Меню

Педагогическая задача и педагогическая ситуация

Педагогическая задача и педагогическая ситуация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая задача и педагогическая ситуация- сравнение.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая задача и педагогическая ситуация»

Что такое профессиональная задача?

Профессиональная задача- это конкретные пути достижения профессиональной цели.

Виды и характеристика педагогических задач?

-стратегические — для них характерна масштабность, отсроченность во времени, дальние и средние достижения (сформировать у подростков гражданскую позицию)

-тактические — для них характерны: определенный вид деятельности и перестройка взаимоотношений между обучающимися, возникает в конкретной ситуации (как побудить детей участвовать в спектакле)

-оперативные — для них характерны ограниченность во времени (конфликтные ситуации).

Каково значение профессиональной задачи в педагогической деятельности?

Педагогическая деятельность может быть представлена как последовательное решение множества задач разного уровня сложности.

Определение «задача» и «профессиональная задача»?

Задача- это проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь

Профессиональная задача- конкретная цель профессиональной деятельности, отражающаяся в виде поэтапного преодоление педагогом противоречий между проблемной ситуацией и способами решения это ситуации.

Что такое педагогическая ситуация? Примеры с детьми.

Педагогическая ситуация — составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в данный момент и в данных условиях. Пример:

Ситуация 1: Конец учебного дня. Учитель сопровождает класс в раздевалку, ученики балуются и кричат. На сказанные в шутку слова учителя о возможном наказании, одна из девочек спрашивает:«Побьёте?» На вопрос учителя, почему она так думает, она отвечает: «Наказывают – значит бьют».Учитель в шоке, ведь девочка из благополучной семьи, её родители – порядочные люди, однако она даже не понимает, что сказала, воспринимая это как нечто обыденное.

Оценка:
Конечно, девочка могла и просто пошутить, однако пятый класс – ещё не возраст для подобных шуток. Учитывая характеристики её семьи варианта два – либо родители очень умело показывают себя добрыми и хорошими людьми, не являясь таковыми на самом деле, либо же это – влияние кого-то из подружек или телевидения и интернета.

Прогнозирование:
Правили заложившиеся в этом возрасте, сохраняются в подсознании человека на всю жизнь, поэтому тенденция складывается довольно тревожная. В будущем девочка может связаться с плохой компанией и вырасти жестокой и злой на весь мир.

Решение:
На месте учителя я бы тщательнее присмотрелся к её семье, провёл беседу с родителями и порекомендовал им получше следить за кругом общения дочери и тем, что она смотрит. С самой девочкой – провёл бы разговор на тему наказания и взаимоотношений, чтобы дать ей понять, что в жизни всё ещё есть много хорошего.

Учитель вызывает не самого лучшего ученика к доске. Он долго пытается вспомнить то, что у него спрашивают. Ученики посмеиваются, глядя на него, он сначала краснеет, смущается, и вдруг не выдерживает и, крикнув, что материал чересчур сложный, ему с ним не справиться, и вообще он хочет, чтобы его оставили в покое, в слезах выбегает из класса.
Оценка
Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них разовьются такие негативные черты характера, как эгоизм и жестокость. Так же, учителю не стоило держать ученика у доски так долго. Увидев, что от него невозможно добиться результата, следовало сразу посадить его на место, а не продлять его конфуз перед сверстниками.
Прогнозирование

Учитывая истерическую реакцию в конце, можно предположить, что у мальчика либо расшатаны нервы, либо его довело до этого некое внутреннее состояние (например — стыд потому, что в классе находится объект его симпатии), в первом случае есть опасность, что он станет неврологическим больным. В дальнейшем такое отношение сверстников и учителя может привести к озлоблению самого мальчика и, как следствие, множественным неудачам в его личной жизни
Решение

Чтобы восстановить гармонию отношений в классе, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе. Для этого надо дать ученику специальное задание, например творческое, знакомство с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. К тому же, стоит дать ученикам понять, что они не имеют права издеваться над более слабыми людьми, а самому учителю пересмотреть свои методы контроля знаний.

Источник

Педагогическая задача: пример и решение

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие педагогической задачи

Педагогическая задача – это определенная осмысленная педагогическая ситуация, имеющая конкретную цель, направленную на познание и преобразование действительности.

В настоящее время выделяют три основных подхода к пониманию сущность педагогической задачи:

  • Педагогическая задача – это прогрессивные изменения знаний, умений и отношений учащихся.
  • Педагогическая задача – это планируемые эффекты развития, продвижения и роста учащихся, которые проявляются в формировании способностей успешно решать разнообразные жизненные ситуации и проблемы.
  • Педагогическая задача – это некая знаковая модель определенной педагогической ситуации, которая изменяется в соответствии с логикой поставленной цели реализуемого педагогического процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

В настоящее время различают следующие педагогические задачи:

  1. Стратегические задачи (сверхзадачи) – выражают общую цель воспитания, которая формируется в эталонных представлениях о том, какие качества должны быть сформированы у ребенка в рамках педагогического процесса.
  2. Тактические задачи – предусматривают направленность на получение определенных результатов воспитания, приуроченных к конкретному этапу педагогического процесса.
  3. Оперативные задачи – представлены ближайшими и текущими задачами, которые встают перед педагогом непосредственно в момент педагогической деятельности.

Алгоритм решения педагогической задачи

Процесс решения педагогической задачи проходит последовательно несколько этапов:

Осуществление анализа педагогической ситуации:

  • Оценка условий, в которых реализуются педагогические действия
  • Предвидение и объяснение наблюдаемых педагогических явлений
  • Принятие эффективных диагностических решений
  • Осуществление диагностики детского коллектива или отдельной личности
  • Прогнозирование полученных результатов воспитания и обучения, ответных реакций.

Планирование и целеполагание. Целеполагание предусматривает проверку имеющихся исходных предложений и полученных результатов, а также проектирование реализуемого педагогического воздействия.

Конструирование и последующая реализация педагогического процесса. Обоснованный выбор разнообразных видов деятельность учащихся, управление педагогическим процессом и действиями учащихся во время него.

Коррегирование и регулирование – предусматривают оценку неуспешности или успешности реализуемого педагогического процесса и действий, при необходимости осуществление их корректирования и коррегирования.

Осуществление итогового контроля и учета полученных результатов. Решение любой педагогической задачи должно обязательно заканчиваться осуществлением итогового учета и сопоставления с исходными данными, анализом достижений и недостатками педагогических действий, эффективности использованных методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.

Пример и решение некоторых педагогических задач

Пример 1. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: Привить детям бережное отношение не только к собственным вещам, но и к вещам других людей. Уметь не просто видеть, но и ценить прекрасное, сохранять и оберегать его.

Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Каждый ребенок от рождения небрежно относится не только к своим вещам, но и к вещами других людей, имеет некоторую жестокость к окружающему миру. Это связано с тем, что такие качества как бережливость необходимо целенаправленно и методично воспитывать в каждом ребенке, начиная как можно раньше. Взрослый должен обращать внимание ребенка на его отрицательные поступки, разбирать каждый поступок, его причины и последствия.

Читайте также:  Графит история и свойства минерала

Кроме того, необходимо собственным примером показывать детям как следует поступать по отношению к своим и чужим вещам, окружающему миру. Родители и воспитатели должны показать ребенку, какого труда стоит создание вещи, какую ценность она представляет для своего хозяина. Для формирования бережного отношения к окружающему миру следует показать его значимость в жизни людей и непосредственно данного ребенка.

В образовательных учреждениях помимо устных объяснений и собственного примера, педагог должен осуществлять совместную работу с детьми в групповом уголке, на пришкольном участке и т.д. Все это поможет не только на словах объяснить, но и на практике привить уважение и бережное отношение к вещам и окружающему миру. Так как дети будут иметь возможность почувствовать красоту окружающего мира, ту радость, которую он дарит людям.

Пример 2. (В. А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).

Педагогическая задача: привить детям любовь к получению знаний, придать им уверенность в собственных силах и умениях, сформировать стойкий интерес ко всему окружающему.

Решение задачи, предложенное В.А. Сухомлинским: Способов решения данной задачи огромное множество, каждый педагог должен выбрать один метод, который на его взгляд будет эффективным в работе с детьми, либо же совокупность нескольких методов.

Процесс формирования любви к процессу обучения закладывается еще в дошкольном детстве, важно не оттолкнуть ребенка от получения знаний. Для этого следует проводить все занятия с дошкольниками в интересной форме и в благоприятной психологической атмосфере, например, занятия на природе, встречи с интересными людьми и т.д.

Помимо атмосферы и обстановки педагог должен понимать, что отрицательные оценки или негативные отзывы о проделанной ребенком учебной работе снижают его мотивацию на дальнейшее обучение. Именно поэтому для формирования любви к учебе, оценку деятельности ребенка следует давать корректно. Важно прививать ребенку уверенность в собственных силах. В связи с чем, учащимся начальных классов не ставятся оценки, педагог словесно отмечает их успехи и при необходимости поправляет ошибки.

Источник



Анализ педагогических ситуаций

Искендерова Ламия
Анализ педагогических ситуаций

Анализ педагогических ситуаций как форма оценки уровня квалификации педагогических работников

Педагогическая ситуация

Ситуация — (от латин. situs — положение, расположение) – совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение.

Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, которая возникла в повседневной работе и породила педагогические задачи, требующие решения.

• осмысление сложившейся педагогической ситуации

• принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

Виды педагогических ситуаций.

• Ситуации деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности.

• Ситуации отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Классификации педагогических ситуаций:

Брюйн де Поля выделяет следующие ситуации: ситуация-иллюстрация, ситуация-упражнение, ситуация-оценка, ситуация-проблема.

В. С. Безрукова классифицирует ситуации на основе следующих признаков: по месту возникновения и протекания: на уроке, на воспитательном мероприятии, дома и т. д. ; по участникам: учащийся – учащийся, учащийся – учитель, учащийся – родитель и др. ; по заложенным противоречиям: конфликтные, бесконфликтные, критические; по степени проективности: преднамеренно созданные, стихийные (естественные); по степени оригинальности: стандартные, т. е. повторяющиеся, и нестандартные (оригинальные); по степени управляемости: жестко заданные, неуправляемые и управляемые.

В. А. Сластенин выделяет следующие педагогические ситуации: по месту возникновения и протекания; по взаимодействующим субъектам и объектам; по сущности педагогического процесса (дидактические, воспитательные и др.); по заложенным в ситуации воспитательным перспективам и др.

И. Н. Емельянова характеризует педагогические ситуации как: неопределенные (недостаточность информации) и определенные (имеется полная информация); открытые (с точки зрения поиска альтернатив) и закрытые; конечные, предполагающие только одно единственное решение, которое окончательно разрешает ситуацию, и неконечные – принимаемое решение допускает возможность его улучшения.

Алгоритм анализа педагогических ситуаций

1. Анализ действия (импульсивное, аффективное, непроизвольное, внушаемое, нечаянное, бесполезное, негативистское, сознательное действие с непредвиденным результатом, умышленное действие).

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка.

3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации.

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др.

5. Постановка педагогической задачи.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения.

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: что является критерием успешности решения ситуации.

8. Обоснование выбора решения.

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения.

Умения требуемые для решения педагогических ситуаций

умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения;

умение выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения,

умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;

умение учитывать особенности обучающихся;

умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;

умение предвидеть результаты воздействия.

Педагогические правила

(А. С. Чернышев, автор «Практикума по решению конфликтных педагогических ситуаций»)

Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.

Подсказка первая. «Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию» (Дейл Карнеги). Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор педагогов.

Подсказка вторая. «Задержите реакцию!» Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия.

Подсказка третья. «Переведи реакцию!» Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя.

Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия. Есть два способа воздействия на человека — прямой и косвенный, опосредованный.

Первый способ – традиционный, прямой. Однако для ученика прямое воздействие, вдобавок с угрозами и раздражением, является психологически неприемлемым и вызывает ответное противодействие негативного характера.

Более эффективный способ — второй. Это метод косвенного воздействия. Смысл в том, что через возбуждение интересов, потребностей, мотивов поведения человека от него можно добиться большего.

Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.

Важное средство формирования личности школьника — педагогически грамотная оценка его как личности. Мудрая, научно инструментованная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении.

Психологи предлагают следующие правила оценки личности: положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью; неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки; глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего совершенствования; глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе и к учению.

Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Здесь важна «педагогическая зоркость» — внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося.

Видеть только плохое — усугублять конфликтность ситуации.

Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.

Антипедагогический вариант — вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т. д.) усилятся.

Нейтральный вариант — это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными.

Читайте также:  Таблицы для коррекции внимания

Вариант реагирования на положительный эффект — вариант реагирования, направленный на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта, демонстрирует понимающее отношение к обучающимся, учитывает условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект

Конструктивный вариант — вариант реагирования предусматривает качественное обоснование; способствует достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося.

ОЦЕНКА УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ

Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, скажите и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

Представьте себе, что Вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание.

Как Вы отреагируете (как поступите, сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

Вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т. д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.

• «Никуда не денешься, все равно придется»

• «Это глупо с твоей стороны»

• «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой»

• «Учитель лучше знает»

• «Устрою им выволочку!»

• «Отведу их к завучу или директору»

• «У меня такого не бывает»

Вариант разрешения ситуации нейтрального типа — это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является несущественным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела беспроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.

• «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!»

• «Как хотите, тогда в каникулы на экскурсию не едем»

• «Все равно вам всем придется отработать этот урок»

• «Если виновный не будет назван, вы все будете отвечать за проступок»

• «Хорошо, мы можем не выполнять данное задание»

• «То, что вы делаете,- плохо, немедленно прекратите!»

на положительный эффект

Вариант реагирования, направленный на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта, демонстрирует понимающее отношение к обучающимся, учитывает условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.

• «Я постараюсь объяснить свое решение: «Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием»

• «Предложу извиниться перед преподавателем по предмету и взять задание для реального исправления оценок»

• «Спрошу, что они делают, чего хотят этим добиться и как думают поступать дальше, когда их обман обнаружен»

Конструктивный вариант реагирования предусматривает качественное обоснование; способствует достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.

• «Я постараюсь выяснить, почему обучающийся не хочет работать вместе с одноклассником и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню обучающемуся, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре»

• «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс у нас дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий»

• «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию».

Источник

Педагогическая копилка на тему: Педагогическая ситуация. Анализ педагогической ситуации. Примеры педагогических ситуаций

Педагогическая ситуация – это взаимодействие учителя с коллективом класса или учеником на основе противоположных интересов, ценностей и норм, которое сопровождается значительными проявлениями эмоций и направлено на изменение сложившихся ранее взаимоотношений как в лучшую, так и худшую сторону.

Что затрагивают педагогические ситуации?

Даже несмотря на то что педагогические ситуации кратки по времени, они обычно глубоко затрагивают две формы активности человека: видимое поведение или взаимодействие и взаимоотношения – это установки, эмоциональные реакции, ожидания.

Известно, что если имеет место острая педагогическая ситуация, то для ее разрешения больше всего подходит особый вид взаимоотношений и взаимодействия – деловые, организованные или отношения зависимости и подчинения, отношения ответственной зависимости. Этот вид отношений является самым трудным для взрослых и школьников, в них сложно прийти к согласию, добиться сотрудничества. Недаром А. С. Макаренко полагал, что необходимо воспитывать у школьников две способности: способность подчиняться и способность приказывать.

Фазы протекания педагогической ситуации

Первая фаза – острое конфликтное начало с нарушением социально-ценностных норм и правил одним участником ситуации.

Вторая фаза представляет собой ответную реакцию оппонента, от содержания и формы которой зависит исход конфликта и самое главное – его последствия, то есть направление изменений сложившихся до этого отношений. Вторая фаза является центральным звеном ситуации. Обычно прохождение через нее сопровождается стрессом, она ставит под угрозу честь личности в целом. Нередко нехватка информации и времени не дает возможности достойного ответа. Всегда в подобных ситуациях в процессе педагогической деятельности выручают находчивость, выдержка и опыт, полученный ранее. Поэтому большое внимание начинающему педагогу нужно обратить на приобретение опыта решения педагогических ситуаций.

Третья фаза – это радикальное и быстрое изменение бытующих ценностей и норм (случается, что разрушаются отдельные нормы) в двух разных направлениях – ухудшения или улучшения сложившихся до этого времени отношений. Благодаря третьей фазе педагогические воздействия бывают очень значительными.

Почему возникают педагогические ситуации

Конечно, и у опытных учителей, и у тех, которые только начинают практиковать, возникают педагогические ситуации в школе. Все они способны отразить глубокие психологические процессы в среде учеников, особенно во взаимоотношениях учителей и учащихся, а также ученического и педагогического коллективов.

Считается, что если ученик бросил вызов по отношению к учителю, значит, у него есть на это какая-то потребность. Ведь ученик — как лакмусовая бумажка, и нужно быстро среагировать на детский сигнал. А различные негуманные действия со стороны учителя способны вызвать противодействие.

Педагогическая ситуация затрагивает не только учеников, но и учителей. Для последних очень важным становится выйти из конфликта с творческим удовлетворением и достоинством. Всегда есть возможность отложить поиск выхода из острой ситуации на неопределенный срок, но каждая из них – это острый сигнал, который говорит о неблагополучии в развитии ребенка или целого коллектива.

Читайте также:  Ощущение холода и влажность Подробный разбор

Анализ педагогической ситуации позволяет увидеть сложные процессы актуализации личности и попытаться вовремя вмешаться в их развитие, для того чтобы исключить нежелательные последствия в будущем.

Нужно иметь в виду, что для осмысления на первый взгляд небольшого педагогического факта необходимо потратить много времени и провести значительную исследовательскую работу, создать схему изучения человека и коллектива в целом.

Разумнее будет начать глубокое обследование при проявлении незначительных симптомов неблагополучия, чем прибегнуть к этому, когда уже произошли серьезные отступления в развитии личности и коллектива.

Значимость правильного решения

Различные педагогические ситуации и их решение являются необходимым элементом профессиональной педагогической подготовки будущего учителя. В психологическом умении учителя главное — не допустить возникновения острых конфликтных ситуаций, в основе которых лежит резкая и, возможно, нетактичная реакция учителя на неподобающее поведение школьников. Получается, что ученик недостойно ведет себя, а учитель прямо и грубо реагирует на это, и тем самым проявляет педагогическую слабость. Итогом всего этого является то, что ученик и весь класс настраиваются против учителя.

Правила педагогического общения

Для того чтобы педагогические ситуации возникали как можно реже, педагогу необходимо придерживаться следующих правил:

• Не нужно за всеми отрицательными поступкам учеников видеть только отрицательные мотивы.

• Обязательно хорошо готовьтесь к предстоящему уроку.

• Ученики лучше выполняют опосредованные распоряжения учителя.

• Есть возможность изменить ученика к лучшему с помощью приемов оценки его личности.

• Известно, что совместная деятельность способна сблизить людей и повысить их авторитет, если, конечно, она имеет хорошую организацию.

• Корректность и предусмотрительность поведения педагога способны снизить напряжение в общении.

Анализ педагогической ситуации

Для того чтобы организовать анализ, необходимо:

1. Выбрать методику, соответствующую ситуации и провести изучение нужной характеристики на условном объекте.

2. Провести анализ данных, которые были получены.

3. На основе рекомендаций психологов предложить какие-то приемы коррекции характеристик личности.

Ниже приведем примеры педагогических ситуаций и возможные способы их решения. Предлагаемый образец решения нужно воспринимать как ориентир.

Ситуация 1: немного о самоконтроле

Ученик 7 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…

Пример решения педагогической ситуации проведем поэтапно.

На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на профиль личности ученика, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого самоконтроля школьника.

Во время 2 этапа проводится условная психодиагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля. После знакомства с методикой она проводится на условном объекте (можно самому выполнить все задания или предложить товарищу).

На 3 этапе происходит интерпретация эмпирических данных. Обрабатываются полученные данные и делаются выводы об уровне развития состояния волевого самоконтроля.

4 этап предполагает коррекцию характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля ученика нужно применить различные приемы воспитания и самовоспитания воли.

Ситуация 2: «суфлер»

Ребенок имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.

Эта педагогическая ситуация может быть решена следующим образом: ребенку предлагается роль суфлера. Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные дети не сбивались во время выступления, забывая слова. Если кто-то не помнит свою речь, то необходимо помочь ему подсказкой.

Можно провести беседу до мероприятия на тему «Как должен вести себя настоящий артист».

Есть возможность заинтересовать ребенка чем-то другим (кружковая работа).

Целесообразно провести работу с родителями. Узнать, каково их отношение к такому поведению ребенка. В том случае если родители согласны с тем, что проблема существует, можно предложить им посетить вместе с ребенком занятия психолога по формированию волевой сферы личности. Предложить заняться вместе шахматами, шашками и др.

Если же родители не видят в этом проблемы, то необходимо отыскать точки соприкосновения, касающиеся вопросов формирования адекватной самооценки.

Ситуация 3: «испытание»

В одном из 8 классов школы был ученик, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание одной из учительниц. С первой минуты урока подросток начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Учительница сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван. Тогда учительница взяла себя в руки и начала вести свое занятие далее по плану, остальные дети сидели спокойно и выполняли все задания. Так продолжалось 3 урока. Понимая, что не дождется никакой реакции учителя, ученик перестал стучать по парте и до конца учебного года дисциплину не нарушал.

Ситуация 4: спортсмен или художник?

Возникают также педагогические ситуации в детском саду, которые, как и в школе, требуют скорейшего разрешения.

С раннего детства мальчик (7 лет) проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Воспитатель предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. В детском саду мальчик имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание поиграть вместе, то мальчик не пускает. Он очень замкнутый, медлительный, его очень трудно отвлечь от занятия, можно сказать, что «ребенок в себе».

Социально-педагогические ситуации такого рода можно решить различными способами:

1. Ребенок с явно заниженной самооценкой, не признан своими родителями. Нужно постараться повысить его самооценку, предлагая участвовать в разных конкурсах, выставлять его работы на всеобщее обозрение, чтобы родители и дети смогли оценить его успех.

2. Нужно провести в группе социометрию. Выявить, к каким детям расположен ребенок, попытаться сблизить их, предлагая для выполнения совместные задания. Можно дать ребенку особенное задание, после его выполнения высоко его оценить, похвалить перед другими детьми, повысив тем самым его самооценку.

3. Следует провести работу и с родителями. Необходимо помочь им понять и увидеть увлечения ребенка. А также предложить им учесть мнение мальчика, выбирая для него дополнительное образование, чтобы он был им действительно увлечен. Спортом же можно заняться всей семьей в свободное время.

Все примеры педагогических ситуаций говорят о том, что не существует единственного метода решения и не всегда он лежит на поверхности. Иногда, чтобы выйти из ситуации с достоинством, нужно приложить немало усилий и времени.

Педагогическая задача

Педагогическая ситуация и педагогическая задача являются единицами педагогического процесса. В результате взаимодействия учителей с воспитанниками обычно возникают разные ситуации. Те, которые соотносятся с целью деятельности, а также с условиями ее осуществления, — это и есть педагогические задачи.

В любой преподавательской деятельности есть педагогические ситуации, и их решение должно быть всегда в пользу ученика, ориентировано на развитие и совершенствование его личности в будущем. Таким образом, учитель – это человек, который должен не только отлично знать свой предмет, но и являться хорошим психологом.

Источник