Меню

Презентация по литературе на тему Двойники Раскольникова 10 класс



Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (тема «двойничества»)

dvojniki-raskolnikova-prestuplenie-i-nakazanie-dvojnichestvo
Раскольников
(Г. Тараторкин,
фильм 1969 г.)

Тема «двойничества» является одной из важных тем для анализа романа «Преступление и наказание» Достоевского.

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (тема «двойничества»)

Если присмотреться, у Раскольникова имеется больше чем три двойника. Многие второстепенные герои романа также могут в каком-то смысле считаться двойниками главного героя.

Ниже представлены материалы о двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Господин Петр Петрович Лужин является двойником Раскольникова, потому что он, как и Раскольников, изобретает свои теории, которых потом придерживается. Так, Лужин является автором теории о бедных женах, а также сторонником теории целого кафтана.

Согласно теории целого кафтана, все в мире должно строиться на личном интересе. Эта теория по сути очень похожа на теорию Раскольникова, которая оправдывает преступления со стороны избранных, «право имеющих»:

Катерина Ивановна

Катерину Ивановну Мармеладову также можно считать двойником Раскольникова. Она, как и сам главный герой, образованна, умна, горяча и горда. Она, как и Раскольников, понимает, что с ее умом и образованием она достойна лучшей жизни:

Дуня Раскольникова отчасти тоже является двойником своего брата Родиона Раскольникова. Раскольников переступает черту, то есть совершает преступление, лишая жизни старуху и ее сестру. Дуня же готова «переступить» черту, переступить через себя и выйти замуж не по любви за Лужина ради того, чтобы спасти семью от нищеты. По сути Дуня идет на преступление против самой себя и лишает себя шанса выйти замуж по любви или, если и не по любви, то хотя бы за достойного человека, который бы любил ее.

Кроме того, Дуня и Раскольников могут считаться двойниками и потому, что они очень похожи не только внешне, но и по характеру:

Это были материалы о двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского, анализ темы «двойничества» в произведении.

Источник

Презентация по литературе на тему «Двойники Раскольникова». (10 класс)

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Двойники Раскольникова»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Двойники Раскольникова»

Теория Раскольникова Люди «обыкновенные» Составляющие большинство Вынуждены подчиняться силе, «тварь дрожащая», «вошь». Жертвы преступлений, служат для зарождения себе подобных Люди «необыкновенные» (Наполеон) Имеют право навязывать большинству свою волю, «право имеющие». Совершающие преступление

«Тварь ли я дрожащая или право имею?». Как характеризует эта теория Раскольникова? Пытаясь выяснить это, Раскольников идет на эксперимент над собой, доказывая себе, что имеет право поступать, поправ основные христианские заповеди, оправдывая себя тем, что идет на преступление во имя любви к ближнему. Его теория — продукт крайнего индивидуализма, гипертрофированной человеческой гордыни, ведь все, что он делает, он делает во имя себя.

Крушение теории Приносит страдания матери и сестре. Убивает беззащитную, смиренную Лизавету и ее нерожденного ребенка. Едва не явился причиной гибели маляра Миколки.

Вывод: « » «Я себя убил, а не старушонку»

Вокруг него группируются остальные персонажи, отражающие его, т.е. его двойники , доводящие одну из сторон его теории до ее крайнего проявления, что и доказывает противоестественность умозаключений Раскольникова

«. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.» «. она, такая маленькая и гаденькая. » «. Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. » Найдите цитаты, характеризующие старуху-процентщицу

«Только стерва ужасная…» «. какая она злая, капризная. » «. с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. » «. Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки. » «. у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка. » «. старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали! » «. Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души. «

Какое чувство она вызывает? Какой видит ее Раскольников? Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? Можем ли мы назвать ее «двойником» Раскольникова?

Читайте также:  Таблица калорийности продуктов как использовать

Вывод: Ее можно назвать «двойником» Раскольникова, так как Но в ней поэтому она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. нет идеи наполеонизма, сильной личности, зло, которое она приносит, косвенное.

Источник

Презентация по литературе на тему «Двойники Раскольникова». (10 класс)

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Двойники Раскольникова»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Двойники Раскольникова»

Теория Раскольникова Люди «обыкновенные» Составляющие большинство Вынуждены подчиняться силе, «тварь дрожащая», «вошь». Жертвы преступлений, служат для зарождения себе подобных Люди «необыкновенные» (Наполеон) Имеют право навязывать большинству свою волю, «право имеющие». Совершающие преступление

«Тварь ли я дрожащая или право имею?». Как характеризует эта теория Раскольникова? Пытаясь выяснить это, Раскольников идет на эксперимент над собой, доказывая себе, что имеет право поступать, поправ основные христианские заповеди, оправдывая себя тем, что идет на преступление во имя любви к ближнему. Его теория — продукт крайнего индивидуализма, гипертрофированной человеческой гордыни, ведь все, что он делает, он делает во имя себя.

Крушение теории Приносит страдания матери и сестре. Убивает беззащитную, смиренную Лизавету и ее нерожденного ребенка. Едва не явился причиной гибели маляра Миколки.

Вывод: « » «Я себя убил, а не старушонку»

Вокруг него группируются остальные персонажи, отражающие его, т.е. его двойники , доводящие одну из сторон его теории до ее крайнего проявления, что и доказывает противоестественность умозаключений Раскольникова

«. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.» «. она, такая маленькая и гаденькая. » «. Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. » Найдите цитаты, характеризующие старуху-процентщицу

«Только стерва ужасная…» «. какая она злая, капризная. » «. с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. » «. Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки. » «. у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка. » «. старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали! » «. Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души. «

Какое чувство она вызывает? Какой видит ее Раскольников? Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? Можем ли мы назвать ее «двойником» Раскольникова?

Вывод: Ее можно назвать «двойником» Раскольникова, так как Но в ней поэтому она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. нет идеи наполеонизма, сильной личности, зло, которое она приносит, косвенное.

Источник

Двойники Раскольникова

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации представлен материал для урока литературы по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Просмотр содержимого документа
«Двойники Раскольникова»

Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова

в романе «Преступление и наказание»

Главы романа, связанные с двойниками Раскольникова:

Петр Петрович Лужин

Аркадий Иванович Свидригайлов

«Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основа­но. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел. »

«Человеку все позволено»

Желание жениться на Дуне, чтобы вла­ствовать над ней и держать ее в посто­янной зависимости от себя.

Пытается опорочить Соню, для чего под­совывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками.

Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравле­нию его жены; подслушал признание Рас­кольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова.

Но: дает деньги на содержание сирот Кате­рины Ивановны и Соне, чтобы она могла сопровождать Раскольникова на каторгу.

Заканчивает жизнь самоубийством.

Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова

Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчело­вечный, циничный характер.

Лужин и Свидригайлов являются яркими второстепенными персонажами романа «Преступление и наказание» Достоевского.
Лужина и Свидригайлова называют двойниками, или антиподами, главного героя романа, Родиона Раскольникова.

Читайте также:  Таблица аски кодов это

Что общего у этих трех героев?

Портрет Лужина

Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и моложавое, на вид и не дашь 45 лет. Предпочитает одежду светлых «юношеских» тонов, носит сиреневые настоящие жувеневские перчатки.

Преуспевающий деловой человек. Достаточно прямолинеен, рационален и практичен. Не поддается эмоциям, интуиции не верит. Подл, морально не брезгует ничем для достижения своих целей. Из-за этого не признает в людях бескорыстной честности, не верит в благородство. Любит сплетни. Себя относит к людям «нового времени», уверен, что в изменяющиеся времена будет успешен.

Жизненная позиция:

Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру. На жизнь смотрит сквозь призму своей теории. Он уверен, что каждый человек должен быть эгоистом. Только заботясь о себе, он сможет впоследствии помочь другим.

Отношение к любви:

Очарован красотой Дуни Раскольниковой. В некотором смысле, даже любит ее. Однако больше любви ему приятна мысль о том, что Дуня – из бедной семьи, а значит, он сможет ее облагодетельствовать, за что она будет ему благодарна до конца жизни. Кроме того, воспринимает этот брак как еще одну ступеньку к упрочению своего положения – Дуня красива и умна, она явно понравится людям из общества, тем самым улучшив отношение и к нему, Лужину.

Герои испытывают друг к другу взаимную неприязнь, не понимая, насколько внутренне они похожи. Видя в другом свои худшие черты, исковерканную теорию самопревозношения, герои сердятся. Ставя себя выше других людей, Лужин в этом сближается с Раскольниковым, хотя оба они не понимают сходства.

Портрет Свидригайлова

Глазами автора в начале романа:

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему.

Жизненная позиция:

Отношение к любви:

Любыми путями будет добиваться необходимого ему результата.

Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире – преступник. Поступившись однажды совестью, он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем.

Смерть Свидригайлова – это нежелание жить «по-прежнему». Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова – это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.

Теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова

Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. У этих теорий есть кое-что общее.

Теория Раскольникова
Теория Раскольникова об обыкновенных людях и «Наполеонах» говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-«материал») и людей гениальных, выдающихся («Наполеоны»). Согласно теории Раскольникова, «Наполеоны» идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления:

«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»

Читайте также:  Каковы особенности какие издержки относятся к постоянным и переменным

«. я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»

Теория Лужина
Экономическая теория Лужина «о целом кафтане» гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес — это залог счастливого общества. Теория Лужина по сути пропагандирует индивидуализм. Однако теория Лужина не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Так, Раскольников приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные преступления во имя личного блага:

«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. » (Лужин о своей теории )

«. доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…» (Раскольников о теории Лужина)

Теория Свидригайлова
Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если эта цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления. Таким образом теория Свидригайлова по сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова:

«. своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» (Свидригайлов о своей теории)

В результате становится очевидно, что теория Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова.

2. Преступники
Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.
Среди этих трех персонажей Лужин является самым «мелким» преступником. Его преступление заключается в том, что он клевещет на Соню Мармеладову, обвиняя ее в воровстве 100 рублей:

«. вы… клеветник. «

«. мерзкий, преступный вы человек. » (Лебезятников о Лужине)

Свидригайлов является преступником, во-первых, потому что он был шулером (карточным мошенником), то есть обманывал людей во время игры в карты. Свидригайлов также был замешан в «темных» уголовных делах со смертельным исходом. Также есть подозрения, что Свидригайлов мог отравить свою жену Марфу Петровну.

«. затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства. «

«. об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права. «

Раскольников, безусловно, становится преступником, когда совершает страшное убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы.

«Он убийца. Он убил старуху — чиновницу, процентщицу ; убил тоже сестру ее, торговку, по имени Лизавета.»

3. Подлецы

Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, однако сам он говорит о том, что считает себя подлецом:
О Лужине:
«. подлейший из подлецов. » (Катерина Ивановна о Лужине)
О Свидригайлове:
«. сладострастного развратника и подлеца. » (Раскольников о Свидригайлове)
О Раскольникове:
«. я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец!» (Раскольников о себе)

Вывод:

Встреча Свидригайлова и Дунечки, их нравственный поединок – одна из самых захватывающих сцен романа. Отступил герой перед душевной силой Дунечки, перед своей любовью к ней. И не осталось в жизни его ничего другого, кроме смерти. Он уходит из жизни опустошенным. Его смерть – результат последовательного освобождения себя «от всех преград». Достоевский убежден и убеждает читателя, что без веры в добро, истину, без цели в жизни жить нельзя.

В чем смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Все эти герои – эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольникова о праве сильной личности. «В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего», – пишут И. В. Золотарева и Т. И. Михайлова. Раскольников не может принять мир людей, живущих по его же теории.

Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели.

Д/З: Ответьте на вопрос:

Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

Источник