Меню

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Таблица физической подготовленности детей младшего школьного возраста

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Принципы анализа и оценки физической подготовленности младших школьников

Эффективность системы школьного физического воспитания, как и физического воспитания в целом, во многом зависит от грамотного решения комплекса чисто методических вопросов, касающихся адекватной оценки уровня физического развития учащихся, их физической подготовленности и общей физической работоспособности (R. Kraft, 1990; Я. С. Вайнбаум, 1991; Т. Г. Сулимова, 1997; В. И. Лях, 1998).

Как известно, до последнего времени оценка уровня физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ и студентов осуществлялась путем сопоставления фактических значений показателей, избранных в качестве критериев определенных физических качеств, с рекомендуемыми в этом плане нормативами, разработанными на основании анализа однородных по полу, возрасту и уровню двигательной активности выборок обследуемых.

Однако несколько лет назад ряд ведущих специалистов в области теории и методики физической культуры и спорта (Л. И. Лубышева, 1993; В. К. Бальсевич, 1996) высказались против подобного принципа оценки эффективности занятий оздоровительными формами физической культуры как противоречащего процессу их гуманизации, поскольку любое невыполнение нормативов, по их мнению, влечет за собой негативные изменения в отношении учащихся к дальнейшим занятиям. В связи с этим при выставлении учащимся оценки по данной дисциплине было рекомендовано ориентироваться только на динамику параметров, характеризующих уровень развития отдельных физических качеств.

Естественно, с точки зрения гуманизации процесса физического воспитания это в определенной мере оправданно. Однако нельзя не признать, что подобный подход очень далек от научных основ тестирования двигательных качеств, особенно если динамика физической подготовленности оценивается на фоне процесса физического развития, который, как известно, продолжается до 21 года, а по некоторым данным, даже до 25 лет.

Оценка физической подготовленности на практике осуществляется с использованием комплекса тестов, которые должны соответствовать основным требованиям спортивной метрологии. Среди них – надежность (постоянство, воспроизводимость результатов в условиях идентичных многократных измерений), избирательность (способность регистрируемого параметра отражать то, что он призван отражать согласно задаче исследования), емкость (способность давать максимум информации) и объективность (независимость результатов от сопутствующих исследованию факторов).

Из перечисленных требований для контрольных упражнений наибольшее значение имеет избирательность. В теории стандартизации тестов она носит название валидности (П. К. Благуш, 1982).

Валидность теста как объективная мера связи контрольного упражнения с физическим качеством, являющимся результатом специальной подготовки или определенных индивидуальных генетически обусловленных возможностей организма, может оцениваться несколькими способами: путем сравнения с тестом-эталоном, сопоставления с объективными показателями, расчета коэффициента валидности. Описан ряд методических приемов, позволяющих определить валидность контрольных испытаний, в основе которых лежат различные варианты корреляционного анализа критериев физической подготовленности (Л. П. Сергиенко, 2000).

В то же время комплекс критериев, традиционно используемых для оценки уровня развития отдельных физических качеств у самых разных слоев населения – от спортсменов высокой квалификации до лиц пожилого возраста, никогда не занимавшихся спортом, – к сожалению, очень редко оценивается с этих позиций. Вероятно, именно в связи с этим, отмечает Б. А. Ашмарин (1978), результаты кистевой динамометрии до сих пор нередко используются в качестве интегрального показателя силовых возможностей, хотя еще в 1923 году Келог и Мартин показали, что данные показатели не отражают ничего, кроме силы кисти. Столь же проблематична, подчеркивает автор, и возможность ориентации на результаты в беге на 100 м как на критерий скоростно-силовых возможностей у лиц молодого возраста, не занимающихся спортом, а также у спортсменов низкой квалификации, поскольку данные результаты лимитируются уровнем общей выносливости.

Учитывая все вышесказанное, мы сочли необходимым провести специальные исследования, направленные на определение информативности показателей физической подготовленности, используемых в системе тестирования детей младшего школьного возраста. Их результаты мы и приводим ниже.

ИНФОРМАТИВНОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С целью решения поставленной задачи нами было обследовано 1612 детей в возрасте 7-10 лет.

В качестве параметров, определяющих уровень развития отдельных физических качеств, были избраны следующие:

1) силовые возможности:

а) результаты подтягивания на низкой перекладине высотой 90 см;

б) результаты удержания в висе на перекладине;

в) результаты подъема и опускания туловища из положения лежа, руки за голову, ноги закреплены (максимальное число раз);

г) результаты подъема и опускания туловища из положения лежа, руки за голову, ноги закреплены (максимальное число раз в течение 30 с);

д) результаты подъема ног из положения лежа (максимальное число раз);

е) результаты подъема ног из положения лежа (максимальное число раз в течение 30 с);

ж) результаты удержания туловища под углом 40 ° ;

2) скоростно-силовые возможности:

а) результаты метания малого мяча правой рукой;

б) результаты метания малого мяча левой рукой;

в) результаты броска набивного мяча весом 1 кг;

г) результаты прыжка в длину с места;

д) результаты прыжка в высоту по Абалакову;

3) скоростные возможности:

а) результаты в беге на 30 м;

б) результаты в беге на месте в течение 10 с;

в) результаты в челночном беге 3 × 10 м;

г) результаты прыжков на скакалке в течение 20 с;

4) выносливость:

а) результаты теста «пульс/скорость»;

а) результаты теста «наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке»;

б) координация:

а) результаты теста «падение палки»;

б) теппинг-тест на максимальное количество касаний в четырех квадратах (кол-во раз) – квадрат;

в) теппинг-тест для правой и левой руки (кол-во раз)

правая рука, левая рука;

г) теппинг-тест для правой и левой ноги (кол-во раз)

правая нога, левая нога;

д) тест на перекрестную работу рук и ног (кол-во раз)

перекрестная работа;

е) стойка на 1 ноге (с) (Е. Я. Бондаревский, 1967).

Все перечисленные тесты предлагаются разными авторами (К. Р. Фокс, С. Д. Бидл, 1993; В. И. Лях, 1998; Л. В. Волков, 2002 и др.) и описаны в соответствующих пособиях по теории и методике детского и юношеского спорта и в учебных программах, предназначенных для общеобразовательных школ (В. И. Лях, 1998 и др.), в качестве критериев, позволяющих оценивать соответствующие физические качества у детей данного возрастного диапазона.

Решение поставленной задачи применительно к обследуемому контингенту лиц предполагало, прежде всего, установление и анализ тесноты взаимосвязей между различными регистрируемыми критериями физической подготовленности с учетом возраста и пола обследуемых.

При проведении корреляционного анализа в качестве меры зависимости был избран критерий Спирмена.

Как показали полученные данные, у мальчиков и девочек каждой возрастной группы (7, 8, 9 и 10 лет) регистрируются довольно многочисленные статистически значимые взаимосвязи между различными параметрами физической подготовленности. Однако судить по их «набору» об отдельных физических качествах у избранного контингента не всегда представляется возможным. В частности, детальный анализ полученных матриц корреляции показал следующее.

Источник

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Как отмечают М.И.Семенов (1979-1983), Е.П.Ильин (1987, 1989), А.А.Нестеров (1989,1994), В.И.Лях (1990, 1992), В.К.Бальсевич, (1996) и др., в основу принципов реорганизации работы по физической культуре должны быть положены идеи развития личностного и деятельного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-тренировочного процесса на основе применения современных педагогических, психологических и физиологических теорий обучения, воспитания и развития личности.

Несмотря на очевидную научно – практическую значимость, эта проблема в настоящее время ещё недостаточно изучена и требует дальнейшего углублённого изучения. Поэтому исследования в этом направлении являются, актуальными .

Цель исследования — оценить физическую подготовленность школьников младших классов.

Определить показатели физического развития детей.

Выявить динамику изменения результатов физической подготовленности у школьников.

Сравнить полученные результаты согласно возрастным особенностям развития младших школьников.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной средней школы № 3 г. Мирный среди учащихся младших классов. Исследование проходило в два этапа:1 этап — в апреле 2012 года;2 этап — в апреле 2013 года.

В эксперименте принимали участие 24 человека (12 девочек и 12 мальчиков) в возрасте 9-10 лет. На первом этапе у школьников 3 класса было проведено тестирование с использованием контрольных упражнений в форме соревновательной деятельности. Затем повторное тестирование было проведено с интервалом через один год. Для объективности исследования, были соблюдены идентификация и сроки тестирования. Анализ результатов физического развития школьников проходил с помощью изучения личных медицинских карт. По итогам результатов был определен уровень физического развития младших школьников по таблицам соответствующим развитию детей Севера (по Т.В. Волокитиной, Н.И. Никитинской, 1992). В процессе работы было проведено тестирование, сроки, проведения которых соответствуют концу учебного года в школе. Тестирование проходило в условиях спортивного зала и стадиона школы.

Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что начальный уровень физического развития учащихся, соответствует среднему, а именно 4 зоне физического развития.Медицинские карты учащихся, беседы с врачом школы, позволили составить представление о состоянии здоровья обучающихся. Выяснилось, что из 24 человек, только 19,8% (5 чел.) школьников имеют основную группу здоровья, 79,2% (19) — 2 группу.

Читайте также:  Виды таблиц microsoft excel

Сопоставляя средние результаты показателей физического развития мальчиков, следует отметить тенденцию увеличения всех трех показателей, при недостоверном уровне значимости массы тела и окружности грудной клетки. Как показывают исследования [24] и практический опыт, у мальчиков в этом возрасте величина массы тела и окружности грудной клетки увеличиваются в небольших объемах, а так же оправдывает небольшой промежуток времени между срезами (табл. 1).

Таблица 1-Результаты физического развития мальчиков

Источник



Методика определения физической подготовленности детей с 3 до 10 лет

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

Таким образом, ведущей идеей дошкольных образовательных учреждений является формирование здорового ребёнка и на этой базе развитие его духовного потенциала и широкого спектра творческих способностей.

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновления детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка. Укрепление преемственных связей между дошкольным и начальным образованием имеет важное значение для развития всей системы образования в целом. Концепция непрерывного образования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данной ступени образования.

Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей.

Существует множество методик диагностики для определения физической подготовленности детей. Работая в прогимназии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы столкнулись с тем, что нет единой системы определения физической подготовленности, по которым можно проследить уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка с 3 до 10 лет. В диагностических методиках не учитывается принцип преемственности в определении физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. А. Рунова в своей книге “Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет” предлагает для определения физического развития ребёнка-дошкольника 15 диагностических тестов. Г.Н. Сердюковская (1995 г.) — 5 тестов. В.Н. Шебеко (1996 г.) и другие — по 9 тестов. В начальной же школе из всех этих тестов берутся во внимание только 6. Всё остальное проходит через изучение техники выполнения элементов. Нет преемственности и в последовательности нормативов одних и тех же тестов у дошкольников и младших школьников. В тестах нет единой системы определения норм и результатов.

Резкие контрасты условий детского сада и школы приводят к ослаблению здоровья, психологическим травмам детей, что ведёт к более длительному адаптационному периоду, так как организм и психика ребёнка ещё не приспособлены к условиям школы.

В условиях прогимназии, в едином образовательном пространстве с детьми дошкольного и младшего школьного возраста работает один специалист. Поэтому проблема проведения диагностических тестов, определение качественной оценки физической подготовленности, развития и достижений детей, отсутствие единой программы , по которой можно определить динамику физического развития каждого ребёнка перед нами встала особенно остро.

Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой цель: опираясь на “Комплексную программу физического воспитания 1-11 классов” (Авторский коллектив В.А. Лях, Л.Б. Кофман), на диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста М.А.Руновой, Г.Н.Сердюковской, разработать единую систему физической подготовленности детей для нашего учреждения, где будет прослеживаться развитие ребёнка с 3 до 10 лет.

На основании оценки физической подготовленности изучаются особенности моторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Всё это даёт возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях данного учреждения.

При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться на следующие факторы:

  • степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
  • умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
  • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;
  • общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.

Начиная со второй младшей группы и до третьего класса, нами разработана единая диагностика, что позволяет выявить динамику физической подготовленности по идентичным показателям (приложение 1). При этом не нарушается структура основных образовательных программ детского сада и школы.

Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Предлагается перечень тестов общих для дошкольников и школьников.

1. Тест на определение скоростных качеств:

Быстрота — способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

2. Тест на определение координационных способностей:

Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

3. Тест на определение выносливости:

Выносливость — способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость — определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

Читайте также:  Пензенская область цифровой код 58 таблица серий

4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

5. Тест на определение гибкости:

Гибкость — морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.

Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.

Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины — перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

6. Тест на определение силовых способностей:

Сила — способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

Метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок.

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования:

  • прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
  • перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
  • гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
  • беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.

Всё оборудование имеется в нашем учреждении и в любом другом учебном учреждении города и республики, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного и младшего школьного возраста.

При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая медицинская сестра.

Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

Во время тестирования важно учитывать:

  1. индивидуальные возможности ребёнка;
  2. особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.

Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования (приложение 2). В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка (приложение 3). По индивидуальной карте прослеживается физическое развитие ребёнка с 3 до 10 лет и корректно сообщается родителям каждого ребёнка , подводится итог в конце каждого года.

Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения (М.А. Рунова), большая часть детей дошкольного возраста (60%) постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети (10%) остаются пассивными и инертными.

Работая по данной системе, мы достигли следующих результатов:

  • по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленности ребёнка с 3 до 10 лет.
  • в процессе работы по данной системе, увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности. Так как уменьшилось количество тестов, поэтому основное внимание мы уделяем технике выполнения упражнений. При правильной технике всегда улучшается результат (приложение 4).
  • тесты позволяют выявить уровень развития движений и физических качеств у детей с 3 до 10 лет, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
  • мы можем определить способности и возможности каждого ребёнка и индивидуально обсудить это родителями.
  • тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоение программы каждого ребёнка.

Исходя из всего сказанного, мы пришли к выводу, что назрела необходимость в выработке единого подхода и единых нормативов для определения физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в нашем регионе.

  1. М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.
  2. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.
  3. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.
  4. И.А. Чаленко, “Современные уроки физкультуры в начальной школе”- Ростов Н/Д.: Феникс, 2003-256с.
  5. Б.Н. Минаев, “Основы методики физического воспитания школьников”: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Просвещение, 1989-222с.
  6. Журналы “Спорт в школе”, 1996.

Источник

Физическая подготовленность детей младшего школьного возраста

Физическая подготовленность детей младшего школьного возраста

Физическая подготовленность является составной частью физического состояния школьников. С рождения ребёнок наделён соответствующей совокупностью физических потенций, заложенных в него наследственными программами индивидуального развития. В ходе биологического созревания органов, структур организма, личные потенции развиваются, определяя различные физические свойства человека.

Рассматривая организм как единое целое, следует отметить взаимосвязь физических качеств и антропометрических данных в процессе онтогенеза. Исследования В.Н. Зациорского (1964), А.А. Гужаловского (1971), З.И.Кузнецовой (1975), свидетельствуют об их тесной взаимосвязи. Установлено, что связь между показателями роста тела и физической подготовленности в младшем школьном возрасте слабая, но с годами усиливается. Тотальные размеры оказывают влияние на физическую подготовленность примерно до 16 лет, в дальнейшем степень их влияния уменьшается.

Различия в уровне физической подготовленности мальчиков и девочек младшего школьного возраста незначительны. Девочки 7 – 8 лет по быстроте и силе несколько уступают мальчикам этого же возраста. В 9 – 10 лет эти показатели начинают выравниваться, девоч ки приближаются к мальчикам и по уровню спортивных результатов. Двигательные возможности и тех и других в эти годы становятся примерно равными, поэтому большой необходимости комплектовать группы начальной подготовки по половому признаку нет.

Любое физическое упражнение требует проявления комплекса двигательных качеств, причём в зависимости от педагогической задачи (обучение, совершенствование, тренировка) двигательные качества проявляются в разной степени и в разных сочетаниях. В практике физического воспитания принято условное разделение средств по преимущественной направленности на развитие выносливости, быстроты, силы и других способностей.

Наиболее благоприятный период развития физических способностей человека приходится на школьный возраст, в течение которого в организме детей происходят значительные морфофункциональные изменения. При этом темпы естественного прогрессирования физических качеств в различные периоды онтогенеза не одинаковы. Они во многом зависят от закономерностей биологического становления организма на различных возрастных этапах. Установлено, что не на каждом из них можно получить одинаковый эффект от тренировочного воздействия. Наибольшие приросты отмечаются, когда целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений приходится на так называемые сенситивные периоды развития физических качеств.

Читайте также:  Что обязательно должно быть для создания сводной таблицы

Возрастную динамику развития физических качеств детей исследовали Э.С. Вильчинский; Л.В. Волков; А.А. Гужаловский; Б.В. Сермеев; В.С. Фарфель; Н.А. Фомин, В.П. Филин и др.

Исследования В.И. Ляха показали, что младший школьный возраст является одним из наиболее благоприятных для развития координационных способностей. Дети демонстрируют все проявления ловкости: точности, в точности и быстроте, в точности и быстроте при изменяющейся ситуации, согласованности выполняемых движений.

Шлемин А.М. указывает на необходимость развивать равномерно все физические качества, акцентируя внимание в семь лет на быстроту одиночных движений, гибкость, ловкость, статическую силу мышц туловища; в восемь-девять лет – на быстроту, ловкость, статическую силу мышц туловища.

Для детей младшего школьного возраста характерен низкий уровень развития силовых и скоростно-силовых возможностей. При развитии силы в младшем школьном возрасте необходимо очень осторожно относиться к использованию силовых упражнений, поскольку детский скелет обладает функциональной «податливостью» к деформации под воздействием внешних отягощений. В связи с этим в целостном педагогическом процессе физического воспитания младших школьников рекомендуется использовать комбинирование упражнений, чередовать между собой упражнения на воспитание выносливости и упражнения на воспитание скоростно-силовых способностей.

В тоже время под влиянием направленных педагогических воздействий наиболее интенсивно развиваются координация и быстрота движений, гибкость и выносливость к продолжительным умеренным нагрузкам. Кроме того, в младшем школьном возрасте развитие быстроты благоприятно сочетается с приростом скоростно-силовых качеств. При этом возрастает не только скорость движений в относительно несложных по координации движениях, но повышается также быстрота освоения новых двигательных действий.

Скоростные способности определяются временем двигательной реакции, быстротой одиночных движений и частотой движений. Наибольшее уменьшение времени реакции под влиянием систематической тренировки отмечено у детей 9 – 12 лет. Наибольшая эффективность развития скорости одиночных движений установлена в 9 – 13 лет. Максимальная частота движений в младшем школьном возрасте характеризуется высокими темпами развития, но не достигает уровня развития людей 18 – 20 лет.

На протяжении младшего школьного возраста функциональные возможности организма ребёнка увеличиваются. Физиологические механизмы, обеспечивающие быстрое развитие выносливости и способности поддерживать кондиционное состояние вообще, проявляются, прежде всего, в расширении резервных возможностей большинства систем организма. В 9 – 11 лет увеличиваются аэробные возможности организма, отмечается прирост физической работоспособности и максимального потребления кислорода. Данный факт подтверждает сведения о высокой относительной выносливости младших школьников к физическим нагрузкам умеренной мощности. Известно, что дети 8 – 10 лет хорошо справляются с бегом на большие дистанции. У большинства мальчиков 8 лет за счёт специальных упражнений можно в течение года достичь прироста выносливости на 20 %. У девочек аэробные возможности в этом возрасте развиты слабее, затраты на одну и ту же работу оказываются более высокими.

Вопрос воспитания гибкости у младших школьников требует особого внимания. Морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата в детском возрасте обусловлены хорошей степенью подвижности всех его звеньев, высокой эластичностью связочного аппарата. Одним из условий развития гибкости является постоянное увеличение нагрузки на костную, хрящевую, мышечную системы растущего организма, что способствует сохранению способности к гибкости.

По мере формирования организма гибкость изменяется неравномерно. Подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается в возрасте 7 – 14 лет. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает в 7 – 10 лет, а у 11 – 13 летних детей значительно уменьшается. Наряду с этим в младшем школьном возрасте интенсивно повышается подвижность плечевого и тазобедренного суставов. Развитие околосуставных тканей, изменение структуры сухожилий, укрепление мышц начинается после восьми лет. Высокая эластичность связочного аппарата, подвижность в суставах обеспечивают технически правильное выполнение элементов спортивного плавания .

Так как уровень развития гибкости у девочек выше, чем у мальчиков, к девочкам надо предъявлять более высокие требования в упражнениях на развитие гибкости, одинаковые же с мальчиками нагрузки не будут давать должного тренирующего эффекта. Следует отметить, что мальчики девятилетнего возраста обгоняют девочек в развитии силовых возможностей и скоростно-силовых качеств, а девочки – в развитии гибкости. Поэтому упражнения, направленные на совершенствование этих качеств, и особенно их дозировка должны быть разными.

Источник

Антропометрические показатели детей младшего школьного возраста

Оценка гармоничности физического развития учащихся младших классов, основные соматометрические показатели, индексы физического развития, которые позволили судить о гармоничности физического развития учащихся младших классов в течение нескольких лет.

Рубрика Спорт и туризм
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 01.03.2019
Размер файла 21,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОУ ВПО «Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова»

Институт естественных наук и технологий

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Фаркова А.А., Шагров Л.Л.

г. Архангельск, Россия

Аннотация

В статье представлены результаты антропометрического обследования детей младшего школьного возраста. Цель исследования заключалась в оценке гармоничности физического развития учащихся младших классов в течение длительного времени. Обследование проводилось четыре года у одних и тех же детей младшего школьного возраста. В группу вошли дети обоих полов из разных классов. Оценивались основные соматометрические показатели, рассчитывались индексы физического развития, которые позволили судить о гармоничности физического развития учащихся младших классов в течение нескольких лет.

Результаты антропометрического обследования и расчет индексов показали, что в течение первых четырех лет обучения уменьшается количество школьников, имеющих гармоничное физическое развитие.

Ключевые слова: школьники, индекс Кетле, индекс Пинье, индекс Эриссмана, индекс Вервека, соматометрические показатели

Farkova A.A., Shagrov L.L. Anthropometric characteristics primary schooi age children

The article presents the results of anthropometric survey of children of primary school age. The purpose of the study was to estimate the balance of the physical development of junior classes for a long time. The survey was conducted for four years at children of primary school age. The group included children of both sexes from different classes. Evaluated the main somatometric indicators calculated indices of physical development, that allowed to judge the harmony of the physical development of junior classes for a few years. The results of the survey and calculation of anthropometric indices revealed that during the first four years of education reduces the number of students having a harmonious physical development.

Key words: students, Quetelet index, Pine index, Erissmana index, Verveka index, somatometric indicators

Ведущим критерием состояния здоровья детского организма является физическое развитие, уровень которого в значительной степени определяется экологическими и социально-экономическими условиями жизни [1]. Формирующаяся часть популяции наиболее чувствительна к факторам окружающей среды, поэтому в настоящее время актуальным является изучение особенностей физического развития детей и подростков, проживающих в экстремальных условиях. К таким регионам относятся промышленные города с высоким уровнем антропогенной нагрузки.

Архангельск, являясь одним из центров лесной промышленности Европейского Севера, характеризуется высоким индустриальным потенциалом, следовательно, и высоким уровнем техногенной нагрузки на окружающую среду.

Особое внимание развитие детей привлекает к себе в кризисные периоды жизни. Один из таких периодов приходится на начало обучения в школе. С поступлением детей в школу экстремальные условия жизни осложняются специфическими «школьными» факторами, требующими дополнительного напряжения функциональных систем организма. Исследования, проведенные в центральных регионах России, показывают, что первый год обучения ребенка в школе является самым трудным, процесс адаптации к школьному режиму у многих детей замедлен и протекает сложно [4].

Цель работы: наблюдение за показателями физического развития детей младшего школьного возраста, проживающих в городе Архангельске.

Материал и методы исследования

В течение четырех лет под наблюдением находилась группа из 35 школьников с нарушениями двигательной активности (22 мальчика и 13 девочек), с рождения проживающих в г. Архангельске и обучающихся в средней общеобразовательной школе №8 для детей с ограниченными возможностями. Обследования проводили в начале учебного года у детей в возрасте от 8 до 11. У испытуемых определяли основные соматометрические параметры: длина тела (ДТ), масса тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК — пауза) и спирометрия.

Были рассчитаны следующие индексы физического развития:

ИК=МТ (кг):ДТ 2(м)*100,

ИП = ДТ(см) — (МТ(кг) + ОГК(кг).

Статистическая обработка материала была проведена при помощи прикладных программ SPSS.Statistics.v20 и включала в себя получение описательных данных (средние, стандартные отклонения, доверительный интервал). Достоверность различий оценивали критерию Mann-WhitneyU-test. Статистически достоверным принимали уровень различий при p

© 2000 — 2021, ООО «Олбест» Все права защищены

Источник

Adblock
detector