Меню

Обработка и интерпретация данных



Тест Векслера — методика использования

Шкала или тест Векслера предназначается для определения степени интеллектуального развития человека и является одной из наиболее распространенных и известных методик проведения подобных исследований

В его основе лежит иерархическая модель интеллекта, которая также была разработана Векслером. С ее помощью можно проводить качественную диагностику не только общего интеллекта, но и его вербальных и невербальных составляющих.

Данный тест включает в себя 11 независимых субтестов, которые разгруппированы на 5 исследований невербального типа и 6 вербальных исследований. Все они включают различное количество вопросов или заданий, требующих выполнения, которые имеют тенденции к постепенному усложнению.

Вербальное тестирование необходимо для проверки общего уровня осведомленности человека, диагностики его понятливости и определения способностей относительно нахождения сходств между объектами или запоминания рядов чисел.

Невербальные тестирования строятся по совершенно иному принципу, они требуют от человека поиска не хватающих деталей в предлагаемой картине, определение правильной последовательности расположения объектов, совершения складывания различных фигур и выполнения прочих заданий. После выполнения каждого предложенного теста выносится оценка, исчисляемая в баллах, которые уже переводятся в унифицированные оценки шкалы, подвергающиеся тщательному анализу.

Анализ общих результатов тестирования позволяет установить не только IQ человека и его производные, но также и определить, какие сферы интеллектуальной деятельности имеют меньшее развитие и чем они могут быть компенсированы. Низкий балл, полученный хотя бы по одному из субтестов, является свидетельством наличия патологии психического развития или нервного расстройства.

Из истории

Тест Векслера был разработан в конце 30-х годов прошлого века, до его появления у специалистов не было других аналогичных способов определения уровня интеллектуального развития взрослого человека. Сам Векслер неоднократно подвергал критике шкалу Стэнфорд-Бине, поскольку она имела исключительно вербальное направление, именно поэтому в его тест было включено такое значительное количество заданий невербального типа.

Одна из основных сложностей заключалась в стандартизации новой школы, для получения объективных показателей использовались очень большие выборки среди взрослых людей без каких-либо отклонений в интеллектуальном развитии. При этом необходимо было строго контролировать профессиональный статус и образование у исследуемых людей, критерии неоднократно менялись. Для проведения итоговых исследований был откорректирован и возрастной диапазон, поскольку обследовались лица от 10 до 60 лет.

Окончательный отбор субтестов, которые были включены в созданную Векслером концепцию проведения исследований, был сформирован под воздействием следующих факторов:

  • достаточно высокий уровень связи с иными способами исследования интеллекта;
  • значительные различия в функциях, которые выполняют отдельные субтесты, что позволяло исключить субъективность конечного результата из-за слишком высокой степени внимания к определенным способностям или пробелам в знаниях у конкретного человека;
  • возможность анализировать результаты всех субтестов, что позволяет делать необходимые заключения.

Тест Векслера неоднократно подвергался коррекциям, его окончательная редакция была принята только в конце 40-х годов прошлого века. В первоначальных исследованиях приняло участие более 2000 человек, проживающих в разных регионах США, а также различающихся по возрасту, условиям жизни, цвету кожи и некоторым иными критериям.

Общие правила тестирования

Перед использованием рассматриваемой медики необходимо изучить общие рекомендации правила по проведению тестирования.

  1. Приступать к тестированию допускается только при наличии уверенности, что испытуемый обладает подобным желанием на текущий момент. Возможно, потребуется искусственное повышение его настроения.
  2. Исследование должно быть начато незаметно для испытуемого и напоминать обычную беседу или игру, у него не должно выработаться впечатление присутствия на экзамене.
  3. Специалисту необходимо следить за четкостью собственной дикции и соблюдением точности формулировок фраз.
  4. Все положительные ответы испытуемого должны поощряться.
  5. Ситуации, во время которых наблюдается неспособность испытуемого дать ответ на поставленный вопрос, должны сглаживаться, чтобы не вызывать у него дискомфорт или чувство раздражения.
  6. При отсутствии со стороны испытуемого хоть каких-либо ответов должна происходить стимуляция общения, при этом не допускается подводить его к даче конкретного ответа путем подсказок. Без получения ответа также не допускается осуществление перехода к новому заданию.
  7. В случае получения нескольких ответов на один вопрос, если они не противоречат друг другу, специалист должен самостоятельно выбрать наиболее положительный из них. При возникновении противоречия требуется задать уточняющий вопрос.
  8. При отсутствии ответа на протяжении 10-15 секунд требуется повторение вопроса, формулировка должна быть прежней. Исключение допускается только для субтеста под названием «Повторение цифр». Частичное исключение делается для «Арифметического субтеста»: повторение осуществляется только при наличии просьбы со стороны испытуемого, но при этом отсчет времени не подлежит обнулению.
  9. Дополнительные вопросы допускается задавать в ситуациях, когда данный ответ нельзя оценить в 0 или 1 балл.
  10. При исследовании ребенка могут возникнуть ситуации, когда задание выполнено с ошибкой, но время еще не истекло. Специалисту в таком случае требуется имитировать занятость иными процессами и предложить испытуемому еще некоторое время позаниматься своими делами.

Модификации

Тест Векслера имеет несколько различных модификаций. Основные варианты, используемые на сегодняшний день, рассмотрены ниже:

  • WAIS является тестированием, применяемым для исследования взрослых людей, возраст которых составляет от 16 до 64 лет;
  • WISC предназначен для проведения исследований среди детей и подростков, возраст испытуемых может составлять от 6,5 до 16,5 лет;
  • WPPSI используется для тестирования детей младшего возраста от 4 до 6,5 лет, но в отечественной практике эта модификация фактически не используется.

Видео Тест структуры интеллекта Векслера — «Лаборатории психофизиологического обеспечения «(«ЛПФО»)Россия, г.Новоуральск

WAIS является классическим вариантом теста Векслера, который впервые был опубликован еще в середине 50-х годов прошлого века. Редакция WAIS-R была выпущена спустя 26 лет.

Вербальная шкала

Ниже перечисляются и более детально рассматриваются все субтесты, которые были включены в вербальную шкалу:

  1. «Общая осведомленность» состоит из 29 вопросов, которые необходимы для проверки наличия базовых знаний. Вопросы, связанные с теоретическими или какими-либо специальными знаниями исключены. За каждый правильный ответ испытуемому начисляется балл.
  2. «Понимание» включает в себе 14 заданий, направленных на проверку правильности понимания испытуемым различных выражений. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.
  3. «Арифметика» также включает в себя 14 задач, все они были заимствованы из курса начальной школы. Решать их необходимо исключительно устно, поскольку проверяются способности испытуемого по мысленному оперированию числами. При оценке ответа также учитывается и затраченное на него время.
  4. «Нахождение сходства» состоит из 13 заданий. Все она заключается в определении общей категории для нескольких объектов, путем выяснения их схожих черт. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.
  5. «Запоминание цифр» состоит из двух частей. Первая из них содержит несколько рядов, в которых может быть от 3 до 9 чисел, от испытуемого требуется их запоминание и воспроизведение после прослушивания. Во второй части ряды содержат от 2 до 8 чисел, их воспроизведение осуществляемся в обратном порядке.
  6. «Словарный запас» необходим для проверки накопленного вербального опыта, позволяющего правильно определять понятия. От испытуемого требуется дать определения 10 простейшим словам из обычной разговорной речи; 20 более сложным словам и 12 абстрактным понятиям. В зависимости от ответов начисляется 0, 1 или 2 балла.

Невербальная шкала

Как уже упоминалось, невербальная шкала включает в себя 5 субтестов, которые более подробно рассматриваются ниже:

  1. «Шифровка» еще иногда называется «Цифровыми символами», это один из вариантов тестирований, направленных на осуществление кодовых замен. Испытуемому дается ключ, который содержит кодовые символы под каждой цифрой, он должео проставить их на 100 чисел, тратя на каждый процесс не более полторы минуты. Проведение данного исследования дает возможность проверить зрительно-моторную скорость.
  2. «Недостающие детали» заключается в следующем: испытуемому демонстрируется 21 карточка, на каждой картинке имеются отсутствующие детали, которые он должен определить, тратя на этот процесс не более 20 секунд. За каждый правильный ответ полагается начисление балла.
  3. «Конструирование блоков» представляется собой субтест, состоящий из 40 заданий, направленные на проверку двигательной координации, а также визуального синтеза. Испытуемому выдаются карточки с чертежами, окрашенными в красно-белый цвет, а также набор кубиков соответствующей раскраски. Ориентируясь на образец, он должен собрать из кубиков конструкцию. Во время проведения теста оценивается не только правильность совершаемых действий, но и затраченное время.
  4. «Последовательные картинки» является заданием, в основе которого находится 8 серий картинок, каждая из которых наделена своим сюжетом. Карточки демонстрируется с нарушением порядка, а испытуемый должен попробовать разложить их в правильном порядке, что позволяет оценить его способности организации целого из раздельных частей, а также общего понимания ситуации.
  5. «Сборка объекта» состоит из 4 заданий, которые заключаются в собирании из различных частей деталей определенной фигуры, которая должна быть хорошо знакома испытуемому, например, это может быть слон, человек или рука. При вынесении оценки также учитывается и затраченное время.
Читайте также:  Как определить что будет девочка при беременности таблица

Обработка и интерпретация результатов

Все полученные результаты обрабатываются и подвергаются тщательному анализу. Процесс обработки на первом этапе заключается в подсчете и интерпретации набранных баллов во всех субтестах, а на втором этапе уже осуществляется аналитическая деятельность, касающаяся высчитанных коэффициентов. Финальная стадия подразумевает качественную интерпретацию профиля, при этом учитываются также и особенности поведения испытуемого в ходе прохождения тестов и другие сведения, полученные в результате наблюдений и способные оказать влияние на диагностику интеллектуальных способностей.

Ниже приводится стандартная классификация IQ-показателей по Векслеру:

  • Количество баллов от 130 и выше является признаком очень высокого уровня IQ, такой показатель наблюдается лишь у 2,2% населения;
  • 120-229 набранных баллов – это признак высокого уровня IQ, которым наделены 6,7% всего населения;
  • 110-119 набранных баллов считается нормальным показателем, который наблюдается у 16,1% населения;
  • 90-109 набранных баллов является средним и самым распространенным показателем, который наблюдается у половины населения;
  • 80-89 набранных баллов – это уже плохая норма, которая присутствует у 16,1% населения;
  • 69 баллов, а также меньшее набранное количество, свидетельствует о наличии умственных дефектов, которые наблюдаются у 2,2% населения.

Тест, предназначенный для тестирования исключительно детей, впервые был выпущен в 1950 году, а редакция WISC-R вышла только спустя 24 года.

Субтесты, включенные в него, соответствуют аналогам из WAIS, но они дополнены более легкими вопросами, отличающимися своей однотипностью, поскольку исследование рассчитано на детский возраст.

С учетом этой особенности был добавлен дополнительный субтест, предназначенный для прохождения лабиринтов.

К тому же по желанию специалиста субтесты «Понимание» и «Лабиринт» могут заменяться «Кодированием» и «Запоминанием цифр», но их показатели не будут учитываться во время подсчитывания IQ.

WPPSI

Тест Векслера, рассчитанный на детей самого младшего возраста, был впервые опубликован в 1967 году. Он включает в себя 10 основных и 1 дополнительный субтест, при этом 8 из них носят облегченный характер.

При проведении исследований рекомендуется чередовать вербальные и невербальные тестирования, процедуру можно реализовать в два захода, чтобы не утомлять ребенка. Принципиально новыми являются субтесты под названием «Геометрические схемы», «Предложения» и «Дом животного».

Субтест «Предложения» может быть использован в качестве дополнения либо замены «Запоминание цифр».

Субтест «Дом животного» подразумевает демонстрацию ребенку карточек, на которых изображена кошка, собака, рыба и цыпленок, после чего он должен соотнести животное с подходящим для него домиком.

Для выполнения тестирования «Геометрические схемы» ребенку дается 10 карточек с чертежами, которые он должен скопировать, воспользовавшись цветным карандашом.

Источник

Тест Векслера для исследования интеллекта детей (WISC)

Wechsler Intelligence Scale for Children, WISC

Тест для измерения уровня интеллектуального развития детей от 6 до 16 лет, основанный на иерархической модели интеллекта Дэвида Векслера. Относится к числу индивидуальных тестов и применяется в исследовательских и практических целях для измерения общих когнитивных способностей. На текущий момент актуальной версией является пятая.

В нашей стране методические руководства к тесту и сам тест выпустили несколько психодиагностических предприятий, но наиболее популярным в практике является перевод и адаптация А.Ю.Панасюка (1973), под редакцией Ю.И. Филимоненко и В.И. Тимофеева (1998). В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили «Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера». Авторы исправили некоторые погрешности описания Панасюка и модифицировали некоторые субтесты. Стоит отдельно отметить, что все существующие версии являются адаптацией первых версий оригинальных методик, которые в настоящее время являются в значительной мере устаревшими, и которые никогда не были стандартизированы на российской выборке. Так, при подсчете результатов по методике WISC для перевода полученных сырых баллов в стандартизированные, используются нормативные таблицы оригинальной версии 1949 года.

Тестирование занимает в среднем 60-90 минут и проводится психологом индивидуально. Общая шкала интеллекта Векслера варьирует от 40 до 160 баллов (среднее — 100 баллов, стандартное отклонение 15 баллов).

Тест интеллекта Векслера для детей состоит из 12 субтестов, разделенных на две группы, объединяющие соответственно вербальные и невербальные субтесты. В методическом руководстве субтесты представлены последовательно от 1-го до 12-го, сначала все вербальные, потом – невербальные. Однако практика применения теста Векслера показывает, что лучше чередовать вербальные тесты с невербальными. Несмотря на то, что тест охватывает большую возрастную группу (от 5 до 15 лет 11 месяцев), есть указания на то, что действительно информативными и надежными результаты становятся начиная с 7-8-ми летнего возраста.

Первая форма шкал Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера—Бельвю была разработана в 1939 году. По форме и по содержанию эта шкала служит базисной моделью для всех последующих шкал интеллекта. Она имела ряд методических недостатков, касавшихся, в основном, величины и репрезентативности нормативной выборки, а также надежности некоторых субтестов. Эти недостатки были устранены в следующих вариантах. Парадокс создания этой шкалы состоит в том, что Дэвид Векслер критиковал предыдущие тесты интеллекта, отмечая, что они разрабатывались для детей и адаптировались для взрослых просто добавлением более трудных заданий того же типа. И что содержание этих тестов не представляло никакого интереса для взрослых.

Однако в 1949 году, разрабатывая шкалу интеллекта для детей, Векслер лишь добавил в шкалу для взрослых более легкие задания. Таким образом, в первой редакции WISC детям, например, предлагалось считать сигары. Третья редакция теста Векслера для детей (WISC-III) была разработана в 1991 году и рассчитана для тестирования детей от 5 до 15 лет.

В 2003 году была разработана 4-я редакция теста интеллекта для детей Д.Векслера. И хотя примерно 70% заданий остались прежними, в новой редакции тест претерпел большие изменения. Во-первых, больше не производится подсчет показателей вербального и невербального интеллекта. Вместо них введены индексы: индекс вербального понимания и индекс перцептивного мышления. Кроме того добавлены индексы рабочей памяти и скорости обработки информации. Во-вторых, в 4-й редакции теста 15 субтестов и только 10 из них присутствовали в предыдущей редакции. Появились 3 новых субтеста (Picture Concepts, Letter-Number Sequencing, Matrix Reasoning ) и 2 новых дополнительных субтеста (Cancelation and Word Reasoning). Два субтеста из 3-й редакции не вошли в новую редакцию теста («Последовательные картинки» и «Складывание фигур»).

В 2014 году была опубликована 5 редакция теста, в которой были введены дополнительные субтесты, позволяющие высчитать дополнительные показатели: количественный показатель рассуждений, показатель слухоречевой рабочей памяти, невербальный показатель, показатель познавательной активности и показатель общих способностей. Изменилась также возрастная группа, на которую рассчитан тест (с 6 до 16 лет).

Со времени выхода в свет первых шкал Векслера было предложено множество их сокращенных вариантов. Цель этих сокращенных шкал – уменьшить время тестирования. В некоторых исследованиях для оценки интеллекта используются всего два субтеста «Словарный» и «Кубики Кооса», как наиболее показательные в вербальной и невербальной части. Однако, несмотря на высокую валидность кратких форм, психодиагносты не рекомендуют их использовать за исключением тех случаев, когда необходим быстрый и приблизительный отбор испытуемых. Это связано с тем, что при использовании сокращенных шкал утрачивается много существенной информации, обедняются результаты качественного наблюдения за выполнением.

Читайте также:  Классификация многоклеточных животных

Для многих субтестов (за исключением субтестов «Понятливость», «Повторение цифр», «Недостающие детали» и «Складывание фигур») вся возрастная группа, на которую рассчитан тест, делится на две подгруппы: до 8 лет и начиная с 8 лет не подозреваемых в задержке интеллектуального развития. Если первой подгруппе задания в субтестах предъявляют начиная с первого, то для второй начало отсрочено (самые простые задания в субтестах не используются, по крайней мере, с самого начала). В субтесте «Шифровка» этим двум подгруппам дают разные варианты заданий. В ряде случаев при проведении теста допускается оказание строго дозированных видов помощи. Возможны и подсказки для первых заданий субтестов. Так, в субтесте «Сходство» в случаях неправильных ответов предоставляются подсказки: для первого задания (лимон кислый, а сахар …сладкий); и для пятого задания (для детей старше 8 лет) психолог поясняет « кошка и мышка – это животные». Для последующих заданий этого субтеста подсказки не предусмотрены. Следует отметить, что в руководстве точно определено, для каких заданий можно давать подсказки и в какой форме они должны быть представлены. Это существенный момент стандартизации процедуры.

Одна из особенностей инструкций в этом тесте – это подробные указания относительно того, когда и какие вопросы следует задавать испытуемому, если его ответ неясен или недостаточен. Приводятся дословные формулировки этих вопросов. Дополнительный вопрос задается только в том случае, если ответ ребенка невозможно оценить в 0 или 1 балл; если же ответ находится между 1 и 2, дополнительный вопрос не задается и ответ оценивается в 1 балл. При этом форма вопроса должна быть самой общей: « Скажи мне что-нибудь еще» или «Расскажи мне что-нибудь еще об этом».

Кроме того, в руководстве теста даются очень четкие указания по оцениванию ответов. В инструкции к каждому субтесту сначала предоставляются общие критерии оценок, а затем для каждого задания разъясняются специфические правила, на которые следует опираться при оценивании; приводятся примеры ответов. Так, в субтесте «Понятливость» для четвертого задания (« Чтобы ты маленький мальчишка, меньше тебя ростом, стал бы с тобой драться?») общие принципы оценки разъясняются следующим образом: 2 балла даются в случаях, если ребенок проявляет собственную активность, т.е. сам принимает решение или сам пытается исправить предлагаемую в вопросе ситуацию (« Успокою или займу чем-нибудь или остановлю его. Объясню ему, что так нельзя. Переведу в шутку»). В 1 балл оцениваются такие ответы: « попрошу кого-нибудь остановить его», « скажу маме», « поставлю в угол». В 0 баллов оцениваются ответы следующего типа: « повалю и буду держать его», « оттолкну», « дам сдачи».

Одним из недостатков всего теста, а особенно вербальных субтестов является не постепенное, а поэтапное усложнение вопросов, что может привести к фрустрации ребенка, в первую очередь это касается дошкольников. Например, в субтесте «Осведомленность» тестирование можно прекратить после пяти неудач подряд, однако, последним вопросом, на который правильно может ответить среднестатический дошкольник является вопрос о временах года, в то время как по инструкции ему могут задаваться вопросы вплоть до: «Почему нефть или масло плавают на воде, а не тонут?». Это же замечание касается субтестов «Понятливость», «Арифметический», «Сходство» и других.

Последняя адаптация теста была в 1991 году и естественно, что есть «неработающие» вопросы, на которые не могут ответить современные дети. Серьезные проблемы у детей вызывает 26-ой и 23-ий вопросы субтеста «Осведомленность»: « Кто открыл Южный полюс?» и « Из чего получают скипидар?»

В Субтесте «Понятливость» практически никто не может ответить на 13-ый вопрос: «Почему мы выбираем депутатов парламента?» В этом же субтесте есть неудачные вопросы, требующие предсказать свое поведение в маловероятных ситуациях, такие, как: « Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?» и « Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?»

В Субтесте «Словарный» было отмечено ложное понимание слов «катакомбы» (дети уверены, что это что-то вроде бомбоубежищ), «ирония» (смысл слова искажен прекрасным фильмом Э.Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром»; дети так отвечают на вопрос: Что такое «ирония»? — это «судьба», или даже идут дальше, добавляя «с легким паром».). В Субтесте «Недостающие детали» не совсем удачны рисунки «зонтика» и «человека в шляпе».

Применение теста интеллекта Д.Векслера для оценки интеллектуального развития детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Многие специалисты считают, что тест интеллекта Векслера не подходит для измерения уровня интеллекта детей с РАС, поскольку не учитывает особенностей этой группы, в частности асинхронию развития многих способностей, а также то, что значительная часть детей невербальны и не может ответить на вопросы в субтестах вербальной серии. Тем не менее, оценка интеллектуального развития важна для детей с РАС, поскольку знания интеллектуальных способностей ребенка могут стать основой для понимания наблюдаемого поведения и функционирования в других областях [5]. Специалисты редко ограничиваются только исследованием интеллекта ребенка. Чаще всего тест интеллекта, наряду с тестами адаптивного поведения и академических достижений, помогают в диагностике РАС. Кроме того, поскольку дети с РАС обычно показывают б ольшую изменчивость когнитивных навыков, чем типично развивающиеся дети, возможность сопоставить профиль интеллектуального развития с оценками по тестам адаптивного поведения чрезвычайно ценна. Результаты тестирования дают полезную информацию относительно сильных и слабых сторон когнитивных навыков ребенка, включая информацию о том, действительно ли наблюдаемые различия статистически значимы.

Несмотря на сильные стороны теста интеллекта для детей Векслера, этот тест подходит далеко не всем детям с РАС: для детей младшего возраста с интеллектуальными нарушениями эффект пола скорее всего не позволит увидеть сильные и слабые стороны развития когнитивных навыков ребенка. Этот тест не рекомендуется также использовать для детей, не пользующихся устной речью и для детей, которые не могут работать в ограниченном временном диапазоне.

Текст: Евгения Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН Института психологии РАН

(1) «Диагностика структуры интеллекта: тест Д.Векслера — детский вариант», методич. рук-во., состав. Ю.И.Филимоненко, В.И.Тимофеев, «Иматон», С-Пб., 1998. (2) Дружинин В.Н. Психология общих способностей, Латерна Вита, Москва, 1995. (3) Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб: Питер, 2002 (Серия «Мастера психологии»). (4) Беломестнова Н.В. Клиническая диагностика интеллекта. Психометрическая и клинико-психологическая оценка уровня развития интеллекта в клинической и судебно-психологической экспертной практике. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2003. (5) Ozonoff S., Goodlin-Jones B. L., Solomon M. Evidence-based assessment of autism spectrum disorders in children and adolescents //Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. – 2005. – Т. 34. – №. 3. – P. 523-540. (6) Volkmar F. R. Encyclopedia of autism spectrum disorders. – New York : Springer, 2013.

Источник

Тест Векслера

Тест Векслера (основан на адаптированной и стандартизированнойверсии А. Ю. Панасюка, дополненной и исправленной Ю. И. Филимоненко и В. И. Тимофеевым)

Тест может быть использован для выяснения причин неуспеваемости учащихся, для выявления интеллектуально одаренных лиц, для диагностики умственной отсталости, уточнения клинической картины нервно-психических заболеваний, для консультирования при выборе карьеры.

Тест Векслера может быть весьма показателен, когда данные проблемы связаны с особенностями умственного развития. Он хорошо дифференцирует такие нарушения, как задержка психического развития (нарушения обучаемости), педагогическая запущенность. Этот тест полезен также для выявления конкретного направления коррекционных и развивающих занятий с детьми.

Читайте также:  Технические характеристики радиаторов Purmo

В настоящее время тест Векслера – одна из самых распространенных методик изучения умственного развития. Тест включает методическое руководство, стимульный материал,содержащий серию заданий вербальной (6 субтестов) и невербальной (6 субтестов) батареи.

Подробное методическое руководство содержит описание теоретических основ, процедуру тестирования и интерпретации, ключ, а также нормативные возрастные таблицы.

Данный тест включает в себя 12 субтестов, которые дают характеристику различных аспектов вербального (словесного) и невербального (действенного) мышления.

Методические рекомендации: перед тем как использовать данный тест в работе, психологу необходимо самому хорошо изучить методическое руководство, уметь ориентироваться в демонстрационном материале и в бланках для испытуемого по субтестам. Психологу также необходимо четко знать инструкции к субтестам, уметь корректно ответить на вопросы ребенка, если они возникнуть после объяснения инструкции. При этом важно соблюдать все правила проведения методики, чтобы не перейти на «подсказывание». Все субтесты выполняются четко по времени, поэтому психологу необходимо не только записывать ответы испытуемого, но и следить за временем, а также знать, после какого количества ошибок необходимо прекращать тестирование в каждом субтесте.

Итоговый результат по тесту выражается в трех показателях:

  • общий IQ (коэффициент умственного развития);
  • вербальный IQ (показатель развития словесного мышления);
  • невербальный IQ (показатель развития действенного мышления).

По окончании тестирования численно оцениваются все ответы испытуемого. Сумма баллов по каждому субтесту переводится в школьные оценки с помощью таблиц возрастных групп. Итоговый результат оформляется в виде профиля шкальных оценок.

В нормативных таблицах значение 100 – соответствует среднему возрастному уровню развития интеллекта. Значения в диапазоне 85-115 рассматриваются как соответствующие норме, 70-85 – пограничные, ниже 70 – свидетельствующие о снижении интеллекта. Значения в диапазоне 115-130 – показатель высокого уровня развития, выше 130 – одаренности. Эти границы в значительной мере условны и могут рассматриваться лишь как ориентировочные.

Соотношение трех показателей позволяет охарактеризовать разные аспекты умственного развития. Более детальную характеристику дает анализ данных по каждому из 12 субтестов.

Время проведения теста – 90 – 100 минут. Тест Векслера требует значительных временных затрат как на процедуру проведения, так и на обработку результатов. Поэтому данный тест удобнее использовать при индивидуальном запросе.

Тестирование проводится в индивидуальной форме

Разработаны два отдельных комплекта методики: для детей от 5 до 16 лет и для взрослых старше 16 лет.

Комментарии:

Мы ценим ваше время и делим с вами общие цели. Ваши продажи для нас главный приоритет.
прогон хрумером логин скайпа SEO2000

оращайтесь договримся есть примеры работ логин скайпа SEO2000

Источник

Методика Векслера: детский вариант

Методика Векслера: детский вариант

Тест Векслера (Методика Векслера) был разработан в 1939 году американским психологом и психиатром Дэвидом Векслером. С ее помощью можно измерить интеллектуальное развитие и уровни его составляющих – вербальные/невербальные интеллекты. Так же методика позволяет оценить готовность ребенка к школе, его когнитивные способности. Можно выявить нарушения в различных интеллектуальных сферах, что позволит начать своевременную и эффективную психолого-педагогическую коррекцию.

Общие правила проведения тестирования

Несмотря на активное развитие исследований интеллекта в 20 веке, вплоть до 1930-х годов не было хорошо стандартизированных методов оценки интеллекта для взрослых. Это и послужило толчком Векслеру к созданию собственных шкал. Психолог разработал тест как «бальную шкалу», которая включала в себя вербальные, и невербальные составляющие.

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов.jpg

Изначально тест Векслера предназначался для лиц старше 16 лет. Позже для обследования детей в возрасте 6,5 – 16,5 лет был создан специальный вариант, стандартизированный и адаптированный в 1973 году А.Ю. Панасюком. Он состоит из 11 субтестов, которые соответствуют взрослому варианту, но представлены в более облегченной форме + двенадцатый «Лабиринты» (во взрослом варианте его нет).

Тест помогает решать педагогические и психологические задачи:

  • Выявлять не только уровень развития умственных способностей, но и эрудиции;
  • Оценка памяти, типа мышления;
  • Определение причин плохой успеваемости ребенка;
  • Профилактика трудностей при обучении, определение проблемных зон;
  • Возможность обнаружить нарушения психического развития.

Вербальные показатели связаны с критериями общей культуры и успеваемостью. Тем самым результаты могут быть чувствительны к национальным различиям. Отражают способность к умозаключениям и обобщениям, словарный запас, осведомленность, объем памяти.

Субтесты для определения уровня вербального интеллекта:

  • «Общая осведомленность» — диагностирует уровень общей образованности.
  • «Понятливость» — определяет способность моделировать поведение в социуме. Могут выявляться признаки социальной дезадаптации, конформности.
  • «Арифметический» — оценивает легкость оперирования цифрами.
  • «Сходство» — определяет, на каком уровне развития находится абстрактно-логическое мышление.
  • «Словарный» — определяет уровень культуры речи и мышления. Может указывать на особенность личностных черт (например, импульсивность).
  • «Повторение цифр» — оцениваются особенности внимания.

Невербальные показатели отражают уровень общего интеллекта, связанный с различными навыками, а также с сенсомоторными, психофизическими и перцептивными особенностями и характеристиками.

Субтесты для определения уровня невербального интеллекта:

Методика Векслера.jpg

  • «Недостающие детали» — отражает уровень зрительной внимательности/наблюдательности и умения выделять основные признаки, что отражает уровень развития мышления.
  • «Последовательные картинки» — выявляет умение планировать и понимать социальные действия. Определяет уровень социальной активности и адаптации.
  • «Кубики Косса» — определяет уровень пространственного анализа и синтеза.
  • «Складывание фигур» — показывает способность составлять целое из частей.
  • «Шифровка» — диагностируется зрительная и моторная скорость.
  • «Лабиринт».

В СССР Метод Векслера был адаптирован научными работниками Ленинградского психо-неврологического института им. В.М. Бехтерева.

Правила проведения тестирования

Методика Векслера для дошкольников задания.jpg

  • Убедиться в желании испытуемого выполнять задания. Замотивировать, вызвать интерес.
  • Не должно создаваться ощущение, что испытуемого проверяют. Для ребенка важно почувствовать, как будто с ним хотят поиграть.
  • Точная формулировка при постановке вопроса.
  • Ответ, если он не отрицательный, следует поощрять, подбадривая ребенка словами: «правильно», «молодец» и т.п.
  • Когда испытуемый говорит «не знаю», необходимо поддержать.
  • В случае, когда ребенок молчит, нужно мотивировать к ответу. Важно не подсказывать и не подталкивать к определенному ответу.
  • Не давать следующее задание, если не выполнено предыдущее.
  • Если дается 2 непротиворечивых ответа, выбрать наиболее подходящий из них.
  • Если противоречивых, то подтолкнуть ребенка к выбору одного из вариантов.
  • Если на вопрос не получен ответ в течение 10-15 секунд, повторить в первоначальном виде (кроме 6 и 3 субтестов).
  • Дополнительные ответы учитываются, когда не получается оценить первоначальный вариант в 0 или 1 балл.
  • Если ответ оказывается между 1 и 2 баллами, то ставится 1 балл.
  • При неправильно выполненном задании, если установленное время еще не истекло, экспериментатору следует притвориться, что он ничего не заметил.
  • С основными определениями приводятся альтернативные выражения или слова, представленные в скобках, которые оцениваются в тот же балл.
  • Ответ после цифры «0» считается неудовлетворительным.
  • После знака «?» необходим дополнительный вопрос. Если качество ответа не меняется, то ставится «0» баллов.

Обработка и интерпретация данных

Обработка результатов тестирования происходит вручную: сумма баллов переводится в стандартезированные единицы при помощи специально разработанных таблиц.

IQ-показатели по Векслеру:

130 – очень высокие показатели IQ
120-129 – высокие показатели IQ
110-119 – IQ в норме
90-109 – средние показатели IQ
80-89 – низкие показатели IQ
70-79 – очень низкие показатели IQ
> 69 – дефект интеллектуального развития

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов.jpg

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов 2.jpg

Вместо заключения

Заключение про уровень интеллектуального развития конкретного ребенка необходимо делать корректно. Полученные данные по невербальному интеллекту могут указывать на зону ближайшего развития или возможности интеллекта в целом. В детском возрасте показатели весьма изменчивы в связи с условиями жизни, обучения и воспитания ребенка.

Важно осознавать, что стандартизированная методика не может максимально полно оценивать индивидуальные особенности интеллектуального развития. Высокие баллы IQ не всегда являются определяющими признаками гениальности. Успешность во многом зависит от таких составляющих, как целеустремленность, внимательность, креативность, усидчивость и т.д.

Источник