Меню

Президентская республика плюсы и минусы формы правления

Президентская республика: плюсы и минусы формы правления

Президентская республика

Обозначить плюсы и минусы такой формы правления, как президентская республика- это не простая задача. Следует понимать, что не существует идеальной формы правления государством, такой, при которой не было бы слабых мест, не было бы минусов. Нет, в каждой из них есть и положительные характеристики и отрицательные.

Поэтому довольно сложно рассуждать на тему, какая форма правления лучше, монархическая или республиканская, парламентская монархия или президентская республика. Всегда есть те, кто страдает от господствующей формы правления. Поэтому, раскрывая нашу тему, нельзя говорить лишь о положительных или лишь об отрицательных сторонах президентской республики, ибо одного без другого не бывает.

Вместе с тем, президентская республика имеет некоторое отличие от иных форм правления. Примечательным является то, что избрание президента и формирование правительства происходит внепарламентским методом, из чего следует, что президент имеет довольно обширные права, ибо он назначает председателя правительства или вовсе сам его возглавляет. Тем не менее, прежде чем раскрыть положительные и отрицательные стороны этого строя, выяснить плюсы и минусы президентской республики, следует сначала обозначить что эта форма правления из себя представляет.

Президент России

Президент России

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Иными словами, президент соединяет в своих руках полномочия главы государства и главы правительства. Соответственно, права президента не ограничиваются решением правительства, что дает ему больше власти. Вместе с тем, существует четкое разделение власти исполнительной, находящейся в руках президента, и власти законодательной, в руках парламента, от чего ее еще называют дуалистической республикой.

Какие же плюсы можно привести?

  • Парламент и президент избираются независимо друг от друга путем всеобщего голосования, обуславливая двойную систему выборов.
  • Всенародно избранный президент олицетворяет единство страны и выступает символом единства.

Президент США

  • Эта форма позволя­ет сосредоточить высшую управленческую власть в одних руках, что особенно важно в условиях быстрого решения серьезных общенацио­нальных проблем и необходимости концентрации сил на переходных, кризисных и иных особых этапах развития страны
  • Более последовательное разделение властей.
  • Избиратели формируют, необходимый им, тип политика.
  • Так же к плюсам я бы отнес наличие жесткого разделения властей, что обуславливает точную работу государственной системы.
  • В-четвертых, пре­зидентская форма правления исключает или серьезно ослабляет ее за­висимость от различных и переменчивых партийно-фракционных при­страстий, сильно проявляющихся в парламентской деятельности.
  • Президент США

    Минусы

    К минусам можно отнести следующее:

    • Вероятность диктатуры.
    • Вместе с тем нельзя не учитывать, что в рамках президентской респуб­лики возрастает опасность противостояния законодательной и испол­нительной ветвей власти, особенно когда, как это нередко бывает на практике, избранный народом президент представляет одну партию, а большинство депутатов парламента принадлежат к другой партии или блоку партий. Последняя ситуация не раз складывалась в зарубежных странах, а сегодня имеет место, например, как в США, так и в России.
    • Зависимость политической системы от одного человека и от его физических качеств. Следует так же указать, что существуют разновидности президентских республик, такие как суперпрезидентская республика, в которой президент имеет огромные полномочия. Чаще всего человек в таком случае становится президентом в результате государственного переворота. Так же есть Североамериканская президентская республика, где президент назначает министров по согласованию с парламентом, и латиноамериканская, где президент самостоятельно назначает кабинет министров.

    Вывод

    Таким образом можно сделать следующий вывод нашего обзора: Как и во всех других формах государственного правления, президентская республика имеет и плюсы, и минусы. Главным минусом, если обобщить, является зависимость государственного аппарата от 1 человека, а плюсом- четкое разделение властей и участие народа в избрании властвующих лиц. Лучше ли эта форма правления чем остальные? Не думаю, что кто-то сможет ответить на этот вопрос.

    Источник

    Парламентская республика — характерные черты, признаки и список государств

    Определение парламентарной республики

    Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.

    Особенность этой формы правления характеризуется для начала тем, что именно парламент может формировать правительство, которое, в свою очередь, полностью ему подчинено и выбирает президента государства (чаще всего). То есть после завершения народных выборов в парламенте партии, которые выиграли, создают большинство в коалиции, с учетом этого начинают формировать новое правительство. Причем каждая фракция имеет определенное количество «портфелей» соотносительно своего веса в созданной коалиции.

    К примеру, к «чистым» парламентским государствам относятся следующие страны: Австрия, Германия, Индия и Ирландия. С 1977 г. сюда входит Португалия, а с 1991 г. — Кабо-Верде (Африка).

    Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.

    По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.

    Также может формироваться еще одна разновидность республики — смешанная форма правления.

    В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.

    Особенности правления

    Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.

    Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).

    Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.

    Также парламент может выражать вотум недоверия лишь с условием, что проект резолюции, который был внесен, содержит несколько пунктов: рассмотрение недоверия действующего главы правительства и предложение о новом кандидате на эту должность. Вердикт выносится одновременно, то есть государство не остается сразу без правительства и премьера.

    Список государств

    Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.

    На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:

    1. В Азии — Израиль, Турция, Сингапур, Непал, Иран, Бангладеш, Индия.
    2. В Европе — Албания, Греция, Австрия, Испания, Болгария, Ирландия, Эстония, Германия, Исландия, Португалия, Польша, Литва, Мальта, Сербия, Латвия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия, Словения.
    3. В Океании — Вануату.
    4. В США — Доминика.
    5. На Африканском континенте — Эфиопия.

    Парламентских государств больше всего в европейской части.

    Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.

    Если обратить во внимание на рейтинг стран с учетом развития уровня демократии, то нужно отметить, что из 30 государств, которые имеют самый высокий статус «полноценная демократия», двадцать — это парламентские монархии и республики. При этом они лидеры и в рейтинге МВФ по объемам ВВП. То есть можно говорить о том, что наиболее эффективной формой управления на сегодняшний день считается именно парламентская республика.

    Читайте также:  Мейоз и его фазы кратко таблица

    Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:

    1. Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
    2. Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
    3. Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
    4. Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
    5. За действия правительства ответственность несет его руководитель.

    Преимущества и недостатки

    Исходя из всех достоинств, парламентская республика совершенно неидеальна и имеет множество серьезных недостатков.

    К главным преимуществам этой политической формы правления относятся следующие:

    1. Этот тип государственной системы дает возможность максимально соблюсти принцип народного представительства в парламенте.
    2. Любые инициативы правительства чаще всего полностью поддерживаются парламентом, это позволяет обеспечить стабильную работу власти.
    3. Эта система правления объединяет исполнительную и законодательную власть в единую ветвь.

    Но при этой форме государственного правления существуют и определенные недостатки, они отчасти появляются из преимуществ этого устройства системы.

    Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.

    Другой значительный недостаток парламентского способа правления — возможность узурпации власти в стране правительством, когда парламент, по большому счету, становится обычной «штамповочной машиной» для создания разных законопроектов.

    К примеру, можно кратко рассмотреть характеристики и особенности этой формы правления в наиболее популярных в мире парламентских странах: Германии, Австрии, Польши, Индии.

    Германия и Австрия

    Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).

    Они выбирают на должность канцлера Германии, он отвечает за исполнительную ветвь власти и, по большому счету, является главным представителем страны. С 2004 г. на этой должности находится Ангела Меркель — первая женщина канцлер за всю историю этого государства.

    Парламент в Австрии называется «ландтаг», а депутаты в правительство также выбираются на срок 4 года. Центральный австрийский орган государства (Федеральные Сборы) в себя включает две палаты: Бундесрат, куда входит 63 депутата, и Национальрат, где находится 184 человека. Помимо того, свой ландтаг есть во всех девяти федеральных регионах страны. Непосредственно в государстве зарегистрировано приблизительно 720 партий, но на сегодняшний день в парламенте Австрии находятся лишь 5 из них.

    Индия и Польша

    Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

    В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.

    Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.

    Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).

    Парламентская форма устройства страны подходит не всем государствам. В первую очередь, необходимо учесть экономический и социальный фактор, а также исторический опыт. Из всех держав мира самой старой республикой с этим способом правления является Сан-Марино.

    Источник

    

    Парламентская республика. Основные характеристики

    Парламентская республика – это вид республиканской формы правления. Главное отличие ее от монархии состоит в том, что правитель в стране является сменяемым и выборным. Власть главы считается производной от избирателей или от представительного органа.

    Парламентская республика. Признаки

    При этой форме правления президент является государственным главой только конституционно. Сфера руководства правителя не распространяется на парламент и всю его деятельность.

    Парламентская республика предполагает, что глава исполнительной власти — это премьер-министр (Канцлер в Австрии и ФРГ). Именно он осуществляет всю политику. Премьер-министр и его правительство отчитывается перед парламентом.

    В конституции Италии указано, что президент представляет единство всего народа и является главой в стране. Вместе с этим другая статья Основного Закона гласит, что руководство общей политикой и ответственность за ее ведение лежит на главе Совета Министров. Таким образом, согласно итальянским конституционным нормам, исполнительная власть сосредоточена в руках председателя правительства, но не президента.

    Подобным образом определяют статус президента практически все парламентские республики.

    Несколько нехарактерная для указанной формы правления правовая конструкция присутствует в Конституции Австрии. В Законе указано, что к высшим органам исполнительной власти относится федеральный президент, государственные секретари, федеральные министры и члены правительства земель. Вместе с этим в Конституции присутствует и очень подробное перечисление президентских полномочий. Этот список дает ясно понять, что глава государства является лишь формальным правителем.

    Такая же ситуация наблюдается и в Основном Законе Греции.

    Следует отметить, что парламентская республика как форма правления строится на принципе, согласно которому президент выступает в роли «арбитра», уравновешивающего ветви госвласти. Таким образом, определяется место главы страны в структуре органов, устанавливается объем полномочий, система выборов. Определяется также специфика взаимодействия с прочими органами власти.

    Полномочия главы парламентской республики похожи на полномочия, которыми наделен конституционный монарх. И в первом, и во втором случае власть правителя чисто символическая. Вместе с этим в период политического кризиса роль главы страны резко возрастает. Только президент способен обеспечить сохранение преемственности власти, поддержание политической стабильности.

    Парламентская республика (как форма правления) характерна для многих стран. Так, например, такой политический строй установлен в ФРГ, Италии, Швейцарии, Венгрии, Австрии, Ирландии и прочих державах. Из бывших республик Советского Союза только в Латвии установлена парламентская республика.

    Указанная форма правления, безусловно, имеет положительные и отрицательные черты.

    Основным достоинством системы считается то, что власть в большем объеме сосредоточена в одном органе. Принятие решений осуществляется большинством голосов. При парламентской республике нет должностного лица или какого-либо органа, который может препятствовать реализации решений парламента.

    В указанной системе просматриваются границы ответственности за политические действия. В этом случае избиратель точно знает, кого обвинить в неудачах.

    Немаловажен и тот факт, что правительство формируется непосредственно избирателями. Во время выборов своеобразную проверку на доверие проходят все кандидаты.

    В условиях парламентской республики верховенство парламента исключает концентрацию власти в одних руках.

    Источник

    Реферат: Парламентская республика 2

    1.Понятие и виды форм правления………………………………………………4

    2.Признаки парламентской формы правления………………………………..6

    Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики……….9

    Список использованной литературы…………………………………………..13

    Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактная теоретическая категория науки, это те основы, с помощью которых возможно разобраться в системе органов государственной власти, учрежденной конституцией,

    Республиканская форма правления отличается от монархической тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. Имеются три основные разновидности республиканской формы правления: президентская, парламентарная, полупрезидентская, или смешанная республика.

    Как известно, республики существовали еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако действительно распространенной республиканская форма правления стала в результате буржуазных революций ХVI-ХVII веков в Европе.

    Парламентская республика — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

    1. Понятие и виды форм правления

    Форма государственного правления — это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

    За формами правления все государства разделяют на две больших группы: — монархии; — республики.

    Читайте также:  Картинки математика таблица умножения

    Монархия — это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

    Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

    Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

    При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

    В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх — глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

    Дуалистическая монархия — это такая форма правления, когда монарх — глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа — монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

    Теократическая монархия — это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

    Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом — главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.

    Республика — это такая форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. В республике высшие представительные органы и их высшие должностные лица избираются на определенный срок. Они периодически изменяются, переизбираются. За свою деятельность они отчитываются перед народом и несут юридическую ответственность (конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную).

    Республики как формы правления начали интенсивно возникать после буржуазных революций в XVI-XVII столетиях и является доминирующей формой правления в современный период. Ныне все республики делятся на три вида: президентская республика, полупрезидентская (или смешанная), парламентская.

    Их названия в определенной мере условные, вместе и тем каждая из них имеет свою специфику. Существовали и существуют и другие виды республик: Советская республика. Народно-демократическая республика, республика Парижская Коммуна, исламские республики и другие.

    Президентская республика характеризуется тем, что президент избирается всем населением, так как и парламент. В такой республике президент формирует и возглавляет правительство, является главой государства и формально не подотчетный парламенту. Например, в США, Мексике, Ираке.

    Полупрезидентская или смешанная — это такая республика, когда президент — глава государства избирается народом, так как и парламент. В такой республике правительство избирается (назначается) парламентом по рекомендации президента. Правительство подотчетное одновременно президенту и парламенту. Президент не возглавляет правительство и не несет юридической ответственности за его деятельность. Например, Франция, Финляндия, Украина, Российская Федерация.

    Парламентская республика характеризуется центральным положением парламента (законодательная власть), который избирает главу государства — президента и правительство — исполнительную власть. Они подотчетные парламенту. Иногда президент не избирается, и главой государства становится премьер-министр. Например, Италия, ФРГ.

    2. Признаки парламентской формы правления

    Парламентская республикахарактеризуется рядом признаков, главным из которых является формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства избирается парламентом и занимает в системе государственных органов скромное место, хотя формально его полномочия могут быть довольно широки. Парламент наряду с законодательной деятельностью и утверждением бюджета наделяется правом контроля за деятельностью правительства, которое практически осуществляет управление страной и выступает главным органом в структуре высших органов власти, а глава правительства (премьер-министр, канцлер) фактически является первым лицом в государстве. В парламентских республиках большие полномочия сосредоточены в руках парламента. Можно назвать четыре главных принципов парламентского правления:

    — парламент избирается гражданами страны и является единственным выборным органом в государстве;

    — парламент формирует правительство. Он подбирает министров для ведения дел в государстве. При этом большинство или все члены кабинета являются и членами парламента, соединяя исполнительную ответственность с законодательной работой;

    — правительство сохраняет свою исполнительную власть до тех пор, пока пользуется доверием парламента, т. е. опирается на большинство голосов в парламенте. Голосованием в парламенте можно отправить в отставку один кабинет и поставить другой. Такая ситуация квалифицируется как падение кабинета. В случаях, когда отсутствие доверия парламента становится очевидным, кабинет сам подает в отставку;

    — управление страной осуществляет правительство. Глава правительства становится фактически правительством государства. При определенных обстоятельствах он может распустить парламент и назначить новые выборы.

    В парламентской республике президент является лишь конституционным главой государства. Правительство и его деятельность выведены из сферы руководства президента. Главой исполнительной власти в парламентской республике является Премьер-министр (в ФРГ и Австрии – канцлер), который и осуществляет правительственную политику. Премьер и его правительство подотчетны парламенту. Конституция Италии (ст.87) гласит: «Президент Республики является Главой государства и представляет национальное единство. «. А в соответствии со ст.95, Председатель Совета Министров руководит «общей политикой и несет за нее ответственность». Конституционное право Италии как парламентской республики наделяет исполнительной властью главу правительства, а не главу государства – президента. Примерно также решается проблема разграничения полномочий президента и главы правительства в Конституции ФРГ. Статус президента определен в ст.59. Конституции ФРГ: «Федеральный президент осуществляет международно-правовое представительство Федерации». А согласно ст.62 той же Конституции, «Федеральное правительство состоит из Федерального канцлера и федеральных министров» (ст.62). По этой правовой норме фактически президент не является главой исполнительной власти.

    Аналогичным образом определен статус президента в подавляющем большинстве парламентских республик.

    Несколько нехарактерная для парламентской республики правовая конструкция содержится в Конституции Австрии, статья 19.1 которой гласит: «Высшими органами исполнительной власти являются федеральный президент, федеральные министры и государственные секретари, а также члены правительства земель». Однако достаточно подробное перечисление Конституцией полномочий президента однозначно показывает, что он является лишь формальной главой исполнительной власти. Такую же нехарактерную ситуацию мы встречаем в ст.26 Конституции Греции, согласно которой «законодательная власть осуществляется Палатой депутатов и Президентом Республики» и «исполнительная власть осуществляется Президентом Республики и правительством». Однако ст.30 той же Конституции все поставила на свои места, отметив, что «Президент является арбитром институтов республики и избирается Палатой депутатов на пять лет».

    В целом вся логика организации власти парламентской республики строится на принципе, что президент должен быть арбитром, уравновешивающим ветви государственной власти, как бы стоять над ними. Это положение диктует место президента в системе государственных органов, объем его полномочий, систему выборов, специфику взаимоотношений с другими государственными органами.

    В парламентской республике полномочия президента очень похожи на полномочия конституционного монарха, то есть в большинстве своем эти полномочия носят символический характер. Однако, в моменты острых политических кризисов (отставка правительства, обострение противоборства между различными политическими группировками и т.д.) роль главы государства резко возрастает, ибо именно он выступает в качестве института, способствующего сохранению преемственности власти, поддержанию ее стабильности.

    Наиболее типичными парламентскими республиками во главе с президентами являются ФРГ, Швейцария, Италия, Ирландия, Венгрия и ряд других стран, а из бывших республик СССР только Латвия избрала парламентскую форму республиканского правления.

    3. Особенности, достоинства и недостатки парламентской республики

    Подобные парламентские системы существуют во многих странах: Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария и т. д. Их многолетний опыт демонстрирует и преимущества, и недостатки парламентского правления. К числу преимуществ относится, во-первых, то, что основной объем власти сконцентрирован в руках одного органа. Для принятия решения в данном случае требуется большинство голосов в парламенте. Здесь нет какого-либо органа или должностного лица, которое могло бы воспрепятствовать решению парламента, наложив на него “вето”. Во-вторых, в парламентской системе хорошо видны пределы ответственности за проводимую политику. Избиратели точно знают, кого им следует винить за неудачи и провалы — всех депутатов, депутатов, составляющих большинство, депутатов от правящей партии и т. д. Это обязывает депутатов выполнять свои предвыборные обещания. В тех системах, где власть «распылена», дело обстоит иначе. Так, в США, при существовании нескольких независимых органов власти ни один из них не несет окончательной ответственности за проводимую политику: президент может сослаться на конгресс, конгресс — указать на Верховный суд и т. д. В-третьих, парламентское правление поднимает роль выборов в политической жизни общества. Парламент получает свои полномочия непосредственно из рук избирателей, а это значит, что выборы становятся своеобразным «судным днем», где проверку на доверие народа проходят все кандидаты. Опуская в урну свой избирательный бюллетень, гражданин понимает, что он и только он отдает предпочтение той или иной политической линии. Наконец, в-четвертых, верховенство парламента защищает страну от возможного сосредоточения власти в руках одного человека. Это заставляет обратиться к поискам такой формы правления, которая бы не допустила появления новых диктаторов. Парламентаризм не гарантирует того, что подобное положение не повторится, но все же дает возможность избежать его.

    Читайте также:  Удельная теплоемкость тяжелой воды

    При всех преимуществах парламентское правление далеко от совершенства и не является идеалом. В политике такое вообще вряд ли возможно. Вот почему уместно вспомнить о недостатках парламентского правления. Так, в парламентской системе в ущемленном положении находится меньшинство. В президентских республиках меньшинство еще может надеяться, что, проиграв на парламентских выборах, оно возьмет реванш на выборах президента. В парламентской системе оно лишено подобной возможности. И все же наличие недостатков не означает, что от парламентаризма следует отказаться.

    Достоинством парламентар­ной республики является единство высших эшелонов исполни­тельной власти, поскольку глава исполнительной власти (пре­мьер-министр) и его кабинет назначаются и контролируются пар­ламентом, точнее, парламентским большинством. До тех пор пока правительство располагает поддержкой большинства законодате­лей, оно выполняет свои функции, не исключая и представления законопроектов. С потерей парламентского большинства прави­тельство уходит в отставку. При всех существующих вариациях в парламентских республиках президент играет незначительную роль; исполнительная власть является, по сути, продолжением законодательной, и тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму.

    Недостатки парламентарной республики сводятся, во-первых, к крайней фрагментарности партийной системы, которая обрекает парламентскую коалицию на аналогичную фрагментарность, а правительство на неустойчивость. При неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут ока­заться частью парламентской коалиции большинства. Это может стать не менее пагубным, чем тупик во взаимоотношениях испол­нительной и законодательной властей.

    Во-вторых, вполне реальной может оказаться угроза тирании, которую в состоянии создать простое парламентское большинство, т.е. эффективность и стабильность парламентских форм правле­ния зависят от характера политических партий, соревнующихся за места в парламенте. Судьба же партий и структура партийной системы в немалой степени определяются способом избрания зако­нодателей, т.е. мажоритарной или пропорциональной системами.

    Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, становится председателем правительства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется полномочиями, на практике оказывает мало влияния на осуществление государственной властиДостоинства парламентской республики. Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчетно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной. Недостатки парламентской республики. Характерна неустойчивость исполнительной власти. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией. Недостатком может считаться и в некоторой мере формальный характер разделения властей, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же лицу — председателю правительства, лидеру партий в парламенте, набравшей больше всех голосов. Следствие такой практики — утрата роли оппозиции, делегированное законодательство, т. е. парламент передает свои полномочия в области издания законов правительству и реального разделения властей нет.

    Эти недостатки можно устранить, изменив избирательное законодательство.

    Список использованной литературы

    1. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. Пособ. — М.: Юрайт-М. 2001.

    2. Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. — Мн.: Книжный Дом. 2006.

    3. Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. — Мн.: Вышэйшая школа. 2004.

    4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник для вузов / Под ред. Б.А. Страшун. — 2-е изд. — М.: НОРМА. 2006.

    5.Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001

    Источник

    Формы государственного правления

    Формационный подход к типологии государств

    Формационный подход выражает марксистское отношение о типе государства. Для определения типа государства и права при формационном подходе надо ответить на 3 вопроса:

    1) к какой общественно-экономической формации, к какому типу производственных отношений соответствует данное государство?

    2) орудием какого класса оно является?

    3) каково социальное назначение данного государства?

    Согласно марксистской типологии государства делятся на рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Смена одного типа государства другим – процесс объективный естественноисторический, его реализация возможна в ходе революций. В этом процессе каждый последующий тип государства прогрессивнее предыдущего.

    Цивилизационный подход к типологии государств

    Он связывает тип государства со стадией научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг. Все общества по экономическому развитию относятся к одной из пяти стадий.

    1) традиционное общество

    2) переходное общество, в котором закладываются основы преобразований

    3) общество, переживающее процесс сдвига

    4) созревающее общество

    5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления

    Форма государственного правления – это структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Различают две формы государственного правления: монархия и республика.

    Монархия – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется, как правило, единолично и в большинстве случаев переходит по наследству.

    Существуют следующие признаки классической монархии:

    1) Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

    2) Как правило, наследственный порядок передачи власти;

    3) Юридическая безответственность монарха, т.е. монарх не несет ответственности за свои поступки.

    Существует 3 вида монархии:

    1) абсолютная – при ней власть монарха ничем и никем не ограничена;

    2) дуалистическая – монарх делит власть с парламентом, их полномочия примерно равны;

    3) парламентская (конституционная) – вся власть у парламента. У монарха минимум полномочий.

    Положительные черты монархии:

    1) экономия на выборах монарха;

    2) не конъюнктурность монарха: может принимать политически непопулярные, но необходимые решения;

    3) правитель известен заранее, благодаря чему его готовят с детства;

    4) монарх не временщик.

    Отрицательные черты монархии:

    1) усталость от работ;

    2) оторванность от народа;

    3) не конъюнктурность монарха;

    4) сложность в замене некомпетентного правителя.

    Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами и/или должностными лицами, избираемыми населением на определённый срок.

    Существуют следующие признаки республиканской формы правления:

    1) существование единоличного или коллегиального главы государства;

    2) выборность главы государства и верховных органов власти на определенный срок;

    3) осуществление государственной власти не по своему усмотрению, а по велению народа;

    4) юридическая ответственность главы государства.

    Существует 3 вида республик:

    1) парламентская республика, в которой вся власть принадлежит парламенту, у президента минимум полномочий. Пост президента может вообще отсутствовать;

    2) смешанная (парламентско-президентская) республика – полномочия парламента и президента примерно равны;

    3) президентская республика – большинство власти у президента, парламент может вообще отсутствовать.

    Положительные черты республики:

    2) близость некоторых руководителей к населению;

    3) возможность смены некомпетентного управленца.

    Отрицательные черты республики:

    Источник