Меню

Основные представители западников и славянофилов таблица



Разница между западниками и славянофилами

В числе самых известных идейных течений 19 века в России — западники и славянофилы. Каких концепций придерживались те и другие?

  • Кто такие западники?
  • Кто такие славянофилы?
  • Сравнение
  • Таблица

Кто такие западники?

Идейные течения западничества и славянофильства сформировались в 30-40 годах 19 века. На их появление повлияло, прежде всего, восстание декабристов. Русские философы и мыслители сформировали 2 подхода к обеспечению развития Российского государства, характеризующихся как схожестью, так и значительными различиями.

Западничество начало формироваться несколько раньше славянофильства — примерно с 30-х годов 19 века. Его основными приверженцами стали дворяне, помещики, купцы, разночинцы. Главными идеологами западничества являлись философ и публицист П. А. Чаадаев, писатель и драматург И. С. Тургенев, публицист, философ и педагог А. И. Герцен. Так, именно Чаадаев составил знаменитый сборник «Философических писем», повлиявший на формирование двух рассматриваемых идеологических течений.

Западники считали, что Россия должна двигаться по тому же пути, который прошли западные страны — прежде всего, европейские. Если ей это удастся сделать, полагали они, Россия даже сможет опередить Европу за счет более оперативного освоения лучшего ее опыта развития.

Среди западников не было единого мнения касательно того, каким образом в государстве должны осуществляться реформы — мирным способом или революционным. В рамках рассматриваемого идейного течения сформировалось 2 крыла с противоположными взглядами на данный вопрос — либеральное и революционное. Первое выступало за мирные реформы, второе — за революционные.

Западники были уверены, что в России нужно ввести конституцию и элементы парламентаризма — по образцу, существующему на тот момент в Англии. Некоторые представители рассматриваемого течения утверждали, что политическая система страны должна развиваться по республиканским принципам.

Западники считали необходимым обязательно отменить в России крепостное право. Кроме того, сторонники данной идеологии полагали, что в стране должны активно внедряться принципы применения наемного труда — это ускорило бы развитие ее экономики.

Западники выступали за активную модернизацию инфраструктуры — в целях, опять же, обеспечения динамичного развития хозяйства. При этом они предполагали использование преимущественно европейского опыта модернизации.

Западники были верующими людьми. Но они считали, что религия и государственное управление не должны зависеть друг от друга.

Приверженцы рассматриваемого течения признавали Петра Первого одним из величайших правителей России, так как ему удалось значительно приблизить государство по уровню развития к ведущим европейским странам.

Кто такие славянофилы?

Славянофильство начало формироваться с 40-х годов 19 века. В принципе, оно опиралось на ту же социальную базу, что и западничество, — основными его приверженцами были помещики, имеющие средний уровень доходов, а также купцы и разночинцы. Главными идеологами славянофильства являлись поэт, богослов и философ А. С. Хомяков, публицист, критик и лингвист К. С. Аксаков, писатель и археограф П. В. Киреевский, общественный деятель В. А. Черкасский. Идеи данного течения поддерживали поэт и дипломат Ф. И. Тютчев, писатель и этнограф В. И. Даль, писатель и общественный деятель С. Т. Аксаков.

Славянофилы полагали, что Россия имеет свой путь, который не должен существенно пересекаться с западным. Как считали идеологи данного течения, страна должна была развиваться с опорой на православие, самодержавие и народность. России необходимо быть, утверждали славянофилы, равноправным, а то и более высокостатусным партнером западных стран. Если в государстве требовались реформы — проводить их нужно было, как предполагали приверженцы рассматриваемого течения, исключительно мирным путем.

Славянофилы отрицали введение в России конституции и элементов парламентаризма. Государственная власть в стране должна была основываться только на самодержавии.

Приверженцы этого течения считали необходимым отменить в России крепостное право — но таким образом, чтобы данный процесс не нарушил устоявшегося уклада крестьянской жизни, во многом опирающегося на общину.

Славянофилы поддерживали инициативы, связанные с модернизацией производства, развитием банковской системы, строительством инфраструктуры в стране. Однако соответствующие преобразования, как полагали сторонники этого течения, должны были осуществляться в экономике государства постепенно.

Исключительно значимым условием успешного развития России славянофилы считали приверженность государственных деятелей религиозным нормам. Они были уверены, что именно православие, вера — основа исторической миссии России.

Читайте также:  Обзор современных электронных носителей информации

Славянофилы весьма отрицательно относились к личности Петра Первого, который, «прорубив окно в Европу», привнес в Россию таким образом чуждые, по мнению сторонников рассматриваемого течения, элементы культуры и принципы развития.

Сравнение

Главное отличие западников от славянофилов в том, что первые считали, что Россия должна развиваться, повторяя путь ведущих европейских государств. Вторые были уверены, что страна имеет особый путь. Отсюда — большое количество иных различий между рассматриваемыми идеологическими концепциями.

Сложно однозначно оценить, кто одержал в конечном итоге победу — славянофилы или западники. Но с учетом последующих исторических событий (не только в контексте 19 века, но и 20-го), можно сделать вывод о том, что развитие страны пошло по принципам, в значительной степени более близким к западным концепциям: было отменено крепостное право с последующим активным распространением трудовых правоотношений, инфраструктуру принялись модернизировать с применением европейского опыта, церковь и государство стали более независимыми друг от друга, личность Петра Первого начала оцениваться обществом положительно. Россия перестала быть самодержавной монархией и превратилась в республику.

Отразим ключевые критерии, определяющие то, в чем разница между западниками и славянофилами, в небольшой таблице.

Источник

Западники и славянофилы: таблица, сравнение, критика

Западники и славянофилы

Западники и славянофилы

Различия между западниками и славянофилами начали формироваться в XIX веке среди российской интеллигенции. Произошло это, когда дворянское общество разделилось на две группы с во многом противоположными взглядами на развитие России, её дальнейший путь, роль в мире и многое другое. Спор западников и славянофилов начался в 30-50-х годах позапрошлого века, и у обеих точек зрения хватало авторитетных сторонников. Основным камнем преткновения между ними были разногласия о том, каким путём должна пойти Россия, своим собственным или же тем, которым шли страны Европы. Несколько особняком стояли почвенники, которые подчёркнуто сохраняли нейтралитет и признавали сильные стороны обеих сторон.

Сравнительная таблица западников и славянофилов

Славянофилы Западники
Годы формирования 40-50-е годы XIX века. 30-50-е годы XIX века.
В каких слоях общества пользовались поддержкой Мелкие и средние помещики, отдельные представители купечества и разночинцы. Знатное дворянство, в основном крупные помещики, богатые купцы, разночинцы.
Наиболее яркие представители А. С. Хомяков, Ф. Тютчев, В. Даль, Н. Страхов, Н. Данилевский, Ф. Достоевский, И. Аксаков, К. Аксаков. П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, В. С. Соловьёв, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, В. С. Печерин, И. А. Гагарин, Н. П. Огарев.

Позиции славянофилов и западников во многом пересекались, и какой-либо компромисс по ряду вопросов найти они не могли. Отчасти примиряли их почвенники, или умеренные славянофилы, к которым обычно относят, в числе прочих, и вышеупомянутого Фёдора Достоевского.

Различия во взглядах западников и славянофилов

Славянофилы Западники
Предпочтительный путь развития России Свой особый путь с опорой на традиции православия, самодержавия и патриотизма. Использование опыта стран Европы, либеральный западный путь развития.
Отношение к Петру I и его реформам Негативное. Славянофилы утверждали, что петровские реформы толкнули Россию на чуждый ей путь. Положительное. Западники видели в нём великого реформатора и преобразователя, прорубившего «окно в Европу».
Отношение к крепостному праву Отмена крепостной зависимости при условии сохранения традиционного уклада жизни и крестьянских общин. Отмена крепостной зависимости , стимулирование промышленности и развитие сферы работы по найму.
Отношение к роли религии в жизни государства Православие – один из столпов, на которых покоится благополучие страны. Россия должна выполнить свою святую миссию в мире. Роль религии в управлении государством необходимо ограничить.
Отношение к самодержавию Положительное. Славянофилы видели в самодержавии одно из необходимых условий процветания России. Негативное. Западники выступали за введение конституции и ограничение власти монархии.
Предпочтительный путь преобразований. Мирный. Реформы должны исходить от верховной власти. Но ряд радикальных представителей ратовал и за резкие революционные перемены. Мирный. Революции недопустимы.
Предпочтительный путь развития экономики. Свой уникальный путь, но с допустимым использованием технологических достижений западных стран, таких, как железные дороги и фабрики Использование опыта и технологических достижений западных стран для стремительного развития экономики. Без ограничений.

Критика западников и славянофилов

Даже беглое сравнение взглядов славянофилов и западников даёт чёткое понятие об их позициях. Первые были консерваторами, выступавшими против либеральных и идей и некоторых технологических новшеств, которые могли пошатнуть сложившиеся устои. Вторые же считали, что Россия отстаёт от Европы по множеству параметров – экономика, развитие общества, промышленность, и считали, что необходимо как можно быстрее навёрстывать это отставание, чтобы не оказаться в аутсайдерах.

Однако, сильные и слабые стороны были у обеих сторон. Копирование западного уклада жизни не могло прижиться в России, все эти либеральные идеи нуждались, как минимум, в некоторой адаптации, к тому же сам факт слепого копирования априори лишён творческого начала. А позиция славянофилов в некоторой перспективе вела к неизбежному отставанию и увеличению разрыва в развитии между Россией и странами Запада. Как показало время, Российская империя в конце концов всё-таки выбрала западный путь развития . А спор между славянофилами и западниками к концу XIX начал стихать сам собой из-за сближения представителей обоих этих философско-общественных течений.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 17

Источник

Основные представители западников и славянофилов таблица

Западники и славянофилы

Западники и славянофилы

Различия между западниками и славянофилами начали формироваться в XIX веке среди российской интеллигенции. Произошло это, когда дворянское общество разделилось на две группы с во многом противоположными взглядами на развитие России, её дальнейший путь, роль в мире и многое другое. Спор западников и славянофилов начался в 30-50-х годах позапрошлого века, и у обеих точек зрения хватало авторитетных сторонников. Основным камнем преткновения между ними были разногласия о том, каким путём должна пойти Россия, своим собственным или же тем, которым шли страны Европы. Несколько особняком стояли почвенники, которые подчёркнуто сохраняли нейтралитет и признавали сильные стороны обеих сторон.

Сравнительная таблица западников и славянофилов

Славянофилы Западники
Годы формирования 40-50-е годы XIX века. 30-50-е годы XIX века.
В каких слоях общества пользовались поддержкой Мелкие и средние помещики, отдельные представители купечества и разночинцы. Знатное дворянство, в основном крупные помещики, богатые купцы, разночинцы.
Наиболее яркие представители А. С. Хомяков, Ф. Тютчев, В. Даль, Н. Страхов, Н. Данилевский, Ф. Достоевский, И. Аксаков, К. Аксаков. П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, В. С. Соловьёв, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, В. С. Печерин, И. А. Гагарин, Н. П. Огарев.

Позиции славянофилов и западников во многом пересекались, и какой-либо компромисс по ряду вопросов найти они не могли. Отчасти примиряли их почвенники, или умеренные славянофилы, к которым обычно относят, в числе прочих, и вышеупомянутого Фёдора Достоевского.

Различия во взглядах западников и славянофилов

Славянофилы Западники
Предпочтительный путь развития России Свой особый путь с опорой на традиции православия, самодержавия и патриотизма. Использование опыта стран Европы, либеральный западный путь развития.
Отношение к Петру I и его реформам Негативное. Славянофилы утверждали, что петровские реформы толкнули Россию на чуждый ей путь. Положительное. Западники видели в нём великого реформатора и преобразователя, прорубившего «окно в Европу».
Отношение к крепостному праву Отмена крепостной зависимости при условии сохранения традиционного уклада жизни и крестьянских общин. Отмена крепостной зависимости , стимулирование промышленности и развитие сферы работы по найму.
Отношение к роли религии в жизни государства Православие – один из столпов, на которых покоится благополучие страны. Россия должна выполнить свою святую миссию в мире. Роль религии в управлении государством необходимо ограничить.
Отношение к самодержавию Положительное. Славянофилы видели в самодержавии одно из необходимых условий процветания России. Негативное. Западники выступали за введение конституции и ограничение власти монархии.
Предпочтительный путь преобразований. Мирный. Реформы должны исходить от верховной власти. Но ряд радикальных представителей ратовал и за резкие революционные перемены. Мирный. Революции недопустимы.
Предпочтительный путь развития экономики. Свой уникальный путь, но с допустимым использованием технологических достижений западных стран, таких, как железные дороги и фабрики Использование опыта и технологических достижений западных стран для стремительного развития экономики. Без ограничений.

Критика западников и славянофилов

Даже беглое сравнение взглядов славянофилов и западников даёт чёткое понятие об их позициях. Первые были консерваторами, выступавшими против либеральных и идей и некоторых технологических новшеств, которые могли пошатнуть сложившиеся устои. Вторые же считали, что Россия отстаёт от Европы по множеству параметров – экономика, развитие общества, промышленность, и считали, что необходимо как можно быстрее навёрстывать это отставание, чтобы не оказаться в аутсайдерах.

Однако, сильные и слабые стороны были у обеих сторон. Копирование западного уклада жизни не могло прижиться в России, все эти либеральные идеи нуждались, как минимум, в некоторой адаптации, к тому же сам факт слепого копирования априори лишён творческого начала. А позиция славянофилов в некоторой перспективе вела к неизбежному отставанию и увеличению разрыва в развитии между Россией и странами Запада. Как показало время, Российская империя в конце концов всё-таки выбрала западный путь развития . А спор между славянофилами и западниками к концу XIX начал стихать сам собой из-за сближения представителей обоих этих философско-общественных течений.

Оцените статью и поделитесь ей в соцсетях!

Средний рейтинг: 4.9 / 5. Количество оценок: 17

Источник

Таблица “Западники и славянофилы”

Западники

Корни западничества в России входят в XVII век. В те годы к этому направлению относились первые лица государства – фаворит царя Алексея Михайловича Борис Морозов, руководители Посольского приказа 1670-80-ых – Артамон Матвеев и Василий Голицын.

Рис. 1. Западники XIX век.

В XVIII веке к западникам относились Николай Новиков и Александр Радищев. В XIX веке развитие идей западничества связано с “Философическими письмами” Петра Чаадаева, которые в 1836 году были напечатаны в журнале “Телескоп”.

По происхождению западники принадлежали к следующим социальным группам:

  • Дворяне-помещики.
  • Разночинцы.
  • Выходцы из среды купечества, которые стали учеными и писателями.

В их среде выделилось несколько направлений:

  • Религиозное западничество – публицисты Петр Чаадаев, Владимир Соловьев, Иван Гагарин.
  • Либеральное направление – писатель Иван Тургенев, правовед Борис Чичерин.
  • Социалистическое направление – революционер-демократ Николай Чернышевский и Александр Герцен.
  • Историки Сергей Соловьев и Тимофей Грановский.

В целом западники выступали за развитие России по западноевропейскому пути, объектами их критики стали самодержавие, крепостное право, крестьянская община (исключение составляли западники-социалисты).

Также к западникам и разделяющим их идеи можно отнести экономистов Андрея Заблоцкого-Десятовского и Ивана Вернадского, писателя Михаила Салтыкова-Щедрина, поэта Николая Некрасова, литературного критика Виссариона Белинского.

Николай Чернышевский

Рис. 2. Николай Чернышевский.

Славянофилы

Славянофилы выводили свои взгляды из русского православия. Почву для появления этого направления подготовил патриотический порыв войны 1812 года. Основоположником славянофильства стал литератор Алексей Хомяков. Помимо него, к движению относились:

  • Братья Аксаковы, поэты и публицисты.
  • Философы Юрий Самарин и Иван Киреевский.
  • Промышленник Федор Чижов.
  • Писатель Федор Достоевский и культуролог Николай Данилевский.
  • Этнограф, врач и писатель Владимир Даль, который создал “Толковый словарь великорусского языка”.

Славянофилы выступали за особый путь России, у них было положительное отношение к самодержавию, но негативное к Петру I и крепостному праву. Они выступали за мирный путь реформирования сверху.

Кратко сходства и различия западников и славянофилов можно представить в сравнительной таблице:

Направление

Характеристика

Положительное отношение к Петру I и западному пути развития, реформирование страны с целью отмены крепостного права и создания парламента

Негативное отношение к Петру I и крепостному праву, за особый путь развития Святой Руси в рамках формулы православия, самодержавия и народности

Корни славянофильства следует искать в первой половине XVI века в споре между “иосифлянами” и “нестяжателями” при великом князе Иване III, а также в религиозно-философской идее “Москве – Третий Рим” псковского старца Филофея при Василии III.

Федор Достоевский

Рис. 3. Федор Достоевский.

Что мы узнали?

Западников и славянофилов изучают школьном курсе истории 8-9 класса. Это были два направления общественно мысли Российской империи середины XIX века. Полезно сделать сравнение их идей и взглядов на путь развития России.

Источник