Меню

Определить состав растения таблица



Bio-Lessons

Образовательный сайт по биологии

Sistematika-Rasteniy

Основы систематики. Систематика растений

Основы систематики. Наука о распределении организмов на группы по степени родства называется, систематикой, а место того или иного организма в системе — классификацией.

Основателем систематики является К. Линней. Все растения относятся к одному царству. Царство растений делится на 2 подцарства: низшие и высшие растения.

К низшим растениям относятся водоросли. Некоторые из них имеют простое одноклеточное строение. Другие, хотя и являются многоклеточными, не имеют корней, стеблей и листьев.

Признаки высших растений. Большинство высших растений имеют ткани и органы. Вегетативные органы — корни, стебли и листья — выполняют функции питания и взаимодействия с окружающей средой. Генеративные органы (цветки) служат для полового размножения. Моховидные, плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные растения размножаются спорами. Голосеменные и покрытосеменные растения размножаются семенами. Семена покрыты плотной оболочкой и содержат запасы питательных веществ и многоклеточный зародыш. Хотя растения и разделяются па высшие и низшие, все они относятся к царству растений. Клетки низших и высших растений схожи по строению и жизнедеятельности. Все они способны к фотосинтезу при наличии хлорофилла.

Систематика растений. При изучении растений сходные друг с другом виды объединяют в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки, порядки — в классы, классы — в отделы, отделы — в царство (рис.1,2):

систематика-растений

Рис.1 Основные систематические категории растений

систематика голосеменных растений

Таким образом, систематика — ото наука о степени родства организмов. Принадлежащие к определенной группе растения произошли от общих предков. У родов один общий вид — предок. Эти группы образовывались постепенно, в течение длительного времени, в результате приспособления к различным внешним условиям.

Вид — наименьшая единица в систематике, он объединяет растения, схожие по 4 признакам: 1) общее строение; 2) сходные экологические условия и общая территория обитания (ареал); 3) схожесть жизненных процессов, например скорость роста; 4) скрещиваемость и способность давать потомство.

К самой распространенной на земле группе растений относятся покрытосеменные, или цветковые. По строению семян, стеблей и листьев они подразделяются на два класса: однодольные и двудольные. Например, всем известный картофель (паслен клубненосный) относится к роду паслен, семейству пасленовых, порядку норичниковых, классу двудольных, отделу покрытосеменных. Вид лук репчатый относится к роду лук, семейству луковых, порядку лилейных, классу однодольных, отделу покрытосеменных растений.

Основы систематики. Систематика растенийСистематика и классификация животных.

Как и всем живым организмам, растениям свойственны такие процессы, как обмен веществ, питание, дыхание, размножение, рост и развитие, раздражимость. Им ; характерны все виды размножения. При классификации растения делят на группы. Самая большая единица царства — подцарство. Основными считаются следующие: вид —> род —> семейство —> порядок —> класс —> отдел —> царство.
Вид — наименьшая единица системы. При определении вида растения учитывается множество факторов: общее строение; сходные экологические условия и общий ареал; схожесть жизненных процессов; скрещиваемость и качество потомства.

Источник

Иллюстрированный школьный
определитель растений

Для преподавателя 3
Как пользоваться определителем 5
Пример определения растения 6
Таблица для определения семейств 9
Семейство Злаковые (Gramtneae) 17
» Осоковые (Сурегасеае) 39
» Лилейные (Liliaieae) 49
» Гвоздичные (Caryophyllaceae) 58
» Лютиковые (Ranunculaceae) 73
» Крестоцветные (Crucilerae) 89
» Розоцветные (Rosaieae) 105
» Мотыльковые (Papilionaceae) 121
» Зонтичные (Umbelliterae) 141
» Первоцветные (Prmulaceae) 150
» Губоцветные (Labiatae) 158
» Пасленовые (Sotanaceae) 172
» Норичниковые (Scrophulariaceae) 178
» Сложноцветные (Compositae) 192
Таблицы для определения деревьев и кустарников по листьям
1. Таблица для определения лиственных пород 221
2. Таблица для определения хвойных пород 239
Таблица для определения комнатных растений 244
Алфавитный указатель русских названий растений 276
Алфавитный указатель названий комнатных растений 285
Общий алфавитный указатель латинских названий растений 287

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Перестроенная на основе мичуринского учения программа по биологии в средней школе поставила перед школьным курсом ботаники ряд новых задач, осушествление которых связано с изучением растений в природе, в естественной среде их обитания. Возникла необходимость проведения внеклассных занятий в уголке живой природы и на пришкольном участке, экскурсий в природу, а также организации летних самостоятельных наблюдений в природе юных натуралистов, юных краеведов и т. п.
Занятия по ботанике в природе требуют от учащихся уменья анализировать и определять растения. Чтобы обучить учащихся самостоятельно определять растения, нужны соответствующие пособия.
Данный школьный определитель является учебным определителем. Его задачи: 1) закрепить, уточнить и расширить знания учащихся, полученные при изучении курса ботаники, 2) дать элементарные навыки определения растений и тем самым подготовить учащихся к самостоятельному пользованию обычными определителями.
Для осуществления указанных задач наличие в определителе большого количества видов и семейств необязательно, так как обилие материала будет лишь затруднять работу учащихся. Поэтому авторы сознательно ограничили содержание определителя 14 наиболее распространенными семействами.
Для конкретизации понятий семейства, рода и вида в определителе даны: таблицы для определений семейств, родов и видов, краткие характеристики семейств, наиболее крупных родов и описание отдельных видов.
В пределах семейства даны не все роды и виды: взяты лишь те, которые чаще всего встречаются в нечерноземной полосе европейской части СССР. При выборе видов авторы исходили из желания дать наиболее распространенные и нетрудные для определения.
Так как систематика цветковых растений изучается в VI классе осенью, в определителе указано большое число цветущих осенью растений, что позволит преподавателю использовать их для учебной работы в живом состоянии. По этой причине в определитель внесены и некоторые виды декоративных растений.
Для облегчения пользования и таблицы, и описания отдельных видов упрощены. Мелкие и мало существенные признаки исключены. Боясь загромоздить память учащихся излишней терминологией и тем самым отпугнуть их от занятий по определению растений, мы оставили только наиболее характерные и существенные признаки, без которых невозможно определить тот или иной вид. В тех же целях определитель снабжен большим количеством иллюстраций не только различных видов растений, но и отдельных частей их (типов соцветий и т. п.).
В определитель включены таблицы для определения по листьям наиболее распространенных деревьев и кустарников как дикорастущих, так и декоративных; этим дается возможность использования для занятий по определению самого доступного древесно-кустарникового материала. Вместе с тем, использование древесных — лиственных и хвойных — растений значительно продлит период проведения такого рода учебных занятий на живом материале, внося одновременно и некоторое разнообразие в характер самих занятий.
В соответствии с пожеланиями многих учителей настоящее 3-е издание «Школьного определителя растений» дополнено таблицей для определения комнатных и аквариумных растений, часто встречающихся в школьных кабинетах естествознания и уголках живой природы, с отдельным указателем этих растений. Кроме того, дается общий алфавитный указатель латинских названий растений.
Необходимо указать на особенность использования данного определителя, преследующего учебные цели. Авторы считают, что он принесет максимальную пользу в том случае, если определение растений по нему учащимися будет происходить под постоянным руководством преподавателя. Это руководство должно выражаться прежде всего в умелом подборе растений для определений (и именно тех, которые указаны в определителе), а также в систематической помощи во время самого определения, где бы оно ни производилось — на уроках, в уголке природы или во время учебной экскурсии.
Авторы

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОПРЕДЕЛИТЕЛЕМ
Определить растение — значит узнать, к какому семейству, роду и виду оно относится. Для определения необходимо иметь перед собой растение целиком, т. е. с корнем и другими подземными органами, стеблем, низовыми и верховыми листьями, цветками и плодами.
Сначала определяется семейство, к которому относится данное растение; для этого дана таблица определения семейств. Найдя семейство, определяют род по таблице определения родов, которая дается после описания семейства. Если в данном роде указывается только один вид, то после названия рода сразу дается указание для перехода к названию и описанию вида. Если же в данном роде указано несколько видов, то по таблице определения видов отыскивается вид, к которому относится определяемое растение. Следовательно, путь определения таков: от семейства — к роду, от рода — к виду.
В таблице определения семейств перед текстом слева стоят жирные цифры 1, 2, 3 … и между этими цифрами значки 0. Следует внимательно прочитать признаки растения за цифрой 1 и другие признаки за следующим значком 0. Сравнивая те и другие признаки с признаками определяемого растения, следует решить, какое описание признаков совпадает с признаками взятого растения. Если совпадут признаки за цифрой 1, то надо перейти к той цифре таблицы, которая указана за этими признаками (в таблице определения семейств это будет цифра 2); если совпадут признаки за значком 0, то переходят к той цифре, которая указана за этим описанием (в таблице определения семейств это будет цифра 3).
Перейдя, таким образом, к новой цифре таблицы, следует так же внимательно прочитать признаки за цифрой и за соответствующим значком 0 и тщательно сравнить эти описания с определяемым растением; затем переходить
к следующей цифре таблицы, смотря по тому, какое описание совпадает с признаками растения.
Сравнивая описания в таблице с признаками растения и переходя от цифры к цифре по указаниям таблицы, приходят в конце концов к названию семейства. Вместе с названием семейства дано указание, на какой странице приводится описание семейства, которое следует прочесть полностью, чтобы иметь представление о всем семействе и, вместе с тем, проверить по этому описанию правильность определения семейства. Если обнаружится ошибка, следует вернуться обратно к таблице определения семейств и проверить определение. Чаще всего ошибка происходит от невнимательного чтения описания признаков или цифр.
За описанием семейства дается таблица определения родов этого семейства. Чтобы определить род, следует таким же образом сравнивать признаки за каждой цифрой и за значком 0 с признаками определяемого растения; после названия рода дается указание на номер, под которым описываются виды этого рода. Если видов в этом роде несколько, то таким же путем определяют вид. Род и вид проверяются по краткому описанию. Описание вида служит такой же проверкой определения, как ответ в математических задачниках: если все признаки совпадают, значит, определение произведено правильно. В описании видов даются, кроме признаков, краткие сведения о данном виде (о его местообитании, распространении, хозяйственном значении и т. п.).

Читайте также:  Статистические таблицы реферат

Пример определения растения
Возьмем для примера одно из самых распространенных растений — лютик едкий и проверим на нем способ определения.
Откроем таблицу определения семейств — стр. 7. Прочитаем признаки за цифрой 1 и за значком 0. Сравнивая эти признаки с признаками лютика, находим, что его признаки подходят под описание за значком 0. Значит, лютик относится к двудольным растениям. По указанию в конце описания признаков переходим к цифре 4. Так как у лютика соцветие не корзинка и не зонтик, то он относится к группе растений с признаками за значком 0; дальше дается указание на цифру 5. Цифра 5 — тычинок больше десяти, переходим к цифре 6. Цифра 6 — листья без прилистников и пр. — получаем название семейства лютиковых С указанием страницы.
Отыскиваем на указанной странице описание и характеристику семейства лютиковых; читаем и сравниваем эти признаки с признаками лютика. Противоречий или расхождений не встречается. Значит, семейство определено правильно.
Переходим к определению рода. Находим таблицу определения родов лютиковых непосредственно за описанием семейства лютиковых.
1 — цветки правильные; значок 0 — цветки неправильные.
Сравнивая признаки, переходим к цифре 2.
2 — околоцветник простой; значок 0 — околоцветник двойной 7.
Продолжая таким же образом сравнивать признаки,
находим:
7 — значок 0 — стебель с листьями … 8
8 — » 0 — цветки желтые … 10
10 — » 0 — чашелистиков больше 3 … 11
11 — » 0 — чашелистиков 5 — род лютик, стр. 82
Читаем краткое описание рода лютик, находим определение рода правильным и переходим к определению вида (таблица здесь же).
1 — цветки белые или значок 0 — цветки желтые.
Переходим к цифре 2 и продолжаем сравнение признаков:
2 — значок 0 — листья глубокорассеченные … 4
4 — » 0 — все листья рассеченные … 5
5 — » 0 — стебель прямостоячий … 7
7 — » 0 — цветоложе коническое, высота его не больше ширины — получаем название вида — лютик едкий (с рисунком).
Читая описание лютика едкого (сразу после названия), устанавливаем, что расхождения в признаках растения с его описанием не имеется. Следовательно, наше растение относится к виду — лютик едкий.
Каждое видовое название растения состоит из двух слов: первое — существительное — является названием рода, второе — прилагательное, реже существительное, — вместе с первым (родовым названием) составляет название вида.
Например, ветреница — название рода, ветреница дубравная — название вида. Такое обозначение заимствовано из обычного способа названия предметов, например, стол — название родовое, стол письменный, стол классный, стол кухонный и т. п. будут названия видовые.
Так как русские названия растений не вполне еще установлены, иногда даже запутаны, то в научной литературе растениям даются названия латинские (в нашем определителе они даны в скобках после русских названий). Научные латинские названия одинаковы для всех стран. Народными же названиями пользоваться при определении невозможно, так как они имеют местное значение и нередко одним названием обозначаются самые различные растения (например «жито» — это и рожь, и ячмень).
После каждого латинского видового названия стоит сокращенная фамилия автора, который описал и дал название этому виду. Например: Scop. (Scopoli), D. С. (De Candolle), L. (Linne) и др. Разновидность (вариация) обозначается знаком v. или var. (varietas).

Источник

Определить состав растения таблица

Для преподавателя 3
Как пользоваться определителем 5
Пример определения растения 6
Таблица для определения семейств 9
Семейство Злаковые (Gramtneae) 17
» Осоковые (Сурегасеае) 39
» Лилейные (Liliaieae) 49
» Гвоздичные (Caryophyllaceae) 58
» Лютиковые (Ranunculaceae) 73
» Крестоцветные (Crucilerae) 89
» Розоцветные (Rosaieae) 105
» Мотыльковые (Papilionaceae) 121
» Зонтичные (Umbelliterae) 141
» Первоцветные (Prmulaceae) 150
» Губоцветные (Labiatae) 158
» Пасленовые (Sotanaceae) 172
» Норичниковые (Scrophulariaceae) 178
» Сложноцветные (Compositae) 192
Таблицы для определения деревьев и кустарников по листьям
1. Таблица для определения лиственных пород 221
2. Таблица для определения хвойных пород 239
Таблица для определения комнатных растений 244
Алфавитный указатель русских названий растений 276
Алфавитный указатель названий комнатных растений 285
Общий алфавитный указатель латинских названий растений 287

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Перестроенная на основе мичуринского учения программа по биологии в средней школе поставила перед школьным курсом ботаники ряд новых задач, осушествление которых связано с изучением растений в природе, в естественной среде их обитания. Возникла необходимость проведения внеклассных занятий в уголке живой природы и на пришкольном участке, экскурсий в природу, а также организации летних самостоятельных наблюдений в природе юных натуралистов, юных краеведов и т. п.
Занятия по ботанике в природе требуют от учащихся уменья анализировать и определять растения. Чтобы обучить учащихся самостоятельно определять растения, нужны соответствующие пособия.
Данный школьный определитель является учебным определителем. Его задачи: 1) закрепить, уточнить и расширить знания учащихся, полученные при изучении курса ботаники, 2) дать элементарные навыки определения растений и тем самым подготовить учащихся к самостоятельному пользованию обычными определителями.
Для осуществления указанных задач наличие в определителе большого количества видов и семейств необязательно, так как обилие материала будет лишь затруднять работу учащихся. Поэтому авторы сознательно ограничили содержание определителя 14 наиболее распространенными семействами.
Для конкретизации понятий семейства, рода и вида в определителе даны: таблицы для определений семейств, родов и видов, краткие характеристики семейств, наиболее крупных родов и описание отдельных видов.
В пределах семейства даны не все роды и виды: взяты лишь те, которые чаще всего встречаются в нечерноземной полосе европейской части СССР. При выборе видов авторы исходили из желания дать наиболее распространенные и нетрудные для определения.
Так как систематика цветковых растений изучается в VI классе осенью, в определителе указано большое число цветущих осенью растений, что позволит преподавателю использовать их для учебной работы в живом состоянии. По этой причине в определитель внесены и некоторые виды декоративных растений.
Для облегчения пользования и таблицы, и описания отдельных видов упрощены. Мелкие и мало существенные признаки исключены. Боясь загромоздить память учащихся излишней терминологией и тем самым отпугнуть их от занятий по определению растений, мы оставили только наиболее характерные и существенные признаки, без которых невозможно определить тот или иной вид. В тех же целях определитель снабжен большим количеством иллюстраций не только различных видов растений, но и отдельных частей их (типов соцветий и т. п.).
В определитель включены таблицы для определения по листьям наиболее распространенных деревьев и кустарников как дикорастущих, так и декоративных; этим дается возможность использования для занятий по определению самого доступного древесно-кустарникового материала. Вместе с тем, использование древесных — лиственных и хвойных — растений значительно продлит период проведения такого рода учебных занятий на живом материале, внося одновременно и некоторое разнообразие в характер самих занятий.
В соответствии с пожеланиями многих учителей настоящее 3-е издание «Школьного определителя растений» дополнено таблицей для определения комнатных и аквариумных растений, часто встречающихся в школьных кабинетах естествознания и уголках живой природы, с отдельным указателем этих растений. Кроме того, дается общий алфавитный указатель латинских названий растений.
Необходимо указать на особенность использования данного определителя, преследующего учебные цели. Авторы считают, что он принесет максимальную пользу в том случае, если определение растений по нему учащимися будет происходить под постоянным руководством преподавателя. Это руководство должно выражаться прежде всего в умелом подборе растений для определений (и именно тех, которые указаны в определителе), а также в систематической помощи во время самого определения, где бы оно ни производилось — на уроках, в уголке природы или во время учебной экскурсии.
Авторы

Читайте также:  Ознакомление со звуковым строением слова дошкольников

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОПРЕДЕЛИТЕЛЕМ
Определить растение — значит узнать, к какому семейству, роду и виду оно относится. Для определения необходимо иметь перед собой растение целиком, т. е. с корнем и другими подземными органами, стеблем, низовыми и верховыми листьями, цветками и плодами.
Сначала определяется семейство, к которому относится данное растение; для этого дана таблица определения семейств. Найдя семейство, определяют род по таблице определения родов, которая дается после описания семейства. Если в данном роде указывается только один вид, то после названия рода сразу дается указание для перехода к названию и описанию вида. Если же в данном роде указано несколько видов, то по таблице определения видов отыскивается вид, к которому относится определяемое растение. Следовательно, путь определения таков: от семейства — к роду, от рода — к виду.
В таблице определения семейств перед текстом слева стоят жирные цифры 1, 2, 3 … и между этими цифрами значки 0. Следует внимательно прочитать признаки растения за цифрой 1 и другие признаки за следующим значком 0. Сравнивая те и другие признаки с признаками определяемого растения, следует решить, какое описание признаков совпадает с признаками взятого растения. Если совпадут признаки за цифрой 1, то надо перейти к той цифре таблицы, которая указана за этими признаками (в таблице определения семейств это будет цифра 2); если совпадут признаки за значком 0, то переходят к той цифре, которая указана за этим описанием (в таблице определения семейств это будет цифра 3).
Перейдя, таким образом, к новой цифре таблицы, следует так же внимательно прочитать признаки за цифрой и за соответствующим значком 0 и тщательно сравнить эти описания с определяемым растением; затем переходить
к следующей цифре таблицы, смотря по тому, какое описание совпадает с признаками растения.
Сравнивая описания в таблице с признаками растения и переходя от цифры к цифре по указаниям таблицы, приходят в конце концов к названию семейства. Вместе с названием семейства дано указание, на какой странице приводится описание семейства, которое следует прочесть полностью, чтобы иметь представление о всем семействе и, вместе с тем, проверить по этому описанию правильность определения семейства. Если обнаружится ошибка, следует вернуться обратно к таблице определения семейств и проверить определение. Чаще всего ошибка происходит от невнимательного чтения описания признаков или цифр.
За описанием семейства дается таблица определения родов этого семейства. Чтобы определить род, следует таким же образом сравнивать признаки за каждой цифрой и за значком 0 с признаками определяемого растения; после названия рода дается указание на номер, под которым описываются виды этого рода. Если видов в этом роде несколько, то таким же путем определяют вид. Род и вид проверяются по краткому описанию. Описание вида служит такой же проверкой определения, как ответ в математических задачниках: если все признаки совпадают, значит, определение произведено правильно. В описании видов даются, кроме признаков, краткие сведения о данном виде (о его местообитании, распространении, хозяйственном значении и т. п.).

Пример определения растения
Возьмем для примера одно из самых распространенных растений — лютик едкий и проверим на нем способ определения.
Откроем таблицу определения семейств — стр. 7. Прочитаем признаки за цифрой 1 и за значком 0. Сравнивая эти признаки с признаками лютика, находим, что его признаки подходят под описание за значком 0. Значит, лютик относится к двудольным растениям. По указанию в конце описания признаков переходим к цифре 4. Так как у лютика соцветие не корзинка и не зонтик, то он относится к группе растений с признаками за значком 0; дальше дается указание на цифру 5. Цифра 5 — тычинок больше десяти, переходим к цифре 6. Цифра 6 — листья без прилистников и пр. — получаем название семейства лютиковых С указанием страницы.
Отыскиваем на указанной странице описание и характеристику семейства лютиковых; читаем и сравниваем эти признаки с признаками лютика. Противоречий или расхождений не встречается. Значит, семейство определено правильно.
Переходим к определению рода. Находим таблицу определения родов лютиковых непосредственно за описанием семейства лютиковых.
1 — цветки правильные; значок 0 — цветки неправильные.
Сравнивая признаки, переходим к цифре 2.
2 — околоцветник простой; значок 0 — околоцветник двойной 7.
Продолжая таким же образом сравнивать признаки,
находим:
7 — значок 0 — стебель с листьями … 8
8 — » 0 — цветки желтые … 10
10 — » 0 — чашелистиков больше 3 … 11
11 — » 0 — чашелистиков 5 — род лютик, стр. 82
Читаем краткое описание рода лютик, находим определение рода правильным и переходим к определению вида (таблица здесь же).
1 — цветки белые или значок 0 — цветки желтые.
Переходим к цифре 2 и продолжаем сравнение признаков:
2 — значок 0 — листья глубокорассеченные … 4
4 — » 0 — все листья рассеченные … 5
5 — » 0 — стебель прямостоячий … 7
7 — » 0 — цветоложе коническое, высота его не больше ширины — получаем название вида — лютик едкий (с рисунком).
Читая описание лютика едкого (сразу после названия), устанавливаем, что расхождения в признаках растения с его описанием не имеется. Следовательно, наше растение относится к виду — лютик едкий.
Каждое видовое название растения состоит из двух слов: первое — существительное — является названием рода, второе — прилагательное, реже существительное, — вместе с первым (родовым названием) составляет название вида.
Например, ветреница — название рода, ветреница дубравная — название вида. Такое обозначение заимствовано из обычного способа названия предметов, например, стол — название родовое, стол письменный, стол классный, стол кухонный и т. п. будут названия видовые.
Так как русские названия растений не вполне еще установлены, иногда даже запутаны, то в научной литературе растениям даются названия латинские (в нашем определителе они даны в скобках после русских названий). Научные латинские названия одинаковы для всех стран. Народными же названиями пользоваться при определении невозможно, так как они имеют местное значение и нередко одним названием обозначаются самые различные растения (например «жито» — это и рожь, и ячмень).
После каждого латинского видового названия стоит сокращенная фамилия автора, который описал и дал название этому виду. Например: Scop. (Scopoli), D. С. (De Candolle), L. (Linne) и др. Разновидность (вариация) обозначается знаком v. или var. (varietas).

Читайте также:  Таблица инфляции в России с 2013 по 2019 год

Источник

Урок Бесплатно Систематика растений. Классы цветковых

Введение

В прошлом году вы уже познакомились с основными группами растительного царства и узнали о развитии мира растений.

Для большего удобства ученые проводят классификацию живых организмов по группам, имеющим сходные признаки.

Этим занимается отдельный раздел биологии — систематика.

В данном уроке мы изучим систематику растений и познакомимся с двумя классами цветковых.

Основы систематики растений

Систематика изучает распределение отдельных видов растений по группам.

Систематика

Вид — это совокупность сходных по строению и жизнедеятельности особей, способных оставлять после себя плодовитое потомство, похожее на родителей.

Вид представляет общую, самую мелкую единицу классификации растительного мира, хотя на практике выделяют и подвиды, а также разновидности.

Классификацию растений можно наглядно представить в виде дерева с нисходящими ветвями:

  • на каждой развилке такого дерева находится определенная группа растений, имеющая свое название
  • верхние группы более общие и многочисленные объединяют все подгруппы на нисходящих ветвях

Классификация растений

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

В качестве примера можно сравнить дерево систематической классификации со структурой хранения файлов на компьютере.

Последовательность вложенных папок передает ветвление дерева, а файлы можно сравнивать с видами — основной единицей классификации.

Только должно выполняться одно условие: все файлы (виды) должны быть распределены по конечным папкам, то есть вид не может располагаться на одном уровне со вложенными папками.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Таксоны и принцип их иерархии

Таксоны — это систематические группы живых организмов, имеющие общие признаки или родство.

Таксоны находятся в четкой иерархии.

Основные иерархические единицы в систематике растений — это:

  • Царство
  • Отдел
  • Класс
  • Порядок
  • Семейство
  • Род
  • Вид

Пирамида

Для таксонов характерно следующее:

  • Каждый таксон может содержать по нескольку подчиненных таксономических единиц, но сам принадлежит только одному вышестоящему таксону
  • На каждом последующем уровне при движении от вида к царству уменьшается число сходных признаков между членами каждого таксона. Например, число сходных признаков у растений, принадлежащих к одному роду, больше, чем у растений, объединенных в семейство или порядок

Помимо основных, перечисленных выше таксономических единиц, между ними по мере надобности могут вставляться промежуточные:

  • подотделы
  • подклассы
  • серии
  • секции и т.д.

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Деление живых организмов на таксоны определяется не только их общими признаками. Идеальная систематическая классификация должна основываться на родстве разных групп организмов между собой.

Таким образом, систематика как отдельный раздел биологии, дает ученым пищу для размышлений об эволюции живых организмов и происхождении видов путем естественного отбора, о чем писал известный английский ученый Чарльз Дарвин еще в XIX веке.

Систематика растений

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Основные группы Царства Растений

Современная ботаническая классификация в большей степени учитывает родство живых организмов, чем все предыдущие.

В отдельные царства выделены:

  • бактерии
  • грибы
  • растения
  • животные

ботаническая классификация

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

До сих пор на Земле ученые находят и описывают новые виды растений.

В разных группах растений неодинаковое число видов.

По данным 2010 года всего описано около 320 тысяч видов царства растений.

Из них примерно 280 тысяч- цветковые.

Одна из самых малочисленных групп в ботанической классификации- хвощи, в ней насчитывается всего 15 современных видов.

Хвощ полевой — представитель одного из самых малочисленных отделов растений:

Хвощ полевой

Царство растений представлено следующими подцарствами:

  • настоящие водоросли
  • красные водоросли
  • высшие растения

В подцарстве высших растений выделяют две группы:

  • высшие споровые растения
  • семенные растения

Растения, которые размножаются спорами делят на отделы:

  • мхи
  • плауны
  • хвощи
  • папоротники

А растения, которые размножаются семенами на два отдела:

  • голосеменные
  • покрытосеменные или цветковые

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

По старой классификации в растительном царстве выделяли две большие группы: низшие и высшие растения.

Низшими считались организмы, чье тело представляло собой одноклеточное или многоклеточное слоевище.

Сюда относили бактерии, грибы, лишайники, водоросли.

Тело высших растений расчленено на отдельные органы и,, как правило, имеет стелу.

Эта группа в целом сохранилась и в современной классификации.

Ученые, занимающиеся систематикой, постоянно дорабатывают классификацию растений.

Кроме описанной выше, существуют и альтернативные классификации, которые могут лучше передавать родственные отношения между отдельными группами растительных организмов.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Классы цветковых растений

Среди покрытосеменных или цветковых растений выделяют два больших класса:

  • однодольные
  • двудольные

Основной определяющий признак, по которому эти классы различаются, это количество семядолей у зародыша семени:

  • у однодольных- одна семядоля
  • у двудольных- две

Семядоли обычно очень крупные по сравнению с остальными частями зародыша.

Они обеспечивают прорастающий зародыш питанием, пока он не начнет фотосинтезировать.

На фотографии ты видишь прорастание двудольных растений:

прорастание двудольных растений

А здесь прорастание зерен пшеницы (однодольное растение):

прорастание зерен пшеницы

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

По современным представлениям сначала на Земле возникли двудольные растения, а из их первых примитивных форм образовались однодольные в результате редуцирования одной из семядолей.

По общему количеству и числу семейств двудольные значительно превышают группу однодольных растений.

Они же синтезируют большее количество разнообразных веществ, многие из которых имеют практическое значение.

Кроме количества семядолей названные два класса цветковых растений различаются и по другим признакам.

Для двудольных в большей степени характерно:

  • сетчатое жилкование листьев
  • наличие стержневой корневой системы
  • кольцевое расположение проводящих пучков в стебле
  • двойной околоцветник и 4 или 5 лучевая симметрия цветка

Для однодольных такими признаками могут являться:

  • параллельное или дуговое жилкование листьев
  • мочковатая корневая система
  • проводящие пучки в стебле разбросаны
  • простой околоцветник, число лепестков кратно 3

Но перечисленные признаки не дают возможности точно определить принадлежность растения к тому или иному классу, так как бывают исключения и для точной классификации, в первую очередь, необходимо изучить строение семени растения.

Основные признаки, по которым различаются однодольные и двудольные растения

Параллельное или дуговое

Кольца из проводящих пучков

Проводящие пучки разбросаны

Число частей цветка

Простой (нет деления на чашечку и венчик)

Жизненные формы растений

Все жизненные формы:

Деревья, травы, кустарники, кустарнички, полукустарники

В основном травы

У меня есть дополнительная информация к этой части урока!

Значительный вклад в развитие систематики растений внес шведский ученый-естествоиспытатель Карл Линней (1707—1778).

Он предложил собственную систему цветковых растений и окончательно утвердил в биологии бинарную номенклатуру.

Согласно ей, каждый вид растений всеми ботаниками мира обозначается двумя латинскими словами.

Первое (пишется всегда с большой буквы) обозначает род растения, второе (пишется всегда с маленькой буквы) — видовой эпитет.

Например, два различных вида колокольчика обозначаются следующим образом:

колокольчик персиколистный- Campanula persicifolia

колокольчик широколистный- Campanula latifolia

Если вид описывается впервые, после названия на латыни указывается сокращенное имя автора систематического описания.

Система растений, предложенная К.Линнеем была очень прогрессивной для своего времени, но ее основной недостаток в том, что она была искусственной, так как основывалась исключительно на половых признаках: строении цветков, числе тычинок и пестиков.

Данные признаки используются и в современной систематике, но сегодня классификация учитывает значительно больше признаков, по которым растения похожи друг на друга.

Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации

Источник

Adblock
detector