала новой жизни. Прохождение всех этих стадий возможно для человека переживающего. «Главное» глубинное переживание – это – переживание собственного несовершенства, переживание презрения к самому себе и к своим ценностям. Такое переживание ведет к личностному росту человека. В процессе переживания человек отбрасывает старые ценности сострадание, жалость, так как они являются выражением слабости бесхарактерного, пассивного существа и производит новые и утверждает их: эта сила, смелость, красота, свобода и она понимается не как возможность произвола, а как состояние полной ответственности за реализацию собственной воли. Философия для Ницше – это форма критики устоявшегося, которое игнорирует стремление к власти. Это стремление не поддается научному изучению, а лишь истолковывается человеком. Ницше не создает целостной концепции. Скорее он предлагает смыслы, облеченные в слова, и каждый вправе додумывать их, формировать целостный образ. Философия Ницше была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни – прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.

5. Датский мыслитель Серен Кьеркегор (1813-1855) чутко уловил основные тенденции своего времени, как они преломились во внутреннем мире личности. В этом отношении он оказался впереди многих мыслителей XIX в., и не случайно в начале XX в. философская мысль Запада, прежде всего экзистенциализм, увидела в Кьеркегоре своего современника. Кьеркегор выступил с критикой рационалистической философии, в первую очередь, философии Гегеля. Согласно Гегелю истина носит разумный, всеобщий и объективный характер; высшей формой ее постижения является наука, основанная на абстрактном мышлении. Кьеркегор настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа. Главный вопрос человеческого существования – «быть или не быть?», пишет Кьеркегор, может иметь «только субъективное значение». «Страсть как раз и есть субъективность, а при объективном подходе ее вовсе нет». Так понятая субъективность и есть по Кьеркегору действительность, а не гегелевское «то, что разумно». Объективной истине субъект безразличен, в ней он исчезает. Немецкая классическая философия развивает учение о субъекте, но там речь идет о субъекте вообще, Кьеркегор же считает, что предметом философии должен стать единичный, неповторимый, уникальный, конкретный субъект, а способом познания истины не мысль, а переживание. Исходной точкой для достижения истины является не сомнение, а отчаяние. Именно отчаяние Кьеркегор называл «болезнью к смерти». Отчаиваясь в чем-то, человек, на самом деле, отчаивается в самом себе, поэтому, пытаясь избавиться от себя, он стремится к смерти. Но в том-то и дело, что от себя избавиться невозможно, Кьеркегор находит источник отчаяния – это греховность человека, препятствующая осознанию человеком «своего духовного предназначения». Однако человек, который осознает отчаяние, гораздо ближе к исцелению, чем те люди, которые его не осознают.

Читайте также:  Резюме бизнес плана цель и правила составления

Есть три типа существования:

Первый тип — эстетическое существование. Главный принцип существования эстетического человека — наслаждение. Наслаждения могут быть самыми разными, но они всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку, поэтому эстетик никогда не бывает свободен никогда не бывает по-настоящему удовлетворен, он всегда ищет еще более сильных наслаждений и удовлетворения своих разнообразных желаний, поэтому жизнь его «просто поражает своей безграничной разбросанностью». Эстетическому человеку присуще «отчаяние-слабость», когда не желают быть собой, а желают обрести другое «я». Отчаянное нежелание быть самим собой приводит к такой ситуации, когда, собственно, спасать просто нечего. «Существо человека распадается на тысячи отдельных частей,… оно утрачивает самое дорогое, самое священное для человека – объединяющую силу личности, свое единое, сущее «я»». Только в результате акта выбора человеку можно вновь обрести себя.

Второй тип— этическое существование. Этический человек «основывает свою жизнь на том, что должно быть. Выбор представляет собой трудный и мучительный шаг. Индивид расстается со своей мнимой свободой, отказывается от всех возможностей, кроме одной, но зато она становится его реальностью. Выбор совершается не в результате знания, а в результате волевого акта. Актом воли человек рождает, создает самого себя. Во время выбора все индивидуальные черты человека остаются теми же, тем не менее, сам он становится другим: из природной индивидуальности превращается в личность. Это означает, что отныне человек определяет себя сам. Этическому человеку присуще «мужественное отчаяние», или «отчаяние-вызов», когда желают быть собою.

Моральная ответственность не дает личности рассыпаться «в песок мгновений», но так как «этик» полагается только на себя и «ничего не хочет знать о вечности», отчаяние не преодолевается. В своем произведении «Или – или» (1843) Кьеркегор показывает превосходство этического способа существования над эстетическим, а в трактате «Страх и трепет» он настаивает на том, что «высшая страсть в человеке – это вера», а религиозный способ существования (третий тип), способ существования «рыцаря веры», превосходит этический. «Рыцарь веры», ставит единичное выше всеобщего. Религиозному человеку присуща «истинная форма отчаяния». Отчаяние – грех, но отчаяние «перед Богом» ведет к исцелению. Противоположностью греху по Кьеркегору является не добродетель, а вера. При этом человеческое Я, «стремясь быть собой самим», погружается «в ту силу, которая его полагает», «Я находит в себе храбрость утратить себя, чтобы заново обрести». Веру Гегель считал «внутренней уверенностью, которая предвосхищает бесконечность». В этом Кьеркегор с ним согласен. Но для Кьеркегора вера является еще и высшей духовной способностью человека.

Философское учение Кьеркегора не было по достоинству оценено его современниками. Зато в XX веке, когда возникла массовая культура, уничтожающая личность, когда потребительская культура вытеснила духовность, когда мировые войны поставили все человечество перед выбором «быть или не быть», когда страх и отчаяние коснулись каждого, прозрения Кьеркегора оказались более чем актуальными.

Источник

Основные направления философии XIX-XX вв

Неклассическая философия: иррационализм, прагматизм, позитивизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, структурализм, синергетика
Наиболее влиятельными направлениями иррационализма являются: волюнтаризм, философия жизни, фрейдизм. Один из основателей волюнтаризма — Артур Шопенгауэр (1788-1860). Главное произведение — «Мир как воля и представление» (1819), где утверждается, что сущностью мира («вещи в себе» по Канту) является неразумная воля как слепое, бесцельное влечение к жизни, имеющее мировой, абсолютный характер (монистический волюнтаризм). (остальное в 15вопросе.)
Одно из влиятельных направлений иррационализма связано с именем Зигмунда Фрейда (1859-1939) — основателя учения о бессознательной области человеческого бытия. Утверждал, что в основе человеческой деятельности лежат инстинкты. Последние не поддаются рациональному осознанию и составляют область бессознательного, проникнуть внутрь которой возможно лишь с помощью специальной методики — психоанализа, основанного на технике рассмотрения свободных ассоциаций, сновидений и ошибочных действий.

Прагматизм (гр. pragma — дело, действие)— философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости. Развитие философского (Ницше, Бергсон) и естественнонаучного знаний (Ч.Дарвин) выявили тенденцию к радикальному пересмотру природы знания и истины: интеллектуальная деятельность стала во все большей степени рассматриваться не как направленное на понятийное воспроизведение объективной действительности, а как средство проектирования успешных действий по достижению определенных целей «заинтересованного субъекта». Эта тенденция получила свое развитие и завершение в философском учении прагматизма, созданном усилиями трех выдающихся американских мыслителей — Чарльза Пирса (1839-1914), Уильяма Джеймса (1842-1910), Джона Дьюи (1859-1952). Ч.Пирс — основатель прагматизма, в основе которого лежат теория «сомнения-веры» и теория значения. Первая основана на так называемой «прагматической вере» Канта. Действие, основанное не на знании, на «прагматической вере» — основа философской доктрины Ч.Пирса, ее суть. Им различаются два состояния сознания: сомнение и вера. Сомнение — колебание между альтернативными решениями, вызывающее неприятное психологическое состояние. Вера — готовность действовать определенным образом, уверенность в успехе. Успешный переход от первого состояния ко второму составляет важнейшую функцию мысли.

Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Философия же не имеет права претендовать на самостоятельное исследование какой-либо реальности. Подобный вывод имел объективное основание в том, что развитие науки и техники, промышленности, возникновение новых отраслей знания на принципах механики и математики порождали новые проблемы, решение которых было не по силам схоластическим теориям.
1 историческая форма позитивизма возникла в 30-40 годы XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт,который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.
Конт утверждает, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя.2 историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовской идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.
В 10-20 гг. XX века появляется 3 форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.
Логический позитивизм или логический эмпиризм в центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков.
И, наконец, 4 форма позитивизма — пост-позитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера, пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии видел в проблеме демаркации — разграничении научного знания от ненаучного..
Экзистенциализм (лат. existetia — существование), или философия существования, — одно из наиболее влиятельных и распространенных направлений современной философии.
Наибольший отклик идеи «философии существования» нашли в кругах творческой интеллигенции — деятелей литературы, театра, кино и т.д. Представители экзистенциализма отказались от рассмотрения методологии науки, теории познания, природы искусства, морали, религии, глобальных философско-исторических конструкций. В центр внимания были поставлены смысложизненные проблемы отдельного индивида, личности: выбор жизненного пути, ответственность за поступки, отношение к жизни и смерти, достижение подлинной свободы и другие. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу, которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.

Феноменология (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — обширное направление в философии XX века, связанное с исследованием развития и форм сознания человека.
Феноменологической подход в психологии основал Эдмунд Гуссерль с целью создать точный и чистый метод психологического исследования, в том отношении, в котором чистое естествознание является чистым от психического содержания. Естественно-научный подход основан на описании окружающей реальности на основе выделения объективных фактов и закономерностей.

Герменевтика (греч. Hermeneutikos — разъясняющий, толкующий) — искусство и теори истолкования текстов, одно из основных направлений современной философии. Истоки герменевтики как философской теории понимания и истолкования прослеживаются в древнегреческой филологической герменевтики и библейской экзегетике.

Формирование герменевтики как философско-методологической теории понимания и истолкования (интерпретации) начато немецким теологом протестантом и филологом-классиком Ф. Шлейермахером, поставившим вопрос об общих чертах филологической, теологической и юридической герменевтик и задачу создания универсальной герменевтики, принципы которой не зависят от правил и приемов истолкования, цель которого — понять автора и его труд лучше, чем он сам понимал себя и свое творение. Вслед за Шлейермахером наиболее существенное влияние на развитие герменевтики как философского учения о методе истолкования и понимания оказал В. Дильтей, обратившийся к задаче обоснования гуманитарных наук. Разделив все науки на два класса — «науки о природе» и «науки о духе», Дильтей выделил в качестве особой области последних духовные сущности, являющиеся «проявлениями жизни».

Читайте также:  Использование SQL Server Management Studio

В настоящее время герменевтика — одно из основных направлений современной, в первую очередь западноевропейской философии. Герменевтика является методологией гуманитарных наук, онтологией и универсальным способом философствования. Являясь методологией гуманитарных наук, герменевтика выходит за их пределы. Понимание и истолкование становятся способом освоения всей совокупности человеческого опыта — традиций философии, искусства и самой истории.

17Специфические черты русской философии.Как целостное, самостоятельное явление в системе русской духовной культуры русская философия имеет национальные особенности, ярко выраженный свой особый характер, специфика которого обусловлена как внешними, событийными, так и внутренними, сущностными причинами.

1. Специфика русской истории, государственности во многом определила судьбы национальной философии: мы видим практически до середины девятнадцатого века некоторое отставание в развитии науки и философии от западноевропейских стран. В связи с христианизацией Руси через Византию, как еретическое веками отвергалось наследие античной философской мысли (а затем и средневековой), поэтому русская философия была лишена того интеллектуального потенциала, который получила европейская мысль. Кроме того, свою роль сыграл и языковой барьер — языком науки и философии в Европе был латинский, который не был распространен в период формирования русской философии.

2. Исходя из вышеизложенного, вполне закономерным является интерес отечественных философов к проблематике и методологии западно-европейской философской традиции. Однако происходившее заимствование не было всеобъемлющим: заимствовались, приживались и находили свое дальнейшее развитие на русской почве только те идеи, которые отвечали внутренней сущности русской философии. Кроме того, в конце Х1Х — начале ХХ вв. мы видим противоположные тенденции, наиболее ярко проявившиеся, когда на Западе в эмиграции оказались наиболее яркие представители отечественной философской традиции.

3. Отношение власти к философии в России всегда было настороженным — вольнодумство пресекалось. Это относится, прежде всего, к преподаванию философии в учебных заведениях. Порой оно просто запрещалось (с 1826 по 1865 г. философия в Московском университете не преподавалась); высылались университетские преподаватели: в результате — недостаток профессиональных кадров, «ученой» академической философии. Неслучайно в России редакции общественно-политических журналов, философские кружки и общества играли большую роль в распространении философских идей и взглядов, чем философские кафедры. Именно публицистика, художественная литература, особенно в период усиления политической реакции были единственной возможностью обращаться к обществу

4. Публицистичность русской философии всегда была сопряжена с ее социальной направленностью, критикой существующей власти, гуманизмом, обостренным вниманием к общественно-политической проблематике (поиск ответов на вечные вопросы русской истории: «Кто виноват?» и «Что делать?»), исканиями социального идеала. В связи с этим закономерным, например, видится то, как легко прижились на русской почве марксистские идеи.

5. Близость русской философии и литературы: с одной стороны, русские писатели всегда тяготели к философскому осмыслению жизни, с другой стороны, цензурная политика государства и церкви вынуждала русскую философскую мысль искать нетрадиционные формы существования, передавать себя в романах, поэмах, публицистике, религиозных трактатах, житиях святых, поучениях и т.д. Русские философы были очень заинтересованы в том, чтобы их идеи были предельно доступны читателям. Этой ситуацией объясняются особенности языка русской философии — форма эссе, система философем, отказ от наукообразного рационализма, отвлеченной метафизики в пользу приоритета эмоционально-чувственных сторон освоения действительности.

6. Антропологическая и этическая направленность философствования: предельное внимание к человеку, процессу его совершенствования, миру его ценностей, его духа, смыслу человеческого существования, борьбе добра и зла, поискам правды. Русская философия далека от бесстрастного постижения истины, даже гносеологические поиски ставятся в зависимость от нравственных характеристик. Понятие «правда» соотнесено с понятием «истина», несет нравственно-этическую нагрузку, связанную с поисками нравственной основы мира, необходимостью не просто познания мира, но нравственного его совершенствования. Идея целостности духовной жизни человека подразумевает неразделимость «правды-истины» и «правды-справедливости», процесса познания и нравственных начал, эмоциональной жизни.

7. Философия в России зарождается как религиозная, практически до XVIII в. существует только в христианской религиозной форме. Однако наиболее интересна и плодотворна русская религиозная философия, развивающаяся внецерковно, православной Церковью не всегда одобряемая и часто критикуемая (например, конец Х1Х в. — начало ЧЧ в. ознаменовались поисками «нового религиозного сознания», сопряженными с критикой роли Церкви в обществе, ее нежелания модернизироваться).

Одно из важнейших национально окрашенных понятий русской религиозной философии — «соборность», введено в середине Х1Х в. А.С. Хомяковым, оно означает «единство в свободе», единство людей на основе их любви к богу и ближнему. Сущность человека оценивалась в его соотнесенности с Богом. Как отмечал один из самых значительных русских философов и историк русской философии Н. О. Лосский, русская религиозная философия не была слепым копированием европейской схоластики, но являлась прогрессивным достижением, способным даже повлиять на развитие западноевропейской мысли.

8. Важной чертой отечественной философии является ее историософичность, поскольку вопрос о смысле истории, судьбе России, ее роли в развитии мировой цивилизации всегда был в центре ее внимания. Например, спор западников и славянофилов — оформившийся в первой половине Х1Х столетия и незавершенный и поныне — спор о дальнейшем пути развития нашей страны: надо ли перенимать западные традиции, интегрироваться в европейское сообщество, либо у России своя судьба, свой ни на кого непохожий путь исторического развития, и, может быть, мессианская роль единственного спасителя гибнущей в безверии цивилизации?

9. Внутренней сущностной особенностью русской философии является космическая ориентация. Русский космизм прослеживается со средневековья, в Х1Х в. оформляясь в три направления, — естественнонаучный, религиозный, художественный. Русской философии свойственно понимание человека и природы, как единого целого. Задача восстановления этого единства, утраченного в процессе противостояния общества и природы, является одной из самых значимых. В узком смысле космизм — учение о возможности космической экспансии человечества.

Таким образом, мы видим, что русская философия есть сложное самобытное социокультурное образование, включающее множество идей и направлений, сотни имен, специфический круг проблем и особенный язык, что позволяет говорить о ее серьезном вкладе в развитие мировой философской мысли.

На формирование и развитие русской философии оказали огромное влияние такие факторы, как правостлавная религия, острота социального вопроса в стране, особенности расположения страны в мире. В ее содержании имеют место три идейных потока: 1. Историософский, 2. Религиозный, 3. Нравственный.

Русская философская мысль традиционно ориентировалась на осмысление прошлого, преображение настоящего и в ней же присутствует тема будущего, искания справедливого общественного устройства. В этой философии неизменным является так же осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой философии, ее космическом призвании.Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности и гуманизма.

Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны. Первый период ее развития – 11-17 века. Тогда щел процесс формирования русской философии и обретение ею национального характера. Вопросы философского характера раскрывались в летописях. Так, в «Повести Временных Лет» Нестором был поставлен вопрос о происхождении Русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. Здесь осмысливались социальные отношения, формировались нравственные нормы общественной жизни. Первым древнерусским фиолософом принято считать Киевского митрополита Иллариона. В его «Слове о законе и благодати» центральной темой стала христианская история и места в не России. В «Молитве» Илларион рассматривает природу человека, подчеркивает его нестойкость и греховность. Для спасения человека требуется его обращение к богу. Свободная воля пораждает не только добро, но и зло, поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.

В Древней Руси Владимир Мономах сфирмалировал систему этических правил, обращенных к человеку. Человек должен обходиться «тремя делами добрыми» – покоянием, слезами, милостыней. Нужно соблюдать заповеди, спасение души является важнейшей задачей бытия.

В период Московского царства 11-14 века появились натурфилософские учения. В 14 века распространился «исихазм» – безмолвствие, как практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество.Человек – по образу и подобию бога. Он – микрокосм и органично соединяет в себе плоть и душу (Нил Сорский). К числу наибольших грехов он относил гнев, алчность, блуд, печаль, уныние и т.д. Был крупнейшим представителем нестяжательства.

Нестяжателям противостояли иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого. Он настаивал на участии церкви в социальной жизни.

Еретики критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственную распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед богом и светской властью.

В 14-17 веках выделилось Московское княжество как центр единого государства. Этот процесс нашел отражение в учении монаха Филофея о Москве как от «Третьем Риме». Он учил, что в основе человеческой истории лежит божественное проведение, поэтому старый Рим пал всилу внутренних кризисных процессов. Новый Рим (Константинополь) тоже подвергся упадку под ударами турецких завоевателей. Третьему Риму (Москве) стоять вечно, а Четвертому небывать. Он отразил проблему существования великих держав.

Пересветов: самой приемлемой формой правления для Руси является самодержавие.

18 век (Русское просвящение) – идейное обоснование реформ Петра 1 сделали Татищев, Прокопович, Кантемир.

Ломоносов заложил традиции естественно-научного реализма. В вопросах осмысления окружающего мира он придерживался принципов атомизма. Сформулировал закон сохранения вещества и движения. Движение – внутренняя активность вещества, оно вечно.

Радищев: в 1790 году вышла его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» где критиковал крепостное право и самодержавие. Отстаивал идею народной революции. Лучшая форма правления – республика.

Источник