Меню

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Анатомия и физиология человека специальность 31 02 01 Лечебное дело стр 3

Мышцы человека

Поднимите руку. Теперь сожмите кулак. Сделайте шаг. Правда, легко? Человек выполняет привычные действия практически не задумываясь. Около 700 мышц (от 639 до 850, согласно различным способам подсчета) позволяют человеку покорять Эверест, спускаться на морские глубины, рисовать, строить дома, петь и наблюдать за облаками.

Но скелетная мускулатура — далеко не все мускулы человеческого тела. Благодаря работе гладкой мускулатуры внутренних органов, по кишечнику идет перистальтическая волна, совершается вдох, сокращается, обеспечивая жизнь, самая важная мышца человеческого тела — сердце.

Определение мышц

Мышца (лат. muskulus) — орган тела человека и животных, образованный мышечной тканью. Мышечная ткань имеет сложное строение: клетки-миоциты и покрывающая их оболочка — эндомизий образуют отдельные мышечные пучки, которые, соединяясь вместе, образуют непосредственно мышцу, одетую для защиты в плащ из соединительной ткани или фасцию.

Мышцы. Вид спереди

Мышцы. Вид сзади

Мышцы тела человека можно поделить на:

  • скелетные,
  • гладкие,
  • сердечную.

Как видно из названия, скелетный тип мускулатуры крепится к костям скелета. Второе название — поперечно-полосатая (за счет поперечной исчерченности), которая видна при микроскопии.К этой группе относятся мышцы головы, конечностей и туловища. Движения их произвольные, т.е. человек может ими управлять. Эта группа мышц человека обеспечивает передвижение в пространстве, именно их с помощью тренировок можно развить или «накачать».

Гладкая мускулатура входит в состав внутренних органов — кишечника, мочевого пузыря, стенки сосудов, сердца. Благодаря ее сокращению повышается артериальное давление при стрессе или передвигается пищевой комок по желудочно-кишечному тракту.

Сердечная — характерна только для сердца, обеспечивает непрерывную циркуляцию крови в организме.

Интересно узнать, что первое мышечное сокращение происходит уже на четвертой неделе жизни эмбриона – это первый удар сердца. С этого момента и до самой смерти человека сердце не останавливается ни на минуту. Единственная причина остановки сердца в течение жизни — операция на открытом сердце, но тогда за этот важный орган работает АИК (аппарат искусственного кровообращения).

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник-навигатор + CD

Строение мышц человека

Единицей строения мышечной ткани является мышечное волокно. Даже отдельное мышечное волокно способно сокращаться, что свидетельствует о том, что мышечное волокно – это не только отдельная клетка, но и функционирующая физиологическая единица, способная выполнять определенное действие.

Отдельная мышечная клетка покрыта сарколеммой – прочной эластичной мембраной, которую обеспечивают белки коллаген и эластин. Эластичность сарколеммы позволяет мышечному волокну растягиваться, а некоторым людям проявлять чудеса гибкости – садиться на шпагат и выполнять другие трюки.

В сарколемме, как прутья в венике, плотно уложены нити миофибрилл, составленные из отдельных саркомеров. Толстые нити миозина и тонкие нити актина формируют многоядерную клетку, причем диаметр мышечного волокна – не строго фиксированная величина и может варьироваться в довольно большом диапазоне от 10 до 100 мкм. Актин, входящий в состав миоцита, — составная часть структуры цитоскелета и обладает способностью сокращаться. В состав актина входит 375 аминокислотных остатка, что составляет около 15% миоцита. Остальные 65 % мышечного белка представлены миозином. Две полипептидные цепочки из 2000 аминокислот формируют молекулу миозина. При взаимодействии актина и миозина формируется белковый комплекс — актомиозин.

Название мышц человека

Когда анатомы в Средние века начали темными ночами выкапывать трупы, чтобы изучить строение человеческого тела, встал вопрос о названиях мускулов. Ведь нужно было объяснить зевакам, которые собрались в анатомическом театре, что же ученый в данный момент кромсает остро заточенным ножом.

Ученые решили их называть либо по костям, к которым они крепятся (например, грудинно-ключично-сосцевидная мышца), либо по внешнему виду (например, широчайшая мышца спины или трапециевидная), либо по функции, которую они выполняют (длинный разгибатель пальцев). Некоторые мышцы имеют исторические названия. Например, портняжная названа так потому, что приводила в движение педаль швейной машины. Кстати, эта мышца — самая длинная в человеческом теле.

Источник

ДВИЖЕНИЯ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ

ТЕМА: Краткая история анатомии. Анатомическая терминология. Клетка, ее строение.

ЦЕЛЬ: Выяснить краткую историю анатомии, изучить анатомическую терминологию. Мобилизовать значение о клетке, ее строении и функциях.

Читайте также:  Древние восточные государства таблица

1. Анатомия человека, как наука, ее связь с предметами медико-биологического цикла.

2. Методы изучения анатомии.

3. Краткая история анатомии за рубежом и в России.

4. Структуры человеческого организма.

5. Основная анатомическая терминология.

6. Клетка – основная структурно-функциональная единица организма человека.

1. Составить таблицу «краткая история анатомии» по плану:

№ пп Ученый Вклад в анатомию Научные труды

2. Дать определения основных структур человеческого организма: клетка, ткань, орган, система органов, аппарат.

3. Зарисовать схему строения клетки, используя микроскоп.

ЦЕЛЬ: Изучить строение и функции эпителиальных тканей внутренней среды.

1. Классификация тканей.

2. Эпителиальные ткани. Их классификация. Ткани внутренней среды, их характеристика и классификация.

3. Собственно-соединительные ткани.

4. Специальные соединительные ткани.

5. Хрящевая ткань.

6. Костная ткань.

1. Выполнить рисунок, изучив микропрепараты «Рыхлая соединительная ткань крысы».

2. Зарисовать микропрепараты «Гиалиновый хрящ ребра кролика».

3. Зарисовать микропрепарат «Поперечный срез кости».

4. Зарисовать микропрепарат «Поперечно-полосатая мышечная ткань».

5. Оформить выводы по результатам занятия.

ТЕМА: Скелет туловища.

ЦЕЛЬ: Изучить отделы скелета туловища и их функциональное значение.

1. Позвоночный столб.

2. Грудная клетка: грудина, ребра.

3. Соединения костей.

1. Выполнить рисунок «Внешнее строение грудного позвонка».

2. Заполнить таблицу «Соединения костей скелета туловища».

№ пп Названия соединения Особенности строения /основные элементы/ Функции

3. Оформить выводы по результатам занятия.

ТЕМА: Скелет головы.

ЦЕЛЬ: Изучить особенности строения черепа, функциональное значение его отделов.

1. Мозговой отдел черепа.

2. Лицевой отдел черепа.

1. Зарисовать лобную, затылочную, клиновидную, верхнечелюстную и нижнечелюстную кости.

2. Выписать соединения костей черепа с указанием элементов их строения и функций.

ТЕМА: Топография черепа.

ЦЕЛЬ: Изучить топографию черепа и его структурных элементов.

2. Основание черепа: внутренняя и наружная поверхность.

4. Носовая полость.

5. Височная ямка.

6. Подвисочная ямка.

7. Контрфорсы: лобно-носовой и скуловой.

Выписать термины, описывающие строение данных структур.

ТЕМА: Скелет верхних конечностей.

ЦЕЛЬ: Изучить строение костей верхних конечностей, соединения их между собой, функциональное значение.

1. Кости плечевого пояса: лопатка, ключица.

2. Кости свободной верхней конечности:

а/ плечевая кость;

б/ кости предплечья: лучевая и локтевая;

в/ кости кисти: запястье, пясть, фаланги пальцев.

1. Выписать термины, описывающие строение данных костей.

2. Заполнить таблицу.

№ пп Название соединения Тип сустава Движения в суставе Вспомогательные образования

ТЕМА: Скелет нижних конечностей.

ЦЕЛЬ: Изучить строение костей нижних конечностей, соединения и их функциональные значения.

1. Кости таза: подвздошная, лонная, седалищная.

2. Кости свободной нижней конечности:

б/ кости голени: больше- и малоберцовая;

в/ кости стопы: предплюсная, плюсная, фаланги пальцев.

3. Соединения костей.

1. Выписать термины, описывающие строение данных костей.

2. Заполнить таблицу.

№ пп Название соединения Тип сустава Движения в суставе Вспомогательные соединения

Коллоквиум на тему: Учение о костях и их соединениях.

ЦЕЛЬ: Обобщить занятия о строении и функциях опорно-двигательного аппарата.

1. Характеристика скелета и его функции.

2. Строение кости как органа.

3. Внешнее строение кости.

4. Внутреннее строение кости.

5. Классификация костей.

6. Влияние внешних и внутренних факторов на рост и развитие костей.

7. Соединения костей.

8. Строение сустава.

9. Классификация суставов по форме суставных поверхностей, числу осей вращения, по сложности строения.

1. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М. – Просвещение, 1979.

2. Самусев М.Ф. Анатомия человека. Физкультура и спорт, 1969. Т. 1 с. 60-190.

ТЕМА: Мышцы туловища.

ЦЕЛЬ: Изучить строение и топографию мышц туловища. Ознакомиться с функциями данных мышц и их значением для физического воспитания.

1. Мышцы груди: собственные и пришельцы

2. Мышцы живота: понятие о грыжах.

3. Мышцы спины: собственные и пришельцы.

4. Движения туловища.

1. Заполнить таблицу «Мышцы туловища и их функции».

№ пп Название мышцы Место начала и место прикрепления Функции

2. Указать мышцы, участвующие в движениях туловища.

Читайте также:  Нормальный вес при его росте таблица

1. Сгибание туловища:

1/ прямая мышца живота; 2/ наружная косая мышца живота; 3/ внутренняя косая мышца живота; 4/ большая мышца; 5/ малая поясничная мышца.

2. Разгибание туловища:

1/ мышца, выпрямляющая туловище; 2/ поперечно-остистая мышца; 3/ трапециевидная мышца; 4/ короткие мышцы спины.

3. Наклон туловища в сторону:

1/ синергисты сгибателей; 2/ разгибатели поясничного столба; 3/ квадратная мышца поясницы; 4/ ромбовидная мышца; 5/ межреберные мышцы; 6/ нижняя задняя зубчатая мышца.

4. Скручивание туловища вокруг вертикальной оси /вправо-влево/:

1/ мышцы вращатели (сокращение на стороне, в которую происходит движение); 2/ внутренняя косая мышца живота (сокращение на стороне, в которую происходит движение); 3/ наружная косая мышца живота (сокращение на стороне, противоположной стороне, в которую происходит движение); 4/ сгибатели (на стороне, противоположной движению) и разгибатели (на стороне, в которую происходит вращение).

5. Круговые движения:

Вращение по кругу /циркумдукция/ — поочередное сокращение всех групп мышц, сгибающих, разгибающих туловище и производящих наклоны в сторону.

ТЕМА: Мышцы головы и шеи.

ЦЕЛЬ: Изучить топографию и функциональное значение мышц головы и шеи.

1. Мышцы шеи: собственные, пришельцы.

2. Мышцы головы: жевательные мышцы, мимические мышцы.

3. Движения головы.

1. Заполнить таблицу «Топография мышц головы и шеи».

№ пп Название мышцы Место начала и место прикрепления Функции

2. Выписать мышцы, осуществляющие движения головы.

ДВИЖЕНИЯ ШЕИ И ГОЛОВЫ

1. Сгибание шеи и головы:

1/ длинная мышца головы; 2/ длинная мышца шеи; 3/ передняя и латеральная прямые мышцы головы; 4/ лестничные мышцы; 5/ грудино-ключично-сосцевидные мышцы; 6/ мышцы, прикрепляющиеся к подъязычной кости.

2. Разгибание шеи и головы:

1/ трапециевидные мышцы (верхний отдел); 2/ ременные мышцы головы и шеи; 3/ поперечно-остистая мышца; 4/ выпрямитель позвоночника (верхний отдел); 5/ короткие мышцы головы (большая и малая задние прямые мышцы головы и верхняя косая мышца головы); 6/ грудино-ключично-сосцевидная мышца; 7/ мышца, поднимающая лопатку.

3. Наклон головы и шеи в сторону:

При одновременном сокращении на одной стороне сгибателей и разгибателей (наклон в ту сторону, на которой сокращается мышца). Сгибатели и разгибатели работают как синергисты и как антагонисты.

4. Поворот головы и шеи вправо:

1/ ременные мышцы головы и шеи справа; 2/ грудино-ключично-сосцевидная мышца слева; 3/ нижняя косая мышца головы справа; 4/ латеральная прямая мышца головы слева; 5/ большая задняя прямая мышца головы справа; 6/ верхних отдел выпрямителя позвоночника (длиннейшая и полуостистая мышца) справа; 7/ лопаточно-подъязычная справа.

5. Круговые движения головы и шеи:

В результате последующего сокращения мышцы сгибателей и мышцы разгибателей.

Источник



Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека» специальность 31.02.01.Лечебное дело (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Анатомия Учебные дисциплины Анатомия и физиология человека Анатомия и физиология Анатомия человека Физиологии человека Физиология человека

Изучите строение нервной ткани. Зарисуйте схему строения мультиполярного нейрона.

Изучите общие принципы строения полых и паренхиматозных органов. Рассмотрите макропрепараты, барельефные модели. Определите, к каким органам они относятся. Заполните таблицу «Органы», определив нужную колонку все органы которые вам известны.

1. Структурной единицей гладкой мышечной ткани является:

b) мышечное волокно;

2. Структурной единицей скелетной мышечной ткани является:

b) мышечное волокно;

3. Вставочные диски имеют:

a) скелетная мышечная ткань;

b) гладкая мышечная ткань;

c) сердечная ткань.

4. Произвольно сокращается:

a) скелетная мышечная ткань;

b) сердечная мышечная ткань;

c) гладкая мышечная ткань.

5. Среднюю оболочку полых органов образует:

a) мышечная ткань;

b) соединительная ткань;

c) эпителиальная ткань;

d) костная ткань.

6. Внутреннюю оболочку полых органов образует:

a) соединительная ткань;

b) эпителиальная ткань;

c) мышечная ткань;

d) хрящевая ткань.

7.Строму органов образует:

a) жировая ткань;

b) мышечная ткань;

c) эпителиальная ткань;

d) соединительная ткань.

8.Паренхиму органов образует:

a) слизистая ткань;

b) мышечная ткань;

Читайте также:  Чем опасна жесткая вода для посудомоечных машин и не только

c) соединительная ткань;

d) эпителиальная ткань.

9.Наружной оболочкой органов является:

b) серозная оболочка;

10.Пресинаптическая мембрана расположена:

a) на окончания аксона;

d) на теле нейрона.

11.Импульсы от тела клетки идут по:

Правильность ответов проверьте по учебнику, конспекту лекции. Оцените ответ

Критерии оценки:

«5»-ни одной ошибки

«2»-5 ошибок и больше

Внеаудиторная работа:

1. Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека», ).

2. Решение задач («Сборник морфофункциональных и ситуационных задач анатомии и физиологии», ).

Практическая работа №3

Тема: «Череп».

Студент должен

Знать: отделы черепа и кости их образующие, соединения костей черепа, черепные ямки, стенки глазницы, воздухоносные кости черепа, полость носа, полость рта, половые различия черепа.

Уметь: применять латинскую терминологию, распознавать на скелете кости черепа и их соединения, охарактеризовать височно-нижнечелюстной сустав.

Заполните таблицу «Глазница»

Верхняя глазничная щель

Нижняя глазничная щель

Заполните таблицу «Носовая полость»

Заполните таблицу «Роднички черепа новорождённого»

Какими костями ограничен

Заполните таблицу «Швы черепа»

Какие кости соединяет

Внеаудиторная работа:

1. Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека»,

Практическая работа №4

Тема: «Мышцы головы и шеи».

Студент должен

Знать: мимические и жевательные мышцы, мышцы шеи: поверхностные, средние, глубокие.

Уметь: применять латинскую терминологию, показывать в атласе и на муляжах основные жевательные и мимические мышцы, мышцы шеи.

Зарисуйте топографические треугольники шеи и области головы

Заполните таблицу «Движения головы»

Мышца (или группа мышц)

Наклон головы вперед

Запрокидывание головы назад

Наклон головы в сторону

Движение н/ч вниз

Выдвижение н/ч вперед

Движение н/ч вверх

Движение н/ч в сторону

Прижимание щек к зубам

Оттягивание углов рта в стороны

Вытягивание губ вперед

Движение подъязычной кости вверх

Движение подъязычной кости вниз

Внеаудиторная работа:

1. Работа с тестовыми заданиями («Сборник тестовых заданий по анатомии и физиологии человека», ).

2. Решение задач («Сборник морфофункциональных и ситуационных задач анатомии и физиологии», ).

Практическая работа № 5

Тема: «Скелет туловища»

Студент должен

Знать:особенности строения скелета туловища человека в разные возрастные периоды жизни (новорожденный ребенок, грудной возраст, зрелый возраст, старческий возраст); структурные образования, составляющие скелет туловища — позвоночный столб: отделы, изгибы. Строение тел позвонков в шейном, грудном, крестцовом отделах, строение копчика. Особенности соединения. Грудная клетка, особенности строения в различные возрастные периоды, апертуры. Строение грудины, ребер, их соединение. Соединение ребер с позвоночником.

Уметь: применять латинскую терминологию; показывать в атласе и на муляжах особенности строения костей туловища, ориентировочные линии тела.

Определите вид костей в предложенном вам комплекте (трубчатые, губчатые, плоские, короткие, длинные, воздухоносные, смешанные, сесамовидные).

Источник

Тест по теме Скелет человека

Задание ЕГЭ по биологии

Добавить в избранное

1) Заболевание опорно-двигательного аппарата — плоскостопие
2) Факторы, провоцирующие данное заболевание: неправильная обувь, избыточный вес, длительное хождение или стояние
3) Здоровая стопа обозначена цифрой 1

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2810.

Задание ЕГЭ по биологии

1) затылочная кость
2) скуловая кость
3) лобная кость
4) височная кость
5) теменная кость
6) нижнечелюстная кость

Добавить в избранное

Верный ответ: 136

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 2995.

Задание ЕГЭ по биологии

1) затылочная кость
2) лобная кость
3) нижнечелюстная кость
4) теменная кость
5) скуловая кость
6) височная кость

Добавить в избранное

Верный ответ: 145

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 3023.

Задание ЕГЭ по биологии

1) грудная клетка
2) запястье
3) блоковое
4) верхняя конечность
5) пояс верхних конечностей
6) полуподвижное
7) таз
8) череп

Добавить в избранное

Верный ответ: 764

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 3087.

Задание ЕГЭ по биологии

1) затылочная кость
2) лобная кость
3) теменная кость
4) височная кость
5) скуловая кость
6) нижнечелюстная кость

Источник

Adblock
detector