Меню

Понятие сущность черты и структура политической системы общества



newinspire

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности

Понятие, сущность, черты и структура политической системы общества

Ключевые слова: понятие, сущность, черты, структура, политической, системы, общества

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система общества», вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система имеет ряд характерных черт :

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория «политическая система» позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют следующие компоненты ( структура ) политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Системообразующей категорией, интегрирующей данные элементы в единую политическую систему, является категория «политическая власть«.

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества. . читать далее .

Источник

Типы политических систем

Классификация политических систем
отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных
критериев. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.

Г. Алмонд выделяет четыре типа
политических систем, существующих в современном мире. Это англо-американская,
континентально-европейская, доиндустриальная и частично индустриальная,
тоталитарная система. Данная типология опирается на различные политические
культуры.

1. Англо-американская система
характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенная в том смысле,
что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для
данной политической культуры свойственна специализация политических отношений
(партий, групп интересов и др.) на выполнении

особых функций. Власть и влияние
внутри политической системы разделены, структура глубоко дифференцирована,
четко выражена, организована и бюрократизирована.

2. Континентально-европейские
системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом
общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых
культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции,
Германии, Италии.

Страны Скандинавии и Бенилюкса
занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и
англо-американской системами.

3. Доиндустриальные и частично
индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру.
Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические
ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают
необходимость в применении насилия.

4. Политические системы
тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный
тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а
политическая коммуникация контролируется монолитной партией.

Ж. Блондель делит политические
системы мира на пять категорий:

1) либеральные демократии с
опорой на либерализм в принятии решений;

2) коммунистические системы с
приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам
его достижения;

3) традиционное государство,
обычно управляемое олигархией и консервативное по своему характеру, поскольку
распределение социальных и экономических благ как правило, весьма неравномерно;

4) популистские системы,
сложившиеся в развивающихся странах в послевоенные годы и стремящиеся к
большому равенству в области экономических и социальных благ. Они в известной степени
авторитарны, так как для достижения большего равенства порой требуются
авторитарные средства;

5) авторитарно-консервативная
система, характерной чертой которой является проведение активной политики по сохранению
сложившегося неравенства, противостоящая углублению равенства и политического
участия.

Достаточно распространено деление
систем на тоталитарные, автократические и демократические. Критерием их
разграничения служит политический режим как совокупность средств и методов
осуществления политической власти на основе характера и способа взаимоотношения
власти, общества (народа) и личности (граждан).

Понятые «тоталитаризм» происходит
от латинского слова «totalis» (весь — полный -целый) и означает стремление власти контролировать
все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Характерные черты тоталитаризма:

1. Всеобщая политизация и
идеологизация общества. Законодательная, исполнительная и судебная системы
контролируются из одного центра — политического и идеологического института —
партии.

2. Политические свободы и права
граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только
интересы государства. Действует принцип «запрещено все, что не приказано».

3. Легальная политическая
оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в
форме диссидентства.

4. В стране признается право на
существование только одной правящей партии. Подавляются всякие попытки создания
альтернативных политических и общественных объединений.

5. Существует строгая цензура над
всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей
власти.

6. Полиция, армия, спецслужбы
наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных
органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.

7. В обществе функционирует
только официальная идеология, жестокому преследованию подвергаются все иные
идейные течения.

8. Власть держится
преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия прилагает большие
усилия для внедрения государственной идеологии.

Это обеспечивает поддержку власти
со стороны абсолютного большинства населения. Религия и церковь формально
отделены от государства, но находятся под его жестким контролем.

9. Экономика находится под
жестким контролем государственных органов.

10. Несмотря на жесткий контроль
государством всех сфер общественной жизни в обществе развито взяточничество и
коррупция. Люди живут по нормам двойной морали: «говорим одно, думаем
по-другому».

II. Свойственны унитарные формы
государства с жесткой централизацией власти.

12. Формально права национальных
меньшинств провозглашены, на деле существенно ограничены.

Авторитаризм по своим характерным
чертам занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.

Характерные черты авторитаризма:

1. Наиболее влиятельная
политическая сила общества — правящая группировка (доминирующая), в ее руках
прежде всего исполнительная власть, чьи полномочия при авторитаризме
превосходят законодательную власть.

Полномочия парламента ограничены.

2. Политические права и свободы
граждан в значительной степени ограничены. Законы преимущественно на стороне
государства, а не личности. Действует принцип: «все, что не разрешено —
запрещено».

3. Государство едва терпит
легальную оппозицию и всемерно старается сузить возможность для ее действия.
Зачастую оппозиция ставится в такие условия, что ее деятельность становится
невозможной.

4. В стране может быть несколько
партий, но они, скорее всего, карликовые и играют несущественную роль, это в
лучшем случае. В худшем случае, все партии, кроме правящей, запрещены и
преследуются законом. В некоторых странах политические партии отсутствуют
вовсе.

5. Существует цензура над всеми
средствами массовой информации, которым разрешено критиковать отдельные
недостатки государственной политики, но в целом, сохраняется лояльность по
отношению к правящей системе.

6. Полиция, армия, спецслужбы
выполняют функции не только обеспечения правопорядка, но и функции карательных
органов государства.

Они на страже правящего режима и
часто используются на подавлении общественных сил, выступающих против властей.
Но эти силы не проводят массовых репрессий.

7. В обществе доминирует
официальная идеология, но допускаются и другие идейные течения, более или менее
лояльно относящиеся к правящему режиму, но занимающие ряд самостоятельных
позиций. Церковь формально отделена от государства, но фактически находится под
контролем государства и в целом поддерживает правящие классы.

8. Устойчивая поддержка власти в
обществе, которая основана не только на насилии, ион на разделяемой многими
официальной идеологии. Большинство общества настроено к стране патриотично и в
целом поддерживает правление. Меньшинство же выступает против авторитаризма и
борется за переход к демократии. Гражданское общество может существовать, но
сильно зависит от государства.

9. Обширный государственный
сектор достаточно жестко регулируется государством. Многие авторитарные режимы
вполне уживаются со свободным частным предпринимательством и рыночной
экономикой, при этом экономика может быть как высокоэффективна, так и
малоэффективна.

10. При полной регламентации всех
сфер общественной жизни в обществе может процветать бесхозяйственность,
коррупция, кумовство при разделе официальных должностей. Нормы морали носят
преимущественно консервативный характер.

Читайте также:  Хакасско Минусинская котловина прекрасная и ужасная

11. Свойственны унитарные формы
государства с жесткой централизацией власти.

12. Права национальных меньшинств
существенно урезаются, ограничиваются.

1.Власть разделена на независимые
друг от друга исполнительную и законодательную и судебные власти. Верховный
законодательный орган — парламент. Исполнительная высшая власть действует в
пределах своих прерогатив. Судебная власть имеет полномочия отменить как
решения законодательной, так и исполнительной власти.

2. Граждане обладают большим
объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически
закреплены за ними. Закон закрепляет, прежде всего, права личности. Главный
принцип: «все, что не запрещено — разрешено».

3. Легальная оппозиция пользуется
всеми политическими правами и свободами, как и находящееся у власти
большинство. В демократическом обществе оппозиция является неотъемлемым
элементом политического процесса.

4. Функционирует многопартийная
система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных
основаниях в результате выборов.

5. Средства массовой информации
полностью свободны от цензуры и могут не только критиковать власти на законных
основаниях, но и существующую форму государственного правления, не призы-при
этом к его насильственному свержению, что в условиях демократии запрещено
законом.

6. Армия и спецслужбы — важные
опоры государства, выполняют функции, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю
безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничены
законом. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и
спецслужбам, а полиции и судам.

7. В обществе отсутствует
какая-то одна официальная идеология. В условиях плюрализма многие идейные
течения противостоят друг другу; сохраняются общенациональные мировоззренческие
ценности. Церковь отделена от государства, и государство не вмешивается в дела
церкви. Государственная власть носит светский характер.

8. Граждане открыто и свободно
выражают мысли и позиции. при всей критике действий властей большинство
общества сознательно и убежденно поддерживает демократические ценности.

Возможен время от времени раскол
общества на остро противостоящие друг другу политические силы Гражданское
общество является совокупностью общественных отношений, при которых
общественные силы ведут общественную деятельность независимо от государства, и
в тоже время тесно сотрудничают с ним.

9. Наряду с государственной
существуют и другие формы собственности, но частный сектор является ведущей
силой экономики. Частное предпринимательство ограничено государственным
регулированием, носящим не прямой, а опосредованный характер. Экономика может
быть как высокоэффективна, так и малоэффективна.

10. В демократическом обществе
могут происходить многие негативные явления, и в то же время дисциплина
основывается преимущественно на личном интересе, а не на принуждении со стороны
властей. В демократической обществе терпимо относятся к различным нормам
морали. Демократии часто может сопутствовать высокий уровень преступности.

II. Унитарные и федеративные
(конфедеративные) формы власти. Однако при унитарной форме государственного
устройства в условиях демократии власть на местах имеет большие полномочия.

12. Права национальных меньшинств
соблюдаются, как правило, в полном объеме.

Кроме того, современные
политические системы на основе характеристики деятельности их политических
структур делятся на западные и незападные.

В первой существуют несколько
дифференцированных структур со специализированными функциями, например, группы
интересов, политические партии, законодательные, исполнительные, судебные и
иные структуры.

Политическая система, в которой
структурами, формирующими господствующие интересы, являются политические
партии, более дифференцирована, чем та политическая система, где эти интересы
не расчленяются никакой единой социализированной структурой. Иными словами западные
политические системы наиболее современны. Обычно в их число включаются
парламентская и президентская форма демократии, а также смешанная швейцарская
политическая система. Все авторитарные или диктаторские формы государственного
управления с одной политической партией и наличием всех прочих традиционных
форм власти могут быть отнесены к незападным политическим системам.

В зависимости от ориентации на
стабильность или перемены политические системы подразделяются на:

а) консервативные; главная цель —
сохранять и поддерживать традиционные структуры, положение, сложившееся в
политической, экономической и культурной сферах, и особенно форму политической
власти;

б) трансформирующиеся, проводящие
общественные преобразования.

Однако среди последних следует
различать два типа систем:

1) реакционные режимы, цель
которых вернуть общество (в целом или частично) назад, к прежнему типу
политической и экономической системы;

2) прогрессивные системы,
стремящиеся сформировать общество нового типа или изменить культуру, образ
жизни, социальную структуру и т. д.

Существуют и другие, менее
распространенные классификации. Многообразие всех этих типологий
свидетельствует о многомерности политического мира.

Источник

Презентация на тему: Первые Романовы 10 класс

№ слайда 1 10 класс Урок 26 Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород Бортникова Т.И. Перв

10 класс Урок 26 Учитель истории МОУ СОШ №1 г.о. Звенигород Бортникова Т.И. Первые Романовы.

№ слайда 2 Цели урока: Повторить и обобщить ранее изученные знания о результатах правления

Цели урока: Повторить и обобщить ранее изученные знания о результатах правления первых царей династии Романовых по сферам жизни общества в ХVII веке, охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства. ЗАДАЧИ УРОКА: Повторить и обобщить материал предыдущих уроков по политическому развитию России с 1613 по 1682 годы, выделить главные проблемы истории ХVII века. Продолжить формирование учебно-логических умений обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать исторические личности, события, явления общественной жизни. Способствовать воспитанию уважения учащихся к прошлому нашей страны. Совершенствовать коммуникативные навыки. Способствовать формированию навыков конструктивного сотрудничества и общения в процессе решения продуктивных и творческих задач.

№ слайда 3  План изучения нового материала: Царь Михаил Фёдорович Царь Алексей Михайлович Ц

План изучения нового материала: Царь Михаил Фёдорович Царь Алексей Михайлович Царская власть Боярская дума Земские соборы Центральное управление Местное управление Соборное уложение 1649 г. Суд и армия

№ слайда 4 Расширяем словарный запас Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г

Расширяем словарный запас Боярская дума — высший совет при князе (с 1547 г. — при царе) в Русском государстве X — начала XVIII в. Деятельность Боярской думы носила законосовещательный характер. В Московском государстве членами Боярской думы были: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Местничество — система распределения служебных мест в Русском государстве в XIV—XV вв. с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682 г. Пожилое — пошлина в России конца XV—XVII в., которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня (осеннего). Поместье — владение, получаемое князьями — дворянами за службу. Помещики — держатели поместий, дворяне. Приказы — центральные правительственные учреждения, ведающие отдельными отраслями великокняжеского управления.

№ слайда 5 Проблемное задание Какие новые явления можно отметить в политической жизни Росси

Проблемное задание Какие новые явления можно отметить в политической жизни России в XVII в.?

№ слайда 6 Царь Михаил Фёдорович Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Так явился

Царь Михаил Фёдорович Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего. Так явился родоначальник новой династии, положивший конец Смуте. Ключевский В.О. «Личность царя Михаила как нельзя более способствовала укреплению его власти: мягкость, доброта и чистота этого государя производили на народ самое выгодное для верховной власти впечатление, самым выгодным образом представляли эту власть в глазах народа; известная доброта царя исключала мысль, чтобы какое-нибудь зло могло проистекать от него, и все, что не нравилось тому или другому, падало на ответственность лиц, посредствующих между верховною властию и народом. » Соловьев С. М. Почему избрание царем Михаила Федоровича было прогрессивным историческим событием?

№ слайда 7 Царь Михаил Фёдорович «Воротившийся из плена отец государев, возведенный в сан п

Царь Михаил Фёдорович «Воротившийся из плена отец государев, возведенный в сан патриарха и второго государя, твердою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни Филарета велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы и земского собора. Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве, которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. …вопрос, который из государей больше или меньше другого, решен был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно». Ключевский В.О. Патриарх Филарет

№ слайда 8 Царь Алексей Михайлович «Несмотря на свой пассивный характер, на свое добродушно

Царь Алексей Михайлович «Несмотря на свой пассивный характер, на свое добродушно-нерешительное отношение к вопросам времени, царь Алексей много помог успеху преобразовательного движения. Своими часто беспорядочными и непоследовательными порывами к новому и своим уменьем все сглаживать и улаживать он приручил пугливую русскую мысль к влияниям, шедшим с чужой стороны. Он не дал руководящих идей для реформы, но помог первым реформаторам с их идеями. не дал ни плана, ни направления преобразованиям, но создал преобразовательное направление». Ключевский В.О.

№ слайда 9 Царская власть «. Алексей, без сомнения, Государь, потому что повелевает всеми

Царская власть «. Алексей, без сомнения, Государь, потому что повелевает всеми самовластно по древнему обычаю. Его воля — непреложный закон для всех подданных. Как господин над рабами, он имеет надо всеми право живота и смерти по своему произволению. Когда он сам накажет или по его приказу высекут кого-нибудь розгами либо плетьми, наказанные приносят еще ему благодарность. Не себя называют москвитяне владельцами своего имущества, а Бога да царя. ». Августин фон Мейерберг, посланник императора Священной Римской империи Леопольда I Габсбурга

№ слайда 10 Работа в группах 1 группа – состав, порядок формирования и функции Боярской Думы

Работа в группах 1 группа – состав, порядок формирования и функции Боярской Думы 2 группа – Земский собор 3 группа – центральное и местное управление Работая с материалом учебника, заполните сравнительную таблицу. Звено системы Старые черты политической системы Новые явления в политической системе Царская власть Боярская Дума Земский Собор Приказы Центральноеи местноеуправление

Читайте также:  Атомная и молекулярная масса скандия

№ слайда 11 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ В XVII ВЕКЕ Что в изменениях государственных органов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ В XVII ВЕКЕ Что в изменениях государственных органов говорит об укреплении центральной власти? Царь всея Руси – законодательная, исполнительная , судебная власть Боярская Дума Земский собор (до 1653 г.) Воеводы и старосты Приказы: Разрядный, Поместный, Ямской, Челобитный, Посольский, Приказ тайных дел и др. Соборное уложение (1649 г.) Армия: боярское и дворянское ополчение, служилые люди (стрельцы, казаки), «полки нового строя» Законосовещательный орган

№ слайда 12 Боярская Дума «Уже во время Смуты боярство и высшее дворянство несколько раз пыт

Боярская Дума «Уже во время Смуты боярство и высшее дворянство несколько раз пытались установить государственный порядок, основанный на письменном договоре с царем, т. е. на формальном ограничении верховной власти. Эти попытки — следствие перерыва московского политического предания, какой произведен был пресечением старой династии. Боярство и теперь, по прекращении Смуты, не хотело отказаться от своего стремления». В.О. Ключевский Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами. Картина А. Рябушкина, 1893

№ слайда 13 Земские соборы «Царствование Михаила было временем усиленной работы правительств

Земские соборы «Царствование Михаила было временем усиленной работы правительства совместно с Земским собором. Никогда, ни прежде, ни после, не собирались так часто выборные от всех чинов людей Московского государства. Едва не каждый важный вопрос внешней и внутренней политики заставлял правительство обращаться к содействию земли. По документам известно за время царствования Михаила до 10 созывов Земского собора. Что еще важнее, Земский собор в это время является с компетенцией более широкой, какой он не имел прежде. Теперь Земский собор рассматривает такие дела, которыми прежде ведала только Боярская дума, — текущие дела государственного управления, например, вопросы о налогах. Значит, собор прямо входил в круг дел Боярской думы. Но к царю с первых минут по его избрании собор стал в особое отношение. Как временное правительство, он с боярами во главе до приезда новоизбранного царя в Москву распоряжается всем в государстве. Однако не он предписывает условия своему избраннику, а наоборот». Ключевский В.О.

№ слайда 14 Соборное уложение 1649 года Необходимость правовой регламентации процессов разви

Соборное уложение 1649 года Необходимость правовой регламентации процессов развития сословного и политического строя и сплочение основных сословий. Потребность в унификации и упорядочении судопроизводства и судоустройства в масштабе страны обострение противоречий, проявившихся в городских восстаниях Причины составления Соборного уложения Соборное уложение – кодекс российского права, регулировавший отношения в основных сферах жизни общества. Узаконены права государевой власти ( «О государской чести и о государевом дворе»)

№ слайда 15 Этапы закрепощения крестьян в XV –XVII вв. Работа с документом с 271-272 Период

Этапы закрепощения крестьян в XV –XVII вв. Работа с документом с 271-272 Период В каких документах оформлено Содержание документа Значение документа XVв. 1497г. Судебник ИванаIII(указ о Юрьевом дне) Ограничение перехода крестьян двумя неделями в году Начало государственного закрепощения крестьян XVIв. 1550г. Судебник ИванаIV Подтвержден Юрьев день, увеличен размер «пожилого» Дальнейшее государственное закрепощение крестьян XVIв. 1581г. Указ ИванаIV(о «заповедных летах») Временное запрещение Юрьева дня Дальнейшее государственное закрепощение крестьян XVIв. 1597г. Указ при Федоре Иоанновиче (об урочных летах) Введение 5-летнего срока сыска беглых крестьян Расширение прав феодалов на труд крестьян Начало XVIIв. Указ при Василии Шуйском 15-летний срок сыска беглых крестьян XVIIв. 1649г. Соборное уложение 1649 г. ? ?

№ слайда 16 Соборное уложение 1649 года Вопросы и задания к документу: 1. Какие изменения

Соборное уложение 1649 года Вопросы и задания к документу: 1. Какие изменения в положении крестьян и посадских людей закрепило Соборное уложение? 2. Интересы каких слоев населения, на ваш взгляд, удовлетворяет Соборное уложение? 3. Опираясь на текст Соборного уложения, приведите аргументы, подтверждающие, что в России наметилась тенденция перехода к абсолютной монархии. Н.Ф. Некрасов Составление Соборного уложения при царе Алексее Михайловиче

№ слайда 17 Соборное уложение 1649 г. Окончательное юридическое оформление крепостного права

Соборное уложение 1649 г. Окончательное юридическое оформление крепостного права – наиболее тяжелой формы зависимости крестьян от землевладельцев, власть которых полностью распространялась на личность, труд и имущество крестьян Отмена Юрьева дня Бессрочный сыск беглых крестьян Отмена «Урочных лет» (зависимость крестьян становится потомственной) Имущество крестьян – собственность землевладельцев Право наказывать (юридич. бесправие) Укрывательство — тюрьма Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

№ слайда 18 Соборное уложение 1649 г. Юридическое закрепление сложившейся социальной структу

Соборное уложение 1649 г. Юридическое закрепление сложившейся социальной структуры общества Регламентация прав и обязанностей всех сословий Прикрепление посадских людей к посадам и слободам Дворяне получили право передавать поместье по наследству, если их сыновья продолжали отцовскую службу Юридическое оформление процесса перехода от сословно – представительной монархии к абсолютной Глава 2. «От государьской чести и как его государьское здоровье оберегать»

№ слайда 19 Армия Воевода Полки нового строя - регулярная наемная армия, которая полностью п

Армия Воевода Полки нового строя — регулярная наемная армия, которая полностью подчиняется царю Пушкари Стрельцы Дворянское конное ополчение

№ слайда 20 Звено системы Старые черты политической системы Новые явления в политической сис

Звено системы Старые черты политической системы Новые явления в политической системе Царская власть Царь правит, опираясь на бояр, то есть сохраняется сословная монархия. Происходит усиление царской власти. Боярская Дума Сохраняется дума и политическая роль боярства, царь вынужден считаться с мнением Думы. Роль Думы уменьшается, появляется «ближняя Дума» (совет при царе), членов которой он назначает сам. Земский Собор По-прежнему собирается для решения важнейших вопросов. Собирается все реже, его роль уменьшается. Приказы Сохраняется неразбериха и путаница в системе приказов, процветают взятки и волокита, возглавляют приказы бояре. Создан Приказ тайных дел, который от имени царя контролирует другие приказы. На местах появились воеводы, назначаемые царем и имеющие большую власть. Законы Законы окончательно закрепляют крепостное право и власть бояр над крестьянами, охраняется вотчинное право. Новое Соборное уложение (1649год) укрепляет царскую власть и защищает интересы дворянства – сословной опоры царя. Армия В армии главную роль играют стрельцы под командованием бояр и боярское ополчение. Появляются «полки нового строя» — регулярная наемная армия, которая полностью подчиняется царю.

№ слайда 21 Проблемное задание Какие новые явления можно отметить в политической жизни Росси

Проблемное задание Какие новые явления можно отметить в политической жизни России в XVII в.?

№ слайда 22 Домашнее задание § 32, подготовить тезисы ответа по теме: «Укрепление центрально

Домашнее задание § 32, подготовить тезисы ответа по теме: «Укрепление центральной власти России XVII в.».

№ слайда 23 Литература Сахаров А.Н., Буганов В.И., «История России с древнейших времён до ко

Литература Сахаров А.Н., Буганов В.И., «История России с древнейших времён до конца XIX в.» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни – М.: Просвещение, 2014 История России с древнейших времён до конца XVII в. 10 кл.: Поурочное планирование по учебнику А.Н. Сахарова/ Авт.-сост. Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2005 Козленко С.И., Тороп В.В. История России c древнейших времён до конца XVII в. 10 кл. Книга для учителя. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006 Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 10 кл. – М.: ТЦ Сфера, 2003 Серов Б.Н., Ланго А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005

№ слайда 24 Интернет-источники http://www.rcoit.ru/elect_history/ancient_russia/16645/ http:

Источник

История. 10 класс

Конспект урока

История, 10 класс. Урок № 18.

Тема – Политическая система в 30-е годы

Перечень вопросов, рассматриваемых вопросов

1.Утверждение «культа личности» Сталина.

2. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры.

3. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса» истории ВКП (б) и усиление идеологического контроля над обществом.

4. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937―1938 гг. «Национальные операции» НКВД.

5. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик.

6. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социально-политические и национальные характеристики его контингента.

7.Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий.

8.Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г.

9.Массовые репрессии в СССР в 1930-е гг.

Вождь – глава в некоторых жёстко централизованных недемократических (тоталитарных или авторитарных) государствах и партиях.

Враг народа — политический термин в СССР, обозначавший человека, подозреваемого или обвиняемого в антисоветской деятельности.

Диктатура — форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота государственной власти принадлежит только одной политической позиции, принадлежащей одному человеку диктатору, либо правящей группе лиц, партии, союзу, классу и т. д.

Комсомол — Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи. Массовая молодёжная общественно-политическая организация в СССР.

Культ личности – возвеличивание отдельной личности средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.

Лозунг — призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование.

Массовые репрессии — проводились в СССР в 1928-1953 гг. против целых социальных, национальных, политических групп населения. Выражались в арестах, депортации, ссылке, заключении, расстрелах сотен тысяч и миллионов людей.

«Пятая колонна»- так называют внутренних врагов государства, готовых по приказу извне нанести удар в самое незащищённое место, либо исподволь подтачивать общество изнутри.

«Сталинский социализм» — социально-политический строй, который сформировался и существовал в эпоху правления И.В. Сталина со второй половины 1920-х до 1953 г.

Читайте также:  Приказная система суть история возникновения становление и расцвет

Обязательная литература:

1. История России». 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.1./ Горинов М.М., Данилов А.А. и др./,, под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение», 2016.

2. Конституция СССР 1936 года.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Во второй половине 30-х годов встал вопрос о написании единого учебника по истории партии. Была создана комиссия ЦК ВКП (б), которая рассмотрела и одобрила к изданию в 1938 г. книгу «История ВКП (б). Краткий курс». Появление «Краткого курса» было для своего времени достижением в разработке истории партии. Вместо многочисленных учебников истории партии с различной периодизацией и часто ошибочной трактовкой некоторых вопросов был создан новый труд, одним из его достоинств можно считать то, что история партии тесно связывалась с историей страны. Публикацию первой главы книги газета «Правда» сопроводила передовой статьей «Глубоко изучать историю партии Ленина — Сталина», в которой, «частности, указывалось: «В результате громадной теоретической работы, проделанной комиссией ЦК ВКП(б), лично товарищем Сталиным, наша партия, комсомол, все трудящиеся получили научный труд, запечатлевший со всей глубиной славную историю борьбы и побед партии Ленина — Сталина». В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 ноября 1938 г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)» эта книга характеризовалась как «новое могучее идейное оружие большевизма», как «энциклопедия основных знаний в области марксизма-ленинизма».

В средствах массовой информации формировался культ Сталина, «Вождь», «корифей и стратег», «учитель и друг молодёжи» — это маленькая часть множества сравнений и эпитетов в адрес Сталина. Он не был против названия его именем городов, площадей и улиц, поэты слагали о нём стихи, в городах и посёлках устанавливались памятники. Лидеры региональных партийных организаций перенимали методы и приёмы центрального руководства. И. В. Сталин сосредоточил в своих руках политическую власть партийно-государственного аппарата. Упоминание в Основном законе о месте коммунистической партии стало завершающим звеном в утверждении СССР «партии государства». В стране была однопартийная система.

Решающая попытка изменить ситуацию была предпринята в 1932 г. небольшой группой, во главе которой стоял руководящий работник Московского комитета ВКП (б) М. Н. Рютин. В обращении к членам партии он писал, что Сталин отстранил от руководства лучшие кадры, установил личную диктатуру. Политику Сталина охарактеризовал как «необузданный авантюризм». Аресту и репрессиям подверглась вся группа. Вопросы внутренней и внешней политики государства завершились принятием решений узкой группой членов Политбюро во главе со Сталиным. В партии установилось единоличное правление Сталина, члены Политбюро называли его «хозяином». Установился авторитарный режим руководства, мнения членов ЦК правящей партии, особенно рядовых коммунистов, не имели никакого значения. Партийный аппарат Сталину нужен был для контроля над государственными органами. Законы, Постановления, которые принимались совместными решениями ЦК ВКП (б) и СНК СССР, приговоры по политическим обвинениям предварительно обсуждались партийными органами. Руководители высших законодательных, исполнительных и судебных ветвей власти назначались только после их утверждения в аппарате ЦК партии, на местах такие решения принимали местные партийные органы. Так как многие работники госаппарата являлась коммунистами, они вынуждены были выполнять решения партии.

В 1922 г. при Наркомпросе РСФСР для цензурного контроля было создано Главное управление по делам литературы и издательств – Главлит. Создавались специализированные отделы и органы для цензурного контроля над различными видами искусства при Главлите.

Управление обществом в области идеологии, проводимые по указаниям высшего партийно-государственного руководства во главе с И.В. Сталиным, через систему отделов пропаганды и агитации ВКП (б) не отличались от используемых в других сферах методов управления обществом.

Эти методы «Краткого курса» были закреплены в сознании советских людей.

7 декабря 1932 г. было подписано постановление «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописки паспортов». Одновременно с Постановлением ЦИК и СНК СССР было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР, на которое возлагались функции ведения по всему Советскому Союзу единой паспортной системы, прописки паспортов и для непосредственного руководства этими работами.

Положение о паспортах устанавливало, что «все граждане Союза ССР в возрасте от 16 лет, постоянно проживающие в городах, рабочих посёлках, работающие на транспорте, в совхозах и на новостройках, обязаны иметь паспорта».

С 5 августа 1937 года и до середины ноября 1938 года «тройками» НКВД-УНКВД было осуждено не менее 800 тысяч человек, половина была приговорена к расстрелу. 60% от общего числа репрессированных были репрессированы по политическим мотивам. Остальные осуждены за контрреволюционные и другие особо опасные государственные преступления, ими занимались внесудебные органы (военные трибуналы и суды). Военной коллегией Верховного Суда СССР и её выездными сессиями в 60 городах СССР с 1 октября 1936 по 30 сентября 1938 года было осуждено 36.157 человек, расстреляно 30.514 человек.

В течение 1936—1938 гг. по указанию Сталина были организованы процессы по обвинению в контрреволюционной деятельности видных деятелей большевистской партии. В разное время Л. Б. Каменев, Г. К. Зиновьев, А. И. Рыков, Н. И. Бухарин выступали с критикой курса Сталина. Все они были обвинены в контрреволюционной деятельности и казнены. Исполнителями воли вождя, который давал указания и контролировал подготовку процессов, являлись наркомы НКВД Г.Г. Ягода и Н. И. Ежов.

По указанию Политбюро ЦК ВКП (б) утвердил так называемый кулацкий оперативный приказ с указанием в нём количества лиц, подлежащих репрессиям.

Массовые репрессии продолжались в последующие годы. После присоединения территорий западных областей Украины и Белоруссии проходил процесс советизации этих областей. Десятки тысяч участников антисоветских выступлений, представители буржуазных и мелкобуржуазных слоёв населения были депортированы в районы Сибири и в другие отдалённые регионы СССР.

После окончания периода массовых репрессий Сталин обвинил сотрудников НКВД в нарушениях законности. Исполнители его преступных приказов были репрессированы.

В результате репрессий 1920–1930-х гг. Церковное управление было дезорганизована, большая часть архиереев арестована, а деятельность клириков и активных прихожан прекращена.

В 1929 г. СНК СССР принял решение об использовании труда заключенных. В 1930 г было создано Главное управление лагерей (ГУЛАГ). В 1931 году была закрыта последняя биржа труда и торжественно провозглашено отсутствие в СССР безработицы.

Рабочие имели оплачиваемые отпуска, семичасовой рабочий день и шестидневную неделю, оплату больничных листов, оплачиваемые отпуска по беременности и родам, пенсии по старости.

Низкая заработная плата, тяжёлые условия труда порождали текучесть кадров, в связи с этим принимались меры для закрепления рабочих на производстве. По постановлению, принятому в 1932 г. невыход на работу грозил рабочему увольнением, лишением продовольственных карточек и выселением с занимаемой жилплощади. С 1939 г. были введены трудовые книжки, которые необходимо было предъявлять при переходе на новую работу. Принудительность труда была возведена в Советском Союзе в ранг государственной политики.

ГУЛАГ был создан для выполнения программы индустриализации — концентрированные им трудовые ресурсы использовались там, где в существовавших условиях невозможно было добровольно найти нужное количество рабочих рук.

В Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 г.VIII Всесоюзным чрезвычайным съездом Советов, были законодательно закреплены основные изменения в развитии советского государства.

Экономической основой построения социализма провозглашалась ликвидация частной собственности и эксплуатации человека человеком и победа государственной и колхозно-кооперативной форм собственности. Политической основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся.

Высшим руководящим органом страны стал Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Основные законодательные акты принимались на сессиях Верховного Совета, которые проходили два раза в год. В перерывах Президиум Верховного Совета СССР осуществлял исполнительную и законодательную власть. На местах действовали Советы депутатов трудящихся различных уровней. Вводилось всеобщее прямое равное избирательное право. Конституция предоставляла всем гражданам СССР, независимо от их пола и национальности, основные демократические права и свободы: свободу совести, слова, печати, собраний, неприкосновенность личности и жилища. Конституционные нормы в основном были формальными.

Массовые репрессии 30-х гг. характерны тем, что они проводились в отношении всех слоёв населения и по всей стране. Под предлогом борьбы с врагами режим Сталина расправился со всеми государственными деятелями, которые могли претендовать на верховную власть. Были практически истреблены представители так называемых «эксплуататорских классов». Разгрому подвергся командный состав Красной Армии. Была также продолжена политика окончательной ликвидации старого образованного класса России, репрессированы кадры научно-технической и творческой интеллигенции. В 30-е гг. началась массовая депортация ряда народов для использования их на принудительных работах.

Примеры и разбор решения заданий

1.Вставьте в текст пропущенные слова.

Массовые _________ продолжались в последующие годы.

________ рассматривался в качестве резерва пополнения партии.

Варианты ответов: репрессии; террор; комсомол.

Правильный вариант: репрессии; комсомол.

2. Вставьте в текст пропущенные слова.

1. ____________ основой СССР были признаны Советы депутатов трудящихся

2. Высшим руководящим органом страны стал __________________ СССР.

Источник

Adblock
detector