Меню

Основные этапы философии нового времени таблица



Приложение 1 Курс философии в таблицах

Курс философии в таблицах

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

Таблица 2. Античная философия

Таблица 3. Средневековая философия

Таблица 4. Философия Нового времени

Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 5. Философия XX века

Таблица 6. Философия о человеке

Таблица 7. Философия об обществе

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Таблица 13. Три современные концепции истины

Таблица 14. Что такое истина?

Таблица 15. Уровни научного исследования

Таблица 16. Три теоретических метода

Таблица 17. Философия языка

Таблица 18. Философия техники

Таблица 19. Философия природы

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Таблица 21. Две интерпретации образования

Читайте также

II. Вексельный курс

Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.)

Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.) Программа Бюро коллоквиума: доктор философских наук Козлова М.С. доктор философских наук

1. Введение в курс логики

1. Введение в курс логики В своем развитии человечество прошло длинный путь – от далеких времен, когда первым представителям нашего рода приходилось ютиться в пещерах, до городов, в которых живем мы и наши современники. Такой временной разрыв не повлиял на сущность

Раздел 2 Систематический курс философии

Раздел 2 Систематический курс философии Философия человекаФилософия обществаФилософия историиФилософия как аксиологияФилософия познания и наукиФилософия языкаФилософия техникиФилософия природыФилософия второго полаФилософия

Приложение 4. Программа курса философии

Приложение 4. Программа курса философии Тема 1. Что такое философия?Тема 2. Античная философияТема 3. Средневековая философияТема 4. Нововременная философияТема 5. Философия наших днейТема 6. Философия человека, общества и историиТема 7. Философия как аксиологияТема 8.

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/ III

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/

Приложение 100 вопросов на понимание курса философии

Приложение 100 вопросов на понимание курса философии К Введению1. Уступает ли философия науке в рациональности?2. Уступает ли философия искусству в образности?3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?4. Обладает ли философия практической

ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО

ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО Калиостро обычно не причисляют к алхимикам, хотя сам он и говорил, что владеет тайной элексира жизни. Но тайну он получил не как алхимик, а как великий копт, то есть глава ужасно глупой ложи свободных каменщиков, отправляющей древнеегипетские

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии Сначала — о предмете. Здесь будет говориться о личности с точки зрения политической философии. Но почему политическая философия, а, скажем, не экономическая? Только самые наивные и малообразованные наши

ПРИЛОЖЕНИЕ ИОАНН ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА»

ПРИЛОЖЕНИЕ ИОАНН ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» ПРЕДИСЛОВИЕ[9]Нам следует познать сущность великих богословских теорий, но сперва надо уяснить идею настоящей книги. А ее идея заключается в следующем: во-первых, в том, чтобы выявить единое,

Приложение. Задача эстетики и философии религии

Приложение. Задача эстетики и философии религии § 35. Задача и принцип эстетики Природа и нравственный мир – то, что есть, и то, что должно быть, – обнимают, по-видимому, собою все, что может быть предметом человеческого познания. И тем не менее лишь за их пределами лежит

Источник

Исторические этапы развития философии

Содержание

  1. Древний Восток
  2. Античный период
  3. Средневековье
  4. Эпоха Возрождения
  5. Новое время
  6. Период развития классической философии
  7. Новейшая философия

На протяжении всей истории формирования философского познания, учения постоянно менялись и совершенствовались. Отдельные этапы развития философии четко выделяют периоды изменения философской мысли. По ним можно проследить историю становления общества, развития науки и политики; предположить, какими будут дальнейшие варианты изменения аспектов бытия.

Древний Восток

К учениям Древнего Востока относят школы, сформировавшиеся в Древнем Китае, Египте, Месопотамии, Индии. Появлению философской мысли способствовали особенности стран: их уровень развития экономической, социальной и политической сферы. Древние мыслители отходили от мистического понимания мира и постепенно вырабатывали рациональный взгляд на природу и людей.

Читайте также:  Сколько времени требуется для производства биткоина

Характерные черты философии Древнего Востока:

  • приближенность к предфилософии;
  • преемственность поколений, сохранение традиций;
  • естественно-научные знания вынесены за рамки философии;

Отсутствие упорядоченных философских систем не помешало народам Древнего Востока развивать науку и искусство. На территории Египта и Месопотамии были найдены первые рукописные труды. Возраст, сохранившихся архитектурных построек египтян, исчисляется тысячами лет, а открытия китайских и индийских врачевателей используются в современной медицине.

Античный период

Философия античного периода считается колыбелью науки, непосредственным началом зарождения философской мысли. Основной вопрос, которым задавались мыслители — принципы мироустройства. Они стремились понять законы природы, сущность человека и его место в мире. Вначале, философы в своих суждениях опирались на мифы: они наделяли явления природы чертами личности, а небесные светила считали божествами. Для раннего античного периода была характерна натурфилософия — восприятие мира как единой системы, части которой зависят друг от друга и развиваются параллельно.

Два ярчайших представителя античной эпохи: Демокрит и Платон. Они создали уникальные, противоречащие друг другу взгляды: материализм и идеализм. Демокрит за несколько веков до изобретения микроскопа смог предположить, что все вещества состоят из атомов — маленьких частиц, не видимых глазу. Платон придерживался иррационального подхода, пытаясь объяснить происхождение вещей с мистической точки зрения. Переломный момент в античной философии произошел в 5 веке до н. э., когда Сократ в центр философского познания поставил не природу, а человека.

Средневековье

В эпоху Средневековья, теология была неотъемлемо связана с философией. Философами считались религиозные деятели: богословы, пророки, учителя. Они занимались изучением и переводами религиозных текстов, проповедовали, укрепляли в странах Западной Европы христианство. Средневековье вошло в историю как период самого активного и безапелляционного насаждения религиозных догм. Церковь фактически управляла государством, ведя с несогласными жестокую борьбу. В философии не допускалось вольнодумия, от мыслителей требовали признания главенства веры над разумом.

Согласно представлениям христианства, Бог — творец мира: природы, Космоса и людей. Человек создан по образу Бога: помимо физического тела у него есть душа. Она живет вечно, а после смерти физического тела отправляется в Рай, к своему создателю. Но чтобы заслужить вечную жизнь в Раю, человек должен жить по заповедям, всегда между добром и злом выбирать добро. Души злых людей недостойны быть рядом с Богом, после смерти они попадают в Ад, где искупают свои грехи вечными страданиями.

Адаптированное христианское учение, преподававшееся в школах и университетах, называлось схоластикой. Она объединила в себе все религиозные тексты, с которым должен быть знаком человек, желавший заниматься наукой. Выдающийся философ Ф. Аквинский был первым мыслителем средневекового периода, попытавшимся соединить догматизм религии и развитие науки. Он считал, что познание не противоречит вере, если ученый руководствуется христианской моралью.

Эпоха Возрождения

Среди этапов философии, Возрождение (или Ренессанс) занимает особое место: это революционный период, освободивший науку от влияния религии. Главной проблемой философии становится человек: его происхождение, цель жизни, способы познания и творческие возможности. Человек приравнивается к Богу – будучи его творением, он сам может творить.

Особенности эпохи Возрождения:

  1. Культ искусства: наряду с учеными и политическими деятелями почитаются художники, поэты и драматурги.
  2. Повышенный интерес к красоте, в первую очередь, красоте человеческого тела.
  3. Переосмысление философии античности, частичный возврат к натурфилосфиии.
  4. Развитие общества: ориентация на человека и его потребности, зарождение гуманизма.

Знаменитые представители Ренессанса внесли огромный вклад в развитие мировой науки и культуры. Изобретения Леонардо да Винчи опережали время на столетия вперед, творения Шекспира, Данте, Микеланджело стали классикой литературы и живописи.

Новое время

Для философии Нового времени, центром изучения остается человек и общество. Она придерживается гносеологического подхода: понимание мироустройства возможно благодаря познанию. Инструмент познания — логика, рациональное мышление.

Признаки философии Нового времени:

  • изучение методов познания, придание им первостепенной важности;
  • наукоцентризм — наука ставится выше всего остального, философия воспринимается как один из инструментов развития научного знания;
  • создание сводов законов — общественная жизнь претерпевает изменения, подчиняясь новым политическим, правовым, моральным нормам;
  • практический подход довлеет над теоретическим.

Философия Нового времени создала базу для развития научного подхода, применяемого в современной философии. Благодаря открытиям Канта, Локка, Гегеля, Ницше стали возможны фундаментальные изменения в социуме, появились предпосылки к техническому прогрессу.

Период развития классической философии

Для классической и постклассической школы характерен отказ от рационализма, как единственного способа познания. Мыслители отказались и от четкого разграничения концепций идеализма и материализма. Догматизм и опора философской мысли на авторитеты также отошли в прошлое.

Характерные черты классического периода:

  1. Множественность предметов изучения. Появляется много новых предметов изучения, и вследствие этого — новые направления философии.
  2. Плюрализм. Классическая философия поощряет появление разнообразных направлений, основанных на материалистической и идеалистической концепции. Среди мыслителей встречаются как рационалисты и атеисты, так и приверженцы интуитивного подхода. Ни одно из учений не наделяется особой значимостью, допустимы любые способы познания.
  3. Антропоцентризм. Главный предмет изучения — человек. Он рассматривается комплексно, мыслители стараются найти ответы на все, возникающие перед ними, вопросы: смысл жизни, кризис личности, роль человека в мировой истории.
  4. Толерантность. Представители школ, использующих диаметрально противоположные подходы, не вступают в открытую конфронтацию. Они стремятся к диалогу и поиску компромисса.
Читайте также:  Формы и виды кредитов таблица

Большинство представителей классического периода — немецкие философы. Классическая немецкая философия сформировала основные постулаты, перешедшие в новейшую философию.

Источник

Основные этапы философии нового времени таблица

Содержание

  1. Древний Восток
  2. Античный период
  3. Средневековье
  4. Эпоха Возрождения
  5. Новое время
  6. Период развития классической философии
  7. Новейшая философия

На протяжении всей истории формирования философского познания, учения постоянно менялись и совершенствовались. Отдельные этапы развития философии четко выделяют периоды изменения философской мысли. По ним можно проследить историю становления общества, развития науки и политики; предположить, какими будут дальнейшие варианты изменения аспектов бытия.

Древний Восток

К учениям Древнего Востока относят школы, сформировавшиеся в Древнем Китае, Египте, Месопотамии, Индии. Появлению философской мысли способствовали особенности стран: их уровень развития экономической, социальной и политической сферы. Древние мыслители отходили от мистического понимания мира и постепенно вырабатывали рациональный взгляд на природу и людей.

Характерные черты философии Древнего Востока:

  • приближенность к предфилософии;
  • преемственность поколений, сохранение традиций;
  • естественно-научные знания вынесены за рамки философии;

Отсутствие упорядоченных философских систем не помешало народам Древнего Востока развивать науку и искусство. На территории Египта и Месопотамии были найдены первые рукописные труды. Возраст, сохранившихся архитектурных построек египтян, исчисляется тысячами лет, а открытия китайских и индийских врачевателей используются в современной медицине.

Античный период

Философия античного периода считается колыбелью науки, непосредственным началом зарождения философской мысли. Основной вопрос, которым задавались мыслители — принципы мироустройства. Они стремились понять законы природы, сущность человека и его место в мире. Вначале, философы в своих суждениях опирались на мифы: они наделяли явления природы чертами личности, а небесные светила считали божествами. Для раннего античного периода была характерна натурфилософия — восприятие мира как единой системы, части которой зависят друг от друга и развиваются параллельно.

Два ярчайших представителя античной эпохи: Демокрит и Платон. Они создали уникальные, противоречащие друг другу взгляды: материализм и идеализм. Демокрит за несколько веков до изобретения микроскопа смог предположить, что все вещества состоят из атомов — маленьких частиц, не видимых глазу. Платон придерживался иррационального подхода, пытаясь объяснить происхождение вещей с мистической точки зрения. Переломный момент в античной философии произошел в 5 веке до н. э., когда Сократ в центр философского познания поставил не природу, а человека.

Средневековье

В эпоху Средневековья, теология была неотъемлемо связана с философией. Философами считались религиозные деятели: богословы, пророки, учителя. Они занимались изучением и переводами религиозных текстов, проповедовали, укрепляли в странах Западной Европы христианство. Средневековье вошло в историю как период самого активного и безапелляционного насаждения религиозных догм. Церковь фактически управляла государством, ведя с несогласными жестокую борьбу. В философии не допускалось вольнодумия, от мыслителей требовали признания главенства веры над разумом.

Согласно представлениям христианства, Бог — творец мира: природы, Космоса и людей. Человек создан по образу Бога: помимо физического тела у него есть душа. Она живет вечно, а после смерти физического тела отправляется в Рай, к своему создателю. Но чтобы заслужить вечную жизнь в Раю, человек должен жить по заповедям, всегда между добром и злом выбирать добро. Души злых людей недостойны быть рядом с Богом, после смерти они попадают в Ад, где искупают свои грехи вечными страданиями.

Адаптированное христианское учение, преподававшееся в школах и университетах, называлось схоластикой. Она объединила в себе все религиозные тексты, с которым должен быть знаком человек, желавший заниматься наукой. Выдающийся философ Ф. Аквинский был первым мыслителем средневекового периода, попытавшимся соединить догматизм религии и развитие науки. Он считал, что познание не противоречит вере, если ученый руководствуется христианской моралью.

Эпоха Возрождения

Среди этапов философии, Возрождение (или Ренессанс) занимает особое место: это революционный период, освободивший науку от влияния религии. Главной проблемой философии становится человек: его происхождение, цель жизни, способы познания и творческие возможности. Человек приравнивается к Богу – будучи его творением, он сам может творить.

Особенности эпохи Возрождения:

  1. Культ искусства: наряду с учеными и политическими деятелями почитаются художники, поэты и драматурги.
  2. Повышенный интерес к красоте, в первую очередь, красоте человеческого тела.
  3. Переосмысление философии античности, частичный возврат к натурфилосфиии.
  4. Развитие общества: ориентация на человека и его потребности, зарождение гуманизма.

Знаменитые представители Ренессанса внесли огромный вклад в развитие мировой науки и культуры. Изобретения Леонардо да Винчи опережали время на столетия вперед, творения Шекспира, Данте, Микеланджело стали классикой литературы и живописи.

Новое время

Для философии Нового времени, центром изучения остается человек и общество. Она придерживается гносеологического подхода: понимание мироустройства возможно благодаря познанию. Инструмент познания — логика, рациональное мышление.

Признаки философии Нового времени:

  • изучение методов познания, придание им первостепенной важности;
  • наукоцентризм — наука ставится выше всего остального, философия воспринимается как один из инструментов развития научного знания;
  • создание сводов законов — общественная жизнь претерпевает изменения, подчиняясь новым политическим, правовым, моральным нормам;
  • практический подход довлеет над теоретическим.

Философия Нового времени создала базу для развития научного подхода, применяемого в современной философии. Благодаря открытиям Канта, Локка, Гегеля, Ницше стали возможны фундаментальные изменения в социуме, появились предпосылки к техническому прогрессу.

Читайте также:  92 й или 95 й Дизель выгоден Как сэкономить даем все ответы

Период развития классической философии

Для классической и постклассической школы характерен отказ от рационализма, как единственного способа познания. Мыслители отказались и от четкого разграничения концепций идеализма и материализма. Догматизм и опора философской мысли на авторитеты также отошли в прошлое.

Характерные черты классического периода:

  1. Множественность предметов изучения. Появляется много новых предметов изучения, и вследствие этого — новые направления философии.
  2. Плюрализм. Классическая философия поощряет появление разнообразных направлений, основанных на материалистической и идеалистической концепции. Среди мыслителей встречаются как рационалисты и атеисты, так и приверженцы интуитивного подхода. Ни одно из учений не наделяется особой значимостью, допустимы любые способы познания.
  3. Антропоцентризм. Главный предмет изучения — человек. Он рассматривается комплексно, мыслители стараются найти ответы на все, возникающие перед ними, вопросы: смысл жизни, кризис личности, роль человека в мировой истории.
  4. Толерантность. Представители школ, использующих диаметрально противоположные подходы, не вступают в открытую конфронтацию. Они стремятся к диалогу и поиску компромисса.

Большинство представителей классического периода — немецкие философы. Классическая немецкая философия сформировала основные постулаты, перешедшие в новейшую философию.

Источник

Возникновение и развитие философской мысли. Философия в схемах и таблицах (Аблеев С. Р.)

Данная статья представляет собой часть 2 главы книги Аблеева С. Р. «Философия в таблицах». Речь пойдет о возникновении и развитии философских учений. Таблица 12 посвящена регионам и периодам становления философии в Древнем мире. В таблице 13 отражены важнейшие географические центры философской мысли в различные исторические эпохи. Таблица 14 представляет влиятельные философские течения и некоторых крупных мыслителей Востока и Запада в течение трех тысяч лет.

Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Таблица 12

Возникновение философии (регионы и периоды). Таблица

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
(РЕГИОНЫ И ПЕРИОДЫ)

1. САКРАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ МИФОЛОГИЯ И ПРЕДФИЛОСОФИЯ — Древняя арийская цивилизация (Центральная Азия, полуостров Индостан) — период, предсшествующий І тыс. до н. э.

2. САКРАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ МИФОЛОГИЯ И ПРЕДФИЛОСОФИЯ — Древняя египетская цивилизация (Северная Африка) — период, предсшествующий І тыс. до н. э.

3. САКРАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНАЯ МИФОЛОГИЯ И ПРЕДФИЛОСОФИЯ — Древняя вавилонская цивилизация (Западная Азия) — период, предсшествующий І тыс. до н. э.

4. РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДФИЛОСОФИЯ — Древняя китайская цивилизация (Центральная и Юго-Восточная Азия) — период, предсшествующий І тыс. до н. э.

5. ПЕРВЫЕ ОФОРМЛЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ — Древняя индийская цивилизация (полуостров Индостан) — І тыс. до н. э. (VI в. до н. э.).

6. ПЕРВЫЕ ОФОРМЛЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ — Древняя китайская цивилизация (Центральная и Юго-Восточная Азия) — І тыс. до н. э. (VI в. до н. э.).

7. ПЕРВЫЕ ОФОРМЛЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ — Древняя греческая цивилизация (средиземноморье) — І тыс. до н. э. (VI в. до н. э.).

Таблица 13

Важнейшие географические центры локализации философской мысли в истории. Таблица

ВАЖНЕЙШИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ ЛОКАЛИЗАЦИИ
ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1. ДРЕВНИЙ МИР — Азия (Индия, Китай), Африка (Египет), Европа (Греция, Рим).

2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ — Азия (Индия, Китай, Тибет, Ближний и Средний Восток), Африка (Египет), Европа (Западная, Восточная, Южная Европа, Европейская часть России).

3. ВОЗРОЖДЕНИЕ — Азия (Индия, Китай, Тибет, Ближний и Средний Восток), Африка (Северная Африка), Европа (Западная, Восточная, Южная Европа, Европейская часть России).

4. НОВОЕ ВРЕМЯ — Азия (Индия, Китай, Тибет, Ближний и Средний Восток, Япония), Африка (Северная Африка), Европа (Европа, Европейская часть России), Америка (Северная Америка).

5. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ — Азия (Индия, Китай, Ближний и Средний Восток, Япония, Россия), Африка (Африка), Европа (Европа, Россия), Америка (Северная Америка).

Таблица 14

Крупные философы всех времен. Таблица

Крупные философы всех времен. Схема

НЕКОТОРЫЕ КРУПНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ (Х. В. ДО Н. Э. — ХХ В.)

1. ДРЕВНИЙ МИР (ДО І В.)

  • Персия: Зороастризм (Зороастр)
  • Индия:
    Йога (Кришна, Патанджали)
    Санкхья (Капила)
    Веданта (Бадараяна, Вьяса)
    Джайнизм (Махавира)
    Буддизм (Гаутама Будда)
  • Китай:
    Даосизм (Лао-цзы)
    Конфуцианство (Кун Фу-цзы)
  • Греция:
    Пифагорейство (Пифагор)
    Платонизм (Платон)
    Аристотелизм (Аристотель)
  • Ближний восток: Христианство (Иисус Христос)

2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (II — XIV ВВ.)

  • Египет: Мистическое Христианство (Ориген Александрийский)
  • Северная Африка: Христианство (Августин Блаженый)
  • Италия: Христианство (Фома Аквинский)
  • Арабский мир:
    Ислам (Мухаммед)
    Суфизм (Ибн-Араби)
    Исламская философия (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Рушд)
  • Индия: Адвайта-веданта (Шри-Шанкара)

3. ВОЗРОЖДЕНИЕ (XV-XVI ВВ.)

  • Европа:
    Христианский пантеизм (Николай Кузанский)
    Пантеистическая натурфилософия (Николай Коперник, Джордано Бруно)
    Мистическое христианство (Якоб Беме)

4. НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII-XIX ВВ.)

  • Европа:
    Эмпиризм (Френсис Бэкон)
    Рационализм (Рене Декарт)
    Натурфилософия (Михаил Ломоносов)
    Философский идеализм (Иммануил Кант)
    Философский идеализм (Георг Гегель)
    Марксизм (Карл Маркс)
    Позитивизм (Огюст Конт)
    Теософия (Елена Блаватская)
  • Восток: Эзотерическая философия (Махатма Мория, Махатма Кут-Хуми, Махатма Иларион)
  • Индия: Неоиндуизм (Рамакришна, Вивекананда)
  • Россия: Христианство (Владимир Соловьев, Лев Толстой)

5. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (ХХ В.)

  • Европа:
    Психоанализ (Зигмунд Фрейд)
    Неопозитивизм (Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел)
    Экзистенциализм (Альбер Камю, Жан Сартр, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс)
  • Россия-Европа: Христианство (Николай Бердяев)
  • Россия: Марксизм-ленинизм (Владимир Ленин)
  • Восток-Запад: Живая Этика (Елена Рерих, Николай Рерих)

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Источник