Меню

Практическая работа 2 Изучение свойств соляной кислоты

Практическая работа №3 «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»

Практическая работа №3

Получение соляной кислоты и изучение ее свойств

Цель работы: получить хлороводород и растворить его в воде, изучить химические свойства соляной кислоты, знать качественные реакции на ионы и уметь ими пользоваться для распознавания веществ, учится мыслить и анализировать информацию в познавательной деятельности.

Оборудование: штатив, лапка, пробирки, газоотводная трубка, вата, спиртовка, вода, поваренная соль, серная кислота 2: 1 , спички, цинк, магний, соляная кислота, медь, лакмус, оксид меди( II ).

1.Получение соляной кислоты.

Соберите прибор как на рис. Стр 56.

В пробирку насыпьте 2-3 г поваренной соли и прилейте концентрированную серную кислоту, что бы она смочила всю соль.Закройте пробирку газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опустите в пробирку с водой так, что бы он находился на расстоянии примерно 0,5- 1,0 см от поверхности воды. Нагреваем в течении 5-6 мин.

Напишите уравнения химических реакций

По каким признакам удается визуально судить о выделении хлороводорода?

2.Химические свойства соляной кислоты

1 пробирка – Соляная кислота + лакмусовая бумажка. Ваши наблюдения?

2 пробирка — Соляная кислота + магний. Ваши наблюдения? Запишите уравнения реакций.

3 пробирка — Соляная кислота +цинк. Ваши наблюдения? Запишите уравнения реакций.

4 пробирка — Соляная кислота +медь. Ваши наблюдения? Запишите уравнения реакций.

5 пробирка — Соляная кислота +гидроксид меди ( II ). Ваши наблюдения? Запишите уравнения реакций.

6 пробирка — Соляная кислота +мел . Ваши наблюдения? Запишите уравнения реакций.

3.Расположение соляной кислоты и ее солей.

В одну пробирку налейте 1-2 мл разбавленной соляной кислоты, во вторую хлорида натрия , в третью – хлорида кальция. Во все пробирки добавим несколько капель нитрата серебра. Напишите уравнения реакции. Почему нитрат серебра используют для определения хлорид ионов? Что является реактивом на соляную кислоту и ее соли?

Источник

Практическая работа №2 «Изучение свойств соляной кислоты».

Урок химии
9 класс
Тема: Практическая работа №2
«Изучение свойств соляной кислоты».
Тип урока — урок применения знаний, умений и навыков (практическая работа).
Цель
образовательная: закрепить знания о свойствах соляной кислоты; формировать навыки практической работы с реактивами, совершенствовать умения обращаться с кислотами; научить способам распознания соляной кислоты и ее солей; составлять уравнения реакций; наблюдать и делать выводы;
развивающая: совершенствовать навыки работы с химической посудой; развивать коммуникативные навыки работы в парах; развивать познавательный интерес к химии;
воспитательная: воспитывать ответственность, самостоятельность при выполнении практической работы, формировать коммуникативные качества обучающихся при организации работы в парах; формировать познавательный интерес, ценностное отношение к химии как науке и учебному предмету. Планируемые результаты: уметь применять полученные теоретические знания о свойствах соляной кислоты в практической работе, проводить опыты по осуществлению реакций в соответствии с правилами безопасного обращения с химическими веществами и правилами пользования химической посудой, описывать свойства веществ и наблюдения в ходе эксперимента.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, лакмус, гранула цинка, медная проволока, сульфат меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, нитрат серебра.Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, инструкционная карта практической работы (приложение 1), раздаточный материал инструкция по ТБ «Техника безопасности при работе с кислотами».
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, частично-поисковые, исследовательские.
Структура урока
Организационный этап.
Мотивация учебной деятельности.
Постановка цели и задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.
Самостоятельное выполнение практической части работы и текущее инструктирование учителя.
Составление отчета. Контроль, взаимоконтроль в процессе выполнения работы.
Подведение итогов урока. Проведение рефлексии.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие. Определение готовности обучающихся к уроку. Позитивный настрой на урок.
На каждом столе набор химических реактивов и оборудования: штатив с пробирками, раствор соляной кислоты, лакмус, гранула цинка, медная проволока, оксид меди (II), сульфат меди (II), гидроксид натрия, карбонат натрия, нитрат серебра.
Обучающиеся оформляют практическую работу в тетрадях для практических работ.
2. Мотивация учебной деятельности.
Зайдя в класс, вы увидели, что сегодня он превратился в большую химическую лабораторию. Представьте, что вам, как ее научным сотрудникам, поручили провести ответственную исследовательскую работу. Надеюсь, что вы покажите себя серьезными и ответственными работниками.
Девиз урока: “Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся…” М.В. Ломоносов.
3. Постановка цели и задач урока. Совместное планирование учебной деятельности.
Напомните, пожалуйста, какое химическое соединение мы изучали на прошлом уроке? Правильно, соляную кислоту, ее свойства, способы получения. Поэтому тема сегодняшнего урока: «Практическая работа по теме «Изучение свойств соляной кислоты». Определяем цели урока, записываем их в тетрадь. Зная цели, составляем вместе план урока.
4. Актуализация опорных знаний.
Перед тем, как начать практическую работу проведем небольшую химическую разминку. Вспомним, какие физические и химические свойства соляной кислоты. Проверим домашнее задание.
На производстве перед проведением испытаний, исследований обязательно проводят с сотрудниками инструктаж по охране труда.
Сегодня мы тоже, как научные сотрудники химической исследовательской лаборатории проведем инструктаж по ТБ перед проведением практической работы, используя инструкцию. Обучающиеся повторяют правила безопасной работы с кислотами и щелочами, нагревательными приборами. В тетрадях учащиеся делают запись «С правилами ТБ при работе с кислотами и щелочами, нагревательными приборами ознакомлен(а)».
Самостоятельное выполнение практической части работы и текущее инструктирование учителя. Составление отчета.
Дорогие друзья! На каждом столе есть инструкционная карта с четкой инструкцией по выполнению практической работы. Напоминаю требования к оформлению результатов проведенных исследований в тетрадях: следует кратко записать, что делали, что наблюдали, записать соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионных видах, сделать вывод.
В ходе практической работы буду осуществлять контроль за вашей деятельностью, за соблюдением техники безопасности. По завершению практической работы представьте результаты своих научных исследований на проверку.
Ход работы:
Задание 1. В пробирку налейте 1 мл соляной кислоты и добавьте 1-2 капли лакмуса. Какие изменения с раствором происходят? Запишите свои наблюдения. Появление розово-красной окраски раствора.
Задание 2. В две пробирке налейте по 1 мл соляной кислоты. В первую пробирку добавьте гранулу цинка, а во вторую – медную проволоку. Что наблюдаете? Со всеми ли металлами реагирует соляная кислота? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах, протекающих между соляной кислотой и указанными металлами.
Соляная кислота реагирует с цинком, в результате этого взаимодействия выделяется газ – водород. С медью соляная кислота не реагирует, т.к. медь является неактивным металлом.
Zn +2HCl = ZnCl2 + H2↑
Zn + 2H+ + 2Cl — = Zn2+ + 2Cl — + H2↑
Zn + 2H+ = Zn2+ + H2↑
Задание 3. К свежеприготовленному гидроксиду меди (II) добавьте раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Как объяснить образование в пробирке раствора синего цвета? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
Приготовление гидроксида меди (II): к раствору гидроксида натрия добавляют немного раствора сульфата меди (II).
CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Cu2+ + SO42- + 2Na+ + 2OH — = 2Na+ + SO42- + Cu(OH)2↓
Cu2++ 2OH- = Cu(OH)2↓
Образуется синий желеобразный осадок.
При взаимодействии соляной кислоты со свежеприготовленным раствором гидроксида меди (II) происходит растворение осадка и образование раствора хлорида меди (II) синего цвета.
Cu(OH)2↓ + 2HCl = 2H2O + CuCl2
Cu(OH)2↓ + 2H+ + 2Cl — = 2H2O + Cu2+ + 2Cl –
Cu(OH)2↓ + 2H+= 2H2O + Cu2+
Задание 4. В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты и добавьте раствор карбоната натрия. Что наблюдаете? Как объяснить выделение газа при данном взаимодействии? Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
При взаимодействии соляной кислоты с раствором карбоната натрия происходит выделение углекислого газа.
Na2CO3 + 2HCl = H2O + CO2↑ + 2NaCl
2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl — = H2O + CO2↑ + 2Na+ + 2Cl –
2H+ + CO32- = H2O + CO2↑
Задание 5. В пробирку налейте 1 мл раствора соляной кислоты и добавьте несколько капель раствора нитрата серебра. Что наблюдаете? Аналогично в пробирку с раствором хлорида натрия добавить несколько капель раствора нитрата серебра. Напишите уравнения в молекулярном и ионном видах. Ответьте на вопрос, что является реактивом на соляную кислоту.
Реактивом на соляную кислоту и ее соли является раствор нитрата серебра, в результате реакции образуется белый творожистый осадок хлорида серебра.
HCl + AgNO3 = AgCl↓ + HNO3
H+ + Cl — + Ag+ + NO3- = AgCl↓ + H+ + NO3-
Ag+ + Cl — = AgCl↓
Во время проведения практической работы учитель наблюдает за действиями учащихся, помогает в случае необходимости. Результаты опытов обговариваются. Учащиеся в тетрадях записывают вывод.
После окончания практической работы учащиеся должны привести рабочее место в порядок.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Повторить §35.
Подготовить сообщение (на выбор): 1) о применении соляной кислоты;
2) из истории открытия соляной кислоты.
Подведение итогов урока. Проведение рефлексии.
Уважаемые сотрудники исследовательской лаборатории! Вы сегодня на славу потрудились. Работали дружно, слаженно. Результаты проведенных вами исследований вы сдали на проверку. Ответьте, пожалуйста на вопросы:
Что открыли, узнали на уроке? Почему было трудно? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Над чем заставил задуматься урок?
Всем спасибо! Хорошего настроения!
Приложение 1
Практическая работа № 2.
«Изучение свойств соляной кислоты»
Цель: Исследовать химические свойства соляной кислоты.
Оборудование и реактивы: пробирки, соляная кислота, лакмус, Mg, Сu, Cu(OH)2, NaOH, CuSO4 , Nа2CO3, NаCl, AgNO3.
С правилами ТБ ознакомлен (а) (подпись).
Ход работы.
Опыт № 1. Действие индикатора на соляную кислоту HCl.
В пробирку с соляной кислотой добавьте 1-2 капли лакмуса.
Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Опыт № 2.Взаимодействие соляной кислоты HCl с металлами.
В пробирку с соляной кислотой положите гранулу цинка, а в другую — кусочек медной проволоки. Что наблюдаете?
Со всеми ли металлами реагирует соляная кислота? Сделайте вывод.
Составьте уравнение реакции.
Опыт № 3.Взаимодействие соляной кислоты HCl с основаниями.
К свежеприготовленному раствору гидроксида меди прилейте соляную кислоту.
Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Справка. Для получения гидроксида меди Cu(OH)2 к раствору CuSO4 прилить щелочь NaOH, при этом образуется осадок голубого цвета Cu(OH)2:
CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Опыт № 4.Взаимодействие соляной кислоты HCl с солями.
В пробирку с карбонатом натрия прилейте соляную кислоту.
Что наблюдаете? Сделайте вывод.
Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Опыт № 5. Распознавание соляной кислоты HCl и ее солей.
(Качественная реакция на хлорид-ионы)
В одну пробирку с соляной кислотой, в другую пробирку с раствором хлорида натрия добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра.
Что наблюдаете? Сделайте вывод.Напишите уравнения проведенных реакций в молекулярном виде.
Укажите, как можно отличить: а) соляную кислоту от других кислот, б) хлориды от других солейПочему вместо раствора нитрата серебра(I) можно также использовать раствор нитрата свинца(II)?
Сделайте общий вывод.

Читайте также:  Таблица умножения и деления для детей учить

Источник



Практическая работа «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка практической работы по теме «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств» может быть использована при проведении уроков 9 класса. Включает в себя задания и вариант оформления отчета о работе.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Получение соляной кислоты и изучение ее свойств»»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 9 класс

ПОЛУЧЕНИЕ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЕЕ СВОЙСТВ

Цель работы: Получить соляную кислоту. Изучить ее свойства, научиться отличать соляную кислоту и ее соли от других кислот и солей.

Оборудование: лабораторный штатив с лапкой, спиртовка, спички, пробирки, газоотводная трубка, вата.

Реактивы: NaCl (крист.), H2SO4 (конц.), AgNO3 (р-р), Mg, NaCl (р-р), CaCl2 (р-р), CuO (тв.), CuSO4(р-р), NaOH (р-р), СaCO3(тв.), вода, лакмус.

I. Инструктаж по технике безопасности перед началом работы

II. Выполнение работы

1. Получение соляной кислоты

В пробирку насыпать немного поваренной соли и прилить концентрированную серную кислоту так, чтобы кислота смочила соль. Закрыть пробирку газоотводной трубкой. Укрепить пробирку в лапке штатива (смотри рисунок). Конец газоотводной трубки опустить в пробирку с водой так чтобы он был на расстоянии 0,5 – 1 см от поверхности воды. Затем смесь соли и кислоты осторожно нагреть.

Следите за тем, чтобы газоотводная трубка не касалась воды!

Иначе воду перебросит в горячую пробирку-реактор и стекло лопнет

Наблюдайте за происходящим в пробирке с водой

2. Исследование свойств соляной кислоты

1). Отношение кислоты к индикатору

В пробирку с раствором соляной кислоты HCl добавить лакмус

2). Взаимодействие с металлами

В пробирку с раствором соляной кислоты HCl добавить Mg

Уравнение реакции: Mg + HCl =

3). Взаимодействие с оксидами металлов

Читайте также:  Сравнительная характеристика Николая и Веры Алмазовых сочинения

В пробирку с раствором соляной кислоты добавить горошину оксида меди CuO

Пробирку немного нагреть (не кипятить!).

Уравнение реакции: CuO + HCl =

4). Взаимодействие с основаниями

В пробирку со свежеосаденным гидроксидом меди (II) Cu(OH)2 1 – 2 мл раствора соляной кислоты (до растворения осадка)

Уравнение реакции: Cu(OH)2 + HCl =

5). Взаимодействие с солями

В пробирку с CaCO3 добавить раствор соляной кислоты HCl

Уравнение реакции: CaCO3 + HCl =

3. Распознавание соляной кислоты и ее солей (качественная реакция на хлориды)

В пробирки с р-ром соляной кислоты и хлорида натрия добавить несколько капель раствора нитрата серебра AgNO3 (качественная реакция на ион хлора Cl — )

Уравнения реакций: HCl + AgNO3 =

Выполните отчет по работе

(Результаты исследования занести в таблицу)

Название опыта

Уравнение реакции

(молекулярное, сокращенное ионное)

1. Получение соляной кислоты

Выделение газа и растворение его в воде. От поверхности воды вниз опускаются струйки тяжелой жидкости

NaCl + H2SO4 =

В лаборатории соляную кислоту можно получить при взаимодействии _______ и ________.

2. Исследование свойств соляной кислоты

1). Отношение кислоты к индикатору

Лакмус __________

При диссоциации соляной кислоты образуется ион _______(катион) и хлорид ион (________).

2). Взаимодействие с магнием

Растворение металла и выделение газа

Mg + HCl =

Активные металлы вытесняют _______ из раствора соляной кислоты.

3). Взаимодействие с оксидом меди (II)

Растворение оксида меди (II) и образование раствора _____ цвета.

Основный Оксид и кислота при взаимодействии образуют ________ и воду.

4). Взаимодействие с гидроксидом меди (II)

Растворение осадка и образование голубого раствора

Cu(OH)2 + HCl =

При взаимодействии кислоты с основаниями образуется растворимая ________ и вода.

5). Взаимодействие с карбонатом кальция

Выделение газа

CaCO3 + HCl =

При взаимодействии соли и кислоты в одном сосуде – происходит обмен ионами. Реакция между солью и кислотой происходит тогда, когда может образоваться осадок или выделиться газ.

Читайте также:  Проступки и преступления таблица примеры

3. Распознавание соляной кислоты и ее солей

Выпадает __________ осадок

HCl + AgNO3 =

NaCl + AgNO3 =

Реактивом на хлорид ион является раствор ____________ .

Источник

Способы получения соляной кислоты и изучение ее свойств

«Химия. 9 класс». О.С. Габриелян (гдз)

Получение соляной кислоты (НСl):

а) Будучи нелетучей сильной кислотой, H 2SO 4 способная вытеснять другие кислоты из их солей. В данном случае НСl также сильная кислота, но она обладает летучими свойствами. Поэтому для ее получения используют реакцию при нагревании.

В сильно кислой среде средняя соль Na 2SO 4 переходит в кислую NaHSO 4.
Na 2SO 4 + H 2SO 4 ↔ 2NaHSO 4
Без нагревания в растворе устанавливается ионное равновесие. Хлороводород не выделяется.
NaCl + H 2SO 4 ↔ NaHSO 4 + HCl.
2) Раствор хдороводорода немного тяжелее воды, поэтому мы можем наблюдать тонкие опускающиеся струйки еще не перемешавшейся, только что образовавшейся при растворении соляной кислоты.
3) Хдороводород очень хорошо растворим в воде. Если конец газоотводной трубки опустить низко к поверхности воды, то может произойти всасывание раствора в трубку.
Посмотрите рис. 18 из учебника (стр. 83), иллюстрирующий хорошую растворимость хлороводорода в воде.
Изучение свойств соляной кислоты:
Для изучения свойств соляной кислоты проведем несколько характерных для нее реакций.
1) Не все металлы реагируют с соляной кислотой. Идет реакция, или нет зависит от активности металла. Чем активней металл, тем быстрее идет взаимодействие. Для удобства можно рассмотреть электрохимический ряд напряжений металлов (он находится на форзаце в конце учебника). Тогда металлы, находящиеся перед Н 2, реагируют с кислотами, после Н 2 — не реагируют.
Поэтому Zn и Mg вытесняют Н 2 из кислоты:
Zn + 2НСl ↔ ZnCl 2 + H 2↑;
Mg + 2НСl ↔ MgCl 2 + H 2↑.
С медью соляная кислота не реагирует.
2) В четвертой пробирке протекает реакция:

СuO растворяется в кислоте, образуется голубой раствор за счет окрашенных ионов Сu 2+ .
В пятой пробирке происходит растворение Сu(OH) 2 в НСl.
Сu(OH) 2 + 2HCl ↔ CuCl 2 + 2H 2O.
Также образуется голубой раствор (Сu2+). В шестой пробирке:
CaCO 3 + 2HCl ↔ CaCl 2 + H 2O + CO 2↑
Более сильная кислота вытесняет более слабую угольную кислоту, которая разлагается на углекислый газ и воду.
Н 2СО 3 ↔ H 2O + CO 2↑
3) Сначала запишем все реакции с АgNO 3.
HCl + AgNO 3 ↔ AgCl↓ + HNO 3;
NaCl + AgNO 3 ↔ AgCl↓ + NaNO 3;
CaCl 2 + 2AgNO 3 ↔ 2AgCl↓ + Ca(NO 3) 2.
Во всех пробирках выпадает белый осадок, не растворимый в концентрированной азотной кислоты. Аналогично происходят реакции с нитратом свинца (II).
2HCl + Pb(NO 3) 2 ↔ PbCl 2↓ + 2HNO 3;
2NaCl + Pb(NO 3) 2 ↔ PbCl 2↓ + 2NaNO 3;
CaCl 2 + Pb(NO 3) 2 ↔ PbCl 2↓ + Ca(NO 3) 2.
Так как растворимость PbCl 2 все-таки достаточно велика, То осадок выпадает лишь из достаточно концентрированных растворов. При добавлении избытка концентрированной HNO 3 концентрация ионов Pb 2+ и Сl – уменьшается, кроме того, равновесие из-за избытка HNO 3 смещается влево, поэтому осадок PbCl 2 растворяется.
а) Для того, чтобы отличить соляную кислоту от других кислот, можно провести реакцию с АgNO 3 или Pb(NO 3) 2. В результате выпадает белый творожистый осадок АgCl или малорастворимый PbCl 2.
б) Хлориды определяются иным образом.
в) Соляную кислоту от хлоридов можно отличить реакцией с металлами. HCl реагирует с металлами, выделяя газообразный водород.

Источник