Меню

Приложениек приказу Министерства здравоохраненияРоссийской Федерацииот 31 июля 2020 года N 785н

Контроль качества медицинской помощи таблица

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 июля 2020 года N 785н

1. Утвердить Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности согласно приложению.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

в Министерстве юстиции

2 октября 2020 года,

регистрационный N 60192

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 31 июля 2020 года N 785н

Требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

I. Общие положения

1. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности (далее — внутренний контроль) осуществляется с целью обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядками проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций , а также соблюдения обязательных требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности.

2. Организация и проведение внутреннего контроля с учетом вида медицинской организации , видов, условий и форм оказания медицинской помощи и перечня работ (услуг), указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности , направлены на решение следующих задач:

Статья 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2018, N 53, ст.8415).

совершенствование подходов к осуществлению медицинской деятельности для предупреждения, выявления и предотвращения рисков, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, и минимизации последствий их наступления;

обеспечение и оценка соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья при осуществлении медицинской деятельности;

обеспечение и оценка применения порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядков организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, стандартов медицинской помощи;

обеспечение и оценка соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;

обеспечение и оценка соблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций ограничений, налагаемых на указанных лиц при осуществлении ими профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ;

Статья 74 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2017, N 31, ст.4791).

обеспечение и оценка соответствия оказываемой медицинскими работниками медицинской помощи критериям оценки качества медицинской помощи, а также рассмотрение причин возникновения несоответствия качества оказываемой медицинской помощи указанным критериям ;

Часть 2 статьи 64 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст.6724; 2013, N 48, ст.6165).

предупреждение нарушений при оказании медицинской помощи, являющихся результатом:

несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья пациента с учетом степени поражения органов и (или) систем организма либо нарушений их функций, обусловленной заболеванием или состоянием либо их осложнением;

невыполнения, несвоевременного или ненадлежащего выполнения необходимых пациенту профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи и на основе клинических рекомендаций;

несоблюдения сроков ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, включая сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований и консультаций врачей-специалистов;

принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий и причин нарушений, выявленных в рамках федерального государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, объемов, сроков и условий оказания медицинской помощи, выявленных в рамках контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании ;

принятие управленческих решений по совершенствованию подходов к осуществлению медицинской деятельности.

3. Внутренний контроль осуществляется организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (далее — медицинские организации) в соответствии с настоящими Требованиями.

4. Ответственным за организацию и проведение внутреннего контроля является руководитель медицинской организации либо уполномоченный им заместитель руководителя.

5. В зависимости от вида медицинской организации по решению руководителя медицинской организации внутренний контроль организуется и проводится Комиссией (Службой) по внутреннему контролю (далее — Комиссия (Служба), включающей работников медицинской организации, и (или) уполномоченным лицом по качеству и безопасности медицинской деятельности (далее — Уполномоченное лицо).

6. В целях организации и проведения внутреннего контроля медицинской организацией разрабатывается положение о порядке организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, регламентирующее:

функции и порядок взаимодействия Комиссии (Службы) и (или) Уполномоченного лица, руководителей и (или) уполномоченных работников структурных подразделений медицинской организации, врачебной комиссии медицинской организации в рамках организации и проведения внутреннего контроля;

цель, задачи и сроки проведения внутреннего контроля;

основания для проведения внутреннего контроля;

права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении внутреннего контроля;

порядок регистрации и анализа результатов внутреннего контроля;

порядок использования результатов внутреннего контроля в целях управления качеством и безопасностью медицинской деятельности.

7. По решению руководителя медицинской организации разрабатываются иные локальные акты в рамках внутреннего контроля (стандартные операционные процедуры, алгоритмы действий работников организации) в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы организации медицинской деятельности, в том числе порядками оказания медицинской помощи, а также с учетом стандартов медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, критериев оценки качества медицинской помощи.

8. По решению руководителя медицинской организации для осуществления мероприятий внутреннего контроля могут привлекаться научные и иные организации, ученые и специалисты.

Источник

Полномочия Росздравнадзора в сфере осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности

Одним из ключевых полномочий Росздравнадзора в сфере медицинской деятельности является осуществление государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению (далее — госконтроль качества). Полномочия в указанной сфере регулируются ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (далее — Закон №323-ФЗ) и нормами Постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» от 12.11.2012 г. №1152 (далее — Положение о госконтроле).

Нормами Положения о госконтроле распределены полномочия по его осуществлению между разными органами исполнительной власти, а также разграничены полномочия в части осуществления лицензирования медицинской деятельности между Росздравнадзором и органами исполнительной власти субъектов РФ. Данные полномочия и порядок их разграничений закреплены в пунктах 3-4 Положения о госконтроле. В статье 15 Закона №323-ФЗ указано, какие именно полномочия и в какой части передаются органам государственной власти субъектов РФ. Это частичные полномочия по лицензированию таких видов деятельности как:

  • медицинская деятельность медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти);
  • фармацевтическая деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти);
  • деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений (в части деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I, II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти).

Также в пункте 5 Положения о госконтроле указано, что при осуществлении государственного контроля не допускается проведение в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя проверок соблюдения одних и тех же обязательных требований различными органами государственного контроля. Хотя на практике не всегда происходит четкое понимание должностными лицами надзорных органов тех требований, соблюдение которых они правомочны проверять в рамках определенной проверки, что, в свою очередь, становиться основанием для оспаривания результатов такой проверки в судебном порядке.

Необходимо также указать на те конкретные мероприятия, которые выполняет Росздравнадзор при исполнении своих полномочий по осуществлению госконтроля качества. Так, при проверке соблюдения органами государственной власти РФ, органами МСУ, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере выполняются следующие мероприятия:

  • рассмотрение документов и материалов, характеризующих деятельность проверяемых субъектов по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, в том числе доступности для инвалидов объектов инфраструктуры и предоставляемых услуг в указанной сфере;
  • рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию работы по рассмотрению обращений граждан;
  • оценка соблюдения требований законодательства РФ к размещению и содержанию информации об осуществляемой деятельности в сфере охраны здоровья граждан;
  • экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациенту.

В случае проведения Росздравнадзором проверок соблюдения медицинскими организациями (или ИП, осуществляющего медицинскую деятельность) порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, осуществляются следующие мероприятия:

  • рассмотрение документов и материалов, характеризующих организацию работы и оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  • рассмотрение и анализ жалоб граждан, связанных с оказанием им медицинской помощи, в том числе содержащих сведения о непредставлении информации о возможности оказания медицинских услуг, наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в стандарт медицинской помощи;
  • осмотр используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий;
  • оценка соблюдения порядков оказания медицинской помощи, в том числе в части: требований к организации деятельности организаций (их структурных подразделений, врачей), индивидуальных предпринимателей; стандартов оснащения; рекомендуемых штатных нормативов;
  • оценка соблюдения стандартов медицинской помощи, в том числе в части:
  • обоснованности назначения медицинских услуг, имеющих усредненную частоту предоставления менее 1, а также полноты выполнения медицинских услуг с усредненной частотой предоставления 1 (эти показатели содержатся в стандартах медицинской помощи);
  • обоснованности и полноты назначения лекарственных препаратов, имплантируемых в организм человека медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
  • экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациенту.

При проведении проверок соблюдения медучреждениями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований Росздравнадзор рассматривает документы и материалы, характеризующих организацию и проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований и проводит оценку соблюдения соответствующих требований.

Также следует отметить, что нормами статьи 74 Закона №323-ФЗ на медицинских и фармацевтических работников наложен ряд ограничений, связанных с осуществлением этими работниками их профессиональной деятельности. Например, таким работникам запрещено принимать от разработчиков и производителей лекарственных средств подарки, денежные средства, которые не являются законным вознаграждением по определённым договорам, заключать с фармацевтическими компаниями соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных средств, предоставлять населению недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих аналоги или более низкую цену.

Осуществляемый Росздравнадзором контроль за соблюдением медицинскими и фармацевтическим работниками профессиональных ограничений способствует предоставлению пациентам достоверной и объективной информации о необходимых для их лечения лекарственных препаратах и медицинских изделиях (вне зависимости от их торгового наименования и ценовой категории), препятствует лоббированию интересов определенных производителей лекарственных препаратов и медицинских изделий.

В случае если Росздравнадзором проводится проверка соблюдения работниками и руководителями медицинских организаций и аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с нормами Закона 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», то реализация полномочий Росздравнадзора осуществляется путем рассмотрения документов и материалов, характеризующих организацию работы, направленной на соблюдение ограничений, установленных статьей 74 Закона № 323-ФЗ. Среди таких документов могут быть, например, договора поставки лекарственных средств или медицинских изделий, договора о клинических исследованиях, а также об осуществлении медицинским работником педагогической и (или) научной деятельности.

Также должностные лица Росздравнадзора уполномочены производить непосредственный осмотр помещений на предмет наличия бланков, содержащих информацию рекламного характера, рецептурных бланков, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия, а также образцов лекарственных препаратов и медицинских изделий для вручения пациентам. Если в ходе такого осмотра будет выявлены несоблюдение требований ст.74 Закона №323-ФЗ, касающиеся ограничений, налагаемых на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, Росздравнадзор проводит анализ и оценку выявленного конкретного случая несоблюдения указанных требований.

Помимо контрольно-надзорных функций на Росздравнадзор возложены полномочия по проведению информационной работы в отношении медицинских и фармацевтических работников, компаний, представителей компаний и граждан об установленных запретах на совершение определенных действий и ответственности за их совершение, что очень актуально в свете постоянно изменяющегося законодательства в сфере установления новых, отмене или изменению предшествующих требований, предъявляемых к сфере осуществления медицинской детальности. Ведь зачастую рядовым медицинским работникам просто не хватает информации и соответствующих разъяснений по поводу регулярной отмены устаревших нормативно-правовых актов и появления правовых нововведений, что, в свою очередь, банально ведет к их несоблюдению. К примеру, 01.01.2021 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 17.06.2020 г. № 868 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Данным Постановлением отменяется достаточно большое количество ранее действующих нормативных актов или часть положений некоторых актов, которые на сегодняшний день обязательны для исполнения. Следовательно, до момента вступления в силу Постановления № 868 в рамках своих полномочий со стороны Росздравнадзора должна быть проведена соответствующая оповестительная и разъяснительная работа среди подведомственных и подконтрольных субъектов о грядущих изменениях в системе национального права, регулирующих вопросы медицинской деятельности.

Читайте также:  Что собой представляет корреляционная таблица

Стоит отметить, что госконтроль также включает в себя полномочия по осуществлению Росздравнадзором ведомственного и внутреннего контроля. Полномочия по осуществлению ведомственного и внутреннего контроля сводятся к надзору за исполнением норм действующего законодательства РФ по организации и осуществлению федеральными и региональными органами исполнительной власти контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций, а также за осуществлением медучреждениями и ведущими медицинскую деятельность ИП внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Осуществление полномочий Росздравнадзора происходит в соответствии с Приказом Минздрава России от 23.01.2015 г. №13н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по проведению проверок организации осуществления федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

Данный нормативно-правовой акт устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росздравнадзора и его территориальными органами при исполнении указанных полномочий. Главной целью при этом является пресечение и устранение причины и последствия нарушений, выявленных Росздравнадзором в рамках контроля организации ведомственного и внутреннего контроля качества безопасности медицинской деятельности.

Как правило, реализация полномочий осуществляется Росздравнадзором путем анализа эффективности работы уполномоченных на проведение ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности органов исполнительной власти, а также анализа деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов МСУ, осуществляющих полномочия в сфере здравоохранения, медицинских учреждений по организации и осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности деятельности. Производится анализ обоснованности мер, принимаемых по результатам проведения ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В ходе проводимого анализа дается оценка соблюдения установленного порядка проведения и порядка оформления результатов ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Росздравнадзор также может принимать участие в личном приеме граждан, контролировать своевременное и полное рассмотрение поступающих от граждан обращений, содержащих сведения о предоставлении недостоверной, неполной или искаженной информации об используемых при назначении курса лечения лекарственных препаратах, о медицинских изделиях, включая сокрытие сведений о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов либо сокрытие информации о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену. Помимо обращения граждан Росздравнадзор обеспечивает своевременное и полное рассмотрение поступающих от органов государственной власти, органов МСУ и организаций запросов по вопросам ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Зачастую проводимые Росздравнадзором мероприятия в сфере ведомственного и внутреннего контроля сводятся к оказанию организационно-методической помощи и проведению разъяснительной, консультационной и информационной работы по вопросам качества и безопасности осуществления медицинской деятельности.

Помимо этого Росздравнадзор активно участвует в правовой работе по внесению изменений в действующие нормативно-правовые акты в сфере охраны здоровья граждан (включая проекты приказов, инструкций и указаний), а также предложений по вопросам оказания медицинской помощи, соответствующей установленным порядкам и стандартам. Именно благодаря работе должностных лиц Росздравнадзора созданы соответствующие информационные системы и базы данных, позволяющие на современном технологическом уровне осуществлять функции контроля и надзора в сфере здравоохранения.

Для разъяснения действующих порядка и стандартов оказания медицинской помощи и по иным вопросам в сфере здравоохранения Росздравнадзор периодически проводит соответствующие научно-практические конференции и семинары, издает разъяснительные и информационные письма, которые размещаются в свободном доступе на сайте Росздравнадзора.

Сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного контроля качества устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 г. N 373 «Административные регламенты», с учетом требований, установленных нормами ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Государственный контроль осуществляется Росздравнадзором посредством проведения плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок.

Должностные лица, указанные в пункте 6 Положения о Росздравнадзоре, при проведении плановой проверки обязаны использовать специально разработанные для каждого вида государственного контроля проверочные листы (списки контрольных вопросов).

Проверочные листы содержат вопросы, затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

В настоящее время в сфере проведения контрольно-надзорных функций идет тенденция на снижения количества плановых проверок, включая проверки текущего года. С учетом сложившейся ситуации, когда сфера здравоохранения большую часть своих возможностей направила на борьбу с пандемией коронавируса, Правительство РФ в оперативном порядке утвердило Постановление от 03.04.2020 г. № 438, в котором указало, что в 2020 году плановые проверки при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности не проводятся.

В обычной ситуации при принятии решения о проведении проверки, равно как и при осуществлении самой проверки, Росздравнадзор обязан основываться, в первую очередь, на риск-ориентировочном подходе, который строится на ранжировании рисков по степени вероятности и тяжести наступления неблагоприятных последствий при несоблюдении субъектами сферы обращения лекарственных средств, установленных законодательством требований.

Целью переориентации госнадзора на риск-ориентировочный контроль является достижение снижения плановых проверок на объектах пониженного риска, а при появлении обоснованных возможностей — их полное исключение, тем самым стимулируя подконтрольных субъектов к социально-ответственному и законопослушному поведению.

Таким образом, в целях осуществления риск-ориентировочного подхода при осуществлении госконтроля качества деятельность подконтрольного субъекта подлежит отнесению к определенной категории риска. Определяется степень риска на основании Правил отнесения деятельности юридических лиц (ИП) и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806. В настоящее время Росздравнадзором разработан и внедрен специальный электронный сервис, который позволяет рассчитать степень риска осуществляемой поднадзорным субъектом деятельности.

На сегодняшний день главной задачей Росздравнадзора с учетом заявленного принципа риск-ориентированного подхода является, прежде всего, проведение корректной градации деятельности поднадзорных субъектов по степени возможного риска. От правильности выбранного для проверки поднадзорного объекта зависит избежание неоправданных затрат государственных ресурсов и излишних издержек участников подконтрольного процесса, а также потерь государства в случае невыявления нарушений установленных законом требований.

Источник



Контроль качества медицинской помощи таблица

Уважаемые коллеги!

Мы создали готовые шаблоны документов по НОВОМУ приказу МЗ РФ №785н. Все документы актуальны на 2021 год и проверены на практике.

Все документы блока ВКК 2021 года созданы в соответствии с требованиями нового закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности».

Зачем и кому это нужно?
Внутренний контроль качества в медицинской организации — одно из главных лицензионных требований (пункт «И» статьи 4 ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ постановления правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291.) Без него невозможно получить медицинскую лицензию, переоформить ее или пройти проверку на соответствие лицензионным требованиям.

ВАЖНО. Это не замена врачебной комиссии, это совершенно иной набор документов и действий по новому приказу №785н. Врачебная комиссия много лет работает по собственному приказу №502н. Теперь оба приказа работают месте и дополняют друг друга по функционалу, составляя единую систему ВКК клиники.

Ответы на часто задаваемые вопросы.

1) Этот блок универсальный для всех клиник или только для стоматологии?
Ответ: для всех клиник, универсальный. В приказе 785н нет различия в процессах по видам деятельности. Он подходит и для косметологии, и для пластической хирургии, для ЧЛХ, многофункционального медицинского центра и любой другой клиники. Все документы легко адаптируются по направлению деятельности медицинской организации.
Документы «Внутренний контроль качества» по приказу Министерства здравоохранения РФ №785н подходят для косметологической клиники (медицинской косметологии), стоматологии, многопрофильной поликлиники или стационара, клиники пластической хирургии, клиники челюстно-лицевой хирургии, поликлиники любого профиля,

2) Адаптирован ли он для небольших клиник без отделений на несколько кабинетов?
Ответ: да, блок сделан максимально просто для применения и в небольших клиниках с участием вместо комиссии по контролю качества всего лишь одного сотрудника — уполномоченного по ВКК.

3. Можно и нужно ли применять блок ВКК для Индивидуальных Предпринимателей с медицинской лицензией?
Ответ: да, можно. И нужно обязательно, поскольку это лицензионное требование. ИП назначается уполномоченным по ВКК и ведет всю документацию. Лишь для деятельности врачебной комиссии нужен договор с другой клиникой, поскольку там состав комиссии из нескольких врачей.

4. Подходит ли данный блок для лицензирования и для прохождения проверки соблюдения лицензионных требований?
Ответ: да, полностью подходит. Уже проверен на практике. Все новые требования приказа №785н в нём учтены.

5. Есть ли инструкции по применению документов в блоке?
Ответ: да, каждая папка по направлению снабжена подробной инструкцией с пояснениями.

6. Заменяет ли данный блок документы и работу врачебной комиссии и Ваш блок №11?
Ответ: нет, не заменяет. Врачебная комиссия работает по собственному приказу МЗ РФ №502н и выполняет составные части внутреннего контроля качества и безопасности в клинике. Положения и прочие документы данного блока для исключения дублирования функций по ВКК определяют полномочия врачебной комиссии как части общего ВКК. Эти два блока дополняют друг друга, но заменить не могут Оба обязательно должны быть в клинике.

7. Какой штраф и другие санкции грозят клинике за отсутствие внутреннего контроля качества? Могут ли за это прекратить работу клиники и закрыть её?
Ответ: отсутствие внутреннего контроля качества является ГРУБЫМ нарушением лицензионных требований и согласно КоАП статье 14.1 часть 4 «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)», влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или а дминистративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
. Помните, что уже совсем скоро — с 1 января 2021 года, эти документы станут обязательными для всех клиник РФ.

8. Есть ли судебные прецеденты, подтверждающие отсутствие внутреннего контроля качества именно как ГРУБОЕ нарушение?
Ответ: да, есть. Высшая судебная инстанция страны — Верховный суд РФ в 2019 году выносил по этому поводу точное определение: от 18 марта 2019 г. № 306-ЭС19-1086
В нем ВС РФ однозначно подтвердил позицию нижестоящих инстанций, что отсутствие ВКК является грубым нарушением лицензионных требований и наказывается именно по статье КоАП 14.1 часть 4. Именно поэтому по данной статье клинику можно закрыть на 90 суток или оштрафовать на сумму до 200.000 рублей.

Большой обзор судебной практики по штрафам за нарушения ВКК читайте по этой ссылке: http://stom-dok.ru/vkk-sud

9. Входит ли в покупку блока консультации и обучение по его применению?
Ответ: нет, обучение — это отдельный процесс. Как при продаже расходных материалов — ими не учат ими работать. Шаблоны по ВКК — это ускорение и упрощение внедрения необходимых документов в работу клиники, а не обучающая программа. ВКК — отдельная дисциплина знаний медицинского управленца. Его преподают при прохождении профессиональной переподготовки по организации здравоохранения и общественного здоровья (ОЗЗ) как самостоятельную дисциплину. Уполномоченный по ВКК обязан иметь усовершенствование по ОЗЗ и знать методы работы по ВКК — это его базовые образовательные навыки. Предполагается, что при наличии диплома и сертификата по ОЗЗ врач знает все механизмы управления ВКК в медицинской организации. Именно поэтому важно не просто иметь документы, но и реально учиться этому направлению профессии медицинского управленца.

10. Входит ли в блок по ВКК документация по врачебной комиссии?
Нет, это отдельный блок. Работа врачебной комиссии клиники регулируется отдельным приказом Минздрава №502н. И у нее согласно этому приказу — свой набор необходимых документов. И свой отдельный блок. Если у вас в клинике еще не налажена деятельность врачебной комиссии — он также Вам нужен, поскольку это необъемлемая часть внутреннего контроля и многие документы из 785н приказа напрямую ссылаются на врачебную комиссию.
Содержание блока документов №11 по врачебной комиссии — по этой ссылке: http://www.stom-dok.ru/vk

Использование блока ВКК:
Документы разделены на несколько папок в соответствии с определенным направлением и последовательностью работы.

Папки и файлы в папках пронумерованы по порядку для удобства и преемственности работы и внедрения блока в практику. При внедрении рекомендуется придерживаться данного порядка.
Места в тексте, выделенные курсивным шрифтом, указывают на необходимость в этом месте или указать должностное лицо и его должность, или иную конкретизирующую информацию по Вашей клинике.

Относительно указанных в документации структурных подразделений: мы сделали блок универсальным, подходящим и для небольших клиники для крупных медицинских учреждений. Если у Вас маленькая клиника и структурные подразделения (отделения) отсутствуют, просто УДАЛИТЕ соответствующие пункты о них из документов. Если у Вас иные по профилю структурные подразделения – просто введите их наименования/профиль.
Блок подходит для ЛЮБОЙ клиники или даже для индивидуального предпринимателя (ПИП) с медицинской лицензией. Мы сделали блок максимально удобным и простым для использования, определив согласно приказу №785н в качестве исполнителя системы ВКК именно сотрудника (а не комиссию или службу) — уполномоченное лицо по качеству и безопасности медицинской деятельности. Требования к нему минимально простые, соответствуют требованиям по образованию и квалификации любого врача с сертификатом по организации здравоохранения. Это позволяет для выполнения всех требований приказа 785н не собирать комиссию, а использовать лишь одного сотрудника клиники.

Это готовые к использованию ШАБЛОНЫ документов, которые требуют лишь индивидуализации для каждой конкретной клиники. Корректировку и индивидуализацию под условия Вашей клиники Вы проводите самостоятельно, внося данные сотрудников и юр.лица.

Блок ВКК экономит Вам огромное количество времени на создание документации с нуля и позволяет внедрить требования пр.№785н за несколько дней.

СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА ДОКУМЕНТОВ ВКК и БМД по НОВОМУ ПРИКАЗУ МЗ РФ №785н актуализированы в 2021 году:

1. Приказ об утверждении Положения о порядке организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации

2. Положение о порядке организации и проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности

3. Дополнения в должностную инструкцию Уполномоченного лица по качеству и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации

4. Дополнения в должностную инструкцию ответственного лица за организацию работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в подразделении медицинской организации

5. Дополнения по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности в должностную инструкцию врача

6. Форма журнала учёта контроля качества и безопасности медицинской деятельности

7. Форма Плана проверок по контролю качества и безопасности медицинской деятельности

8. Форма Отчёта по результатам проверок по контролю качества и безопасности медицинской деятельности с формами следующих документов:

9. Мероприятия по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности медицинской организации и медицинских работников;

10. Предложения по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов и их реализация;

11. Форма анализа результатов внутреннего контроля в целях их использования для совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности

12. Форма Сводного отчёта о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности с формой Перечня корректирующих мер в части повышения качества и безопасности медицинской деятельности

13. Приложение 9. Форма мониторинга наличия лекарственных препаратов и медицинских изделий

14. Форма анализа информации о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов…

15. Форма анализа информации обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении… .

16. Форма Акта контроля качества медицинской помощи в амбулаторных условиях

17. Форма Акта контроля качества медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара

18. Дополнение в ДИ ВКК БМД и контроль ЛС

19. Карта ВКК и БМД 203н

20. Приказ о част. возложении контроля качества на врачебную комиссию

21. Приказ об утверждении Порядка создания системы оценки качества и Положения о проведении оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата

22. Порядок создания системы оценки качества работы медицинской организации, её структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг

23. Положение о проведении оценки своевременности оказания медицинской помощи, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата

24. Приказ об утверждении Порядка анкетирования пациентов медицинской организации, анкеты пациента и методики удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи

25. Порядок анкетирования пациентов медицинской организации

26. Анкеты пациента

27. Методика оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи

28. Приказ об утверждении Положения об общественном совете медицинской организации и Порядка взаимодействия медицинской организации с общественными объединениями

29. Положение об общественном совете медицинской организации

30. Порядок взаимодействия медицинской организации с общественными объединениями

31. Приказ об утверждении Порядка обеспечения безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации

32. Порядок обеспечения безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации

33. Дополнения в должностную инструкцию лица, ответственного за обеспечение безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации

34. Дополнения в должностную инструкцию лица, ответственного за обеспечение безопасного обращения лекарственных средств в подразделении медицинской организации

35. Дополнения в должностную инструкцию уполномоченного лица по консультативному сопровождению лекарственной терапии

36. Приказ об утверждении Порядка обеспечения эпидемиологической безопасности в медицинской организации

37. Порядок обеспечения эпидемиологической безопасности в медицинской организации

38. Положение о комиссии по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП)

39. Примерный план работы комиссии медицинской организации по профилактике ИСМП

40. Форма договора на оказание услуг по проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности у индивидуального предпринимателя

41. Приказ об утверждении Положения о применении порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в медицинской организации

42. Положение о применении порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в медицинской организации

43. Положение о кабинете медицинской организации

44. Положение об отделении медицинской организации

45. Приказ об утверждении Порядка организации работы по применению критериев оценки качества медицинской помощи в медицинской организации

46. Порядок организации работы по применению критериев оценки качества медицинской помощи в медицинской организации

47. Мониторинг наличия у медицинских работников документов об образовании и сертификата специалиста либо свидетельства об аккредитации специалиста

48. Листы ознакомления со всеми приказами и прочие полезные документы.

Стоимость блока ВКК со всеми перечисленными документами и подробными инструкциями по применению — всего 8 .700 рублей

С уважением,
руководитель «Центра Защиты Врачей»,
доктор Владислав Аносов.

Источник

Критерии оценки качества медицинской помощи

Критерии оценки качества медицинской помощиВопрос качества медицинской помощи является, пожалуй, одним из самых важных и актуальных вопросов при обсуждении темы оказания медицинской помощи в целом. Логично, что если медицинская помощь будет некачественной, то поддержать и восстановить здоровье человека, вряд ли станет возможным, а, вероятнее всего, будет достигнут прямо противоположный результат. Напомним, что лечение – это комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни (ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Для того чтобы действительно понимать, что такое «качественная», а что есть «некачественная» медицинская помощь не только на обывательском уровне, но и на профессиональном необходимо руководствоваться не только общими знаниями, а законодательной базой.

Сообщаем, что действующие в настоящее время Критерии оценки качества медицинской помощи были утверждены Приказом Минздрава России от 10.05.2017 № 203н (далее – Критерии оценки КМП, Приказ № 203н, соответственно) и вступили в юридическую силу 1 июля 2017 года.

Напомним, что до вступления в силу Приказа № 203н Критерии оценки КМП были утверждены Приказом Минздрава РФ от 07.07.2015 № 422ан (далее – Приказ № 422ан).

Также считаем необходимым отметить, что Минздравом РФ были утверждены и иные Критерии оценки КМП в Приказе от 15.07.2016 № 520н (далее – Приказ № 520н), которые должны были вступить в силу 1 июля 2017 года, взамен критериям, утвержденным Приказом № 422ан. Однако этого так и не произошло – Приказ № 520н был отменен Приказом № 203н, так и не вступив в силу.

Качество медицинской помощи

Качество медицинской помощиКачество медицинской помощи является одним из ведущих принципов охраны здоровья граждан.

Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих:

  • своевременность оказания медицинской помощи;
  • правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи;
  • степень достижения запланированного результата.

Важно осознавать, что акцент в данном понятии прежде всего стоит делать именно на фразе «совокупность характеристик», так как отсутствие хотя бы одного звена в этой цепочке уже не позволит дать требуемый результат. Однако, стоит отметить и некую оплошность нашего законодателя, допущенную при составлении данного определения, а именно: в нем упоминается только правильность выбора методов лечения, профилактики, диагностики и др, а вот правильность исполнения самого метода почему-то оказалась «за бортом», хотя совершенно очевидна важность правильной реализация выбранного метода лечения, пр.

Также, стоит отметить, что более широкое определение качества медицинской помощи было дано в Приказе Минздрава РФ от 22.01.2011 № 12 Приказ Минздрава РФ от 22.01.2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», в соответствии с которым качество медицинской помощи – это система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному.

Качество медицинской помощи как принцип охраны здоровья

Качество медицинской помощи как принцип охраны здоровьяВ пункте 6 статьи 4 ФЗ № 323 указано, что одним из принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи. Вполне закономерно, что доступность и качество выступают как единый принцип, ведь медицинская помощь, не доступная для граждан, не может считаться качественной.

Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются (в соответствии со статьей 10 ФЗ № 323):

  • организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
  • наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
  • возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 19 ФЗ № 323;
  • применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
  • предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (на 2016 год Программа утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 № 1382);
  • установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
  • транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
  • возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью;
  • оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.

Значение критериев оценки качества оказания медицинской помощи

Значение критериев оценки качества оказания медицинской помощиКритерии оценки КМП применяются при проведении экспертизы качества медицинской помощи.

Экспертиза качества медицинской помощи

Напомним, что экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата (согласно части 1 статьи 64 ФЗ № 323).

Важно знать, что Критерии оценки КМП, утвержденные Приказом № 203н обязательны как для проведения экспертизы качества медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), так и вне рамок ОМС.

Отметим, что до недавнего времени на законодательном уровне были утверждены лишь требования к проведению экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС (Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утв. Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230).

Порядок же проведения экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой вне рамок программ ОМС, отсутствовал и был утвержден лишь в 2017 году Приказом Минздрава России от 16.05.2017 № 226н «Об утверждении порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании».

Более подробную информацию об экспертизе качества медицинской помощи можно прочесть в другой одноименной статье ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА, а информацию о порядке проведения экспертизы качества медицинской помощи вне рамок ОМС – в статье «Не прошло и 5 лет как Минздрав утвердил порядок проведения ЭКМП вне рамок ОМС».

Критерии оценки качества медицинской помощи

Критерии оценки качества медицинской помощиСледует знать, что критерии оценки КМП применяются при оказании медицинской помощи в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность и имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством РФ.

Целью применения Критериев оценки КМП является оценка следующих показателей:

  • своевременности оказания медицинской помощи;
  • правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
  • степени достижения запланированного результата.

Критерии оценки КМП формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых медицинскими профессиональными некоммерческими организациями (часть 2 статьи 64 ФЗ № 323).

Действующие Критерии оценки КМП, утвержденные Приказом № 203н разграничены по:

  • условиям оказания медицинской помощи: в амбулаторных условиях; условиях дневного стационара и стационарных условиях;
  • по группам заболеваний (состояний).

Отметим, что впервые разграничение Критериев оценки КМП по группам заболеваний (состояний) было установлено в Приказе № 520н, который так и не вступил в силу.

В действовавших же ранее Критериях оценки КМП, утвержденных Приказом № 422ан, содержался лишь список заболеваний и состояний, по которым оценка качества медицинской помощи могла осуществляться, а разграничение критериев было только по условиям оказания медицинской помощи (разграничение критериев по группам заболеваний (состояний) отсутствовало вообще, что, по нашему мнению, противоречило указанным выше положениям части 2 статьи 64 ФЗ № 323).

Обращаем внимание, что Критерии оценки КМП в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара и стационарных условиях, установленные Приказом № 203н, идентичны Критериям, утвержденным Приказом № 520н ( примечание: структура нового Приказа № 203н вообще в целом идентична структуре Приказа № 520н ).

Что же касается Критериев оценки КМП по группам заболеваний (состояний), то сообщаем, что в новом Приказе № 203н их количество значительно увеличилось по сравнению с Приказом № 520н, поскольку появилось пять новых групп заболеваний, для которых установлены соответствующие критерии. Также многие группы заболеваний (состояний), которые были установлены в Приказе № 520н, были дополнены широким спектром заболеваний и установленных в их отношении критериев оценки качества медицинской помощи.

С подробной информацией о Критериях оценки КМП, утвержденных Приказом № 520н можно ознакомиться в публикации от 8 сентября 2016 года по ссылке. Информация же о нововведениях в Критерии оценки КМП, произведенных Приказом № 203н, представлена в статье ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА «NEW! Новейшие критерии оценки качества медицинской помощи».

Критерии оценки КМП по группам заболеваний (состояний)

Критерии оценки КМП по группам заболеваний (состояний)В Приказе № 203н выделено 18 отдельных групп заболеваний (состояний), для каждой из которых существуют свои критерии оценки КМП (например, выполнен или не выполнен осмотр врачом-специалистом, выполнено или не выполнено то или иное исследование, достигнут или не достигнут тот или иной результат лечения и пр.).

К указанным группам заболеваний (состояний) относятся следующие:

  1. некоторые инфекционные и паразитарные болезни;
  2. новообразования;
  3. болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм;
  4. болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ;
  5. специализированная медицинская помощь взрослым при психических расстройствах и расстройствах поведения;
  6. болезни нервной системы;
  7. болезни глаза и его придаточного аппарата;
  8. болезни уха и сосцевидного отростка;
  9. болезни системы кровообращения;
  10. болезни органов дыхания;
  11. заболевания органов пищеварения, в том числе болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования);
  12. болезни кожи и подкожной клетчатки;
  13. болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани;
  14. болезни мочеполовой системы;
  15. беременность, роды и послеродовой период;
  16. отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде;
  17. симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках;
  18. травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин.

Обращаем внимание на то, что Приказом № 203н в каждой отдельной группе заболеваний (состояний) выделены определенные заболевания, для которых и разработаны конкретные критерии оценки качества медицинской помощи.

Например, при болезнях эндокринной системы, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ критерии оценки качества медицинской помощи установлены только в отношении следующих видов специализированной медицинской помощи:

  • взрослым при синдроме Иценко-Кушинга;
  • взрослым при акромегалии и гипофизарном гигантизме;
  • взрослым при сахарном диабете;
  • детям при сахарном диабете;
  • взрослым и детям при сахарном диабете с комой или кетоацидозом;
  • взрослым и детям при заболеваниях щитовидной железы.

Критерии оценки КМП, применяемые при оказании медицинской помощи

Критерии оценки КМП, применяемые при оказании медицинской помощиНиже представлена схематичная таблица, в которой отражены действующие Критерии оценки КМП, применяемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях, а также при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара в сравнении. Таблица составлена на основании нового Приказа № 203н, а также Приказов № 422ан и № 520н (напомним, что указанные критерии являются идентичными в Приказах № 203н и № 520н и частично отличаются в Приказе № 422н).

  • оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в амбулаторной карте.
  • оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в амбулаторной карте;
  • проведение осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме не позднее 2 часов с момента обращения в регистратуру медицинской организации.
  • оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в стационарной карте
  • оформление результатов первичного осмотра, включая данные анамнеза заболевания, записью в стационарной карте;
  • проведение первичного осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме, безотлагательно (не применяется при оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара);
  • проведение первичного осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме, не позднее 2 часов с момента поступления пациента в приемное отделение (дневной стационар) медицинской организации;
  • проведение первичного осмотра врачом профильного отделения медицинской организации не позднее 3 часов с момента поступления пациента в профильное отделение (дневной стационар)
  • назначение лекарственных препаратов, не включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения и перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, врачебной комиссией медицинской организации, с оформлением решения протоколом с внесением в стационарную карту
  • проведение диспансеризации в установленном порядке, назначение по результатам диспансеризации, в случае необходимости , дополнительных медицинских мероприятий, в том числе установление диспансерного наблюдения
  • отсутствие прогнозируемых осложнений, связанных с проводимой терапией;
  • отсутствие осложнений, связанных с дефектами обследования, лечения, выбора метода хирургического вмешательства или ошибок в процессе его выполнения;
  • отсутствие внутрибольничной инфекции .

Обращаем внимание, что некоторые критерии оценки качества медицинской помощи, которые были установлены Приказом № 422ан в действующем Приказе № 203н (а также в Приказе № 520н) отсутствуют, а именно:

критерии, применяемые при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях:

  • включение в план обследования и план лечения перечня лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом лекарственных препаратов, включенных в стандарты медицинской помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинические рекомендации (протоколы лечения).
  • лечение (результаты):
    • отсутствие прогнозируемых осложнений, связанных с проводимой терапией;
    • отсутствие осложнений, связанных с дефектами обследования, лечения, выбора методахирургического вмешательства или ошибок в процессе его выполнения;

критерии, применяемые при оказании медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара:

  • включение в план обследования и план лечения перечня лекарственных препаратов для медицинского применения с учетом лекарственных препаратов, включенных в стандарты медицинской помощи, имеющих частоту применения 1,0, и клинические рекомендации (протоколы лечения);
  • лечение (результаты):
    • отсутствие прогнозируемых осложнений, связанных с проводимой терапией;
    • отсутствие осложнений, связанных с дефектами обследования, лечения, выбора метода хирургического вмешательства или ошибок в процессе его выполнения;
    • отсутствие внутрибольничной инфекции.

Как наглядно видно из представленной таблицы вышеозначенные критерии оценки качества медицинской помощи установлены не столько к своевременности, правильности медицинской помощи и степени достижения запланированного результата, сколько к правильности заполнения медицинской документации и быстроты осмотра пациентов.

Источник

Закон о клинических рекомендациях, критериях качества и внутреннем контроле в медицине

Принят Федеральный закон от 25.12.2018 N 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций».

На самом деле область изменений намного шире, чем может показаться из названия. Новый закон значительно изменяет правила работы медицинских организаций уже с января 2019 года. Коснемся основных моментов нового закона.

1. Медицинские организации с 1 января 2019 года лишены права самостоятельно определять порядок внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Ранее это право было предоставлено статьей 90 Закона об охране здоровья. Теперь медицинские организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляют внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с требованиями к его организации и проведению, утвержденными Минздравом России.

Минздрав России уже придумал проект указанных Требований. Подробнее см. здесь: https://vk.com/medicinskijyurist?w=wall-168069396_100.

2. Новым законом прямо предусмотрено, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, будет проводится на основании критериев оценки качества медицинской помощи.

Ранее ФОМС в письме от 07.07.2017 N 7129/30-1/3521 уже предлагал при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию применять критерии качества медицинской помощи, утвержденные приказом Минздрава России от 10 мая 2017 года N 203н.

Поскольку это удобно, эксперты страховых компаний уже сейчас используют критерии качества при проведении контрольных мероприятий в учреждениях здравоохранения, однако обосновывать наличие нарушений они обязаны ссылками на порядки, стандарты и клинические рекомендации или сложившейся клинической практикой. Право напрямую ссылаться на критерии качества появится у них с 1 января 2022 года.

3. Новый закон устанавливает систему актов, определяющих организацию медицинской помощи. Так, медицинская помощь организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи.

В целях введения различий по степени значимости этих актов в системе организации медицинской помощи авторы закона употребляют выражения «в соответствии», «на основе» и «с учетом».

Исходя из значения данных выражений, указанного в толковом словаре Ефремовой (https://dic.academic.ru/contents.nsf/efremova/), можно заключить, что нормативным основанием действий по организации и оказанию медицинской помощи должны стать нормы Положений и Порядков. Наиболее важные и существенные вопросы медицинской помощи должны определяться клиническими рекомендациями. Стандарты медицинской помощи должны просто приниматься во внимание.

Не совсем понятно, как это все должно действовать в совокупности, однако радует, что в целях единообразного применения порядков, клинических рекомендаций и стандартов Минздрав России уполномочен издавать разъяснения. То есть в случае непонимания можно писать письма в ведомство.

4. С 1 января 2022 года каждая медицинская организация обязана оказывать медицинскую помощь на основе клинических рекомендаций. Клинические рекомендации по-прежнему будут разрабатываться медицинскими профессиональными некоммерческими организациями — ассоциациями и союзами. Однако вводится требование об обязательном одобрении разработанных клинических рекомендаций научно-практическим советом при Минздраве России. Только после одобрения они могут быть утверждены ассоциациями и союзами.

Минздрав России сформирует перечень заболеваний, по которым будут обязательно разработаны клинические рекомендации. Установлено, что по каждому такому заболеванию может быть одобрено и утверждено не более одной клинической рекомендации. В случае поступления в научно-практический совет нескольких клинических рекомендаций по одному заболеванию от разных организаций либо одобряется одна из поступивших клинических рекомендаций, либо организуется работа по совместной разработке одной клинической рекомендации.

Клинические рекомендации пересматриваются не реже одного раза в три года. Ранее принятые клинические рекомендации применяются до их пересмотра по новым правилам, но не позднее 31 декабря 2021 года.

5. Новый закон последовательно понижает значимость стандартов медицинской помощи, выводя на главные позиции клинические рекомендации, и подчиняя содержание стандартов содержанию клинических рекомендаций.

Согласно авторам закона стандарт медицинской помощи будет разрабатываться на основе клинических рекомендаций и должен стать технологической картой применения клинических рекомендаций с учетом определения расчетных единиц (показателей) частоты предоставления и кратности применения отдельных медицинских услуг, лекарственных препаратов и иных составляющих.

Применение стандартов медицинской помощи в качестве инструмента оценки качества медицинской помощи признано нецелесообразным.

Таким образом, мы видим, что новый закон добавил работы медицинским организациям по внедрению критериев качества и клинических рекомендаций в медицинскую практику и перестройке процессов внутреннего контроля в соответствии с новыми требованиями.

Источник