Меню

Неполные и назывные предложения отличия

Неполные предложения примеры таблица

Полные предложения — это такие простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.

Неполные предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации. Мир освещается солнцем, а человек — знанием . Сравните: … а человек освещается знанием.

Неполные двусоставные предложения следует отличать от односоставных полных, в которых только один главный член предложения, а второго нет и не может быть в структуре.

как отличить неполное

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Неполными часто являются предложения в диалоге.

Неполным предложением может быть вторая часть сложного предложения. Алёша смотрел на них, а они — на него. Опущено сказуемое во второй части сложного предложения. Вы получили письма, а я не получил. Опущено дополнение.

Пропуск членов предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Летом светает рано, а зимой — поздно.

В так называемых ситуативных неполных предложениях пропущенные члены не восстанавливаются. Они в тексте словами нигде не названы, а додумываются из речевой ситуации, т. е. их смысл раскрывается внеречевыми обстоятельствами, жестами, мимикой. За мной! На здоровье! Счастливого пути!

Полные и неполные предложения

Конспект урока «Полные и неполные предложения». Следующая тема: «»

Источник

Неполные предложения. Отличия от назывных предложений

Неполные про­стые пред­ло­же­ния — это пред­ло­же­ния с про­пу­щен­ным одним или несколь­ки­ми чле­на­ми, необ­хо­ди­мы­ми для пол­но­ты его стро­е­ния и смыс­ло­во­го содержания.

В рус­ском язы­ке по нали­чию или отсут­ствию необ­хо­ди­мых чле­нов пред­ло­же­ния про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на пол­ные и неполные.

Полные предложения

Полными явля­ют­ся про­стые дву­со­став­ные и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния, в кото­рых все его чле­ны как глав­ные, так и вто­ро­сте­пен­ные, име­ют­ся нали­цо, например:

Каждую осень я при­ез­жал в лес­ную дерев­ню и шел от нее к озе­ру (К. Паустовский).

Только не порви­те сереб­ря­ные стру­ны (В. Высоцкий).

Весело жить в такой зем­ле! (М. Лермонтов).

Не нагнать тебе беше­ной трой­ки! (Н. Некрасов).

Приведенные дву­со­став­ное и одно­со­став­ные пред­ло­же­ния харак­те­ри­зу­ют­ся нали­чи­ем всех чле­нов, необ­хо­ди­мых по их струк­ту­ре. Смысл каж­до­го из них ясен и не нуж­да­ет­ся в опо­ре на преды­ду­щий кон­текст, то есть их мож­но цити­ро­вать в одиночку.

Признаки неполных предложений

В непол­ном пред­ло­же­нии про­пу­щен­ный член лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из преды­ду­ще­го кон­тек­ста, например:

В непро­лаз­ной тра­ве весь день копо­ши­лись и гуде­ли шме­ли. Иногда выры­ва­лись из тра­вы, с раз­ма­ху нале­та­ли на Машу, с трес­ком уда­ря­лись в лицо и со зво­ном поды­ма­лись вверх, выше скво­реч­ни (К. Паустовский).

Второе пред­ло­же­ние явля­ет­ся непол­ным. В нем про­пу­ще­но под­ле­жа­щее «шме­ли», кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из содер­жа­ния пер­во­го пред­ло­же­ния. А если про­чи­тать толь­ко вто­рое пред­ло­же­ние, то будет неяс­но, о чём идет речь: кто или что под­ни­ма­лось из травы?

Значит, непол­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся по смыс­лу неса­мо­сто­я­тель­ным. Его выдер­ги­вать из кон­тек­ста нель­зя. Неполные пред­ло­же­ния часто исполь­зу­ют­ся в слож­ных предложениях:

Труд побуж­да­ет поле, а поле — чело­ве­ка (посло­ви­ца).

Золото испы­ты­ва­ют огнём, чело­ве­ка — тру­дом (посло­ви­ца).

В пер­вом слож­ном пред­ло­же­нии вто­рая дву­со­став­ная часть явля­ет­ся непол­ной, так как в ней про­пу­ще­но ска­зу­е­мое «про­буж­да­ет». Во сле­ду­ю­щем при­ме­ре вто­рая неопределенно-личная часть так­же харак­те­ри­зу­ет­ся непол­но­той из-за отсут­ству­ю­ще­го ска­зу­е­мо­го «испы­ты­ва­ют», кото­рое лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из пер­вой части слож­но­го бес­со­юз­но­го предложения.

Нераспространённость непол­ных пред­ло­же­ний чаще все­го наблю­да­ет­ся во вре­мя диа­ло­га в раз­го­вор­ной речи.

-Ты где купал­ся утром?
-В озере.
-Как тебя зовут?
-Антипом, батюш­ка (И. Тургенев).

Примеры неполных предложений

При отсут­ствии в пред­ло­же­нии ска­зу­е­мо­го или допол­не­ния на их месте ста­вит­ся тире, если эта непол­но­та под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­он­но паузой.

С утра в поле коси­ли. Вечером тоже.

Тёркин мой — к огню побли­же, отги­ба­ет ворот­ник (А. Твардовский).

Сколько в жиз­ни вся­ких шапок я носил уже — не счесть. А у этой запах не такой какой-то есть (А. Твардовский).

Дела булоч­ной шли весь­ма хоро­шо, лич­но мои — всё хуже (М. Горький).

Алеша смот­рел на них, а они на него (Ф. Достоевский).

Из пафо­са у него выхо­дил крик, из неж­ных слов — слад­кая тянуч­ка, из-за пове­ли­тель­ных реплик рим­ско­го воина-патриция выгля­ды­вал рус­ский бранд­май­ор (А. Куприн).

Багровые листья кле­на и жёл­тые берез лежа­ли у ног жен­щи­ны (М. Горький).

Эллиптические предложения

В рус­ском язы­ке суще­ству­ет одна раз­но­вид­ность непол­ных пред­ло­же­ний, в кото­рых недо­ста­ю­щий член не вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся из ситу­а­ции и не под­ска­зы­ва­ет­ся кон­тек­стом. Смысл таких пред­ло­же­ния поня­тен вне кон­тек­ста, например:

А за самым даль­ним лугом — поле, вспа­хан­ное плу­гом (С. Маршак).

В этом при­ме­ре про­пу­ще­но ска­зу­е­мое (рас­сти­ла­ет­ся, нахо­дит­ся, есть), кото­рое мож­но лег­ко вос­ста­но­вить по смыс­лу само­го пред­ло­же­ния. Это раз­но­вид­ность непол­ных пред­ло­же­ний, кото­рые назы­ва­ют­ся эллип­ти­че­ски­ми. Это обо­зна­че­ние вос­хо­дит к тер­ми­ну «эллип­сис» (гре­че­ское сло­во elleipsis), кото­рым назы­ва­ет­ся сти­ли­сти­че­ская фигу­ра худо­же­ствен­ной речи, суть кото­рой состо­ит в наме­рен­ном про­пус­ке слов или фак­тов для при­да­ния тек­сту боль­шей выра­зи­тель­но­сти и динамичности.

Неполные предложения

В син­так­си­се рус­ско­го язы­ка эллип­ти­че­ские выска­зы­ва­ния свя­за­ны с рече­вой ситу­а­ци­ей, кото­рая часто сопро­вож­да­ет­ся мими­кой, жеста­ми — невер­баль­ны­ми спо­со­ба­ми ком­му­ни­ка­ции. Синтаксический эллип­сис нахо­дит свое отра­же­ние в неко­то­рой свёр­ну­то­сти кон­струк­ций, их неполноте.

Она за дверь. А мать — ни сло­ва вслед.

Тем не менее такие выска­зы­ва­ния вполне ясны и не тре­бу­ют допол­ни­тель­но­го кон­тек­ста или разъяснения.

Неполные и назывные предложения (отличия)

Неполные дву­со­став­ные пред­ло­же­ния не сле­ду­ет путать с одно­со­став­ны­ми назыв­ны­ми. Особенно такая опас­ность ошиб­ки суще­ству­ет тогда, когда назыв­ное пред­ло­же­ние явля­ет­ся рас­про­стра­нен­ным, а непол­ное дву­со­став­ное пред­ло­же­ние не име­ет ска­зу­е­мо­го. В нем оста­лось толь­ко под­ле­жа­щее, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным, и обсто­я­тель­ство или допол­не­ние, обо­зна­чен­ное так­же суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме, кото­рое, не заду­мы­ва­ясь, отно­сят к подлежащему.

Спокойные , боль­шие , похо­жие на мин­да­ли­ны гла­за (назыв­ное предложение).

На база­ре обыч­ная тол­чея (непол­ное дву­со­став­ное предложение).

Основное отли­чие состо­ит в том, что в назыв­ном пред­ло­же­нии может быть под­ле­жа­щее и целый кас­кад согла­со­ван­ных и несо­гла­со­ван­ных опре­де­ле­ний, а в непол­ном дву­со­став­ном пред­ло­же­нии может отсут­ство­вать ска­зу­е­мое, но име­ет­ся допол­не­ние или обсто­я­тель­ство — груп­па ска­зу­е­мо­го, например:

Читайте также:  Продолжительность жизни в зависимости от разновидности

В этом пред­ло­же­нии при­сут­ству­ет под­ле­жа­щее (квар­ти­ра) и обсто­я­тель­ство (неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние «на тре­тьем эта­же»), кото­рое ука­зы­ва­ет на отсут­ству­ю­щее ска­зу­е­мое. Значит, это непол­ное дву­со­став­ное предложение.

Видеоурок

Источник



Полные и неполные предложения.

Содержание:

  • 1 Примеры неполных предложений:
  • 2 Типы (виды) неполных предложений:
  • 3 Функции неполных предложений:
  • 4 Эллиптические предложения

Простое предложение делится на полное и не­полное предложение.

↑ Примеры неполных предложений:

Две бомбы попали в цель. Одна — в орудийную площадку, другая — в охлаждающую установку (газ.).

Выделенный фрагмент представляет собой два неполных предложения с отсутствующими подлежащими и сказуемыми, которые, однако, легко восстанавливаются из предшествующего контекста.

Грамматическая неполнота предложения может возникать из-за отсутствия как главных, так и второстепенных членов .

  1. Пропуск подлежащего или сказуемого: Где они будут брать деньги? Встанут в очередь в Минфин? (газ.). При пропуске сказуемого (или его части) с помощью неполного предложения происходит сопоставление разных субъектов: акцентируется их сходство, либо различие, либо противопоставленность друг другу в рамках единой ситуации: Министров станет меньше, а работа — эффективнее (газ.).
  2. Пропуск второстепенных членов предложения, которые по смыслу оказываются весьма важными.

Иногда отсутствие даже части второстепенного члена приводит к грамматической неполноте предложения:

Андрей видел этот спектакль два раза, а я пошел смотреть его в третий.

Только обращение к контексту позволяет восстановить коммуникативный смысл высказывания.

Грамматическая неполнота предложения — это не то же самое, что неполнота смысловая.

Неполное (в грамматическом плане) предложение — это особая структура, лишенная значимых элементов, что приводит фразу к коммуникативной неполноценности. Напротив, встречаются предложения, в которых замещены все необходимые позиции, и в то же время эти предложения нельзя отнести к семантически полным: В прошлом году на фоне кризиса в Греции курс доллара достигал 33,5 рубля, но затем доллар снова подешевел, когда в Европе придумали план спасения этой южной страны. То же самое должно случиться и сейчас (газ.). Хотя подлежащее представлено одной из наиболее частых реализаций — указательным местоимением, очевидна смысловая отсылка выделенного предложения к предтексту, и без этой отсылки читатель не поймет, о чем, собственно, идет речь.

↑ Типы (виды) неполных предложений:

Грамматически неполные предложения делятся на три типа, в зависимости от того, какова природа их неполноты.

1) Контекстуально-неполные предложения

Это предложения, незамещенный элемент которых содержится в контексте (чаще всего — в предшествующем), причем таких элементов может быть больше одного:

Сначала выгнать из страны всех поэтов. Потом всех юмористов. Потом всех юрис. Нет, юристов оставить, это я заболтался (газ.). Здесь опущены главный член инфинитивного предложения выгнать и обстоятельство места из страны.

Такие предложения часто встречаются и в письменной, и в устной речи, поскольку не перегружают текстовое пространство повторами.

2) Диалогически-неполные предложения

Предложения этого типа являются элементами диалога (вопросно-ответная форма). В основном это ответные ремарки:

— За что это вы его благодарите? — заморгав, осведомился Бездомный.
— За очень важное сведение, которое мне, как путешественнику, чрезвычайно интересно, — многозначительно подняв палец, пояснил заграничный чудак (Булг.).

Это могут быть и предложения переспрашивающего, уточняющего типа

— Что?; Ась?; Куда?; Зачем?:

— Вы хотите курить, как я вижу? — неожиданно обратился к Бездомному неизвестный, — вы какие предпочитаете?
— А у вас разные, что ли, есть? — мрачно спросил поэт, у которого папиросы кончились.
— Какие предпочитаете? — повторил неизвестный (Булг.).

В публицистической и художественной речи наблюдается такое явление, как диалогизация. Суть его в том, что диалогическую форму принимает монологическое по сути повествование. Автор представляет себе собеседника, который может задать подобный вопрос, и дает на него собственный ответ, чаще всего именно в форме неполного предложения: Как понять, что ты на территории врага? Только по зенитным разрывам (газ.).

3) Ситуативно-неполные предложения

Грамматическая неполнота этих предложений не приводит к их недостаточности как коммуникативного целого, поскольку в определенных ситуациях участники коммуникации, даже не вступая в диалог, осознают смысловую ясность подобных неполных предложений: «А теперь Горбатый!» — кричал Высоцкий Джигарханяну (газ.).

В смысловом плане эти конструкции близки словам-предложениям со значением волеизъявления, как показывает приведенный пример. Отличие заключается в том, что ситуативно-неполное предложение, например команда Еще раз!, может быть восстановлено другими членами предложения до полной формы (Еще раз прочитайте текст; Еще раз спойте песню и под.), а междометное слово-предложение Вон! грамматически неразложимо и при этом коммуникативно однозначно.

Обратим внимание на то, что неполные предложения разного типа могут создать впечатление эмоционально насыщенной ситуации, когда прерывистая, расчлененная речь героя, персонажа литературного произведения, говорит о глубине переживаемого чувства:

Поэт конца мазурки ждёт
И в котильон её зовет.
Но ей нельзя. (контекст.-неп.).
Нельзя? Но что же? (диалог.-неп.)
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла. (контекст.-неп.)
Возможно ль. (ситуат.-неп.) (П.)

↑ Функции неполных предложений:

  • Помогают избежать тавтологии;
  • Облегчают речь;
  • Делают проще конструкции сложных предложений;

↑ Эллиптические предложения

Греческое слово elleipsis обозначает пропуск, недостаток, опущение. Этим термином называют коммуникативно значимое сокращение структурных элементов языковой единицы. Оно может проявиться и на фонетическом, и на фразеологическом, и на синтаксическом уровнях языковой системы.

Читайте также:  Составь уравнение используя данные таблиц

Применительно к синтаксису это явление чаще всего носит характер пропуска сказуемого, смысловое наполнение которого очевидно из контекста. Одновременно в предложении представлены зависящие от этого сказуемого второстепенные члены предложения, которые «прикрепляют» данное предложение к действительности: У ночи много звезд прелестных (П.).

Синтаксический статус эллиптических предложений не в полной мере определен. Ряд исследователей относят их к неполным предложениям в силу незамещенности позиции сказуемого, другие относят их к особому типу двусоставных полных предложений, поскольку очевидна их коммуникативная самодостаточность: В планах миллиардера — строительство 20 крупных киностудий (газ.); В активе армейцев сейчас 21 балл (газ.).

В письменной речи, особенно публицистической, эллиптические предложения являются емким, лаконичным средством констатации факта в контексте обстоятельств:

Дом на дом. Стенка на стенку. Вчерашние милые соседи стали злейшими врагами (газ.).

Очень частотны они в роли заголовков: Вся власть Минфину (газ.); Россия без милосердия (газ.).

Последний пример интересен тем, что может быть трактован как номинативное предложение, в котором предложно-именное сочетание без милосердия является несогласованным определением, вносящим качественную характеристику в понятие Россия. Однако пауза между главным и второстепенным членом предложения превращает последний в элемент состава сказуемого. В этом случае у предложения появляется второй состав, и оно становится эллиптическим. В речевой практике рекомендуется, для того чтобы разделять состав подлежащего и состав сказуемого, ставить тире: Село — за лесом.

Если же предложение понимается однозначно, то тире не обязательно: Иных уж нет, а те далече (П.).

Источник

Неполные предложения

С точки зрения полноты структуры предложения делятся на полные и неполные.

Полными называются предложения, в которых имеются все члены, необходимые для выражения мысли.

Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо необходимый по смыслу и структуре член предложения (главный или второстепенный).

Неполными могут быть двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные предложения.

Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.

Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.

Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (А.С. Пушкин.) (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)

Примеры неполных предложений, пропущенные члены которых восстанавливаются из ситуации.

Мужа повалил да хочет поглядеть на вдовьи слезы. Бессовестный! (А.С. Пушкин) – слова Лепорелло, отклик на высказанное его господином, Дон Гуаном, желание познакомиться с Доной Анной. Ясно, что пропущенное подлежащее – он или Дон Гуан.

– О боже мой! И здесь, при этом гробе! (А.С. Пушкин.) Это – неполное предложение – реакция Доны Анны на слова главного героя «Каменного гостя»: Дон Гуан сознался, что он не монах, а «несчастный, жертва страсти безнадежной». В его реплике нет ни одного слова, которое могло бы занять место пропущенных членов предложения, но исходя из ситуации их приблизительно можно восстановить так: «Вы смеете это говорить здесь, при этом гробе!».

Пропущены могут быть:

  • подлежащее: Как твердо в роль свою вошла! (А.С. Пушкин) (Подлежащее восстанавливается по подлежащему из предыдущего предложения: Как измениласяТатьяна!);

Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени! (Н.В. Гоголь) (Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!) (Н.В. Гоголь);

  • дополнение: А я так на руки брала! А я так за уши драла! А я так пряником кормила! (А.С. Пушкин) (Предыдущие предложения: Как Таня выросла! Давно ль я, кажется, тебя крестила?);
  • сказуемое:Только не на улицу, а вот отсюда, через черный ход, а там дворами. (М.А. Булгаков) (Предыдущее предложение: Бегите!);
  • сразу несколько членов предложения, в том числе грамматическая основа: Давно ли? (А.С. Пушкин) (Предыдущее предложение: Ты сочиняешь Requiem?)

Неполные предложения нередко встречаются в составе сложных предложений: Он счастлив, если ей накинет боа пушистый на плечо. (А.С. Пушкин) Ты Дон Гуана напомнил мне, как выбранил меня и стиснул зубы с скрежетом. (А.С. Пушкин) В обоих предложениях пропущенное в придаточной части подлежащее восстанавливается из главного предложения.

Неполные предложения очень распространены в разговорной речи, в частности, в диалоге, где обычно начальное предложение является развернутым, грамматически полным, а последующие реплики, как правило, представляют собой неполные предложения, поскольку в них не повторяются уже названные слова.


– На сына я сердит.
– За что?
– За злое преступленье.
(А.С. Пушкин)

Среди диалогических предложений различаются предложения реплики и предложения — ответы на вопросы.

1. Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога, как правило, употребляются те члены предложения, которые прибавляют нечто новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Реплики, начинающие диалог, обычно более полны по составу и самостоятельны, чем последующие, которые и лексически и грамматически ориентируются на первые реплики.

— На перевязку иди.
— Убьют.
— Ползком.
— Все одно не спасешься (Нов.-Пр.).


2. Предложения-ответы
различаются в зависимости от характера вопроса или реплики.

Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

Читайте также:  Список экологических организаций

— Ты кто такой?
— Проходящий. странствующий.
— Ночуешь или жить?
— Погляжу там.
(М. Г.);

— Что у вас в узле, орлы?
— Раки, — ответил неохотно высокий.
— Ого! Где вы их достали?
— Возле плотины
(Шол.);

Могут быть ответами на вопрос, требующий лишь подтверждения или отрицания сказанного:

— Это твои стихи в «Пионерке» вчера напечатаны?
— Мои
(С. Бар.);

— А Николай Степанычу показывал? — спросил отец.
— Показывал
(С. Бар.);

— Может быть, надо что-нибудь достать? Привезти?
— Ничего не надо
(Пан.).

Могут быть ответами на вопрос с предложенными вариантами ответов:

— Нравится или не нравится? — спросил он отрывисто.
— Нравится, — сказала он
а (Пан.).

И, наконец, ответами в форме встречного вопроса со значением утверждения:


— Чем же вы жить-то будете?
— А голова-то, а руки-то на что?
(М. Г.)


— Приезжал затем, чтоб тебе предложение сделать.
— Предложение? Мне?
(Ч.).

Вопросы и ответы лексически и структурно настолько тесно связаны друг с другом, что часто образуют нечто подобное единому сложному предложению, где предложение-вопрос напоминает придаточное условное.

— А если во время сева они сломаются?
— Тогда в крайнем случае самодельные изготовим
(Г. Ник.).

Диалогическая речь, независимо от того, какие структурные типы предложений составляют ее, имеет свои собственные закономерности построения, вызванные условиями ее формирования и целевым назначением: каждая реплика создается в процессе непосредственного общения и потому имеет двустороннюю коммуникативную направленность. Многие синтаксические особенности диалога связаны именно с явлением говорения, перемежающимся обменом высказываний: это лаконичность, формальная неполнота, смысловое и грамматическое своеобразие сочетаемости реплик друг с другом, структурная взаимообусловленность.

Эллиптические предложения

В русском языке есть предложения, называемые эллиптическими (от греческого слова эллипсис, что означает «опущение», «недостаток»). В них пропущено сказуемое, но сохранено слово, зависящее от него, причем контекст для понимания таких предложений не нужен. Это могут быть предложения со значением движения, перемещения (Я – к Таврическому саду (К.И. Чуковский); речи – мысли (А жена ему: за грубость, за свои идешь слова (А.Т. Твардовский) и др.

Такие предложения обычно встречаются в разговорной речи и в художественных произведениях, а в книжных стилях (научном и официально-деловом) не употребляются.
Одни ученые считают эллиптические предложения разновидностью неполных, другие – особым типом предложений, который примыкает к неполным, сходен с ними.

Пунктуация в неполном предложении

В неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, на месте пропущенного члена (обычно сказуемого) ставится тире, если пропущенный член восстанавливается из предшествующей части предложения или из текста и на месте пропуска делается пауза.

Они стояли друг против друга: он – растерянный и смущённый, она – с выражением вызова на лице.
Однако при отсутствии паузы тире не ставится. Например: Алёша смотрел на них, а они на него. Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.

Тире ставится:

1. Тире ставится на месте нулевого сказуемого в эллиптических предложениях, расчлененных паузой на два компонента – обстоятельственный и подлежащими.

Лепятся друг к другу дома. За ними – огороды. Над желтыми соломенными полями, над стерней – синее небо да белые облака (Сол.); За шоссе – березовый лесок (Бун.); В большой комнате на втором этаже деревянного дома – длинные столы, над которыми висят керосиновые лампы-«молнии» с пузатыми стеклами (Кав.).

Особенно стабилен этот знак препинания при структурном параллелизме частей предложения: На дворе – одиннадцать лошадей, а на стойле – сивый жеребец, злой, тяжелый, грудастый (Бун.); Широкий овраг, на одном боку – избы, на другом – усадьбишка (Бун.); Впереди – пустынный сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба (Пауст.).

2. Тире ставится в неполных предложениях на месте пропуска членов предложения или их частей. Эти пропуски обычны в частях сложного предложения с параллельной структурой, когда пропущенный член восстанавливается из контекста первой части предложения.

Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон: слева – почти черная, с голубыми просветами, справа – седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада, из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, – мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (Бун.).

Сравните возможность пропуска тире в бытовой речи: Они заговорили обе сразу, одна про коров, другая про овец, но слова не доходили до сознания Куземкина (Бел.).

3. Тире ставится при пропуске членов предложения, восстанавливаемых в контексте реплик диалога или рядом стоящих предложений.

Например: А ты любишь пироги с зеленым луком? Я – страсть как! (М. Г.); В другой комнате воссоздана мастерская ремесленника-ювелира. В третьей – хижина пастуха, со всей пастушьей утварью. В четвертой – обыкновенная водяная мельница. В пятой – обстановка хижины, где пастухи делают сыр. В шестой – просто обстановка крестьянской избы. В седьмой – обстановка избы, где ткали вот эти самые чергы и халиште. Все это воссоздано умело (Сол.).

4. Тире ставится в предложениях, состоящих из двух словоформ со значением субъекта, объекта, обстоятельства и построенных по схемам: кто – чему, кто – куда, что – кому, что – куда, что – как, что – где и др.

Например: Все скважины – в строю; У микрофона – сердце!; Книга – почтой; Оценки – за знания; Вам – ключ от вуза; Вслед за рекордом – авария; Поездам – «зеленый»!; Прежде всего – деловитость.

Источник

Adblock
detector