Меню

Политический строй древнерусского государства

Политический строй древнерусского государства

Как и другие государства подобного типа, Киевская Русь IX—X вв. не представляла собой монолит­ного целого, а являлась механическим соединением земель с разным уровнем экономического и культурного развития. В некоторых из них сохранились местные княжеские династии: у древлян — до середины X в., у вятичей и радимичей — до начала XI в. Сохраняла свою самобытность и независимость Полоцкая земля.

Во главе Древнерусского государства стоял вели­кий киевский князь. От его имени заключались договоры Руси с другими странами, его власть была верховной. Из договоров с греками следует, что «под рукою» великого князя русского находились «светлые и великие князья», сидевшие в крупных городах Руси, и «великие бояре». Это были представители местных князей и старой «нарочитой чади». Подобно киевскому князю, они имели свои дворы, свои дружины, посылали своих послов в составе общегосударственных посольств при заключении договоров с иностран­ными государствами.

Местная земледельческая знать в соединении с высшим слоем княжеской дружины составляла ту среду, которая вместе с князем управляла государством.

Борясь за укрепление своей власти, киевские князья стремились отстранить от управления отдельными областями местное «княжье» и заменить их своими ставленниками. Решительный шаг в этом отношении сделала Ольга. Она ликвидировала племенные княжения и насадила везде свою администрацию. Примечательно, что в договоре Святослава с греками (972 г.) уже нет «светлых и великих князей», сидящих «под рукою» киевского князя. В нем говорится лишь о боярах — «иже суть подо мною Русь, боляре и прочий». «Светлые и великие князи» становились боярами киевского князя. При Владимире в качестве под­ручных ,в крупных центрах Руси сидели его сыновья. Это укрепляло внутренние связи Древнерусского государства.

С образованием государства войско делалось принадлежностью не народного ополчения, а аппарата у государственной власти.

Главную роль при князе играла окружавшая его дружина. С нею он ходил в походы; захватывал и делил добычу, подчинял своей власти новые земли, собирал дань. Из дружинной среды выходили слуги и помощники князя по управлению его хозяйством и государством.

Дружина резко делилась на две части (слоя) — старшую дружину (бояре, княжеские мужи) и млад­шую (гриди, отроки, детские). Старшая дружина, состоявшая из наиболее родовитых представителей знати, а также выдвинувшихся дружинников, явля­лась ближайшим окружением князя. Важнейшие дела — военные и внутренние — киевский князь решал в совете со старшей дружиной. С ней он «думал о строе земленом и о ратех и о уставе земленемк Князь должен был считаться с мнением дружины. В случае разногласия с князем дружина могла отказаться от участия в том или ином предприятии князя.

Социальное положение старшего дружинника, по «Русской Правде», характеризуется тем, что за убийство взыскивалось 80 гривен, а за гридя или мечни­ка — только 40 гривен.

Наиболее видные из старших дружинников, такие как Свенельд, при Игоре имели свою дружину и в походах выступали со своими вооруженными силами.

Представителям старшей дружины поручались важнейшие функции государственного, вотчинного и княжеского управления.

Основным источником материального обеспечения дружинников в первое время была военная добыча и особенно дань, которой князь делился со своими слугами. Наиболее крупные из них получали от князя право на сбор в свою пользу дани с обширных областей.

Население, подвластное князю, обязано было пла­тить ему дань. Древнейшим видом сбора дани являлось полюдье. Князь вместе с дружиной объезжал подворные ему земли и собирал с них дань. Ее размеры определялись потребностями князя и его дружины, что не могло, разумеется, не порождать конфликтов между князем и населением. Ярким примером полюдья может служить поход Игоря за данью в древлянскую землю, стоивший ему жизни. При Ольге взимание дани было упорядочено. Были установлены нормы дани — «уроки» и созданы центры административно-финансового управления. Этими центрами бы­ли некоторые «погосты» и «места» (сельбища). Здесь находились княжеские мужи, ведавшие сбором дани, судебных пошлин и творившие суд на основе «закона русского». Сюда привозилась дань населением прилегавшей округи. Дань взималась с «дыма», или «рала» (плуга), т. е. с отдельного хозяйства.

Помимо дани население несло в пользу государства разного рода повинности. Оно обязано было участвовать в военных походах, доставлять припасы, строить крепости и т. д.

Древнерусское государство располагало большими военными силами. Они состояли, с одной стороны, из профессионального войска — дружины князя и дружин его вассалов, а с другой стороны — из народного ополчения «воев». Вой были несомненным остатком времен военной демократии, когда войско составлял весь вооруженный народ. По мере развития феодальных отношений значение народного ополчения неуклонно падало. Но в раннефеодальный период вой составляли большую, едва ли не основную, силу киевского войска. Вой были иррегулярным войском, набираемым по мере надобности. Дружинники воевали на конях, вой составляли пешее войско.

Армия Древнерусского государства была организована по десятичной системе. Она делилась на тысячи, сотни, десятки. Командиры этих подразделений носили соответствующие названия: десятские, сотские, тысяцкие. Главой всех военных сил государства являлся князь.

Вооружение древнерусского войска состояло из мечей, сабель, копий, боевых топоров, железных стрел, кованых длинных щитов. Дружинники имели металлические шлемы, знать носила стальные кольчуги. Свидетель борьбы греков со Святославом Лев Диакон сообщает о наличии у русов метательных орудий, пускавших камни.

Читайте также:  Таблица характеристик оперативной памяти

Наряду с сухопутными войсками русы имели крупный морской флот, при помощи которого они предпринимали смелые морские походы по Черному, Азовскому и Каспийскому морям. Древнерусский флот состоял из судов, выдолбленных из больших деревьев и обшитых по бортам досками.

Источник

Государственный строй Древней Руси (Таблица, Схема)

Схема государственный строй Древней Руси содержит информацию по верховной власти, местной власти, судебной власти, вооруженным силам, духовной власти и гражданскому обществу Древней Руси. Схема предназначена для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

— Великий князь Киевский

Разработка и принятие законов, решение важнейших вопросов внутренней и внешней политики

— Князья из дома Рюриковичей

Управление определенными территориями, решение местных проблем, сбор налогов

— Князья из дома Рюриковичей

— Извод — суд присяжных, «лучших мужей»

Рассмотрение дела, вынесение приговора и хонтроль за приведением в исполнение

— Дружины князей из профессионалов

Защита русских земель от внешних аратов, охрана князей, участие младших дружинников в исполнении принятых решений и осуществлении государственных функций

— Белое и черное духовенство

Освящение и поддержка действий государственной власти, нормирование повседневной жизни населения

Объединения купцов, ремесленников по специальностям и интересам

Защита своих интересов, совместная деятельность и отдых

схема государственный строй древней руси

_______________

Источник информации: Справочник по истории: учебное пособие / Сост. Г.В. Гребенькова, А.Н. Першиков; Томский политехнический университет. — Томск: 2011. — 150 с.

Источник



История государства и права России. Шпаргалка

Пособие содержит информативные ответы на вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «История государства и права России». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.

Оглавление

  • 1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
  • 2. Периодизация отечественной истории государства и права
  • 3. Возникновение государства у восточных славян
  • 4. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства
  • 5. Источники права Древнерусского государства
  • 6. Государственный строй Древнерусского государства
  • 7. Правовое положение населения Киевской Руси
  • 8. Система государственных органов власти Древней Руси
  • 9. Общая характеристика Русской Правды

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

6. Государственный строй Древнерусского государства

Форма правления Древнерусского государства — раннефеодальная монархия.

Признаки раннефеодальной монархии:

1) переход власти в порядке наследования сначала по старшинству в роде, а в последующем — от отца к старшему сыну;

2) отсутствие юридической ответственности главы государства;

3) несформированные институты власти;

4) неустановленные полномочия и статус совета при правителе;

5) народное собрание (вече) не постоянный представительный орган.

Глава Древнерусского государства — великий князь (киевский князь), который являлся сюзереном (старшим) по отношению к князьям (вассалам) удельных княжеств. Вассалы великого князя были сюзеренами по отношению к своим служилым людям. Великий князь был обязан защищать и оказывать помощь вассалам, которые должны были помогать великому князю. Взаимоотношения закреплялись в крестных грамотах, содержащих права и обязанности великого князя и права и обязанности князей-вассалов.

В функции великого князя входили:

1) организация и командование вооруженными силами;

3) налаживание внешней торговли;

4) назначение местного управления, княжеских агентов;

5) законодательная и судебная деятельность;

6) руководство внешними отношениями.

В своей деятельности великий князь опирался на дружину и совет старейшин, осуществляющих совещательную функцию в вопросах управления, внешней политики, принятия законов. Народным собранием было вече, которое собиралось для решения вопросов общегосударственного значения (вопросов мира и войны).

Вооруженные силы Древнерусского государства составляли дружины великого князя, дружины местных князей и народное ополчение, основанное на десятичной системе управления, которая впоследствии была заменена на дворцово-вотчинную, когда политическая власть стала принадлежать боярину-вотчиннику. Наместники князя (в городах) и волостели (в сельской местности) осуществляли управление на местах. Они собирали дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы.

Судебные функции в Древнерусском государстве осуществляли органы власти и управления на местах (князья, посадники, волостели, представители княжеской власти), так как судебных органов как особых учреждений не существовало. Церковь также имела функции судебных органов. Она могла судить зависимое население своих земель по делам о преступлениях против религии, нравственности и семьи.

Форма государственного устройства Древнерусского государства — относительно единое унитарное государство. Политический режим Киевской Руси неопределен: присутствуют признаки демократии (народное собрание) и в то же время признаки авторитаризма (власть великого князя).

Источник

Тема: «Древнерусское государство в IX-XII вв.» (таблица для подготовки к ЕГЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Древнерусское государство в IX-XII вв.» (таблица для подготовки к ЕГЭ)

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Древнерусское государство в IX-XII вв.» (таблица для подготовки к ЕГЭ)»

Тема: «Древнерусское государство в IX-XII вв.» (таблица для подготовки к ЕГЭ)

Основатели Киева: братья Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь

862г- призвание на Русь варягов братьев Рюрика, Синеуса и Трувора (возникновение государства)

Рюрик (862-879)

Олег (Вещий) (879-912) объединил Киев и Новгород, освободил славян от хазарской дани.

Игорь (Старый )(912-945) сохраняет единство, борьба с печенегами, убит в Древлянской земле (г.Искоростень) при попытки досбора дани с древлян

Княгиня Ольга (Святая) (945-964)

— наказала древлян, провела реформы:

Читайте также:  Превосходная степень прилагательных в английском языке Superlative degree

-фиксированная норма дани (урок),

-место сбора дани (погосты, повозы)

Святослав (957-972)- победа над Хазарией, подчинение вятичей. «Иду на Вы»

Владимир (Святой) «Красное солнышко»- расширил территорию Руси, укрепил границы, заменил местных племенных вождей своими сыновьями,

В 988г. крестил Русь (Ввел христианство)

После его смерти –княжеские усобицы: борьба за киевский престол между братьями Ярославом, Мстиславом, Святополком, Борисом и Глебом.

Святополк убил Бориса и Глеба (первые святые) за что получил прозвище окаянный, в 1019г. в битве на р.Альте Ярослав одержал над ним победу.

1024г.- Мстислав совершил поход на Киев = 1026г. Ярослав и Мстислав заключили Городецкий мир- раздел Руси.

Ярослав Мудрый(1019-1054) носил титул- каган, создал кодекс законов «Русская правда», разгром печенегов в 1036г., заключение династических браков с правящими династиями Франции, Норвегии, Польши, Венгрии, Византии, распространение просвещения, при нем расцвет Киевской Руси, расширение границ.

После его смерти – правили сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод , новые усобицы.

Изяслав (1054-1078) в Киеве

1097г – съезд князей в Любече по инициативе Владимира Мономаха. Решение «Каждо да держит отчину свою»- начало политической раздробленности.

Святополк (Сребролюбивый)(1093-1113)

Владимир Мономах (1113-1125)

-издание «Устава Владимира Всеволодовича»

-подавление местного сепаратизма

-оставил завещание «Поучение детям»

Мстислав Великий (1125-1132)- продолжал политику отца

Взаимодействие с Хазарским каганатом и Византией

Враги: авары, хазары, печенеги, половцы, монголо-татары.

907, 911гг.- походы Олега на Царьград, заключение торгово-политических договоров

913- 912г.- поход Игоря через хазарские владения на Каспийское побережье Закавказья.

920 – поход Игоря на печенегов.

941-первый поход Игоря на Царьград.

943-944- второй поход Игоря на Царьград -заключение торгово-политических договоров.

944-945- второй поход Игоря на каспийское побережье Закавказья.

964-965г-поход Святослава на столицу хазар Итиль, разгром хазар — образование Тмутараканского княжества

966-967г-победил Волжскую Булгарию

970-захватил г. Переяславец на Дунае (Болгария) хотел туда перенести свою столицу.

В 970г.захват Адрианополя, в 971г.-Переяслава.

971г заключил договор с Византией, но по дороге домой убит печенегами.

1036г князь Ярослав разбил печенегов

1061г –первое столкновение русских с половцами.

1103, 1107,1111г полный разгром половцев (кн.Владимир Мономах)

15 восточнославянских племенных союзов (по Нестору): поляне, древляне, северяне, дреговичи, полочане, кривичи, радимичи и вятичи, ильменские словене, бужане или дулебы, волыняне, белые хорваты, уличи, тиверцы.

Общественное устройство- переход от родовой демократии к «военной демократии»

Переход от родовой общины к соседской (земледельческой)

Родовой (династический) характер наследования власти по старшинству (лествичное право наследование)

-1024г. в суздальской земле, вызвано неурожаями, возглавили волхвы

-1068г. в Киеве,, изгнание князя Изяслава.

-1113г. в Киеве, социальный кризис, ухудшение экон. положения, засилье ростовщиков, разгром двора боярина Путяты

Вече –(народное собрание) верховная законодательная и судебная власть.

В Новгороде- боярская республика во главе с посадником.

Большинство исследователей считает, что Древнерусское государство- раннефеодальная монархия во главе с Великим князем киевским.

Существовало несколько социально-экономических укладов, ни один из которых не преобладал.

C VIII в –пашенное. Земледелие, охота, рыболовство, бортничество.

путь «Из варяг в греки»- от Балтийского моря до Черного — в Византию

Высокий уровень земледелия, развитие ремесла, торговли

Орудие труда: деревянный плуг с железным лемехом, деревянная соха.

Религия славян– язычество

Боги: Сварог, Жаждьбог (Ярило, Хорс),Перун Стрибог и др. Жрецы- волхвы (Идолы, капища, тризна)

«Нормандская теория» происхождения Древнерусского гос-ва – авторы Г.З.Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л Шлёцер

Антинорманисты: М.В.Ломоносов, Б.А.Рыбаков, Б.Д.Греков М.Н.Тихомиров и др.

Письменность:

До принятия христианства- узелковая.

Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создали первую славянскую азбуку(кириллица, глаголица)

Материал для письма- пергамент, береста.

Литература и летописание:

-«Повесть временных лет»- автор монах Нестор -1113г. (начало XII в.)

-«Слово о законе и благодати» (Илларион)

-«Житие Бориса и Глеба»

-Житие преподобного Феодосия Печерского» (Нестор)

«Поучение Владимира Мономаха своим детям»

-«Хождение игумена Даниила»

«Слово о полку Игореве»

«Слово « и «Моление» (Даниил Заточник)

Архитектура:

До конца Х в. деревянное зодчество

Софийские соборы в Киеве и Новгороде XI в.

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире XII в.

-церковь Покрова на Нерли XII в.

-Золотые ворота во Владимире

-фреска, мозаика, икона, книжная миниатюра

Обрядовое пение, богослужебная музыка-церковное пение, песенный фольклер.

Инструменты: дудки, бубна, гусли, рожки, свирели, волынки.

Источник

Политическое устройство Древнерусского государства

Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты феодальной и первобытнообщинной формаций. Политическое устройство носило своеобразный характер (во многом из-за переходного состояния). Русь была федерацией княжеств, которой управлял совместно род Рюриковичей. Его члены занимали столы в городах по принципу старшинства, получая их во временное владение. При этом все Рюриковичи считались равными между собой, именуя киевского князя «старшим братом». Государство возглавлял великий князь киевский, получавший власть по наследству как старший потомок Рюрика. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани.

Находясь в Киеве, князь назначал в другие центры государства своих посадников, которые следили за соблюдением порядка, судили местное население, собирали дань и пошлины. Часть собранных средств шла на содержание посадники и его дружины. Постепенно посадниками становились ближайшие родственники князя (сыновья, братья, племянники). При князьях и посадниках существовали должностные лица, выполнявшие различные функции: тиуны, данщикии др.

Власть князя была монархической, но ограничивалась участием в ней старшей дружины и городского вече. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе (в гриднице), пировали вместе с князем, участвовали в походах, собирали и делили дань и военную добычу. Отношения князя с дружиной не всегда носили характер подданства: князь советовался с дружиной по всем делам. Вместе с тем и князь был нужен дружине не только как военный предводитель, но и как символ государственности.

Читайте также:  Сокращения наименований адресных объектов и другие правила указания адреса

Дружина делилась на старшую («бояре», «мужи») и младшую (« гриди», «отроки»). Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составляли постоянный совет князя («дума») и выступали в роли воевод. У некоторых из них могли быть свои дружины. Младшие дружинники выступали в качестве профессиональной военной силы и исполняли обязанности административных агентов князя: мечников, вирников, мытников, пятенщиков и др. Княжеская дружина, оторвавшаяся от общины, делившая между собой дань, а с X в. наделяемая землей на вотчинном праве, представляла собой нарождающийся класс феодалов.

Появление дружина означало, что началось изживание характерного родоплеменному строю всеобщего вооружения народа. Однако незрелость феодальных отношений проявлялась в том, что важную роль продолжало играть народное ополчение (« вои»), которое часто более активно участвовало в военных действиях, чем дружинники, которых князь берег.

Княжеская власть была ограничена и элементами сохранявшегося народного самоуправления. Вече как народное собрание активно действовало весь период существования Киевской Руси. Оно участвовало в решении всех важнейших вопросов, в том числе иногда в передаче власти конкретному князю (14 киевских князей были приглашены вече). Народные старейшины (« старцы градские») участвовали в княжеской думе, и без их согласия, вероятно, было трудно принимать важнейшие решения. Роль вече постепенно падала на протяжении IX-XI вв. по мере усиления княжеской власти и укрепления его аппарата, оно собиралось все реже и лишь в экстраординарных условиях, когда князь нуждался в дополнительной опоре. Однако вече продолжало существовать, а в некоторых регионах (Новгородская земля) сохранило сильные позиции.

То есть «раннефеодальная монархия Рюриковичей», как ее обычно называют исследователи, отличалась большим своеобразием, потому что включала элементы первобытного самоуправления (вече) и нарождающейся сословной власти (старшая дружина). Соотношение княжеской власти, боярства и народного вече будет в дальнейшем определять тип государственности, который возобладал на отдельных территориях Руси в период раздробленности.

2.5. Формирование русской культуры и её особенности

IX-XII вв. стали временем господства средневековой культуры, которой были характерны замедленные темпы развития, традиционализм, господство в идеологии религиозного мировоззрения, накопление знаний при условии, что научного объяснения многие факты и явления еще не получили. Русская культура, несмотря на определенные отличия в развитии Руси, формировалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально-экономического развития и сходством социальной структуры. Общими были и христианские ценности, определявшие тип культуры.

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро народа и государства. Она вобрала в себя культуру угро-финских народов, испытала влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, откуда на Русь при Владимире Святом (Красное солнышко) (880-1015) пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к наследию античности. Традиции Византии оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси, но они были серьезно переработаны на русской почве.

К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит ( глаголица), но крещение Руси способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения ( кириллица). Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси (надписи на стенах соборов, берестяные грамоты, открытие при Ярославе Мудром в Киеве школ, в которых обучалось более 300 детей и т.д.). От домонгольского периода до нас дошли около 150 книг (« Остромирово Евангелие»). К жанрам древнерусской литературы относятся летописи (« Повесть временных лет»), жизнеописания русских святых («Жития» князей Бориса и Глеба), публицистические сочинения (« Слово о законе и благодати» Иллариона, «Поучение детям» Владимира Мономаха). Книги украшались заставками и миниатюрами, писались они на пергаменте. Наряду с письменной литературой существовало устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о героической борьбе против кочевников, о созидательном труде народа. Период Киевской Руси часто называют временем монументализма в культуре, что особенно заметно в архитектуре. Основные ее памятники представлены храмами ( Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Спасский собор в Чернигове), принципы строительства которых были заимствованы из Византии. Внутри храмы украшались фресками, мозаиками, иконами. Известны имена русских иконописцев этого времени: Алимпий, Олисей, Георгий и др. Создавались и светские живописные произведения (« парсуны»). Широко в украшении стен соборов применялась резьба по камню. Выдающееся развитие получило ремесло. По подсчетам академика Б.А.Рыбакова в древнерусских городах работали ремесленники более 60 специальностей. Существовало декоративно-прикладное искусство (в изготовлении украшений использовались « скань», «зернь», «эмаль», «чернь»).

Русская культура отличалась сложным характером, так как возникла в результате синтеза многих культур: восточнославянской, угро-финской, византийской, тюркской, варяжской. Она была городской, демократичной, открытой и быстро развивающейся. В условиях федеративного государства единая культура не стала унифицированной, приобретя многообразие в своих областных проявлениях. Религиозные элементы в ней сочетались со светскими.

Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и ее культуры стало складывание русской народности. Для нее были характерны единый язык, политическое единство, общая территория, близость материальной и духовной культуры, общность исторических корней.

[1] Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 87.

[2] Тойнби А. Постижение истории. М., 1991. С. 87.

Источник