Меню

Особенности стран зарубежной европы таблица



Страны Зарубежной Европы – столицы государств и таблица-список городов

Содержание

  1. Зарубежная Европа
  2. Географическое положение
  3. Общая характеристика
  4. Социально-экономическая классификация
  5. Зарубежная Европа: страны и столицы
  6. Что мы узнали?

Европа – это часть света, которая вместе с другой частью света Азией образует единый материк – Евразия. На её обширной территории расположены 44 независимых государства. Но не все они входят в состав Зарубежной Европы.

Зарубежная Европа

В 1991 году была создана международная организация СНГ (Содружество Независимых Государств). Сегодня в её состав входят следующие государства: Россия, Украина, Республика Беларусь, Молдова, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Туркмения, Узбекистан. По отношению к ним выделяют страны Зарубежной Европы. Их насчитывается 40. В эту цифру не входят зависимые государства – владения того или иного государства, которые формально не являются его территорией: Акротили и Декелия (Великобритания), Аланды (Финляндия), Гернси (Великобритания), Гибралтар (Великобритания), Джерси (Великобритания), Остров Мэн (Великобритания), Фарерские острова (Дания), Шпицберген (Норвегия), Ян-Майен (Норвегия). Кроме того, в данном списке отсутствуют и непризнанные страны: Косово, Приднестровье, Силенд.

Рис. 1 Карта Зарубежной Европы

Географическое положение

Государства Зарубежной Европы занимают относительно небольшую площадь – 5,4 км2. Протяжённость их земель с севера на юг составляет 5000 км, а с запада на восток – более 3000 км. Крайней точкой на севере является остров Шпицберген, а на юге – остров Крит. Данный регион окружен морями с трёх сторон. На западе и юге он омывается водами Атлантического океана. Географически Зарубежная Европа делится по регионам:

  • Западная: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия, Франция, Швейцария;
  • Северная: Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония;
  • Южная: Албания, Андорра, Босния и Герцеговина, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Македония, Мальта, Португалия, Сан-Марино, Сербия, Словения, Хорватия, Черногория;
  • Восточная: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия.

С древних времён и по день сегодняшний развитие Греции, Испании, Италии, Португалии, Великобритании, Норвегии, Исландии, Дании, Нидерландов неразрывно связано с морем. На западе сложно найти место, которое было бы удалено от воды более чем на 480 км, а на востоке – на 600 км.

Общая характеристика

Страны Зарубежной Европы различаются по размерам. Среди них выделяют большие, средние, малые и «карликовые» государства. К последним относятся Ватикан, Сан-Марино, Монако, Лихтенштейн, Андорра, Мальта. Что касается численности населения, то в основном можно наблюдать страны с небольшим количеством граждан – около 10 млн. человек. По форме государственного правления подавляющее большинство стран – республики. На втором месте – конституционные монархии: Швеция, Нидерланды, Норвегия, Люксембург, Монако, Дания, Испания, Великобритания, Андорра, Бельгия. И на последней ступени в единственном числе – теократическая монархия: Ватикан. Неоднородно и административно-территориальное устройство. К большинству относятся унитарные государства. Испания, Швейцария, Сербия, Черногория, Германия, Австрия, Бельгия – страны с федеративным устройством.

Рис. 2 Развитые страны Европы и их столицы

Социально-экономическая классификация

В 1993 году идея объединения Европы получила новое дыхание: в этот год был подписан договор о создании Европейского Союза. На первом этапе некоторые страны выступили против вступления в ряды такого объединения (Норвегия, Швеция, Австрия, Финляндия). Общее количество стран, входящих в современный ЕС, – 28. Их объединяет не только название. Прежде всего, они «исповедуют» общую экономику (единая валюта), общую внутреннюю и внешнюю политику, а так же политику безопасности. Но внутри данного альянса не всё так гладко и однородно. В нём есть свои лидеры – Великобритания, Франция, Германия и Италия. Именно на них приходится около 70% совокупного объема ВВП и более половины населения Европейского Союза. Далее следуют малые страны, которые делятся на подгруппы:

  • Первая: Австрия, Дания, Финляндия, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Швеция;
  • Вторая: Греция, Испания, Ирландия, Португалия, Мальта, Кипр;
  • Третья ( развивающиеся страны): Польша, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия, Словения.

В 2016 году в Великобритании прошёл референдум о выходе стране из ЕС. Большинство (52%) высказалось «за». Так что, государство стоит на пороге сложного процесса выхода из большой «европейской семьи».

Рис. 3 Рим – столица Италии

Зарубежная Европа: страны и столицы

В следующей таблице представлен список стран и столиц Зарубежной Европы в алфавитном порядке:

Источник

ИКТ на уроках географии. Тема: «Сравнительная экономико-географическая характеристика стран Зарубежной Европы»

Урок в 11 классе по теме “Знакомство с субрегионами и странами Зарубежной Европы” шестой в разделе “Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа” по учебнику Максаковского В.П. На данном уроке рассматриваются особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современных проблем развития стран Европы, анализ карт на примере Швеции, Франции, Греции и Польши в соответствии с требованием ФКГОСОО. На уроке развиваются и совершенствуются такие УУД, как:

  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения,
  • значимость решения поставленных задач на уроке,
  • самоопределение (своя жизненная позиция в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего “Страна богата ресурсами, но сила нашей страны в нас”.
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно: “Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока”;
  • планирование: “Выступление учеников со своими проектами по странам, заполнение учащимися таблицы, групповая практическая работа, подведение итогов работы”;
  • контроль и коррекция – сличение его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона и внесение необходимых дополнений и корректив: “Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы”4
  • оценка – осознание уровня и качества усвоения: “Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны”.
  • включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования: “Анализируют расселение населения и особенности хозяйства крупных регионов Зарубежной Европы; на основании полученных данных, а также используя другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы”;
  • моделирования изучаемого содержания: “ Выступление некоторых учеников со своими проектами по данным странам, заполнение учащимися таблицы”;
  • логические действия и способы решения задач: “Используя информацию по докладам и другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы”.
  • сотрудничество – умение слышать, слушать и понимать партнера во время выступления учащихся,
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность во время групповой работы,
  • распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга во время групповой работы,
  • уметь договариваться, вести диалог, правильно выражать свои мысли в речи во время групповой работы и в беседе с учителем,
  • уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя во время фронтальной беседы,
  • умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками во время дискуссии.

Кроме того, данные презентации по странам Европы можно использовать во внеклассной работе с целью развития познавательного интереса к миру, культуре и достопримечательностям изучаемых стран.

Образовательная – выявить социально – экономические особенности стран различных субрегионов Европы.

Развивающая – развитие умений сравнивать различные страны субрегионов Европы по основным экономико-географическим показателям; выделять черты сходства и различия, используя различные источники географических знаний.

Воспитательная – способствовать развитию культурного всесторонне развитого человека через познание культур других народов и стран; умения вести себя в обществе: вести беседу с учителем, одноклассниками, слушать других людей, работать в группе.

Средства обучения: настенная карта Европы, атласы, учебники, хрестоматии, энциклопедии, мультимедиа. На доске эпиграф “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!” Н.А.Некрасов.

Читайте также:  Вред раздельного питания мифическая польза

ФОУД: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип урока: урок-практикум.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, метод проектов.

Роль учителя Роль ученика
1. Организационный момент. Мотивация. Ребята, сегодняшний наш урок мне бы хотелось начать со слов Н.А. Некрасова (на доске “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!”).

Давайте попробуем на сегодняшнем занятии найти подтверждение этих строк, а для этого нам необходимо познакомиться со странами Зарубежной Европы.

2. Актуализация. Давайте вспомним, что нам известно с прошлого урока, какие общие черты и какие различия имеют страны Европы?

В какие интеграционные группировки они входят? С какой целью происходит интеграция в Европе?

3. Целеполагание. Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока (если возникают затруднения, учитель корректирует постановку цели).

4. Первичное усвоение материала. Наша задача – на основе выступлений учеников заполнить таблицу со сравнительной характеристикой по Швеции и Польше, Франции и Греции, которые входят в состав разных субрегионов Зарубежной Европы (некоторые ученики выполняли проекты по заданным странам, которые получили заранее).

После выступления по каждой стране учитель задает вопрос: Чем данная страна удобна для жизнедеятельности человека?

5. Осознание и осмысление учебной информации. Итак, мы получили краткую информацию о четырех странах, расположенных в разных субрегионах Зарубежной Европы. Чтобы узнать, а в какой стране более комфортные условия жизни и более высокий уровень экономического развития, нам необходимо сравнить эти страны. Эту работу мы будем выполнять по группам.

Мы с вами живем в России, а значит нам не безразлично экономическое развитие нашей страны. Поэтому одна группа будет определять внешние связи этих стран с Россией и выявлять наиболее выгодных партнеров

Делаем выводы – слушаем результаты работы групп.

6. Швеция – Греция (черты сходства):

1. полуостровные, унитарные государства,
2. входят в ЕС, ОЭСР, Шенгенское соглашение,
3. ресурсы минеральные, рекреационные,
4. национальный состав однороден, христианство,
5. много иммигрантов.

1. разная форма правления,
2. уровень урбанизации и образования выше у Швеции,
3. в Швеции – протестантство, в Греции– православие,
4. Греция – крупный торговый флот, Швеция – крупные
концерны,
5. в Греции развиты растениеводство, легкая и пищевая промышленности; в Швеции – животноводство, машиностроение, ЛПК, информационные технологии,
6. Швеция – богатая страна, нет сильных различий среди благосостояния граждан, привлечение ученых из других стран; Греция -привлечение туристов, родина олимпийских игр.

Франция – Польша (черты сходства):

1. материковые страны, унитарные республики,
2. входят в ЕС, ОЭСР, НАТО, Шенгенское соглашение,
3. богаты ресурсами (минеральные, рекреационные,
агроклиматические),
4. национальный состав однороден, преобладают христиане, католики; урбанизация высокая, много иммигрантов,
5. развиты машиностроение, химическая, пищевая, текстильная и швейная отрасли,
6. много достопримечательностей,
7. импорт топлива, металлов.

1. Польша -бывшая социалистическая республика, Франция – капиталистическая страна,
2. климат мягче у Франции, значит она больше привлекательна для туристов,
3. Франция – “Туристическая Мекка” (природа, архитектура, история), Польша – “Освенцим” (история и архитектура);
4. транспортная система развита лучше во Франции;
5. Франция– высокоразвитая страна, входит в состав “Большой восьмерки”.

Внешние связи с Россией:

Импорт: продукция машиностроения, (автомобили, оборудование) мебель, одежда, парфюмерия, косметика, медикаменты, продовольственные товары

Экспорт: топливо, металлическое сырье, химические продукты и др.

7. Первичное закрепление учебного материала. Проанализировав все особенности каждой страны, давайте сделаем общий вывод – что же влияет на экономическое развитие стран?

Итак, на экономическое развитие страны влияют:

  • Географическое положение страны
  • Природно-ресурсный потенциал
  • Качество трудовых ресурсов
  • История развития страны и освоения территории (традиционная экономика)
  • Влияние на развитие экономики неучастие страны в военных конфликтах
  • Внешние экономические связи, интеграция, развитие экономики страны в целом

8. Домашнее задание стр. 218–221 учебника, повторить материал по Зарубежной Европе, используя блок самоконтроля в конце темы 6 (дифференцированно записано на доске)

9. Рефлексия. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, вы согласны с Н.А.Некрасовым, что в Европе удобно? Да, конечно. Но почему он тут же говорит, что “Родины ласки ни с чем не сравнимы”? ……….

Конечно надо стремиться к уровню жизни, сопоставимому с уровнем европейских стран, но это зависит прежде всего от нас с вами, как мы будем строить свою жизнь и какой вклад внести в экономику страны сможете вы после окончания школы и учебных заведений. Страна богата ресурсами, но сила нашей страны в нас. И хотелось бы верить, что “Если крикнет рать святая, кинь ты Русь живи в раю!”, на это вы бы ответили……… так как это сказал С Есенин и с которым я полностью согласна “Я скажу не надо рая дайте родину мою.”

Спасибо за урок.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на плодотворную работу. (Слайд 1)

Читают слова Н.А. Некрасова, анализируют, почему автор пишет, что в Европе удобно.

Анализируют расселение населения и особенности хозяйства крупных регионов Зарубежной Европы.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют цель урока – рассмотреть страны из разных субрегионов Зарубежной Европы; выявить, почему в Европе удобно и где наиболее комфортно для человека

Выступление учеников с опережающим заданием – проектами по данным странам. Во время выступлений ученики заполняют таблицу в рабочих листах (см. приложение).

Выступающие отвечают на вопрос учителя, чем их страна выгодна (удобна) для человека.

Групповая практическая работа: на основании полученных данных, а также используя другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы.

Класс делится на группы:

  • 2 группы сравнивают Швецию и Грецию;
  • 2 группы сравнивают Францию и Польшу;
  • 1 группа сравнивает внешние экономические связи этих стран с Россией

Представители каждой из групп делают выводы:

  • Греция

комфортно для отдыха (юг, древняя цивилизация)

Швеция экономически развита сильнее

  • Франция

экономически более развитая страна + комфортно для отдыха

Польша экономически развита, расположена ближе к России

  • Более тесные экономические связи у России с Францией и Польшей, но также необходимо тесное сотрудничество с другими странами, в том числе со Швецией и Грецией

Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы.

Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны, соотносят с эталоном учителя.

Записывают домашнее задание, анализируют блок самоконтроля и взаимного контроля, определяют степень самоподготовки к зачету по теме “Зарубежная Европа”.

Отвечают на вопросы учителя, ведут беседу-дискуссию с учителем и одноклассниками. Возможные варианты ответа: “Европа удобна географическим положением, благоприятным климатом, уровнем экономического развития и т.п.”, “Россия богата природно-ресурсным потенциалом, есть возможность для дальнейшего развития, необходимо только правильно распоряжаться этим богатством и развивать экономическое и политическое сотрудничество с другими странами и т.п.”

Источник

Особенности стран зарубежной европы таблица

Урок в 11 классе по теме “Знакомство с субрегионами и странами Зарубежной Европы” шестой в разделе “Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа” по учебнику Максаковского В.П. На данном уроке рассматриваются особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства и культуры, современных проблем развития стран Европы, анализ карт на примере Швеции, Франции, Греции и Польши в соответствии с требованием ФКГОСОО. На уроке развиваются и совершенствуются такие УУД, как:

  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения,
  • значимость решения поставленных задач на уроке,
  • самоопределение (своя жизненная позиция в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего “Страна богата ресурсами, но сила нашей страны в нас”.
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно: “Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока”;
  • планирование: “Выступление учеников со своими проектами по странам, заполнение учащимися таблицы, групповая практическая работа, подведение итогов работы”;
  • контроль и коррекция – сличение его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона и внесение необходимых дополнений и корректив: “Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы”4
  • оценка – осознание уровня и качества усвоения: “Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны”.
  • включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования: “Анализируют расселение населения и особенности хозяйства крупных регионов Зарубежной Европы; на основании полученных данных, а также используя другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы”;
  • моделирования изучаемого содержания: “ Выступление некоторых учеников со своими проектами по данным странам, заполнение учащимися таблицы”;
  • логические действия и способы решения задач: “Используя информацию по докладам и другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы”.
  • сотрудничество – умение слышать, слушать и понимать партнера во время выступления учащихся,
  • планировать и согласованно выполнять совместную деятельность во время групповой работы,
  • распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга во время групповой работы,
  • уметь договариваться, вести диалог, правильно выражать свои мысли в речи во время групповой работы и в беседе с учителем,
  • уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя во время фронтальной беседы,
  • умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками во время дискуссии.

Кроме того, данные презентации по странам Европы можно использовать во внеклассной работе с целью развития познавательного интереса к миру, культуре и достопримечательностям изучаемых стран.

Образовательная – выявить социально – экономические особенности стран различных субрегионов Европы.

Развивающая – развитие умений сравнивать различные страны субрегионов Европы по основным экономико-географическим показателям; выделять черты сходства и различия, используя различные источники географических знаний.

Воспитательная – способствовать развитию культурного всесторонне развитого человека через познание культур других народов и стран; умения вести себя в обществе: вести беседу с учителем, одноклассниками, слушать других людей, работать в группе.

Средства обучения: настенная карта Европы, атласы, учебники, хрестоматии, энциклопедии, мультимедиа. На доске эпиграф “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!” Н.А.Некрасов.

ФОУД: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип урока: урок-практикум.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, метод проектов.

Роль учителя Роль ученика
1. Организационный момент. Мотивация. Ребята, сегодняшний наш урок мне бы хотелось начать со слов Н.А. Некрасова (на доске “В Европе удобно, но родины ласки ни с чем не сравнимы!”).

Давайте попробуем на сегодняшнем занятии найти подтверждение этих строк, а для этого нам необходимо познакомиться со странами Зарубежной Европы.

2. Актуализация. Давайте вспомним, что нам известно с прошлого урока, какие общие черты и какие различия имеют страны Европы?

В какие интеграционные группировки они входят? С какой целью происходит интеграция в Европе?

3. Целеполагание. Исходя из того, что мы знаем с прошлого урока, а также используя информацию этой беседы, попробуйте сами определить цель сегодняшнего урока (если возникают затруднения, учитель корректирует постановку цели).

4. Первичное усвоение материала. Наша задача – на основе выступлений учеников заполнить таблицу со сравнительной характеристикой по Швеции и Польше, Франции и Греции, которые входят в состав разных субрегионов Зарубежной Европы (некоторые ученики выполняли проекты по заданным странам, которые получили заранее).

После выступления по каждой стране учитель задает вопрос: Чем данная страна удобна для жизнедеятельности человека?

5. Осознание и осмысление учебной информации. Итак, мы получили краткую информацию о четырех странах, расположенных в разных субрегионах Зарубежной Европы. Чтобы узнать, а в какой стране более комфортные условия жизни и более высокий уровень экономического развития, нам необходимо сравнить эти страны. Эту работу мы будем выполнять по группам.

Мы с вами живем в России, а значит нам не безразлично экономическое развитие нашей страны. Поэтому одна группа будет определять внешние связи этих стран с Россией и выявлять наиболее выгодных партнеров

Делаем выводы – слушаем результаты работы групп.

6. Швеция – Греция (черты сходства):

1. полуостровные, унитарные государства,
2. входят в ЕС, ОЭСР, Шенгенское соглашение,
3. ресурсы минеральные, рекреационные,
4. национальный состав однороден, христианство,
5. много иммигрантов.

1. разная форма правления,
2. уровень урбанизации и образования выше у Швеции,
3. в Швеции – протестантство, в Греции– православие,
4. Греция – крупный торговый флот, Швеция – крупные
концерны,
5. в Греции развиты растениеводство, легкая и пищевая промышленности; в Швеции – животноводство, машиностроение, ЛПК, информационные технологии,
6. Швеция – богатая страна, нет сильных различий среди благосостояния граждан, привлечение ученых из других стран; Греция -привлечение туристов, родина олимпийских игр.

Франция – Польша (черты сходства):

1. материковые страны, унитарные республики,
2. входят в ЕС, ОЭСР, НАТО, Шенгенское соглашение,
3. богаты ресурсами (минеральные, рекреационные,
агроклиматические),
4. национальный состав однороден, преобладают христиане, католики; урбанизация высокая, много иммигрантов,
5. развиты машиностроение, химическая, пищевая, текстильная и швейная отрасли,
6. много достопримечательностей,
7. импорт топлива, металлов.

1. Польша -бывшая социалистическая республика, Франция – капиталистическая страна,
2. климат мягче у Франции, значит она больше привлекательна для туристов,
3. Франция – “Туристическая Мекка” (природа, архитектура, история), Польша – “Освенцим” (история и архитектура);
4. транспортная система развита лучше во Франции;
5. Франция– высокоразвитая страна, входит в состав “Большой восьмерки”.

Внешние связи с Россией:

Импорт: продукция машиностроения, (автомобили, оборудование) мебель, одежда, парфюмерия, косметика, медикаменты, продовольственные товары

Экспорт: топливо, металлическое сырье, химические продукты и др.

7. Первичное закрепление учебного материала. Проанализировав все особенности каждой страны, давайте сделаем общий вывод – что же влияет на экономическое развитие стран?

Итак, на экономическое развитие страны влияют:

  • Географическое положение страны
  • Природно-ресурсный потенциал
  • Качество трудовых ресурсов
  • История развития страны и освоения территории (традиционная экономика)
  • Влияние на развитие экономики неучастие страны в военных конфликтах
  • Внешние экономические связи, интеграция, развитие экономики страны в целом

8. Домашнее задание стр. 218–221 учебника, повторить материал по Зарубежной Европе, используя блок самоконтроля в конце темы 6 (дифференцированно записано на доске)

9. Рефлексия. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, вы согласны с Н.А.Некрасовым, что в Европе удобно? Да, конечно. Но почему он тут же говорит, что “Родины ласки ни с чем не сравнимы”? ……….

Конечно надо стремиться к уровню жизни, сопоставимому с уровнем европейских стран, но это зависит прежде всего от нас с вами, как мы будем строить свою жизнь и какой вклад внести в экономику страны сможете вы после окончания школы и учебных заведений. Страна богата ресурсами, но сила нашей страны в нас. И хотелось бы верить, что “Если крикнет рать святая, кинь ты Русь живи в раю!”, на это вы бы ответили……… так как это сказал С Есенин и с которым я полностью согласна “Я скажу не надо рая дайте родину мою.”

Спасибо за урок.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на плодотворную работу. (Слайд 1)

Читают слова Н.А. Некрасова, анализируют, почему автор пишет, что в Европе удобно.

Анализируют расселение населения и особенности хозяйства крупных регионов Зарубежной Европы.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют цель урока – рассмотреть страны из разных субрегионов Зарубежной Европы; выявить, почему в Европе удобно и где наиболее комфортно для человека

Выступление учеников с опережающим заданием – проектами по данным странам. Во время выступлений ученики заполняют таблицу в рабочих листах (см. приложение).

Выступающие отвечают на вопрос учителя, чем их страна выгодна (удобна) для человека.

Групповая практическая работа: на основании полученных данных, а также используя другие источники информации, сравнить страны и сделать соответствующие выводы.

Класс делится на группы:

  • 2 группы сравнивают Швецию и Грецию;
  • 2 группы сравнивают Францию и Польшу;
  • 1 группа сравнивает внешние экономические связи этих стран с Россией

Представители каждой из групп делают выводы:

  • Греция

комфортно для отдыха (юг, древняя цивилизация)

Швеция экономически развита сильнее

  • Франция

экономически более развитая страна + комфортно для отдыха

Польша экономически развита, расположена ближе к России

  • Более тесные экономические связи у России с Францией и Польшей, но также необходимо тесное сотрудничество с другими странами, в том числе со Швецией и Грецией

Ученики сравнивают свои записи с эталоном учителя, корректируют и делают соответствующие выводы.

Делают общий вывод о факторах, влияющих на экономическое развитие страны, соотносят с эталоном учителя.

Записывают домашнее задание, анализируют блок самоконтроля и взаимного контроля, определяют степень самоподготовки к зачету по теме “Зарубежная Европа”.

Отвечают на вопросы учителя, ведут беседу-дискуссию с учителем и одноклассниками. Возможные варианты ответа: “Европа удобна географическим положением, благоприятным климатом, уровнем экономического развития и т.п.”, “Россия богата природно-ресурсным потенциалом, есть возможность для дальнейшего развития, необходимо только правильно распоряжаться этим богатством и развивать экономическое и политическое сотрудничество с другими странами и т.п.”

Источник

Зарубежная Европа

Общие сведения

Существуют различные подходы к делению Европы на регионы. До конца 80-х годов прошлого столетия в истории и географии под термином «Западная Европа» понималась совокупность независимых европейских государств, которые после окончания Второй Мировой войны продолжили капиталистическое развитие. Их насчитывалось 32. И противовесом им служили страны социалистического лагеря – Восточная Европа. В 1991 году после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) появилось новое понятие «Зарубежная Европа».

Географическое положение Зарубежной Европы

Говоря о физико-географическом положении Зарубежной Европы, следует сказать, что она занимает достаточно компактную в масштабе земного шара территорию: её общая площадь составляет 5,4 млн. кв. км. Остров Шпицберген является крайней точкой на севере, а остров Крит – на юге. Протяженность региона с севера на юг составляет 5000 км, а с запада на восток – 3000 км. Зарубежная Европа с трёх сторон омывается водами Атлантического и Северного Ледовитого океанов и их морями. Береговая линия очень изрезана. На большей части территории преобладают равнины, и только около 17 % занимают горы. Среди них основные – Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, горы на Балканском и Скандинавском полуостровах. В данном регионе господствуют четыре климатических пояса, которые постепенно сменяют друг друга с севера на юг:

  • арктический(арктические острова Европы): здесь «правит» морской арктический климат с очень морозной зимой и холодным летом;
  • субарктический(Исландия и северное побережье материковой Европы): характеризуется преобладанием морского субарктического типа климата с холодной, местами мягкой зимой и прохладным летом с сильными западными ветрами;
  • умеренный(Британские острова, большая часть материковой Европы): здесь выделяют два типа климата – морской умеренный и континентальный умеренный.
  • субтропический(южная средиземноморская часть Европы): характерным для этих широт типом климата является средиземноморский с тёплой зимой и сухим, жарким летом.

Рис. 1 Регионы Зарубежной Европы

Региональное деление

Географически Зарубежная Европа делится на четыре региона по сторонам света: Северная, Южная, Западная и Восточная. Однако, в последнее время помимо Северной, Южной и Западной Европы в обиходе географов появились новые термины – Центрально-Восточная и Восточная Европа. К последней как раз и относятся Украина, Белоруссия, Молдова и Россия – страны, входящие в СНГ. Сколько государств и к каким регионам Зарубежной Европы «зачисляются», кратко изложено в следующей таблице:

Северная Европа

Южная Европа

Центрально-Восточная Европа

Сербия и Черногория

Рис. 2 Современные лидеры стран «Большой семёрки»

Экономическое развитие

Зарубежная Европа принадлежит к числу наиболее экономически развитых районов в мире. Как в политическом плане, так и в отраслевой и территориальной структуре хозяйства региона наблюдается разнообразие и насыщенность. Если Зарубежную Европу представить в виде большого четырёхэтажного многоквартирного дома, то на самом нижнем окажутся страны с переходной экономикой: Польша, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия, Словения. На втором и на третьем – развитые страны с рыночной экономикой: Испания, Греция, Дания, Норвегия, Исландия и другие. Однако их уровень экономического и социального развития ещё не достиг высокой планки лидеров, к которым относятся «соседи» с верхнего этажа – Великобритания, Германия, Франция и Италия. Именно на них приходится около 70% совокупного объема ВВП. Они же и являются участниками «Группы семи» или «Большой семёрки» – объединения семи ведущих экономически развитых стран (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Хозяйство Зарубежной Европы
  • 2. Страны Зарубежной Европы
  • 3. Общая характеристика Зарубежной Европы
  • 4. Границы Зарубежной Европы

Лидеры данных государств ежегодно собираются для обсуждения не только проблем Зарубежной Европы, а насущных вопросов, стоящих перед человечеством: политических, военных (всеобщая безопасность, терроризм, причины обострения локальных конфликтов), социальных (защита прав человека, поддержка и условия сотрудничества с развивающимися странами), экологических (глобальное потепление, изменение климата) и экономических (наука и финансы, рыночное регулирование, размеры импорта и экспорта).

Особенности

Среди множества особенностей Зарубежной Европы стоит отметить одно важное – наличие «Центральной оси развития». Под данным термином подразумевается западноевропейская часть протяженностью 1600 км, которая, по сути, является центром, сердцевиной Старого Света с наибольшим сосредоточением населения (300 человек на 1 км2) и основных отраслей хозяйства. Условная граница «оси» берет своё начало из Манчестера, далее «несётся» через Гамбург, Венецию, Марсель и вновь возвращается в Гамбург, образуя петлю по форме напоминающую банан. Территория охватывает большой участок Европы, включающий следующие части: регионы Великобритании, западные земли Германии, север и юг Франции, Швейцарию и север Италии.

Если посмотреть на карту Европы, то можно увидеть, что на территории «Центральной оси развития» расположены «мировые центры» – Лондон и Париж, в каждом из которых размещены около тридцати штаб-квартир самых крупных корпораций. Кроме того, она является местом концентрации более половины всего промышленного потенциала Европы: угольно-металлургические предприятия, общее машиностроение, автомобилестроение, предприятия химической промышленности, новейшие наукоемкие производства, портово-промышленные комплексы и многое другое.

Рис. 3 “Центральная ось развития” Европы

Что мы узнали?

Особенности Зарубежной Европы – под прицелом нашего внимания. После рассмотрения этой темы по географии за 10 класс и 11 класс приходим к следующему выводу: сравнительно небольшая по площади территория на огромном континенте является одной из самых успешных, развитых по качеству жизни населения, по структуре производства, по масштабам экономической деятельности и уровню технологического развития. Способствовало тому множество факторов: географическое положение, благоприятные природные условия, небольшие размеры стран, их близкое соседство и многое другое.

Источник