Меню

Опорная схема Жанры средневековой литературы учебно методический материал по литературе на тему



§27. Средневековая литература

Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page —>

Проверьте себя

1. Перечислите известные вам средневековые эпические поэмы. 2. Какие качества человека воспевали рыцарские поэты? 3. На каких языках создавались произведения трубадуров, песни вагантов, «Божественная комедия» Данте? Почему? 4. Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья? 5. Измените названия пунктов параграфа так, чтобы все они имели вопросительную форму.

Подумайте

1. Как влияли куртуазная поэзия и рыцарские романы на поведение рыцаря в жизни? 2. Как в средневековой литературе было отражено сословное деление общества? С помощью справочной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов уточните, были ли произведения, которые знали люди разных сословий. 3. В тексте учебника не рассказано о крестьянской литературе. Проведите исследование: можно ли говорить о существовании в Средневековье особой, крестьянской литературы? 4. Подготовьте презентацию «Шедевр средневековой литературы» (5-7 слайдов), посвящённую какому-либо поэтическому или прозаическому произведению эпохи.

Проверьте себя

1. «Беовульф», «Старшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах», «Божественная комедия». 2. В рыцарский поэзии был создан образ идеального рыцаря. Рыцарь должен быть верным, щедрым, благородным, вежливым, привлекательным. 3. Поэмы создавались на родных языках авторов, для того, чтобы их понимали их соотечественники. 4. Он не боялся раскрыть свою душу, пиал откровенно, чисто, не скрывая от читателя ничего, что привлекало читателей. 5. 1. Как развивалась литература раннего Средневековья? 2. Про что была рыцарская поэзия и что она восхваляла? 3. Чем отличалась городская литература от других? 4. Почему Данте называют одним из великих поэтов Средневековья?

Источник

Опорная схема «Жанры средневековой литературы».
учебно-методический материал по литературе на тему

Суховей Ольга Владимировна

Для изучения литературного процесса.

Скачать:

Вложение Размер
srednevekovyy_simvolizm_2.pdf 188.12 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзорный материал в форме презентеции, который можно использовать, как сасостоятельный урок с небольшими комментариями или же как часть деманстрационного материала к лекции по этой же теме. Презентаци.

презентация к уроку Средневековая литература.

Опорная схема «Средневековье».

Для изучения литературного процесса.

Средневековая литература

Презентация к уроку истории «Средневековое искусство»Жития, хроники, эпические песни, рыцарская литература.

Особенности средневековой литературы

Презентация к уроку «Особенности средневековой литературы&quot.

Конспект урока «Средневековая литература и искусство»

Конспект урока «Средневековая литература и искусство&raquo.

Источник

Произведения и периодизация древнерусской литературы

Содержание

Можно ли сегодня представить жизнь, в которой нет книг, газет, журналов, блокнотов для записей? Современный человек так привык к тому, что все важное и требующее упорядочивания, следует записывать, что без этого знания были бы не систематизированы, отрывочны. Но этому предшествовал очень непростой период, растянувшийся на тысячелетия. Литература представляла собой хроники, летописи и жития святых. Художественные произведения стали писать намного позже.

Когда возникла древнерусская литература

Фото с сайта 5.firepic.org

Предпосылкой появления древнерусской литературы послужили различные формы устного фольклора, языческие предания. Славянская письменность зародилась лишь в IX веке нашей эры. До этого времени знания, былины передавались из уст в уста. Но крещение Руси, создание азбуки византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием в 863 году открыло путь книгам из Византии, Греции, Болгарии. Через первые книги передавалось христианское учение. Так как в древности письменных источников было мало, то возникла необходимость в переписывании книг.

Азбука способствовала культурному развитию восточных славян. Поскольку древнерусский язык схож с древнеболгарским, то и славянским алфавитом, который использовался в Болгарии и Сербии, могли пользоваться на Руси. Восточные славяне постепенно усваивали новую письменность. В древней Болгарии к X столетию культура достигла пика развития. Начали появляться произведения писателей Иоанна экзарха болгарского, Климента, царя Симеона. Их работы повлияли и на древнерусскую культуру.

Христианизация древнерусского государства сделала письменность потребностью, ведь без нее невозможна государственная жизнь, общественная, международные связи. Христианская религия не способна существовать без поучений, торжественных слов, житий, а жизнь князя и его двора, отношения с соседями и врагами отражались в летописях. Появлялись переводчики, переписчики. Все они были церковными людьми: священниками, дьяконами, монахами. На переписывание уходило много времени, а книг все равно было мало.

Фото с сайта 5.firepic.org

Древнерусские книги писались в основном на пергаменте, который получали после специальной обработки свиной, телячьей, бараньей кожи. Рукописные книги в древнерусском государстве именовали «харатейные», «харати» или «телятины». Прочный, но дорогой материал делал и книги дорогими, потому так важно было найти замену коже домашних животных. Иностранная бумага, называемая «заморской» появилась только в XIV веке. Но вплоть до XVII века для написания ценных государственных документов использовали пергамент.

Чернила получали путем соединения старого железа (гвоздей) и дубильного вещества (наросты на листьях дуба, которые назывались «чернильными орешками»). Для того, чтобы чернила были густыми и блестели, в них вливали клей из вишни с патокой. Железистые чернила, имеющие коричневый оттенок, отличались повышенной стойкостью. Для придания оригинальности и декоративности использовали цветные чернила, листовое золото или серебро. Для письма использовали гусиные перья, кончик которых срезали, а в острие посредине делали разрез.

К какому веку относится древнерусская литература

Первые древнерусские письменные источники датируются IX веком. Древнерусское государство Киевская Русь занимало почетное место среди других Европейских государств. Письменные источники способствовали укреплению государства и его развитию. Завершается Древнерусский период в XVII веке.

Периодизация древнерусской литературы.

  1. Письменные источники Киевской Руси: период охватывает XI век и начало XIII века. В это время основным письменным источником является летопись.
  2. Литература второй трети XIII века и конец XIV века. Древнерусское государство переживает период раздробленности. Зависимость от Золотой Орды на много веков назад отбросила развитие культуры.
  3. Конец XIV века, который характеризуется объединением княжеств северо-востока в одно Московское княжество, возникновением удельных княжеств, и начало XV века.
  4. XV – XVI века: это период централизации Русского государства и появление публицистической литературы.
  5. XVI – конец XVII века– это Новое время, на которое приходится появление поэзии. Теперь произведения выпускают с указанием автора.

Древнейшим из известных произведений русской литературы является Остромирово Евангелие. Свое название оно получило от имени новгородского посадника Остромира, который и заказал писцу диакону Григорию его перевод. В течение 1056 – 1057 гг. перевод был завершен. Это был вклад посадника в Софийский собор, возведенный в Новгороде.

Фото с сайта 5.firepic.org

Второе евангелие – Архангельское, которое написано в 1092 г. Из литературы этого периода много сокровенного и философского смысла скрыто в Изборнике великого князя Святослава 1073 г. Изборник раскрывает смысл и идею милосердия, принципов морали. В основу философской мысли Киевской Руси легли евангелия и апостольские послания. В них описывалась земная жизнь Иисуса, а также описывалось его чудесное воскресение.

Источником философской мысли всегда были книги. На Русь проникали переводы с сирийского, греческого, грузинского. Были также переводы из Европейских стран: Англии, Франции, Норвегии, Дании, Швеции. Их работы перерабатывались и переписывались древнерусскими книжниками. Древнерусская философская культура – это отражение мифологии, имеет христианские корни. Среди памятников древнерусской письменности выделяются «Послания Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника».

Для первой древнерусской литературы характерна высокая выразительность, богатство языка. Для обогащения старославянского языка использовали язык фольклора, выступления ораторов. Возникло два литературных стиля, один из которых – «Высокий» торжественный, другой – «Низкий», который использовался в быту.

  1. жития святых, включают в себя жизнеописания епископов, патриархов, основателей монастырей, святых (создавались с соблюдением особых правил и требовали особого стиля изложения) – патерики (житие первых святцев Бориса и Глеба, игуменьи Феодосии),
  2. жития святых, которые преподносятся с иной точки зрения – апокрифы,
  3. исторические сочинения или хроники (хронографы) – краткие записи истории древней Руси, Русский хронограф второй половины XV века,
  4. произведения о вымышленных путешествиях и приключениях – хождения.

Жанры древнерусской литературы таблица

Фото с сайта 5.firepic.org

Центральное место среди жанров древнерусской литературы занимает летописание, которое развивалось веками. Это погодные записи истории и событий Древней Руси. Летопись представляет собой сохранившийся письменный летописный (от слова – лето, записи начинаются «в лето») памятник из одного или нескольких списков. Названия летописей случайно. Это может быть имя писца или название местности, где летопись записывалась. Например, Лаврентьевская – от имени писца Лаврентия, Ипатьевская – по названию монастыря, где летопись нашли. Часто летописание – это своды, соединившие в себе сразу несколько летописей. Источником для таких сводов были протографы.

Летопись, которая послужила основой подавляющего большинства древнерусских письменных источников, – «Повесть временных лет» 1068 года. Общей чертой летописания XII – XV веков является то, что летописцы уже не рассматривают политические события в своих летописях, а акцентируют внимание на нуждах и интересах «своего княжества» (Летопись Великого Новгорода, псковское летописание, летопись Владимиро-Суздальской земли, Московское летописание), а не события Русской земли в целом, как это было раньше

Какое произведение мы называем памятником древнерусской литературы?

Фото с сайта 5.firepic.org

«Слово о полку Игореве» 1185-1188 годов считается главным памятником древнерусской литературы, описывающее не столько эпизод из русско-половецких войн, сколько отражает события общерусского масштаба. Неудавшийся поход Игоря 1185 г. автор связывает с усобицами и призывает к объединению ради спасения своего народа.

Источники личного происхождения – это разнородные словесные источники, которые объединяет общее происхождение: частная переписка, автобиографии, описание путешествий. Они отражают непосредственное восприятие автором исторических событий. Такие источники впервые возникают еще в княжеский период. Это воспоминания Нестора-летописца, например.

В XV веке наступает период расцвета летописания, когда сосуществуют объемные летописи и короткие летописцы, повествующие о деятельности одного княжеского рода. Возникают два параллельных направления: точка зрения официальная и оппозиционная (церковь и княжеские описания).

Здесь следует сказать о проблеме фальсификации исторических источников или создании никогда раньше не существовавших документов, внесения поправок в подлинные документы. Для этого вырабатывались целые системы методов. В XVIII веке интерес к исторической науке был всеобщим. Это повлекло появление большого количества фальсификата, представляемого в эпической форме и выдаваемого за оригинал. В России возникает целая индустрия по фальсификации древних источников. Сгоревшие или утраченные летописи, например «Слово», мы изучаем по сохранившимся копиям. Так были выполнены копии Мусиным-Пушкиным, А. Бардиным, А. Суракадзевым. Среди наиболее загадочных источников числится «Велесова книга», найденная в имении Задонских в виде деревянных дощечек с нацарапанным на них текстом.

Древнерусская литература XI – XIV веков – это не только поучения, но и переписывание с болгарских оригиналов или перевод с греческого огромного количества литературы. Проделанная масштабная работа позволила древнерусским книжникам за два века познакомиться с основными жанрами и литературными памятниками Византии.

Источник

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII—XIV в.

Задание 1. Перечислите факторы, которые способствовали развитию культуры в Русских землях во второй половине XIII—XIV в.

  • освоение новых территорий;
  • успехи в хозяйственном развитии;
  • усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси;
  • идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством.

Укажите характерные черты летописей, создававшихся в новых центрах летописания в конце XIII—XIV в.

Создававшиеся в центрах летописания (Псков, Суздаль, Ростов, Москва) летописи освещали события с позиции той или иной княжеской династии. Однако во всех летописях звучала одна общая идея — необходимость объединения русской земли для борьбы с Ордой.

Задание 2. Проведите соединительные линии двух цветов: красным цветом отметьте особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества, синим — Новгородской земли (используйте иллюстрации на с. 60).

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

Задание 3. Напишите под фотографиями храмов номера табличек с соответствующими им названиями и номера табличек с кратким рассказом об особенностях храма (используйте Интернет).

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

1. Успенский собор во Владимире
2. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом
3. Церковь Покрова на Нерли
4. Дмитровский собор во Владимире

I. Андрей Боголюбский построил эту церковь после кончины любимого сына. За красоту и гармонию с природой её называют поэмой из камня.
II. Стены этого храма украшены каменной резьбой с изображением свыше 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ и невиданных растений.
III. Храм стал самой высокой постройкой на Руси, его высота достигла 32 метров.
IV. Храм расписан фресками, на одной из которых изображен великий князь владимирский Ярослав — отец Александра Невского.

Задание 4. Заполните таблицу «Устное народное творчество, литература XIII—XIV вв.».

Произведение Основное содержание
Песня об Авдотье Рязаночке Песня отражает эпизод татаро-монгольского нашествия, взятие Рязани. Песня рассказывает о том, как король Бахмет турецкий (назван вместо хана Батыя) увел из города всех уцелевших жителей. Осталась в Рязани одна Авдотья, и пошла она к Бахмету выручать из беды своих близких. Бахмет был поражен неслыханной смелостью женщины, ее любовью к близким, ее патриотическим чувством любви к родному краю. Бахмет, пораженный мудростью Авдотьи, не только одарил ее золотой казной, но и вернул всех пленных рязанцев. И вернулись все домой, и построили город Рязань на новом месте. В песне история жизни Авдотьи и ее семьи проявляется как выражение народной национальной трагедии.
Песня о Щелкане Песня о Щелкане – одна из самых известных исторических песен, отражавших борьбу с монгольским игом. Основой для песни стало конкретное историческое событие – восстание в Твери в 1327 году. Щелкан выпросил у хана себе в управление Тверь. Но он был очень жестоким и несправедливым. Тверчане собрались к своим князьям Борисовичам за помощью. Те, собрав дары, отправились к Щелкану просить быть «судьей справедливым и милостивым». Но Щелкан принял их не так как они ожидали. Не выдержали князья обиды и убили Щелкана.
Повесть о разорении Рязани Батыем Повесть о разорении Рязани Батыем посвящена реальному историческому событию, поражении русских князей и о разорении Рязани ханом Батыем. Все герои повести — реальные исторические персонажи. Евпатий Коловрат показан в образе былинного богатыря, уважение к подвигу которого выказал даже сам Батый. Произведение создано в жанре военной повести и прославляет героизм русских людей, их веру, стойкость, готовность к самопожертвованию ради своей страны.
Житие Михаила Тверского В произведении рассказывается о жизни и смерти князя Михаила Тверского, его противостоянии с князем московским Юрием. Автор подробно описал как возникла вражда двух князей, как из-за клеветы Юрия, Михаил был приговорен к смерти, и как эта вражда привела к жестокому убийству князя Михаила в Орде.

Задание 5. Найдите в библиотеке или в Интернете изображения объектов культуры XIII—XIV вв. Продолжите заполнение в тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X — начала XVI в.» (с. 46—47).

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

Церковь Покрова на Нерли

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

Церковь Феодора Стратилата «на Ручью»

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

Успенский собор на Городке (Звенигород)

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 22

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Задание 6. Подготовьте небольшой рассказ о памятниках культуры вашего края XIII—XIV вв., привлекая материал краеведческого музея, библиотеки, интернет-ресурсов. Напишите план рассказа.

План рассказа:

  1. Москва — столица крупного княжества. Архитектура должна закрепить главенствующее положение города
  2. Белокаменный Кремль — мощные оборонительные сооружения демонстрируют силу княжества
  3. Храмы на территории Кремля — продолжение Владимиро-Суздальской традиции
  4. Архитектура в других городах княжества — активно развивается каменное строительство
  5. Успенский собор в Звенигороде — новые архитектурные приемы дают начало собственному архитектурному стилю возвышающейся Москвы.

Рассказ

К XIV веку Москва превращается в столицу крупного княжества, которое соперничает с могущественной Тверью. Успехи Москвы закрепила дальновидная политика Ивана Калиты. При нем начинается монументальное строительство столицы, он же расширяет территорию Кремля и обносит ее в 1339 г. дубовыми стенами.

В 1367 г. Дмитрий Донской сооружает вокруг Кремля белокаменные стены, превращая его в мощную крепость. Периметр стен (около 2000 м) близок к нынешнему, составляющему 2235 м при площади в 26,5 га. Первоначально Кремль имел 8 или 9 башен. Каменная кладка была выполнена за один сезон. Количество рабочих оценивается примерно в 2000 человек . Верхняя часть стен и башен, а также кровля были деревянными.

На территории Кремля первым каменным зданием являлся Успенский собор, заложенный в 1326 году, при Иване Калите. Строители возводили здания из белого камня (известняка). В 1329 году закладывается церковь Ивана Лиственичника, в 1330 — храм Спаса на княжеском дворе, в 1333 году на месте деревянной возводится церковь архангела Михаила.

Эти постройки не сохранились. Аналогом пространственного решения тогдашних храмов может, вероятно, служить Звенигородский Успенский собор (XIV век), продолжавший традиции Владимиро-Суздальской архитектуры. Это одноглавый храм строгих пропорций, квадратный в плане, с тремя апсидами. Фасад расчленён архитравом по горизонтали и опорными столбами по вертикали.

Наиболее интересно архитектура Московского княжества проявила себя в Коломне, которая была стратегическим пунктом обороны. Здесь строятся несколько каменных храмов, в том числе Успенский собор 1379-1382 г., который впоследствии был перестроен. В Серпухове и Можайске возводятся: Никольский собор и церковь Иоакима и Анны. В Москве в 1393-1397 годах строится Благовещенская церковь. В 1393-1394 годах – церковь Рождества Богородицы.

Самое раннее из сохранившихся сооружений ранней Москвы (Московского княжества) — Успенский собор на Городке в Звенигороде (1399 г.) сооружен в традициях владимиро-суздальского зодчества. Однако появляются и новые отличительные особенности: тройная лента белокаменной резьбы растительного характера, архивольты порталов и закомары имеют четкие килевидные заострения, но главное – применение ступенчато-повышающейся конструкции сводов и усложненное завершение (4 дополнительных диагональных закомары и кокошники в основании барабана). Четко прослеживается мотив движения ввысь, формы органичны, глава как будто вырастает из сводчатого завершения.

Рассмотренные выше памятники раннемосковского зодчества показывают, что к концу XIV века великокняжеские зодчие уже хорошо освоили технику каменного строительства и выработали на основе современных тенденций разных художественных школ тот архитектурный стиль, который соответствовал возвышающейся Москве.

Источник

Читайте также:  Печать названий строк или столбцов на каждой странице
Adblock
detector