Меню

Программа взаимодействия ДОУ и семьи таблица

Программа взаимодействия ДОУ и семьи «таблица»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №2»

Программа взаимодействия ДОУ и семьи

Выполнила: Андреева Анна

Студентка 4/4 группы

Проверила: Телегина Е. Н.

Цель программы: развивать педагогическую компетентность родители помогать семье находить ответы на интересующие вопросы на воспитание детей привлекать их к сотрудничеству единых подходов воспитания ребёнка.

1 Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.

2 Оказать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.

3 Сформировать у ребенка чувство защищенности и внутренней свободы доверия окружающему миру.

4 Активизировать и обогатить воспитательные умение родителей поддерживать их уверенность в собственных педагогические возможности.

Педагогическая помощь родителям воспитанников. предмет программа содержания и формы педагогической помощи.

1 Просветительская: направлено на психолого-педагогическое направление повышение родительской компетенции по вопросам воспитания детей пропаганду семейных ценностей воспитания и сохранности семейных традиций пропаганду знаний по психологической семье

2 Практические действия способствует проявлению творческих способностей возможности реализации собственных идей с каждым родительским создает условия для полноценного общения желание обменяться мнениями и опытом семейного воспитания для улучшения детского родительского отношения.

Мероприятия (тематика. Цель)

1 . Консультация о здоровья «красивая осанка залог здоровья»

Цель: Повышение грамотности родителей в вопросах сохранения правильной осанки у детей.

2. Создание праздничной газеты для мамы с участием детей

Цель: поздравления мам с женским праздником.

3. Праздник 8 марта «Праздник мам»

Цель: ознакомление родителей с традициями праздников в ДОУ.

4. Памятка для детей и родителей «уроки ПДД»

Цель: напоминание родителям о необходимости обучения детей правила безопасности поведения пешехода

Воспитатель, Дети Родители.

Воспитатель Музыкальный руководитель, Родители Дети.

Воспитатель Родители, Дети.

1. Анкетирование «Удовлетворенность родителей в деятельность Доу»

Цель: выявление удовлетворенности родителей.

2. Папка -передвижка на тему «День смеха»

Цель: оказания помощи семейных праздников и досугов.

3 Выставка творческих работ ко дню космонавтики

Цель: привлечь внимание родителей к творчеству детей.

4 Родительское собрание «Посмотри какие мы стали» (итоговые успехи за год)

Цель: Презентация родителям подведение итогов освоения воспитанниками в текущем учебном году

Воспитатель Родители, Дети.

Воспитатель Родители, Дети.

1. Консультация. Что рассказать детям о Великой Отечественной войне

Цель: воспитания и уважения к историческому прошлому своего народу погода Великой Отечественной войны

2. Субботник “Пусть цветет наш детский сад”

Цель: привлечь родителей и детей по благоустройству участка (покраска форум посадка цветов украшение участка)

3. Круглый стол «Скоро в школу»

Цель: познакомить родителей с проблемами первоклассника (в период адаптации и тд)

4. Памятка безопасности на отдыхе детей(если укусила пчела ядовитые грибы ягоды Растения и т.д).

Цель: познакомить детей как нужно правильно отдыхать летом

5. подготовка к прощанию с детским садом

Цель: Развитие позитивных взаимоотношений между родителями и сотрудниками в Доу

Источник

Рабочая программа «Взаимодействие ДОУ + семья»

автор: Турбина Галина Владимировна

воспитатель МБОУ ООШ №7 дошкольные группы г. Белово

Рабочая программа «Взаимодействие ДОУ + семья»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7 г. Белово»

на Педагогическом совете директор МБОУ ООШ №7

Приказ №____от __»______20____г. Мельник Т.В. ___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ

воспитатель высшей квалификационной категории:

Галина Владимировна Турбина

воспитатель первой квалификационной категории:

Светлана Владимировна Кличук

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка _____________________________________________________3

1.2. Цели и задачи по реализации программы _____________________________________ 4

1.3.Принципы работы по взаимодействию педагога с семьёй________________________ 4

1.4. Ожидаемые результаты ____________________________________________________ 5

  1. Содержательный раздел

2.1.Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с педагогами группы ___________________________________________________________ 6

2.2. Формы работы при реализации программы.____________________________________8

2.3. Этапы реализации программы_______________________________________________9

2.4. Перспективный план работы с родителями в подготовительной разновозрастной группе на 20____ — 20_____ учебный год.________________________________________ 10

  1. Организационный раздел

3.1 Методическое обеспечение программы _____________________________________ 15

Приложение 1. Анкета для родителей «Давайте познакомимся»_____________________ 16

Приложение 2. Анкета « Выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в дошкольном учреждении».______________ 18

Приложение 3. Характеристика родителей воспитанников посещающих группу.____ 20

  1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьёй на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками дошкольного образовательного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Актуальность программы

Взаимодействие с родителями является актуальной и трудной на сегодняшний день.

Актуальной, потому что важным направлением деятельности воспитателя в детском саду на современном этапе, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к проблеме педагогической компетентности родителей, и направлена на ее повышении, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход.

Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация способствует созданию единой образовательно — воспитательной среды в дошкольной организации и семье, через развитие социально-педагогической компетентности родителей.

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

-закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 №273-ФЗ;

-приказ Миннауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в минюсте России 14.11.2013г. №30384)

— санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 15.05.2013г. №26;

Устав МБОУ ООШ №7 г. Белово (дошкольные группы).

1.2.Цели и задачи программы

Ведущими целями программы являются — установление доверительных партнёрских отношений между педагогами и родителями; вовлечение семьи в единое образовательное пространство создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

  • Диагностика внутрисемейных отношений между взрослыми и детьми, определение социального статуса семей воспитанников.
  • Изучение творческого, интеллектуального, коммуникативного потенциала семей воспитанников.
  • Оказание всесторонней консультативной помощи родителям по различным направлениям воспитания и развития детей.
  • Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.
  • Просвещение родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями и тенденциями в системе дошкольного образования муниципалитета и региона.
  • Привлечение родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
  • Формирование позитивных форм общения.
  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.

1.3. Принципы работы по взаимодействию педагога с семьёй.

Данная программа реализовывается исходя из следующих принципов:

  • Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива дошкольного учреждения и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
  • Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
  • Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
  • Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания и образования детей.
  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к каждой семье

1.4.Ожидаемые результаты:

  • Родители будут участвовать в воспитательно-образовательном процессе группы, как субъекте этого процесса.
  • Повысится педагогическая культура родителей и воспитателей.
  • Объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах воспитания и развития детей.
  • Будет сплочённость семьи как системы.
  • Будут созданы условия для успешной социализации детей дошкольного возраста.
  1. Содержательный раздел

2.1. Общие положения программы

Реализация программы рассчитана для работы с детьми старшего и подготовительного к школе возраста (дети 5- 7 лет). Содержание программы реализуется через перспективное планирование работы с семьёй.

2.1 Направления работы по вовлечению родителей в совместную деятельность с педагогами группы

. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям.

  • Информационно – аналитическое направление.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагога начинается с анкетирования родителей «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

В населенном пункте

  1. Сбор информации о семьях

2.Распространение информации о работе детского сада (сайт; публикации в печати; родительские собрания).

  1. Анализ информации.

В детском саду

— о ребенке (состояние здоровья (медицинская карта);индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения); ежегодное выявление и развитие способностей детей, усвоение программы; выявление одаренных детей; выявление детей, требующих повышенного внимания (дети детского дома, дети находящиеся в социально – неблагополучных семьях).

— о семье: (состав семьи; определение социального статуса семьи (социальная анкета); выявление семей группы «риска»; материально-бытовые условия; психологический микроклимат, стиль воспитания; семейные традиции, увлечения членов семьи; заказ на образовательные и оздоровительные услуги.

Читайте также:  Науки изучающие организм человека

о потребностях педагогических кадров: (проблемы и потребности в работе с семьями воспитанников; выявление стратегии взаимодействия с семьями).

  1. Анализ информации.
  • Познавательное направление

Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей), а также повышение профессионализма педагогических кадров. Для этого в необходимо обеспечить педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождать семьи на всех этапах дошкольного детства.

Педагоги

  1. Просветительская деятельность (вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; вопросы воспитания детей дошкольного возраста; формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях).
  2. Организационно-педагогическая деятельность (обмен опытом по вопросам работы с семьей (формы, методы, проведение родительских собраний и т.д.; тренинги по обучению родителей общению).

Родители

1.Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами группы.

2.Просветительская деятельность через наглядную информацию (информационные стенды; родительские уголки; методическая литература.

3.Просветительская деятельность через обучающую деятельность (беседы; консультации; круглые столы; родительские собрания).

Социально-нравственное и познавательное развитие (семья; родословная семейные традиции; гендерное воспитание; формирование духовных ценностей.)

  • Досуговое направление (организационно-методическая деятельность)

В результате повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в группе все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Педагоги

  1. Организация культурно-массовых мероприятий.
  2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала.

Родители

1.Вовлечение родителей в педагогический процесс (участие в культурно-массовых мероприятиях; совместное проведение спортивных праздников «Наша дружная семья»; планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); оформление групп детского сада; участие в творческих выставках детско-родительских работ («Осенняя фантазия», «Моя милая мама», «Новогодние фантазии» и т.д.); благоустройство прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; изготовление фигур из снега)

1.Вовлечение детей в творческий процесс:

— участие в культурно-массовых мероприятиях; участие в выставках детско — родительских творческих работ (рисунки, поделки); совместное участие с родителями в семейных концертах).

  • Наглядно информационное направление

Целью этого направления является – ознакомление родителей с работой группы; особенностями воспитания детей старшего дошкольного возраста; формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей, привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды в группах (Родительские уголки, папки-передвижки, фотовыставки и пр.).

2.2.Формы работы при реализации программы.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьёй. Часть из них успешно используется в нашей группе.

-День открытых дверей.

-Консультации (тематические и индивидуальные для повышения педагогической культуры родителей).

— Тематические конференции по обмену опытом воспитания.

-Семейные праздники (День матери и др.).

-Занятия с участием родителей («Школа будущего первоклассника»).

-Выставки совместного творчества.

Проектная деятельность «Огород на подоконнике»).

2.3. Этапы реализации программы

Первый этап – подготовительный

Целью данного этапа является — определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

Задачи данного этапа:

1.Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

2.Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.

Второй этап – практический

Его цель — реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Задачи данного этапа:

1.Практическая реализация программы

  1. Создание предметно-пространственной среды.
  2. совместна работа воспитателей и родителей.

Третий этап – заключительный

Его цель – подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

  1. Проведение анализа проделанной работы;

2.Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.

2.4. Перспективный план работы с родителями

Подготовительной разновозрастной группе на 20____ — 20_____ учебный год.

Адаптационные мероприятия с вновь поступающими детьми, вернувшимися из летних отпусков.

2. Буклет «Возрастные особенности детей 5-7 лет»

3.Консультации для родителей: «Общие правила по приему вновь прибывших детей».

«Давайте познакомимся», «Задачи воспитания и обучения на учебный _________год в соответствие с ФГОС»,

Цель: выявление запросов, интересов и пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг ДОУ

6. Оформление папки – передвижки на тему «Домашние задания в сентябре»

Источник



Взаимодействие ДОУ с семьей

Галина Смолина
Взаимодействие ДОУ с семьей

Взаимодействие ДОУ с семьей.

В настоящее время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями воспитанников.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения конкретных воспитательно-образовательных задач.

«Сотрудничество» — это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

«Взаимодействие» — способ организации совместной деятельности с помощью общения, на основании открытости обеих сторон.

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ.

Работа по взаимодействиюнаправлена на решение следующих задач:

— ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения;

— педагогическое просвещение родителей;

— установление единства в воспитании детей;

— изучение и распространение передового опыта семейного воспитания.

Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

Исходя из этого, главным в моей работе, является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.

В своей работе по установлению и укреплению взаимодействия с семьей использую традиционные и нетрадиционные формы работы.

Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. Использую моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания, игры, эстафеты, музыкальное оформление. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми. Так же провожу собрание в форме КВН. На каждом совместном мероприятии выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.

С родителями на собраниях я говорю не только о воспитании детей, но и взаимоотношениях в семье. Знакомлю родителей с народной мудростью (пословицы и поговорки, предлагаю практические советы, высказывания великих педагогов о воспитании детей. К мероприятию готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы.

Так же использую в своей работе такие формы, как групповые встречи форме круглых столов, дискуссии, родительские гостиные.

Семья является основным источником поддержки дошкольника и оказать ее необходимо своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе групповых и индивидуальных консультаций стараюсь объяснить родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

Традиционным стало проведение акции: «Подари радость детям». У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. Искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила родителей быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе, участке сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, театральный уголок и многое другое. С помощью родителей группа оформлена так,что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки, где дети могут посидеть и посмотреть групповой или семейный альбомы. В уютной кухоньке девочки просто обожают готовить. Так налаживается атмосфера мира и тёплых дружеских взаимоотношений между воспитателем и родителями, ведь мы вместе стремимся, чтобы нашим детям в детском саду было так же хорошо, как дома.

Читайте также:  Подлежащее способы его выражения примеры таблица

Для творческого общения использую такую форму работы с семьей как тематические выставки. Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома.

Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая,поэтому наш родительский уголок оформляется посезонно: стихотворение поэта- классика, народные приметы, советы для родителей — «Понаблюдайте с детьми». Часто украшаем раздевалку коллективной работой детей.

Оформляем стенды: «Что мы узнали», «Благодарим», «День рождения», «Поздравляем с праздником», и т. д. Форма работы через родительские уголки является традиционной, но она необходима для работы с родителями. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

В специальных папках имеется подборка методических рекомендаций для родителей, составленных педагогами и специалистами ДОУ.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья детей выпускаются санитарные бюллетени старшей медсестрой и руководителем по физической культуре согласно годовому плану работы. Оформлены специальные «Уголки здоровья» («Советы Пилюлькина», где родители могут получить всю интересующую их информацию по вопросам оздоровления детей.

В нашей группе оформлены информационные стенды для родителей: «Чем мы занимались», «Закрепите дома», «Выучите вместе с детьми».

Новый потенциал для взаимодействия родителей и нас педагогов несет в себе создание сайта группы (детского сада). Здесь родители могут познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости, задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, внести предложения по организации воспитательного процесса в группе.

В группе разместили «Родительскую почту» для переписки педагогов с родителями. Сюда складываются вопросы, предложения, советы от родителей по разнообразным аспектам воспитания, развития детей, можно поделиться радостью или сомнением, обратиться за помощью к конкретному специалисту ДОУ.

Совместные мероприятия. Это направление оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники проводим не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.Важный принцип нашей работы с родителями такой: «Чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад». Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада.Сценарии праздников и развлечений разрабатываем совместно: музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатели, родители. Родители изготовляют костюмы, атрибуты и пособия к театрализованным представлениям. Пробуют себя в роли актеров.

Воспитанием детей в основном занимаются мамы. В детский сад ходят тоже в основном они. Сложная задача – привлечь пап к педагогическому взаимодействию. Поэтому особое внимание уделяем нашим папам, проводим праздники («День защитника Отечества», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т. д., где участвуют наши папы и мальчики в различных играх и конкурсах, где они демонстрируют свою смелость, ловкость, находчивость и выдержку.

Хочется отметить совместные экскурсии (в музей, на работу к папе или маме, в библиотеку и т. д., походы. Родители проявляют большую сознательность, отзывчивость и ответственность и с удовольствием принимают участие в этих мероприятиях, что очень важно для всестороннего и гармоничного развития детей. Родители всегда нас тепло благодарят за эту инициативу.

Воспитатели и специалисты ДОУ находятся в постоянном поиске новых нестандартных форм и методов работы с родителями, использование которых даёт хорошие результаты, способствующие взаимоуважению и служащие залогом дальнейшего сотрудничества и взаимодействия.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

Презентация, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года. Цель презентации: дальнейшее повышение качества и эффективности патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Основные задачи:.

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

Источник

Взаимодействие ДОУ и семьи

Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий во спитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека .

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений . Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает:

· готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

· предотвращение от приватных связей с членами семьи.

К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей .

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях . Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.

Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями , личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей . Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу» , также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей . Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.

Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания.

В течение ряда лет практика сотрудничества общественного и семейного основная задача которых – сообщить знания, сформировать представления, убеждения, проконтролировать, исправить, и даже перевоспитать их. Педагогам было проще строить работу с родителями с целью сообщения знаний, используя разнообразные формы просвещения, без учета обратной связи. При этом сами родители порой сетовали на то, что знания им даются «слишком общие» и «не касаются именно их ребенка».

Однако наряду с сообщением знаний важно формировать родителей как педагогов. Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается педагогическим просвещением, мы уточняем и расширяем понятие «взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к рефлексии .

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

Читайте также:  Южная азия страны и столицы таблица

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности , которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта:

рефлексивного и др.

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от привычных стереотипных реакций и « автоматизмов » поведения.

И, конечно же, содержанием взаимодействия являются все вопросы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы . Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К лассификация нетрадиционных форм . К ним относятся четыре группы:

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Дог-шоу», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.

На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Также проводятся игры «Устами младенца», «Ярмарка», конкурсы «Украсим елку», «Сладкий час», дефиле для детей из бросового материала и др. Родители вместе с детьми выполняют творческие задания «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».

Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например, «Любимые кулинарные рецепты моей семьи», «Театральные фестивали», «Творческие мастерские», выставки «Радость созидания» и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из форм, проверенных временем, является подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми . Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.

Предложенную классификацию можно дополнить формами , направленными на формирование родительской позиции:

рисование на тему: «Какая я мама?»;

формулировка своей концепции воспитания;

анализ собственных педагогических находок, неудач;

обмен опытом в кругу единомышленников;

создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.

В настоящее время активно используется метод проектов , когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет.

Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов.

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

постановка дискуссионных вопросов;

предложение для обсуждения двух различных точек зрения;

использование видеоматериалов, аудиозаписи детских высказываний.

Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

К методам формирования педагогической рефлексии , то есть осознанного отношения к воспитанию относятся:

анализ педагогических ситуаций;

анализ собственной воспитательной деятельности;

решение педагогических задач;

метод домашних заданий;

игровое моделирование поведения.

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления. Можно использовать в работе с родителями метод игрового поведения.

Например, можно дать задание проиграть ситуацию: «Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не жалеет выполнить вашу просьбу» и др. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может способствовать освобождению от них. Когда родители вступают в общение лишь на вербальном уровне, они, стараясь подать себя в лучшем свете, тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность, спонтанность своего поведения. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: не только словесного, но и эмоционального. Многие в результате участия в игровых тренингах открывают для себя, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость по отношению к ребенку и одновременно быть счастливым родителем. Из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

Санкт-Петербург, ул. Ярослава Гашека, д. 30, к. 2

Источник