Меню

Презентация на тему Экосистемы пресноводных водо мов

Экосистема

Сообщество – это совокупность определенных живых организмов, например, растительное сообщество степи.

Экосистема (биоценоз) – это совокупность живых организмов и среды их обитания, характеризующаяся круговоротом веществ и потоком энергии (пруд, луг, лес).

Биогеоценоз – это экосистема, находящаяся в определенном участке суши и неразрывно связанная с этим конкретным участком. (Временные, искусственные и водные экосистемы не считаются биогеоценозами.)

Процессы в экосистемах

Круговорот веществ в экосистеме происходит за счет пищевых цепей: продуценты забирают из неживой природы неорганические вещества и делают из них органику, консументы передают её по цепи, редуценты разлагают органику и возвращают неорганические вещества в неживую природу.

Поток энергии: большинство экосистем получают энергию от солнца. Растения в процессе фотосинтеза запасают ее в органических веществах. Эта энергия используется для жизнедеятельности всех остальных организмов экосистемы. Проходя по пищевым цепям, эта энергия постепенно расходуется (правило 10%), в конце концов вся солнечная энергия, поглощенная продуцентами, превращается в тепло.

Устойчивость экосистемы (саморегуляция): чем больше в экосистеме видов, тем больше там пищевых цепей, и тем более устойчивым (сбалансированным) является круговорот веществ и сама экосистема. За счет устойчивости (саморегуляции) экосистемы могут выдерживать неблагоприятные воздействия, например, лес может сохраниться (восстановиться) после нескольких лет засухи, бурного размножения майских жуков и/или зайцев. Если количество видов (биологическое разнообразие) уменьшается, то экосистема становится неустойчивой и теряет способность к саморегуляции.

Смена экосистемы (сукцессия). Экосистема, в которой производится больше органических веществ, чем потребляется, неустойчива. Она зарастает, это нормальный процесс саморазвития экосистемы (живые организмы сами меняют свою среду обитания). Например, лесной пруд превращается в болото, степь – в лесостепь, березняк – в дубраву и т.п. К смене экосистемы могут приводить и внешние воздействия, например, пожар или вырубка леса. Всё это были примеры вторичной сукцессии, первичная происходит на безжизненном участке.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. Благодаря саморегуляции в экосистеме
1) ни один вид полностью не уничтожается другим видом
2) постоянно сокращается численность популяций
3) происходит круговорот веществ
4) организмы размножаются

Выберите один, наиболее правильный вариант. Основной причиной неустойчивости экосистем является
1) колебание температуры среды
2) недостаток пищевых ресурсов
3) несбалансированность круговорота веществ
4) повышенная численность некоторых видов

Выберите один, наиболее правильный вариант. Циркуляция кислорода между различными неорганическими объектами природы и сообществами живых организмов называется
1) популяционными волнами
2) саморегуляцией
3) газообменом
4) круговоротом веществ

Выберите один, наиболее правильный вариант. Примером биоценоза является совокупность
1) деревьев и кустарников в парке
2) растений, выращиваемых в ботаническом саду
3) птиц и млекопитающих, обитающих в еловом лесу
4) организмов, обитающих на болоте

Выберите один, наиболее правильный вариант. Один из факторов, поддерживающих равновесие в биосфере
1) разнообразие видов и взаимоотношений между ними
2) приспособленность к среде обитания
3) сезонные изменения в природе
4) естественный отбор

ЭКОСИСТЕМА ПРИЗНАКИ
1. Выберите три варианта. Каковы существенные признаки экосистемы?

1) высокая численность видов консументов III порядка
2) наличие круговорота веществ и потока энергии
3) сезонные изменения температуры и влажности
4) неравномерное распределение особей одного вида
5) наличие производителей, потребителей и разрушителей
6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биогеоценозы характеризуются
1) сложными пищевыми цепями
2) простыми пищевыми цепями
3) отсутствием видового разнообразия
4) наличием естественного отбора
5) зависимостью от деятельности человека
6) устойчивым состоянием

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Биогеоценоз пресного водоема реки характеризуется
1) наличием производителей органического вещества – автотрофов
2) отсутствием разрушителей органики – редуцентов
3) наличием цветковых растений на мелководье
4) отсутствием хищных рыб
5) постоянной численностью населяющих его популяций животных
6) замкнутым круговоротом веществ

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса – дубраве
1) короткие пищевые цепи
2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов
3) начальное звено цепи питания представлено растениями
4) популяционный состав животных не изменяется во времени
5) источник первичной энергии – солнечный свет
6) в почве отсутствуют редуценты

КРУГОВОРОТ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Круговорот веществ в экосистеме обеспечивает

1) её устойчивость
2) многократное использование организмами одних и тех же химических элементов
3) сезонные и суточные изменения в природе
4) накопление торфа
5) непрерывность жизни
6) видообразование

САМОРЕГУЛЯЦИЯ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Саморегуляция в естественных экосистемах проявляется в том, что

1) популяции потребителей первого порядка полностью уничтожаются потребителями третьего порядка
2) потребители третьего порядка выполняют санитарную роль и регулируют численность потребителей первого порядка
3) массовое размножение потребителей первого порядка приводит к массовой гибели производителей
4) численность производителей сокращается в результате действия абиотических факторов внешней среды
5) численность потребителей первого порядка зависит от численности производителей
6) численность потребителей первого регулируют потребители второго порядка

Установите последовательность событий, характеризующих саморегуляцию в биогеоценозе. Запишите соответствующую последовательность цифр
1) всплеск численности травоядных
2) высокий урожай кормов
3) возвращение к норме численности хищников и травоядных
4) рост численности хищников
5) падение численности травоядных
6) замедление размножения хищников

УСТОЙЧИВОСТЬ
1. Выберите три варианта. Устойчивость экосистемы обеспечивается

1) разнообразием видов и цепей питания
2) замкнутым круговоротом веществ
3) высокой численностью отдельных видов
4) колебанием численности видов
5) саморегуляцией
6) короткими цепями питания

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки говорят об устойчивости биогеоценоза?
1) видовое разнообразие
2) рельеф
3) климат
4) замкнутость круговорота
5) разветвлённые пищевые цепи
6) количество источников энергии

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие характеристики обеспечивают устойчивость природной экосистемы?
1) высокая численность особей функциональных групп организмов
2) сбалансированность круговорота веществ
3) короткие пищевые цепи
4) саморегуляция
5) уменьшение энергии в пищевой цепи
6) внесение минеральных удобрений

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Устойчивость влажного экваториального леса определяется
1) сбалансированным круговоротом веществ
2) способностью к саморегуляции
3) богатым видовым разнообразием организмов
4) доминированием древесных форм в фитоценозе
5) высокой влажностью воздуха
6) отсутствием чёткой смены сезонов

СОБИРАЕМ 5
1) большой численностью хищников-
2) разветвлёнными пищевыми сетями+
3) колебанием численности популяций-
4) замкнутым круговоротом веществ+

3) обитают продуценты и редуценты-
5) в почве содержится мало гумуса-
6) биомасса консументов преобладает над биомассой продуцентов-

5) цепи питания длинные, разветвленные

СУКЦЕССИЯ ПРИМЕРЫ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Примерами естественной смены экосистем в процессе развития сообщества являются

1) заболачивание пойменных лугов после строительства гидросооружений
2) образование сельхозугодий на месте с вспаханного участка степи
3) зарастание скал лишайниками
4) зарастание пруда и образование болота
5) образование гари на месте леса в результате пожара от непотушенной сигареты
6) смена березняка на ельник

Читайте также:  Как правильно заполнить таблицу Невская битва по истории для 6 класса

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Из приведённого перечня выберите примеры, иллюстрирующие сукцессии.
1) образование болота на месте непроточного водоёма
2) акклиматизация культурных растений-интродуцентов
3) развитие мелколиственного леса на месте травяно-кустарникового сообщества
4) перемещение лососёвых рыб к месту нереста
5) зарастание склона вулкана лишайниками
6) закладка чайной плантации на склонах горы

СУКЦЕССИЯ ПЕРВИЧНАЯ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Первичная сукцессия характеризуется:

1) начинается после вырубки леса
2) формируется биогеоценоз на песчанном карьере
3) начинается на богатых почвах
4) почва формируется долгое время
5) поселяются накипные лишайники на камнях
6) вырубка превращается в лес

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите примеры начальных стадий первичной сукцессии.
1) образование болота на месте непроточного водоёма
2) развитие мелколиственного леса на месте вырубки
3) зарастание склона вулкана лишайниками
4) образование почвы на горной породе
5) заселение лишайниками каменистого берега моря
6) зарастание пожарища травами

СУКЦЕССИЯ ПЕРВИЧНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
1. Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал

1) голые скалы
2) зарастание мхами
3) заселение лишайником
4) образование тонкого слоя почвы
5) формирование травянистого сообщества

2. Установите последовательность процессов, происходящих при смене биогеоценозов (сукцессии)
1) заселение кустарниками
2) заселение лишайниками голых скал
3) формирование устойчивого сообщества
4) прорастание семян травянистых растений
5) заселение территории мхами

3. Установите последовательность процессов сукцессии. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) образование почвы в результате эрозии материнской породы и отмирания лишайников
2) формирование разветвленной сети питания
3) прорастание семян травянистых растений
4) заселение территории мхами

4. Установите последовательность появления и развития экосистем на голых скалах. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) накипные лишайники и бактерии
2) травянисто-кустарниковое сообщество
3) лесное сообщество
4) травянистые цветковые растения
5) мхи и кустистые лишайники

5. Установите последовательность событий, происходящих при освоении живыми организмами новых безжизненных территорий. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) заселение мхов и кустистых лишайников
2) появление травянистых растений, кустарников
3) появление лесных сообществ
4) образование тончайшего слоя почвы
5) появление бактерий, водорослей и накипных лишайников
6) выветривание горных пород

6е. Установите последовательность формирования растительных сообществ на ледниковых отложениях Аляски. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование тонкого слоя почвы
2) формирование смешанного леса
3) возникновение ивняков и ольшанников
4) поселение мхов и осок
5) доминирование ели

7ф. Установите последовательность смены растительных сообществ на ледниковых отложениях Кольского полуострова. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование лишайниковых сообществ
2) формирование смешанного леса
3) доминирование ели
4) поселение мхов и затем злаков
5) образование ольхового леса
6) поселение кустарниковых форм ивы

8ф. Установите последовательность смены растительных сообществ на Аляске. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) формирование смешанного леса
2) поселение стелющихся древесных растений
3) появление темнохвойного елового леса
4) поселение мхов и злаковых трав
5) формирование мелколиственного леса из ольхи

СУКЦЕССИЯ ВТОРИЧНАЯ
1. Установите последовательность этапов восстановления елового леса после пожара. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) появление кустарников и лиственных деревьев
2) зарастание пожарища светолюбивыми травянистыми растениями
3) развитие молодых елей под пологом лиственных деревьев
4) формирование мелколиственного леса
5) образование верхнего яруса взрослыми елями

2. Установите последовательность процессов вторичной сукцессии после вырубки елового леса, повреждённого жуком-типографом. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) рост кустарников с берёзовым и осиновым подростом
2) формирование елового леса
3) развитие лиственного леса с еловым подростом
4) зарастание вырубки многолетними светолюбивыми травами
5) образование смешанного леса

3. Установите последовательность смены экосистем в ходе вторичной сукцессии. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) болото
2) лиственный лес
3) смешанный лес
4) озеро
5) хвойный лес
6) луг

СУКЦЕССИЯ ПЕРВИЧНАЯ — ВТОРИЧНАЯ
Установите соответствие между примерами и типами сукцессий: 1) первичная, 2) вторичная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) протекает быстро
Б) восстановление леса после пожара
В) протекает медленно
Г) развивается после нарушения биоценоза
Д) освоение территорий, на которых ранее не существовало живых существ

БИОМЫ
1. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) тундра, 2) смешанные леса. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) низкорослая и карликовая растительность
Б) умеренный климат
В) неплодородная почва со слоем вечной мерзлоты
Г) почвы с хорошим дренажем
Д) ярусность и мозаичность
Е) короткий вегетационный период у растений

2. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) степи, 2) пустыни. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание многолетнего разнотравья
Б) в основном плодородные почвы
В) лист видоизменен в колючку или имеет восковую кутикулу
Г) летний период засушливый, зимний – хорошо увлажненный
Д) растения имеют длинные или поверхностные корни
Е) у животных выражен ночной образ жизни

3. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) тропический лес, 2) тайга. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) большое разнообразие продуцентов
Б) большое количество годовых осадков
В) доминируют хвойные растения
Г) отсутствие насекомых зимой
Д) малое количество травянистых растений
Е) высокая влажность воздуха

4. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) пойменный луг, 2) смешанный лес. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) практически отсутствуют древесные растения
Б) крупные животные перемещаются в основном по тропинкам
В) толстая влажная подстилка
Г) присутствуют организмы одного-двух ярусов
Д) почва плотная, утоптанная
Е) присутствуют светолюбивые и тенелюбивые растения

5. Установите соответствие между характеристиками и основными биомами суши: 1) река, 2) верховое болото. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гниение на дне в анаэробных условиях
Б) цепи питания обычно длинные
В) часто покрыт сплавиной из мхов
Г) продуценты представлены в основном водорослями
Д) присутствуют хищные растения
Е) часто наблюдается недостаток азота

6. Установите соответствие между адаптациями млекопитающих животных и биомами: 1) пустыня, 2) тундра. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) рытьё нор
Б) равномерное распределение подкожного жира
В) запасание метаболической воды
Г) наличие крупных сильно выступающих ушей
Д) выделение концентрированной мочи
Е) развитый подшёрсток

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых ниже признаков будут характерны для растений, произрастающих в тундре?
1) исключительно ветроопыление
2) низкорослость
3) запасание воды в тканях
4) поверхностное расположение корней
5) крупные листья
6) короткий период цветения

БИОМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Каких из приведённых ниже организмов могут быть звеньями пищевой цепи озера?

1) красный коралл
2) щука
3) жук-плавунец
4) ламинария
5) камыш
6) сельдь

Читайте также:  Турнирная таблица по Олимпийской системе методическая разработка по физкультуре по теме

2. Установите соответствие между представителями и типами экологических сообществ: 1) донная фауна, 2) пелагическая фауна (фауна толщи воды). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) устрица
Б) кальмар
В) актиния
Г) медуза аурелия
Д) речной рак
Е) морской ёж

==========================
Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания экологических закономерностей. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) партеногенез
2) симбиоз
3) сукцессия
4) ароморфоз
5) консумент

Источник

Презентация на тему Экосистемы пресноводных водоёмов

библиотека материалов

Экосистемы пресноводных водоемовСоставитель Большаков С. В.Prezentacii.com

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Экосистемы пресноводных водоемов
Составитель Большаков С. В.
Prezentacii.com

Описание слайда:

Среди постоянных пресноводных экосистем принято различать водоёмы со стоячей водой (озёра, пруды) и с проточной водой (реки, ручьи). Наиболее наглядно особенности водных экосистем можно проследить на примере озер и прудов.

Описание слайда:

Главная отличительная черта водного биогеоценоза заключается в том, что свет не может проникать на большую глубину. Фотосинтез возможен только на поверхности. В связи с этим в водоемах выделяют несколько зон растительности.

Описание слайда:

На берегу пруда часто растут ивы, ольха серая и черная (последняя только на юге Архангельской области).

Описание слайда:

Весной здесь массово гнездятся околоводные и водоплавающие птицы, такие как кулики, утки и другие. На фото изображена кряква обыкновенная. Для нашего региона обычны кроме кряквы шилохвость, широконоска, чирок-свистунок.

Описание слайда:

В этой зоне бобры находят себе пищу и строительный материал для постройки плотин. Численность бобра в последнее время стала медленно восстанавливаться.

Описание слайда:

Следующая зона находится в воде. Это тростниковая зона. Растения здесь представлены высокими травами, такими, как тростник, рогоз, вейник.
Рогоз
широколистный

Описание слайда:

По берегам водоемов многочисленны земноводные, прежде всего остромордая и травяная лягушки. На фото изображена травяная лягушка.
травяная
лягушка

Описание слайда:

В почве между растениями кулики находят свой корм — личинок насекомых, других беспозвоночных.

Описание слайда:

В зонах плавающих листьев и подводной растительности — растут преимущественно водные растения: телорез, кувшинки, ряска. Кубышка – род многолетних водных трав семейства нимфейных.

Описание слайда:

Необычайно красив стрелолист.

Описание слайда:

Кувшинка белая. У славян кувшинка считалась “русалочным” цветком.

Описание слайда:

В толще воды растут элодея, рдест. На фото – рдест плавающий.

Описание слайда:

Среди водных растений плавают многочисленные рыбы, такие как окуни, караси, язи.
Окунь обитает в водоёмах разного типа. Окунь пользуется заслуженным уважением у рыболовов-любителей.

Описание слайда:

Окуни, караси питаются мелкими рыбами, беспозвоночными. Ими, в свою очередь, питаются хищные рыбы, такие, как щука. На фото – щука, объект любительского рыболовства.

Описание слайда:

В некоторых больших озерах глубже зоны подводной растительности есть еще одна зона, где нет растений, так как не хватает света. Из животных здесь много тех, которые питаются оседающими на дно мертвыми органическими остатками. В толще донных осадков многочисленны кольчатые черви (трубочник), моллюски, речные раки и личинки насекомых. Ручейник является индикатором качества воды. Речной рак тоже не любит грязную воду.

Описание слайда:

Другой вариант экологического деления живых организмов водоема заключается в выделение отдельных групп по предпочитаемому месту нахождения. По этому признаку животных делят на несколько групп: 1) бегающие по поверхности воды клопы-водомерки и жуки- вертячки. Раскинув свои длинные ноги, клопы водомерки быстро скользят по поверхности воды. Ноги водомерки покрыты жироподобными веществами, поэтому они не смачиваются водой;

Описание слайда:

2) мелкие, парящие в толще воды – икринки рыб, мелких ракообразных (циклоп, дафния) и их личинок. На фото – дафния;

Описание слайда:

3) крупные, быстро плавающие в толще воды – рыбы, жуки – плавунцы, пиявки. На фото – язь.

Описание слайда:

4) животные способные ходить по дну ил плавать – например, речной рак. Эти животные питаются, в основном, организмами, зарывающимися в грунт или мертвыми животными оседающими на дно. На илистом дне живут ярко–красные личинки комара–звонца хорошо известные под именем “мотыля”.
5) к прикрепленным животным из пятой группы в водоемах Архангельской области относится только пресноводная губка бадяга. Она питается пищевыми частичками, которые может отфильтровать из воды. По этому таких животных называют фильтраторами;

Описание слайда:

6) к шестой группе организмов, зарывающихся в песок, относят двустворчатых моллюсков: горошину, шаровку, беззубку, перловицу, жемчужницу. Они тоже являются фильтраторами.
На фото — жемчужница европейская;

Описание слайда:

7) седьмая группа организмов, обитающих на водных растениях, очень разнообразны. Среди них есть как активные хищники (личинки стрекоз), так и животные, питающиеся тонкой пленкой из водорослей и бактерий на листьях (брюхоногие моллюски). На фото – прудовик обыкновенный.

Описание слайда:

Источником энергии в водоеме является солнечный свет, благодаря которому растения синтезируют органическое вещество.

Описание слайда:

Пищевые цепи сложно переплетены. Чем больше пищевых цепей, тем дольше система сохраняет свою структуру. Пример пищевой цепи в водоеме: водная растительность – лещ – щука. Биомасса каждого из последующих звеньев пищевой цепи уменьшается. Эту закономерность называют правилом экологической пирамиды.

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация на тему Израильско-Иудейское царство

Презентация на тему Политическая жизнь современной России

Презентация на тему Крещение Руси легенда и факты

Презентация на тему Партизанское движение

Презентация на тему Франко-прусская война

Презентация на тему Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический

Презентация на тему Декабристы. Первые русские революционеры (10 класс)

Презентация на тему Фашизм в межвоенное время (11 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5093153 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»
  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»
  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»
  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»
Читайте также:  Как правильно сбивать температуру

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

При Роскомнадзоре создадут комиссию по защите детей от деструктивного контента

Время чтения: 1 минута

В Калининграде работникам образования выплатят по 10 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Большинство школьников сталкивались с финансовым мошенничеством

Время чтения: 3 минуты

Цифровое портфолио станет доступно школьникам с 2024 года

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено ограничить продвижение готовых домашних заданий

Время чтения: 2 минуты

Специалисты ВШЭ предложили по-новому рассчитывать зарплату учителям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



Экосистема пресного водоема

Наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности организмов создаются в прибрежной зоне. Вода здесь до самого дна прогревается солнечными лучами и насыщена кислородом. Вблизи берега развиваются многочисленные высшие растения (камыш, рогоз, водяной хвощ) и водоросли. В жаркое время у поверхности образуется тина — это тоже водоросли. На поверхности плавают листья и цветки белой кувшинки и желтой кубышки, мелкие пластинки ряски полностью затягивают поверхность некоторых прудов. В тихих заводях скользят по поверхности воды хищные клопы-водомерки и вращаются кругами жуки-вертячки.

В толще воды обитают рыбы и многочисленные насекомые — крупный хищный клоп гладыш, водяной скорпион и др. Мхи образуют на дне обширные темно-зеленые скопления. Донный ил населяют плоские черви планарии, весьма распространен кольчатый червь трубочник и пиявки.

Несмотря на внешнюю простоту пресноводного водоема, его трофическая структура (система пищевых отношений) достаточно сложна. Высшими растениями питаются личинки насекомых, амфибий, скоблящие брюхоногие моллюски, растительноядные рыбы. Многочисленные простейшие (жгутиковые, инфузории, голые и раковинные амебы), низшие ракообразные (дафнии, циклопы), фильтрующие двустворчатые моллюски, личинки насекомых (поденок, стрекоз, ручейников) поедают одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Рачки, черви, личинки насекомых служат пищей рыбам и амфибиям (лягушкам, тритонам). Хищные рыбы (окунь) охотятся за растительноядными (карась), а крупные хищники (щука) — за более мелкими. Находят себе пищу и млекопитающие (выхухоль, бобры, выдры): они поедают рыбу, моллюсков, насекомых и их личинки.

Органические остатки оседают на дно, на них развиваются бактерии, потребляемые простейшими и фильтрующими моллюсками. Бактерии, жгутиковые и водные виды грибов разлагают органику на неорганические соединения, вновь используемые растениями и водорослями.

Причиной слабого развития жизни в некоторых водоемах является низкий уровень содержания минеральных веществ (соединений фосфора, азота и пр.) или неблагоприятная кислотность воды. Внесение минеральных удобрений и нормализация кислотности известкованием способствует развитию пресноводного планктона — комплекса мелких взвешенных в воде организмов (микроскопических водорослей, бактерий и их потребителей: инфузорий, рачков и пр.). Планктон, являясь основанием пищевой пирамиды, питает различных животных, потребляемых рыбами. В результате восстановительных мер продуктивность рыбных хозяйств значительно возрастает.

На развертывании в пространстве пищевых цепей водоема разработана технология переработки отходов животноводства. Навоз смывается в отстойники, где служит питанием многочисленным одноклеточным водорослям, вода «цветет». Водоросли вместе с водой небольшими дозами перемещают в другой водоем, где их поедают дафнии и другие рачки-фильтраторы. В третьем пруду на рачках выращивают рыбу. Чистая вода вновь используется на фермах, избыток рачков идет на белковый корм скоту, а рыба потребляется человеком.

Водоем, как и любой биоценоз, — целостная система, взаимосвязи в которой порой бывают очень сложны. Так, уничтожение бегемотов в некоторых африканских озерах привело к исчезновению рыбы. Фекалии бегемотов служили естественным удобрением водоемов и основой развития фито- и зоопланктона. Россия издавна славилась жемчугом, добытым из раковин жемчужниц. Личинки пресноводных двустворчатых моллюсков европейской жемчужницы первые недели могут развиваться только на жабрах лососевых — семги, форели, хариуса. Перевылов лососей в северных реках сократил численность жемчужниц. Теперь без моллюсков реки очищаются недостаточно эффективно, и икра лосося не может в них развиваться.

В водоеме одноклеточные планктонные водоросли поедаются ветвистоусыми рачками (животные фильтраторы ). Их, в свою очередь, потребляют хищные личинки комаров. Этими личинками питаются рыбы (плотва), которые становятся добычей щуки. Такая последовательность питающихся друг другом организмов называется пищевой, или трофической, цепью .

Источник

Водные экосистемы и их многообразие.

Содержимое разработки

Водные экосистемы и их многообразие ГБОУ Школа № 1208 г.Москвы Фахретдинова Альфия Миннуровна

Водные экосистемы и их многообразие

ГБОУ Школа № 1208 г.Москвы

Фахретдинова Альфия Миннуровна

Водной называется экосистема, для которой естественной средой обитания является вода Главные факторы, которые влияют на водную экосистему: Температура воды Ее химический состав Количество солей в воде Прозрачность воды Концентрация в воде кислорода Доступность питательных веществ.

  • Водной называется экосистема, для которой естественной средой обитания является

Главные факторы, которые влияют на водную экосистему:

Компоненты абиотические - вода, свет, давление, температура, состав почвы дна, состав воды биотические - Продуценты — организмы, производящие органические вещества с помощью солнца, воды и энергии. В водных экосистемах продуцентами являются водоросли, в мелководных водоемах — прибрежные растения. - Редуценты — организмы, потребляющие органику. Это разнообразные виды морских животных, птиц, рыб, земноводных.

  • Температура воды
  • Ее химический состав
  • Количество солей в воде
  • Прозрачность воды
  • Концентрация в воде кислорода
  • Доступность питательных веществ.
  • абиотические

— вода, свет, давление, температура, состав почвы дна, состав воды

  • биотические

Продуценты — организмы, производящие органические вещества с помощью солнца, воды и энергии. В водных экосистемах продуцентами являются водоросли, в мелководных водоемах — прибрежные растения.

Редуценты — организмы, потребляющие органику. Это разнообразные виды морских животных, птиц, рыб, земноводных.

Типы водных экосистем Морские экосистемы Пресноводные экосистемы в литре воды содержится более 35% солей океаны, моря, соленые озера свыше 70% поверхности нашей планеты реки, озера, болота, пруды 0,8% поверхности нашей планеты Природные Искусственные моря, озера, реки, болота. искусственные пруды, водохранилища, дамбы, каналы, водные фермы.

Типы водных экосистем

Морские экосистемы

Пресноводные экосистемы

  • в литре воды содержится более 35% солей
  • океаны, моря, соленые озера
  • свыше 70% поверхности нашей планеты
  • реки, озера, болота, пруды
  • 0,8% поверхности нашей планеты

Природные

Искусственные

моря, озера, реки, болота.

искусственные пруды, водохранилища, дамбы, каналы, водные фермы.

Пресноводные экосистемы Стоячие - болота, озера и пруды. Проточные - реки и ручьи. Стоячие водные экосистемы – слои: Верхний слой - литораль планктон и прибрежные заросли растений насекомые, личинки, черепахи, амфибии, водоплавающие птицы, млекопитающие. Средний слой - профундаль. хищные рыбы. Нижний слой - бенталь . место обитания придонных рыб, личинок, моллюсков, ракообразных.

Пресноводные экосистемы

  • Стоячие — болота, озера и пруды.
  • Проточные — реки и ручьи.

Стоячие водные экосистемы – слои:

Верхний слой — литораль

планктон и прибрежные заросли растений

насекомые, личинки, черепахи, амфибии, водоплавающие птицы, млекопитающие.

Средний слой — профундаль.

Нижний слой — бенталь .

место обитания придонных рыб, личинок, моллюсков, ракообразных.

Морские экосистемы Основная масса живых организмов сосредоточена на глубинах до 100 метров : это различные виды рыб, моллюсков, кораллы, млекопитающие. Фитопланктон формируется в верхнем слое воды и под действием солнечной энергии вырабатывает питательные вещества В прибрежных зонах многочисленные виды морских животных, амфибий, птиц.

  • Основная масса живых организмов сосредоточена на глубинах до 100 метров : это различные виды рыб, моллюсков, кораллы, млекопитающие.
  • Фитопланктон

формируется в верхнем слое воды и под действием солнечной энергии вырабатывает питательные вещества

  • В прибрежных зонах многочисленные виды морских животных, амфибий, птиц.

Морские экосистемы В прибрежных зонах морских экосистем выделяют более мелкие (по территории): мангровые болота, шельфы, лиманы, лагуны, солончаки, коралловые рифы. Места на побережье, где морская вода смешивается с пресной (устья рек), называются эстуариями . Видовое разнообразие здесь достигается максимума.

Морские экосистемы Все морские экосистемы весьма устойчивы, способны сопротивляться вмешательству человека и быстро восстанавливаются после антропогенного влияния.

  • В прибрежных зонах морских экосистем выделяют более мелкие (по территории): мангровые болота, шельфы, лиманы, лагуны, солончаки, коралловые рифы.
  • Места на побережье, где морская вода смешивается с пресной (устья рек), называются эстуариями . Видовое разнообразие здесь достигается максимума.

Искусственные водные экосистемы разнообразные пруды, каналы, заводи, водохранилища, океанариумы, аквариумы. Малое количество видов растений и животных Сильная зависимость от деятельности человека Неустойчивость экосистемы, так как ее жизнеспособность зависит от влияния человека.

  • Все морские экосистемы весьма устойчивы, способны сопротивляться вмешательству человека и быстро восстанавливаются после антропогенного влияния.

Искусственные водные экосистемы

Спасибо за внимание!

  • разнообразные пруды, каналы, заводи, водохранилища, океанариумы, аквариумы.
  • Малое количество видов растений и животных
  • Сильная зависимость от деятельности человека
  • Неустойчивость экосистемы, так как ее жизнеспособность зависит от влияния человека.

Спасибо за внимание!

-82%

Источник