Меню

Программа наблюдения за вниманием учащихся

Программа наблюдения за вниманием учащихся

date image2015-06-05
views image824

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

1. Что сделал учитель-воспитатель для организации внимания учащихся к занятиям? Какое влияние оказала его деятельность на внимание учащихся?

2. Какой вид внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное) преимущественно проявился у учащихся?

3. С чем связан тот или иной вид внимания?

4. Отметьте случаи концентрации, устойчивости, распределения, переключения внимания, его отвлечения. Чем они вызваны?

5. Какие приемы использовал учитель-воспитатель для поддержания внимания учащихся?

6. В чем выразилось ослабление внимания школьников в конце работы над домашними заданиями?

Советы по выполнению

1. Присутствуя на занятии, занимайте удобную позицию для наблюдения.

2. Выберите одного ученика и ведите за ним наблюдение.

3. Фиксируйте прежде всего внешние проявления: поза, движения, мимика, речь, именно по ним следует судить о внимании ученика.

4. Записывая поведение школьника, фиксируйте время (проводите хронометраж). Например, ученик решает пример, задачу. Практикант отмечает время начала и окончания решения. В пределах этой деятельности фиксируйте отвлечение, переключение, распределение внимания. Общая продолжительность наблюдения – 40-45 мин.

Материалы наблюдения студент фиксирует в дневнике, ведет запись поведения ученика с точки зрения внимания с последующим анализом полученного материала.

Источник

Карта наблюдения за учащимися класса (на уроке)
методическая разработка по психологии по теме

Егорова Тамара Николаевна

В материале представлена карта наблюдения за особенностями учащихся класса во время урочной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
karta_nablyudeniya_za_klassom_na_uroke.docx 36.03 КБ

Предварительный просмотр:

наблюдения за учащимися

Предмет_________________день недели ________________урок по счету _______

Тема урока __________________________________________________________________________

Учитель __________________дата ___________

Цель наблюдения __________________________________________________________________________

Ф.И.О. наблюдателя ________________ должность_______________

Схема рассадки детей в классе

Степень готовности к уроку

( учебные принадлежности, настрой на работу на уроке)

Учебная ( познавательная ) активность

высокая, средняя, низкая

Степень включенности учащихся в учебную деятельность

Стремление к улучшению результата

высокая, средняя, низкая

высокий, с редний, низкий

высокая, средняя, низкая

Степень самостоятельности ( при выполнении заданий)

высокая, средняя, низкая

Потребность в одобрении

( при выполнении заданий)

высокая, средняя, низкая

Уровень отвлекаемости ( проявление речевой, двигательной активности, навязчивые движения, разговоры «не по теме»)

высокий, с редний, низкий

Наличие агрессивных проявлений ( по отношению к сверстникам, взрослым )

Преобладание эмоционального фона

пониженный фон настроения

Приемы, используемые педагогом эффективно влияющие на усвоение учебного материала

к карте наблюдения за учащимися ( на уроке )

класс активно работает на уроке, учащиеся часто поднимают руку, отвечают правильно

наблюдается чередование активности и пассивности, активность кратковременная

выражены признаки нежела-ния работать, отсутствие активности на уроке полностью

Степень включенности учащихся в учебную деятельность

класс в целом активно включен в деятельность, нет учащихся избегающих, отвлекающихся от деятельности

многим учащимся класса необходима дополнительная мотивация

У большинства учащихся класса выражено избегание участия в учебной деятельности

учащиеся класса работают в течение всего урока без выраженных признаков утомления

для учащихся класса характерен длительный период врабатываемости, медленное, но стойкое утомление

наблюдается слишком быстрое утомление, пресыщение деятельностью

выражен равномерный, устойчивый темп деятельности

резкое снижение темпа

ситуативное снижение темпа

темп деятельности неравномерный, неустойчивый

учащиеся класса способны подчинить свое поведение требованиям взрослого: удерживать алгоритм заданной деятельности, осуществлять самоконтроль при выполнении

учащиеся класса испытывают трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого: не удерживают алгоритм заданной деятельности, нуждаются в контроле взрослого

учащиеся класса пытаются противопоставить свое поведение требованиям взрослого, низкий уровень произвольности

учащиеся класса самостоятельно выполняет задания (крайне редко обращаются за помощью)

Учащимся требуется частичная, но регулярная помощь взрослого

учащиеся класса не могут выполнять задания без помощи взрослого

Потребность в одобрении

постоянно нуждается в одобрении взрослого, поощрение положительно влияет на выполнение заданий

регулярно (ситуативно) нуждается в одобрении взрослого

потребность в одобрении явно не выражена

учащиеся класса постоянно отвлекаются от выполнения заданий, объяснения учителя. Обмениваются репликами, допускают пререкания с учителем. Замечаниями корригируются слабо

учащиеся класса отвлекаются периодически, корригируются замечаниями

Источник



Тема 5. Наблюдение за проявлением внимания учащихся на уроке

Цель: Формирование навыков наблюдения за проявлением внимания и его особенности у учащихся во время урока.

1. Мобилизация внимания учащихся в начале урока, приёмы, используемые при этом учителем.

2. Проявление видов внимания и его особенности на разных этапах урока (при опросе, при повторении и т.п.):

— устойчивость внимания, его продолжительность, причины отвлечения внимания;

— распределение внимания на уроке и его выражение;

— переключение внимания, причины, вызывающие и объясняющие его;

— смена видов внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное).

3. Зависимость внимания учащихся от содержания и характера учебного материала (его образности, эмоциональности, степени конкретности, обобщенности, значимости для учащихся), от контроля учителя за работой учащихся, от разных видов работы с демонстрацией наглядных пособий и др.

4. Приемы, применяемые учителем на разных этапах урока для поддержания внимания учащихся, их эффективность.

5. Умение учителя использовать различные виды внимания школьника.

6. Знание учителем возрастных особенностей внимания и умение управлять ими.

7. Эмоциональное состояние, преобладающее у учащихся класса и у отдельных учеников, связь его с вниманием.

8. Характер активности учащихся на уроке.

Схема наблюдения за вниманием

Т№пп Этапы урока Деятельность учителя Деятельность наблюдаемого Психологическая характеристика внимания

В 1-й графе фиксируются этапы урока: начало, проверка домашнего задания и т.п.

Во 2-й графе отмечается вид работ: решение задач, примеров и др. записываются замечания, вопросы учителя, адресованные учащимся и наблюдаемому ученику.

В 3-й графе фиксируется поведение ученика на протяжении урока (поза, мимика, реакция на ответы одноклассников, на вопросы учителя, на разнообразные психологически оправданные приемы учителя). Отмечается, отвлекается ли внимание учащегося и почему, быстро или медленно включается он в работу, может ли выполнять одновременно несколько видов работ.

В 4-й графе записывается, какой вид внимания проявляется в данный момент на уроке (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное), отмечаются его особенности (переключение, распределение, устойчивость), указываются причины, влияющие на изменение особенностей внимания.

Тема 6. Наблюдение за доминирующим видом внимания учащихся на различных этапах урока

Цель: Формирование навыков наблюдения за вниманием у учащихся во время урока.

1. Зафиксировать факты, связанные с ведущим видом внимания на различных этапах урока.

2. Установить причину смены видов внимания.

3. Данные зафиксировать в таблице:

N№пп Этапы урока Содержание деятельности
учителя ученика

Тема 7. Наблюдение за отвлечением внимания учащихся на уроке

Цель: Формирование навыков наблюдения и анализа результатов.

Определить, что является раздражителем на разных этапах урока (предметы, окружающие ученика, одноклассники, он сам и др.).

Описать ситуации, в которых ребенок отвлекается.

3. Данные зафиксировать в таблице:

№№пп Этапы урока Время отвлечения Содержание отвлечения Причины отвлечения

Тема 8. Наблюдение за проявлениями памяти учащихся

Цель: Наблюдение за процессами памяти учащихся.

1. Оценить соотношение произвольного и непроизвольного запоминания учащихся путем подсчета числа случаев произвольного и непроизвольного запоминания и получение результата при их делении.

2. Описать приёмы, используемые для лучшего запоминания учащимися учебного материала.

3. Описать приемы, используемые учителем, для борьбы с забыванием учебного материала.

4. Выделить типы памяти, встречающиеся у учащихся, описать их особенности.

5. Описать, каким образом учитель учитывает индивидуальные особенности памяти.

Тема 9. Наблюдение за умственной деятельностью учащихся

Цель: Формирование навыков определения особенностей умственной деятельности школьников.

1. Быстро ли реагирует на вопрос учителя (поднимает руку или нет, может ли отвечать сразу после вопроса учителя или долго обдумывает)?

2. Какой материал лучше запоминает (наглядный или словесный)?

3. Запоминает осмысленно или механически, может ли самостоятельно приводить примеры?

4. Может ли сделать выводы самостоятельно?

НАБЛЮДЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

Кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, ученики имеют некоторые психофизиологические особенности. В основе индивидуальных различий лежат особенности свойств нервной системы.

Совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение, называют темпераментом (Р. Немов). Свойства нервной системы не предопределяют форм поведения, они зависят в большей степени от условий жизни и от опыта. Однако свойства нервной системы образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, другие – труднее. Основными свойствами процессов возбуждения и торможения являются: сила, уравновешенность, подвижность, на основе которых И.П.Павлов, как известно, выделял четыре типа высшей нервной деятельности (ВНД).

Слабый тип характеризуется малой работоспособностью нервных клеток, быстрой утомляемостью. У такого учащегося наблюдается робость, неуверенность в своих силах. Некоторая медлительность при ответах создает иногда неправильное впечатление о его знаниях. Однако повышенная чувствительность позволяет школьнику в условиях правильного воспитания хорошо ориентироваться и быстро приспосабливаться к жизни, к людям. Сильный неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Такой учащийся не всегда сдерживает свои чувства, часто выражает их в мимике, жестах, речи. Для него характерны резкие движения, подвижность.

Сильный уравновешенный, подвижный тип характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в деятельность и быстрым переходом от одной деятельности к другой, большой двигательной активностью и подвижностью, выразительной мимикой. Такой ребенок живо откликается на требования учителя. Сильный уравновешенный малоподвижный тип характеризуется большой работоспособностью, но медленным включением в деятельность и медленным переключением с одной деятельности на другую, общей медлительностью движений и речи.

В каждом из этих случаев важен индивидуальный подход, учитывающий индивидуальные особенности того или иного учащегося. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидуальные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, индивидуальность, поэтому темперамент нельзя полностью отделить от личности.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение субъекта к окружающим, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению субъекта специфический, характерный для него оттенок. В классном коллективе характер ученика проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки одноклассников. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой ученика, его воспитанием.

Источник

Карта наблюдения исследования внимания на занятии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение республики коми

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж

имени И.А. Куратова»

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ аттестация

44.02.01 Дошкольное образование

1 вариант

«Развитие внимания у детей дошкольного возраста»

1. Раскройте основные понятия по теме «Внимание». Дайте определение внимания, раскройте его значение, виды и свойства.

2. Развитие внимания у детей от 0 до 3 лет.

3. Развитие внимания у детей от 3 до 7 лет.

4. Характеристика развития внимания у детей конкретной возрастной группы.

5. Пути и способы развития внимания детей.

6. Учет особенностей внимания дошкольников при организации учебных занятий.

Для ответа на 4 вопрос необходимо определить уровень развития внимания у детей дошкольного возраста (5 человек), провести следующие эксперименты и заполнить протокол.

Пример составления протокола

Инструкция (описывается методика, критерии, баллы, уровневые показатели)

Имя ребенка, возраст, ответы, поведенческие реакции, проявления ребенка

Имя ребенка, возраст, ответы, поведенческие реакции, проявления ребенка

Имя ребенка, возраст, ответы, поведенческие реакции, проявления ребенка

Методика 1. «Пройди через лабиринт»

Цель: изучить развитие внимания у детей.

Инструкция: детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а выход — стрелкой, располагающейся справа вверху. Необходимо сделать следующее: взяв в руку заостренную палочку, двигая ею по рисунку, пройти весь лабиринт как можно скорее, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта.

Оценка результатов

10 баллов — задание выполнено ребенком меньше чем за 45 сек. При этом ребенок ни разу не коснулся палочкой стенок лабиринта (очень высокий уровень развития внимания).

8-9 баллов — задание выполнено ребенком за время от 45 до 60 сек, и, проходя через лабиринт, ребенок 1-2 раза дотронулся палочкой до его стенок (высокий уровень развития внимания).

6-7 баллов — задание выполнено ребенком за время от 60 до 80 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 3-4 раза коснулся его стенок (средний уровень развития внимания).

4-5 баллов — задание выполнено ребенком за время от 80 до 100 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 5-6 раз дотронулся до его стенок (средний уровень развития внимания).

2-3 балла — задание выполнено ребенком за время от 100 до 120 сек, и, проходя лабиринт, ребенок 7-9 раз коснулся его стенок (низкий уровень развития внимания).

0-1 балл — задание выполнено ребенком за время свыше 120 сек или совсем не выполнено (очень низкий уровень развития внимания).

Рисунок к методике «Пройди через лабиринт»

Методика 2. «Наблюдение на занятии»

Во время наблюдения занятия обратите внимание на поведение детей, заинтересованность их, сосредоточенность внимания на материале. Сделайте вывод.

Карта наблюдения исследования внимания на занятии

Фиксация внимания детей (через каждые 3 мин) Деятельность воспитателя Деятельность группы Деятельность ребенка Особенности внимания

Примечание. Условные обозначения: У – устойчивое внимание; ОВ – отвлечение с признаком возбуждения; ОТ – отвлечение с признаком торможения; ОН – отвлечение неопределенное. После наблюдения сделайте вывод.

Список используемой литературы:

1. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2-х ч. Ч. 1: От рождения до поступления в школу [Текст]: учеб. пос. для студ.высш.пед.учеб.заведений: реком-но УМО по специальностям пед.образования /Б. С. Волков, Н. В. Волкова; под ред. Б. С. Волкова -М.: ВЛАДОС, 2008. — 366 с.

2. Волкова, Н.В. Внимание детей во время занятий [Текст] //Психология дошкольника /Н.В.Волкова; сост.Г.А.Урунтаева.- М.: Академия, 2000. – 408 с.

3. Выгодский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст]: хрестоматия /Л.С.Выгодский; под ред. Леонтьева А.И.- М.: Просвещение, 1976, С.184-219.

4. Дефицит внимания у детей младшего возраста // Обруч. — 1995. — №3. — С.62-63.

5. Дубровина, И.В.Психология [Текст]: учебник для студ.образ.учреждений средн. проф. образования: Допущено Мин. образования РФ /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной,9-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2011. — 464 с.

6. Дьяченко, О.М.Психологические особенности развития дошкольников [Текст] /О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева М.: Эксмо, 2009.-176 с.

7. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] /А.А.Люблинская. — М.: Просвещение, 1971. — С.188-193.

8. Маклаков, А. Г.Общая психология [Текст]: учебное пособие для студ.вузов: реком-но УМС /А. Г. Маклаков СПб.: Питер, 2008.-583 с.

9. Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст] /В.С.Мухина.- М.: Просвещение, 1985. – 239 с.

10. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. [Текст] /Р.С.Немов. — М.: Просвещение, 1995. – 640 с.

11. Общая психология [Текст]: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений: рек-но МО РФ /под общ. ред. Е.Н. Рогова: 3-е изд., испр. и доп. — М.: МарТ, 2008. — 560 с.

12. Развивающие игры с дидактическим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] /под. ред. Л. М. Шипицыной — СПб.: Речь, 2004. — 105 с.

13. Смирнова, Е.О., Детскаяпсихология [Текст]: учебник для студ. пед. вузов /Е.О. Смирнова -М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с.

14. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников [Текст] /Л.Ф.Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 2002. – 240 с.

15. Урунтаева, Г.А.Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник для студентов учреждений высш. проф.образования /Г.А. Урунтаева. — М.: Академия, 2011. — 272 с.

16. Черемошина, Л.В. Развитие внимания детей [Текст] /Л.В.Черемошина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 157 с.

17. Эльконин, Д. Б., Детскаяпсихология [Текст]: учеб.пос. для студ.высш. учеб.заведений /Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин,3-е изд., стереотип.- М.: Академия , 2006. — 384 с.

18. Юрченко, Е.М.Я иду играть. развивающие игры и упражнения для детей двух лет [Текст] /Е.М. Юрченко. Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2007. — 144 с.

Источник

Читайте также:  Lamoda таблица размеров футболок