Меню

Основные темы лирики Б Пастернака



Литература. 11 класс

Конспект урока

Основные темы и мотивы поэзии Б. Л. Пастернака

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  1. Основные средства художественности, создающие лирические образы;
  2. Исторические вехи, отражённые в лирике Б. Л. Пастернака.

Аллитерация – повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, создаёт особое звуковое ощущение.

Ассонанс – повторение гласных звуков.

Метафора – скрытое сравнение.

Метафорический ряд – последовательность метафор.

Эпитет – красочное определение.

Сравнение – сопоставление свойств двух предметов, чаще через союз словно, как, будто, реже через употребление творительного падежа.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых.

Антитеза – резкое противопоставление понятий.

Рефрен – повтор строк или частей.

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. — 431 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

10 февраля 1890 года в семье художника-академика Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Кауфман, в 53-ю годовщину смерти Пушкина, родился Борис Пастернак. Всю оставшуюся жизнь он будет чувствовать непреодолимую связь с великим поэтом из-за такого совпадения в датах.

С самого детства его окружают творческие люди. Он может часами наблюдать, как пишет его отец, подолгу гулять по лесу в семейном поместье в Подмосковье. В детские годы няня водит Пастернака в православную церковь, христианство становится для него духовной потребностью.

По совету друга семьи, композитора Александра Скрябина, Борис начинает заниматься музыкой.

В мае 1908 года он заканчивает московскую пятую гимназию с золотой медалью и в это же время признаётся, что «был отравлен новейшей литературой, бредил Андреем Белым». Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но, отучившись год, переводится на философское отделение историко-филологического факультета.

Первые стихотворения он пишет в 1910 году. В 1913 году его стихи впервые публикуют в коллективном сборнике «Лирика». А через год выходит его первый сборник, о котором Пастернак вспоминает так: «Книга называлась до глупости притязательно “Близнец в тучах”, из подражания космологическим мудрёностям». К этому периоду творчества относится стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать…», которое он будет переписывать вплоть до 1945 года.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною чёрною горит.

Достать пролётку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колёс,

Перенестись туда, где ливень

Ещё шумней чернил и слёз.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

В стихотворении лирический герой уходит с первого плана, уступая место окружающему миру (про себя он пишет: «писать», «достать», – обезличивая инфинитивами действующее лицо).

Многие сравнения и метафорические ряды юношеской лирики кажутся порой непонятными и произвольными: «как обугленные груши…тысячи грачей». Этими строками он опишет свой творческий метод – «метафорическая скоропись действительности», по выражению исследователя Синявского.

В 1914 году Пастернак входит в футуристическую московскую группу «Центрифуга», знакомится с Маяковским и Блоком. После событий октября 1917 года он присоединяется к ЛЕФ. В годы революции Пастернак пишет книгу «Сестра моя – жизнь».

В подростковом возрасте поэт влюбляется в Иду Высоцкую – московскую гимназистку. Через 5 лет после знакомства он делает девушке предложение, но получает отказ. Так в 1917 году рождается автобиографическое стихотворение «Плачущий сад».

Ужасный! – Капнет и вслушается,

Всё он ли один на свете

Мнет ветку в окне, как кружевце,

Или есть свидетель.

Но давится внятно от тягости

Отёков – земля ноздревая,

И слышно: далёко, как в августе,

Полуночь в полях назревает.

Ни звука. И нет соглядатаев.

В пустынности удостоверясь,

Берётся за старое – скатывается

По кровле, за желоб и через.

К губам поднесу и прислушаюсь,

Всё я ли один на свете, –

Готовый навзрыд при случае, –

Или есть свидетель.

Но тишь. И листок не шелохнётся.

Ни признака зги, кроме жутких

Глотков и плескания в шлёпанцах

И вздохов и слёз в промежутке.

С помощью образа дождя подчёркивается внутреннее состояние героя, готового скатиться «по кровле, за желоб и через».

В этот же промежуток времени появляется стихотворение «Определение поэзии», датированное 1917 годом.

Это – круто налившийся свист,

Это – щёлканье сдавленных льдинок.

Это – ночь, леденящая лист,

Это – двух соловьёв поединок.

Это – сладкий заглохший горох,

Это – слёзы вселенной в лопатках,

Это – с пультов и с флейт – Figaro

Низвергается градом на грядку.

Всё, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде – духота.

Небосвод завалился ольхою,

Этим звёздам к лицу б хохотать,

Ан вселенная – место глухое.

Примечательно, что автор в первых двух катренах рисует картину, используя всего один глагол и то в конце второго катрена, а также анафорой соединяет ощущения от поэзии – это и «налившийся свист», и «ночь», и «щёлканье», и «заглохший горох», и «слёзы вселенной». Пастернак мастерски сочетает разговорную лексику «градом на грядку» и высокий стиль – «низвергается». Вероятно, это дань футуризму и символизму. В последних строчках «вселенная – место глухое» – так проявляется боязнь автора остаться непонятым.

В 1923 году поэт пишет о поэму о революции «Высокая болезнь», называя в ней Ленина гением. Хотя Пастернак не признаёт революцию. Так начинаются длинные отношения Пастернака с властью.

В 1925 году автор оказывается без средств к существованию. Приближается годовщина первой русской революции, и он решает написать поэму «Девятьсот пятый год». Её высоко оценивает Максим Горький. Но через 3 года Пастернак признаётся: «Чувство конца преследует всё чаще». Поэт неудачно пробует получить разрешение на выезд за границу. От окончательного безумства спасает встреча с Зинаидой Нейгауз. Это было «второе рождение», такое название получает и новый сборник стихов.

Читайте также:  Периодизация Логика развития лагерной смены

В 1935-ом году по личному приказу Сталина поэта отправляют на антифашистскую конференцию во Францию. Там его принимают как великое светило современности. Он встречает Марину Цветаеву, которая живёт в Париже в эмиграции. Пастернак не советует возвращаться в Советский Союз: «Там холодно».

Начинается время нападок со стороны литературных чиновников, а вслед за ними и прессы. «Двурушник, юродствующий поэт, который изредка высовывает из форточки своё одухотворённое лицо» – так пишут о великом поэте.

В октябре 1946 года писатель встречает свою последнюю любовь – Ольгу Ивинскую. В этом же году английские литераторы выдвигают его на соискание Нобелевской премии. В СССР мгновенно начинается травля поэта, ему приходится отказаться от премии. В 1954 году его снова номинируют, но советское правительство утверждает на соискание кандидатуру Михаила Шолохова.

В 1956 году поэт начинает последний цикл стихотворений – «Когда разгуляется. ». Стихотворение из этого цикла – «Во всём мне хочется дойти до самой сути» – выражает отношение автора не только к творчеству, но и ко всей жизни.

Во всём мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протёкших дней,

До оснований, до корней,

Всё время схватывая нить

Жить, думать, чувствовать, любить,

В первых двух катренах поэт досконально разбирается в областях, в которых хочет навести порядок, в которых хочет «дойти до самой сути», используя ряды однородных членов, синтаксический параллелизм и анафору.

В 1955 году Пастернак заканчивает работу над романом «Доктор Живаго», которую советские литературные издательства не печатают. Писатель отправляет рукопись на Запад. Спустя некоторое время он пишет стихотворение «Снег идёт».

Снег идёт, снег идёт.

К белым звёздочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

Снег идёт, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полёт,–

Чёрной лестницы ступени,

Снег идёт, снёг идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждёт.

Не оглянешься – и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идёт, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,

Снег идёт, и все в смятеньи:

В этом стихотворении уже совсем не видно футуристических увлечений поэта. Сначала автор рисует две антитетичные картины – падающий снег и герань на тёплом подоконнике. Но надвигающийся буран всё пускает в полёт, и поэту кажется, что «сходит наземь небосвод». Поэт словно признаёт бренность существования человека, скоротечность времени.

В 1958 году писатель получает Нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго». Одновременно с этим его исключают из Союза писателей СССР. «И перед всеми я виноват. Но что же мне делать? Так вот, роман – часть этого моего долга, доказательство, что хоть я старался», – напишет Пастернак друзьям. Книгу назовут «изощрённым способом самоубийства».

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Единичный выбор.

Какое стихотворение не относится к философской лирике Б. Пастернака?

  1. «Гефсиманский сад»;
  2. «Плачущий сад»;
  3. «Гамлет»;
  4. «Зимняя ночь».

Множественный выбор.

Какие стихотворения отражают взгляд Б. Пастернака на жизнь?

  1. «Февраль. Достать чернил и плакать. »;
  2. «Плачущий сад»;
  3. «Снег идёт»;
  4. «Во всём мне хочется дойти до самой сути».

«Февраль. Достать чернил и плакать. »;

«Во всём мне хочется дойти до самой сути».

В 1956 году поэт начинает последний цикл стихотворений – «Когда разгуляется. ». Стихотворение из этого цикла – «Во всём мне хочется дойти до самой сути» – выражает отношение автора не только к творчеству, но и ко всей жизни.

Источник

Основные мотивы лирики Б.Пастернака.

Первые публикации стихотворений Пастернака относятся к 1913 году. В следующем году выходит в свет первый сборник “Близнец в тучах”. Но к своему раннему творчеству Пастернак относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал.

Многие стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской.

Так, в знаменитом стихотворении “Февраль”, которое принадлежит к ранней прозе Пастернака, поэт выражает свое настроение — грустное, в некоторой степени даже разочарованное: «Февраль. Достать чернил и плакать!»

В стихотворении «Февраль!» звучит также тема поэзии. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о явлениях, а они сами выражают душевное состоянии поэта.

Поэт наделяет природу философским смыслом. У него нет разделения на живую и неживую природу. Пастернак считает, что в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком.

Стихотворение — “Зимняя ночь”. Образ метели символичен: метель — революция, гражданская война. Пастернак также обращается к истории сюжетам революции 1905 года, к легендарной фигуре того времени — лейтенанта Шмидта. Пишет одноимённую поэму.

Буквально в каждой строчке — образы, символы. Так, например, свеча — библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. “Озаренный потолок” — небо, Бог. “Крест”, “ангел” — связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение. Стихотворение насквозь пронизано христианскими мотивами.

Читайте также:  Революционно демократическое движение в России второй половины 19 века

Природные явления помогают автору передать философские размышления по поводу вечных человеческих проблем. Показательно стихотворение «Снег идет». Автор сравнивает падающий снег с годами человеческой жизни. Тем самым он напоминает о мимолетности людского существования.

Тема России — измученной родины — и русского народа.

Автор подчёркивает героизм русского народа.

Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении “Гамлет”, которое вошло в сборник стихов Юрия Живаго. Уже в первых строках писатель определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: “неотвратим конец пути”. Поэт также намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): “На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси”,

Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака. По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Это стихотворение — обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой. Символичен образ весны как времени возрождения и перерождения.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 230 | Нарушение авторских прав

Источник

Основные темы лирики Б.Пастернака

1. Взаимоотношения человека и природы.

Природа одухотворена и олицетворена. Она становится действующим лицом, наравне с человеком. В стихотворениях о природе поэт широко использует звукопись и цветопись, метафоры.

2. Место человека в истории.

История представляется поэту хаосом, спасение от хаоса – в искусстве, в поэзии.

3. Тема поэта и поэзии.

Пастернак считает, что настоящему поэту чуждо желание славы, его удел – скромность и недовольство собой, а истинным критиком является время.

Задание. Прочитать стихотворение вдумчиво.

На протяженье многих зим

Я помню дни солнцеворота,

И каждый был неповторим

И повторялся вновь без счета.

И целая их череда

Тех дней единственных, когда

Нам кажется, что время стало.

Я помню их наперечет:

Зима подходит к середине,

Дороги мокнут, с крыш течет

И солнце греется на льдине.

И любящие, как во сне,

Друг к другу тянутся поспешней,

И на деревьях в вышине

Потеют от тепла скворешни.

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

Александр Трифонович Твардовский

Родился 8 июня в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать стихи в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны.

После окончания сельской школы молодой поэт пришел в Смоленск, существовал «на грошовый литературный заработок». В 1929 году Твардовский посылает свои стихи в Москву, в журнал «Октябрь». Их печатают. Окрыленный успехом, поэт едет в Москву, и все начинается заново – работа все штата, редкие публикации и полуголодное существование.

Зимой 1930 он вернулся в Смоленск, где провел шесть лет. В это время он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел и доучивался уже в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ).

Твардовский считал, что только с поэмы о коллективизации «Страна Муравия» (1936)он начался как литератор. Выход этой книги изменил жизнь поэта: он переехал в Москву, в 1939 окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов «Сельская хроника».

Bo время Великой Отечественной войны была создана поэма «Василий Теркин»— яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. Почти одновременно с «Теркиным» и стихами «Фронтовой хроники» поэт начал законченную уже после войны поэму «Дом у дороги» (1946).

В 1950 — 60 была написана поэма «За далью — даль» ; в 1967 — 1969 — поэма «По праву памяти», где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации. Поэмы «По праву памяти» и «Тёркин на том свете» были запрещены цензурой, их напечатали только в 1987. Наряду со стихами Твардовский всегда писал прозу. В 1947 была опубликована книга о минувшей войне под общим заглавием «Родина и чужбина».

Многие годы Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

18 декабря 1971 А. Твардовский скончался после тяжелой болезни.

Задание. Прочитать стихотворения вдумчиво.

Источник

Важнейшие художественные особенности лирики

Лирика Б.Л. Пастернака

Выполнила студентка 211 группы

Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака

Многие стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака наполнены тоской безвыходности и досадой на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении «Февраль» (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник «Начальная пора», возникает мотив разочарования, грусти, тоски:

Февраль.
Достать чернил и плакать!

В стихотворении «Ветер» также присутствует данный мотив:

И это не из удальства
Или из ярости бесцельной,
А чтоб в тоске найти слова
Тебе для песни колыбельной.

Мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота:

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд. (Стихотворение «Февраль…»)

Стихотворение «Определение поэзии»:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок.

Это — ночь, леденящая лист,

Это — двух соловьев поединок.

Очень часто в лирике Б. Пастернака появляется мотив пути (мотив железной дороги). Например, стихотворение «На ранних поездах»:

Обыкновенно у задворок

Меня старался перегнать

Почтовый или номер сорок,

А я шел на шесть двадцать пять.

Читайте также:  Билет 22 Попытка реформ накануне революции 1905 1907 гг П Д Святополк Мирский и его программа

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное состояние лирического героя. С помощью этого приёма наиболее полно раскрывается мотив одиночества:

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек. Один

Зимний день в сквозном проеме… (стих-е «Никого не будет в доме»).

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

В стихотворениях Пастернака сквозными являются христианские мотивы — это вера в божественное, справедливое торжество, возрождение мира и добра на земле, а особенно в России: «Магдалина», «Рождественская звезда». Показательно в данном случае стихотворение «Зимняя ночь». Буквально в каждой строчке — образы, символы. Так, например, свеча — библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. “Озаренный потолок” — небо, Бог. “Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья”, “крест”, “ангел” — связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение отношений, чувств:

На свечку дуло из угла,

Вздымал, как ангел, два крыла

В поздней лирике Бориса Пастернака усиливаются философские мотивы, обнаруживается желание поэта проникнуть в тайны мироздания, познать смысл жизни:

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте (стих-е «Во всем мне хочется дойти до самой сути»)

И вновь природа, её простота, одухотворённость помогают лирическому герою ближе подойти к пониманию устройства мира:

Может быть, за годом год

Или как слова в поэме? (стих-е «Снег идёт »).

Важнейшие художественные особенности лирики

1. Центральное место в лирике Б. Пастернака принадлежит природе. Жизнь и природные явления – вещи неотделимые в поэзии Пастернака, именно поэтому природа в стихотворениях – это не просто объект изображения, а главный герой. Природные явления очень часто отражают внутреннее состояние лирического героя, передают его переживания: « Февраль», «Зимняя ночь», «Осень», «Ландыши». Например, стихотворение «Кавказ был весь как на ладони»:

Кавказ был весь как на ладони

И весь как смятая постель,

И лед голов синел бездонней

Тепла нагретых пропастей.

Тесно переплетаются темы любви и природы, творчества и природы. Таким образом, мы понимаем, что природа – это муза лирического героя.

2. Одна из важнейших тем в творчестве Пастернака – тема поэта и поэзии: «Шекспир», «Поэзия», «Определение поэзии». Говоря в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» о правилах истинного поэта, автор осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что это мешает стремлению «ввысь». Рассуждая о творчестве, автор говорит о его основной, главнейшей задаче: «Цель творчества – самоотдача…». Искусство, по Пастернаку, призвано не отображать жизнь, а выражать ее. То есть искусство — это орган речи самой жизни («Поэзия»):

Поэзия, я буду клясться
Тобой и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты — лето с местом в третьем классе,
Ты — пригород, а не припев.

3. Метафорическая насыщенность стихотворений — одна из отличительных черт поэзии Бориса Пастернака. Его метафора необычна сама по себе и выполняет необычную роль — это не столько художественный прием, сколько возможность для поэта преодолеть ограниченность творческих сил, отведенных границами жизни. Метафоры в широком смысле слова реконструируют единство человека с окружающей его действительностью, превращая все вокруг в цельную картину мироздания: « Тенистая полночь стоит у пути, На шлях навалилась звездами, И через дорогу за тын перейти Нельзя, не топча мирозданья».

4. Лирический герой в поэтическом мире Пастернака занимает особое место. В первой своей книге «Близнец в тучах» Пастернак следует поэтической традиции — лирическое «я» является главным мерилом ценности бытия. Но очень скоро поэт отказывается от этой позиции. В последующих его произведениях окружающий мир предстает самоценным, вне зависимости от его взаимоотношений с лирическим героем, которых словно растворяется в окружающей действительности. То есть образ как бы «входит» в образ (Стих «Любимая, что тебе ещё угодно?):

И когда к колодцу рвется

Смерч тоски, то мимоходом

Буря хвалит домоводство.

Что тебе еще угодно.

5. Ключевые образы как основа построения стихотворения.Различные впечатления, философские идеи соединяются в одной смысловой конструкции: стихотворение «Трава и камни» — ключевые образы земля и трава, как символы единения с природой, традициями; «Сирень» — ключевые образы соты и сирень, как символы молодости и старости»; «Февраль…» — ключевые образы февраль и чернила.

6. Музыкальность стихов Пастернака. О. Мандельштам писал: «Стихи Пастернака прочитать — горло прочистить, дыханье укрепить, обновить легкие. ». Доказательством этому служат многочисленные переложения стихов Бориса Пастернака на музыку: «Зимняя ночь» (исполнитель: Николай Носков), «Никого не будет в доме» (М. Таривердиев, С. Никитин), «Снег идёт» (С. Никитин) и др.

7. Переплетение бытового мира и мира природы. Например,стихотворение «Мельница»:

Стучат колеса на селе.

Струятся и хрустят колосья.

8. Необычное построение стихотворных строк (сложные синтаксические структуры). Нарушение привычных норм: автор употребляет обычные слова, но их расстановка в строфе необычна, и поэтому стихотворение требует внимательного чтения («Никого не будет в доме»):

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк моховой,

Только крыши, снег, и, кроме

Крыш и снега, никого

9. Характерная особенность поэтической манеры Пастернака — широкое использование просторечных выражений и устойчивых словосочетаний, которые часто на равных правах соседствуют с высокими космическими понятиями: » Идет без проволочек и тает ночь. «, «Блуждают, сбившись в кучу, небесные тела. « (Стих-е «Ночь») и т.п. Поэзия, в представлении Пастернака, — эхо жизни, она «валяется в траве, под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Поэтому в его стихах нет деления образов на поэтичсские и непоэтические, так же, как нет жесткой грани между живой жизнью и произведением искусства.

Источник