Меню

Особенности морского транспорта таблица



Таблица Виды транспорта (география, 9 класс)

1 ответ

В России развиты все виды транспорта. Транспортная сеть лучше развита не европейской территории. Здесь она имеет радиально-кольцевую структуру. В азиатской части транспортные магистрали имеют широтное направление, проходят по южной части региона.

Влияние на окружающую среду

Не зависит от природных условий.

Универсальность(перевозка грузов и пассажиров).

Отсутствие сети дорог на северо-востоке.

Высокая стоимость строительства.

Перегруженность основных магистралей.

Невозможно доставить грузы «от двери до двери»

Изменение среды шириной 50 м по всей трассе.

Большой расход воды для мытья подвижного состава.

Загрязнение твёрдыми отходами полотна, станций.

Большая манёвренность и скорость движения.

Доставка грузов и пассажиров «от двери до двери»

Недостаточно автомобилей малой и большой грузоподъёмности.

Высокая себестоимость перевозок.

Низкое качество дорог.

Низкое качество отечественных автомобилей.

Лидер загрязнений среди транспорта

газообразными и твёрдыми отходами.

Доставка в труднодоступные районы.

Высокая скорость перевозки.

Более короткие маршруты.

Зависимость от погодных условий.

Высокая стоимость перевозок.

Высокая стоимость строительства самолётов и аэропортов.

Велик уровень загрязнения атмосферы.

Продукты горения топлива сохраняются длительное время.

Шумовое загрязнение при взлёте и посадке.

Низкая себестоимость перевозок.

Большая грузоподъёмность судов.

Не нужно создавать транспортные пути.

Зависимость от природных условий.

Высокая стоимость строительства судов и портов.

Медленный вид транспорта.

Загрязнение водных объектов нефтепродуктами.

При перевалке сыпучих грузов загрязнение атмосферы пылью.

Небольшие затраты на обустройство портов и путей.

Низкая себестоимость перевозок.

Использование естественных путей.

Сезонность работы транспорта.

Несовпадение направлений перевозок грузов и течений рек.

Загрязнение нефтепродуктами и твёрдыми отходами рек.

Высокая пропускная способность.

Низкая себестоимость транспортировки.

Сохранность транспортируемого груза.

Возможность укладывать трубопроводы повсеместно.

Возможность транспортировать грузы газообразные и жидкие.

Невозможно перемещать небольшие объёмы.

Оценка: 4 ( 23 голоса)

Похожие вопросы

  • 1. Положение относительно транспортных путей
  • 2. Характеристика России по плану
  • 3. Сколько регионов в РФ?
  • 4. Направление Транссибирской магистрали
  • 5. Через какие города проходит Транссибирская магистраль?
  • 6. Таблица по географии Отрасли специализации (9 класс)
  • 7. Таблица по географии, 9 класс Отрасли специализации

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. AC DC 474
  2. 2. Ксения Шабунина 362
  3. 3. Надя БороваяНадя Боровая 241
  4. 4. София Бурдукова 163
  5. 5. Екатерина Рыбкина 161
  6. 6. Игорь Проскуренко 150
  7. 7. Nominee .Nominee . 143
  8. 8. Никита ДейнекоНикита Дейнеко 138
  9. 9. Анна ИвановаАнна Иванова 110
  10. 10. Михаил Варфоломеев 109
  1. 1. Игорь Проскуренко 25,266
  2. 2. Кристина 1Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. EkaterinaEkaterina 18,721
  4. 4. Юлия БроЮлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth VaderDarth Vader 17,856
  6. 6. Алина СайбельАлина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария НиколаевнаМария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса СамодуроваЛариса Самодурова 15,735
  9. 9. LizaLiza 15,165
  10. 10. Дмитрий ПрошинTorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Особенности морского транспорта таблица

Транспорт — отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая перевозку грузов, пассажиров, энергии, информации от места к месту. Включает: средства для перевозки грузов и людей, дороги, трубопроводы, линии электропередачи и связанное с ними функциональное оборудование.

Мировая транспортная система — совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств. Состоит из национальных транспортных систем. Они представляют собой совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными сетями и узлами, где происходит обмен грузами и пассажирами, в пределах одной страны.

Состояние национальной транспортной системы определяется уровнем социально-экономического развития страны и зависит от размеров её территории и участия в международном разделении труда.

По доминированию перемещаемых элементов транспорт делится на грузовой и пассажирский.

По технологии перемещения транспорт бывает:

  • сухопутным;
  • водным;
  • воздушным.

Оценку уровня развития транспортной системы страны по видам путей сообщения производят с помощью показателей протяжённости и густоты транспортной сети.

Протяжённость транспортной сети — длина путей сообщении в пределах страны или региона.

Густота транспортной сети — отношение длины путей сообщении к единице площади территории (обычно на 1000 км 2 ).

Для оценки работы транспорта за год (или любой другой промежуток времени) используются два показателя:

  • пассажирооборот;
  • грузооборот.

Пассажирооборот — количество пассажиров, перевезённых на определённое расстояние за определённую единицу времени.

Грузооборот — количество грузов, перевезённых на определённое расстояние за определённую единицу времени.

СУХОПУТНЫЙ ТРАНСПОРТ

Сухопутный транспорт включает:

  • железнодорожный транспорт;
  • автомобильный транспорт;
  • трубопроводный транспорт.

■ Железнодорожный транспорт

  • отличается регулярностью движения;
  • имеет низкую себестоимость перевозки грузов;
  • подходит для транспортировки грузов на средние и дальние расстояния;
  • отличается высокой грузоподъёмностью;
  • всепогодный;
  • всесезонный.

Страны — лидеры по длине железных дорог: США, Россия, Китай, Индия, Канада.

Лидер по густоте железных дорог — Европейский союз (Бельгия, Германия, Швейцария).

Страны, не имеющие железных дорог : Исландия, Андорра, Бутан, Кувейт, Мальта, Оман, Катар и др.

Лидеры по длине электрифицированных железных дорог: Россия, Китай, Индия, Франция, Украина.

■ Автомобильный транспорт

  • отличается манёвренностью;
  • имеет довольно высокую скорость;
  • позволяет доставить грузы (или пассажиров) «от двери до двери»;
  • требует больших затрат топлива, что делает его дорогим;
  • загрязняет окружающую среду;
  • имеет невысокую грузоподъёмность;
  • подходит для транспортировки грузов на близкие и средние расстояния.

Страны — лидеры по длине автомобильных дорог:

  • США;
  • Индия;
  • Китай;
  • Бразилия;
  • Россия;
  • Япония.

Страны — лидеры по густоте автомобильных дорог: Западная Европа (Монако, Мальта, Бельгия, Нидерланды), Бахрейн, Сингапур, Барбадос, Япония.

■ Трубопроводный транспорт

  • используется для транспортировки жидких и газообразных грузов;
  • один из самых экономичных видов транспорта;
  • не требует больших затрат ни обслуживание и значительных трудовых ресурсов;
  • обеспечивает непрерывную по ставку грузов;
  • всепогодный и всесезонный;
  • эффективен в различных климатических зонах (в том числе в условиях Крайнего Севера).

Страны — лидеры по длине трубе проводов:

  • 1) США;
  • 2) Россия;
  • 3) Канада;
  • 4) Китай;
  • 5) Мексика.

Самый длинный в мире нефтепровод — «Дружба» (идёт из России в Западную Европу), 8900 км.

Самый длинный в мире газопровод (подводный) — «Северный поток» (из России в Германию), 1224 км.

ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

  • самый дешёвый;
  • имеет наибольшую грузоподъёмность;
  • характеризуется высокой провозной способностью (может провозить грузы любых размеров);
  • используется для перевозки грузов на сверхдальние расстояния;
  • низкая скорость передвижения;
  • зависит от погодных условий;
  • требует наличия портов, строительство которых не обходится без больших затрат.
Читайте также:  Неопределенный интеграл основные понятия свойства таблицы

Водный транспорт делится на два вида: морской и внутренний водный.

■ Морской транспорт

В международном судоходстве существуют две основные организационные формы перевозок: линейные (регулярные) и трамповые (нерегулярные). Линейное судоходство связывает между собой основные экономические районы (Западную Европу, Северную Америку, Дальний Восток) и эти районы с другими районами. Трамповое зависит от наличия грузов и осуществляется на основе фрахта (предварительного заказа) судна.

Наиболее оживлённые морские транспортные пути проходят через Атлантический океан. На него приходится больше 50 % морских перевозок. Велика транспортная роль Тихого океана, в бассейне которого находятся такие мощные морские державы, как США, Россия, Китай, Япония.

Для характеристики тоннажа морского флота используются два показателя грузовместимости судна: валовая (полная) вместимость — измеряется в брутто-регистровых тоннах и грузоподъёмность (масса груза, которую может принять судно) — измеряется в тоннах-дедвейт.

Наибольший тоннаж имеют следующие страны: Панама, Либерия, Мальта, Гонконг, Сингапур, Маршалловы острова, Багамские острова.

Наличие в них большого морского флота объясняется тем, что под флагами этих стран ходят корабли многих других государств (Японии, США, Греции, Германии). Это позволяет судовладельцам традиционных морских держав сэкономить на налогах, заработной плате моряков. «Свободные» флаги обеспечивают им более высокую прибыль. Следовательно, флот, плавающий под «свободными» флагами, принадлежит не развивающимся, а развитым странам.

Мировое судоходство обслуживают более 2000 морских портов. Основная их часть расположена на берегах Атлантического океана и его морей. Порты делят на универсальные и специализированные (принимают только определённый вид грузов). Главный показатель работы порта — его грузооборот.

Крупнейшие порты по грузообороту:

  • в мире — Шанхай, Шеньчжень, Нинбо, Гонконг (Китай), Сингапур (Сингапур), Пусан (Республика Корея);
  • в Европе — Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (Германия).

Географию и эффективность морских перевозок в значительной мере определяют морские каналы, которые существенно сокращают морские пути.

Крупнейшие судоходные каналы мира: Суэцкий (соединяет Средиземное и Красное моря), Панамский

(соединяет Тихий и Атлантический океаны), Кильский (соединяет Балтийское и Северное моря), Беломорско-Балтийский (соединяет Белое море с Онежским озером) и др.

■ Внутренний водный транспорт

Осуществляет перевозки на внутренних водных путях (реках, озёрах, каналах). Состав грузов, перевозимых этим видом транспорта, зависит от специализации прилегающих территорий. В основном перевозятся; уголь, нефть, железная руда строительные материалы, лес, зерни и др.

Наибольшую протяжённость внутренних водных путей имеют: России, Китай, США, Бразилия.

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

  • самый скоростной;
  • подходит для освоения труднодоступных районов;
  • перемещает пассажиров (и частично грузы, например почту) на сверхдальние расстояния.

Основные международные авиаперевозки осуществляются через Атлантический океан. Северная Америка и Европа связаны воздушными линиями со всеми уголками мира.

Самые загруженные по пассажирским перевозкам аэропорты мира:

  • Атланта (Атланта, США);
  • Шоуду (Пекин, Китай);
  • Дубай (Дубай, ОАЭ);
  • Ханэда (Токио, Япония);
  • Лос-Анджелес (Лос-Анджелес, США);
  • О’Хара (Чикаго, США);
  • Хитроу (Лондон, Великобритания).

Авиакомпании, лидирующие по числу перевезённых пассажиров: American Airlines, Delta Air Lines, United Airlines, Southwest Airlines (все — США), Ryanair (Ирландия).

Быстрый рост воздушного транспорта во многом обусловлен увеличением числа туристов мире. Самыми посещаемыми странами являются Франция, США, Испания, а наибольший доход от туризма получают США, Испания и Китай.

В смотрели конспект урока по географии «Транспорт (сухопутный, водный, воздушный)». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по географии
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по географии
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по географии

Источник

Лекция №4.3. Морской транспорт. Основные характеристики, техническое оснащение и схемы применения морского транспорта

Морской транспорт. Основные характеристики, техническое оснащение и схемы применения морского транспорта.

Этот вид транспорта имеет для России исключительно важное значение. Он обеспечивает ее устойчивые и эффективные внешнеэкономические связи, независимость внешней торговли, государственную стратегию судоходства в Мировом океане, поддерживает национальную безопасность страны и нормальную жизнедеятельность тех ее регионов, для которых морские перевозки являются основными или единственными способами сообщений.

В нашей стране морской транспорт на протяжении долгих лет был ее гордостью, приоритетом внимания и развития. Однако, за последние годы он значительно снизил эффективность своей работы, уступив многие позиции зарубежным морским компаниям. Отечественный флот переживает сегодня техническое и моральное старение и требует значительных инвестиций, прежде всего для обновления и пополнения состава судов, модернизации и развития портового хозяйства.

Особенности морского транспорта

Наличие естественных путей, не требующих больших затрат, использование силы течения воды определяет широкое использование водного транспорта.

Основные преимущества морского транспорта:

меньшее сопротивление движению на малых скоростях требует меньшего тягового усилия, чем на сухопутном транспорте. Мощность применяемого двигателя в 6-7 раз ниже аналогов. отсутствие габаритных ограничений неограниченная пропускная способность в пути следования (пропускная способность снижается из-за плохих причалов портов) незначительный расход топлива, т. к. движение между портами происходит по кратчайшему расстоянию более низкая себестоимость перевозок в 2 раза ниже, чем на железнодорожном транспорте производительность труда на морском транспорте выше в 5 раз, чем на железнодорожном.

Недостатки морского транспорта:

сравнительно невысокая скорость доставки дорогостоящие сооружения механизации порта, т. к. в результате сезонной работы механизмы простаивают зависимость от погодных условий и как следствие нерегулярность сообщения морским транспортом

Классификация морских судов

по назначению: пассажирские, для перевозки генеральных грузов, танкеры, контейнеровозы, газовозы, суда на воздушной подушке, суда на подводных крыльях по архитектурно-конструктивным признакам: по количеству палуб (полнонаборные и шельтердечные). по акватории эксплуатации – выделяют суда неограниченного (дальнего) плавания, ограниченного (прибрежного) плавания, ледового плавания (самостоятельно и с ледоколами).

Существуют суда местного плавания в акваториях портов. Широкое распространение получают суда смешанного (морского и речного плавания), рассчитанные на бесперегрузочную доставку грузов по морям и рекам.

по виду движителей – винтовые, водометные, крыльчатые по типам судовых энергетических установок – паровые, дизельные, газотурбинные, атомные по количеству корпусов – однокорпусные, двухкорпусные (катамараны), трехкорпусные (тримараны) по способу движения по воде – водоизмещающие суда, суда поддерживаемые динамической силой, создаваемой подводными крыльями или воздушной подушкой

Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни пассажирским считается судно, имеющее на борту более 12 пассажиров. Крупные пассажирские суда постепенно теряют свое чисто транспортное назначение, часть из них превращается в круизные суда или суда для отдыха, т. к. часть пассажиров на дальние расстояния выбирают авиалинии, а не водный транспорт.

Пассажирские суда подразделяются на линейные пассажирские лайнеры, круизные и каботажные.

Грузовые суда классифицируют на: универсальные для генеральных (тарно-штучных) грузов, балкеры (для сыпучих грузов), контейнеровозы, баржевозы, газовозы, танкеры, рефрижераторы, лесовозы и др. Они могут делиться по виду эксплуатации (линейные и суда нерегулярного плавания)

Читайте также:  СРОЧНО Помогите пожалуйста Перечертите в тетрадь таблицу 2 и дополните ее Найдите ука

Суда на воздушной подушке в отличие от судов на подводных крыльях могут двигаться с большей скоростью (до 120 км/ч) как над водой, так и под водой.

Название и характеристика судна должны соответствовать данным его Международного мерительного свидетельства и другим судовым документом, выданным Морской портовой организацией.

Терминология морского флота:

Прочность судна – корпус корабля должен держать удар волны, давление воды, давление грузов внутри, удары льда.

Остойчивость – способность корабля под действием внешних сил (ветер, волна, неравномерная нагрузка) возвращаться к нормальному состоянию.

Ходкость – способность преодолевать сопротивление движению от трения между его подводной поверхностью и водой.

Поворотливость – способность менять направление движения с помощью рулей в кратчайшее время при наименьшем радиусе поворота.

Наружная форма корабля характеризуется очертанием 3-х его плоскостей:

    вертикальной («боковой чертеж») горизонтальной вертикально-поперечной (проекция, называемая миддалем судов).

Основные размеры судна называются размерением.

Плавучесть – способность корабля плавать с полным грузом с определенной осадкой корпуса до установленной горизонтальной плоскости – ватерлинии.

Водоизмещение – вес с полным грузом в тоннах, численно равный весу воды, вытесняемой подводной частью судна.

,

где W – водоизмещение,

δ — коэффициент полноты обводов (отношение объема подводной части судна к параметру, описанному вокруг подводной части). δ=0,6-0,85

Один узел составляет 1,87 км. Рекорд скорости судна – 320 узлов/час (Кейбел).

Различают чистое водоизмещение, т. е. без груза, пассажиров, воды и т. д.

Грузоподъемность , W0 – чистое водоизмещение

Грузоподъемность измеряется в м3.

Структура флота сегодня

У России на Балтике на сегодняшний день из 8-ми портов осталось 2, на Черном море из 12-ти портов осталось 2, на Азовском море – из 6-ти 2, на Дунае из 5-ти портов не осталось ни одного, на Каспии из 6-ти осталось 2.

Сегодня, когда в результате рыночных реформ и приватизации суда оказались в руках многочисленных и относительно небольших компаниях, которые не в силах обновить флот и успешно его эксплуатировать. Поэтому наш флот вынужден плавать «под удобными флагами». В стране нет банков, которые могли бы финансировать новые судостроения (норма окупаемости кредита 8-10 лет). Есть предложения в основу восстановления морского флота приобретать суда на рынке «сэконд-хэнд». На «бебоудгартер» (лицензия с последующим выкупом). За последние 8 лет тоннаж российского флота упал в 3 раза, за 5 лет валютные вложения упали в 2-3 раза. Из 1080 судов, плавающих 10 лет, плавают 240. Замена не поступила. В последние годы на западных верфях на деньги западных банков российскими компаниями было построено около 100 судов. На них работают российские моряки. Но этот флот не принадлежит России, в российский бюджет этот флот денег не дает.

Морские порты и основные показатели работы морского

Важную роль в системах морского транспорта играют порты, где выполняют загрузку и разгрузку судов, операции по их техническому обслуживанию, снабжению, оформлению перевозочных документов. Это крупные транспортные узлы, где взаимодействуют различные виды транспорта.

Перечислить виды морских портов

Морские порты бывают: мировые, международные, национальные, региональные и местные. По осваиваемому ими годовому грузообороту они подразделяются на большие (более 20 млн. т), крупные (10-20 млн. т), средние (5-10 млн. т) и мелкие (до 1 млн. т).

Существуют так называемые активные порты (объемы отправления грузов превышают их прибытие) и пассивные порты (наоборот активным).

Морские порты могут быть многофункциональными (переработка и хранение различных видов грузов) и специализированными (определенных грузов).

Как называется водная и береговая часть порта?

Водная часть порта называется акваторией (имеет причальную зону, внутренние и внешние рейды), а береговая часть – территорией.

54% всех портов принадлежит России. Из 77 крупных портов у нас осталось 40. Порты делятся на 3 категории. Вне категорий считается: Санкт-Петербург, Одесса, Новороссийск и т. д.

Какие шаги предпринимаются по возрождению отечественного флота?

В настоящее время по национальной программой по возрождению отечественного флота предприняты шаги в сторону восстановления былой мощи Российского флота. Предусмотрено и развитие морских портов по всей территории РФ.

Основные качественные показатели морского флота.

Рейс грузового судна – время, затрачиваемое судном от начала погрузки в порту отправления до постановки судна под новую погрузку

Рейс пассажирского судна – время, затрачиваемое судном на проследование из пункта начального отправления до конечного пункта назначения по линии перевозок. Продолжительность рейса включает в себя как время хода, так и время стоянок судна.

Коэффициент ходового времени характеризует эффективность использования флота и определяется как отношение времени хода к общей продолжительности рейса.

Коэффициент загрузки судна отражает степень использования его грузоподъемности и рассчитывается как отношение массы и груза, принятого судном, к его чистой грузоподъемности.

Годовой грузооборот порта — общее количество груза, проходящее через его причалы за год.

Перевалочная мощность порта – суммарный тоннаж грузов, которые могут быть пропущены через технологические комплексы порта за определенный период времени.

Доходность транспортного флота от загранплаваний характеризуется средней доходной ставкой, которую рассчитывают как отношение доходов от перевозок в этом виде плавания к выполненным при этом тонно-милям.

Источник

Особенности морского транспорта таблица

Безусловно, не следует забывать об одном из ключевых достоинств данного вида транспорта – экономия за счет масштаба перевозки, что означает снижение себестоимости единицы продукции в случае наибольшего количества перевозимого груза. Например, партия из 1000 единиц товара, перевозимая на одном судне за раз, будет иметь меньшую добавочную стоимость от транспортировки, нежели партия из 100 единиц товара, поскольку стоимость перевозки равномерно распределяется на единицу продукции [Герами, Колик, 2017].

Сюда же можно отнести такой положительный фактор, как экономия за счет дальности маршрута, что также означает снижение транспортных расходов на единицу расстояния в случае наибольшей дальности выбранного маршрута. Примером может служить транспортировка партии товара на 1000 км, которая обойдется дешевле, нежели транспортировка двух партий товара такового же веса на расстояние в 500 км [Герами, Колик, 2017].

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что при транспортировке продукции необходимо придерживаться нескольких основополагающих принципов: максимальная загрузка транспортного средства, максимизация дальности маршрута и соблюдение требований заказчика перевозки. Благодаря выполнению этих условий, повышается эффективность использования транспорта, в том числе и морского.

Исходя из статистических показателей по всем видам транспорта, рассмотренных в период с 2015 по 2017 гг., можно заключить, что грузооборот морского транспорта находится на 5 месте из 6 основных видов транспорта. В первую очередь это связано с тем, что внутри страны идет ориентация на железнодорожный транспорта в силу его развитости и востребованности в масштабах большой площади государственной территории, а также его монополизации со стороны государства. Более того, РФ является одним из лидеров по экспорту нефти, газа и нефтепродуктов (2 место в мире) [EnergyInformationAdministration, 2017], что обуславливает наибольший грузооборот по данному направлению транспортировки продукции.

Читайте также:  Пакет запросов или временная таблица

Далее рассмотрим пассажирооборот, который показывает количество перевезенных пассажиров на единицу заданного расстояния за определенный период времени (пасс-км).

С учетом вышепредставленных данных можно сделать вывод, что морской транспорт является самым не востребованным при осуществлении пассажироперевозок из-за его долгого следования из пункта отправки до пункта назначения и географических особенностей. Именно по этим причинам внутри страны общественный и железнодорожный транспорт имеет больший спрос, внутри и вне страны – воздушный.

2. Мировая статистика

Что же касаемо мировых показателей, то для начала рассмотрим, какой же из континентов лидирует при осуществлении транспортировок морским видом транспорта (в доле от мирового объема перевозки грузов).

Из гистограммы видно, что абсолютным лидером при осуществлении морских перевозок является Азия, что обусловлено развитостью транспортной системы и инфраструктуры, а также деятельностью экспортной направленности.

Вдобавок рассмотрим виды грузов, которые чаще всего в мировом масштабе перевозятся морским транспортом.

Прежде всего, стоит отметить, что в связи с необходимостью поддержки и развития морского транспорта внутри страны в 2003 году Правительством РФ было создано предприятие под названием ФГУП «Росморпорт». Именно ему принадлежит наибольшее количество инфраструктурных объектов морского транспорта нашей страны, которые находятся под его руководством, поэтому в данной работе будут рассмотрены статистические данные из отчета этого предприятия.

В отношении применения морского транспорта нашей страной рассмотрим использование различных видов судов при каботажном плавании (то есть внутри страны) и загранплавании, чтобы понять направление эксплуатации данного вида транспортного средства (виды судов и их полная грузоподъемность вынесены в приложение).

Загранпланивание примерно в 2,5 раза превышает каботаж, что обуславливает необходимость развития портовой инфраструктуры и следования мировым тенденциям в целях достижения долгосрочного сотрудничества с другими государствами для транспортировки больших объемов продукции.

Также из данной статистики можно сделать вывод, что внутри страны наибольшим спросом пользуются накатные, наплавные суда, перевозящие сухие грузы и колесную технику, а наименьшим – пассажирские и рыбопромысловые суда. В то время как при перевозки грузов вне страны чаще всего используются наливные суда, что напрямую связано с экспортной направленностью транспортировки нефти и другой продукции. Наименьшую же долю занимают накатные, наливные суда и рыбопромысловые. Более того, стоить отметить, что контейнерные перевозки куда больше распространены при перевозке товаров заграницу, нежели при каботажном плавании (разница приблизительно в 16,5 раз).

Для более глубокого анализа сравним динамику изменения доходов от транспортировки грузов различными видами судов.

Наибольшее количество денежных средств за рассматриваемый временной период было получено от перевозки наливных и сухих грузов, причем именно эти типы судов чаще всего применяются при загранплавании, откуда можно сделать вывод, что развитие именно этих направлений транспортировки продукции является самым доходным для России на сегодняшний день.

В целом, доходы за 2017 год на несколько процентов превосходят доходы за 2016 год (особенно значительный прирост денежных средств наблюдается в использовании рыбопромысловых (+53%), сухогрузных (+12%) и наливных судов (+9%)), но лишь процент от осуществления пассажирских перевозок уменьшился на 9%, что говорит об невосстребованности использования морского вида транспорта в данном направлении.

Для начала проведем анализ структуры доходов «Росморпорта» по видам портовых соборов [1], который покажет, какие из операций приносят наибольшее количество денежных средств и пользуются наибольшим спросом. Данная информация будет полезна при осуществлении тарифной политики в целях понижения или повышения тарифных ставок. По факту все виды портовых сборов являются обязательными для большинства типов судов и видов грузов и выплачиваются перевозчиками за заход и выход в/из порта, а также при пользовании какими-либо портовыми услугами (например, лоцманскими).

[1]« Портовый сбор – платеж, взимаемый с грузов и различных судов в портах, который исчисляется исходя из установленных тарифов» [Большой экономический словарь, А. Н. Азрилян, 1997]

Из нижепредставленной диаграммы можно сделать вывод, что навигационный и ледокольный сбор составляют наибольшую часть от всех имеющихся доходов по данной категории, в то время как экологический – наименьшую. Вдобавок стоит отметить, что 93% от портовых сборов приходят на суда в загранплавании, что также обуславливает развитие межгосударственного сотрудничества.

В общем итоге доходы предприятия от портовых сборов составили 19 760 млн руб., при том, что чистая прибыль за 2017 год составила лишь 869,4 млн руб. (около 4,4 % от портовых сборов), а объем гос. финансирования из фед. бюджета на выполнение программы на 2017 год был получен в размере 14,5 млрд руб., что окупило только 6% от полученной суммы денежных средств.

Что касаемо численности работников предприятия, то она составляет 8 018 человек, среди которых наибольшее количество занимает плавсостав и административно-управленческий персонал. Средняя заработная плата равна 72 900 руб. и превосходит среднюю заработную плату по России (39 167 руб.) примерно в 2 раза.

В данной статье были рассмотрены основные характеристики морского транспорта с точки зрения его преимуществ и недостатков. Также был произведен анализ российской статистики (где было выяснено, что морской транспорт занимает 5 место из 6 основных видов транспорта по грузообороту и последнее место по пассажирообороту) и зарубежной статистики (по итогом которой был сделал вывод, что Азия и Европа занимают наибольшую долю при осуществлении мировых морских перевозок и что самыми перевозимыми грузами в мировом масштабе являются 5 основных сухих грузов и нефть).

Затем были рассмотрены особенности морских перевозок в Российской Федерации, где была выявлена необходимость развития портовой инфраструктуры в рамках последний мировых тенденций в связи с превосходством загранплавания над каботажным (примерно в 2,5 раза). Что касаемо типов судов, то внутри страны чаще всего используются накатные, наплавные суда, реже всего – пассажирские и рыбопромысловые, а вне страны наибольшей популярностью пользуются наливные суда, наименьшей – накатные, наливные суда и рыбопромысловые.

В рамках рассмотрения наибольшей доходности от судов, среди них можно выделить наливные и сухогрузные суда, которые напрямую связаны с деятельностью экспортной направленности, что также обуславливает развития инфраструктуры согласно мировым стандартам. Также был детально рассмотрен годовой доход компании «Росморфлот» по структуре различных видов сборов.

Источник