Меню

Принципы организации финансов предприятий Финансовые ресурсы организации Состав и структура капитала организации

Принципы финансового обеспечения организации таблица

4. Принципы организации финансового обеспечения предприятия

Финансовый менеджер организует финансовое обеспечение предприятия на основе принципов организации финансов предприятия отраслей хозяйства. При этом учитываются:

– текущее финансовое состояние предприятия и ближайшие перспективы его изменения;

– специфика формирования собственных и приравненных к ним оборотных средств и степень выполнения нормативов;

– залоговый потенциал предприятия, представленный его материальными активами, краткосрочными финансовыми вложениями и дебиторской задолженностью;

– степень доступности заемного капитала и положение предприятия на рынке;

– налоговые, банковские и общеэкономические условия финансового обеспечения;

– необходимость сохранения и поддержание репутации предприятия как надежного партнера.

Принципы организации финансового обеспечения предприятия используются финансовым менеджером в его повседневной практической работе, при практическом решении вопросов мобилизации и распределения денежных средств и финансовых ресурсов предприятия. Назовём важнейшие принципы организации финансового обеспечения:

– первоочередное использование собственных источников финансирования всех текущих потребностей предприятия при осуществлении расходов некапитального и капитального характера;

– планирование источников финансирования и направлений их использования;

– обеспечение сохранности собственного оборотного капитала и экономия издержек на производство продукции и других денежных расходов предприятия;

– разделение средств основной деятельности и капитального строительства, краткосрочных и долгосрочных источников формирования общего капитала, фондирование нераспределённой прибыли;

– привлечение долгового финансирования в осуществление инвестиций;

– оценка полученных собственных и заёмных источников;

– гарантированность финансового обеспечения предприятия;

– оценка стоимости заемного финансирования для предприятия (рис. 3.46).

Рис. 3.46. Организация финансового обеспечения

Сформулированные принципы организации финансового обеспечения наглядно показывают, как непрост выбор и как сложна аналитика принятия финансовых решений. Финансовый менеджер постоянно выбирает варианты финансового обеспечения, сообразно складывающейся конкретной ситуации, умеет фильтровать реальные и целесообразные возможности. Он действует с учетом наличия тех или иных финансовых инструментов и, что очень важно, – с учетом такого жесткого фактора, как время. При этом особое значение имеет способность финансового менеджера находить и использовать нетрадиционные методы финансового обеспечения, связанные не с прямыми мобилизирующими мерами, а с достаточно сложными операциями, косвенными мерами фактического получения причитающихся предприятию и позаимствованных денежных средств.

Источник

Принципы организации финансов предприятий. Финансовые ресурсы организации. Состав и структура капитала организации

Основные принципы организации финансов предприятий можно представить в таблице:

Таблица 1. Основные принципы организации финансов предприятий

№ п /п Принципы Содержание принципов
Плановость разработка различных по срокам и формам финансовых планов; взаимосвязь производственных и финансовых показателей, материальных и финансовых ресурсов;
Самофинансирование полная окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства в основном за счет собственных источников (при необходимости – за счет других источников)
Самоуправление самостоятельное определение перспектив развития, форм предпринимательской деятельности, способов формирования капитала и структуры активов, формирование прибыли, распоряжение имуществом, выпущенной продукцией и прибылью после уплаты налогов, осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью
Заинтересованность в результатах деятельности наличие цели, мотивации, в частности, получение прибыли или иного положительного эффекта
Материальная ответственность ответственность в форме возмещения вреда пострадавшей стороне за нарушение договорных, налоговых, кредитных, расчетных обязательств, уплата в ее пользу финансовых санкций (штрафов, пени). Неэффективная деятельность предприятия регулируется процедурами банкротства
Финансовая устойчивость организация финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивающей финансовую независимость, платежеспособность предприятия

Финансовые ресурсы – денежные накопления, фонды и другие поступления денежных средств, аккумулируемые субъектом хозяйствования.

Финансовые ресурсы по своей сути включают все источники средств, имеющиеся в их распоряжении. Они формируются в результате осуществления различных видов деятельности (текущей, инвестиционной, финансовой) и находятся в постоянном движении, обслуживая кругооборот средств организации.

Источники формирования финансовых ресурсов

собственные заемные привлеченные

Рис.1. Источники формирования финансовых ресурсов

Для деятельности организаций решающее значение имеют фонды собственных средств. К ним относятся уставный и резервный фонды, фонды накопления, амортизационный, добавочный.

Фонды заемных средств включают различные кредиты, факторинг, лизинг.

Фонды привлеченных средств имеют двойной характер. С одной стороны, они находятся в обороте организации, в ее распоряжении. С другой – средства этих фондов предназначены работникам предприятия, т.е. принадлежат им, или отражают средства, относящиеся к будущим периодам. Фонды привлеченных средств включают фонды потребления, расчеты по дивидендам, резервы предстоящих расходов и платежей, доходы будущих периодов.

Финансовые ресурсы организации могут иметь нефондовую форму, например нераспределенную прибыль, платежи в бюджет, собственные оборотные средства. Организации могут не создавать специальные фонды накопления и потребления или фонды, аналогичные по содержанию, а распределять и использовать по статьям расходов «средства, остающиеся в их распоряжении».

Понятие финансовых ресурсов шире понятия капитала. Финансовые ресурсы, которые организация использует для покупки сырья, материалов, товаров и других элементов производства, представляют капитал в его денежной форме.

Можно сказать, что капитал – это часть финансовых ресурсов, направляемая в производственно – торговый процесс и приносящая его владельцу доход. Капитал в материально-вещественном воплощении подразделяется на основной и оборотный капитал.

К основному капиталу относятся материальные факторы длительного пользования, такие, как здания, сооружения, машины, оборудование и т.п.

Оборотный капитал расходуется на покупку средств для каждого производственного цикла (сырья, основных и вспомогательных материалов и т.п.), а также на оплату труда.

Основной капитал служит в течение ряда лет, оборотный — полностью потребляется в течение одного цикла производства.

Ресурсы, направляемые на финансирование объектов непроизводственной сферы, на уплату налогов, на выплаты из фондов потребления утрачивают свойства капитала, поскольку уходят из оборота и не создают прибавочной стоимости.

В результате вложения капитала формируется основной и оборотный капитал, представленный в активе баланса. В процессе функционирования основной капитал выступает главным образом в форме внеоборотных активов, а оборотный капитал — в форме оборотных активов.

Формирование собственного капитала имеет важное значение в финансовой работе организации. Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капиталов, нераспределенной прибыли, доходов будущих периодов, централизованных источников финансирования.

В качестве самостоятельного элемента собственного капитала также учитывается прибыль (убыток) отчетного периода в середине года.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов.

Добавочный капитал включает:

1. результаты переоценки основных средств;

2. эмиссионный доход акционерного общества ( от продажи акций сверх их номинальной стоимости за вычетом расходов на их продажу);

3. безвозмездно полученные денежные и материальные ценности на производственные цели;

4. поступления на пополнение оборотных средств.

Резервные фонды образуются как в силу требований законодательства, так и по решению предприятий. В законодательном порядке резервный капитал образуют иностранные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями. Они образуются за счет прибыли до ее налогообложения в установленных размерах к уставному капиталу. На отечественных предприятиях резервные фонды образуются за счет отчислений от чистой прибыли по их усмотрению.

Читайте также:  Виды предложений по цели высказывания

6. Финансовая работа в организации: направления и содержание. Финансовый менеджмент, бюджетирование и контроллинг как современные виды финансовой работы в организации

Финансовая работа в организации — это специ­фическая деятельность, направленная на своевременное и полное обеспечение организации финансовыми ресурсами для удовлетворения ее воспроизводственных нужд, актив­ной инвестиционной деятельности и выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, банками, другими организациями и собственны­ми работниками.

Предметом финансовой работы в организации являются:

финансовые отношения, а именно — построение рациональных схем отношений организаций с партнерами и со всеми финансовыми институтами государства, как обязательной предпосылки формирования ее первичных доходов;

— финансовые потоки, а именно – обеспечение их достаточности, своевременности и синхронизации, как обязательных предпосылок финансового равновесия организации, ее финансового благополучия.

Направления финансовой работы в организации:

Финансовое планирование– это процесс обоснования потребности организации в финансовых ресурсах и ее сба­лансирование с возможными источниками покрытия.

Главной целью финансового планирования на практике является своевременное и полное финансовое обеспечение реализации намеченных организацией производственных и экономических программ, а также — максимизация объ­емов, получаемой прибыли.

Оперативно-управленческая работав сфере финансов организации предполагает постоянный мониторинг коли­чественных и качественных характеристик его финансовых отношений и финансовых потоков. Основной целью опера­тивно-управленческой работы является постоянное пози­тивное воздействие на результативность любой финансовой сделки и хозяйственной операции, совершаемых организацией и поддержание его деловой репутации на должном уровне.

Контрольно-аналитическая работаимеет своей целью объективную оценку экономической эффективности, рента­бельности и целесообразности каждой сделки и хозяйствен­ной операции организации. Контролю и анализу подлежит вся их технология: от проверки законности, соответствия действующим финансовым инструкциям до выяснения их влияния на имидж и деловую репутацию организации.

Контрольно-аналитическая работа призвана отследить выполнение показателей финансового, кассового, кредитного планов, а также планов по прибыли и дать объективную оценку этим процессам как отправной точке для совершенствования деятельности организации на перспективу.

Современные виды финансовой работы:

Финансовый менеджмент – специфическая область управленческой деятельности, направленная на оптимизацию финансовых отношений и финансовых потоков организации, а также на процессы формирования и использования капитала организации, ее целевых фондов при достижении стратегических и тактических целей развития.

Бюджетирование – современная система балансировки доходов и расходов организации на основе широкого использования информации о притоке и оттоке денежных средств путем составления бюджетов затрат, продаж, доходов.

Контроллинг– современная система получения, обработки, обобщения информации, формирования информационных потоков о направлениях и качестве деятельности организации посредством интеграции возможностей традиционных методов учета, анализа, контроля.

Выполнение всех видов финансовой работы возложено в организации на финансовую службу.

Источник



Управление финансами

Содержание

Финансы – главный элемент в построении и развитии бизнеса, имеющий свои источники поступления и определенное назначение.

Чтобы денежные потоки грамотно распределялись и приносили бизнесу процветание, необходимо грамотное управление финансами, которое призвано обеспечивать полный контроль, регулирование и учет денежных средств на законодательном уровне, в соответствии с правилами, нормативно-правовыми и учредительными документами. Процесс управления имеющимися финансами затрагивает интересы собственника организации, государства и общественности.

От правильного распоряжения финансами зависит не только эффективность деятельности, но и рентабельность и ликвидность компании. Чтобы понять, что представляет собой управление финансами, следует ознакомиться с объектами и субъектами, принципами и этапами управления.

Управление финансами предприятия

Основополагающей функцией управления финансами является контроль и регулирование денежных отношений внутри организации, со страховыми и кредитными учреждениями, бюджетными и внебюджетными фондами.

Управление представляет собой процесс деятельности, нацеленный на развитие финансовой системы предприятия и достижение экономической стабильности.

В управлении финансами взаимодействуют субъекты и объекты управления.

Субъекты – это органы управления финансами, которые контролируют формирование, накопление и использование денежных средств на законодательном и нормативно-правовом уровне.

  1. Законодательные органы, занимающиеся созданием законов о финансовой деятельности, установлением бюджета и лимита на размер государственного долга; созданием или, наоборот, отменой определенных видов налогов;
  2. Исполнительные органы контролируют и регулируют соблюдение законодательства предприятиями. К ним относится Министерство финансов и его структурные подразделения, Государственная налоговая служба;
  3. Финансовые службы предприятия, управляющие собственными экономическими ресурсами. Управляющим субъектом являются руководитель, собственник, финансовый директор и главный бухгалтер. В больших компаниях эта компетенция отводится специальным структурам, где финансовыми потоками управляют отдельные специалисты;
  4. Страховые службы, регулирующие целевое использование средств из страхового резерва.

Комплекс всех управляющих органов именуется финансовым аппаратом.

Объекты – это различные формы денежных отношений, сопряженные с формированием, накоплением и использованием их субъектами управления.

  • Государственные финансы;
  • Внебюджетный фонд;
  • Финансы предприятий;
  • Страховые фонды.

Государственные финансы представляют собой денежные средства, предназначенные для политической сферы деятельности. Государственный бюджет распределяется строго в рамках стратегического плана экономики страны.

Внебюджетный фонд – это средства, накопленные региональной и федеральной властью. Распределяется в строго целевом назначении, в сферах, не обозначенных в государственном бюджете. Внебюджетным фондом управляют самостоятельные организации, занимающиеся решением вопросов по своему усмотрению: социальные нужды населения, отраслевые производства и т.д.

Финансы предприятий – это собственные денежные средства компаний. Формирование, накопление и назначение средств регулируется руководителем, финансовым директором и бухгалтером.

Страховые фонды – это взаимоотношения между компанией и страховыми организациями по поводу возмещения материального ущерба. Целевое использование страховых средств регулируется страховыми организациями.

Субъектами должны соблюдаться следующие принципы в управлении финансами:

  1. Принцип законности гласит о строгом соблюдении управляющих органов с законом, правилами и нормативно-правовыми документами.
  2. Принцип независимости означает владение независимостью органов управления в материальном, функциональном, организационном плане от иных физических и юридических лиц. Принцип должен быть прописан в регулирующем деятельность органов законодательстве.
  3. Принцип гласности состоит в разглашении информации населению и государству о текущем экономическом положении и применении экономических ресурсов.
  4. Принцип объективности объясняется точным и исчерпывающим информированием о текущем экономическом положении и применении денежных ресурсов, и их соответствии с законодательством, правилами и постановлениями управляющих организаций.
  5. Принцип ответственности должен соблюдаться всеми управляющими органами, который гласит о материальной ответственности за формирование и применение экономических ресурсов, и контроль над ними.
  6. Принцип плановости означает системный мониторинг результатов деятельности организации и возможных перспектив последующего финансирования.
  7. Принцип непрерывности состоит в непрерывном мониторинге результатов управления денежными потоками и контроле над выполнением задач в установленные сроки.
  8. Принцип эффективности операций по управлению финансами выражается в оперативности раскрытия отклонений от установленных нормативов и своевременное решение проблемы, и возмещение понесенных убытков.
  9. Принцип сбалансированности означает равное соотношение запланированных расходов к ожидаемым доходам из всех привлеченных источников.
  10. Принцип системности гласит о вовлечении в контроль над финансами всех участников и организаций системы управления.
Читайте также:  Правила поведения за столом речевой и деловой этикеты

Этапы управления финансами

Регулирование и контроль денежных потоков – необходимые инструменты для повышения эффективности и работоспособности организации.

Управление финансами происходит поэтапно. Каждый этап является обязательным и требует исполнения.

Этапы работы управляющих органов:

  1. Финансовый анализ деятельности предприятия;
  2. Финансовое прогнозирование доходов и расходов предприятия;
  3. Планирование экономических ресурсов и финансовой деятельности предприятия;
  4. Оперативное регулирование движения финансов;
  5. Контролирование финансового состояния предприятия;
  6. Учет экономических ресурсов предприятия.

Финансовый анализ деятельности предприятия – это изучение экономического положения компании на основе бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

С помощью финансового анализа определяется оценка, экономические показатели и коэффициенты деятельности предприятия. Анализ требуется руководителю компании, банкам и инвесторам для понимания экономического состояния компании.

Финансовое прогнозирование доходов и расходов предприятия показывает перспективу результатов деятельности предприятия, определяет источники получения доходов и величину денежных расходов на прогнозируемый период времени.

Прогнозирование влечет за собой следующий этап управления – планирование.

Планирование экономических ресурсов и финансовой деятельности предприятия строится на составлении планов характеристик и объемов денежных потоков, и их источников получения.

На этом этапе составляются и утверждаются бизнес-планы, маркетинговые планы, планы по заработной плате, планы затрат и себестоимости и другие. Планирование ведется с целью оптимизации расходов и определения экономических результатов.

Оперативное регулирование движения финансов состоит в моментальном реагировании на отклонения от заданных параметров и принятии оперативного решения по исправлению ситуации.

Контролирование финансового состояния предприятия призвано передавать информацию управляющим органам о соблюдении законодательных, нормативно-правовых актов, и правил использования денежных средств. Один из методов контроля – аудит.

Учет экономических ресурсов предприятия показывает финансовое состояние предприятия на текущий момент: фактическое наличие денежных средств и резервов.

Для сокращения работ по регулированию финансами предприятия рекомендуется внедрение автоматизации.

Автоматизированная система управления (АСУ) – это комплекс экономических, административных и математических способов вычислительной техники, с помощью которой можно управлять денежными потоками.

АСУ состоит из взаимосвязанных подсистем:

  • организационно-экономическая;
  • информационная;
  • программная;
  • техническая;
  • организационно-правовая;
  • технологическая;
  • кадровая подсистема.

АСУ может проверять отчетности, имеет функцию финансово-кредитного регулирования, характеризует экономическое состояние и движение денежных средств.

Источник

Финансы в бюджетных организациях: основы и примеры расчетов

Анализ финансов является основным инструментом при осуществлении экономической и хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. В настоящее время, в условиях недофинансирования бюджетными средствами, постоянно надо работать над повышением эффективности работы, находить внутренние резервы, увеличивать доходы и не допускать необоснованных расходов.

Рассмотрим основы организации финансов в бюджетных организациях, на конкретных примерах проанализируем исполнение кассовых и фактических расходов в сравнении со сметными назначениями в разрезе статей и подстатей бюджетной экономической классификации и определим эффективность и рентабельность учреждения.

Основы организации финансов бюджетных организаций

Бюджетное учреждение — это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Бюджетное учреждение является некоммерческой организацией. В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления учреждением предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. Таким образом:

  • учредителями бюджетной организации являются органы государственной власти РФ, субъектов РФ, органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы не могут создать бюджетную организацию;
  • цель создания бюджетной организации — функции некоммерческого характера;
  • бюджетная организация финансируется из федерального бюджета или бюджета субъекта федерации, муниципального бюджета или внебюджетного фонда;
  • бюджетным организациям не запрещено оказывать платные услуги;
  • самостоятельно заработанные средства должны направляться на расширение и развитие услуг, указанных в учредительных документах учреждения;
  • основой финансового планирования является смета доходов и расходов.

В отношении бюджетных организаций также следует знать, что:

  • недополучение средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных организаций;
  • бюджетные организации относятся к хозяйствующим субъектам, так как могут предоставлять платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет заработанных доходов;
  • у них нет права самостоятельно определять порядок расходования средств — государственные средства расходуются только по целевому назначению, по утвержденной смете расходов;
  • финансирование осуществляется со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов. Расходы распорядителей средств производятся без зачисления бюджетных средств на их счета в учреждениях банков путем непосредственного перечисления на счета поставщиков материальных ценностей, кроме расходов распорядителей средств, осуществляемых в форме наличных выплат (заработная плата, хозяйственные нужды);
  • финансирование осуществляется путем распределения бюджетных средств «сверху», а не в результате «зарабатывания», что ослабляет контроль за качеством услуг и эффективностью использования выделенных средств;
  • расходование как выделенных бюджетных, так и заработанных благодаря оказанию платных услуг средств производится в строгом соответствии с требованиями бюджетной классификации, что отрицательно сказывается на гибкости экономического управления. Основным принципом организации финансов бюджетных учреждений является целевое использование всех средств, то есть эти средства могут направляться только на цели, предусмотренные в смете, согласно статьям и подстатьям бюджетной экономической классификации;
  • жесткое разграничение бюджетного финансирования и самостоятельно заработанных средств. На каждый вид деятельности составляется отдельная смета по их расходованию (бюджетный вид деятельности — КФО 4 (код финансового обеспечения), предпринимательский — КФО 2). Отчетность формируется по видам деятельности раздельно. При недостатке бюджетных средств разрешено использовать для выполнения государственного задания денежные средства, заработанные от предпринимательской деятельности, но не предусмотрено возмещение из средств федерального бюджета расходов, произведенных за счет средств от предпринимательской деятельности.

Особенности бюджетных организаций проявляются в их взаимных отношениях с финансовыми институтами, в первую очередь с финансово-кредитной системой. Например, бюджетные организации не имеют права самостоятельно заключать договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования — указанные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно работают банки. Расчетные документы банк принимает от федерального казначейства, оно же получает от банка подтверждение расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.

Наличные средства бюджетные организации получают в банке, но по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства; неиспользованные средства федерального бюджета бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре федерального казначейства, которой открыт счет. Порядок ведения кассовых операций и соблюдение лимита кассы контролируют органы федерального казначейства, а не банк. Доходы, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, также учитываются на счетах в казначействе. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускается.

Предоставление банком кредитов бюджетным организациям запрещено в законодательном порядке.

Рассматривая взаимоотношения бюджетных организаций с налоговой системой, можно выделить следующие основные положения.

Бюджетные организации должны уплачивать налог на прибыль с суммы превышения доходов над расходами от ведения предпринимательской деятельности. Налогообложению подлежит прибыль, полученная в результате как превышения доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав над расходами, так и от превышения внереализационных доходов над внереализационными расходами.

При осуществлении работ, услуг, облагаемых НДС, на основании заключенных гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами на платной основе (предпринимательская деятельность) бюджетные учреждения обязаны исчислять и уплачивать соответствующие суммы НДС в бюджет. Льготы по федеральным налогам могут быть предоставлены не вследствие специфического определения бюджетных организаций, а лишь, поскольку и в том объеме, поскольку и в каком эти льготы предусмотрены в налоговом законодательстве.

В бухгалтерском учете получение субсидий отражается как получение прочего дохода. В налоговом учете для целей исчисления НДС получение субсидий на выполнение государственного задания и иных субсидий не является получением дохода, поэтому учреждение не начисляет НДС с бюджетной деятельности.

Финансовая деятельность бюджетных учреждений состоит в получении, организации движения и использовании финансовых ресурсов.

Отметим, что в настоящее время постоянно возрастает доля финансирования по смешанному методу, то есть кроме государственного бюджета учреждения могут использовать внебюджетные средства, оказывать платные услуги (в первую очередь это касается организаций здравоохранения, науки, культуры). Доля внебюджетных средств будет нарастать, так как государству сложно осуществлять финансирование в полной мере за счет государственного бюджета.

Контроль за полнотой удовлетворения потребности учреждения в денежных ресурсах и эффективностью их использования осуществляется на основе бюджетного нормирования с учетом бюджетной классификации, которые дают возможность определить сумму затрат на расчетную единицу плана работы и оценить обоснованность затрат по видам и направлениям. Существенное влияние на организацию бухгалтерского учета, содержание отчетности, проведение анализа исполнения смет расходов учреждений, финансируемых из государственного бюджета, оказывает бюджетная классификация (группировка доходов и расходов бюджета).

Основные показатели финансового состояния учреждения — степень обеспеченности денежными средствами и соблюдение финансовой дисциплины, поэтому анализ заключается в проверке соответствия сумм финансирования сметным назначениям, фактических расходов — сметным назначениям и кассовым расходам.

Основными задачами анализа финансирования бюджетных учреждений являются:

  • оценка обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами и использования их по целевому назначению;
  • характеристика состояния расчетов и запасов товарно-материальных ценностей;
  • установление причин финансовых нарушений и затруднения финансирования;
  • выявление резервов улучшения финансового состояния учреждений и разработка мероприятий по их реализации.

Финансовое обеспечение основной деятельности бюджетного учреждения осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания. Они выделяются с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, а также расходов на уплату налогов, объектом налогообложения по которым признается соответствующее имущество. Предоставление субсидий бюджетным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг, являются разновидностью бюджетных ассигнований. В соответствии с Инструкцией № 174н по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция по применению Плана счетов), применяется код финансового обеспечения КФО 4 для бюджетной деятельности и КФО 2 для иной приносящей доход деятельности.

Рассмотрим порядок отражения субсидий на примере. Предположим, от главного распорядителя поступили субсидии бюджетному учреждению на выполнение государственного задания в годовом объеме 11 139 600 руб. в разрезе статей и подстатей экономической бюджетной классификации Российской Федерации, отражающих наиболее детальное распределение расходов. Согласно Инструкции по применению Плана счетов поступление субсидии может отражаться филиалом бюджетного учреждения следующим образом:

Дебет счета 4 201 11 510 Кредит счета 4 304 04 (КОСГУ) 1 .

Распределяем поступившие средства по кодам бюджетной классификации:

  • на заработную плату штатных сотрудников, занимающихся непосредственно бюджетной деятельностью, — КОСГУ 211;
  • на начисление на выплаты по зарплате — КОСГУ 213;
  • на услуги связи — КОСГУ 221;
  • на коммунальные услуги — КОСГУ 223;
  • на аренду за пользование имуществом — КОСГУ 224;
  • на налог на имущество — ЭКР 290.

Одновременно с поступлением субсидий на счет 4.201.11.510 делается запись по Дебету забалансового счета 17.01 (КФО 4).

Проанализируем соответствие кассовых расходов утвержденным плановым назначениям на основе фрагмента Отчета об обязательствах учреждения.

Из этого отчета следует, что плановые назначения (поступившие субсидии) использованы в полном объеме в кассовом исполнении. Обратите внимание: недоиспользованные выделенные средства в конце года надо будет вернуть главному распорядителю. Поэтому надо анализировать и использовать финансирование по назначению и в полном объеме.

Например, в нашем случае на начисления на выплаты по оплате труда профинансировано 2 171 080 руб. Если кассовое исполнение составит меньшую сумму, например 2 141 080 руб., то недоиспользованную сумму 30 000 руб. необходимо будет вернуть главному распорядителю, а тот, в свою очередь, возвратит средства в бюджет. В бюджетном учреждении с этой целью будет оформлена проводка:

Дебет счета 4.304.04.213 Кредит счета 4.201.11.610 — 30 000 руб. — перечислена сумма недоиспользованных средств.

Сметные назначения также должны быть выполнены и в фактическом исполнении в полном объеме, и по целевому назначению в разрезе кодов экономической классификации. Для анализа полноты исполнения плановых назначений в фактическом исполнении расходов воспользуемся данными, представленными в табл. 1.

Таблица 1. Данные для анализа полноты исполнения плановых назначений в фактическом исполнении расходов за 2014, руб.

Наименование расходов

КЭК

Утверждено плановых назначений по смете

Фактическое исполнение расходов

Источник

Adblock
detector