Меню

Основные события реконкисты таблица дата



Этапы Реконкисты

Пиренейский полуостров — уникальный регион, на территории которого в течение многих веков жили вместе христиане, евреи и мусульмане. Это совместное существование дало начало единственной в своем роде цивилизационной модели.

Андалусия (ал-Андалус) — это название, данное регионам Испании и Португалии под мусульманским правлением в период между 711 и 1492 годами н.э.
Считается, что слово «Андалусия» происходит от названия германского племени вандалов, которые оккупировали Пиренейский полуостров и Северную Африку в V-VI веках до мусульманских завоеваний. В пик своего могущества Андалусия простиралась от средиземноморских берегов южной Испании к северу почти до Пиренейских гор. Однако его северные границы никогда не были в безопасности, так как европейские армии продвигались на юг в так называемой «Реконкисте» Испании.

В начале VIII века берберийский полководец Тарик ибн Зияд высадился на Гибралтаре во главе семитысячного войска, разбил вестготов и положил начало арабскому завоеванию Испании. Собственно, в честь него Гибралтар и получил свое название, которое происходит от арабского «Джабал аль-Тарик», что в переводе означает «Гора Тарика». За короткий период времени мавры сумели завладеть почти всей Испанией, а также вторглись на территорию современной Франции. В 732 году дед Карла Великого, Карл Мартелл в битве при Пуатье сумел остановить их натиск и не дал завоеванию распространиться вглубь Европы

В 711 году большая часть Пиренейского полуострова была занята арабами. Северные земли, такие как Астурия и Галисия, смогли выстоять и собрать силы для дальнейшего сопротивления. Сложный горный рельеф всегда мешал контролировать эти территории римлянам и вестготам ранее. Распространители идей Мухаммеда столкнулись с той же проблемой. В ряде случаев завоевание достигалось путём соглашений с правителями отдельных областей и городов, которые в обмен за признание себя подданными халифа в Дамаске сохраняли не только земли и имущество, но и возможность по-прежнему исповедовать христианство. Иудеи и христиане, как и всюду в халифате, объявлялись «зимми», то есть покровительствуемыми общинами «людей Писания», которые облагаются налогом джизья. Веротерпимость завоевателей (в отличие от грубости и нетерпимости вестготов) привлекли на их сторону симпатии большинства населения. Начиная с IX века, большинство христиан в аль-Андалусе стали «мосарабами» (от арабского «мустаараб» — арабизированный), которые усвоили язык и культуру арабов, а также многие из обычаев повседневного быта и образа жизни, хотя и продолжали дома пользоваться романским языком (романсе). Впрочем, на романсе иногда говорили даже при дворе халифов Кордовы. Этим языком довольно часто пользовались и кади в мечетях, особенно разговаривая с новообращёнными мусульманами. Следовательно, не только христиане, но и многие мусульмане аль-Андалуса на деле были двуязычные. Великолепная блестящая культура, составившая славу страны аль-Андалус, формировалась как часть арабо-испанской цивилизации, с которой она была тесно связана единством языка, религии, хозяйственными и человеческими контактами.
Жители аль-Андалуса, называвшие Средиземное море «Сирийским», хорошо знали, что делалось в Сирии и Египте, в Дамаске, Багдаде и Каире, были знакомы с достижениями всего мира ислама, в том числе с трудами Ибн Сины (Авиценны), аль-Бируни, аль-Фараби. В то же время секрет быстрого взлета культуры Аль-Андалуса заключался в объединении усилий арабов и берберов с творчеством представителей всех групп местного населения — мувалладов, мосарабов, иудеев (говоривших и писавших в аль-Андалусе по-арабски), потомков иберов, готов, греков и других. Все они внесли свой неповторимый вклад в создание культуры, которая продолжала процветать и после начавшегося на Ближнем Востоке с XII века упадка культуры Дамаска и Багдада.Принято считать мавров Испании арабами, но основу Кордовского эмирата составляли многочисленные берберские племена, пришедшие с территорий современных Мавритании и Марокко (по официальным данным испанских генеалогов 10 % населения Португалии и Испании потомки морисков (мавры).Со временем, в связи с ужесточением взаимной религиозной нетерпимости и приходом к власти династий из Северной Африки, борьба за освобождение Пиренейского полуострова стала более идеологической.

Историки разделили Реконкисту на несколько этапов. Каждый этап обладал своими особенностями. Первой победой над завоевателями принято называть небольшую битву при Ковадонге, где 300 воинов Королевства Астурия победили 800 воинов халифата. Битва произошла в 718 году – официальная дата начала Реконкисты. Участниками Реконкисты были все, независимо от социального статуса. Оказывала огромную поддержку католическая церковь, игравшая в этой борьбе главную роль. Она была идеологом Реконкисты, ее вдохновителем. Стоит отметить, что южные территории Испании, которые были заняты арабами, были намного сильнее развиты, чем северные территории, что являлось дополнительным стимулом к возвращению земель. Люди, воевавшие вместе с рыцарями, получали привилегии. Например, большая часть крестьян не были крепостными, а основывали на освобожденных землях общины с большими правами.

На рубеже 8-9 вв. очагом Реконкисты стало франкское государство. Поход войска Карла Великого в 797 году и создание Испанской марки с центром в Барселоне в 804 году стимулировали постепенное отвоевание захваченных областей. Территория между Астурией и Каталонией постоянно то была во владениях арабов, то европейцев. В 10 веке Астурия раздвинула свои границы и преобразовалась в королевство под названием Леон. Со временем от него отделилась Кастилия, которая стала в 1037 году отдельным королевством. В начале девятого века от Испанской марки отсоединилось королевство Наварра, а сразу же за ним и Католония и Арагон. В 1137 году было принято решение создать одно государство из Каталонии и Арагона, которое будет носить имя Арагон. В начале 11 века, было сформировано графство Португалии, которое уже начиная с 12 века получило титул королевства. Это стало началом дальнейшего движения Реконкисты. В то время у арабов уже отвоевали весь север Пиренейского полуострова.

Аль-Андалус или Кордовский эмират, в котором правили правители из династии Омейядов, в 929 году был преобразован в халифат. Государство мусульман в Испании переживало свой расцвет в 10 — начале 11века. Триумф арабов в регионе продолжался недолго: в 1031 году пал Кордовский эмират, а это означало, что могущественное королевство арабов было разделено, халифат рассыпался на 30 мелких независимых эмиратов.что сделало его более уязвимым для наступления христиан. Воины из христианских королевств устраивали небольшие рейды против иноверцев, которые получили название «альгарады».Новая волна Реконкисты началась в XI в. испанцы одержали победу при Толедо в 1085 г. Большим ударом по могуществу арабов в Пиренеях стало падение Валенсии, которую вернул во власть христиан национальный герой Испании Сид Кампеадор в 1084 году.
Позже при участии представителей 2 крестового похода удалось завоевать Лиссабон. Несмотря на вторжение в Испанию Альморавидов, династии правителей берберов из Северной Африки (первоначально возникшая как религиозное братство), христиане постепенно, шаг за шагом, продвигались на юг. В начале XII века в руках у леоно-кастильских государей была Сарагоса и Барбастро, а уже в середине столетия освободители вышли к Лиссабону и реке Эбро. Смена власти в арабских областях и вторжение Альмохадов, еще одного религиозного братства из Марокко, были на руку христианам, но это не смогло спасти кастильцев от тяжелого поражения при Аларкосе в 1195 году. Были потеряны Гвадалахара, Калатрава и Мадрид, кастильский король смирился с положением данника могущественных мавров. В течение десяти лет, до 1207, шли междоусобные войны между Кастилией, Леоном и Наваррой; «мирную» границу между Кастилией и владениями Альмохадов прикрывала новая крепость калатравских рыцарей в Сальватьерре. Она пала в августе 1211, когда мавры вновь вторглись на кастильские земли в ответ на вылазку испанцев. Тем не менее, горечь утраты военной инициативы смогла консолидировать силы трёх королевств: Кастилии, Наварры и Арагона. Именно их объединённые армии смогли одержать славную победу при Лас-Навас-де-Толоса и открыть себе путь на юг Испании. Против Альмохадов, подчинивших южную Испанию, особенно успешно сражались испанские рыцарские ордена: Калатрава — с 1158 года, Сантьяго-де-Компостела — с 1175 года, Алькантара — с 1176 года.

Читайте также:  Смутное время причины и последствия таблица

Битва при Лас-Навас-де-Толоса

После сражения 16 июля 1212 года между соединёнными силами католических королевств Кастилии, Арагона, Наварры и Португалии и армией мавров династии Альмохадов, халиф бежал в Марокко, его войско, преследуемое испанской кавалерией, рассеялось. По разным оценкам, погибло от 60 до 200 тысяч мусульман; сведения о потерях христиан ещё более противоречивые.
Битва не принесла испанцам немедленных выгод, но навсегда подорвала влияние Альмохадов. Знамя халифа, взятое при Толосе, по сей день хранится в монастыре Лас Уэльгас в Бургосе.

Постепенно в течение 13 в. испанцы брали все новые и новые территории. При дефиците людских ресурсов приобретение земель, кото­рые некем было заселить, не создавало стимулов к новым захва­там. Поэтому частым явлением становится не завоевание, а превращение в данников, ежегодно выплачивавших Кастилии и Арагону огромные суммы.В 1226 г. испанцы оказались у берегов Атлантики. В 1236 году испанцы закрепили достигнутое взятием Кордовы. Королевство Наварра, отведя от себя мавританскую угрозу, перешло из-под испанского влияния под французское. В средине 13 века испанцы практически полностью отбивают Пиренейский полуостров, в руках арабов остается только Гранадский эмират на юге полуострова. Еще одной серьезной победой является битва на Рио-Саладо, где арабы вновь терпят сокрушительное поражение. После этой битвы христиане как будто забывают о том, что на юге Испании все еще остается в руках мавров один город – Гранада. Однако уже тогда они понимали, что он не представляет большой угрозы. После неудачных попыток взять Гранаду, христиане на сто лет забывают о ее существовании.

Источник

Реконкиста в Испании — причины, периоды и итоги войны

Содержание

  1. Общие сведения
  2. Краткая предыстория
  3. Война и противостояние
  4. Накануне отпора
  5. Хронология событий
  6. Христианская победа
  7. Итоги события

Средневековье истории мира было богато на войны, сражения, восстания и тому подобное. В число таких событий входит Реконкиста в Испании. Это продолжительная борьба христиан против мусульман за свободу, развернувшаяся на Пиренейском полуострове. Эта многовековая кровопролитная схватка народов разного вероисповедания, растянувшаяся на целую эпоху, получила свое название от испанского слова «reconquista», означающего «отвоевывание».

Общие сведения

По общепринятому определению, Реконкиста — это освободительная война между пиренейскими христианами и мусульманскими завоевателями, которая длилась на протяжении восьми столетий (с VIII по XVI вв.). Это противостояние народов, развернувшееся в Испании, стало одним из самых долгих процессов отвоевывания земель, а также значимой страницей в мировой истории.

Эпоха Реконкисты длилась с 718 по 1492 гг. Основную часть христианского населения Пиренейского полуострова составляли испанцы и португальцы. Именно они и стали главными участниками Реконкисты.

Война христиан за свободу против мусульманских захватчиков шла с переменным успехом, но, по сути, в течение всех восьми веков не прекращалась ни на день. Перепады в развитии борьбы были обусловлены внутренними трудностями у обеих противоборствующих сторон:

  • христианские властители пиренейских земель были объяты феодальными распрями, что заставляло их сражаться друг с другом;
  • вассалы христианских правителей подняли мятеж, и знати приходилось прикладывать немалые усилия для его подавления;
  • арабские князья отнюдь не были сплочены единым стремлением к победе, а, напротив, в ходе войны все больше разобщались.

В результате всех этих трудностей, которые сопутствовали военным действиям, правителям обеих сторон нередко приходилось идти на компромиссы — христиане были вынуждены заключать с мусульманами кратковременные союзы, а арабы даже доходили до того, что просили помощи и поддержки у христиан.

Эпоха Крестовых походов, длившаяся с 1095 по 1291 гг., преобразила и возвеличила Реконкисту. Ключевой тезис этих походов заключался в борьбе европейцев-христиан против мусульман и прочих инаковерующих. В крестовый период испанская борьба с маврами-завоевателями стала символом мировой борьбы за христианство.

По образцу тамплиеров европейские рыцари создавали ордены для борьбы с сарацинами, как в Средние века жители Европы называли арабов. Участие в войне против мавров, охватившей Пиренейский полуостров, было не просто личным порывом рыцарей — к этому их призывало Папство.

Однако Крестовые походы не положили конец отвоеванию христианских земель. Процесс Реконкисты завершился лишь в 1492 году, во время правления королей-супругов Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской.

Краткая предыстория

В первой половине V века, когда Западно-Римская империя пала и раскололась на части, вся Иберия, как тогда именовался Пиренейский полуостров, была захвачена племенами германских варваров:

  • вестготами;
  • свевами;
  • вандалами.

Правитель вестготов Эйрих вскоре сформировал на занятых племенами землях обширное государство, названное Вестготским королевством. Владения Эйриха охватывали не только испанскую территорию, но и всю Южную Галлию, и простирались:

  • на севере — до реки Луары;
  • на юго-востоке — до бассейна Роны;
  • на западе — до средиземноморского Бискайского залива.

Именно с Вестготского королевства и началось проникновение арабов на территорию Иберии и ее завоевание ими, ставшие причинами Реконкисты.

Война и противостояние

На рубеже VII—VIII вв. правитель Арабского халифата при содействии берберов, принявших ислам, завоевал всю Африку. В результате этого он вышел к берегам Атлантики — границы расширившегося государства арабов расположились впритык к территории вестготов, разделенные только Гибралтаром.

Читайте также:  Обслуживание на автомобиле системы кондиционирования Mitsubishi Pajero Sport Montero Sport с 2008 года

Летом 710 года арабский правитель отправил в Иберию разведывательный отряд. Четыре корабля пересекли Гибралтар, переправив к берегам Испании 400 воинов-мусульман и 100 лошадей. Прибрежные территории были опустошены незваными гостями, которые вернулись в Африку с богатой добычей.

Успех, сопутствовавший разведке, оказал решающее влияние на дальнейшее развитие событий — воодушевленные легкой наживой мусульмане задумали покорить Иберию и сделать ее частью Арабского халифата.

В 711 году началось завоевание Испании 25-тысячной арабо-берберской армией. Первая битва захватчиков с армией вестготского короля Родериха длилась 8 суток. В первые же дни сражения союзники один за другим начали предавать Родериха, перебегая на сторону мусульман. Отчаявшийся король сдавал позиции день за днем, отводя свою армию все глубже в земли вестготов и вступая в бой с противником только в крайних случаях.

Продолжительное отступление испанских войск завершилось их разгромом и гибелью короля Родериха. Вскоре последовало падение всего Вестготского королевства — лишенные предводителя представители знати не могли действовать слаженно и сплоченно, а простой люд не особенно и противился захвату чужеземцами в надежде, что это принесет им новую лучшую жизнь.

Накануне отпора

К 714 году значительная часть полуострова Пиренеи была захвачена маврами. Так христиане называли завоевателей-мусульман (арабов и берберов), так как те были выходцами из североафриканской области — Мавритании.

Мусульманский правитель торжествовал и готовился приступить к следующим после победы намеченным целям:

  • распространить на покоренную страну неверных свою религию;
  • захватить сокровища царя Соломона, которые по легенде находились в центральной части Испании.

До окончательной победы оставалось совсем немного. Большая часть вестготов-аристократов добровольно приняли власть захватчиков, за что были одарены арабами богатыми землевладениями. И только маленькая территория на севере под названием Астурия стояла у завоевателей словно кость в горле. Именно в этой горной провинции укрылись представители вестготской знати, священнослужители и остатки армии, не пожелавшие смириться с падением королевства и покориться чужеземцам. С Астурии и началось движение испанцев-вестготов за освобождение полуострова Пиренеи от захватчиков-мавров.

Источник

Реконкиста в Испании — причины, периоды и итоги войны

Содержание

  1. Общие сведения
  2. Краткая предыстория
  3. Война и противостояние
  4. Накануне отпора
  5. Хронология событий
  6. Христианская победа
  7. Итоги события

Средневековье истории мира было богато на войны, сражения, восстания и тому подобное. В число таких событий входит Реконкиста в Испании. Это продолжительная борьба христиан против мусульман за свободу, развернувшаяся на Пиренейском полуострове. Эта многовековая кровопролитная схватка народов разного вероисповедания, растянувшаяся на целую эпоху, получила свое название от испанского слова «reconquista», означающего «отвоевывание».

Общие сведения

По общепринятому определению, Реконкиста — это освободительная война между пиренейскими христианами и мусульманскими завоевателями, которая длилась на протяжении восьми столетий (с VIII по XVI вв.). Это противостояние народов, развернувшееся в Испании, стало одним из самых долгих процессов отвоевывания земель, а также значимой страницей в мировой истории.

Эпоха Реконкисты длилась с 718 по 1492 гг. Основную часть христианского населения Пиренейского полуострова составляли испанцы и португальцы. Именно они и стали главными участниками Реконкисты.

Война христиан за свободу против мусульманских захватчиков шла с переменным успехом, но, по сути, в течение всех восьми веков не прекращалась ни на день. Перепады в развитии борьбы были обусловлены внутренними трудностями у обеих противоборствующих сторон:

  • христианские властители пиренейских земель были объяты феодальными распрями, что заставляло их сражаться друг с другом;
  • вассалы христианских правителей подняли мятеж, и знати приходилось прикладывать немалые усилия для его подавления;
  • арабские князья отнюдь не были сплочены единым стремлением к победе, а, напротив, в ходе войны все больше разобщались.

В результате всех этих трудностей, которые сопутствовали военным действиям, правителям обеих сторон нередко приходилось идти на компромиссы — христиане были вынуждены заключать с мусульманами кратковременные союзы, а арабы даже доходили до того, что просили помощи и поддержки у христиан.

Эпоха Крестовых походов, длившаяся с 1095 по 1291 гг., преобразила и возвеличила Реконкисту. Ключевой тезис этих походов заключался в борьбе европейцев-христиан против мусульман и прочих инаковерующих. В крестовый период испанская борьба с маврами-завоевателями стала символом мировой борьбы за христианство.

По образцу тамплиеров европейские рыцари создавали ордены для борьбы с сарацинами, как в Средние века жители Европы называли арабов. Участие в войне против мавров, охватившей Пиренейский полуостров, было не просто личным порывом рыцарей — к этому их призывало Папство.

Однако Крестовые походы не положили конец отвоеванию христианских земель. Процесс Реконкисты завершился лишь в 1492 году, во время правления королей-супругов Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской.

Краткая предыстория

В первой половине V века, когда Западно-Римская империя пала и раскололась на части, вся Иберия, как тогда именовался Пиренейский полуостров, была захвачена племенами германских варваров:

  • вестготами;
  • свевами;
  • вандалами.

Правитель вестготов Эйрих вскоре сформировал на занятых племенами землях обширное государство, названное Вестготским королевством. Владения Эйриха охватывали не только испанскую территорию, но и всю Южную Галлию, и простирались:

  • на севере — до реки Луары;
  • на юго-востоке — до бассейна Роны;
  • на западе — до средиземноморского Бискайского залива.

Именно с Вестготского королевства и началось проникновение арабов на территорию Иберии и ее завоевание ими, ставшие причинами Реконкисты.

Война и противостояние

На рубеже VII—VIII вв. правитель Арабского халифата при содействии берберов, принявших ислам, завоевал всю Африку. В результате этого он вышел к берегам Атлантики — границы расширившегося государства арабов расположились впритык к территории вестготов, разделенные только Гибралтаром.

Летом 710 года арабский правитель отправил в Иберию разведывательный отряд. Четыре корабля пересекли Гибралтар, переправив к берегам Испании 400 воинов-мусульман и 100 лошадей. Прибрежные территории были опустошены незваными гостями, которые вернулись в Африку с богатой добычей.

Успех, сопутствовавший разведке, оказал решающее влияние на дальнейшее развитие событий — воодушевленные легкой наживой мусульмане задумали покорить Иберию и сделать ее частью Арабского халифата.

В 711 году началось завоевание Испании 25-тысячной арабо-берберской армией. Первая битва захватчиков с армией вестготского короля Родериха длилась 8 суток. В первые же дни сражения союзники один за другим начали предавать Родериха, перебегая на сторону мусульман. Отчаявшийся король сдавал позиции день за днем, отводя свою армию все глубже в земли вестготов и вступая в бой с противником только в крайних случаях.

Продолжительное отступление испанских войск завершилось их разгромом и гибелью короля Родериха. Вскоре последовало падение всего Вестготского королевства — лишенные предводителя представители знати не могли действовать слаженно и сплоченно, а простой люд не особенно и противился захвату чужеземцами в надежде, что это принесет им новую лучшую жизнь.

Читайте также:  Урок 3 Правильное питание при диабете

Накануне отпора

К 714 году значительная часть полуострова Пиренеи была захвачена маврами. Так христиане называли завоевателей-мусульман (арабов и берберов), так как те были выходцами из североафриканской области — Мавритании.

Мусульманский правитель торжествовал и готовился приступить к следующим после победы намеченным целям:

  • распространить на покоренную страну неверных свою религию;
  • захватить сокровища царя Соломона, которые по легенде находились в центральной части Испании.

До окончательной победы оставалось совсем немного. Большая часть вестготов-аристократов добровольно приняли власть захватчиков, за что были одарены арабами богатыми землевладениями. И только маленькая территория на севере под названием Астурия стояла у завоевателей словно кость в горле. Именно в этой горной провинции укрылись представители вестготской знати, священнослужители и остатки армии, не пожелавшие смириться с падением королевства и покориться чужеземцам. С Астурии и началось движение испанцев-вестготов за освобождение полуострова Пиренеи от захватчиков-мавров.

Источник

РЕКОНКИ́СТА

РЕКОНКИ́СТА (исп. Reconquista, от re­con­quistar – от­воё­вы­вать), про­цесс воз­вра­ще­ния за­воё­ван­ных му­суль­ма­на­ми зе­мель Пи­ре­ней­ско­го п-ова (см. Араб­ские за­вое­ва­ния) под власть хри­сти­ан в 718–1492. Р. про­ис­хо­ди­ла в фор­ме во­ен. дей­ст­вий, ми­гра­ции на­се­ле­ния и хо­зяйств. ос­вое­ния тер­ри­то­рий; со­про­во­ж­да­лась по­ли­тич. ста­нов­ле­ни­ем хри­сти­ан­ских ко­ро­левств, ко­то­рые рас­ши­ря­ли свою тер­ри­то­рию гл. обр. в юж. на­прав­ле­нии. Вы­де­ля­ют 4 эта­па ре­кон­ки­сты.

1) 8–10 вв.; скла­ды­ва­ние двух цен­тров Р. – на се­ве­ро-за­па­де Пи­ре­ней­ско­го п-ова и на тер­ри­то­рии Ис­пан­ской мар­ки, об­ра­зо­ва­ние бу­фер­ной зо­ны ме­ж­ду хри­сти­ан­ски­ми и му­сульм. вла­де­ния­ми в до­ли­не р. Ду­эро. Тра­ди­ция свя­зы­ва­ет на­ча­ло Р. с по­бе­дой хри­сти­ан над му­суль­ма­на­ми при Ко­ва­дон­ге в 718. В по­сле­дую­щие го­ды ко­роль Ас­ту­рии Аль­фон­со I Ка­то­лик смог под­чи­нить сво­ей вла­сти Га­ли­сию и се­вер совр. Пор­ту­га­лии. При Аль­фон­со II вла­де­ния ас­ту­рий­ских пра­ви­те­лей рас­ши­ри­лись к югу и вос­то­ку. В 856 за­воё­ван г. Ле­он, став­ший в нач. 10 в. сто­ли­цей Ас­ту­ро-Ле­он­ско­го ко­ро­лев­ст­ва. Аль­фон­со III Ве­ли­кий от­вое­вал зем­ли до до­ли­ны р. Эб­ро на за­па­де, на юге бы­ли взя­ты Са­мо­ра и Бур­гос. С ук­ре­п­ле­ни­ем центр. вла­сти в Ан­да­лу­се и соз­да­ни­ем Ха­ли­фа­та про­дви­же­ние хри­сти­ан на юг за­мед­ли­лось. В 930-х гг. ко­роль Лео­на Ра­ми­ро II (931–951) ус­пеш­но от­ра­зил втор­же­ния му­суль­ман в хри­сти­ан­ские зем­ли (ра­зо­ре­ны Ос­ма, Ала­ва, Бур­гос), в 939 на­нёс им по­ра­же­ние в бит­ве при Си­ман­ка­се. Ра­ми­ро II смог ото­дви­нуть гра­ни­цы Ле­о­на к югу от р. Ду­эро вплоть до Тор­ме­са. В 785 вой­ска Кар­ла I Ве­ли­ко­го от­вое­ва­ли Же­ро­ну, в 801 Лю­до­вик Бла­го­чес­ти­вый взял Бар­се­ло­ну.

2) 11–13 вв.; за­вое­ва­ние и ос­вое­ние хри­стиа­на­ми зе­мель в ме­ж­ду­ре­чье Ду­эро и Та­хо. В сер. – 2-й пол. 11 в. наи­боль­ших ус­пе­хов в Р. до­би­лось Лео­но-Кас­тиль­ское ко­ро­лев­ст­во. В прав­ле­ние Фер­нан­до I вас­са­ла­ми ко­ро­ля ста­ли эми­ры круп­ней­ших тайф – То­ле­до, Се­вильи, Са­ра­го­сы и Ба­да­хо­са. Фер­нан­до I зна­чи­тель­но про­дви­нул­ся в юж. на­прав­ле­нии и на за­пад по­лу­ост­ро­ва; бы­ли взя­ты Ла­ме­гу (1057), Ви­зеу (1058) и Ко­им­бра (1064). В 1085 лео­но-кас­тиль­ский ко­роль Аль­фон­со VI Храб­рый при­сое­ди­нил к сво­им вла­де­ни­ям То­лед­скую тай­фу. По­сле от­вое­ва­ния То­ле­до в про­ти­во­стоя­нии с хри­стиа­на­ми эми­ры тайф бы­ли вы­ну­ж­де­ны об­ра­тить­ся за по­мо­щью к аль­мо­ра­вид­ским пра­ви­те­лям Сев. Аф­ри­ки (см. Аль­мо­ра­ви­ды), ко­то­рым уда­лось при­ос­та­но­вить про­дви­же­ние хри­сти­ан на юг и вер­нуть не­ко­то­рые зем­ли под власть му­суль­ман. В 1086 вой­ско Аль­фон­со VI по­тер­пе­ло по­ра­же­ние в сра­же­нии при Зал­ла­ке, в 1108 – при Ук­ле­се. В 12 в. в Р. ак­тив­но вклю­чились Ка­та­ло­ния и Ара­гон. В 1115–16 граф Бар­се­ло­ны Ра­мон Бе­рен­гер III уча­ст­во­вал вме­сте с коа­ли­ци­ей фло­тов итал. го­ро­дов в экс­пе­ди­ции про­тив пи­ра­тов Май­ор­ки (Маль­ор­ки), он так­же пред­при­нял по­пыт­ку за­се­лить при­шед­шую в за­пус­те­ние Тар­ра­го­ну. В 1118 ко­роль Ара­го­на Аль­фон­со I Вои­тель взял Са­ра­го­су, под вла­стью хри­сти­ан­ских ко­ро­левств ока­за­лось му­сульм. на­се­ле­ние – му­де­ха­ры. В том же го­ду Аль­фон­со I за­вое­вал Ту­де­лу и Та­ра­со­ну, в 1124 под­чи­нил Бор­ху, по­сле че­го ов­ла­дел всей до­ли­ной р. Эб­ро. В 1139 ко­роль Ле­о­на и Кас­ти­лии Аль­фон­со VII Им­пе­ра­тор, вос­поль­зо­вав­шись рас­пря­ми ме­ж­ду Аль­мо­ра­ви­да­ми и Аль­мо­ха­да­ми, на­чал ак­тив­ные во­ен. дей­ст­вия на юге. В 1140-х гг. взя­ты Ко­рия, Ха­эн и Кор­до­ва (бы­ст­ро от­воё­ва­на му­суль­ма­на­ми). В 1146 Аль­фон­со VII за­клю­чил до­го­вор с гра­фом Бар­се­ло­ны Ра­мо­ном Бе­рен­ге­ром IV и ко­ро­лём На­вар­ры Гар­си­ей Ра­ми­ре­сом о со­вме­ст­ных дей­ст­ви­ях по за­вое­ва­нию г. Аль­ме­рия. При под­держ­ке ге­ну­эз­ско­го фло­та и франц. ры­ца­рей (по­ход объ­яв­лен кре­сто­вым па­пой Ев­ге­ни­ем III) Аль­ме­рия в 1147 бы­ла взя­та (в 1157 воз­вра­ще­на под власть му­суль­ман). По­сле смер­ти Гар­сии Ра­ми­ре­са Аль­фон­со VII и Ра­мон Бе­рен­гер IV под­пи­са­ли в 1151 до­го­вор о раз­де­ле На­вар­ры, за Ра­мо­ном Бе­рен­ге­ром IV при­зна­но пра­во на за­вое­ва­ние Ва­лен­сии, Де­нии и Мур­сии. Зна­чит. роль в Р. со 2-й пол. 12 в. ста­ли иг­рать ры­цар­ские ор­де­на Ка­ла­тра­ва, Сан­ть­я­го и Аль­кан­та­ра, во­ен. дей­ст­вия про­тив му­суль­ман ста­ли объ­яв­лять­ся кре­сто­вы­ми по­хо­да­ми, к борь­бе с не­вер­ны­ми на­ча­ли ак­тив­но при­вле­кать­ся ры­ца­ри из ев­роп. стран. В этот пе­ри­од в Р. ак­тив­но вклю­чи­лось ко­ро­лев­ст­во Пор­ту­га­лия, по­лу­чив­шее при­зна­ние в 1143. В 1230-х гг. пор­ту­галь­цы за­вер­ши­ли по­ко­ре­ние му­сульм. тер­ри­то­рий в ни­зовь­ях р. Гва­диа­на; по­след­ний му­сульм. оп­лот на край­нем се­ве­ро-за­па­де – Фа­ру был взят в 1249.

3) 1212 – 14 в.; т. н. Ве­ли­кая Р., за­вое­ва­ние хри­стиа­на­ми всей Ан­да­лу­сии за ис­клю­че­ни­ем тер­ри­то­рии Гра­над­ско­го эми­ра­та. В 1212 объ­е­ди­нён­ные си­лы хри­сти­ан­ских ко­ро­левств Кас­ти­лии, Ара­го­на, На­вар­ры и Пор­ту­га­лии на­нес­ли со­кру­шит. по­ра­же­ние му­сульм. ар­мии под пред­во­ди­тель­ст­вом аль­мо­хад­ско­го ха­ли­фа Му­хам­ма­да аль-На­си­ра при Лас-На­вас-де-То­ло­се. В по­сле­дую­щие го­ды ко­роль Кас­ти­лии Фер­нан­до III Свя­той за­вое­вал важ­ней­шие цен­тры Ан­да­лу­са – Ба­эсу (1227), Убе­ду (1233), Кор­до­ву (1236), Ха­эн (1246), Се­ви­лью (1248), на­чал во­ен. дей­ст­вия про­тив Мур­сии. Ко­ро­ли Ара­го­на до­би­лись наи­бо­лее круп­ных ус­пе­хов в прав­ле­ние Хай­ме I За­вое­ва­те­ля. В 1229 раз­вер­ну­лась кам­па­ния по за­вое­ва­нию Ба­ле­ар­ских о-вов; 31.12.1229 по­сле оса­ды с су­ши и мо­ря сда­лась Паль­ма-де-Маль­ор­ка. Самыми серьёзными успехами христиан в 14 в. стали победа в битве при Рио-Саладо (1340) и взятие Альхесираса (1342–44).

4) 15 в.; за­вер­ше­ние Р. В 1492 в ре­зуль­та­те т. н. Гра­над­ской вой­ны (1482–1492), ко­то­рую ве­ли пра­ви­те­ли объ­е­ди­нён­но­го ко­ро­лев­ст­ва Кас­ти­лии и Ара­го­на Иза­бел­ла I и Фер­нан­до II про­тив Гра­над­ско­го эми­ра­та, тер­ри­то­рия по­след­не­го во­шла в со­став хри­сти­ан­ских вла­де­ний.

Не­по­сред­ст­вен­ным след­ст­ви­ем окон­ча­ния Р. ста­ла по­ли­ти­ка исп. ко­ро­лей, на­прав­лен­ная на вы­тес­не­ние ино­кон­фес­сио­наль­но­го на­се­ле­ния. В 1492 под­пи­сан указ об из­гна­нии иу­де­ев, в 1609 – мо­ри­сков.

Источник