Меню

Пример анализа стихотворения как правильно сделать анализ стихотворения

Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1829 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Читайте также:  Уровни шума Просто оставлю это здесь мало ли кому пригодиться ГОСТ 12 1 036 81

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янта рным б леском»;
  • «по ут реннему с негу»;
  • «проз рачный лес»;
  • « нете рпе ливо»;
  • «весё лым т реском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

Секстина — не любое шестистишие, а разновидность твердой формы, где шесть шестистиший имеют рифмы из одних и тех же шести слов, но в каждой строфе в различной последовательности.

Источник

План анализа лирического произведения

План анализа лирического стихотворения важен для девятиклассников при анализе стихов Пушкина, Лермонтова и других, так как помогает обучающимся в написании самостоятельного анализа восприятия лирического произведения.

Содержимое разработки

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, — то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:
— пейзаж;
— общественно-политическая;
— любовная/интимная;
— философская.

Сюжет:
— есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
— без сюжета: образы чувств (. ).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
— бытовую, повседневную
— литературную, книжную
— публицистическую
— архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
— определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
— выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
— определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
— определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
— выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
‘_ _ _ дактиль;
дольник;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

Рифма:
аабб — парная;
абаб — перекрёстная;
абба — кольцевая.
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики — антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
— выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
— определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
— аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
— гипербола — художественное преувеличение;
— ирония — скрытая насмешка;
— литота — художественное преуменьшение;
— метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют;
— олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
— паралеллизм;
— сравнение;
— эпитет — художественное определение.

7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
— антитеза/противопоставление;
— градация — например: светлый — бледный — едва заметный;
— инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
— повторы/рефрен;
— риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа;
— умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.
— аллитерация — повторение одинаковых согласных;
— анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
— ассонанс — повторение гласных;
— эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское «Я».
— сам автор,
— рассказ от лица персонажа,
— автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

-82%

Источник



Олимпиады по литературе

Миронова О.А.

Примерный план анализа лирического произведения

Кем и когда написано стихотворение?

Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.

Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к … и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).

Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы. Способ стихосложения.

Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения.

Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Схема анализа лирического произведения

О стихотворении и его авторе. Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи — вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.

Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия. ).

Структура образов и развитие конфликта
а) Тема и основная мысль произведения
б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)
в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).

Читайте также:  Сфера использования публицистического стиля речи таблица

Черты лирического героя.

Основные особенности поэтического языка:
а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия)
б) Языковой поуровневый анализ

  • поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
  • поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
  • использование явлений морфологии и синтаксиса.

Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

Мое восприятие произведения.

План анализа стихотворения

Вариант 1

Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?

Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?

Каким вы представляете себе лирического героя?

В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?

Вариант 2

Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

Звуковой фон стихотворения.

Цветовой фон стихотворения.

Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).

Особенности композиции стихотворения.

Жанр стихотворения. Тип лирики.

Литературное направление (если можно определить).

Значение художественных средств.

История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

Вариант 3

Автор произведения. Время написания.

Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?

Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?

Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?

Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?

Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?

Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?

Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?

Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?

Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?

Какое место в творчестве автора занимает данное произведение?

Вариант 4

Внимательно прочитайте стихотворение.

Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:

  • сколько предложений входит в него;
  • каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
  • каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?

Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты).

Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).

Обратите внимание на повторы:

  • синтаксический параллелизм;
  • лексические и корневые повторы;
  • повторы союзов;
  • анафорические и эпифорические повторы.

Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?

Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:

  • в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
  • к какому разряду лексики они принадлежат:
    • по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
    • по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
    • по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
  • какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?

Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:

  • выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте;
  • найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
  • какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
  • определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
  • найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.

Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.

Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

Вариант 5

Дата создания. Реально-биографический и фактический комментарий.

Структура стихотворения:

  • Форма строфы.
  • Тип рифмовки.
  • Размер.

Идейное содержание:

  • Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
  • Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике.
  • Преобладание общественных или личных интонаций.

Лирический герой. Его характерные качества.

Синтаксические фигуры: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

Основные изобразительные средства, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. Виды звукописи.

Сопоставление основных словесных образов:

  • по сходству;
  • по контрасту;
  • по смежности;
  • по ассоциации.

Источник

Как высказаться о прочитанном? План анализа эпического и лирического произведений

Часто, прочитав художественное произведение, школьники не имеют представления о его комплексном (целостном) анализе, не знают что и как говорить о книге. Предлагаем вашему вниманию памятку анализа произведения.

Говоря о прочитанном, важно исходить из того, какого рода произведение следует разобрать. Если анализируем рассказ, повесть или роман, то имеем дело с эпосом, эпическим произведением; если стихотворение — с лирикой, лирическим произведением. Конечно, эти произведения будут различаться, во-первых, содержанием (темой, проблемой, идеей, сюжетом — четким эпическим или неявным лирическим, системой образов — в том числе образов героев), а во-вторых — формой, способами воплощения авторской идеи (композицией, языком — использованными приемами, изобразительно-выразительными средствами).

Читайте также:  Мышцы тела человека головы шеи туловища верхних и нижних конечностей

Анализируя произведение, не стоит досконально выискивать в нем всё, что видите в плане. Нужно понять, какие именно выразительные средства использует автор и с какой целью — какую мысль они ему помогают донести.

Частично план пригодится и для выполнения задания 17 ЕГЭ по литературе — написания развернутого аргументированного ответа в жанре сочинения. Памятка поможет установить связь содержанием и формой произведения, включить в сочинение теоретико-литературные понятия.

План анализа эпического произведения (рассказа, повести, романа)

1. История создания произведения: место в творчестве писателя, время создания, замысел и его воплощение. Особенности жанра .

2. Тема, тематика .

3. Сюжет : этапы развития сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), сюжетные линии. Особенности композиции.

4. Система образов произведения. Характеристика героев. Эволюция (развитие) образов.

5. Проблема, проблематика. Идея (главная мысль). Авторская позиция.

6. Роль композиции, художественных приемов в произведении. Что помогает выразить идею, авторскую позицию? (Роль заглавия произведения, эпиграфа, прямых авторских характеристик, монологов и диалогов персонажей, идейно близких автору, взаимохарактеристики персонажей, отношения других персонажей к главному герою, сюжета, композиции, различных художественных приемов: описаний (портрета, пейзажа, интерьера), внутреннего монолога, говорящих фамилий, художественной детали, мотивов, символики и т.д.)

7. Каково звучание произведения в наши дни ? Значение в литературном процессе в целом.

Драматическое произведение (комедию, драму, трагедию) анализируйте примерно так же, но при желании добавьте термины «ремарка», «диалог», героев смело называйте не только героями, но и действующими лицами, эпизоды — сценами, части произведения — действиями (актами), явлениями (сценами).

План анализа лирического произведения (стихотворения)

1. Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения (если есть). Особенности жанра (если есть — например, послание, элегия).

2. Тема : гражданская (вольнолюбивая, свободолюбивая) лирика, любовная лирика, тема дружбы, тема поэта и поэзии, философская лирика, пейзажная лирика (тема природы), тема Родины; романтические мотивы, элегические мотивы, образ лирического героя (лирического «я» поэта).

3. Преобладающее лирическое настроение . Лирический сюжет (если есть).

4. Образ лирического героя (героини), лирического «я» поэта.

5. Образы, мотивы, символы , несущие смысловую нагрузку. Поэтические традиции и новаторство : традиционные образы (фольклорные, христианские, античные, связанные с предшествующими произведениями искусства и литературы) (если есть).

6. Проблема , проблематика. Идея (главная мысль).

7. Композиция : построенная с помощью антитезы (противопоставления, контраста, можно выделить две противопоставленные части), кольцевая, зеркальная и др. На сколько частей можно условно, по смыслу поделить произведение?

8. Средства художественной выразительности :

а) тропы: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола;

б) особенности лексики: книжная, разговорная, эмоционально-оценочная, нейтральная, устаревшие слова, индивидуально-авторские неологизмы;

в) художественные приемы и синтаксические средства: лексический повтор, анафора (единоначатие), эпифора, инверсия, синтаксический параллелизм, односоставные предложения, риторический вопрос, обращение, восклицательные предложения;

г) звукопись (аллитерация, ассонанс);

д) ритм, стихотворный размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), связь ритма с ведущим лирическим настроением стихотворения;

е) рифма, особенности рифмовки (рифма парная, перекрестная, опоясывающая).

Назовите несколько наиболее значимых в стихотворении средств художественной выразительности. Какую роль в произведении они играют?

9. Обоснуйте свой выбор стихотворения. Каково его звучание в наши дни ? Значение стихотворения в литературном процессе в целом.

Если статья оказалась полезной, ставьте «Нравится», подписывайтесь на канал!

Источник

Виды анализа лирического произведения

1. Вступительное слово учителя (8 мин.)

Начать сегодняшний урок мне бы хотелось с известной притчи о девочке и морской звезде. Жила-была на свете девочка. Её дом стоял на берегу огромного океана, и она любила прибегать к нему и играть с морской звездой. Звезда была забавная. Она всегда приплывала в одно и то же время, как будто знала, что сейчас появится девочка. Звезда не умела говорить, танцевать и бегать. Но девочке ничего этого было не надо. Она просто играла с ней и разговаривала. Они дружили.

Но однажды в океане поднялся страшный шторм. Небо и землю сотрясало разбушевавшимися волнами. Девочка спала, и только её мама не выключала лампу, боясь за стены, крышу и дерево во дворе. Утром девочка проснулась и первым делом побежала к океану.

На всём протяжении береговой линии лежали, задыхаясь, умирая от прямых лучей солнца, морские звёзды. Их было много, тысячи, десятки тысяч! Её звезда, наверное, тоже была здесь, на берегу, среди умирающих звёзд.

И тогда девочка стала брать морские звёзды одну за другой и бросать их в море. Она бросала их в волны, не останавливаясь и не отдыхая.

Вскоре подошли люди, они стали смеяться над девочкой и спрашивать: “Ты что это, глупая, делаешь? Зачем? Ты что, надеешься, что сможешь спасти их всех?” Тогда девочка, не прекращая своей работы, ответила им: “Понимаете, здесь, в лагуне, жила моя звезда. Я с ней дружила. Если я спасу эти звёзды, может быть, среди них окажется и моя”.

Люди задумались. Они посмотрели на её маленькие руки, продолжавшие возвращать в море звёзды. А потом один из пришедших взрослых наклонился, взял в руки звезду и бросил её в море. Другие люди последовали его примеру. Они стали брать звёзды с песка и бросать их в море. И каждый думал: “Я что-то изменил в жизни этой звезды. Я что-то сделал!”

Эта легенда очень поучительна. Во-первых, из всех вопросов, которыми задавался человек, самым важным является вопрос “Зачем?”. Во-вторых, притча повествует о том, что человек уникален и неповторим. А в-третьих, она о том, что каждый из нас может приблизиться к звёздам.

Вот и сегодня на уроке, мы постараемся с вами прикоснуться к великому, понять талант гениев нашей русской поэтической школы. Но каждый из вас сделает это по-своему, по-особенному. Главное только, чтобы ваша работа обрела смысл, чтобы она принесла вам пользу и удовлетворение.

2. Защита проектов (5 мин.)

“Традиционный анализ лирического произведения”.
“Литературоведческий анализ лирического произведения”.
“Лингвостилистический анализ лирического произведения”.
“ Анализ лирического произведения в формате ЕГЭ”

3. Обсуждение (3 мин. после каждого – 12 мин.)

4. Выступление экспертной группы (5 мин.)

1. Что нового вы предлагаете внести в традиционный анализ? (Хотелось бы после вступления предложить дать общую характеристику всем композиционным частям текста, а затем уже рассматривать их в отдельности. Так смысловая цельность стихотворения не нарушается)

Преимущество традиционного анализа? (Сохраняется эмоциональность, выразительность, способствует развитию речи, т.к. является своего рода сочинением)

2. Вы столько назвали аспектов по структуре стиха, не вызовет ли это определённые трудности при анализе? (Конечно, аспектов много, название “литературоведческий” говорит само за себя, может быть, со всем этим справится только тот уч-ся, который углублённо изучает литературу, но стремится к исследованию должен каждый, не обязательно, что все аспекты будут раскрыты, пусть часть из них, это уже достижение)

3. Главное отличие лингвостилистического анализа от традиционного? (Исследование художественно-изобразительных особенностей — в первую очередь. Точка зрения учёных-приверженцев этого анализа- такова: нельзя говорить о смысле стихотворения, пока не исследовано его художественное своеобразие)

Чем отличается воспринимаемое художественное пространство от умозрительного? (Воспринимаемое – первичное, которое начинает работать сразу, при первом чтении стиха, умозрительное – то, что требует домысливания, более глубокого чтения)

4. По какому принципу вы делите вопросы теста по трём уровням, понятно, а вот тематически как вы группируете вопросы, например, в части А? (Это вопросы о типах лирики, ведущих темах, состояниях лирического героя, композиции, языковых особенностях)

А в части В? (В основном, это вопросы по структуре стиха (тропы, стилистические фигуры, размер стиха и т.д.)

Критерии оценивания
творческих работ для экспертной группы

1. Соответствует ли работа поставленным целям и задачам?

а) полностью соответствует

б) частично соответствует

в) не соответствует

2. Доказана ли её актуальность?

3. Соответствует ли выдвинутая гипотеза выводам в конце работы?

4. Достаточно ли полно и глубоко раскрыта теоретическая часть?

Источник