Меню

Определение осадок требуется для

Осадка судов

Размеры любого судна, в том числе и такого малого, как яхта, характеризуется совокупностью его основных размерений. К ним относятся длина и ширина корпуса, высота бортов и осадка судна. От данных показателей, а также от их пропорционального соотношения во многом зависит его мореходные качества – прежде всего остойчивость и максимальная скорость. В данной статье рассмотрим такое понятие, как осадка судна, как её рассчитать и от каких факторов зависит выбор осадки лодки.

Понятие «осадка судна»

В кораблестроении термином «осадка» обозначают показатель глубины погружения корпуса корабля в воду. В общепринятом смысле осадка – это расстояние от водной поверхности до самой нижней точки днища судна. Однако, в мореходном деле используется несколько разновидностей понятия «осадка»:

  • Проектная. Представляет собой расчетную осадку, измеренную на ½ длины корпуса судна, и характеризующую расстояние от ватерлинии судна до крайней точки киля. Данный показатель, измеренный по мидель-шпангоуту, в проектно-технической документации, согласно принятым международным стандартам, обозначается латинской буквой «Т».
  • Носовая осадка – показывает глубину погружения носовой части судна. Для её определения на носу крупных судов наносят специальную разметку – носовую марку.
  • Кормовая осадка – нижняя точка погружения кормы в воду. Определяется при помощи нанесённой на корму разметки – кормовой марки.
  • Средняя осадка судна является средним арифметическим вычислением глубины погружения судна в воду. Измеряется по формуле: Тср. = (кормовая осадка + носовая осадка) умноженные на ½.

Глубина осадки судна зависит от нескольких факторов:

  • Массы судна. Согласно законам физики, чем больше масса корабля, тем глубже он будет погружаться в воду.
  • Длины и ширины корпуса. При одинаковой массе меньшую осадку будет иметь судно с более широким и длинным корпусом. Это связано с большей выталкивающей силой воды, действующей на корпус корабля с увеличенной площадью днища.
  • Конструктивных особенностей корпуса. В первую очередь, здесь подразумевается размер киля. А для малых судов – его наличие или отсутствие.

Соответственно, осадка судна есть величина переменная. Так, показатель максимальной осадки судна зависит от его загрузки: при полной загрузке она будет больше, чем у порожнего судна.

Определение осадки судна

Поскольку осадка судна является весьма важным показателем, капитану корабля необходимо знать величину осадки в каждый конкретный момент времени. Особенно актуальным это становится при подходе к побережью, входе в порты, проходе каналов и прочих мелководных мест. Неправильный расчет осадки судна в подобной ситуации может привести к катастрофе – посадке корабля на мель со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями.

На больших кораблях, для визуального определения величины погружения корпуса в воду, по обеим сторонам носа и кормы наносят специальные метки. Они идут от нижней точки киля и до главной ватерлинии. Общепринятым в морском флоте считается цена одного деления разметки в 1/10 метра. Однако, в странах с англо-саксонской морской традицией используются обозначения в виде футов и дюймов, где одно деление равно одному футу (примерно 30,5 см). Для простоты различия, метки, нанесённые по метрической системе, нумеруются арабскими цифрами, а по англосаксонской системе – римскими.

осадка судна

Определение осадки судна входит в обязанность помощника капитана либо самого командира корабля. Определяется она несколькими способами:

  • По специальной диаграмме, называемой «грузовой размер». В ходе исчислений выводится грузовая шкала, которая является основным грузовым документом судов.
  • По показателям кормовой (Тк) и носовой (Тн) осадок находится средняя осадка судна (Тср): Тк х Тн = Тср. Подобная формула справедлива для плавсредств с ровным килем, лишённым изгиба. Для кораблей с изогнутым килем, перед тем, как определить осадку судна, потребуется внести в данную формулу поправки в виде коэффициента изгиба киля. Этот показатель должен быть указан в технической документации корабля.

Соответственно, формула Тк х Тн = Тср неприемлема и для большинства яхт и лодок, имеющих киль, а также швертботов из-за конструктивной особенности киля. Киль яхты и швертбота представляют собой не выступ в виде балки, проходящей от носа до кормы, а узкий «плавник», выступающий из днища по центру корпуса. В результате осадка килевой яхты по корме или по носу будет значительно, порой в разы, меньше осадки по мидель-шпангоуту.

Яхты с длинной килевой линией, конечно, также бывают, но они составляют лишь небольшую часть от общего числа. Подобная конструкция киля обычно используется на больших океанских мегаяхтах, приближающихся по своим размерам к большим морским судам, а также применялась на тяжёлых яхтах старой постройки.

Расчёт осадки яхты производится ещё на этапе её проектирования, и зависит от ряда показателей – её общей массы, водоизмещения, длины киля, формы обводов корпуса и так далее. Все эти показатели весьма скрупулёзно вычисляются конструкторами и вводятся в специальные формулы, позволяющие получить диаграммы осадки яхты в зависимости от её прочих метрических данных.

Читайте также:  Таблица длин одного градуса широты

Выбор осадки судна

При постройке судна, в первую очередь учитываются условия, в которых оно будет эксплуатироваться. В полной мере это касается и такого показателя, как осадка судна. Здесь перед конструкторами встаёт дилемма: с одной стороны, требуется сделать судно максимально вместительным и грузоподъёмным, а с другой – позволить ему беспрепятственно заходить в порты и проходить через каналы. От проектировщиков судов требуется найти ту «золотую середину», позволяющую сделать эксплуатацию судна максимально эффективной, с экономической точки зрения.

Например, для крупнотоннажного судна водоизмещением 150-250 тыс.т уменьшение осадки всего на полметра приводит к «потере» от 5 до 10 тыс.т его полезной нагрузки. В то же время — суда со слишком большой осадкой попросту не смогут проходить через такие значимые каналы, как Панамский и Суэцкий. Для примера, глубина фарватера Суэцкого канала составляет 20 м, а Панамского и того меньше – 12 м. Обход же судном Южной Америки и Африки, минуя перечисленные каналы, ставит под вопрос экономическую целесообразность повышение грузоподъёмности за счёт увеличенной осадки.

Конечно, в истории мирового кораблестроения имеются монстры, наподобие супертанкера «Яре Викинг» (длина – 458 м, осадка – ок. 25 м), газовоз «Прелюд», морской трубоукладчик «Пионер Спирит» (осадка – 27 м). Но они были построены для определённых целей, их эксплуатация не требует пересечения ими морских каналов и захода в мелководные порты. Так, супертанкер «Яре Викинг» был специально заказан для перевозки нефти из Персидского залива в Японию, а «Пионер Спирит» — для монтажа трубопроводов в открытом море.

средняя осадка судна

От таких же критериев следует отталкиваться и при выборе яхты с различной осадкой. Выбирая парусник с полноценным килем, следует учитывать, что несмотря на отличную мореходность, на нём будет проблематично подойти к необорудованному побережью. Особенно это актуально для мелких акваторий, где уже за километр от побережья придётся высаживаться с килевой яхты и идти к берегу вброд. Под данное определение вполне подходит Финский залив, значительная часть Каспийского и Азовских морей.

Для плавания в мелких морях и вдоль побережья лучше выбрать швертбот с убирающимся килем. Однако, уходить на нём в открытое море, а тем более пытаться пересечь океан, крайне не рекомендуется. Связано это с гораздо худшими мореходными свойствами швертботов по сравнению с полноценными килевыми яхтами. Плоскодонные лодки имеют самую малую осадку из всех типов судов, поэтому отлично подходят для плавания по внутренним водам – рекам и небольшим озёрам. А вот хождение на плоскодонках по морям крайне опасно из-за их низкой остойчивости.

Источник

Как снять осадку судна

Как снять осадку судна

  • Post category:Теория устройства судна
  • Post comments:0 комментариев

Как снять осадку судна

Как снять осадку судна

Осадка судна — глубина, на которую погружена нижняя часть судна. Знать это размерение — вопрос безопасности. Как снять осадку судна?

Визуально определить осадку судна совсем не трудно, если причальное сооружение позволяет оказаться рядом с числовой линейкой, нанесенной на борт судна. К слову, вы можете испытать трудности, если ваше судно ошвартовано на причале типа finger pier.

Моряки определяют статическую и динамическую осадки судна. Когда судно погружено в спокойную воду и на него не влияют никакие внешние силы — мы снимаем статическую осадку. Когда наше судно в движении и имеет просадку, а также присутствуют другие внешние факторы (например волнение моря) — требуется определить динамическую осадку судна. Снять ее визуально практически невозможно, требуется расчет. Для того, чтобы рассчитать динамическую осадку судна, нам сперва нужно знать статическую. Статическую осадку можно рассчитать определением водоизмещения судна, но фактическое визуальное снятие, конечно, будет более точным.

Определение осадок требуется для:

  • Навигационной безопасности
  • Подсчета груза
  • Расчета остойчивости

Три основные осадки судна — носовая, кормовая и осадка на миделе.

Как снять осадку судна

Итак, ваше судно ошвартовано у причала с удобным доступом к бортовой разметке. Визуально вы можете определить линию водной поверхности на корпусе судна. Важно , что бы судно было спрямлено и не имело крена.

4 Как снять осадку судна

На борт судна нанесена шкала. В большинстве случаев мы измеряем осадку судна в метрах. Отсчет начинается с днищевой части. Большая буква М означает круглое значение — 1 метр, 2 метра, 3 метра и т.д. Между ними вы увидите цифры 2,4,6,8. Они обозначают десятки сантиметров: 2 — 20 см, 4 — 40 см, 6 -60 см, 8 — 80 см.

3 e1587359171418 Как снять осадку судна

Высота каждой цифры и вертикальное расстояние между ними — 10 см. Когда линия водной поверхности касается нижней части цифры, то числовое значение равняется самой цифре. А если цифра погружена полностью и линия касается ее верхней границы, то к числовому значению прибавьте 10 см. Соответственно, если цифра погружена на половину, то это пять сантиметров. Для драфт сюрвея (подсчет груза через водоизмещение, часто используется на балкерах) снимают еще более точное счисление.

Читайте также:  Размер шорты мужские таблица размеров

Как снять осадку судна

На некоторых судах, особенно небольших, вы можете увидеть разметку в дециметрах.

А если вы видите римские цифры, значит осадка снимается в футах.

Как снять осадку судна

В теории если сложить носовую и кормовые осадки и поделить на два, то мы получим среднюю осадку на миделе. Однако, на деле расчетная средняя осадка может отличаться от фактической, т.к. судно может иметь прогиб.

Теперь вы знаете, как определить, насколько судно погруженно в воду, и когда вас старпом отправит на причал как снять осадку судна, вам не будет стыдно 🙂

Источник



Определение средней осадки судна.

В обязанности грузового помощника капитана входят расчеты, связанные погруженным на борт судна грузом:

1. Расчет количества груза

2. Расчет остойчивости судна

Расчет количества груза

Определение средней осадки судна.

Определить расчетную осадку судна можно по диаграмме осадок и кормой. Аргументами для входа в диаграмму являются дедвейт/водоизмещение судна и суммарный момент Мх. В результате получим осадки носом и кормой и дифферент судна.

Можно определить осадку судна по диаграмме, которая называется грузовой размер. В грузовом размере дана зависимость (в виде кривой) водоизмещения судна от средней осадки. Если эту зависимость представить в виде таблицы, то получается грузовая шкала. В грузовой шкале помимо этого дается:

— высота надводного борта

— число тонн на 1 см. осадки

Грузовая шкала является главным грузовым документом судна. Грузовой размер и грузовая шкала построены для осадки судна на ровный киль при отсутствии изгиба корпуса. При дифференте и изгибе необходимо вводить поправки.

1.1.1 Определение средних осадок носом Тн ср, кормой Тк ср, Т Äср.

Расчет средней осадки судна.

Существуют несколько способов расчета средней осадки судна. На самом деле очень важно рассчитать осадку судна максимально приближенную к фактической, поскольку чрезвычайно редко судно бывает загружено на ровный киль без крена(только тогда средняя осадка соответствует расчетной средней осадке и каждой из осадок в частности). Если судно загружено с некоторым дифферентом и / или креном, то тогда приходится приводить все осадки судна к средней осадке для расчетов количества погруженного груза. На самом деле это не совсем правильно, ибо одинаковая усредненная осадка из положения «дифферент на нос» и «дифферент на корму» даст одинаковое количество погруженного груза, на самом деле из-за разных обводов судна в носу и корме, разного веса носовых и кормовых надстроек , разного объема помещений, погруженных под воду и вытесняющих разное количество воды.

Кроме того, судно, как правило, не является абсолютно несгибаемым. В зависимости от того, каким способом распределен груз в грузовых помещениях и балластных танках, судно может иметь стрелку прогиба в ту или иную сторону, при неравномерном и несимметричном расположении груза и балласта можно получить и более сложные изгибающие моменты, полностью просчитать которые крайне сложно.

Тем не менее, на сегодняшний момент не существует простой методики, позволяющей произвести определения судового водоизмещения по действительным осадкам судна, поэтому пользуются методикой определения средней осадки судна для получения дальнейшего водоизмещения. Для этих расчетов нам также понадобится знать величину дифферента судна.

Расчет средней осадки судна по носовой и кормовой осадкам.

Источник

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает типы, размеры, места расположения, способы изготовления и требования по окраске шкал осадок, применяемых на судах внутреннего плавания.

2 Типы

В зависимости от состава элементов устанавливаются следующие типы шкал осадок:

1 — определяющие углубление с помощью знаков и цифр (рисунок 1);

Рисунок 1 – Шкалы осадок типа 1

2 — определяющие углубление только с помощью цифр (рисунки 2 и 3).

Шкалы осадок типов 1 и 2 должны удовлетворять международным предписаниям, действующим в соответствующих районах плавания.

Рисунок 2 — Шкала осадок типа 2 (первый вариант)

Рисунок 3 — Шкала осадок типа 2 (второй вариант)

3 Размеры

3.1 База измерения и разбивка шкал

В качестве базы измерения принимается самая нижняя кромка киля или корпуса. На судах, имеющих конструктивный дифферент, отсчет величин шкал осадок следует проводить:

— в носовой оконечности — от точки пересечения носового перпендикуляра с продолжением прямолинейной части горизонтального киля или брускового киля;

— в кормовой оконечности — от нижней кромки киля наиболее углубленной части корпуса. Шкалы осадок должны быть разбиты как на дециметры, так и на деления по 2 см. Каждый нечетный

(или четный) дециметр шкал типов 1, 2 (первый вариант) должен нумероваться.

Читайте также:  3 Почему важно знать плотность стали

Шкалы осадок типа 2 (второй вариант) должны быть разбиты на сантиметры. Каждые 10 см должны быть пронумерованы.

3.2 Размеры знаков и цифр

Основные размеры знаков и цифр должны соответствовать указанным на рисунках 1, 2 и 3. Размеры знаков и цифр должны определяться по плазовой разбивке. Знаки и цифры следует наносить непосредственно на обшивку корпуса в соответствии с их проекцией с шаблона.

Примечание — Указанные на рисунках 1, 2 и 3 размеры знаков и цифр, а также интервалов между ними, являются размерами их проекций на диаметральную плоскость.

3.3 Расположение

Расположение шкал осадок на корпусе судна зависит от длины судна, осадки и района плавания.

По вертикали шкалы осадок следует располагать на расстоянии от 100 до 300 мм выше плоскости максимальной осадки и от 0 до 300 мм ниже плоскости осадки порожнем с учетом допустимого дифферента. При ступенчатом расположении шкалы осадок ее части должны иметь достаточное перекрытие. Цифры на границе частей шкал следует дублировать.

По горизонтали шкалы осадок должны располагаться в районе форштевня и ахтерштевня, а при его отсутствии — на корме или в районе кормы.

Шкалы осадок следует располагать при длине судна между перпендикулярами 40 м и более — в районах штевней и на мидель-шпангоуте с обоих бортов.

Шкалы осадок располагают в районе носовой оконечности на расстоянии от 100 до 500 мм от кромки форштевня по его обводу. При бульбообразном форштевне шкалы осадок в носовой оконечности располагают вертикально на расстоянии от 100 до 500 мм от наиболее вогнутой кромки форштевня.

Шкалы осадок в районе кормовой оконечности располагают вертикально на кормовом перпендикуляре или как можно ближе к нему, в зависимости от формы обводов.

Шкалы осадок в кормовой оконечности разрешается располагать ступенчато, смещая нижнюю часть шкалы в нос от верхней части.

На судах, не имеющих ярко выраженных штевней (суда на воздушной подушке, суда с транцевой кормой и др.), шкалы осадок устанавливают по обоим бортам носовой и кормовой оконечностей.

3.4 Точность установки

Точность установки знаков и цифр по размеру от нижней кромки киля до нижней кромки знаков или цифр должна быть следующей:

± 2 мм — для судов, имеющих длину между перпендикулярами менее 50 м;

± 3 мм — для судов, имеющих длину между перпендикулярами, равную или превышающую 50 м.

3.5 Предельные отклонения размеров

Предельные отклонения размеров знаков и цифр по высоте должны быть не более ± 1 мм.

4 Способы изготовления

Шкалы осадок изготовляют и устанавливают на корпусе судна по рабочим чертежам, разработанным проектантом судна в соответствии с настоящим стандартом.

Способы изготовления знаков и цифр приведены в таблице 1. Примеры некоторых способов изготовления показаны на рисунке 4.

Таблица 1 — Способы изготовления знаков и цифр

Знаки и цифры вырезаны из стального листового материала с последующим закреплением электросваркой

Знаки и цифры вырезаны в стальном листе, который приварен к обшивке судна

Знаки и цифры наплавлены электросваркой на обшивке судна

Знаки и цифры обозначены валиками, наплавленными электросваркой по внешнему и внутреннему контурам цифр и знаков

Знаки и цифры на судах со стальным корпусом выполнены в виде канавок на листах наружной обшивки и окрашены

Знаки и цифры на судах с металлическим корпусом закернены и окрашены

Знаки и цифры на судах с деревянным корпусом вырезаны и окрашены, либо выполнены выпуклыми и прикреплены к корпусу, либо только окрашены

Знаки и цифры на судах с корпусом из стеклопластика изготовлены также из стеклопластика и наклеены к обшивке

Знаки и цифры изготовлены полиграфическим способом на самоклеящейся ленте, наклеиваемой на обшивку корпуса

Примечание — Способы 05 и 07 допускаются только при условии, если обшивка корпуса в этом месте имеет усиление не менее чем на глубину канавки, глубина которой в любом случае не должна превышать 50 % толщины обшивки.

Рисунок 4 — Примеры способов изготовления знаков и цифр

5 Окраска

Цвет окраски знаков и цифр должен быть контрастным относительно фона (например черный на светлом фоне, белый или желтый на темном фоне, красный на белом фоне и т.д.).

6 Обозначение

Обозначение шкал осадок, отвечающих требованиям настоящего стандарта, должно содержать следующие данные:

а) наименование: шкала осадок;

б) ссылку на настоящий стандарт;

в) тип: 1 или 2 в соответствии с пунктом 2;

г) код способа изготовления по таблице 1 (пункт 4).

Пример обозначения шкалы осадок, определяющей углубление с помощью цифр (тип 2), изготовленной путем наплавки электросваркой на обшивке судна (код 03):

Шкала осадок ГОСТ Р ИСО 7606-2005-2-03

Ключевые слова: судостроение, суда внутреннего плавания, шкалы осадок, размеры, обозначение

Источник