Меню

Педагог педагогическая деятельность в сфере дошкольного начального общего основного общего среднего общего

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования таблица

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 октября 2013 г. N 544н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ, УЧИТЕЛЬ)».

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293),

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Министр М.А. ТОПИЛИН

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)

I. Общие сведения

Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)

2320 Преподаватели в средней школе 3320 Персонал дошкольного воспитания и образования
2340 Преподаватели в системе специального образования 3330 Преподавательский персонал специального обучения
3310 Преподавательский персонал начального образования
(код ОКЗ ) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

80.10.1. Услуги в области дошкольного и начального общего образования
80.21.1. Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования
(код КВЭД ) (наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень
квалификации
наименование код уровень
(подуровень)
квалификации
A Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования 6 Общепедагогическая функция. Обучение A/01.6 6
Воспитательная деятельность A/02.6 6
Развивающая деятельность A/03.6 6
B Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ 5–6 Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования B/01.5 5
Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования B/02.6 6
Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования B/03.6 6
Модуль «Предметное обучение. Математика» B/04.6 6
Модуль «Предметное обучение. Русский язык» B/05.6 6

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2320 Преподаватели в средней школе
2340 Преподаватели в системе специального образования
3310 Преподавательский персонал начального образования
3320 Персонал дошкольного воспитания и образования
3330 Преподавательский персонал специального обучения
ЕКС Учитель
Воспитатель
ОКСО 050000 Образование и педагогика

3.1.1. Трудовая функция

3.1.2. Трудовая функция

3.1.3. Трудовая функция

3.2. Обобщенная трудовая функция

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2320 Преподаватели в средней школе
2340 Преподаватели в системе специального образования
3310 Преподавательский персонал начального образования
3320 Персонал дошкольного воспитания и образования
3330 Преподавательский персонал специального обучения
ЕКС Учитель
Воспитатель
ОКСО 050000 Образование и педагогика

3.2.1. Трудовая функция

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

3.2.2. Трудовая функция

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

3.2.3. Трудовая функция

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

3.2.4. Трудовая функция

Модуль “Предметное обучение. Математика“

3.2.5. Трудовая функция

Модуль “Предметное обучение. Русский язык“

IV. Сведения об организациях-разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования города Москвы “Московский городской
психолого-педагогический университет“

Ректор Рубцов Виталий Владимирович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109

Общероссийский классификатор занятий. (вернуться к тексту)

Базовая группа 2320

Преподаватели в средней школе

Преподаватели, образующие эту базовую группу,осуществляют обучение различным предметам по программам основного общего,среднего (полного) общего и начального профессионального образования вобщеобразовательных школах и других учебных заведениях.

Их обязанности включают:
– разработку, изменение и обеспечение выполненияучебных программ по различным предметам в соответствии с учебным планом играфиком учебного процесса;
– чтение лекций, проведение уроков ипрактических занятий по одному или нескольким предметам с целью образовательнойили профессиональной подготовки, включая частные занятия; – использование разнообразных, эффективных форм,приемов и методов обучения, проведение индивидуальных занятий с обучающимися,организацию и контроль их самостоятельной работы;
– проведение зачетов и экзаменов с целью оценкистепени освоения обучающимися учебных программ;
– формирование у обучающихся профессиональныхумений и навыков, соблюдение требований безопасности труда в учебном процессе иво время прохождения производственной практики;
– участие в организации образовательныхпроцессов, деятельности методических объединений и других формах методическойработы;
– осуществление программ обучения взрослогонаселения;
– поддержание связи с родителями обучающихся илилицами, их заменяющими;
– организацию внешкольной деятельности учащихся,в частности, работы художественных, дискуссионных клубов, оказание имсодействия;
– составление отчетов и другой документации,связанной с их педагогической работой;
– выполнение родственных по содержаниюобязанностей;
– руководство другими работниками.

Примеры профессий, входящих в данную базовуюгруппу:

Учитель (русский язык и литература)

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. (вернуться к тексту)

80.21.1 Основное общее образование

Эта группировка включает:
– основное общее школьное образование, являющееся базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, связанное с обязательным посещением занятий в общеобразовательных учреждениях (школе, школе-интернате, лицее, гимназии и др.)
– основное общее школьное образование, получаемое одновременно с начальным профессиональным образованием (средние музыкальные, хореографические, художественные школы, школы искусств и т.п.)

Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования“ (зарегистрировано в Минюсте России 6 октября 2010 г. N 18638). (вернуться к тексту)

III. Должности педагогических работников
Учитель

Должностные обязанности. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Читайте также:  Этапы гражданской войны 1917 1922 таблица и участники

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию; школьную гигиену; методику преподавания предмета; программы и учебники по преподаваемому предмету; методику воспитательной работы; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним; средства обучения и их дидактические возможности; основы научной организации труда; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию. (вернуться к тексту)

Источник

Профессиональные

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

(наименование вида профессиональной деятельности)

Преподаватели в средней школе

Преподаватели в системе специального образования

Преподавательский персонал начального образования

Преподавательский персонал специального обучения

Отнесение к видам экономической деятельности:

Дошкольное образование (предшествующее начальному общемуобразованию)

Основное общее образование

(наименование вида экономической деятельности)

Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта

Источник



«Профессиональный стандарт педагога в ДОУ»
материал

Стешова Надежда Вячеславовна

«Профессиональный стандарт педагога в ДОУ»

Скачать:

Дошкольное образование Начальное общее образование Основное общее образование Среднее общее образование
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
Вложение Размер
professionalnyy_standart_pedagoga_v_dou.docx 185.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессиональный стандарт педагога в ДОУ»

2013 году был утвержден профстандарт педагога на всех уровнях образования. В силу данный документ вступил с 1 января 2017 года.

Стандарт — это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ). Профстандарт объединил в себе требования к педагогам всех ступеней образования, которые сегодня представлены в федеральном государственном образовательном стандарте и в квалификационных характеристиках должностей работников образования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н (зарегистрирован в Минюсте России 06 октября 2010 г. №18638).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

• работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;

• при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;

• при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;

• при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;

• при разработке штатного расписания для определения наименования должностей;

• образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

• при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Во-первых, чтобы определить квалификацию работника и обязанности по соответствующей должности. При этом профессиональный стандарт – более подробный документ, чем квалификационный справочник.

Во-вторых, при разработке образовательных программ:

• профессионального образования (ч. 7 ст. 11 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

• профессионального обучения (ч. 8 ст. 73 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

• дополнительного профессионального образования (ч. 9 ст. 76 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту.

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам, узким специалистам) сейчас применяется 2 вида стандартов:

• ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;

• Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников.

Цели профессионального стандарта:

• Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования;

• Установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности;

• Разработка системы оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу, при аттестации, планирование карьеры и в профессиональной деятельности.

Стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) » установлено, что

в функции педагога входят:

— разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

— осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

— участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

— планирование и проведение учебных занятий;

— систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

— организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

— формирование универсальных учебных действий;

— формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

— формирование мотивации к обучению;

— объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

В профстандарте педагога представлены требования к педагогу дошкольного образования — воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.

Чтобы выполнять возложенные на специалиста задачи, согласно профстандарту воспитателя 2018, он должен обладать определенными навыками и знаниями, а наибольшую сложность вызывает воспитательная функция, которая требует от педагога умения управлять индивидуальной и групповой деятельностью детей, анализировать состояние детского коллектива, формировать психологически комфортную среду, защищать достоинство и интересы воспитанников, эффективно взаимодействовать с другими педагогами. Следовательно, для успешной реализации организаторской, образовательной и воспитательной функций воспитатель должен соблюдать нравственные, этические и правовые нормы, для чего ему необходимо знать: действующие законодательные формы в сфере защиты прав детей и работы с ними; основы детской психологии, закономерности развития детей, общие кризисные точки; базу психодидактики; принципы эффективного достижения целей в ходе реализации образовательной деятельности; апробированные педагогические технологии, методики и приемы.

К педагогу дошкольного образования профстандартом предъявляются следующие требования:

• в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

• в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации;

• в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста.

• видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметных, познавательно-исследовательских, игры (ролевых, режиссерских, с правилом), продуктивных; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

• конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;

• образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

• Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом, продуктивная; конструирование), создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства.

• Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации.

• Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения.

• Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).

• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

• Владеть ИКТ-компетентностью, необходимой и достаточной для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

• Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

• Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания.

• Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

• Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

• Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования).

Педагог дошкольного образования должен:

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенцией, необходимой и достаточной для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

В профстандарте педагога используются следующие понятия:

компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности;

трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых технологическим процессом и предполагающий наличие необходимых знаний и умений (компетенций) для их выполнения;

условия труда — совокупность факторов производственной среды и технологического процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Источник

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования таблица

от 18 октября 2013 года N 544н

(с изменениями на 5 августа 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минтруда России от 5 августа 2016 года N 422н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.08.2016, N 0001201608230049).

2. Установить, что профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Пункт 2 настоящего приказа применяется с 1 января 2017 года — приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 года N 1115н.

в Министерстве юстиции

6 декабря 2013 года,

регистрационный N 30550

____________________________________________________________________

Настоящий профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года — см. пункт 2 настоящего приказа.

— Примечание изготовителя базы данных.

В Настоящий профессиональный стандарт с 3 сентября 2016 года приказа Минтруда России от 5 августа 2016 года N 422н. — См. предыдущую редакцию.

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

I. Общие сведения

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее общее образование

(наименование вида профессиональной деятельности)

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)

Преподаватели в средней школе

Персонал дошкольного воспитания и образования

Преподаватели в системе специального образования

Преподавательский персонал специального обучения

Преподавательский персонал начального образования

Отнесение к видам экономической деятельности:

Услуги в области дошкольного и начального общего образования

Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

уровень (подуровень) квалификации

Педагогическая деятельность по проектированию

Общепедагогическая функция. Обучение

и реализации образовательного процесса в

организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования

Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования

Модуль «Предметное обучение. Математика»

Модуль «Предметное обучение. Русский язык»

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования

Заимствовано из оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей

Требования к образованию и обучению

Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

Требования к опыту практической работы

Требования к опыту практической работы не предъявляются

Особые условия допуска к работе

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

Источник

ГБДОУ детский сад № 85 Калининского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Профессиональные стандарты

Профессиональный стандартхарактеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности или выполнения трудовой функции (ч.2 ст.195.1 ТК РФ).

Под применением профстандартов понимают использование их положений в организации деятельности образовательной организации, в том числе:

  • при приеме на работу для определения квалификации работника;
  • при аттестации для определения соответствия занимаемой должности;
  • при направлении работников на дополнительное профессиональное образование для определения вида обучения;
  • при разработке должностных инструкций для определения трудовых действий и требований к знаниям, умениям;
  • при разработке штатного расписания для определения наименования должностей.

Профессиональный стандарт

Профессиональный стандарт педагога ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.

Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  • ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • Профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.

Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 27.05.2015 № 536 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В МИНИСТЕРСТВЕ образования и науки Российской Федерации работы по разработке и применению профессиональных стандартов в сфере образования и науки на 2015-2018 годы

  • ПРИКАЗ МИНТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ ОТ 10.01.2017 № 10Н

Все работники образовательной организации должны соответствовать требованиям квалификационных справочников или профессиональных стандартов (ч.1 ст.46 , ч. 1,2 ст.52 Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ):

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550);

Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 №38994);

Приказ Министерства труда России
от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог — психолог(психолог в сфере образования)»

Приказ Минтруда России от 06.05.2015 №276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 №37509);

Перечень нормативно-законодательных актов РФ

— Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

— Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

— Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

— Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации

— ч.1 ст.46. Право на занятие педагогической деятельностью

-ч. 1,2 ст.52. Иные работники образовательных организаций

▪ Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации»

▪ ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 12.05.2016 №09-1086 «О ЕДИНЫХ ПОДХОДАХ К ПОДБОРУ И НАЗНАЧЕНИЮ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»;

▪ ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 10.08.2015 №08-1240 «О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ

РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»;

▪ ПИСЬМО Минобрнауки РФ от 03.03.2015 №08-241 «О переносе срока применения профстандарта педагога»;

▪ Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;

▪ ПИСЬМО Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) РФ от 12.02.2016 №09-ПГ-МОН-814 «О рассмотрении обращения»;

▪ «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по

вопросам применения профессиональных стандартов»);