Меню

Общая характеристика XVII столетия



Народные восстания 17 века в России (Таблица)

Основными причинами народных восстаний 17 века стали закрепощение крестьян и рост повинностей, усиление налогового гнета (пополнение разоренной казны), попытки ограничения казачьей вольности, церковный раскол и преследования старообрядцев.

Основные народные восстания 17 века таблица

«Соляной бунт» в Москве 1-10 июня 1648 г.

Козлов, Курск, Воронеж, Москва

Горожане, стрельцы, крестьяне

— Усиление налогового гнёта.

— Введение пошлин на соль в 1646 г. (2 гривны на пуд).

— Недовольство некоторыми представителями власти (Б.И. Морозов, Л.С. Плещеев)

Основные события Солянного бунта

Народное возмущение политикой царского правительства во главе с Б.И. Морозовым, которое в 1646 г. ввело налог на соль, но из-за массовых протестов он был отменен в феврале 1647 г.

В 1648 г. правительство решило взыскать за 2 года недоимок с населения (так называемые стрелецкие и ямские деньги), что и вызвало социальный взрыв в столице. Последовал разгром дворов московской знати, убийство восставшими глав Земского приказа (Л. Плещеева) и Пушкарского приказа (П. Траханиотова), дьяка Н. Чистого. Власти пошли на уступки: участвовавшим в восстании стрельцам возвратили по 8 рублей, было принято решение о созыве Земского собора для составления нового уложения

— Казнь большинства бояр (по указанию бунтовщиков).

— Соборное уложение 1649 г., по которому «белые слободы», не платившие налоги, ликвидировались

Городские восстания в 1650 г.

Посадский люд, стрельцы, казаки, пушкари

Рост цен на хлеб.

Передача хлебных запасов Швеции

Основные события Городских восстаний

В Пскове (февр. — авг. 1650 г.) и в Новгороде (март — апрель 1650 г.) Народное недовольство ростом цен на хлеб и передачей хлебных запасов Швеции в качестве компенсации за уход населения с отошедших Швеции русских земель. Переход власти в городах от царских наместников к земским старостам

— Усмирение восстания царскими войсками во главе с князем И.Н. Хованским, восстановление власти царской администрации.

— Псков. Трехмесячная оборона города. Прекращение сопротивления после переговоров с делегацией Земского собора.

— Новгородцы не проявили стойкого сопротивления, открыли ворота города. Инициаторы восстания были заключены под стражу

«Медный бунт» в Москве 25-26 июля 1662 г.

Посадский люд, служилые люди

— Усиление налогового гнёта.

— Дороговизна и голод из-за обесценивания выпущенных медных денег

Основные события Медного бунта

Поводом к восстанию послужила денежная реформа 1654 г. — введение медных денег, приравненных к серебряным. С течением времени это привело к серьезному их обесцениванию, что резко снизило покупательную способность населения.

По Москве были расклеены прокламации («воровские письма»), в которых близкие к царю люди: бояре И.Д. и И.М. Милославские, окольничий Ф.И. Ртищев, купец В. Шорин — обвинялись в сговоре с поляками по чеканке медных денег с целью разорения России.

Толпа двинулась в Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович, вступивший в переговоры с восставшими. Но затем были вызваны верные царю стрелецкие полки, подавившие выступление жителей Московского посада. Многие люда были схвачены и казнены

В 1663 г. выпуск медных денег был прекращен

Восстание В.Р. Уса в 1666 г.

— Правительство отказалось принять казаков на службу

— Поход восставших на Тулу, Воронеж

Основные события восстания В.Р. Уса

Донские казаки предпринимали успешные «походы за зипунами» против Крыма и Турции, обороняя границы России, которые приносили богатую добычу. В 1658 — 1660 гг. турки и крымские татары закрыли выход в Азовское и Черное моря: в устье Дона были сооружены две башни.

В 1666 г. отряд из 500 казаков под началом атамана Василия Уса совершил поход с Дона через Воронеж на Тулу. Казаки шли в Москву и хотели на военной службе получить средства к существованию, чтобы предложить правительству свои услуги в связи с войной России и Польши. Постепенно в отряд вливались крестьяне, бежавшие от господ, а также посадский люд. Отряд Уса вырос до 3000 человек.

Восставшие рассеяны стрельцами и В.Р. отошол с войсками на Дон, остатки армии влились в армию Степана Разина

Восстание под предводительством С. Т. Разина 1667 — 1671 гг.

Донское казачество (голытьба), беглые крестьяне, холопы, посадские люди, народы Поволжья : чуваши, марийцы, мордва, татары и другие

— Скопление на Дону беглых крестьян, холопов, посадских, недовольных усилением крепостного права.

— Активность казачества, недовольство государственными порядками России

Основные события восстания делятся на 2 этапа:

1 этап — Поход за зипунами (1667 — 1669 гг.)

2 этап — Антикрепостническое выступление (1670 — 1671 гг.)

Подавление царскими войсками. Сохранение незыблемости государственных порядков России, усиление крепостного права

Соловецкое восстание («Соловецкое сидение») в 1668-1676 гг.

Соловецкий монастырь (на Соловецком озере, в Белом море)

Монахи, крестьяне, разинцы

— Церковные реформы патриарха Никона.

— Жёсткость курса церковных преобразований (сожжение старых икон, враждебность к староверам).

— Представление народа о «старой вере» как истинно православной

Основные события восстания В.Р. Уса

Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стекались противники реформ. Здесь нашли приют многие разинцы. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастьрь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50.

Дальнейшее противостояние в стране староверов и официальной церкви

схема народные восстания 17 века

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6—11 й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

3. История России/ С. Орлов, В. А. Георгиев — М.: 2004.

Источник

Бунташный век – бунты 17 века

Общая характеристика XVII столетия

Каждый новый век приносит «новый порядок». XVII столетие в России не относится к исключениям. В этот, по словам современников, «смутный» период на Руси произошли следующие события:

  • Конец царствования династии Рюриковичей: после смерти Ивана Грозного, на трон претендовали два его сына – Фёдор и Дмитрий. Малолетний царевич Дмитрий погиб в 1591 году в Угличе, а в 1598 году умирает «слабоумный» Фёдор;
  • Время правления «неприрождённых» государей: Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий Шуйский;
  • В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь – Михаил Романов. С этого момента начинается эпоха правления династии Романовых;
  • 1645 году после смерти Михаила Фёдоровича на трон поднимается его сын – Алексей Михайлович, который за мягкий характер и доброту был прозван «Тишайшим царём»;
  • Конец XVII века характеризуется настоящей «чехардой» престолонаследия: после смерти Алексея Михайловича его старший сын Фёдор взошел на престол. Но после шести лет правления он умирает. Наследники Иван и Пётр были малолетними, и фактически управление большим государством переходит к их старшей сестре – Софье;
  • После ряда восстаний, голода и неспокойных лет правления «”не законных, а выборных » царей”, правление первых Романовых знаменуется относительным «успокоением»: войны практически не велись, внутри страны проводились умеренные преобразования;
  • Во время правления Алексея Михайловича церковь, ранее независимая, стала подчиняться государству и платить налоги;
  • К событиям XVII века относится и реформа Патриарха Никона, которая ввела изменения в проведении церковных обрядов, привела к расколу в православной церкви, появлению движения старообрядцев и в дальнейшем жестокому подавлению инакомыслия;
  • Господствующее положение занимал феодальный уклад. При этом проявлялись первые зачатки капитализма;
  • Произошло оформление крепостного права: крестьяне – – это собственность помещика, которая могла продаваться, покупаться и передаваться по наследству;
  • Усиление роли дворянства: дворянин не мог быть лишен поместья;
  • Городское население было признано особым сословием: с одной стороны, оно было независимым, а с другой – – прикреплено к городам (посадское население) и вынужденное платить «тягло» – денежные и натуральные повинности;
  • Увеличение прямых налогов;
  • Ограничение казачьей вольности;
  • В 1649 году издается Соборное Уложение – – главный свод законов, который касается всех отраслей и сфер государственного управления от хозяйства до государственного устройства;
  • Экономика страны держится на сельском хозяйстве;
  • Освоение новых территорий в Сибири, Поволжье и на южных границах государства.

Рис. 1. Красная площадь во второй половине 17 века в картине Васнецова

Бунты «”бунташного века”»

Все кратко вышеперечисленные события XVII века привели к ухудшению экономического и социального положения населения России и, как следствие, – к массовому росту недовольства.

Читайте также:  Любые таблицы с расчетами

Внутренние противоречия, частая смена власти, «авантюрные» новшества, обнищание населения, голод, экономическая отсталость – это основные причины нарастающего «брожения» среди горожан и сельского населения.

Внизу всё постоянно тлело, и нужна была только искра, чтобы разжечь большой пожар – народные движения. Однако, для каждого бунта нужна была своя искра – конкретная причина. В следующей таблице представлены самые крупные восстания «бунташного века» в России с описанием самой главной причины, указанием даты, участников движения, изложением хода восстания и подведением итогов.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • 1. Причины столетней войны
  • 2. Соляной бунт
  • 3. Эпоха дворцовых переворотов
  • 4. Смутное время кратко
  • 5. Медный бунт — причины

Рис. 2. Медные монеты 17 века

Таблица «Бунташный век»

Событие

Дата

Содержание

Соляной бунт в Москве

Главная причина – увеличение налога на соль по инициативе Бориса Морозова в 1646 году. В результате указа в несколько раз увеличивается цена на этот незаменимый продукт, и, как следствие, – уменьшение засолки рыбы и голод;

Основные участники – посадские люди, к которым впоследствии присоединились стрельцы и дворяне, недовольные злоупотреблением царских приближенных;

Вспышка произошла в то время, когда Алексей Михайлович возвращался с богомолья. Толпа остановила экипаж царя и потребовала отставки царских приближенных. Дабы утихомирить народ, царь пообещал разобраться, но в этот момент произошло непредвиденное – сопровождавшие государя придворные ударили несколько человек нагайками, чем и спровоцировали мятеж. Восставший народ ворвался в Кремль. Были растерзаны толпой основные царские приближенные – Плещеев, Траханиотов, дьяк Назария. Боярина Морозова удалось спасти.

В итоге было повышено жалование стрельцам, были заменены судьи, понижена цена на соль и проведена посадская реформа.

Волнения в Новгороде и Пскове

Главная причина – отправка хлеба в Швецию в счёт погашения долгов правительства, что грозило голодом;

Основные участники – митрополичий приказной Иван Жеглов и сапожник Елисей Григорьев по прозвищу Лисица, которые являлись предводителями восставших в Новгороде; площадный подьячий Томилка Васильев, стрельцы Порфирий Коза и Иов Копыто в Пскове.

Волнения начались в Пскове, а через две недели перекатились в Новгород. Однако среди предводителей восстания появились сомнения, они не сумели организовать оборону городов и продолжали надеяться на приезд и помощь царя Алексея Михайловича.

В результате бунт был подавлен, а его зачинщики казнены.

Медный бунт в Москве

Главная причина – введение медных денег по цене серебряных, в результате чего увеличился выпуск ничем не подкрепленных медных монет, подорожали цены на продукты, крестьяне отказывались продавать свою продукцию за медь, наступил голод в городе и наблюдался всплеск фальшивомонетничества;

Основные участники – крестьяне пригородных сел, ремесленники, мясники;

Воинственная многотысячная толпа направилась к дворцу Алексея Михайловича в Коломенском, требуя выдать всё тех же царских приближенных-изменников. После угроз царь велел подоспевшим стрельцам и солдатам обуздать восставших. В результате около 7 тысяч человек были убиты, 150 повесили, а остальных сослали в Сибирь.

В итоге, несмотря на кровавую расправу все же медные монеты были изъяты из обращения.

Восстание Степана Разина

Главной причиной восстания стал социальное расслоение донского казачества на «домовитых» – наживших имущество благодаря русскому царю и служивших ему, и на «голутвенных» (голытьба) – недавно прибывших и промышлявших разбоем. Последние ненавидели дворян и бояр.

Сенька Разин – донской казак и вождь восстания.

Первые походы Степана Разина – это в основном нападения на караваны судов с одной целью – грабеж. Они не носили социального характера, кроме того, что взятым им пленным из простых крестьян и работников была дарована воля. Однако в дальнейшем успешные походы превратили небольшую разбойничью банду Разина в войско около 7000 человек. Изменился и характер походов: с покорением Астрахани, Саратова, Самары возросли и амбиции казачьего атамана. Он объявил, что его войско поддерживает якобы выживший царевич Алексей, опальный патриарх Никон, а сам он защитник простого люда, намеревающийся распространить казачьи порядки на всю Русь.

Однако вскоре в Симбирске он потерпел поражение, и впоследствии бунт был жестоко подавлен, а сам Разин казнён.

Стрелецкий бунт или «Хованщина»

Нельзя выделить одну причину восстания. С одной стороны – недовольство стрельцов злоупотреблениями их начальников и задержкой жалованья. С другой – борьба между двумя кланами – Милославских и Нарышкиных. Дело в том, что после смерти Федора Алексеевича на трон претендовали два малолетних царевича – Иван и Пётр, за которыми соответственно стояли Милославские с царевной Софьей, и Нарышкины. На Земском соборе было решено передать правление в руки Петра. Однако противоборствующая сторона воспользовалась недовольством московских стрельцов и с их помощью, поддерживая их требования, «протолкнули» компромиссное решение – поставить на царство сразу двух братьев при регентстве царевны Софьи.

Основные участники – Московские стрельцы под предводительством князей Хованских;

Стрельцы и простой народ захватили Кремль. Во время восстания были убиты брат царицы Афанасий Нарышкин, известные бояре, князь Юрий Долгорукий. Царевна Софья в благодарность за помощь царевичу Ивану даровала стрельцам имущество убитых бояр и обещала выплатить жалованье за 40 лет. Однако, это не усмирило бунтовщиков, и она становилась заложником их возрастающих амбиций: Хованский претендовал на самостоятельную роль и свержения Романовых. В результате был схвачен и казнен вместе с сыном. Стрельцы оказались без вождя и вынуждены были сдаться на милость царевны;

В итоге Софья правила 7 лет, а начальником Стрелецкого приказа на был назначен новый преданный правительнице человек – Шакловитый.

Общей чертой всех бунтов XVII века в России являлась стихийность и ярко выраженные царистские иллюзии. Иными словами «бунтари» и их вожди не думали и не предпринимали никаких действий против царя. Наоборот, они верили в его абсолютную власть и непогрешимость, и полагали, что самодержец не ведает, что творят его подданные – бояре, думные люди, помещики, воеводы.

Рис. 3. Портрет царя Алексея Михайловича

Все народные восстания, кроме Стрелецкого бунта, произошли во время царствования Алексея Михайловича, парадоксально прозванного Тишайшим.

Что мы узнали?

17 век в истории России, изучаемый в 7 классе, запомнился «обилием» народных восстаний и бунтов. О том, какое это было столетие, с кем связаны народные движения – с какими именами, правлением каких царей и какими городами на карте России, рассказывает подробная таблица «Бунташный век».

Источник

Церковный раскол: дата, причины и итоги события

Раскол в Русской православной церкви произошел в 17 веке, а начался он в Москве в 1650 годах. Он имеет тесную связь с реформами, проводимыми патриархом Никоном. Реформы были направлены на то, чтобы внести в богослужебные книги, печатавшиеся в Москве, и в часть обрядов изменения. Цель этих изменений – унификация с греческими канонами.

Реформы церкви в 17 веке

Осуществление реформ происходило при участии царя Алексея Михайловича и при его поддержке. А также при поддержке некоторых других патриархов из православных. Реформирование было подтверждено постановлениями, принятыми рядом соборов. Они проходили в Москве в период с 1650 по 1680 годы.

У реформ появились противники, которые позже стали называться старообрядцами. Их на Московских соборах 1656 и 1666 года и на Большом Московском соборе, состоявшемся в 1667 году, предали анафеме. Она коснулась тех, кто придерживался крестного знамения двумя перстами.

Эти события положили начало старообрядческому расколу в русской церкви. Появились группы старообрядцев, которые впоследствии были разделены на многочисленные согласия. Вследствие церковного реформирования, повлекшего за собой раскол церкви на Руси в 17 веке, наступило и противостояние внутри русского народа. Последствия его окончательно не преодолены и по сей день.

Причины проведения реформы

Прежде чем приступить к рассмотрению церковного раскола 17 века, следует изучить причины проведения реформы. Обсуждать необходимость реформы церковной жизни начали в 1640 годы.

Тогда в столице была создана группа под названием «Кружок ревнителей благочестия». Участниками кружка являлись представители духовенства. Они выступили за то, чтобы церковные тексты и правила богослужения были унифицированы.

Но при этом в вопросе выбора образца, в соответствии с которым нужно было вносить изменения, не было единства. Одними в качестве эталона предлагались древнерусские церковные книги, а другими – греческие.

Читайте также:  Отличие астероида от кометы состав

В конечном итоге победа была одержана теми, кто ратовал за приведение церковных обрядов и книг в соответствие с канонами Византии. У этого выбора существует несколько причин.

Обоснование выбора греческих канонов

Среди них находятся следующие:

  1. Российское государство стремилось к упрочению своего международного положения среди стран, принявших православие. Теория «Москва – Третий Рим», которую в 15 веке выдвинул псковский старец Филофей, имела популярность в правительственных кругах. После раскола Церкви, произошедшего в 1054 году, Константинополь являлся духовным центром православия. По мнению Филофея, после падения Византийской империи столица Руси приняла эстафету, став оплотом православной веры. Поэтому совершенно логичным было ориентироваться на греческие каноны в богослужении.
  2. После решения Переяславской рады в 1654 году к Российскому государству перешла часть Речи Посполитой, где проживало православное население. Там литургию проводили в соответствии с греческими канонами. Таким образом, унификация обрядов могла бы способствовать процессу объединения России с Малороссией.
  3. После Смутного времени прошло не так уж много лет, и периодически в стране наблюдались вспышки народных волнений. В связи с этим правительство в установлении однообразных правил церковной жизни видело важный инструмент для стабилизация внутриполитической обстановки и поддержании национального единства.

Для уяснения того, как проходил раскол русской православной церкви, следует рассмотреть основных участников процесса осуществления церковной реформы, приведшей к нему. Среди них выделяются царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, которые были инициаторами церковной реформы 17-го века.

Алексей Михайлович Тишайший

Церковный раскол 17 века произошел в период правления Алексея Михайловича, который царствовал с 1645 по 1676 год. Это был правитель весьма активный, он внимательно вникал во все вопросы государственной жизни России.

Он позиционировал себя как истинно верующего, православного человека, и все церковные дела находились под его надзором. Несмотря на то что прозвище царя Алексея Михайловича было Тишайший, правил он в тревожное и неспокойное время, которое было омрачено множеством войн и прочих бедствий.

Патриарх Никон: влияние на царя

Церковный раскол в России неотделим от имени патриарха Никона. В миру он известен как Никита Минин. Годы его жизни – 1605-1681. Священнослужителем он стал по воле родителей и на этом поприще достиг больших высот. В 1643-м он получил значимую церковную должность, став игуменом в Кожеозерском монастыре, находившемся в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон прибыл в Москву по делам монастыря, и его представили молодому в то время царю Алексею Михайловичу. Последнему было тогда 17 лет. Игумен настолько приглянулся юному государю, что он решил оставить его при дворе и назначил на должность архимандрита в Московский Новоспасский монастырь. Впоследствии, благодаря царскому расположению, Никон стал Новгородским митрополитом.

В 1651 году царь потребовал возвращения Никона в столицу, и с тех пор он стал влиять на Алексея Михайловича с еще большей силой. Пользуясь полным доверием правителя, церковник принимал активное участие в решении государственных дел.

Вершиной карьеры Никона было его восшествие на патриарший престол. Это произошло после ухода из жизни патриарха Иосифа в 1652 году. С этого момента и началась подготовка давно назревавшей церковной реформы.

Суть реформ патриарха Никона

Первое, на что была направлена деятельность новоявленного патриарха, — это редакция духовной литературы, которую нужно было согласовать с греческими канонами. Что касается даты церковного раскола, то ее относят к 1653 году, когда начали вводиться изменения в богослужебные каноны. Отсюда и пошло противостояние патриарха Никона и его приверженцев со сторонниками старых обрядов.

Далее рассмотрим суть реформ, приведших к расколу православной церкви. Она сводится к следующему:

  1. Двуперстное знамение заменено на троеперстное. Больше всего нареканий у противников реформ вызвало именно данное нововведение. Они считали, что совершаемое новым способом крестное знамение несет в себе неуважение к Всевышнему, так как из трех пальцев формировался так называемый кукиш Богу.
  2. Вместо «Исус» стали писать «Иисус».
  3. Число просфор при совершении литургии было сокращено.
  4. Во время богослужения нужно было совершать поясные поклоны, а не земные.
  5. При совершении крестного хода требовалось двигаться против солнца.
  6. Вместо двух «Аллилуйя» в церковном пении стали повторять этот возглас три раза.

Следует отметить, что именно реформы патриарха Никона привели к годам церковного раскола на Руси.

Жесткие методы и низложение Никона

В процессе церковного раскола значительная часть православных верующих отделилась от православной церкви и стала выступать против преобразований, внедряемых патриархом Никоном. Причиной во многом были жесткие методы Никона.

В 1660 году по велению Алексея Михайловича патриарх был низложен. Впоследствии он был лишен сана священника и сослан в Ферапонтов монастырь в Белозерске.

Отлучение старообрядцев от церкви

Но после отстранения Никона от патриаршества церковные реформы не были прекращены. В 1666 году церковным собором были утверждены новые обряды и изданы новые книги.

Они вменялись в качестве образцов всей православной церкви на Руси. По решению того же собора приверженцы старой веры были отлучены от церкви и приравнены к еретикам.

Причины раскола

Рассмотрим их более подробно.

  1. Способы осуществления церковных реформ были весьма жесткими. Они оттолкнули многих представителей духовенства и часть простого народа. Эти методы заключались в следующем: насильственно изымались церковные книги, иконы и другие святыни, несоответствующие греческим канонам. В дальнейшем их публично уничтожали.
  2. Резкость и непродуманность перехода к новым правилам богослужебных обрядов привела к тому, что у народа сформировалось убеждение, что им хотят навязать иную веру. Кроме того, те, кто отказывался принять нововведения, подвергались серьезным телесным наказаниям. А это не могло прибавить симпатий к патриарху и его окружению.
  3. Приходское духовенство имело очень низкий уровень образования, а порой священники были просто безграмотны в вопросах веры и поэтому не могли доходчиво объяснить прихожанам, в чем состоит суть изменений.
  4. Неточный перевод с греческого на русский язык отдельных текстов, которые, хотя и незначительно, но все же отличались от прежних старорусских. Наибольшее возмущение верующих вызвало то, что изменился смысл молитвы «Символ веры». Прежде о Царствии Божием говорилось в настоящем времени, а теперь – в будущем.
  5. В церковной среде не было единства по вопросам проведения реформ. Поэтому и противники нововведений появились и там, они стали духовными лидерами старообрядчества.

Далее следует сказать несколько слов о лидере раскола церкви на Руси – протопопе Аввакуме.

Лидер старообрядцев

Церковный раскол в России неотделим от имени протопопа Аввакума Петрова, возглавлявшего движение старообрядцев. За то, что он был не согласен с реформами церкви, его сослали в Сибирь, где он пробыл долгие одиннадцать лет.

Несмотря на множество перенесенных тягот и невзгод, Аввакум не был сломлен и не отказался от старой веры. По решению одного из церковных соборов его заточили в земляную тюрьму, а затем сожгли заживо.

Деятельность староверов

Таим образом, никоновские реформы были отвергнуты значительным числом верующих, протест которых вылился в религиозную войну. Старообрядцев подвергали гонениям, правительство преследовало их, и они искали спасения в отдаленных уголках Государства российского. В ответ на церковную политику староверы устраивали массовые самосожжения, которые называли гарями.

Историческая литература нередко характеризует церковный раскол как отправную точку массовых народных волнений, время от времени охватывавших русские земли в 17-18 веках. В действительности старообрядцы снискали мощную поддержку у простых людей, вокруг них собирались те, кто был недоволен существующими в стране порядками.

Итоги раскола

Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.

  1. Церковный раскол 17 века перерос в национальную трагедию. Русский народ разделился на оставшихся в лоне православной церкви, совершавших богослужение по новым канонам, и старообрядцев, которые придерживались дореформенных правил.
  2. Вследствие раскола было разрушено духовное единство русского народа. В первый раз в истории страны возникла вражда на религиозной почве.
  3. Установился приоритет над церковной властью власти светской. Процесс реформ был инициирован царским правительством и происходил при его полной поддержке. Это явилось началом перехода управления церковными делами государственными институтами. Завершение этого процесса произошло уже при Петре Первом, который упразднил патриаршество.
  4. Международное положение Российского государства и его связь со странами православного мира заметно укрепились.
  5. Движение старообрядцев повлияло на развитие русского искусства, внеся в него свой вклад. Были созданы духовные центры, своя иконописная школа, сохранились древнерусские традиции написания книг и знаменного пения.
Читайте также:  Как использовать таблицу допусков

В заключение рассмотрим изменение взглядов РПЦ на старообрядчество.

Эволюция отношения РПЦ к старообрдцам

Как уже было сказано выше, соборы 1656- и 1666 годов осудили сторонников «старых обрядов», назвав эти обряды неправославными и еретическими. Это осуждение окончательно санкционировал Большой московский собор 1667 года. На нем были одобрены реформы, проведенные патриархом Никоном, а все, не принявшие соборные решения, были преданы анафеме как еретики и непокорные Церкви.

Однако начиная с 1800 года употребление старых обрядов стало в той или иной мере допускаться Святейшим Синодом. В 1971 году состоялся поместный собор с целью избрания патриарха. На нем был рассмотрен вопрос о старообрядцах и принято следующее решение.

Было утверждено постановление Синода 1929 года, касающееся признания старых русских обрядов наравне с новыми. В 1974-м году аналогичное решение было принято и Русской православной церковью за рубежом. Но несмотря на это, молитвенное общение между какой бы то ни было масштабной церковной юрисдикцией старообрядцев и новообрядцев возобновлено не было.

Источник

Бунташный век в России XVII век

Содержание

  • 1 Автор проекта
  • 2 Предмет, возраст учащихся
  • 3 Краткая аннотация
  • 4 Направляющие вопросы
  • 5 План проведения проекта
  • 6 Бунташный век — что же это такое?
  • 7 Причины
  • 8 Народные восстания
  • 9 Карта восстаний
  • 10 Международные конфликты
  • 11 Церковь в 17 веке
  • 12 Бояре
  • 13 Правители эпохи
  • 14 Итоги «Бунташного» века
  • 15 Полезная литература:

Автор проекта [ править ]

Предмет, возраст учащихся [ править ]

  • История России
  • 7, 10 класс

Краткая аннотация [ править ]

Весь XVII век — это чередование нашествий, народных восстаний и войн с краткими передышками между ними. Жестокий неурожай и голод начала века разбил в прах все планы Бориса Годунова и породил Смуту. Несколько лет шла ожесточенная борьба за московский трон. Первый Романов — Михаил Федорович — правил в мире, но уже его сын, «тишайший» Алексей Михайлович столкнулся с городскими восстаниями, церковным расколом, крестьянской войной под предводительством Степана Разина. Такого внутреннего напряжения, под знаком которого прошло целое столетие, русская история прежде не знала…

Направляющие вопросы [ править ]

Основополагающий вопрос:

  • Что такое бунт?

Проблемные вопросы:

  • Какие существуют проблемы в области 17 века?

Учебные вопросы:

  • Что такое бунт?
  • Из-за чего происходят бунты?
  • Почему произошла новая династия Романовых?
  • Сколько восстаний/бунтов произошло в течение всего 17 века?

План проведения проекта [ править ]

  • Этап 1. Разработка проектного задания.

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп, определение источников информации, постановка задач

  • Этап 2. Разработка проекта.

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

  • Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

  • Этап 4. Защита проекта.

Урок – презентация Задачи этапа – коллективная защита проекта

Бунташный век — что же это такое? [ править ]

Бунташный век – это период времени в истории России, а именно в XVII веке, когда происходили различные восстания и войны, повлекшие за собой большие последствия и вошедшие в историю под разными названиями. «Соляной бунт», Селянский бунт, крестьянские войны Болотникова и Разина, а также восстания 1682 года.

Причины [ править ]

Причины, в результате которых Бунташный век стал возможным:

  • Увеличение налогов. Государство после Смуты пыталось всеми средствами привлечь деньги в казну.
  • Укрепление крепостничества и завершение процесса закрепощения крестьян.
  • Войны. В это время были войны внутри страны (Смута), а также противостояние главным образом с Польшей и Швецией. Народ устал от воин, которые, как известно, истощают общество (демографически, финансово).
  • Церковный раскол. В церковном укладе менялось практически все, поэтому естественно простым людям это не нравилось. Ситуация усугублялась тем, что власть преследовала старообрядцев.

Народные восстания [ править ]

17 век называют «Бунташным» во многом из-за народных движений (бунтов и восстаний), которые возникали с большой регулярностью и отличались размахом. В Бунташный век было 6 крупных восстаний (одно называется крестьянской войной) и огромное количество мелких восстаний, которые даже сосчитать невозможно. Основные народные движения той эпохи представлены в таблице ниже.

Таблица: Народные движения в Бунташном, 17–ом веке

Восставшие убили множество бояр.

Обратите внимание — для подавления большинства восстаний применялась регулярная армия. Причем не мелкие подразделения, а самые, что ни на есть, боевые. Считается, что если на век приходится 2-3 крупных народных волнения, значит в стране есть проблема. В 17 веке в России было 6 крупных волнений и более десятка мелких, причем все они произошли чуть больше чем за 20 лет (1648-1671), что говорит о критической точке народного терпения, которая была преодолена в это время. Не забывайте также и о том, что Россия к началу всех этих движений только-только преодолела Смутное время, которые также накладывается на 17 век.

Народные выступления 17 века отчетливо показывают, что страна нуждалась в изменениях. Старый порядок себя изжил, и нужно было что-то новое. В результате в начале 18 века совпало настроение русского общества и желания Петра 1 — в России начались масштабные реформы.

Карта восстаний [ править ]

Международные конфликты [ править ]

Одна из причин народного недовольства властью и положением в стране заключалась в войнах. Россия в 17 веке вела следующие международные войны:

Церковь в 17 веке [ править ]

Отдельно следует отметить, что Бунташный век относится не только к народным выступлениям, но и к церковной жизни. Там также назрел серьезный кризис, апогеем которого стал церковный раскол. Его еще называют реформой Никона.

Справедливости ради следует отметить, что необходимость церковных реформ в России 17 века объективно назрела. Но вот методы их реализации оставляли желать лучшего. В определенном смысле Никон был очень похож с Петром 1. Никон переделывал православную церковь на греческий лад, а Петр переделывал саму Россию на голландский лад. Но главное, что роднит этих людей — они очень легко разрывали с прошлым. И эти разрывы шли с таким перегибом, что Россия очень долго приходила в себя духовно и физически после Никона и после Петра 1.

Бунташный век практически полностью изменил русскую церковь: менялись обычаи, обряды, иконы, книги и так далее. Представьте насколько сильно это влияло на людей. Даже сегодня если церковь решит полностью изменить свои обряды — это приведет к народным волнениям. В 17 веке, когда люди были более набожными, это вызывало неизбежную и неотвратимую реакцию населения.

Бояре [ править ]

Главные жертвы Бунташного века — бояре. Бояре были привилегированным сословием, но с каждым годом их положение становилось все тяжелее. 17 век в итоге стал временем заката боярства: их власть сокращалась, привилегии ограничивались, народ выступал против них. Закончилось все тем, что Петр 1 официально запретил боярство, а последний боярин в России умер в 1752 году.

Бояре в России

На смену боярам приходило дворянство и здесь кроется очень важный момент. Многие историки говорят, что Бунташный век позволяет разделить историю России на «до» Петра и «после» него. Но стало это возможно только благодаря тому, что к концу 17 века бояре практически полностью были уничтожены (задвинуты), а дворянство еще не успело встать на ноги. Произошла своеобразная опричнина, при которой Россия осталась без элиты, и Петр 1 мог делать из страны все, чего ему хотелось — сопротивляться было некому, элиты в стране нет.

Правители эпохи [ править ]

Бунташный век в истории России пришелся на период правления следующих царей:

  • Василий Шуйский (1605-1610 гг.)
  • Михаил Романов (1613-1629 гг.)
  • Алексей Романов (1629-1676 гг.)
  • Федор Романов (1676-1682 гг.)
  • Регентство Софьи(1682-1689 гг.)

Именно в период 17-го века в России произошло формирование новой правящей династии — Романовы.

Итоги «Бунташного» века [ править ]

Неправильное управление страной и игнорирование воли и желаний народа. Итогом бунташного века стала безрезультатность. Несмотря на все восстания и противостояния, голос селян не был услышан, продолжались обложения налогами и игнорирование людей. Злоупотребление властью только расширялось и усилилось, все жаждали расширения полномочий, никто не соблюдал закон, который им не угоден.

Источник