Меню

Основные модели соотношения и взаимосвязи государства и права



Теория государства и права (ТГП) в таблице

Теория происхождения государства и права

Появление государства и права объясняется проявлением свойств человеческой психики, потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты общества, осознанием справедливости, определенных вариантов действия и отношения и пр. В основе его лежат особые эмоции, которые переживаются как внутренняя помеха свободе и которые побуждают человека к какому-либо действию. Нормы как авторитарные запреты и веления есть лишь отражение этих переживаний. Психологическая теория различает этический долг как правовую обязанность и этический долг как нравственную обязанность.

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Государство явление многогранное. Рассмотренные теории по разному объясняют причины происхождения государства. Попытка их обобщение и осмысления в рамках одной универсальной теории вряд ли возможно, хотя такие попытки и предпринимались. Каждая из этих теорий раскрывает одну из возможных сторон процесса возникновения государства.

История цивилизации знает десятки, сотни правовых теорий. Глубокие умы человечества в течении веков бились над разгадкой феномена права, раскрытием его сущности. Правовые теории прошлого являлись завоеванием человеческой культуры, стремлением научной мысли проникнуть в самую сердцевину человеческих отношений.

В наиболее общем виде все разнообразие взглядов на разнообразие права и государства может быть сведено к противостояний двух исходных принципиальных позиций. Одна из них заключается в объяснение государства и права как средств силы, средств преодоления общественных противоречий и обеспечения порядка прежде всего путем насилия, путем принуждения. С этой точки зрения государство и право является орудиями и средствами в руках одной части общества для провидения своей воли, для подчинения этой воли других членов общества. Суть государства и права составляет силу принуждения, подавления. Наиболее четко и последовательно эта позиция обоснована теорией насилия. Вторая точка зрения состоит в том, что государство и право обеспечивает порядок в обществе путем снятия противоречия, достижения социальных компромиссов. С этой позиции в деятельности государства, функционирование права выражается общие скоординированные интересы различных групп общества. Суть государства и права составляет общественное согласие, компромисс. Наиболее четко эта позиция обоснована теорией общественного договора.

Источник

Основные модели соотношения и взаимосвязи государства и права

Что такое право? Право — это система обязательных к исполнению нормативных актов, правил, а также предписаний, которые формально закреплены государством. Государство является как исполнителем, так и органом, который их устанавливает. Основные функции права заключаются в регулировке самых значимых общественных интересов, с помощью предоставления субъективного права личности. Оно же возлагает на личность обязанности и является голосом общества.

Право тесно взаимодействует с политической, экономической системами и государством. Исходя из принятых политических решений, общество решает, как ему реагировать в различных жизненных ситуациях. Поэтому смысл связи права и политики (равно государства) определяется в настоящем выражении интересов всего населения страны и в объективности функционирования политико-правовой системы.

Общая характеристика взаимосвязи и соотношения государства и права

В современном мире принято выделять три модели или подхода связи между государством и правом. Хорошо объясняет тему «Соотношение и взаимосвязь государства и права» Кулапов в учебнике «Теория государства и права».

  • Прагматический подход — поддержка права в лице государства, усиление мощи права, впоследствии неразрывная связь государства с правом.
  • Тоталитарный подход — тут все просто, нет никакой связи между государством и правом, более того, государство ставится выше по важности над правом.
  • Либеральный подход — все наоборот в сравнении с тоталитарным. Здесь право становится важнее государства.

Тоталитарная модель

Последователи этого подхода считают право продуктом государства, то есть оно появилось в результате деятельности государственной системы. Российская литература упоминает о том, что право подчинено государству.

Читайте также:  Размеры шлемов для мотоциклов таблица ls2

Почему именно так, а не иначе? В политической практике считается, что в праве содержится некая придаточная часть от государства. Ведь теоретически все нормативные акты в совокупности издаются государством. Но реалии современной жизни в Российской Федерации уже отвергают подобный подход к соотношению и модели взаимосвязи государства и права.

Либеральная модель

Нерушимость естественного закона и неотчуждаемость индивидуальных публичных прав человека есть основа модели либерального подхода в соотношении государства и права. В данном случае само значение государства было выведено из публичного соглашения. Исходя из позиции либеральной модели право берет пальму первенства и является приоритетным в позиции соотношения и взаимосвязи государства и права. Впрочем, такой подход обладает определенными преимуществами: он выступает как философская платформа, на которой утверждается практика идеи верховенства права. Правда, это скорее желанная идея, чем действительная.

Прагматическая модель

В понятии ТГП соотношение и взаимосвязь государства и права, рассматриваемые со стороны прагматического подхода, имеют государственнические и толерантные точки соприкосновения, одновременно с этим данный подход избегает крайности в оценке общей связи межу государством и правом. Прагматическая модель отвергает однозначный причинно-следственный характер, то есть факт того, что от чего зависит. В итоге мы получаем подход полной демократии. Государство = право, их соотношение и взаимосвязь — некое соединение, в котором они не смогут существовать по одиночке.

Именно данная модель выявляет гипогенные узы между государством и правом, с помощью нее страна избегает одностороннего суждения, предоставляя возможность понять настоящую роль государства в правовых гарантиях. Современная юридическая наука отдает предпочтение именно прагматическому подходу, ведь подобный анализ зависимости значителен для общественной практики в России.

Основные аспекты прагматической модели

Исходя из описания основных моделей соотношения и взаимосвязи государства и права Россия пользуется прагматической. Данный подход имеет свои три главных аспекта:

  • Различие.
  • Единство.
  • Взаимодействие.

Аспект различия

Все отличительные черты соотношения и взаимосвязи государства и права в вопросах их происхождения. Отличия видны уже из трактовки данных понятий. Если под словом «государство» подразумевают политическую и территориальную организацию одновременно, созданную для ведения публичных дел и являющуюся формой экзистенции общества, то право характеризуют как комплекс правил поведения, которые определяют границы личной свободы, а также человеческое равенство в возможности осуществлять защиту своих интересов. Свобода и равенство официально закреплены государственными органами и за их исполнением идет принудительный контроль властями.

То есть в этом случае государство является силой, а право — волей. Если говорить об этом кратко — соотношение и взаимосвязь государства и права имеют большие различия в форме, в структурном и элементном составах, а также содержании. Они являются частью разных сфер жизни общества. Отражение реальности, появление каких-либо потребностей происходит по-разному, поэтому и общественное сознание воспринимает и оценивает данные объекты неодинаково. Это значит, что при некоторых обстоятельствах, государство и право могут вести свои действия в совершенно диаметральной прогрессии. Соотношение и взаимосвязь государства и права выражаются в разностороннем воздействии друг на друга.

Аспект единства

Основные модели значительно разнятся между собой, но факт единства используется в более популярном прагматическом понятии. Сходная типология, одинаковая в определенной степени обусловленность экономической и культурной средой, общая историческая судьба, использование «кнопок», регулирующих социум, аккумуляция и баланс как общих, так и субъективных интересов, гарантия права — все это означает единство в соотношении и взаимосвязи государства и права. Несмотря на все перечисленное, и право, и государство обладает своими целями, задачами и методами. Это не значит, что свойства, присущие государству, также имеются и у права, наоборот, они достаточно автономны и самобытны.

Аспект взаимодействия

Главным смыслом данного аспекта является то, что государство само создает право, оно способно его изменять, совершенствовать, охранять и претворять в жизнь. Отсюда следует, что влияние государства на право непрерывное с момента создания до его внедрения в общество. Государство распространяет его в социуме и заставляет все субъекты, участвующие в общественных отношениях, поступать соответственно правовым нормам. Государство следит за исполнением недопущения противоправных действий для достижения каких-либо общественных результатов.

Читайте также:  Размер обуви мужской таблица geox

Регулятивный потенциал права, то есть возможность государства обеспечить функциональность права, является пределом влияния государства на право. Если переоценить возможности государственного управления, то можно дойти до идеализации правового средства, что в итоге снизить важность права в социальном обществе. Государство не пользуется правом в своих личных целях, так как это будет являться противоречием его истинному назначению, оно просто не в силах таким заниматься.

Как влияет право на государство

История показала, что право необходимо для государства, для его жизнеспособности и в качестве управляющей организации. Влияние права на государство проявилось в деятельности последнего и в его внутренней организации.

Право закрепляет внутреннюю организацию государства, его структуру, аппарат управления, статус и компетенцию разных государственных органов, принципы деления власти и работу служебных лиц.

Создание гарантий в юридическом плане, которые противостоят захвату правления одной из веток власти — важнейшее значение роли права. Вся государственная машина, таким образом, кладется на правовой фундамент внутреннего функционирования страны. Это и есть эффективная работа звеньев всего государственного органа.

Плюсы правового вмешательства в жизнь государства

Осуществление задач и функций государства с помощью права, дает много положительных эффектов: закрепление конституционного строя на законодательном уровне, проведение внутренней и внешней политики, отсутствие возможности у государства навязывать свою волю как общеобязательную. То есть правовой язык — это инструмент для общения государства с народом. Поэтому государство, позиционирующее себя демократическим, не может регулировать свою деятельность вне правовых канонов.

Более того, государство не может отказаться от такого влияния, оно вообще не имеет возможности игнорировать правовую форму, в противном случае управление обществом превратится в манипулирование и нанесет колоссальный ущерб социуму страны. Именно право делает государство зрелым и полноценным.

В современных реалиях взаимосвязь государства и права усилилась, и чем глубиннее право показывает действительные потребности развития общества, тем больше их связь скрепляется, и государство связывается оковами правовых норм. Предназначение государства — это действие в интересах общества и отдельной личности, пока право связано с государственной деятельностью, оно действует по-настоящему свободно.

Влияние права на государство в отношении субъекта

Право предписывает государству взаимодействовать с субъектом и обществом. Если будут соблюдаться условия равновесия, так называемой сольватации всех перечисленных участников, государство будет отвечать своему истинному назначению. Обеспечение справедливости в правовой среде, это и есть цель государства, то есть миссия государства — принятие права внутрь себя, именно оно регулирует работу власти в угоду общества.

Чтобы стать правовым государством, страна должна признать верховенство права над государственным аппаратом, то есть подчинить все свои органы непосредственно закону и законодательной власти. Главный аспект правового государства — не господствующее влияние права над государством, но именно взаимосвязь первого и второго для обеспечения свободной жизни человека. В прямом смысле, государство занимается служением субъекту, оно расширяет его свободы и способствует гармоничному существованию.

Ценности права поставлены именно на сдерживание возможных государственных тоталитарных действий в отношении общества. Отсутствие права в стране грозит тем, что государство может беспрепятственно выступать против личности, даже не имея на то весомых оснований, подавлять свободное волеизъявление и в конечном итоге угнетает человека в социальном аспекте.

Источник

Соотношение и взаимосвязь государства и права

Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Так, в частности, экономический уровень развития определяет содержание политики и права, являясь системой отношений, которые возникают в сфере производства, потребления, распределения материальных благ. Сущность права также определяется системой экономических отношений. Экономические факторы находят свое отражение в праве, выступают как необходимость и определенная закономерность правового развития. Таким образом, ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Читайте также:  Право на участие в управлении обществом

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Поэтому политика только в том случае может являться реальной, действенной, когда она выражает интересы всего населения государства и в то же время обусловливает объективные закономерности функционирования определенной политико-правовой системы.

Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

  1. тоталитарная;
  2. либеральная;
  3. прагматическая.

Источник

Контрольная Предмет: История Период изготовления: декабрь 2019 года. Учебное заведение: Алтайский государственный педагогический университет

Скачать работу
Описание (план)
Проследите связь истории государства и права с другими науками. Можно в виде следующей схемы-таблицы:
Связанные с ней науки История государства и права России Связанные с ней науки
Задание 2
Какие факторы повлияли на возникновение и развитие русской государственности?
Задание 3
Заполните таблицу, вписав туда категории населения Киевской Руси:
Категория населения Правовой статус
Задание 4
Заполните таблицу:
Должностные лица Новгородской республики Функции и статус
Задание 5
Охарактеризуйте Боярскую Думу и приказ как органы власти.
Задание 6
Перечислите категории сельского зависимого населения в России 15-16 вв.
Задание 7
В чем отличие вотчины от поместья?
Задание 8
Как менялось местное управление и административное деление России в течение XVIII в.? Ответ можно представить в виде текста или схемы.
Задание 9
Что такое сословия? Какие сословия существовали в Российской империи к 1917 г.?
Задание 10
Что такое Советы и Советская власть? Дайте определение.
Список литературы
Содержание

Задание 14
Задание 24
Задание 35
Задание 46
Задание 56
Задание 69
Задание 710
Задание 811
Задание 913
Задание 1015
Список литературы16

Проследите связь истории государства и права с другими науками. Можно в виде следующей схемы-таблицы:
Связанные с ней науки

История государ-ства и права Рос-сииСвязанные с ней науки
Историко-правовые науки:
— история государства и права стран
— история политических и право-вых учений. Международное право:
— публичное право
— частное право

Отраслевые юридические науки
трудовое право
— конституционное право
— административное право
— экологическое право
— уголовно-процессуальное право
— гражданские право и др. Технико-прикладные юридиче-ские науки:
-судебная статистика
— химия
— судебная медицина
— кибернетика
— психология
— судебная психиатрия

Юридические науки, имеющие самостоятельный предмет изу-чения:
— криминалогия
— организация самоуправления Теория государства и права

Источник