Меню

Отличие православия от католицизма и протестантизма таблица

Отличие православия от католицизма и протестантизма (таблица)

До 1054 г. христианская церковь была единой и неделимой. Раскол произошел из-за разногласий между Папой Римским Львом IX и патриархом Константинополя Михаилом Кируларием. Начался конфликт из-за закрытия последним нескольких латинских церквей в 1053 году. За это папские легаты отлучили Кирулария от Церкви. В ответ патриарх предал папских посланников анафеме. В 1965 г. взаимные проклятья были сняты. Однако раскол Церквей не преодолен до сих пор. Христианство подразделено на три основных направления: православие, католицизм и протестантизм.

Восточная Церковь

Отличие православия от католицизма, поскольку обе эти религии христианские, не слишком существенно. Однако некоторые расхождения в учении, исполнении таинств и т. д. все же имеются. О том, какие именно, поговорим чуть позже. Сначала же сделаем небольшой обзор основных направлений христианства.

Православие, называемое на Западе ортодоксальной религией, на настоящий момент исповедует около 200 млн человек. Ежедневно крещение принимает примерно 5 тыс. желающих. Распространение это направление христианства получило в основном в России, а также в некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Крещение Руси произошло в конце IX века по инициативе князя Владимира. Правитель огромного языческого государства изъявил желание жениться на дочери византийского императора Василия II, Анне. Но для этого ему нужно было принять христианство. Союз с Византией был крайне необходим для укрепления авторитета Руси. В конце лета 988 г. огромное количество киевлян окрестили в водах Днепра.

Католическая церковь

В результате раскола в 1054 г. в Западной Европе возникла отдельная конфессия. Представители Восточной Церкви назвали ее «католикос». В переводе с греческого это означает «всеобщая». Отличие православия от католицизма заключается не только в подходе этих двух Церквей к некоторым догматам христианства, но и в самой истории развития. Западная конфессия по сравнению с Восточной считается гораздо более жесткой и фанатичной.

Одной из важнейших вех в истории католицизма стали, к примеру, принесшие много горя простому населению крестовые походы. Первый из них был организован по призыву папы Урбана II в 1095 году. Последний – восьмой – окончился в 1270 году. Официальной целью всех крестовых походов было освобождение от неверных «святой земли» Палестины и «Гроба Господня». Фактической же – завоевание земель, принадлежавших мусульманам.

В 1229 году папой Георгием IX был издан указ об учреждении инквизиции – церковного суда по делам отступников от веры. Пытки и сожжение на костре – именно таким образом выражался крайний католический фанатизм в средние века. В общей сложности за время существования инквизиции было замучено более 500 тыс. человек.

Конечно, отличие католицизма от православия (кратко об этом будет рассказано в статье) – тема очень большая и глубокая. Однако по отношению Церкви к населению в общих чертах ее традиции и основную концепцию понять можно. Западная конфессия всегда считалась более динамичной, но при этом и агрессивной, в отличие от «спокойной» ортодоксальной.

В настоящее время католицизм является государственной религией в большинстве европейских и латиноамериканских стран. Более половины всех (1,2 млрд человек) современных христиан исповедуют именно эту религию.

Протестантизм

Отличие православия от католицизма заключается еще и в том, что первое на протяжении уже почти тысячелетия остается единым и неделимым. В Католической же Церкви в XIV в. произошел раскол. Связано это было с Реформацией – революционным движением, возникшим в то время в Европе. В 1526 году по требованию немецких лютеран Швейцарским рейхстагом был издан указ о праве свободного выбора религии гражданами. В 1529 г., однако, он был отменен. В результате от ряда городов и князей последовал протест. Отсюда и произошло слово «протестантизм». Это христианское направление подразделяется еще на две ветви: раннюю и позднюю.

На настоящий момент протестантизм распространен по большей мере в скандинавских странах: Канаде, США, Англии, Швейцарии, Нидерландах. В 1948 г. был создан Всемирный совет церквей. Общее количество протестантов составляет около 470 млн человек. Существует несколько конфессиий этого христианского направления: баптисты, англикане, лютеране, методисты, кальвинисты.

В наше время Всемирный совет протестантских церквей ведет активную миротворческую политику. Представители этой религии выступают за разрядку международной напряженности, поддерживают усилия государств в защиту мира и т. д.

Отличие православия от католицизма и протестантизма

Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства – принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего — они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.

Источник

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫХ, ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ОБРЯДОВЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРАВОСЛАВИЯ, КАТОЛИЧЕСТВА И ПРОТЕСТАНТИЗМА

ПРАВОСЛАВИЕ

КАТОЛИЧЕСТВО

ПРОТЕСТАНТИЗМ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ

Отношение к другим христианским конфессиям

Считает себя единственно истинной Церковью.

Считает себя единственно истинной Церковью. Однако после второго Ватиканского собора (1962-1965гг.) принято говорить о православных Церквах как о Церквах-Сёстрах, а о протестантах как о церковных объединениях.

Разнообразие взглядов вплоть до отказа считать обязательной для христианина принадлежность к какой-либо конкретной конфессии

Внутренняя организация Церкви

Сохраняется разделение на поместные Церкви. Существуют многочисленные различия по обрядовым и каноническим вопросам (например, признание или непризнание григорианского календаря). В России насчитывается несколько различных Православных Церквей. Под эгидой Московской Патриархии находятся 95% верующих; самой древней альтернативной конфессией является старообрядчество.

Организационное единство, скрепляемое авторитетами папы Римского (главы Церкви), при значительной автономии монашеских орденов. Существуют немногочисленные группы старокатоликов и католиков-лефевристов (традиционалистов), не признающих догмат о непогрешимости папы.

В лютеранстве и англиканстве преобладает централизация. Баптизм организован по федеративному принципу: баптистская община автономна и суверенна, подчиняется только Иисусу Христу. Союзы общин решают только организационные вопросы.

Отношения со светскими властями

В разные эпохи и в различных странах Православные Церкви то находились в союзе («симфонии») с властями, то подчинялись им в гражданском отношении.

Вплоть до начала нового времени по своему влиянию церковные власти конкурировали со светскими, а папа располагал светской властью на обширных территориях.

Разнообразие модели отношений с государством: в одних европейских странах (например, в Великобритании) — государственная религия, в других — Церковь полностью отделена от государства.

Отношение к браку духовенства

Белое духовенство (т. е. всё духовенство, кроме монахов) имеет право вступать в брак один раз.

Духовенство даёт обет безбрачия (целибат), за исключением священников Церквей восточного обряда, основанных на союзе с Католической Церковью.

Брак возможен для всех верующих.

Монашество

Существует монашество, духовным отцом которого считается св. Василий Великий. Монастыри подразделяются на общежитийные (киновиальные) с общим имуществом и общим духовным наставничеством и особножитийные, в которых нет правил киновии.

Существует монашество, которое с 11-го — 12-го вв. стало оформляться в ордена. Наибольшее влияние имел орден св. Бенедикта. Позже возникли другие ордена: монашеские (цистерцианский, доминиканский, францисканский и др.) и духовно-рыцарские (тамплиеры, госпитальеры и др.)

Высший авторитет в делах веры

Высшие авторитеты — священное Писание и священное предание, включающие в себя труды отцов и учителей церкви; Символы веры древнейших поместных церквей; вероопределения и правила вселенских и тех поместных соборов, авторитет которых признан 6-м Вселенским собором; древняя практика Церкви. В 19-м — 20-м вв. высказывалось мнение о том, что допустимо развитие догматов церковными соборами при наличии благодати Божией.

Высшим авторитетом является папа римский и его позиция по вопросам веры (догмат о непогрешимости Папы). Также признаётся авторитет Священного писания и Священного Предания. католики считают соборы своей Церкви Вселенскими.

Высшим авторитетом является Библия. существуют разнообразные взгляды на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии. В одних направлениях сохраняется близкий к католическому взгляд на церковную иерархию как на авторитет в толковании Библии, или же совокупность верующих признаётся источников авторитетного толкования Священного Писания. Другим присущ крайний индивидуализм («каждый читает собственную Библию»).

Читайте также:  Как определить родительскую и дочернюю таблицу в отношении базы данных

2. ДОГМАТЫ

Догмат об исхождении Духа Святого

Считает, что Дух Святой исходит только от Отца через Сына.

Считает, что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына (филиокве; лат. filioque — «и от Сына»). Католики восточного обряда имеют иное мнение по этому вопросу.

Конфессии, входящие во Всемирный Совет Церквей, принимают краткий, общехристианский (Апостольский) Символ веры, не затрагивающий этого вопроса.

Учение о Деве Марии

Богоматерь не имела личного греха, но несла последствия первородного греха, как все люди. Православные верят в вознесение Богоматери после успения (кончины), хотя догмата об этом нет.

Существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, что подразумевает отсутствие не только личного, но и первородного греха.

Мария воспринимается как образец совершенной женщины. католические догматы о Ней отвергаются.

отношение к чистилищу и учению о «мытарствах»

Существует учение о «мытарствах» — испытаниях души умершего после смерти.

Существует вера в суд над умершим (предваряющий последний, Страшный Суд) и в чистилище, где умершие освобождаются от грехов.

Отвергается учение о чистилище и «мытарствах».

3. БИБЛИЯ

Соотношение авторитетов Священного Писание и Священного Предания

Священное Писание рассматривается как часть Священного Предания.

Священное Писание уравнено со священным Преданием.

Священное Писание выше священного Предания.

4. ЦЕРКОВНАЯ ПРАКТИКА

Таинства

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение (соборование).

Приняты семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, брак, священство, елеосвящение.

В большинстве направлений признаются два таинства — причащение и крещение. Несколько направлений (главным образом анабаптисты и квакеры) не признают таинств.

Принятие новых членов в лоно Церкви

Совершение крещения детей (желательно в три погружения). Миропомазание и первое причащение совершаются сразу после крещения.

Совершение крещения детей (через окропление и обливание). Миропомазание и первое крещение совершаются, как правило, в сознательном возрасте (от 7 до 12 лет); при этом ребёнок обязан знать основы веры.

Как правило, через крещение в сознательном возрасте с обязательным знанием основ веры.

Особенности причащения

Евхаристия совершается на квасном хлебе (хлеб, приготовленный на дрожжах); причащение для духовенства и мирян Телом Христовым и Его Кровью (хлебом и вином)

Евхаристия совершается на опресноках (пресный хлеб, приготовленный без дрожжей); причащение для духовенства — Телом и Кровью Христовыми (хлебом и вином) , для мирян — только Телом Христовым (хлебом).

В разных направлениях употребляются различные виды хлеба для причащения.

Отношение к исповеди

Исповедь в присутствии священника считается обязательной; принято исповедоваться перед каждым причащением. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом.

Исповедь в присутствии священника считается желательной хотя бы раз в год. В исключительных случаях возможно и прямое покаяние перед Богом.

Не признаётся роль посредников между человеком и Богом. Никто не имеет право исповедовать и отпускать грехи.

Богослужение

Главным богослужением является литургия по восточному обряду.

Главным богослужением является литургия (месса) по латинскому и восточному обрядам.

Разнообразные формы богослужения.

Язык богослужения

В большинстве стран богослужение на национальных языках; в России, как правило, на церковно-славянском.

Богослужение на национальных языках, а также на латинском.

Богослужение на национальных языках.

5. БЛАГОЧЕСТИЕ

Почитание икон и креста

Развито почитание креста, икон. Православные отделяют иконопись от живописи как вида искусства, не обязательного для спасения.

Почитаются изображения Иисуса Христа, креста и святых. Допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе.

Иконы не почитаются. В храмах и молитвенных домах присутствуют изображения креста, а в областях, где распространено православие, — православные иконы.

Отношение к культу Девы Марии

Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице.

Приняты молитвы Деве Марии как Богородице, Матери Божией, Заступнице.

Культ Девы Марии отсутствует.

Почитание святых. Молитвы об умерших

Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших.

Почитаются святые, им молятся как заступникам перед Богом. Приняты молитвы об умерших.

Святые не почитаются. Молитвы об умерших не приняты.

Источник



Чем православие отличается от католицизма

Православие отличается от католицизма, однако на вопрос, в чем конкретно состоят эти различия ответит не каждый. Различия между церквями есть и в символике, и в обрядовой, и в догматической части.

Первое внешнее отличие католической и православной символики касается изображения креста и распятия. Если в раннехристианской традиции существовало 16 видов форм креста, то сегодня традиционно четырехсторонний крест ассоциируется с католицизмом, а крест восьмиконечный, либо шестиконечный с православием.

Слова на табличке на крестах одинаковы, отличаются только языки, на которых сделана надпись «Иисус Назорей Царь Иудейский. В католичестве это латынь: INRI. В некоторых восточных церквях употребляется греческая аббревиатура INBI от греческого текста Ἰησοῦς ὁ Ναζωραῖος ὁ Bασιλεὺς τῶν Ἰουδαίων. Румынская православная церковь использует латинскую версию, а в русском и церковнославянском вариантах аббревиатура выглядит как I.Н.Ц.I. Интересно, что это написание было утверждено в России только после реформы Никона, до этого на табличке часто писали «Царь славы». Такое написание сохранилось у старообрядцев.

Различается на православном и католическом распятиях часто также количество гвоздей. У католиков их три, у православных четыре. Самым же принципиальным отличием символики креста в двух церквях является то, что на католическом кресте Христос изображен предельно натуралистично, с ранами и кровью, в терновом венце, с провисшими под тяжестью тела руками, тогда как на православном распятии нет натуралистических следов страданий Христа, изображение Спасителя показывает победу жизни над смертью, Духа над телом.

Почему по-разному крестятся?

У католиков и православных множество различий в обрядовой части. Так, очевидны различия в совершении крестного знамения. Православные крестятся справа налево, католики слева направо. Норма католического крестного благословения была утверждена в 1570 году папой Пием V «Благословляющий себя самого. делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому». В православной традиции норма исполнения крестного знамения менялась в части двоеперстия и троеперстия, но о том, что креститься нужно справа налево писали церковные деятели до и после реформы Никона.

Католики обычно крестятся всеми пятью пальцами в знак «язв на теле Господа Иисуса Христа» — две на руках, две на ногах, одна от копья. В православии после реформы Никона принято троеперстие: три пальца сложены вместе (символика Троицы), два пальца прижимают к ладони (две природы Христа — божественная и человеческая. В Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

Сверхдолжные заслуги святых

Кроме очевидных различий в обрядовой части, в системе монашества двух церквей, в традициях иконографии, есть у православных и католиков масса расхождений по части догматической. Так, Православная церковь не признает католического учения о сверхдолжных заслугах святых по которому великие католические святые,

Учителя церкви оставили неисчерпаемую сокровищницу «сверхдолжных добрых дел», чтобы затем грешники могли воспользоваться богатствами из нее для своего спасения. Распорядителем богатств из этой сокровищницы является Католическая церковь и лично Понтифик. В зависимости от усердия грешника Понтифик может брать богатства из сокровищницы и предоставлять их грешному человеку, поскольку своих собственных добрых дел для спасения у человека не хватает.

С понятием «сверхдолжные заслуги» непосредственно связано понятие «индульгенция», когда человек за внесенную сумму освобождается от кары за свои грехи.

В конце XIX века Римско-католической церковью был провозглашен догмат о непогрешимости папы римского. Согласно ему, когда папа (как глава Церкви) определяет её учение, касающееся веры или нравственности, он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и ограждён от самой возможности заблуждаться. Эта вероучительная безошибочность является даром Святого Духа, данным папе римскому как преемнику апостола Петра в силу апостольского преемства, а не основывается на его личной безгрешности.

Догмат был официально провозглашён в догматической конституции Pastor Aeternus 18 июля 1870 года наряду с утверждением «ординарной и непосредственной» власти юрисдикции понтифика во вселенской Церкви. Папа римский только один раз воспользовался своим правом провозгласить новое учение ex cathedra: в 1950 году папа Пий XII провозгласил догмат о Вознесении Пресвятой Девы Марии. Догмат о безошибочности был подтверждён на II Ватиканском соборе (1962—1965) в догматической конституции о Церкви Lumen Gentium. Ни догмат о непогрешимости папы римского, ни догмат о Вознесении девы Марии Православная церковь не приняла. Также Православная церковь не признает догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии.

Читайте также:  Классы углеводов таблица для

Чистилище и мытарства

Отличается в православии и католичестве также и понимание того, через что проходит душа человека после смерти. В католичестве есть догмат о чистилище — особом состоянии, в котором находится душа умершего. Православие существование чистилища отрицает, хотя и признаёт необходимость молитв за умерших. В православии, в отличие от католицизма, есть учение о воздушных мытарствах, препятствиях, через которые должна пройти душа каждого христианина на пути к престолу Бога для частного суда.

По этому пути душу ведут два ангела. Каждым из мытарств, число которых 20, управляют бесы — нечистые духи, пытающиеся забрать проходящую мытарства душу в ад. По выражению свт. Феофана Затворника: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать». Католическая церковь учения о мытарствах не признает.

Ключевым догматическим расхождением Православной и Католической церквей является «филиокве» (лат. filioque — «и Сына») — добавление к латинскому переводу Символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына». Папа Бенедикт VIII в 1014 году включил термин «филиокве» в Символ Веры, чем вызвал бурю возмущения со стороны православных богословов. Именно «филиокве» стало «камнем преткновения» и послужило причиной окончательного разделения церквей в 1054 году. Окончательно утвердилось оно на так называемых «объединительных» соборах – Лионском (1274) и Ферраро-Флорентийском (1431-1439).

В современном католическом богословии отношение к филиокве, как это ни странно, сильно изменилось. Так, 6 августа 2000 года Католической церковью была опубликована декларация «Dominus Iesus» («Господь Иисус»). Автором этой декларации был кардинал Йозеф Ратцингер (папа Бенедикт XVI). В этом документе во втором абзаце первой части приводится текст Символа Веры в редакции без «филиокве»: «Et in Spiritum Sanctum, Dominum et vivificantem, qui ex Patre procedit, qui cum Patre et Filio simul adoratur et conglorificatur, qui locutus est per prophetas». («И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, который вещал через пророков»).

Никаких официальных, соборных решений вслед за этой декларацией не последовало, поэтому ситуация с «филиокве» остается прежней. Главным же отличием Православной церкви от Католической является то, что главой Православной церкви является Иисус Христос, в католичестве церковь возглавляет наместник Иисуса Христа, её видимый глава (Vicarius Christi) папа Римский.

Источник

Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане — это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться «врагами» православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский — это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это — первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, — проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

католицизм. Папа Римский

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque — это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат — это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище — догмат о промежуточной «станции» между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Регион Страна Численность населения % католиков Численность католиков
Южная Америка Бразилия 186 112 794 73,6 136 979 016
Северная Америка Мексика 108 700 000 89-91 101 456 786
Северная Америка США 301 139 947 22 68 115 001

Отличия католицизма от православия

католицизм - отличия от православиякатолицизм. Костел

  • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
  • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
  • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
  • В православии не существует догмата о чистилище.
  • В православии не признается учение о «сокровищнице благодати» — переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют «черпать» из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
  • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.). По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими. То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.

католицизм. Культ сердца

Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие — правильное исповедание веры в Иисуса Христа — пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности. К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление — христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям. Быть толерантным — это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.

Читайте также:  Процедуры и функции для работы с файлами

Читайте также

Поделитесь статьей, если она важна для других

Источник

Чем отличаются православная и католическая церкви, в чем разница

В христианстве за 2 тысячелетия дважды произошел крупный идеологический раскол, в результате чего в настоящее время действуют 3 ветви христианского вероучения. Во время первого раздела последователи Иисуса Христа разделились на западных и восточных христиан. В чем заключается отличие православия (Восточной церкви) от католицизма (Западной церкви)?

  1. Основные вероучительные различия между православием и католицизмом
  2. Определение и верование
  3. История зарождения
  4. Устройство церкви и сравнительный анализ по внутренней организации
  5. Отличие в учении
  6. Ритуалы и служения Богу
  7. Противоречия между православием и католицизмом
  8. Есть ли что-то общее у обоих верований?
  9. Итоговая таблица

Основные вероучительные различия между православием и католицизмом

Православная идеология опирается на Священное Писание и Священное Предание, которые рассматривает, как истинно апостольское вероисповедание. Она признает догматы, принятые на семи Вселенских соборах. В сравнении с православием Западная церковь в своем вероучении не признает определения 5 и 6 Вселенских соборов. Основное противоречие, положившее начало расколу в христианстве, возникло по поводу Символа веры. Православные исповедают Никео-Цареградский Символ веры, католики – Никео-Цареградский Символ веры с уточнением – Филиокве.

Определение и верование

Оба вероучения основаны на христианстве. Обобщенная официальная доктрина католического вероисповедания изложена в Катехизисе. В нем содержатся объяснения самых важных принципов веры, морали и поклонения.

Основополагающие части Катехизиса:

  1. Символ веры. В нем излагается подробный анализ элементов Символа веры.
  2. Таинства. Содержит описание пасхальной тайны, тайны смерти и воскресения Христа и 7 Таинств церкви.
  3. Заповеди. Описание моральных принципов, которых должны придерживаться католики.
  4. Молитвы. Особое внимание уделено молитве «Отче наш». Оригинал текста написан на латыни.

руководители церкви

Православное учение включает в себя:

  • Священное Писание;
  • каноны (своды правил, установленные Вселенскими соборами);
  • утвержденные литургические тексты;
  • творения Отцов церкви;
  • жития святых.

Вероучения отличаются нюансами в понимании основного догмата веры, канонов, литургических богослужений.

люди в белом

История зарождения

Христианская религия зародилась в римской провинции Иудея и за 3 столетия распространилась по всей территории римского владычества. В начале III века она стала государственной религией Римской империи, которая к этому времени распалась на Западную, со столицей в Риме, и Восточную (Византийскую), со столицей в Константинополе.

Камнем преткновения среди догматиков стал постулат о Троице. Догматический, канонический и литургический расколы усугубились борьбой между Папой Римским и Константинопольским патриархом за влияние на церковные общины. Западная ветвь не признала и до настоящего времени не признает решения 5 и 6 Вселенских соборов, прошедших в Константинополе, где были приняты 102 новых правила (канона), направленных против действующих правил у католиков.

В 1054 году Римская церковь окончательно приняла Никео-Цареградский Символ Веры с Филиокве. Формальным поводом для разрыва отношений стало закрытие латинских церквей в Константинополе. В июле 1054 года Папа Римский и Константинопольский патриарх взаимно предали друг друга анафеме (отлучению от церкви). Взаимное снятие анафемы произошло в 1965 году.

Термин «католическая» в самоопределении Западная церковь стала применять после XVI века, когда в ней снова произошел раскол: сформировалось новое течение христианства – протестантизм.

история величия

Устройство церкви и сравнительный анализ по внутренней организации

В христианстве (как в католичестве, так и в православии) принято 3 степени священства:

  • епископ;
  • священник;
  • диакон.

Епископы в Римско-католической церкви – это высшее духовенство, которое, в свою очередь, подразделяется на степени по важности:

  • Папа Римский;
  • Патриарх;
  • кардинал;
  • митрополит;
  • архиепископ.

Высшее духовно-должностное лицо церкви – Папа Римский, выполняющий свои обязанности пожизненно, избираемый тайным голосованием конклавом кардиналов. Кардиналы находятся при Папе Римском. Прочие епископы подчиняются Папе Римскому и выполняют роль духовных настоятелей и администраторов на определенной территории с католическими приходами. Приходы находятся в ведении настоятелей. Диакон – служитель прихода. Для монашествующих принята своя иерархия: епископ именуется протоархимандритом, настоятель/настоятельница монастыря – аббатом/аббатисой.

Православная церковь – это сообщество автокефальных и автономных церквей. Автокефальная церковь самостоятельна и независима в делах административного управления от других поместных церквей. Объединяющим началом для них является единое вероучение. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной церкви.

Православная автокефальная/автономная церковь имеет иерархическое устройство, подразделяемое на «белое» и «черное» (монашествующее) духовенство:

  1. «Черное» – Патриарх, митрополит, архиепископ, игумен, иеродиакон.
  2. «Белое» – иерей, диакон.

Отличие в учении

Основное разногласие в учении заключается в трактовке Символа веры. Православные христиане признают Символ веры, принятый на II и IV Вселенских соборах, где сформулирован постулат о Троице: «…Святой Дух исходит от Бога-Отца». В XI веке Римская церковь приняла уточнение к Никео-Цареградскому догмату о Троице, получившем название Филиокве, что в переводе означает «и от Сына». Она означает, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына». Православные богословы Филиокве не признали, что послужило расколу христианского мира. Православная церковь из-за Филиокве называет католиков еретиками.

Ритуалы и служения Богу

Разница между католицизмом и православием заключается в богословских трактовках, количестве празднований, во внешней атрибутике. Каждая ветвь христианства ведет богослужения по своим канонам. Католические мессы проходят на латинском языке, в сопровождении органной музыки. В православных храмах псалмы вместе со священнослужителями исполняет хор. Православные крестятся щепотью, справа-налево, католики – двуперстием, слева-направо. Все католическое духовенство обязано соблюдать целибат.

церковный ритуал

Противоречия между православием и католицизмом

У православных и католических христиан разность во взглядах выражается в непризнании друг у друга святых, иконописных изображений, появившихся после 1054 года. Во время Второй мировой войны Римская католическая церковь поддержала нападение Германии на СССР и истребление евреев. Поместные православные церкви отказались сотрудничать с немецко-фашистскими завоевателями.

Есть ли что-то общее у обоих верований?

Обе ветви христианства имеют сходство в том, что касается общих корней. Чтобы принять католичество/православие, надо признать Иисуса Христа Богом и Спасителем рода человеческого, принять крещение. Кроме этого, христианин обязан посещать церковные богослужения, соблюдать обряды и религиозные празднества. Приняты и действуют 3 степени священства.

Главный праздник для католиков и православных – Пасха. Дни празднования не совпадают из-за использования различных календарей: григорианского и юлианского. В храме обязательно имеется алтарь с престолом и священными мощами, иконостас. Богородица – самая почитаемая святая после Иисуса Христа. Храмы возводились и освящались в честь святых, Иисуса Христа, Божьей Матери.

Итоговая таблица

Кратко отличия и сходство представлены в таблице.

Основные характеристики Православие Католичество
1. Догматы Символ Веры без Филиокве Символ Веры с Филиокве
2. Почитание святых и чудотворных икон Раннехристианские и православные Раннехристианские и католические
3. Язык богослужений Национальный Латинский
4. Основные праздники Раннехристианские и православные (всего 12) Раннехристианские и католические (17)
5. Манера креститься Справа-налево щепотью Слева-направо двуперстием
6. Организационная структура Иерархическая Иерархическая
6. Глава духовенства и мирян Патриарх автокефалии/ автономии Папа Римский
7. Музыкальное сопровождение богослужений Орган и хор Хор
8. Возможность вступать в брак Для иереев и диаконов Запрет (целибат)

Вера в Святую Троицу, Спасителя является общим фундаментом для христианских церквей.

Источник