Меню

Определите значение суффиксов заполните таблицу Суффиксы субъективной оценки и Словообразовательные суффиксы

Определите значение суффиксов, заполните таблицу. Суффиксы субъективной оценки и Словообразовательные суффиксы. Слова: Дороженька, контролёр, подружка, часики, учитель, двойка, чашечка, арбузище, городок, перевозчик, конструктор, белизна, листочек, бревнище, бородка, Машенька, школьник, хвастовство, толщина, гордость, соловушка, болтунишка​

Ответы

фамилии и имена, держи.

фамилии — гоголь, лермонтов, некрасов, носов, пушкин, рождественский, толстой, тургенев.

имена — андрей, боря, катя, коля, маша, миша, рома, яна.

несу (несовер. вид), (носить, ii спр.) — принесу (совер. вид), (приносить, ii спр.)

лью (несовер. вид), (лить, ii спр.) — перелью (совер. вид), (перелить, ii спр.)

шептала (несовер. вид), (шептать, i спр.) — прошептала (совер. вид), (прошептать, i спр.)

шагала (несовер. вид), (шагать, i спр.) — прошагала (совер. вид), (прошагать, i спр.)

кивали (несовер. вид), (кивать, i спр.) — прокивали (совер. вид), (прокивать, i спр.)

встали (совер. вид), (встать, i спр.) — вставали (несовер. вид), (вставать, i спр.)

признали (совер. вид), (признать, i спр.) — признавали (несовер. вид), (признавать, i спр.)

*большими буквами указаны окончания

если проверяется первая гласная, то проверочного слова нет, выделяется приставка «о», так как приставки «а» в руском языке нет, если проверяется вторая гласная, то проверочное слово- сторож, а а третью гласную падает ударение, и проверять ее нет смысла

Источник

Определите значение суффиксов, заполните таблицу. Суффиксы субъективной оценки и Словообразовательные суффиксы. Слова: Дороженька, контролёр, подружка, часики, учитель, двойка, чашечка, арбузище, городок, перевозчик, конструктор, белизна, листочек, бревнище, бородка, Машенька, школьник, хвастовство, толщина, гордость, соловушка, болтунишка​

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

Ответ

Это слово подорожник (ПО-ДОРОЖ-НИК)

Ответ

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Труд кормит, а лень – портит.

Встречают по одежке, провожают по уму.

Сам погибай, а товарища выручай.

а) подснежник, б) подорожник

В поля, не кошеных косой, (сущ.)

Всё утро дождик шёл косой. (Прил.)

Скользнув с небесного стекла,(сущ.)

В ладонь цветка она стекла.(глаг.)

Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён имена людей

Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша молочные продукты

Дождь, снег, град, гололёд, иней__явления природы в зимнее время

Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол__спортивные игры с мячом

Килограммы- килограммов , апельсины-апельсинов, сапоги-сапог, помидоры-помидоров, ботинки-ботинок.

леди, колибри, кино, пальто, шоссе, кофе

За ночь сильно похолодало. На стёклах появились узоры. Кто нарисовал их? На холодном стекле оседают тёплые пары. Ночью они застывают. На них налипают другие капельки. Так вырастает чудесный рисунок.

Сахар, варенье, орехи, баранки.

ИЗВИНИ, КОНЕЧНО, НО Я ТОЛЬКО СЕЙЧАС ЗАМЕТИЛА ОТВЕТЫ. У ТЕБЯ ЖЕ ОНИ ЕСТЬ ЗАЧЕМ ТЫ ЗАДАЕШЬ ВОПРОС

Источник



Определите значение суффиксов, заполните таблицу. Суффиксы субъективной оценки и Словообразовательные суффиксы. Слова: Дороженька, контролёр, подружка, часики, учитель, двойка, чашечка, арбузище, городок, перевозчик, конструктор, белизна, листочек, бревнище, бородка, Машенька, школьник, хвастовство, толщина, гордость, соловушка, болтунишка​

Изображение Ответ

Ответы

Ответ

Ответ

в интернете естественно

Ответ

Это слово подорожник (ПО-ДОРОЖ-НИК)

Ответ

Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Труд кормит, а лень – портит.

Встречают по одежке, провожают по уму.

Сам погибай, а товарища выручай.

а) подснежник, б) подорожник

В поля, не кошеных косой, (сущ.)

Всё утро дождик шёл косой. (Прил.)

Читайте также:  Сравнительная характеристика нервной и гуморальной регуляции

Скользнув с небесного стекла,(сущ.)

В ладонь цветка она стекла.(глаг.)

Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён имена людей

Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша молочные продукты

Дождь, снег, град, гололёд, иней__явления природы в зимнее время

Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол__спортивные игры с мячом

Килограммы- килограммов , апельсины-апельсинов, сапоги-сапог, помидоры-помидоров, ботинки-ботинок.

леди, колибри, кино, пальто, шоссе, кофе

За ночь сильно похолодало. На стёклах появились узоры. Кто нарисовал их? На холодном стекле оседают тёплые пары. Ночью они застывают. На них налипают другие капельки. Так вырастает чудесный рисунок.

Сахар, варенье, орехи, баранки.

ИЗВИНИ, КОНЕЧНО, НО Я ТОЛЬКО СЕЙЧАС ЗАМЕТИЛА ОТВЕТЫ. У ТЕБЯ ЖЕ ОНИ ЕСТЬ ЗАЧЕМ ТЫ ЗАДАЕШЬ ВОПРОС

Источник

Урок русского языка в 5-м классе по теме «Суффикс — значимая часть слова»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-путешествие

  • Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.
  • Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
  • Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; дифференцировать задания с учётом темпов усвоения учащимися сведений по морфемике, словообразованию; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности.
  • Научности (представление об омонимичных словообразовательных суффиксах и формообразовательных суффиксах).
  • Доступности (опора на знания о суффиксе, его функции, значениях).
  • Активности и сознательности учащихся в обучении (составление таблиц; участие в уроке-путешествии).
  • Наглядности (использование “маршрутного листа”, дидактического материала).
  • Структурно-семантический (сопоставление структуры и значений слов).
  • Функциональный (опора на знания о суффиксе и его функции).
  • Внутриуровневых и межуровневых связей (лексическое и грамматическое значения слов, выраженное с помощью суффиксов).
  • Мотивационный (учащиеся сами определяют зону актуального развития и зону ближайшего развития через условные обозначения).

Методы формирования понятий и контроля знаний

  • Постановка учащимися учебных задач.
  • Решение учащимися учебных задач.
  • Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.
  • Оценка и самооценка результатов решения учебных задач.

Методы формирования умений

  • Нахождение слов с суффиксами в тексте, определение их значений.
  • Составление предложений с включением слов, имеющих суффиксы определённого значения.
  • “маршрутный лист”,
  • текст “Тревожные события”,
  • карточки с дифференцированными заданиями,
  • таблица “Суффиксы и их значения”.

1. Мотивационный этап

Урок начинается во время перемены, когда актуализируются знания учащихся. В качестве домашнего задания детям было предложено повторить известные суффиксы, вспомнить, что они обозначают. Таким образом, выявляется зона актуального развития (первые пять пунктов). Ребята заполняют своеобразный маршрутный лист, на котором обозначены вопросы (станции будущего путешествия).

Рядом с каждым вопросом ученики ставят условные обозначения:

— знаю; — знаю, но хотелось бы узнать больше; — не знаю.

Определяется зона ближайшего развития, помогающая детям сформулировать тему урока (четыре последних пункта).

2. Этап целеполагания.

— Дорогие ребята, мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Куда же мы отправимся сегодня? Заглянем в “маршрутный лист”. Анализируя увиденную картину, можно прийти к выводу, над чем же сегодня мы будем работать. Сформулируйте и запишите тему урока. Какие задачи нам необходимо решить на сегодняшнем уроке? (сформулировать тему и задачи урока пятиклассникам поможет “маршрутный лист” и условные обозначения).

  • Какие суффиксы называются суффиксами оценки?
  • На какие группы по значению делятся суффиксы?
  • Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?
  • Что образуют суффиксы?
Читайте также:  Функция ВПР в Excel для чайников и не только

3. Этап усвоения нового материала.

— Итак, отправляемся в путешествие. На одной из станций нас поджидает животное ( показ картинки, на которой изображён ёж).

— Ёж, ёжик (запись слов в тетрадях и на доске).

  • Обозначьте орфограммы в этих словах.
  • Что общего в составе этих слов?
  • О чём нам говорит корень? (животное, спинка и бока покрыты иголками)
  • Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? ( ласково называем, указываем на маленькие размеры)
  • Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит? (имеет уменьшительно- ласкательное значение)
  • Вспомните известные вам уменьшительно-ласкательные суффиксы, приведите примеры слов с ними.

В ходе урока составляется таблица “Суффиксы и их значения”. На данном этапе заполняется её первый пункт.

СУФФИКСЫ ЗНАЧЕНИЯ
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк- уменьшительно-ласкательное значение = суффиксы оценки
— чик-,-щик-,-ист-,-тель- название лица по роду занятий, по профессии
-оват-,-еват- признак предмета
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск- название лица по месту жительства
-ец- принадлежность действия лицу
-ищ- увеличительное значение
-ищ- место

— Можно ли оценить отношение к ежу, выраженное с помощью суффикса -ик-? ( доброе, ласковое )

— Так что же мы можем оценить с помощью суффикса? (размеры животного, отношение к нему )

— Можно ли поставить знак равенства между выражениями “уменьшительно-ласкательные суффиксы” и “суффиксы оценки”? ( Ответ фиксируется в таблице)

— Какие же ещё значения имеют суффиксы? Ответ на этот вопрос мы найдём на следующей станции, где нас ожидает уже знакомый нам текст. ( Работа над текстом велась при изучении темы “Приставка”)

На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.

Самостоятельная работа с текстом (результат – заполнение таблицы)

  • 1 группа (задания репродуктивного уровня):

— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.

  • 2 группа (задания конструктивного уровня):

— Вспомните и запишите суффиксы со значением “житель какой-либо страны, города, края”. Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (слованец, ошибконосец)

— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу).

  • 3 группа (задания творческого уровня):
Читайте также:  В США начинается сезон отчетов главное что нужно знать до старта торгов

— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение ( полчища, убежище )

— Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).

— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение).

— Только ли новые слова образуют суффиксы? Чтобы узнать это, мы продолжаем путешествие. Давайте подумаем, как мы можем назвать эти суффиксы? Какой термин нам для этого понадобиться?

На доске появляется запись: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

— Обозначьте орфограммы-гласные в данном слове. Сколько здесь суффиксов? Какой вывод можно сделать? ( Вывод: в слове может быть несколько суффиксов).

— А какие ещё бывают суффиксы? Ответ на этот вопрос найдите самостоятельно, открыв учебник на стр. 64.

— Как называются суффиксы, образующие форму слова?

На доске появляется запись: ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Ответы учащихся позволят заполнить следующую таблицу:

Формообразовательные суффиксы Формы слова
-ть — инфинитив
-л- глагол прошедшего времени

— Найдите в тексте и выпишите слова с формообразовательными суффиксами.

— Произведите морфемный разбор слова сеять.

— Почему -ть- не входит в основу? ( как и окончание, он образует только форму слова).

4. Этап первичного закрепления знаний

— Вот мы и прибыли на конечную станцию нашего путешествия. Достаточно ли вы были внимательны? С этой целью я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Выписать из текста “Тревожные события” словосочетания, включающие слова с суффиксами оценки.

Придумать и записать 2–3 предложения о том, как дальше развивались события в городе Слованске. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

Написать 2–3 предложения о том, каким стал Слованск через пять лет. Выделить в словах известные суффиксы, определить их значение.

5. Этап подведения итогов

— Итак, ребята, наше путешествие заканчивается. Что интересного, нового вы узнали? Какие испытали трудности? А теперь подведём итоги. Я попрошу подойти к “маршрутному листу” тех, у кого возникла необходимость поставить другие условные обозначения (“маршрутный лист” наглядно показывает, насколько дети усвоили материал).

— Ребята, я придумала продолжение рассказа:

И тут случилось чудо. С ясного, солнечного неба вдруг обрушился целительный ливень. Всем защитникам города он помог избавиться от болезни.

— Помогите мне выделить суффиксы в подчёркнутых словах. К сожалению, урок заканчивается. Это задание вы выполните дома, в случае затруднения обращайтесь к словообразовательному и этимологическому словарям, учебнику “Теория” (стр.67).

Что это за суффиксы и как они называются? Это мы узнаем на следующем уроке. Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи. А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов.

  1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория 5-9 кл. М., Дрофа, 2004 г.
  2. Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 кл. М., Просвещение, 1991 г.
  3. Иванов С.В.и др. Русский язык ч.1 М., Вентана- Граф, 2002 г.
  4. Львова С.И. Словообразование в 5 кл. // РЯШ № 5, 1991г.

Источник