Меню

Практическая работа по теме Конституция

Основы конституционного строя РФ

1) Раскройте смысл понятия.

Конституционный строй — определяет устройство государства имеет свои основы и основные принципы.

2) Прочитайте извлечения из Конституции РФ, ответьте на вопросы и выполните задания.

Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 1

1. Российская Федерация — Россия есть демократического федеративное правовое государство с республиканской формой правления .
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы .

Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 5
1. Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации .
2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на её государственной целостности , единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Статья 6
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности , предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

Статья 7
1. Российская Федерация — социальное государство , политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей , устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 8
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная муниципальная и иные формы собственности.

Статья 9
1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации мак основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 10 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, Исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11
1. Государственная власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Статья 12
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 13
1. В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Статья 14
1. Российская Федерация — светское государство . Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1 — Возьмите цветные ручки или маркеры. Разными цветами подчеркните в тексте:
а. положения, относящиеся к основам конституционного строя РФ ( Синий цвет )
б. положения, относящиеся к основам федеративного устройства РФ ( Оранжевый цвет )
в. объяснение сущности социального государства ( Пурпурный цвет )
г. как в Конституции решается вопрос о собственности ( Зеленый цвет )
д. кто осуществляет высшую государственную власть в РФ ( Красный цвет )

2 — В какой статье Конституции РФ утверждается идеологическое и политическое многообразие?
В статье 13.

3) Заполните пропуски во фрагменте таблицы.

Принцип конституционного строя Сущность
Разделение властей Единая государственная власть разделена на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную
Демократия Народ — источник власти
Правовое государство Верховенство государственной власти и федерального законодательства на всей территории России
Социальное равноправие Политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

4) Обведите цифры, под которыми указаны верные суждения об основах конституционного строя РФ.

2 — Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
4 — Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную и исполнительную
5 — В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность
6 — Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

5) Конкретными примерами подтвердите: а) социальный характер современного Российского государства; б) наличие в современной России идеологического и политического многообразия.

а) Социальный характер выражается в статье 7 Конституции, где государство обязуется обеспечить охрану труда и здоровья всех граждан, ставит цель — обеспечить людям достойную жизнь и свободное развитие каждого, а также государственную поддержку семьи. Примеры: Ежемесячные выплаты детям, социальные пособия малоимущим людям, право на трудоустройство

б) В России разрешается людям собираться в мирных целях, допускается наличие разных идеологий. Политические многообразие, существует много партий. Примеры: Профсоюзы имеют право проводить забастовки, оппозиция имеет право в СМИ, высказывать свое мнение развитие государства и критиковать власть.

6) Установите соответствие между идеями и принципами конституционного строя.

ИДЕИ
A) никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или общеобязательной
Б) государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека, разделение властей
B) свободные выборы главы государства и представительных органов власти, местного форма управления
Г) политика государства направлена на обеспечение гражданам достойного уровня жизни и возможности свободного развития
Д) реализован принцип взаимной ответственности м&жду гражданами и государством

ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
1) республиканское государство
2) правовое государство
3) светское государство
4) социальное гос-во

Источник

Практическая работа по теме: «Конституция РФ».

Практическая работа преднозначена для работы с первоисточником Конституцией РФ.

Содержимое разработки

1 группа. Содержание Конституции.

Задание: 1. Укажите, из каких частей (глав, статей) состоит Конституция?

2. Изучив главу 1, продолжи предложения:

1. РФ есть демократическое ________________________________государства с_______________________________ __ формой правления.

2. Человек, его _______________ и __________________ являются_________________________________________________.

3. Носителем ____________________ и единственным источником ____________________________ в РФ является __________________________.

4. ___________________________ РФ распространяется на всю ее территорию.

5. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе _____________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Государственную власть в РФ осуществляют __________________________.
7 . В Российской Федерации признаются политическое ______________________________________________________________________________.

8. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Российская Федерация — _________________________________________________________________________________________________________

10. Конституция Российской Федерации имеет ________________________________________________________________________________________________________________________

Информация: Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

2 группа. Права граждан.

Читайте также:  Все о тютчеве таблица

Задание: 1. Изучите 2 главу «Права и свободы человека и гражданина».

2. Заполните таблицу.

Номера статей Конституции

Гражданские (личные) права

Политические права

Социально-экономические права

Культурные права

Информация: Система прав человека и гражданина, закрепленная в Конституции РФ

Гражданские (личные) права— принадлежат человеку как биосоциальному существу.

Политические права – обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

Социально-экономические права – обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни.

Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности.

3 группа.

Задание: 1. Изучите главу 3,заполните схему, укажите количество субъектов РФ:

Типы субъектов РФ

2. Найдите ответы на вопросы:

1.Что включает в себя территория Российской Федерации? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой язык является государственным на территории РФ?_______________________________________

3. Что является денежной единицей в Российской Федерации является__________________________________

4.Что могут создавать федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Кто обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 группа. Президент РФ.

Задание: 1. Изучите главу 4, определите основные полномочия президента, заполните схему:

5 группа. Федеральное Собрание

Задание: 1. Изучите главу 5, заполните схему.

2. Продолжи предложения.

1. В Совет Федерации входят: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Государственная Дума состоит_________________________________________________________________________________________________

3. Государственная Дума избирается сроком ______________________________________________________________________________________

4. Депутатом Государственной Думы может быть избран _____________________________________________________________________________

5. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают ______________________________________________________________

6. Федеральное Собрание является_______________________________________________________________________________________________

7. Совет Федерации избирает____________________________________________________________________________________________________

8. Государственная Дума избирает________________________________________________________________________________________________

9. Федеральные законы принимаются______________________________________________________________________________________________

10. Федеральный конституционный закон считается принятым,_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 группа. Правительство РФ.

Задание: 1. Изучите главу 6 и заполните таблицу.

Источник



Практикум по теме: «Конституционное право»
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Представлен рабочий лист для учащихся 9 классов. При составлении использован материал учебника Боголюбова Л.Н., справочников авторов Синова И. В., Баранов П.А., модульный триактив- курс, авторы Котова О.А., Лискова Т.Е. и др.

Скачать:

Вложение Размер
praktikum_po_t_konstitutsionnoe_pravo._vysshie_organy_rf.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум по т.: «Конституционное право. Высшие органы РФ».

1. Высшей ценностью в РФ признаётся…

2. Россия по форме правления является…

3. Единственным источником власти в стране является…

4. Независимость государства внутри страны и за ее пределами – это…

5. Высшим непосредственным выражением власти народа является …

6. Высшим непосредственным выражением власти народа являются …

7. Свою Конституцию в составе РФ имеет…

8. Государство, которое берет на себя обязанность заботиться о благополучии своих граждан и обеспечивать им достойную жизнь, называется…

9. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы .

10. В систему органов государственной власти входят…

11. Принцип светскости РФ выражается в …

№2.Запишите слова, пропущенные в схеме:

№3.Ниже приведен перечень субъектов РФ. Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда. Край, область, республика, район, автономный округ, автономная область, города федерального значения.

№4.Вставьте пропущенное слово: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения властей на ………., исполнительную и судебную.»

№5. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

а) Генеральный прокурор РФ;

в) Центральный банк РФ;

г) Демократическая партия России;

д) Федеральное Собрание;

е) Правительство РФ;

ж) Федерация товаропроизводителей России;

и) администрация г. Липецка.

№ 6. Найдите в приведённом ниже списке положения, относящиеся к основам конституционного строя РФ:

а) признание прав и свобод человека высшей ценностью

б) условия и порядок заключения трудового договора

в) верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей её территории

г) обстоятельства, исключающие уголовную ответственность

д) идеологическое многообразие

№ 7. «В Конституции закреплено…».

1) Ст. 2. Человек, его права и свободы являются …

2) Ст. 19. Все равны перед ….

3) Ст. 22. Каждый имеет право на свободу и ….

4) Ст. 29. Каждому гарантируется свобода мысли и ….

5) Ст. 41. Каждый имеет право на охрану ….

6) Ст. 46. Каждому гарантируется судебная защита ….

7) Ст. 60. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с ….

8) Ст.91. Федеральное Собрание состоит из двух палат –….

№8. Оцените предложенные действия согласно конституции. Ответить «да» или «нет».

Президент на ногах. После зарядки и завтрака звонит министру обороны и приказывает ему прислать за ним машину

В своём кабинете подписывает распоряжение о назначении одного из генералов командующим Военно-воздушными силами страны

Объявляет об отставке Правительства

На заседании Государственной Думы представляет кандидатуру на должность Председателя Центрального банка.

Подписывает распоряжение о назначении Генерального Прокурора.

Подписывает Указ о награждении группы милиционеров орденами и медалями

Подписывает договор о торговле России и Канады

Работает над проектом Государственного бюджета

Обедает и отдыхает

Вводит чрезвычайное положение в Москве в связи с забастовкой водителей троллейбусов

Звонит министру обороны, приказывает прислать машину, едет на завод, который не выполнил план. Разобравшись, увольняет директора.

Назначает нового Председателя Правительства с согласия Государственной думы

Принимает верительные грамоты иностранных послов

№9. Перечислите выборные должности в РФ.

№10.Установите соответствие между правами граждан РФ и группами прав, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВА ГРАЖДАНИНА РФ:

А) Право на жизнь.

Б) Право на забастовку.

В) Право избирать и быть избранным.

Г) Право на неприкосновенность частной жизни.

Д) Право на жилище.

Е) Право на неприкосновенность жилища.

Ж) Право на свободное передвижение.

И) Свобода творчества.

К) Право на свободу совести и вероисповедания.

Л) Право на труд.

М) Право на свободу мысли и слова.

Н) Право на свободное предпринимательство.

О) Право на медицинское обслуживание.

П) Право на охрану интеллектуальной собственности.

№11.Установите соответствие между полномочиями и органами власти (должностью), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

1. Является гарантом прав и свобод человека и гражданина;

2. Может быть распущена Президентом РФ;

3. Принимает решение об амнистии;

4. Обеспечивает взаимодействие органов государственной власти;

5. Решает вопрос о доверии Правительству РФ;

6. Формируется из представителей субъектов РФ;

7. Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ;

8. Является Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами РФ;

9. Назначает судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ;

10. Издаёт два вида актов — указы и распоряжения.

11. Решает вопрос о возможности использования Вооружённых сил РФ за пределами её территории;

12. Подписывает международные договоры РФ,

13. Подписывает федеральные законы;

14. Определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ;

15. Рассматривает принятые Государственной думой федеральные законы.

16. Избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права по пропорциональной системе,

17. Принимает федеральные законы;

18. Даёт согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

19. Назначает Председателя Правительства РФ

20. Принимает решение об отставке правительства или отдельных членов правительства;

Кто обладает полномочиями:

2) Государственная Дума;

3) Совет Федерации.

№ 12. Особенности судебной власти:

1) Судебная власть осуществляется только .

2) … независимы и подчиняются только закону.

4) Судьи неприкосновенны.

5) Судебное разбирательство является .

6) Судопроизводство осуществляется на основе … и равноправия сторон.

7) Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие … лет, имеющие … образование и стаж работы … профессии не менее … лет.

№ 13. Перед вами текст с ошибками: «Правительство РФ». Прочитайте и найдите в тексте ошибки.

Правительство РФ осуществляет законодательную власть. Во главе правительства стоит Президент РФ. В состав правительства входят: Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, члены Совета Федерации. Правительство разрабатывает бюджет, управляет федеральной собственностью, утверждает изменение границ, объявляет амнистию. Правительство принимает законы. Оно не имеет права подать в отставку. Вопрос об отставке правительства решается Федеральным Собранием.

№ 14. Словарная работа. Назовите понятие.

1.Совокупность обязательных к исполнению норм, установленных государством, универсальный регулятор общественных отношений – это .. .

2.Форма государственного правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства и передается по наследству – это …

3.Политический режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека или группы лиц, а представительная власть сводится на нет – это…

4.Объединение нескольких равноправных государств, наряду с общими высшими органами власти и управления, каждое государство имеет свои органы власти и управления – это… 5.Добровольный союз на идеологической основе, направленный на завоевание либо участие во власти на государственном уровне – это …

6.Совокупность голосующих граждан страны – это …

7.Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и др. вопросам государственного значения – это …

8.Возможность оказывать решающее воздействие на поведение людей — это …

9.Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти – это …

10.Политический режим, при котором установлены народовластие, свободы и равноправие граждан – это …

11.Единое государство, которое делится на административно – территориальные части, не обладающие самостоятельностью– это …

12.Конкуренция идей и программ — это .

13.Основной, главный закон государства – это …

14.Процедура формирования государственного органа, осуществляемая посредством голосования правоспособных гражданами – это …

15.Верховенство и независимость власти, возможность осуществлять независимую внутреннюю и внешнюю политики – это .

16.Политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями общественной и даже личной жизни – это .

17.Объединение самостоятельных государств для координации совместных действий – это .

18.Охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что – либо делать, осуществлять, в рамках закона – это .

19.Система способов и методов реализации власти — это .

Источник

Урок-практикум, лабораторная работа по теме «Основной закон страны»

Тема: Конституция РФ – основной закон страны.

Тип и форма урока:

Комбинированный урок, урок-практикум, лабораторная работа.

Умения и навыки развития личности:

Характеризовать конституцию как основной закон государства.

Характеризовать право человека, ребёнка.

Объяснять особенности правового статуса гражданина России.

Классифицировать конституционные права граждан.

Знать основные понятия, составлять эссе по теме.

Оборудование:

текст Конституции РФ у каждого ученика.

1. Вступительное слово. Сообщение цели урока

Учитель: Все мы знаем о трех символах нашей страны: гербе, гимне и флаге. Но есть еще один символ государственной власти – это Конституция РФ.

В девятом классе на обществознании мы уже знакомились с основными характеристиками Конституции РФ. Сегодня же мы с вами узнаем подробнее о главном законе страны.

2. Словарная работа

Учитель: Для начала давайте вспомним те понятия, без которых изучения нашей темы будет неполным.

Учитель: Демократия…

Учитель: Суверенитет…

Учитель: Федеративная форма…

Учитель: Референдум…

Учитель: Конституция…

3. Проверка домашней работы

Учитель: Домашним заданием было у вас следующее:

Чтение преамбулы Конституции РФ, где вы должны были выделить основы и ценности;

Сочинение-эссе по теме: «Каково назначение Конституции в цивилизованном обществе?»

Учитель: В начале урока мы проверим сочинение «Назначение Конституции в цивилизованном обществе?»

Выступление учащихся

Учитель: Итак, какой вывод мы можем сделать из услышанного?

Ученик: Конституция – это юридический документ, который принимают в современном цивилизованном обществе, чтобы установить и закрепить:

отношения между властью и гражданином (как государство должно относиться к гражданину и как гражданин должен относиться к государству, какие должен иметь права и обязанности)

устройство государственной власти

устройство государства – основы конституционного строя.

4. Работа над изучением новой темы

Учитель: Одна из первых Конституций была принята в США в 1787 году, а в нашей стране, когда она впервые принимается?

Ученик: в 1918 году в Советской России после октябрьского переворота 1917 года.

Учитель: А в последующем?

Ученик: В 1924, 1936, 1977 – Конституции СССР.

Учитель: Когда была принята Конституция РФ, и каким образом?

Ученик: В 1993 году 12 декабря на референдуме.

Социологический опрос

Учитель: Хорошо, давайте узнаем, что думают и что знают российские граждане о Конституции РФ. У нас имеются данные социологического опроса, который провели ученики 9 класса на улицах Екатеринбурга. См. диаграмму (Рисунок1) .

Оценивая данные опроса, нетрудно догадаться о низком уровне правовой культуры наших граждан.

На нашем уроке мы с вами постараемся этот уровень повысить, анализируя содержание нашей Конституции и практически поработать над текстом основного закона РФ.

Откройте Конституцию на странице «Содержание».

Ученик: Конституция состоит из преамбулы (вступления) и двух разделов: первый раздел состоит из девяти глав – 137 статей, второй раздел «Заключительные и переходные положения».

5. Практическая работа с тестом Конституцией РФ

Учитель: Начнем по порядку, читаем преамбулу, то есть вступление (один человек вслух) и постараемся при этом выделять ценности, которые содержит эта краткая вводная часть.

Вера в добро и справедливость — нравственные ценности.

Утверждая права и обязанности человека – ценности демократии.

Возрождая… государственность «России и утверждая незыблемость ее демократической основы» — ценности демократии.

«Что память предков; передававших нам любовь и уважение к Отечеству» — ценности патриотизма.

«Сознавая себя частью мирового сообщества» — ценности международного сотрудничества.

«Утверждая… гражданский мир и согласие» — ценности социального мира.

Учитель: Основы конституционного строя – это главные принципы, фундамент на котором построено государство. Они изложены в первой главе (статьи 1 – 16).Конституционных принципов 4: верховенство права, демократизм, федерализм и гуманизм. Когда речь идет о принципах демократизма и верховенства права – это значит, что источником власти является народ России и что закону должны подчиняться не только граждане, но и государство (статьи 3– 16).

Народовластие – есть один из четырех основных конституционных принципов. Все эти принципы получили свое развитие в следующих главах Конституции РФ, более того, все другие законы должны исходить их этих принципов, так как они составляют основу конституционного строя.

Учитель: Глава 2 посвящена правам и свободам человека и гражданина. См. схему (Рисунок2) .

Учитель: Найдите и прочитайте в тексте Конституции РФ статьи соответствующие этой схеме, назовите их.

Ученик: ст.20, 22, 28, 29, 30

Учитель: А вот случай из жизни, давайте его рассмотрим с точки зрения границ свободы.

«На перемене одноклассники поспорили о том, хорошо ли списывать. Высказав свои аргументы, участники спора так и остались при своем мнение. Тогда желая доказать свою правоту, они перешли на личности: «Ты жадина, поэтому и не даешь списывать!» — сказал сторонник списывания. «А ты балбес, своих мозгов не хватает, вот и поешь!» — ответил другой» Скажите, допустима ли такая свобода выражения мнения? Кто из спорщиков нарушил правила использования права на свободу слова?

Учитель: Свобода связана с сознательным выбором. Человек ответственен за свой выбор. Свобода слова , как и любая другая свобода, небезгранична. Наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Поэтому в законе установлен ряд ограничений свободы, слова, призваны защитить права и законные интересы других лиц, в частности:

Нельзя разглашать государственную тайну.

Нельзя разглашать профессиональную тайну (врачебную, юридическую и т.д.)

Нельзя никого оскорблять (т.е. унижать или порочить честь и достоинство в неприличной форме).

Нельзя клеветать (т.е. распространять заведомо ложную информацию) и т.д.

Ученик: Приведенные в задаче высказывания можно квалифицировать по-разному: «Жадина» — это скорее сведения порочащие честь и достоинство человека. Выражение типа «Балбес» — следует квалифицировать как оскорбление.

Учитель: Взгляните еще раз на экран, здесь представлена схема, где представлены права и обязанности граждан РФ. См. схему (Рисунок 3) .

Учитель: Кроме прав существуют еще и обязанности, которые мы, как граждан РФ, должны выполнять. Новая Конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, чем прежняя. В ней сознательно сделан акцент на права и свободы граждан. И вместе с тем без закрепления основных обязанностей индивидов обойтись нельзя, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование самого государства.

В Конституции зафиксированы следующие основные обязанности:

Граждане должны соблюдать и законы РФ (статья 15)

Граждане обязаны платить налоги и сборы (статья 57)

Граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду (статья 58)

Обязанность защищать Отечество (статья 59)

Граждане обязаны заботиться о сохранение исторического и культурного наследия (статья 44 пункт 3)

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего среднего образования (статья 43)

Учитель: Обратимся к статье 43 Конституции РФ, здесь наряду с правом идет речь об обязанности. Прочитайте эту статью.

А как вы отнесетесь к следующему факту, давайте подискутируем.

В статье 43 Конституции РФ устанавливается обязанность в получении детьми основного общего образования (9 классов). Родители или лица, их заменяющие, объявляются ответственными за это. Эта норма закона далеко не у всех вызывает одобрение.

Многие считают, что необходимо узаконить получение обязательного одиннадцатилетнего образования. Выскажите свое мнение относительно данной конституционной нормы.

Ученик №1: Более прогрессивно мыслят поддерживающие вторую точку зрения.

Конечно, можно выбрать любую работу, даже и без знания теорем и произведений Гоголя. Но ведь в школе изучается не только этот материал, но и основы обществознания, истории, географии, русского языка и т.д.

Ученик №2: Малограмотный человек – это потенциально плохой работник. Пусть сейчас мы еще нуждаемся в неквалифицированном труде, но в дальнейшем развитие технологии позволит от них избавиться еще в большей мере либо вообще. Куда же деваться необученному? Ведь научится пользоваться техническими орудиями труда, он не сможет – не знает основ физики и других наук. Вполне вероятно, он станет обузой общества.

Ученик №3: Малограмотный человек – это политически незрелый и пассивный человек.

Ученик №4: Малограмотный человек – это и плохой семьянин, который не сможет вырастить здоровых и умных детей, поскольку сам не имеет ни какого представления о здоровом образе жизни.

Учитель: Отступление назад в области образования, которое предусматриваются в действующей Конституции по сравнению с предыдущей, сделаны вынужденно. Но по мере накопления общественного богатства наше государство перейдет на обязательное полное среднее образование. Гос. Дума на данный момент рассматривает вопрос о внесение поправки в Конституцию об изменении статьи 43 Конституции. Правительство РФ предлагает установить обязательное полное образование (11-летнее).

Учитель: Прочитайте название третьей главы

Ученик: «Федеративное устройство». По Конституции в статье 65 говорится о 89 субъектах РФ, где 2 города федерального значения. (Это Москва и С-Петербург)

Учитель: Ну, вот вам задачка:

В апреле 2005 года начался процесс укрупнения субъектов РФ. Решение об объединении принимается на референдуме, а затем Государственная Дума вносит изменения в Конституцию. Так ,в результате проведенных референдумов, Красноярский край, Таймырский автономный округ и Эвенкийский автономный округ объединяется в Красноярский край; Камчатская область и Корякский автономный округ – в Камчатский край, Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ – в Пермский край, а Усть-Ордынский Бурятский автономный округ и Иркутская область оформятся в новый субъект РФ – Иркутская область

На данный момент прошло 4 референдума, сколько же субъектов РФ теперь в нашей стране и Государственная Дума должна внести изменения в Конституцию об этом?

Ученик: 84 субъекта. Решение: ((89-9)+4=84) – Государственная Дума должна внести изменения в Конституции РФ.

Отметить на карте те субъекты РФ, которые участвовали в четырёх референдумах. См. приложение (Рисунок 4)

Главы 4 – 8.Устройство государственной власти.

Учитель: Сила этой власти объясняется тем, что она формируется путем прямого волеизлияния народа – всеобщих выборов, эту власть принято называть представительной, так как она представляет народ страны, только эта власть наделена исключительным правом издавать законы, все остальные (исполнительная и судебная) могут действовать на основе законов, принятых парламентом.

Следует помнить, что главный источник власти – народ – это принцип демократизма.

Учитель: Президент РФ – является главой государства, президент является гарантом Конституции. Президент РФ не относится ни к одной ветви власти, он способствует их взаимодействию и помогает найти выход в случае спора, он является как бы противовесом между законодательной и исполнительной властями. Он может сдерживать Федеральное собрание, если оно вызвало недоверие Правительству РФ. А Федеральное собрание имеет право отстранить Президента РФ от занимаемой должности, если политика , которую он проводит, не отвечает интересам России и является преступной.

Может ли, один и тот же человек занимать более двух сроков пост президента РФ?

Ученик: Нет, по статье 81 Конституции РФ.

Учитель: Я предлагаю вам пройти тест на определение способностей быть президентом.

Чтобы узнать, обладатели вы способностью влиять на окружающих, столь необходимой президенту, ответьте, пожалуйста, «да» или «нет» на вопросы теста:

Вам подошла бы профессия политика или журналиста?

Раздражают ли вас люди, которые стремятся одеваться и вести себя экстравагантно?

Можете ли вы разговаривать с другим человеком о своих сугубо личных проблемах?

Сразу ли вы реагируете на малейшее проявление неверной тактики своих слов или поступков?

Чувствуете ли дискомфорт, когда другие добиваются успеха в той сфере, где вы сами хотели бы его добиться?

Любите ли вы заниматься очень трудным делом, чтобы показать, что вы способны на это?

Могли бы вы посвятить всего себя достижению какой-нибудь высокой цели?

Устраивает ли вас один и тот же круг друзей?

Предпочитаете ли вести жизнь размеренную, расписанную по часам?

Любите ли менять или переставлять мебель в квартире?

Нравится ли вам делать что-нибудь всякий раз по-новому?

Нравится ли вам «осаживать» того, кто, по-вашему, слишком самоуверен?

Демонстрируете ли вы, что ваш учитель оказывается неправым?

Теперь подсчитайте баллы по таблице (Рисунок 5) :

От 65 до 35 баллов. Вы обладаете хорошими задатками, чтобы эффективно влиять на окружающих, изменять их мнение, советовать им. Во взаимоотношениях с людьми вы чувствуете себя вполне уверенно, убеждены, что человек не должен замыкаться и думать только о себе. Вы испытываете потребность делать что-то для окружающих, руководить ими, указывать на ошибки, учить их, пробуждать у них интерес к окружающему. Считаете, что тех, кто не разделяет ваших принципов, надо переубеждать, и вы это умеете. Однако чтобы не превратиться в тирана, нужно следить за тем, чтобы ваше отношение к людям не переходило в крайность.

От 35 баллов до 0. Увы, даже будучи абсолютно правыми, вы бываете малоубедительны. Считаете, что жизнь и ваша, и окружающих должна быть построена на принципах дисциплины, здравого смысла и привычек, а ее течение должно быть хорошо прогнозируемым. Вы не любите все делать «через силу». Иногда не можете достичь намеченного из-за чрезмерной неуверенности в себе и в результате оказываетесь несправедливо обделенными.

Глава 9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» (2 раздел).

Учитель: «Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Заключительные и переходные положения».

Здесь содержаться положения, в которых, говорится об особенностях вступления в силу Конституции как нового закона современной жизни россиян.

6. Закрепление

Что такое Конституция?

Какова структура Конституции РФ?

Какова цель Конституции?

Учитель: Конституция не однодневный оперативный документ. Она всегда смотрит в будущее. Принятая Конституция РФ ставит перед обществом цель-утверждение демократического устройства государства, в котором главной ценностью является человек, его права и свободы.

7. Выставление оценок

8. Д.З.: в учебнике «Право, основы правовой культуры» §24-25.

Конституция Российской Федерации.

Певцова Е.А. Певцова, Учебник «Право 11класс». Москва, «Русское слово», 2007г.

Кравченко А.И., Обществознание, Москва, 2004г.

Источник