Меню

Новый курс Франклина Рузвельта кратко

В чём заключался «Новый курс» Рузвельта

Дословный перевод названия политики, проводимой Франклином Делано Рузвельтом, «Новая сделка» (New Deal). Но в русском языке этот термин имеет несколько иной смысл, чем в английском. Кроме того, Рузвельт действительно повёл страну новым курсом, резко отличавшимся от того, что делали ранее президенты США.

Предыдущий глава государства Герберт Гувер придерживался четырёх основополагающих принципов:

  • сбалансированный государственный бюджет, не допускающий роста госрасходов;
  • всемерное сдерживание инфляции;
  • неизменность золотого содержания доллара;
  • минимальное вмешательство государства в экономику.

Ставший президентом 4 марта 1933 года Франклин Рузвельт, наоборот, выступал за самое широкое участие государства в делах экономики и увеличение госрасходов во имя её перезапуска. Уже пять дней спустя Конгресс США начал специальную сессию, длившуюся три месяца, во время которой были приняты важнейшие законы, обеспечившие проведение «Нового курса». Начал Рузвельт с банковской сферы, объявив 6 марта 1933 года банковские каникулы. Неделю банки были закрыты, в них шёл анализ состояния кредитных учреждений — разделение на три категории: «закрыть», «сохранить», «сохранить при выделении помощи». Банки из двух последних категорий открылись снова. Разорившимися банками стала управлять государственная Реконструктивная финансовая корпорация (РФК). Итог — оздоровление банковской системы и концентрация ресурсов, хотя самих банков стало меньше на 15%, зато объём активов вырос на 37%.

Промышленность и бизнес получили возможность масштабного кредитования. Рузвельт разделил банки на депозитные и инвестиционные, это деление сохраняется и поныне. Инвестиционным банкам было запрещено работать с депозитами населения и юридических лиц, а депозитным — заниматься рискованными инвестициями.

Государство страховало вклады, полностью компенсируя суммы до 10 тыс. долл. Это устраивало широкие массы и вызвало доверие к банкам, отток денег физических лиц прекратился: люди понесли в банки средства, что дало возможность пустить их в дело.

Для банков стало обязательным резервирование, эта норма до сих пор активно применяется центробанками для регулирования.

Наряду с запретом свободного золотого обращения и вывоза золота за границу, Рузвельт пошёл на девальвацию доллара: с января 1934 года содержание в нём золота уменьшилось на 41%, зато цена тройской унции выросла до 35 долл.

Предпринятые меры создали механизм развития американской экономики через инфляцию. С помощью девальвации доходы перераспределились от финансистов к промышленникам — Рузвельту было важно развитие промышленности.

В июне 1933 года принимается Закон о восстановлении национальной промышленности, его реализацию поручают Администрации национального восстановления, объединившей видных промышленников, предпринимателей и экономистов. Двухлетнее приостановление антитрестовского законодательства концентрирует производственные активы.

Рузвельт считал, что во время кризиса необходимо приостановить конкуренцию внутри каждой отрасли, промышленность разделили на 17 групп, было создано 400 кодексов честной конкуренции, регулировавших все аспекты. При помощи кодексов удалось привести объёмы производства в соответствие с платёжеспособным покупательским спросом.

Ещё одним важным приоритетом «Нового курса» стала борьба с безработицей. В 1933 году только каждый десятый ­— на полной занятости, в стране числилось почти 17 млн безработных, на 60% был сокращён фонд заработной платы. Потерявшие доход граждане лишались жилья из-за невозможности обслуживать займы, переселялись в пригороды, где строили трущобы и где царил натуральный обмен.

Через Администрацию по оказанию чрезвычайной помощи безработным были распределены бюджетные 4 млрд долл. Рузвельт создавал рабочие места при помощи госсредств — важно было дать людям доход для оживления потребления.

Рабочие места старались создавать в отраслях, дающих мультипликативный эффект в смежных секторах. Безработные активно привлекались к общественным оплачиваемым работам, через них прошли порядка 4 млн человек. Молодые люди 18–25 лет добровольно концентрировались в специальных трудовых лагерях, где гарантировались работа и зарплата. Они жили на гособеспечении, поэтому из 30 долл. зарплаты порядка 25 долл. отправлялось семье молодого человека или девушки.

В 1935 году введено страхование по старости и безработице.

В результате всех этих действий стимулировался экономический рост. «Великая депрессия» привела к падению цен на сельхозпродукцию на 58%, что не обеспечивало даже текущие потребности фермеров, не говоря о развитии агропромышленного комплекса. Разорилась примерно пятая часть фермеров. Сельхозтовары выгоднее было уничтожить, чем везти на продажу.

В 1933 году принимается Закон о регулировании сельского хозяйства, реализация которого поручается Администрации регулирования сельского хозяйства. Уровень цен устанавливает государство — они растут.

Фермеры получают госсредства, если сокращают посевы и выпуск продукции. Из оборота выведено 10 млн акров площадей под хлопок, уничтожается четверть иных посевов, поголовье свиней и крупного рогатого скота уменьшено на 30 млн голов. В 1934 году хлопковый урожай сокращается на четверть, кукурузы — на 40%. Сельхозпродукция прекратила дешеветь, фермеры вздохнули чуть свободнее. В мае 1935 года правительство создаёт Администрацию по сельской электрификации (REA).

Национальный акт о трудовых отношениях (закон Вагнера), принятый 5 июля 1935 года, знаменует второй этап реформ. Документ гарантировал подписание коллективного договора и организацию стачек. В июне 1938 года принимается Закон о справедливых условиях труда, вводивший минимальную почасовую оплату в 25 центов и полтора тарифа при превышении продолжительности рабочей недели, ограничен труд детей.

Государство развивает строительство жилья и ипотеку. В 1933 году начала работу Ссудная корпорация владельцев жилья, впервые финансирующая ипотеку через выпуск облигаций. В 1938 году под контролем государства создаётся Федеральная национальная ипотечная ассоциация (FNMA).

Источник

Государство и право США в ХХ в.

Новый курс Рузвельта

«Новый курс Рузвельта» — это название экономической политики, проводимой администрацией Ф. Рузвельта начиная с 1933 г. с целью выхода из мирового экономического кризиса, охватившего США в 1929-1933 гг.

Читайте также:  Почему великокняжеской власти было выгодно существование поместий

В 1930-е гг. США поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший к тому времени все основные капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до 56 %, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40 % банков, что лишило миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн чел. потеряли работу.

Находившееся в этот период у власти правительство президента Герберта Гувера в надежде на постепенный стихийный выход из кризиса фактически ничего существенного не предпринимало.

Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как «Новый курс».

Ф. Рузвельт 17 мая 1933 г. обратился к конгрессу и попросил предоставить ему чрезвычайные полномочия для проведения политики, необходимой для выхода из кризиса. Конгресс предоставил ему эти полномочия. Таким образом, правительство получило право вторгаться в сферу правового регулирования парламента. Поэтому «Новый курс» Рузвельта является классическим примером делегированного правотворчества. Реформы правительства Рузвельта регулировались подзаконными актами — «кодексами честной конкуренции», имевшими силу закона.

Правительственные реформы проводились в двух основных направлениях: в сфере экономики и в социальной сфере.

Реализация программы в сфере экономических отношений предусматривала следующее:

1) чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии;

2) оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальную администрацию восстановления промышленности; в соответствии с Законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г., вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми, Кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д.;

3) для сельского хозяйства учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства, которая на основании Закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909-1914 гг.; это осуществлялось, главным образом, путем оплачиваемого сокращения посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение).

Новацией правительства Ф. Рузвельта стало проведение активной социальной политики, направленной на поддержание социально незащищенных слоев американского общества: рабочих, служащих, мелких и средних предпринимателей. Именно эта политика обеспечила правительству Ф. Рузвельта широкую социальную поддержку. Он был единственным президентом в истории США, который четыре раза подряд избирался на эту должность.

В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимались экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д.

В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства, которое носило ярко выраженный демократический характер. Закон Норриса-Лагардия (1932 г.) запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

В 1935 г. был принят закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов.

При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор (вводился так называемый принцип закрытого цеха); признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения Сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5000 дол. тюремному заключению до одного года или одновременно обоим видам наказания.

В 1935 г. был принят Закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определённому цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста, при условии

«…если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3000 дол. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого общего заработка…». Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1% с последующим повышением налога на 0,5% через каждые следующие три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1% общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5%.

Источник



Новый курс Франклина Рузвельта — кратко

Начало кризиса

В 1926-1928 гг. экономика США показывала высокие темпы роста. Об индустриальной мощи страны говорит тот факт, что американский автопром в 1929 г. выпустил более 5 млн. автомобилей, при этом их общее количество составляло примерно 26 млн. В экономической среде говорили о процветании и невидимой руке рынка, которая сама урегулирует взаимоотношения участников с конечной выгодой для всех и ростом общего благосостояния. В политической сфере безраздельно господствовала либерально-демократическая парадигма, превозносящая индивидуализм и дух предпринимательства.

Читайте также:  Японский размер плетеного шнура таблица

Первыми «звоночками» будущей экономической катастрофы стали события на Нью-Йоркской фондовой бирже. В понедельник 21 октября 1929 стоимость акций начала плавно снижаться, несмотря на высокий спрос и заинтересованность инвесторов. В четверг через час после начала торгов произошёл обвал курсов ценных бумаг, что породило панику у участников торгов, которые стали продавать акции, активировав лавинообразный процесс их удешевления. Этот день вошёл в мировую историю как «чёрный четверг». Попытка выправить ситуацию, предпринятая группой банкиров во главе с Томасом Ламонтом, потерпела неудачу. В так называемый чёрный вторник 29 октября был поставлен рекорд по числу продаж ценных бумаг – 16,4 млн. Затем процесс перекинулся на европейские фондовые биржи.

Кризис перекинулся на банковскую сферу. Разорялись фабрики и заводы, количество безработных росло неудержимыми темпами. Платежеспособность населения по кредитам падала, у фермеров за неуплаты отнимались сельскохозяйственные угодья, у горожан – дома. К 1933 г. в США насчитывалось около 13 млн. безработных и 2,5 млн. бездомных. С рынка ушли 135000 компаний, экономика сократилась в 1,85 раза. Граждане выстраивались в очереди за бесплатной похлёбкой. Спрос на товары упал, началась дефляция.

Избрание Рузвельта

После победы на президентских выборах в 1933 Герберта Гувера сменил Франклин Рузвельт, дальний родственник Теодора Рузвельта, занимавшего этот же пост в 1901-1909 гг. Во время предвыборной кампании вокруг будущего лидера сформировался так называемый «мозговой трест», группа поддерживающих его интеллектуалов и видных общественных деятелей. Впоследствии это сыграло положительную роль в разработке и реализации социально-экономических реформ.

Новая власть чётко осознавала угрозу, исходившую от всеобщего обнищания и стагнирующей экономики. За экономическими потрясениями часто следуют потрясения социальные, поскольку общество озлоблено и требует быстрого и эффективного решения проблем. В такой обстановке инициативу в управлении страной перехватывают радикалы, как это уже произошло во многих европейских странах, например Германии и СССР.

Ф. Рузвельт придерживался коллективистских взглядов, его политика была направлена на снятие противоречий капиталистического способа производства, по сути, он вознамерился осуществить «социализацию капитализма».

Новый курс

Рузвельт стал президентом 4 марта, а уже 9 числа была созвана специальная сессия конгресса, стали приниматься законы и меры, так сильно необходимые стране. Её работа длилась около 3 месяцев, а в истории этот период называют «первые 100 дней» Нового курса.

Для роста экономики и повышения благосостояния граждан правительство реализовало следующий комплекс мер:

  • Была проведена проверка всех банков в США, в результате нестабильные и разорившиеся банки попали под управление Реконструктивной Финансовой Корпорации. Количество учреждений сократилось, а объём активов вырос. Конгресс издал закон о страховании вкладов и наложил на банки ряд ограничений по работе с ценными бумагами. В результате финансовый сектор восстановил надёжность и доверие у вкладчиков.
  • Промышленные предприятия обязали выработать «кодексы честной конкуренции» и следовать прописанным в них мерам. Кодексы устанавливали минимальный размер оплаты труда и максимальную продолжительность рабочей недели в часах. Естественным образом это привело к господству крупных предприятий и вынудило мелких производителей вступать в холдинги и картели. Для работавших по новым правилам фирмам дали возможность получать кредитные средства под минимальный процент.
  • Государственное регулирование пришло и в сельское хозяйство. В мае 1933 Рузвельт подписал билль о помощи фермерам. Одной из главных целей было поднятие цен на сельскохозяйственную продукцию. Для этого правительство приняло решение выплачивать из бюджета дотации тем фермерам, что пойдут на сокращение посевных площадей. Хлопок и мелкий скот выкупались государством и уничтожались. Результатом принятых мер, как и в предыдущих случаях, стало укрупнение хозяйств. Широко известен также закон о сохранении плодородия1936 г., по которому премировались фермеры, снизившие посадки культур, негативно влияющих на плодородие земель.
  • На помощь безработным выделили миллиарды долларов, деньги пошли на создание новых рабочих мест и реализацию крупных инфраструктурных проектов. В 1935 была создана ВПА (Works Progress Administration), обеспечившая занятость 8,5 млн. граждан США. Важной вехой реформ стало принятие акта о трудовых отношениях, закон гарантировал право трудящихся на заключение коллективных договоров с нанимателем, разрешал организовывать забастовки и стачки. В 1935 также появилась система страхования по старости и безработице.

Дефицит бюджета и инфляция как топливо экономики

Политика, направленная на стимулирование роста покупательной способности, стабилизацию финансовой системы и строительство важных для государства транспортных и энергетических объектов стоила бюджету США больших денег. Государственный долг за годы реализации реформ вырос с 22 до 36 млрд. Снижение уровня конкуренции внутри отраслей экономики вкупе с искусственным сдерживанием объемов производства некоторых видов продукции, например мяса и овощных культур, подстегнуло рост цен на американским рынке.

«Социализация капитализма» , однако, смогла решить основные задачи, стоявшие перед Ф. Рузвельтом и правительством США – сократить безработицу, вернуть доверие рядовых граждан и предпринимателей банкам, активировать инвестиционные процессы внутри страны. В 1940 г. ВНП вернулся на докризисный уровень, а промышленное производство превысило показатели 1929 г. на 14%.

Источник

Новый курс Франклина Рузвельта по выводу экономики США из кризиса

Новый курс Рузвельта

История

«Новый курс» Рузвельта кратко представлял собой программу по выходу из кризиса, который охватил США в 1929—1933 годах. После вступления президента на пост сразу же начались сессии Конгресса. В ближайшие 3 месяца были приняты важные законы, оказавшие существенное влияние на экономику страны. В основу ее реформирования легли принципы государственного регулирования.

  1. Кризис 1929—1933 годов
  2. Политика «Нового курса»
  3. Банковская сфера
  4. Сельскохозяйственные реформы
  5. Инновации в области промышленности
  6. Социальная область
  7. Итоги реформ
Читайте также:  1С Предприятие 8 Табличный документ

Кризис 1929—1933 годов

Кризис 1929—1933 годов

Кризис, получивший название «Великая Депрессия», начал зарождаться еще в 1920-х годах в результате неправильной политики. В это время расходы на содержание армии значительно вышли за рамки бюджета. Чтобы покрыть недостающий дефицит, были выпущены бумаги государственного займа. В результате государство задолжало большую сумму населению.

Усложнил ситуацию кризис перепроизводства 1929—1933 годов. В итоге цена на промышленную и сельскохозяйственную продукцию упала до такой степени, что ее выпуск стал нерентабельным.

Если в предыдущие годы рыночный механизм справлялся с кризисом, то на этот раз произошел сбой. Причина состояла в том, что промышленные товары стали выпускаться крупными корпорациями, которые искусственно понижали выпуск продукции, чтобы не допустить резкого обвала цен.

Политика «Нового курса»

1932 год — дата вступления на пост президента США Франклина Рузвельта. Представитель от демократической партии сразу взялся за решение вопроса по выводу страны из кризиса. Для этого была разработана программа под названием «Новый курс». В ее основе лежала политика, заложенная еще Теодором Рузвельтом. В начале XX века наступила эпоха прогрессивизма. Приходившие к власти президенты до 1920-х годов поддерживали и развивали участие государственного регулирования в экономике страны.

Политика «Нового курса»

Затем произошел отход от такой политики, так как ее критиковали сторонники саморегулирующегося рынка. В качестве главного аргумента они выдвигали принцип свободной конкуренции.

Значение «Нового курса» Рузвельта состояло в создании множества законопроектов, которые позволили бы стране выйти из кризиса. Это период составлял 100 дней. Президент США являлся сторонником участия государства в регулировании экономических процессов. Суть предлагаемых им реформ сводилась к изменениям, которые должны были произойти в ряде сфер:

  • банковской;
  • сельскохозяйственной;
  • промышленной;
  • социальной.

Разработанные мероприятия должны были внедряться в эти области с целью вывода страны из глубокого кризиса. В это время произошел раскол в республиканской партии. Половина поддержала начинания. Другая часть сформировала оппозицию.

Банковская сфера

Основная задача состояла в стабилизации денежной системы. Для этого предусматривалось проведение ряда мер:

  • Был введен запрет на вывоз за границу золота.
  • Совершен конфискационный обмен золота на бумажный эквивалент.
  • Проведена девальвация валюты США.
  • Создан закон о страховании депозитов.
  • Расширена банковская сеть. Это дало возможность банкам получить кредиты из казны государства.

Проведенная ревизия банков позволила наиболее слабые предприятия поставить под управление созданной Реконструктивной финансовой корпорации. Теперь коммерческие банки не имели права работать с ценными бумагами. Для этой цели создавались специальные финансовые организации. Это было сделано для уменьшения рисков вкладчиков.

Для развития жилищного строительства впервые стало применяться ипотечное кредитование. Сначала была образована Ссудная корпорация владельцев жилья, а позже появилась Федеральная национальная ипотечная ассоциация. Вторая организация контролировалась государством. Первоначальный капитал был сформирован за счет бюджетных средств.

Сельскохозяйственные реформы

Для сельского хозяйства принятые меры были направлены на поддержание фермеров. Они способствовали уменьшению риска их разорения. Реформы состояли в следующем:

Инновации в области промышленности

  1. Изъятие части земель из оборота. При этом фермерам выплачивались со стороны государства субсидии. Это привело к уменьшению количества выпускаемой продукции и увеличению цены на нее.
  2. Создание администраций по охране фермерских хозяйств. В их задачу входило оказание финансовой помощи фермерам по закупке оборудования или поиску более плодородных земель.
  3. Проведение выплат тем фермерским хозяйствам, которые уменьшали посевные площади под культуры, истощающие плодородие почвы.

Предполагалось, что все эти меры позволят увеличить разницу между окончательной ценой на продукцию и затратами на ее выращивание. При этом не происходило уничтожение выращенных изделий, а фермер не терпел убытков.

Инновации в области промышленности

На основании предложения, поданного Джерардом Своупом, был разработан закон о восстановлении промышленности. Его суть заключалась в предписании всем крупным предпринимателям разработки своего кодекса справедливой конкуренции. Предприятиям требовалось определиться с оптимальным объемом выпуска продукции, а после установить на нее минимально возможные цены.

В ответ государство обещало не применять административные меры воздействия. Это дало свой результат. За непродолжительный период предприятиями было составлено несколько сотен кодексов.

При этом в законе предусматривалось ограничение количества часов рабочей недели и минимально допустимая оплата труда.

Социальная область

Для улучшения материального положения населения были разработаны 2 положения. Состояли они в следующем:

  • выплата пособий безработным гражданам;
  • привлечение населения к общественным работам.

Социальная область

Безработные люди отдавали предпочтение общественным работам. Для этого государством была создана специальная организация, которая занималась разработкой крупных строительных проектов.

Для безработной молодежи были сформированы трудовые лагеря. Сборы проводились на срок до полугода. Заработная плата составляла 30 долларов в месяц. Из них 25 не выдавались, а отсылались в семью работающего человека.

На следующем этапе были разработаны законопроекты о выплате страховых денежных средств по старости. Не менее важной реформой было принятие закона Вагнера. Теперь у трудящихся появлялось право на заключение трудовых соглашений и организацию стачек.

Итоги реформ

Благодаря «Новому курсу» Рузвельта произошло активное вмешательство государства в частное предпринимательство. Это привело к следующим результатам:

  • Кризисные явления в стране были остановлены.
  • Функции государства значительно расширились.
  • Экономика страны стабилизировалась и начала развиваться.
  • Началось формирование производственных профсоюзов.
  • Произошло расширение рамок демократии.
  • Накопленный в США опыт впоследствии стал перениматься другими странами мира для реформирования своего общества.

Впервые в истории государства с развитой рыночной экономикой государственное регулирование помогло выйти из кризиса. Некоторые нововведения программы сохранились до нынешних времен.

Источник