Меню

Отношения со сверстниками и дружба



Особенности общения подростков со сверстниками и родителями

Подросток продолжает оставаться школьником, и учеба сохраняет свою актуальность. Но в психологическом отношении она отступает на второй план. На первый план выходит общение со сверстниками и достижение автономии. Подросток спешит освободиться от родительской опеки и контроля, заменив их на доверительные, эмоционально окрашенные отношения с друзьями. Возникает потребность в тесных дружеских связях, позволяющих делиться своими переживаниями, тревогами, трудностями, сокровенными мыслями, планами и мечтами. Подростку необходимы близкие друзья, на которых можно положиться, которые выслушают, поймут и посочувствуют.

В начале подросткового возраста, общение и «социальное экспериментирование» с другими людьми (поиск новых друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний), выделяется в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность периода, найти свое место в обществе, быть «значимым» — реализуется в сообществе сверстников.

Отношения со сверстниками и дружба

Наличие друзей в подростковом возрасте связано со многими аспектами психологического благополучия:

  1. Близкие дружеские отношения обеспечивают возможность для исследования своего «Я» и развития глубокого понимания другого человека. Открытые, искренние отношения с друзьями способствуют развитию чувствительности к потребностям и желаниям, к сильным и слабым сторонам друг друга. Подростки лучше узнают самих себя и своих друзей. Этот процесс способствует развитию и формированию идентичности.
  2. Отношения подростков со сверстниками служат своеобразной моделью их будущих социальных отношений с миром. Подростки, которые в 12–14 лет были ориентированы преимущественно на учебу, семью и мир взрослых, отказываясь от общения со сверстниками, в более старшем возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных. Продолжительное, эмоционально насыщенное общение, подготавливает подростков и к любовным отношениям. Помогает в дальнейшем устанавливать романтические отношения и разрешать возникающие в них проблемы.
  3. Дружеские отношения помогают справиться со стрессами повседневной жизни. Друзья и приятели придают подростку сил и уверенности в себе, помогают в решении внутренних и межличностных проблем. В результате тревога и чувство одиночества снижаются, а самооценка и уверенность растет.

Не секрет что влияние дружбы на развитие подростков, зависит от особенностей самих друзей. Так агрессивные друзья поощряют друг друга к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению и антисоциальным поступкам. Тогда как здоровое соперничество среди друзей, например в математическом кружке или спорте, способствует развитию полезных качеств.

К началу подросткового возраста дети начинают все больше ощущать потребность в том, чтобы принадлежать к определенной группе. Проявляется реакция группирования: стремление подростков быть в группе сверстников ради общения. Группа создает особое переживание — «чувство Мы», которое играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Если дружеские отношения влияют на развитие доверия, чувствительности и близости, то группы сверстников поощряют детей практиковаться в умении сотрудничать, лидировать, подчиняться и быть преданным сообществу. Главные цели подростка: быть принятым в привлекательную для него группу, нравиться своим ровесникам, быть признанным в своей компании. Отсюда и реакция конформности — стремление ничем не выделяться из среды сверстников, быть «как все»: носить одинаковую одежду, иметь одинаковые увлечения, слушать ту же музыку, смотреть те же сериалы, разговаривать на принятом в группе сленге и т. п. С возрастом подростки становятся более разборчивыми в дружбе, и к концу подросткового возраста происходит снижение числа близких друзей. Отношения с близкими друзьями становятся интимно-доверительными, т.е. более глубокими и устойчивыми, чем раньше.

Родители имеют больше влияния на жизненные ценности и планы подростков, касающиеся их образования. Сверстники же более влиятельны на актуальные и конкретные вопросы: выбор одежды, музыкальных предпочтений, интересов, друзей. Согласно исследованиям, подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, страдают от одиночества, плохо учатся, у них чаще наблюдаются душевные расстройства и случаи девиантного поведения.

Иногда подростка могут привлекать ценности и взгляды одного человека, а не группы. Этот человек может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, звездой кино или спорта, либо кем-то еще, чье поведение восхищает и вдохновляет. Здесь проявляется реакция имитации — подражание определенному лицу или образу. Влияние значимого человека или персонажа, обладает наибольшей силой именно в этот период, когда подросток активно ищет образец для подражания.

Источник

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 15. Отношения со сверстниками

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Твои сверстники.
  2. Твои друзья и товарищи.
  3. История слова друг.

Конформизм это готовность человека изменить свое поведение и установки под давлением большинства.

Референтная группа это группа, чьи взгляды принимает и разделяет человек.

Сверстник человек одинакового с кем-либо возраста, ровесник.

Товарищ — друг или союзник.

Одноклассник — школьный товарищ по классу, учащийся или учившийся в одном классе с кем-нибудь.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]. — М. : Просвещение, 2017.
  2. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.
  3. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. — Минск, 1994.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Люди между собой постоянно общаются: разговаривают, переписываются, отправляют друг другу письма, смс или общаются через интернет. Но общеизвестный факт, что со сверстниками легче общаться, чем со старшими. Всё потому, что с ними вы чувствуете себя на равных.

Со старшими вы всегда выступаете в роли ребёнка. Конечно, нужно уважать возраст старших, прислушиваться к их советам, не обижать и не обижаться, проявлять к ним внимание. Для своих родителей вы всегда будете оставаться детьми.

Читайте также:  Статистика матчей с участием топ клубов РПЛ Химки Зенит Рубин Спартак ЦСКА Уфа Локомотив Арсенал

Ваши сверстники – это ребята, которым примерно столько же лет, сколько и вам. Они живут в разных странах, в больших городах и маленьких посёлках, деревнях. Они взрослеют, размышляют о себе и других, оценивают добро и зло, постигают непростую науку жизни среди таких разных людей. В науке это называется рефлексией.

Среди ваших одноклассников есть мальчики и девочки. Вас объединяют школьные занятия, общие поручения, дела класса. С некоторыми одноклассниками вы становитесь друзьями: вместе проводите свободное время, занимаетесь каким-либо делом, делитесь своими радостями и огорчениями. В психологии группа, чьи взгляды принимает и разделяет человек, называется референтной.

А ещё в вашем классе, может быть, есть ученики, с которыми дружить не хочется. Вы вправе выбирать с кем дружить, а с кем нет. Однако это не значит, что вы можете оскорблять их, дразнить, унижать и игнорировать.

В слова «товарищ» и «друг» не всегда вкладывали современное значение. Слово «товарищ», по мнению некоторых учёных, произошло от термина «товар». Изначально товарищами именовали себя купцы, торговавшие похожим товаром. Чтобы выжить, им приходилось преодолевать трудности и поддерживать друг друга. Позднее слово «товарищ» стало означать «боевой соратник».

От слова «другой», не такой, как вы, произошло слово «друг». Он совсем не обязан думать, как вы, или быть вашей точной копией. Важно, чтобы вы принимали его таким человеком, какой он есть.

В художественной литературе множество примеров настоящей дружбы. Вспомните, повесть Гайдара «Тимур и его команда» или героев Волкова из книги «Волшебник изумрудного города». О дружбе сочиняли стихи такие авторы, как Барто, Измайлов, Высоцкий.

В реальной жизни также встречается настоящая дружба. Обрести надёжных друзей, сохранить крепкую дружбу и самому стать хорошим другом можно только тогда, когда вы поймете, что такое дружба и в чём её ценность для человека. Ведь недаром говорят: «Дружбу водить — так себя не щадить.».

Очень важно научиться отличать отношения между людьми от дружбы.

Ошибочно считать, что друзья должны быть неразлучными или никогда не должны ссориться и критиковать друг друга.

Многие думают, что, другом может стать человек, с которым вы проводите много времени, с кем вам есть о чём поговорить. А ведь дружба – это не только процесс общения. Друзья проверяются годами, можно много лет общаться, да так и не стать друзьями. Поэтому не торопитесь делать вывод, что тот или иной приятель – это уже друг на всю жизнь. И как говорится в пословице: «Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. Какие потребности проявляются в этом виде деятельности?

Ответ: социальные

Пояснение: Чтобы правильно ответить на вопрос задания, необходимо обратиться к теории. Эстетические потребности − это потребности человека в красоте, гармонии, проявляющиеся часто в занятии искусством. Биологические потребности – это потребности, без удовлетворения которых невозможно физическое существование человека. К ним относятся, например, отдых, пища. Необходимость в материальных благах, важных для человека, иллюстрируют материальные потребности. В перечне вариантов ответа остаются только социальные потребности, которые и будут правильным ответом.

Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Поставьте 1, если утверждение отражает факт, и 0, если утверждение выражает мнение.

Плохо, когда подростки не видят разницы между поступками и проступками.

Иногда на «спор» они делают «нечто героическое», вызывающее восхищение друзей.

Надо понимать, что неправомерные действия не являются поступками в героическом смысле этого слова.

Пояснение: Вспомним различия между фактом и мнением. Понятие «факт» является синонимом понятиям «истина», «событие», «результат». Мнения должны содержать отношение автора. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «считалось», «скорее всего», «плохо», «хорошо», «очевидно», «к сожалению» и т.д. Поэтому в тексте, приведённом в данном задании, только первое предложение отражает мнение, остальные – факты.

Источник

§ 8. Общение

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК

Юрий Борисович Левитан

Юрий Борисович Левитан (1914—1983) был известен многим миллионам людей. Но почти все эти люди даже не представляли, как Левитан выглядит, потому что никогда его не видели. Зато хорошо знали его голос — голос редкого тембра и выразительности.

Когда Левитан был вашим ровесником, он жил в городе Владимире, учился в школе, мечтал сниматься в кино и работать на радио. Однако осуществить мечту было не просто. У юноши был особый акцент — провинциальное оканье.

Много сил и времени потребовалось ему, чтобы избавиться от нежелательного произношения. И как итог — он стал «первым голосом» страны, прекрасным диктором.

Ему поручали читать наиболее важные сообщения — те, в которых чувства должны были звучать сильнее, чем слова. Такими были информационные сообщения в годы Великой Отечественной войны. По голосу Левитана люди узнавали о случившемся. Он был взволнованно-скорбным, когда речь шла о потерях, утратах, и радостно-торжественным, когда говорилось о победах и достижениях. Своими интонациями Левитан умел передать и боль, и огорчения, и радость, и торжество. С помощью выразительности своего голоса он общался с каждым радиослушателем, входил в каждый дом и в каждое сердце, заставлял собраться с силами, вселял уверенность, зарождал надежду.

Сила его влияния на людей была поистине легендарной. Одно время даже ходили слухи, будто Гитлер предлагал своим подручным большие деньги за то, чтобы вывезти Левитана в Берлин, что немецкая разведка в бессильной злобе разработала операцию по уничтожению или похищению Левитана, но эти планы были сорваны.

Читайте также:  Секреты запоминания таблицы умножения и символов на уроках математики и окружающего мира занимательные факты

На долю Левитана выпала великая честь — провозгласить Победу нашего народа над фашистами.

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

Многие, наверно, замечали, что со сверстниками иногда легче общаться, чем со старшими. Почему? Дело в том, что со сверстниками мы общаемся на равных, со старшими мы всегда в роли ребёнка. И следует стараться уважать возраст старших, прислушиваться к их слову, не обижать и не обижаться, проявлять к ним внимание. Даже когда вы станете взрослыми, вы будете оставаться детьми для своих родителей и старших сестёр и братьев.

Сколько бы ни было лет младшему ребёнку в семье, он всегда находится в положении того, кто слабее, в положении опекаемого не только родителями, но и старшими детьми. Младшего защищают, учат, передают ему свой опыт, пытаются предостеречь от ошибок. И в этом есть особая прелесть. Ведь недаром многие дети, у которых нет, например, старшего брата, мечтают о нём.

Но в то же время так хочется по отношению к младшему брату или младшей сестре побыть r роли категоричного и строгого родителя! Хочется запретить, приказать, наказать. А младшим приходится терпеть, а часто и обижаться и даже ссориться со старшими.

Да, очень сложно серьёзно и с пониманием относиться к детским вопросам, игре, фантазиям, не смеяться над ними, утешать, разбираться в капризах, понимать неумение, проявлять интерес, чуткость и отзывчивость. Это, к сожалению, получается не всегда и не у всех.

И младшим, и старшим необходимо тепло и внимание. Оно помогает жить, быть здоровыми и жизнерадостными, чуткими и добрыми.

Психолог Э. Шостром от имени родителей обратился к детям. Он назвал своё обращение «Билль о правах родителей». Вот некоторые извлечения из этого документа:

«Мы не были родителями изначально, мы стали родителями в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители мы ровесники вам и не меньше вашего нуждаемся в помощи и поддержке.

Нам бы хотелось, чтобы вы сказали, что вы тоже нас цените, когда мы дарим вам внимание. «Спасибо» — это такой стимул!

. Принимайте иногда наши правила, даже если вы не понимаете их. Будучи взрослыми, мы действительно иногда знаем лучше!

. Взрослые не всегда консервативны, и вы можете научиться любить что-то из того, что мы делаем.

Родители растут так же, как и дети, — по стадиям. Мы будем сильнее несколько лет спустя. Давайте грести все вместе, вместо того чтобы грести врозь».

«Слово — серебро, молчание — золото»

Каждый человек, в том числе тот, который рядом с тобой, так же сложен, как и ты. Он так же раздумывает, обижается, злится, сомневается, радуется. Всегда ли ты можешь понять и разделить его чувства? Намного легче увидеть и понять, что человек делает. Вот он встал, пошёл, взял книгу, стал читать или начал, например, играть на гитаре. А что он в это время чувствует? Хорошо ли ему? Хочется ли побыть одному или, наоборот, ощутить рядом локоть друга? Сразу это понять невозможно.

Следует учиться быть внимательным, подмечать, как и в чём проявляются чувства людей, которые нас окружают, больше слушать других, чем говорить самому. Многие считают лучшим собеседником не того, кто умеет хорошо говорить, а того, кто умеет хорошо слушать.

Однажды в пригородном поезде повстречались две женщины. Они ехали вместе почти два часа. Одна из женщин всё время говорила, другая проронила всего несколько слов и всю дорогу слушала попутчицу, не перебивала, иногда кивала головой в знак согласия. «Давно мне не встречалась такая хорошая собеседница», — сказала первая женщина, прощаясь.

«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать» — эти слова приписывают древнегреческому философу Плутарху. Они живы уже почти две тысячи лет. Видимо, не случайно.

Источник

6 класс. Обществознание. Урок: «Отношения со сверстниками».

Тема: Отношения со сверстниками

Пункт: Ты и другие ребята (стр. 125)

Сформулируйте и запишите понятия

Сверстники – это ____________________________________________________.

Одноклассники – это _________________________________________________.

Друзья – это ________________________________________________________.

Составьте таблицу.

Мне хорошо с одноклассниками потому, что…

Я думаю, что я интересен своим одноклассникам тем, что я …

Мне помогает дружить с одноклассниками…

Мне мешает дружить с одноклассниками…

Задание 3. Составьте таблицу

«Сходства и различия понятий: одноклассники, сверстники, друзья»

Запишите в таблице сходства и различия понятий «одноклассники», «сверстники», «друзья», указав три общие характеристики и по три различия:

Одноклассники

Пункт: Слово не воробей (стр. 126)

Используя текст пункта, составьте схему.

Положительная:

_______________________________________________________________________________________________________

Отрицательная:

_______________________________________________________________________________________________________

Пункт: Какой ты друг (стр. 128)

Используя текст пункта, продолжите и запишите фразы.

Слово «товарищ», по мнению некоторых учёных __________________________

Поначалу товарищами называли себя ____________________________________

А слово «друг» произошло от __________________________________________

Друзья действительно способны ________________________________________

Если ты будешь понимать, что такое дружба _____________________________

К несчастью, под маской дружбы _______________________________________

Из представленного ниже таблицы перечня слов, составьте таблицу

«Средства общения»

В первую колонку таблицы запишите представленные слова, которые мешают дружбе, а во вторую колонку таблицы запишите слова, которые помогают сохранить дружбу.

Что мешает дружбе?

Что помогает сохранить дружбу?

Читайте также:  Демографический кризис в современном мире

Перечень слов:

Доверие, искренность, вспыльчивость, свобода, ненадёжность, честность, равноправие, предательство, обман, милосердие, ложь, надёжность, интерес, зависть.

Проверим себя

Разрешите спор.

Спорят два человека. Один заявляет, что другу надо прощать все его ошибки и заступаться за него в любой ситуации. Кто же поддержит человека, если не друзья? А другой человек возражает: «Не за всё можно простить даже близкого друга. И есть случаи, когда его не стоит поддерживать».

Вопрос: На чьей ты стороне и почему?

Свой ответ поясните.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какой ты друг?

Прочтите пословицы о дружбе, которые представлены на картинке. Выберите наиболее понравившуюся вам пословицу и объясните её смысл.

t1572616081ac.jpg

Пословица — ______________________________________________________.

Смысл пословицы — ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Под схемой составлен перечень качеств человека. Запишите, каким должен быть настоящий друг, и каким может быть мнимый друг:

Настоящий: ________________

Мнимый: _________________

Скромный, злой, завистливый, доброжелательный, равнодушный, хвастливый, добрый, общительный, отзывчивый, жадный, откровенный, самокритичный, уважительный, раздражительный, сдержанный, нахальный, умеющий прощать.

Внимательно рассмотрите рисунки

С кем из этих ребят ты хотел бы дружить, а с кем – нет. Почему?

Свой выбор объясните.

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.Урок с элементами тренинга.
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Корабленко Надежда Сергеевна

обществознание 6 класс.

Урок с элементами тренинга.

Цель: создать условия для формирования знаний и навыков общения с людьми разного возраста.

  • Закрепить знания об общении, полученные на предыдущем уроке; формировать знания об особенностях общения в зависимости от возраста собеседника.
  • Способствовать сплочению коллектива; тренировать навыки работы в группе, умение слушать и слышать, уважение и внимание к собеседнику;
  • Развивать творческие способности.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.doc 49 КБ
obshchenie.ppt 120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание 6 класс.

Тема урока: Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Тип урока: Урок с элементами тренинга.

Цель: создать условия для формирования знаний и навыков общения с людьми разного возраста.

  • Закрепить знания об общении, полученные на предыдущем уроке; формировать знания об особенностях общения в зависимости от возраста собеседника.
  • Способствовать сплочению коллектива; тренировать навыки работы в группе, умение слушать и слышать, уважение и внимание к собеседнику;
  • Развивать творческие способности.
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Мотивация учебной деятельности.
  4. Изучение нового материала:

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

4. Первичное закрепление.

6. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Сегодня мы продолжим тему общения и поговорим об особенностях общения с разными возрастными группами: сверстниками, старшими и младшими людьми. (слайд 1)

Но прежде чем начать, повторим правила нашей работы: (слайд 2)

1. Умейте слушать друг друга.

2. Говорите по существу

3. Проявляйте уважение

То, что происходит на занятии, остается между участниками.

5.Каждый говорит за себя, от своего имени

Стоит говорить не «Все считают, что. «, а «Я считаю, что. » и т.п.

2. Актуализация опорных знаний .

Вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? Что такое общение? (слайд 3)

3.. Мотивация учебной деятельности

Разминка-ледокол «Встаньте те,…»

Я предлагаю вам различные факты. Те, к кому они относятся – встают, остальные – хлопают.

  1. у кого большая семья
  2. у кого много друзей
  3. у кого есть младшая сестра или брат
  4. кто проводит время с бабушкой и дедушкой
  5. у кого есть старший брат или сестра
  6. кто считает себя культурным и воспитанным человеком.

Что мы узнали? Вы видите, что каждого из нас дома и на улице окружают разные люди, разного возраста и с разным характером, и, чтобы взаимодействия с ними приносили радость, нужно научиться правильно общаться.

Возможно, кому-то покажется новым слово «сверстник». Это человек одинакового с кем-либо возраста; ровесник. (слайд 4)

  1. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими .

Сейчас нам нужны 6 добровольцев. (На столе 6 карточек – 3 из них – ситуации, 3 – роли)

Задание: вам нужно передать информацию вашему однокласснику.

  1. ситуация – вы встречаете одноклассника
  2. вы пришли домой к однокласснику, но его не застали, поэтому говорите с его мамой
  3. вместо вашего одноклассника дома была только 6 летняя сестра (брат)

Текст сообщения: Я сегодня был дежурным в классе, поэтому ушёл позже всех. В дверях встретил Александру Павловну, которая сказала, что Екатерина Анатольевна уехала на курсы и завтра на 2 уроке будет математика. А ещё нужно подумать о праздновании 23 февраля и на классном часе высказать своё мнение по этому поводу. (слайд 5 – выводится на экран после того, как участники проиграют ситуации)

Собеседники могут задавать уточняющие вопросы, чтобы понять, запомнить и передать сообщение.

Обсуждение: -что изменилось при передаче одной и той же информации разным людям?

— что нужно помнить, когда вы разговариваете со старшими? Младшими?

4. Первичное закрепление.

Мы с вами научились общаться с людьми разного возраста и можем научить других. Сейчас мы объединяемся в 3 группы по рядам. Задание – создание плаката «Общаясь с…»

  1. группа — … теми, кто младше нас.
  2. группа — … со сверстниками.
  3. группа- … теми, кто старше нас.

Возможные начала разделов: мы помним о…, мы знаем, что…, мы не забываем, что…, мы демонстрируем (показываем)… (слайд 6)

На выполнение задания – 10 минут. Затем представитель или представители от каждой группы презентуют результат.

А теперь обсуждаем результаты.

Рефлексия. Продолжите предложение: Мне приятно общаться, когда мой собеседник…(слайд 7)

Домашнее задание – с.71-74 – читать. В классе и дома – 5 устно. (слайд 8)

Источник